Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В'

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
319
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЯ / ИСЛАМ / МЕСТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / СУФФИЗМ / НАКШБАНДИЗМ / МАЗХАБ / ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зокирзода Н.М.

В статье анализируется основные особенности религиозного сознании населения Центральной Азии, особенно Бухарского эмирата в XIX в. Автор, для определение особенности религиозного сознания, сперва анализирует социально-политической обстановки данного периода и отмечает, что присоединение Средней Азии к Царской России имело положительный и негативный фактор. Также в статье отмечается, что религиозный фактор играл важный роль в социальной и культурной жизни общества, особенно он, использовался в политических целях местных правителей и колонизаторов. В статье автор отмечает в школах и медресе в основном преподавались религиозные предметы. Исламская религия являлась официальной религии населения, и в каждой провинциях имело свои особенности. Официальным мазхабом, был ханафитский мазхаб, наряду с которого в регионе существовали суфийские течении - накшбандия и ясавия. Также в статье приводится, что среди населения региона, бытовали особенные местные верования на примере гадалки и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS POPULATION OF CENTRAL ASIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article analyzes the main features of the religious consciousness of the population of Central Asia, especially the Bukhara Emirate in the 19th century. The author, to determine the peculiarities of religious consciousness, first analyzes the socio-political situation of this period and notes that the annexation of Central Asia to Tsarist Russia had a positive and negative factor. The article also notes that the religious factor played an important role in the social and cultural life of society; especially it was used for political purposes by local rulers and colonialists. In the article, the author notes that religious subjects were mainly taught in schools and madrassas. The Islamic religion was the official religion of the population, and each province had its own characteristics. The official madhhab was the Hanafi madhhab, along with which there were Sufi currents in the region - Naqshbandiyya and Yasaviyya. The article also states that among the population of the region, special local beliefs existed on the example of a fortuneteller, etc.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В»

РОЛЬ И МЕСТО ГЛОБАЛЬНЫХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН

Статья посвящена анализу роли и деятельности ООН в современных международных отношениях. Глобальные организации играют важную роль, в авангарде мировой политики обладая властью в области посредничества, урегулирования споров, поддержания мира, применения санкции. Автор указывает на тот факт, что в процессе развития глобализационых процессов роль международных структур усиливается. Участие в организациях рассматривается как индикатор вовлеченности страны в международные процессы. В современных реалиях роль ООН, безусловно, возрастает, так как на сегодняшний день ООН является единственной организацией глобального масштаба, которая имеет разветвлению сеть различных структур диверсифицированного профиля охватывающие все важные отрасли взаимодействия субъектов. В заключении хотелось бы почеркнуть, что в условиях развития глобализационных процессов с одной стороны и усиление центробежных сил с другой стороны роль ООН возрастает.

Ключевые слова: Международные организации, организация объединённых наций, глобализация, мягкая сила, трансформация.

THE ROLE AND PLACE OF GLOBAL STRUCTURES IN MODERN INTERNATIONAL RELATIONS ON THE EXAMPLE OF THE UNITED NATIONS

The article is devoted to the analysis of the role and activities of the United Nations in modern international relations. Global organizations play an important role in the vanguard of world politics, having power in the field of mediation, dispute settlement, peacekeeping and sanctions. The author points to the fact that the role of international structures is being strengthened in the process of globalizing processes. Participation in organizations is considered as an indicator of the country 's involvement in international processes. In modern realities, the role of the United Nations is certainly increasing, as today the United Nations is the only organization of global scope that has a branched network of diverse structures covering all important branches of interaction between entities. In conclusion, I would like to note that in the context of the development of globalization processes on the one hand and the strengthening of centrifugalforces on the other hand, the role of the United Nations is increasing.

Keywords: International organizations, United Nations organization, globalization, soft power, transformation.

Сведения об авторах:

Мирзоев Ниёз Мирзоевич - доктор истарических наук, профессор отдела экономических и гуманитарных наук НИИ Таджикского национального университета Адрес: 734025, Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки 17. Тел: (+992) 919160023. Комилова Хосият - докторант отдела социально- экономических и гуманитарных наук НИИ Таджикского национального университета Адрес: 734025, Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки 17. Тел: (+992) 985622323.

About authors:

Mirzoev Niyoz Mirzoevich - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Economic and Humanitarian Sciences of the Research Institute of the Tajik National University Address: 734025, Tajikistan, Dushanbe, Rudaki ave. 17. Tel: (+992) 919160023. Komilova Khosiyat - doctoral student of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Sciences of the Research Institute of the Tajik National University Address: 734025, Tajikistan, Dushanbe, Rudaki ave. 17. Tel: (+992) 985622323.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Зокирзода Н.М.

