Научная статья на тему 'Религия как часть культуры и ее роль в общественной жизни Таджикистана'

Религия как часть культуры и ее роль в общественной жизни Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5743
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР / PHILOSOPHY / RELIGIONS CULTURE / ISLAM / ISLAMIC FACTOR / ISLAMIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акилова Мавзуна Махмуджановна

Статья посвящена выявлению места религии (религиозной культуры) в культуре, ее влиянию и роли в общественной жизни Республики Таджикистан на современном этапе. Среди ценностей современного Таджикистана признание религии полноправным элементом культуры и духовной жизни, религиозный плюрализм, конфессиональная безопасность, приоритет светской культуры диктуются конкретной концепцией взаимоотношения культуры и религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion as a Part of Culture and its Role in Social Life of Tajikistan

The article dwells on elicitation of the place of religion (religious culture ) in culture, it ’s sway over the social life of Tajikistan Republic and its role in it at the modern stage. Among the values of modern Tajikistan recognition of religion as an equitable element of culture and spiritual life, religious pluralism, confessional safety, priority of secular culture are dictated by a concrete conception of interrelations between religion and culture.

Текст научной работы на тему «Религия как часть культуры и ее роль в общественной жизни Таджикистана»

ФАЛСАФА ВА Х.УКУК ФИЛОСОФИЯ И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

М. Акилова

РЕЛИГИЯ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ТАДЖИКИСТАНА

Ключевые слова: философия, религиозная культура, ислам, религиозный фактор, исламизация.

Философское обобщение культурологического подхода к религии позволяет рассмотреть её как явление (часть) культуры (целое). В деятельностной концепции культуры религия предстаёт религиозной культурой, взаимодействующей с нерелигиозной культурой в широком смысле - совокупностью дорелигиозного (миф) и секулярного элементов духовной культуры. Религиозное и нерелигиозное являются сферами культуры. Среди концептуальных подходов к пониманию культуры есть вариант сведения культуры к религии, верованиям, священному, культу.

Следует различать понятия «религия в культуре» и «религиозная культура». Религиозная культура является сложным комплексным социокультурным образованием, формой или сферой культуры. Религиозная культура - это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Место религии (религиозной культуры) в культуре, ее влияние на отдельные части и культуру в целом, как правило, диктуются конкретной концепцией взаимоотношения культуры и религии.

Все аспекты религии как социальной подсистемы, мировоззрения, теории и практики находят выражение в религиозной культуре. В религиозно-культурном комплексе можно выделить внутренние и

внешние слои. Внутреннее «адро» включает священное (сакральное), внешние слои являются преимущественно религиозным продуктом взаимодействия священного и несвященного. К внешним слоям религиозно-культурного комплекса относят образования из феноменов, оказавшихся под влиянием религии (религиозные: миф, философия, мораль, право, искусство, наука, политика).

Религия сравнительно влиятельна в сфере нравственности, в семье, в социальных и этнических субкультурах. Религиозная и этническая общности разграничены. Экономика, политика, право, элитарные субкультуры независимы от религии. В конституции может подчеркиваться светский характер государства и религиозный плюрализм в обществе, провозглашаться свобода совести. Религиозным организациям обеспечена (традицией или правом) возможность участия в политической и культурной жизни общества, а также влияния на средства массовой информации.

История культуры знает примеры обострения взаимоотношений конфессиональных культур, религиозного и светского элементов культуры (цивилизации). Религия бывает источником конфликта, но чаще формой социального или этнического противостояния, содействующей его обострению или разрешению.

Опыт межкультурного диалога и взаимодействия конфессий, религиозного и светского мировоззрений, структур может быть перспективным в деле разрешения глобальных проблем человечества, определении парадигмы дальнейшего бытия цивилизации и культур, утверждении гуманистических, экологических стандартов поведения (2, 345).

Свое важнейшее значение религия приобретает, выполняя следующие функции:

Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.

Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т.д.), религия возводит их на

уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих.

В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость (2,345).

