IN GIVEN ARTICLE IT IS A QUESTION BASICALLY OF FINANCIAL CULTURE, CULTURE AND POLITICAL STRUCTURE IN ANCIENT INDIA.
In this article the author has made an attempt to analyze position of financial culture and political structure in ancient India. The big emphasis is placed on Old Indian monuments "Mahabharata" and Ramayana, the system of four intellectual schools is also considered: Rohm, Buddo, Bkhagavad's school Geeta and Arth Hashasra.
Keywords: Paleolith, hominids, даргат, gandkhara, matkhura, Buddo, Ashshok, iperiya, territory, policy, behavior, people's assembly, structure of layers.
Сведение об авторе:
Суфиев Садриддин Насридинович - асистент кафедры истори, юрист и типологии Кулябского государственного университета имени А. Рудаки. Тел: (+992)918898485
About the autor:
Sufiev Sadriddin Nasridinovich - asistent Deportment history Lawer and Kulob state university named after Abuabdullo Rudaki Phone: (+992)918898485
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Зувайдуллозода М. Х.
Таджикский национальный университет
Осмысление проблемы, связанной с определением роли и места этических норм в политической деятельности в современной социально-философской мысли, часто обсуждается и дискутируется учеными, придерживающихся разных направлений мысли. В современной российской социально-философской мысли обсуждение этой проблемы приобрело важное значение и оно происходит с охватом широкого круга вопросов. Это связано, прежде всего, с осознанием того, что переход от одной системы ценностной ориентации к другой, особенно в сфере политических отношений, волей неволей преобразует также и ориентиры ценностей, норм и правил поведения, взаимодействия и отношений субъектов общественной жизни. Такая объективная потребность в обновлении осмысления этой проблемы существует и в других странах, в том числе и в Таджикистане. В современной российской социально-философской мысли интересные работы этой теме посвящены такими учеными, как Гусейнов М. Асперян А. и т. д., которые постоянно стараются полноценно анализировать данную проблему не только с точки зрения фактуальности, но и с методологической позиции: «Стержневую проблему, вокруг которой развертываются современные этические исследования и в России, и за рубежом, мне кажется, можно сформулировать так: каковы условия и процедуры философского обоснования морали в плюралистическом мире. В российской этике эта проблема ставится и обсуждается в специфическом социокультурном и философском контексте. Сложившиеся в советский период методологические и теоретические традиции оказались достаточными для сохранения философской базы исследований на период концептуальной и мировоззренческой переориентации философской этики»[1, с. 3].
Из вышеприведённой цитаты видно, что сегодня в российском этическом сообществе возникла острая потребность в переосмыслении путей, подходов и концептуального аппарата этической проблематики. Хотя этот шаг осложняется ускользающей реальности современных глобализирующихся обществ, но тем не менее их труды позволяют понятнее, точнее уловить суть происходящих процессов в сфере этической регуляции политических взаимодействий. На этой основе становятся понятными притязания этики к политики, которая должна обрести причастность к ценностным, духовным истокам. Это позволяет политической сфере стать пространством развертывания высоких ценностных идеалов общества, наполняя его разделяемыми всеми ориентиров политического взаимодействия.
По мнению многих исследователей, отсутствие четких ценностных ориентиров в сфере политической деятельности означает отсутствие его способности, потенциала к пространственно-социокультурного функционирования. Несомненно, при таких
обстоятельствах даже самые благородные призывы политических субъектов к общественности для их привлечения к участию в реализации намеченных программ остаются неуслышанными или не понимаются, игнорируются в практике реформационных процессов в обществе. Такое положение, естественно, не в силах продвигать страну на пути к модернизации, сделать ее культуру узнаваемой в мире, а сам конкретный социум возвести на высшие ступени развития человеческой цивилизации. Как известно, именно на достижение таких целей всегда призывает и президент нашей страны: «Ибо свобода и независимость являются для нас величайшим завоеванием и священной национальной идеей, несмотря на имеющиеся проблемы, мы и в дальнейшем будем направлять все свои стремления и усилия на их защиту, прочность и устойчивость, будем беречь и защищать это великое достояние нашей нации, словно зеницу ока. Наряду с этим, напоминаю, что первые годы независимости были для нашего народа периодом тяжелых и трудных исторических испытаний.