Президиуме Национальной Академии наук Таджикистан

Для выявления особенностей религиозного сознания в Центральной Азии, прежде всего, надо обратить внимание на социально-политическое положение страны и условия жизни населения второй половине XIX, разобраться в сектах и религиозных институтах имевших место в регионе. Религиозное сознание население региона конца XIX в. было изучено исследователями обзорно и масштабно. При этом за рамками их внимания остался вопрос о том, какое же место занимала религия в жизни самого населения.

В XIX веке Центральная Азия, в частности Бухарский эмират, находилась в состоянии социально-политического и культурного кризиса. Здесь продолжали господствовать феодально-

патриархальные отношения. Отгороженность среднеазиатских ханств от всего мира, застой в развитии производительных сил, господство схоластического образования были основными причинами их политической, военной и культурной отсталости. Феодальные междоусобицы препятствовали объединению регионов и вели к разрушению хозяйства. В изучаемый период в Бухаре правила династия Мангитов. Многие исторические источники и научные исследования подтверждают, что эпоха правления мангитской династии характеризовалась экономической и культурной отсталостью.[4. с.449-550] Профессор А.А.Семенов, в частности, пишет: «Несчастная страна, ввергнутая в пучину тупоумия, невежества, корыстолюбия и разврата своих государей и феодальной знати, представляла собой своеобразный, замкнутый в себе мир, куда не проникало никакое чуждое ему влияние, изолированный почти совершенно от всего остального «неверного» и «правоверного» мира».[9, с.5]

Общеизвестно, что во второй половине XIX века европейские государства начали завоёвывать восточные страны. В числе завоевателей была и Россия: «.. .Русский царизм осуществил широкие завоевательные мероприятия, имевшие результатом ликвидацию фактической независимости среднеазиатских ханств и включение части их территории в состав империи».[7.с.5] Эти «завоевательные мероприятия» царской России приносили много бедствий народам, живущим в этом регионе, и наносили большой ущерб производительным силам страны.

В течение 1864-1894 гг. территория Средней Азии и Памира была полностью захвачена и присоединена к царской России. Средняя Азия была разделена на четыре части: Степное генерал-губернаторство (северо-восточная часть современного Казахстана), генерал-губернаторство Туркестана (Ташкент, Самарканд и северо-восточная часть нынешнего Таджикистана), ТрансКаспийская периферия (центром которой был современный Туркменистан) и, наконец, протектораты - Бухарский эмират и Хивинский ханат. Академик А.М.Богоутдинов отмечает: «Объективно присоединение Средней Азии к России имело прогрессивное историческое значение, несмотря на то, что царизм руководствовался самыми грубыми интересами и применял жесткие колониальные методы».[3, с.356]

Таджикский философ М.Гоибов считает, что влияние передовой мысли России на передовых людей Востока, ставшее возможным в результате присоединения территории Средней Азии к Российской империи, стало одной из предпосылок возникновения в среднеазиатском регионе в XIX в. реформаторства и просветительства.[5, с.22]

Другой таджикский исследователь - Ш.Абдуллаев - с этой точкой зрения не согласен. Он отмечает, что основная политика Российской империи в основном была направлена на то, чтобы продолжать держать страну в невежестве и суеверии.[1, с.67] Потрясающее невежество и зло, царящие в стране, а также давление царской администрации обусловили зарождение свободомыслия и движения реформаторства в регионе. Ш.Абдуллаев считает, что присоединение Средней Азии к России стало для народов, проживающих в этом регионе, негативным явлением и о прогрессивном влиянии передовой русской мысли, по его мнению, здесь говорить не приходится.

Царская Россия, строя свои отношения с исламским миром, и особенно с Центральной Азией, которая являлась его частью, осознавала, что исламский фактор здесь играет огромную роль. После завоевания этого региона светская власть полностью подпала под ведение русской администрации, а духовная осталась за верховным духовенством, но она была ограничена и приведена в соответствие с колониальной политикой царизма. Царские власти стремились учредить институты управления религиозной жизнью мусульманских народов империи. При этом политика в этом направлении в том или ином регионе проводилась по-разному. «В то же время в степном крае Центральной Азии регулирование религиозной жизни мусульман было децентрализовано, а в Туркестане, хотя и планировалось создание какой-либо формальной организации под управлением религии, тем не менее, всё ещё вели деятельность муллы и никакой серьёзной организации по управлению религиозной жизнью мусульман не было учреждено».[8, с.126] Следует отметить, что это не означало, что наблюдения за местными мусульманами не проводилось, тем более что исламский фактор после завоевания Средней Азии приобрёл весьма большое значение в политике царской России.