«Было время, когда многие европейские интеллектуалы считали, что наступает эпоха пострелигиозной культуры: религия - это дело прошлого, человек в обществе, ориентирующемся на научное знание, на технику, связан в понимании смысложизненных ориентиров только с наукой. Но современное положение вещей опровергает это, и дело обстоит, как кажется, совершенно не так» - говорит в своей беседе В. Лекторский Далее он отмечает что, - ситуация в мире неоднородна. Если говорить о Востоке и, в частности, о мусульманском мире, нужно заметить, что влияние религии в этом регионе нетолько не ослабевает, но, наоборот, растет. Это можно объяснять разными причинами, в том числе и тем, что это реакция на процесс глобализации, о котором сейчас идут оживленные дискуссии. В этом видится попытка защитить свою культуру, способ сохранения культурной идентичности, потому что в основе разных культур исторически лежали религиозные ценности (1).

Современную духовную культуру Таджикистана и её перспективы не понять без выявления взаимодействия цивилизационного и формационного, восточного и западного, домусульманского и исламского, религиозного и светского элементов. Среди ценностей современного Таджикистана -признание религии полноправным элементом культуры и духовной жизни, религиозный плюрализм, конфессиональная безопасность, приоритет светской культуры.

Таджикистан был частью Советского Союза, где господствовали коммунистическая идеология и так называемый научный атеизм. Это - на высоком политическом уровне. А на низшем, семейно-бытовом, наоборот, господствовала религия. В таджикских семьях значительная часть обрядов бракосочетания (а погребения -полностью) - совершались по исламским правилам. Не было и речи о взаимном диалоге между официальными властями и религиозными деятелями, между наукой и религией. В обществе существовали как бы два Закона: официальный и неофициальный. Согласно

официальным данным, все были атеистами, а согласно неофициальному - дело обстояло совсем наоборот: можно было пускать пыль в глаза власти, чем, собственно, и занимались религиозные деятели, не считая это делом зазорным.

Для того чтобы изжить религию из душ людей и снизить ее роль в обществе советский режим наносил сокрушительные удары по духовенству, рассчитывая на то, что, уничтожив наиболее видную часть духовенства и усилив антирелигиозную пропаганду, можно будет добиться своих целей. Были отменены вакфы, закрыты медресе, казнены и высланы в Сибирь многие религиозные служители и мударрисы (учителя), разрушены мечети.

Коммунистическому режиму удалось нанести сокрушительный удар по традиционному религиозному обучению и нарушить преемственность традиции. Впоследствии религиозное образование было тайно продолжено, в основном, священнослужителями, получившими или продолжившими свое религиозное образование за рубежом.

После распада СССР ислам в ЦА, в том числе и в Таджикистане, «вырвался на свободу» и пытается наверстать упущенное. Результатами политики давления на религию стали всеобщая религиозная безграмотность, недостаточный профессионализм и закостенелость религиозных служителей, утрата религиозных традиций, подмена местных религиозных традиций и обычаев (урф ва одат) «салафитскими», отрицание светского «западного образа жизни» вследствие насаждения сугубо светского и европейского образа жизни (вестернизация). Все это привело к активизации процессов исламизации общества, которой способствуют проблемы переходного периода, идеологический вакуум, востребованность религии не только среди населения, но и в современном политическом дискурсе, а также подверженность ислама различным интерпретациям противостоящих сил.

После обретения независимости значимость ислама как важнейшего фактора национальной идентичности и инструмента внешней политики неизмеримо возросла. Поиски национальной идентичности, начавшиеся еще во времена перестройки в СССР, в целом отражали стремление народов вернуться к своим корням, найти связь между прошлым и настоящим, возродить свою самобытность, подчеркнуть отличие от других. В этих поисках было.

естественно, немало мифологизированной истории, причудливой смеси легенд и политического заказа, призванного заклеймить все, что было при советской власти.

В странах с преобладающим мусульманским населением поддержка государством местной культуры неизбежно вела к усилению роли ислама. Процесс исламского возрождения в Таджикистане был частью поиска национальной идентичности. Как известно, ислам стремится регулировать все стороны жизни человека и общества, включая политическую сферу. Отсюда - и меньшая подверженность секуляризации на коллективном уровне, а значит, и особенно высокая роль религии в самоидентификации. Ислам в сложившейся ситуации выполнял для светских властей несколько функций. Выступая как важнейший элемент идентичности, он становился также средством легитимации власти и мог играть важную роль во внешней политике.