В начале 90-х годов прошлого века Таджикистан под воздействием вмешательства некоторых зарубежных стран, осуществляемого под лозунгом демократизации общества, столкнулся с острыми внутренними конфликтами, этот процесс довёл нас до навязанной гражданской войны и братоубийственной трагедии. Славный народ Таджикистана хорошо помнит ужасные последствия и смертельные удары войны, начатой определенными кругами и недругами таджикской нации с целью навязывания нашему народу чуждого верования и культуры, создания исламского государства, что привило к гибели десяток тысяч граждан страны и огромному экономическому ущербу.
В стране с конца 1997 года началось принятие и осуществление Программы постконфликтного восстановления для возобновления строительства учебных, медицинских учреждений, разрушенных дорог и жилых домов. Эти меры позволили нам начать политическую и конституционную реформу, в целях укрепления основ независимости принять Конституцию нашего независимого государства и государственные символы, восстановить функционирование парализованных государственных структур и органов, создать единую систему исполнительной власти, двухпалатный парламент и независимую судебную власть, обеспечить законность, порядок и защиту прав и свобод граждан, то есть верховенство закона в обществе.
В нашей отечественной социальной философии исследованию данной проблемы посвящены работы профессора Наврузова С. Н. «Потребительство» и «Духовенство и потребительство». В этих работах особое внимание обращается проблеме, насколько религиозные этические нормы могут стать регулирующими элементами политического поведения в современном таджикистанском обществе. Автор, анализируя данную проблему, приходит к выводу о том, что часто политические партии, их лидеры для манипуляции общественным сознанием спекулируют религиозными этическими постулатами для достижения своих узкокорыстных целей. В этом плане он отмечает следующее: «В том, что религию выпестовывают, ставят её выше всех других сфер общественной жизни и общественной жизнедеятельности, в частности материальной жизни, виновато не только духовенство, но и некоторые ученые и политические деятели новой генерации. Такое дружелюбное, ласкательное отношение к ней как порабощающей человека силе приводит своими бесконечными непростительными компромиссами с ней к положению, что наблюдается сейчас, - полному противоречию. В известных пределах это положение как бы практически терпимо, но его логические несуразности заставляют мыслящий разум терпеть истинное мучение. По отношению к религии наша периодическая печать, - и государственная, и оппозиционная, - которая постоянно повторяет все жалкое лицемерие и лживость теологической апологетики, и сама пересаживает теологические пороки также и на светскую почву»[2, с. 6-7].
Согласно мнению указанного ученого этические нормы религии тоже должны меняться с продвижением общественной жизни и только в этом случае они могут сыграть позитивную роль в регулировании политического поведения людей: «Религия не может быть фундаментальным основанием существования общества и человека. Не религия придумала, сконструктрировала общество и человека, а наоборот, они породили её. Надо отвести религии свое место лишь только как одной из сфер духовности, всецело не заменяющей собой все другие сферы человеческой духовности. Поэтому религия должна
модернизироваться соответственно тенденциям развития общества, а не встать над ним, как его законодатель, якобы определяющий и направляющий его развитие по своему сценарию. Она не может заполнить собой все сферы общественной жизни»[3, с. 26].
Вышесказанное указывает на то, что этика и власть всегда взаимно усиливают друг друга. Поэтому обращаясь к важности этики для лидеров, но в первую очередь с точки зрения впечатления, необходимо сделать видимыми проявления добродетели, исходящими от власти на ее последователей. Появление добродетели является важным источником мягкой силы лидера или способности, чтобы получить то, что хочет он от последователей, избегая тем самим силу и принуждения. Тем самим этика может эффективно использоваться инструментально для увеличения мощности.