На данный момент в Таджикистане функционируют около 4 тыс. мечетей, в республике насчитывается более 97% мусульман (5).

Исламского образа жизни придерживаются люди, имеющие различную социальную принадлежность, разный достаток, уровень образования, возраст.

Устойчивое воздействие ислама на общественно-политическую жизнь во многом объясняется особенностями мусульманского вероучения, в котором нет четкого разделения на сакральное и светское. Ислам принято считать системой, регулирующей практически все аспекты жизни людей - от самого рождения до смерти. Мусульманские идеологи указывают на единство религии и политики, ссылаясь на историю возникновения и распространения ислама. В этой интерпретации ислам не только представляет собой религиозную систему, но и предлагает модель организации общества.

Как известно, рост индивидуальной религиозности, характерный для многих постсоветских обществ, не противоречит секуляризации - до тех пор, пока религия остаётся свободным выбором индивида, а государственные органы не обосновывают свои решения религиозными нормами. Выбор секулярной модели был единственным и логичным выбором после распада СССР, где эта модель, несмотря на хорошо известные издержки, все же доказала свою эффективность и созвучие идеям модернизации. В условиях существования традиции светской власти призывы со стороны

исламистов к строительству исламского государства (а они звучали, например, в Таджикистане во время гражданской войны, да и не только там) воспринимались как анахронизм, как пример архаизации отдельных социальных слоев. Правящие элиты отдавали себе отчет и в том, что исламские лозунги и быстро формирующиеся исламские политические партии и организации не только отражали процесс пробуждения внимания к религии, характерный для всего постсоветского пространства, но и подавали сигнал о готовности оппозиционных сил добиться доступа к власти и ресурсам, которого они были лишены.

В отношении религиозности таджиков можно сказать, что абсолютное большинство являются верующими, которые выполняют нормы ислама, читают намаз, одним словом, ислам оказывает влияние на их жизнь.

Но при этом необходимо отличать такие понятия как «религиозность» и «религиозная грамотность». Если применить эти понятия, то можно будет увидеть, что нынешнее население Таджикистана верующее, соблюдающее законы ислама, но религиозно неграмотное. А последнее обстоятельство нередко используется различными политическими силами ради достижения собственных целей.

Единственным государством в Центральной Азии, в котором действует парламентская исламистская партия, является Таджикистан. Причины политического сосуществования светских политических партий с Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) связаны с форматом мирных переговоров, завершивших гражданскую войну, и особенностями достигнутого компромисса. ПИВТ, оставаясь оппозиционной партией, находит с правящей элитой общий язык. С одной стороны, это является залогом ее политического выживания, с другой - в руководство партии пришли прагматичные современные лидеры. Эти люди, оставаясь исламистами по своим убеждениям, в то же время нацелены на продолжение модернизации страны и ускорение ее темпов (4, 186-195).

Немецкий исследователь А. Зайферт в процессе изучения отношений светской власти с исламистами в Таджикистане указывал на объективно существующее и трудно преодолимое недоверие между сторонами. «...Высокий уровень взаимного недоверия

порожден полным отсутствием гарантий того, что, получив в свои руки полную власть, та или другая сторона не захочет отделаться от нежелательного партнера. Так, светские лидеры опасаются, что, в случае прихода к власти демократическим парламентским путем, исламская партия начнет создавать теократическое государство, в котором бывшим правителям не найдется места. Исламские лидеры опасаются не только того, что их организации, в силу предвзятого к ним отношения, могут попасть в списки террористических и оказаться под запретом, но и того, что даже политическая легитимация их партий не станет гарантией их сохранения в политической структуре государства, не решившего для себя вопроса о сосуществовании с политическим исламом» (3, 28-29).

Не исключено, что в дальнейшем «мирное сосуществование» с политическим исламом в государствах Центральной Азии, в том числе и в Таджикистане, будет стоять на повестке дня, но ныне светские режимы по мере своего укрепления стараются, скорее, жестко сдерживать его развитие, нежели идти на диалог с его представителями, оставляя для них нишу в системе государственного управления.

По результатам социологического исследования ОБСЕ, в Таджикистане происходит усиление исламистских настроений.

Согласно исследованию ОБСЕ, более половины таджикистанцев выступают за усиление роли ислама в общественной жизни страны. А около 7% готовы даже жить в теократическом государстве. Две трети жителей в ходе опроса назвали религию объединяющим фактором, а вот 14% оказались иного мнения. Такие данные говорят, что у сторонников усиления ислама есть не менее сильные оппоненты. В этой ситуации, полагают эксперты, задача властей не допустить их столкновения. Аналитики в Душанбе считают, что сделать это можно путем организации диалога сторон (5).

Внешние признаки исламизации таджикского общества заметны в любом населенном пункте. В стране увеличивается число прихожан в мечетях, а почти четверть таджикских женщин носит религиозную одежду - хиджаб. Наблюдатели обращают также внимание и на сокращение продаж алкоголя. В республике зафиксированы уже случаи отказа ряда кафе и ресторанов от разлива спиртных напитков.

Самым же ярким примером религиозности является соблюдение исламских обрядов. В ходе опроса, проведенного в августе, 88% таджикистанцев признались, что держат пост в священный месяц Рамадан. Анализируя эти явления, профессор кафедры политологии Российско-Таджикского (Славянского) университета Зарина Диноршоева отметила, что рост религиозных настроений идет на фоне ослабления светских ценностей в республике, в частности науки:

«Сегодняшнее состояние таджикистанского общества можно определить усилением религиозного сознания. Оно, соответственно, ведет к активизации какой-то деятельности. Ведь религиозное сознание - это прежде всего культовая и некультовая деятельность. Налицо пассивное состояние научного мировоззрения. Сейчас общество не противопоставляет ничего религиозному сознанию. Оно, наоборот, подпитывает его» (5).

Опыт Таджикистана по легализации деятельности политической партии религиозного характера показывает, что такой выбор является рациональным путем для обеспечения стабильности в мусульманских обществах со светским режимом правления. Легальная деятельность исламских политических сил приведет к глубокой эволюции их сущности, структуры и методов ведения политической деятельности в целом, а также к трансформации их политической культуры.

Действуя на легальной политической арене и в строгих рамках закона, эти силы постепенно проходят процесс глубокой социализации и модернизации, разделяют чувство ответственности за стабильность и развитие общества в стране. Адаптируясь к политической культуре общества, они переходят на умеренные созидательные позиции и становятся естественной частью легального политического пространства. Такая трансформация приведет к снижению религиозного и политического экстремизма в обществе.

Таким образом, легализация религиозной политической деятельности Таджикистан приобрела устойчивую стабильность в этом направлении, как говорится, «фактор нестабильности» в конечном итоге превратился в элемент стабильности. Это и есть один из важнейших уроков таджикского мирного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беседа В. Лекторского с Л.Н.Митрохиным/Zwww.circle.ru/archive/ lektors.html

2. Дик П.Ф. Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть I. Теоретический курс. Костанай, 2010

3. Зайферт А.К. Фактор Ислама и стратегия стабилизации ОБСЕ в ее евроазиатском регионе. - М„ 2002

4. Рахнамо А. Социальная специфика развития политической культуры в Центральной Азии. - М., 20095.Таджикистану грозит исламизация. // http://rus.ruvr.ru/2012 09 10/

Религия как часть культуры и ее роль в общественной жизни Таджикистана

М. Акилова

Ключевые слова: философия, религиозная культура, ислам, исламский фактор, исламизация

Статья посвящена выявлению места религии (религиозной культуры) в культуре, ее влиянию и роли в общественной жизни Республики Таджикистан на современном этапе. Среди ценностей современного Таджикистана признание религии полноправным элементом культуры и духовной жизни, религиозный плюрализм, конфессиональная безопасность, приоритет светской культуры диктуются конкретной концепцией взаимоотношения культуры и религии.

Religion as a Part of Culture and its Role in Social Life of Tajikistan

M. Akilova

Key words: philosophy, religions culture, Islam, Islamic factor, lslamization

The article dwells on elicitation of the place ofreligion (religious culture) in culture, it's sway over the social life of Tajikistan Republic and its role in it at the modern stage. Among the values of modern Tajikistan recognition of religion as an equitable element of culture and spiritual life, religious pluralism, confessional safety, priority of secular culture are dictated by a concrete conception of interrelations between religion and culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.