В контексте ожидания учета моральных норм в деятельности политических субъектов есть еще один аспект, который касается потребностей их последователей. Лидерство представляет собой сочетание черт, качеств последователей лидеров, природа их требований и контекста, в котором они взаимодействуют. Одна группа общественности беспокоится о своем статусе, другая обеспокоена разгулом коррупции и т. д. Все это создает благоприятное условие для лидеров, которые чувствуют психологическую потребность во власти. Поэтому С. Наврузов, подходя с этой позиции к анализу общественной жизни современного таджикистанского общества, отмечает, что: «У нас только ленивые не говорят об упадке патриотизма. Власть требует возродить патриотическое воспитание. Но для выращивания новых патриотов нужны новые идеи и символы, в качестве чего не могут служить религиозные символы и догмы, ввиду их космополитичности, даже сами муллы не могут служить символом нашей новой жизни, ввиду того что они сами физически находятся в XXI веке, а духовно - в VII-VIII веках. Можно написать новый учебник о патриотизме, но и для него нужны не пафосные слова, давно просроченные религиозные догмы и морализаторство... Для выращивания новых патриотов нужны новые идеи и символы, реальные экономические, идеологические, культурные основания. Старые цели и стереотипы, в основе которых лежали религиозные установки и догмы, давно уже стали ржаветь и они восстановлению не подлежат, поскольку, как уже говорилось, время нельзя реставрировать»[4, с. 18-19].
По нашему мнению, при осмыслении данной проблемы необходимо обратить внимание на роль и место одного из важных законов общественной жизни, то есть соотношении диалектики объективного и субъективного в историческом процессе. Как известно, под объективным в общественной жизни обычно понимаются факторы и явления, существующие независимо от воли и желания людей, в то время как под субъективным в основном следует понимать то, что зависит от самих людей, от их сознательности, уровня культуры, дисциплинированности, ответственности и т. д. По утверждению многих социальных философов в становлении и развитии общественной жизни приоритет, в основном, принадлежит объективному, так как оно в конечном счете всегда детерминирует субъективное[5, с. 200].
Часто в социально-философских концепциях приоритет объективного над субъективным выводится из того, что, например, люди несвободны в выборе своих производительных сил, составляющих основу всей их истории, поскольку они им достались от предыдущих поколений. Но они могут их максимально эффективно использовать или же наоборот даже потерять то, что уже имели. История человечества свидетельствует, что при одних и тех же средствах производства можно жить как хорошо, так и плохо. То же самое касается и природного фактора. Имея одинаковые природные и климатические условия, можно жить по-разному. Здесь все зависит от субъективного фактора. Поэтому люди должны учитывать возможности объективного фактора и, исходя из этого, действовать в соответствии со своими возможностями, традициями, обычаями, менталитетом и т. д.
Однако, несмотря на это, роль субъективного фактора в моральном регулирование политической деятельности нельзя не до оценить, так как в XX веке роль субъективного фактора резко возросла. Все социальные силы общества — классы, группы, коллективы, индивиды — принимают активное участие в творении истории. Они производят ценности, делают политику, создают различные политические партии, спортивные организации и учреждения, объединяющие в своих рядах миллионы людей не на базе кровнородственных связей, а на основе профессиональных и иных интересов. Порой складывается впечатление,
что воля людей сильнее объективных обстоятельств и что история как бы приобретает субъективно-волюнтаристский характер, когда все можно менять по своему усмотрению. Делаются иной раз даже попытки все сломать и вернуться к прошлому. При этом совершенно забывают, что в истории нет абсолютной повторяемости, что нельзя вернуться к прошлым временам не только потому, что изменились объективные обстоятельства, но и потому что субъективные условия тоже резко изменились. Новое поколение никогда не захочет отказаться от приобретенных ценностей, от производительных сил, от жизненного комфорта и других позитивных моментов, оставленных предыдущими поколениями. У него другая психология, другой уклад жизни и другие интересы. Насильственно можно навязать, но только временно, людям мысль о необходимости повторить пройденный путь, но это будет означать трагедию, ибо нельзя насиловать логику истории и ее объективный ход по восходящей линии. Поэтому прав Людвиг Гумплович, который отмечает, что: «Успешная политика должна считаться с исторически сложившимися отношениями, так как действительно лишь то, что выработалось исторически.
Продукт доктрины, введенный в жизнь декретом, должен сперва выдержать борьбу с действительностью и тогда лишь получает существование и прочность. Продукт теории приживается лишь там, где сумеет приспособиться к существующим отношениям; где он уплатит дань всесильному закону приспособления, господствующему над всею природою, следовательно, и над социальным миром. Если в нем нет способности приспособления, он будет выкинут из жизни земными силами, управляющими процессом социального развития»[6, с. 97].
Когда политическая теория, идеология и практика вступают в резкое противоречие с моралью людей, они теряют свою эффективность и в конечном итоге обречены на провал. Таким образом, каждая политическая теория, идеология и практика ищет морального оправдания и аргументы для того, чтобы быть принятыми массами. Но когда политическая теория противоречит в той или иной степени нравственным устоям народных масс, политики стремятся замаскировать это противоречие политической демагогией. Чем выше ступень, на которой политика определенной организации, партии или государства противоречит нравственным ценностям народа, тем сильнее потребность в демагогии и тем больше потребность в использовании различных средств пропаганды для этой цели.
Нравственные чувства народных масс являются наиболее ранними, прямыми показателями того, на сколько оправданы действия данной политической системы. На то, как большинство людей начинают воспринимать определенные политические действия и организации, как диссонируют они с их нравственными чувствами указывает возникающий кризис в обществе. Политическая система, которая принимает во внимание мораль народных масс, в принципе не выходить за рамки определенных моральных границ. Кроме того, благодаря функционированию системы она укрепляет эти границы и формирует соответствующие моральные качества. Все это означает, что политические и нравственные цели, средства и действия могут противоречить друг другу только в определенных пределах: нарушение этих определенных пределов приведет к беззаконию и политическая система будет находиться под угрозой нестабильности и неудачи.
Ни одна социально значимая акция не обходится без положительного или отрицательного морального измерения. Все политические действия осуществляются лицами и касаются отношений между людьми. Отношения между отдельными лицами в политической сфере основаны на определенном моральном кодексе, который вырабатывается спонтанно в политической практике, может быть обнародован официально и служить в качестве одного из оснований для оценки политиков от имени населения, а также от имени различных политических институтов, подразделений и представителей политической иерархии. В зависимости от особенностей политических целей, средств и практики определенной группы или организации, моральный кодекс, оказывающий влияние на поведение политиков, будет соответствовать или противоречить в какой-то степени их моральным требованиям.
В процессе трансформации общественной жизни в последние годы мы встречаем также и противоположные явления, которые свидетельствуют о трудности только этим путем достигать восстановления моральности социального поведения многих субъектов
общественной жизни. Данный процесс анализирован в монографии Идиева Х. У., рассматривавшего санкционируемые традиционными структурами норм и ценностей.
Поэтому иногда фактор привязанности индивида к первичным традиционным структурам оказывает также влияние на принимаемые в рамках формальных институтов общества решения. В то же время для понимания природы этих явлений особо актуальной предстает проблема изучения особенностей существующих в рамках традиционных структур общества автономных моделей, взаимосвязей, отношений между членами общества, а также форм их трансформации в контексте происходящих в общественной жизни перемен. Ибо затрагиваемые происходящие в последние годы перемены основополагающих норм и правил социальной жизни таджикского общества позволяют осмысленно вышеназванные ее аспекты осуществить в плоскости изменения формы адаптации к новым условиям жизни и доступа к основным ресурсам общества. Эти аспекты социальных действий осуществляются не только путем разделения социумом символов формально утверждаемого социального порядка в обществе, но и часто путем поиска опоры в артикуляции традиционных моделей взаимосвязей, отношений и т. д.
В то же время этот процесс, в силу своей неодинаковой степени проникновения в самое корневище культурного опыта всех социальных групп, протекает неравномерно в разных точках социального пространства. Ибо сегодняшняя социокультурная карта РТ характеризуется чередованием как ареалов с наличием накопленного в прошлом богатого опыта адаптации к физическим и социальным условиям своей среды, так и анклавов, постоянно - в силу отсутствия, невыработанности такого опыта - находящихся в поиске такого. Это отчетливо проявляется в том, что эти общности довольно чувствительны к поиску и утверждению своей идентичности, приобретения признания в глазах других групп, к новациям в структуре общественной жизни и т. д. В группу этих анклавов в основном входят места, заселенные в результате внутренней миграции, предпринимаемой для осваивания новых земель, расселения на равнинах жителей горных районов. Перемена координат первичных точек в национальном пространстве сопровождалась для общностей также изменением структуры их социальности. Они чаще всего проявляются в особенности их взаимодействий, взаимоотношения.
Пространственные перемещения обусловливают большую интенсивность их взаимодействия с другими группами, нежели в прежних местах, где оно не выходило за рамки собственной группы. Или, даже если существовало, было совсем ничтожным. Теперь безразличие к ориентирам поведения других и стремление достичь соответствия норм своего поведения ожиданиям неродственных групп отступает постепенно на задний план. Интенсивность возрастания такой функциональной связи ориентиров, норм поведения различных групп, которые теперь начинают входит в сеть его взаимоотношений. В результате интенсивности этих взаимодействий претерпевает существенное изменение природа социальности как коллективных групп, так и индивидов. Данное обстоятельство для адаптации индивида, группы к новым условиям жизни создает почву не только для взаимного проникновения отдельных норм, правил и ценностей поведения, но также и для изобретения совершенно новых их образцов. Исходя из этого, структура социальности данных общностей становится более толерантной, плюралистичной и открытой к проникновению и восприятию новых элементов изменившихся условий жизни, нежели тех групп, которые, в стабильно выбранной точке социального пространства воспроизводят практику своей социальной жизни»[7, с. 13-14].
ЛИТЕРАТУРА
1. Мораль в современном мире и проблемы российской этики. Материалы конференции -«круглого стола» // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 3
2. Наврузов С. Духовенство и потребительство. - Душанбе, 2014. -с. 6-7.
3. Наврузов С. Духовенство и потребительство. - Душанбе, 2014. -с. 26.
4. Наврузов С. Духовенство и потребительство. - Душанбе, 2014. - С. 18-19.
5. Габозов И. А. Куда катится философия. От поиска истины к постмодернистскому трепу (философский очерк). - М. : Издатель Савин С. А., 2005. - 200с.
6. Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб., 1910. - с. 97.
7. Идиев Х. У. Традиция и новация в контексте изменения общественной жизни в Таджикистане. -Душанбе, Ирфон, 1997. - с. 13-14
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
В статье рассматривается наиболее часто дискутируемая и обсуждаемая проблема как среди ученого сообщество, так и в социуме вопрос о моральной регуляции политического поведения в современных обществах. По мнению автора, разлом существовавшей системы общественных отношений и становлении новой системы отношений, основывающей на национальных ценностях в современном таджикистанском обществе, привел к активизации религиозных ценностей в социальной ориентации не только у религиозных деятелей, но и среди части ученых и светской интеллигенции. Любая политическая система должна принимать во внимание мораль народных масс, ибо благодаря ее функционированию, укрепляется границы соответствующие моральным качествам в обществе.
Ключевые слова: Этика, этическое, символы, религия, духовность, потребность, субъективные, объективные факторы, моральность, взаимодействие.
UNDERSTANDING PROBLEM OF MORAL REGULATION OF POLITICAL BEHAVIOUR IN MODERN SOCIAL THOUGHT
This article considers problem of moral regulation of political behaviour in modern societies which frequently debated and discussed among scientists and socium. According to author the break of existing system of public relations and formation of a new system of relations based on national values of modern Tajik society led to activation of religious values, not only among religious leaders, but also among part of scientists and secular intelligentsias. Any political system should take into account the moral of public, because of its functioning border between of appropriate moral qualities of society will be strengthened.
Кеу words: Ethics, ethical, symbols, religion, spiritual, requirement, objective and subjective factors, morality, interaction.
Сведения об авторе:
Зувайдуллозода Мухибулло Хабибибулло - старшый преподователь общеуниверситетской кафедры философии Таджиского национального университета, директор Государственного образовательного учреждения "Международная Президентская школа" в городе Душанбе. Телефон: + (992)907-75-45- 04. E-mail: mukhibullo@mail.ru
About the autor:
Zuvaidulloza Muhibullo Habibullo - senior teacher nationuniversity department Philosophy Tajik nation university, Director of the State Educational Institution "International Presidential School in city Dushanbe. Phone: + (992)907-75-45-04. E-mail: mukhibullo@mail.ru
УДК: 9(575. 31)+63 (575). 31) (09)
ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УКРЕПЛЕНИЕ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ СЕВЕРНОГО
ТАДЖИКИСТАНА
Бахадурова Ф. Ш.
Худжандский государственный университета им. Б. Гафуров
Важным этапом в деле дальнейшего подъема сельского хозяйства, в организационно-хозяйственном укреплении колхозов явилось начатое в 50- г. укрупнение колхозов. Это было необходимо в связи с тем, в годы четвертой пятилетки значительно возросла помощь государства сельскому хозяйству тракторами, комбайнами, кадрами специалистов и другими средствами. В результате были созданы условия для дальнейшего подъема сельскохозяйственного производства. В Таджикской ССР, как и в других республиках СССР