Надо отметить, что исламское духовенство держало в своих руках и систему образования, что обусловливало религиозный уклон в обучении и неприятие сугубо светских дисциплин: самостоятельность мышления не приветствовалась и не поощрялась. Эмир, глава государства, не считал нужным организовывать новые школы. В медресе Бухары светские науки игнорировались, преподавались только религиозные дисциплины, причем зачастую в урезанном виде. В этот период самыми влиятельными исламскими центрами считались Бухара и Коканд, в медресе которых учились студенты из всех регионов Средней Азии и России. В Бухаре и ее окрестностях было много медресе. Как отмечает таджикский ученый Ш.Абдуллаев в своей монографии, «в одной Бухаре их насчитывалось около 200, и, по свидетельству русского востоковеда Н.Ханыкова, в списках студентов числилось от 9 до 10 тысяч человек».[1.с.70] Как проходило обучение в бухарских медресе, очень хорошо показал С.Айни в своих «Воспоминаниях»: оно строилось на бездумной зубрежке богословских текстов. В Бухарском эмирате существовало два типа школ - начальная школа (мактаб) и средняя или высшая (медресе). Мактаб представлял собой начальную школу, в которой обучались мальчики от 6 до 14-15 лет. В начальной школе изучали алфавит, чтение Корана, а также основные обязанности мусульманина. Начальные школы были в каждом квартале. Они находились рядом с мечетями или прямо в мечетях. Преподаватель обычно являлся имамом (настоятелем) мечети. Медресе было высшим учебным заведением, программа которого включала богословие и фикх - мусульманское каноническое право. Содержались медресе за свой счет: «Медресе существовали на доходы от принадлежавших им вакфных земель и прочего имущества и, таким образом, как и мактабы, в материальном отношении от казны не зависели».[6, с.216]

Ш. Абдуллаев в своей монографии отмечает, что в Бухаре школы по содержанию преподавания делились на несколько категорий:

а) мактаб - начальная школа;

б) далоил-хона - тоже начальная школа, в которой изучали специальные арабские молитвы;

в) кори-хона - специальная начальная школа, где заучивали наизусть аяты (стихи) из Корана;

г) медресе - высшая школа, где готовили духовенство.

Медресе было единственной высшей школой, где преподавались мусульманское право (фикх) и арабская грамматика. Программа обучения в духовных заведениях Средней Азии в XIX в. была рассчитана на преподавание двух видов дисциплин: общеобразовательных - мушкилат (изучались следующие книги: «Шамсия» - логика, «Хамия» - комментарий к «Логике», «Акоид» - догматика, «Тахзиб» - диалектика, «Хикмат-ул-айн-метафизика» муллы Джаляля - логика и богословие, «Тавзих» - сведения о Коране, о собранных хадисах «Мускат' -и Шариф» - канонические предания, и тафсир-и Кази-и Байзави - объяснения к Корану) и юридических - масаля (курс масаля состоял из следующих книг: «Фикх-кайдани» - изложение обязательных, одобряемых и не одобряемых действий, «Мухтасар-ул-викая» - краткое изложение религиозно-государственного права, «Шарх-ул-викая» и «Хидая-и Шариф» - содержали подробный разбор тех вопросов, которые кратко рассматриваются в «Мухтасар-ул-викая»). Учителя кишлачных школ, имамы в мечетях и муллы изучали масаля, притом не всегда полный курс, а зачастую лишь одну книгу - «Мухтасар-ул-викая». И даже эту книгу они изучали не полностью, а только ту ее часть, где говорится об омовениях, молитвах, посте, закяте, уставной подати и хадже - паломничестве в Мекку.

Помимо духовенства мечетей и медресе в мусульманской Бухаре, где законы устанавливались на основе шариата, существовало и судейское духовенство. Обязанности главного судьи во всем эмирате выполнял один человек - казикалон. Помимо него, были кази (судьи), которые выполняли судебные обязанности на местах. На должности кази назначались, конечно, с ведома царской России. «С упразднением должности казикалона все кази стали равны. Вместе с тем многие из них, занимая прежде места мударрисов и мутавалли, сами были так или иначе причастны к вакфам и получаемым с них доходам, а русские власти до второй половины 80-х годов XIX века совсем не обращали внимания на внутреннюю жизнь медресе».[8, с.127]

Таким образом, духовенство в Центральной Азии по характеру деятельности можно разделить на три основные группы:

- духовенство мечетей;

- духовенство просвещенческое (преподающее в медресе);

- духовенство судейское (кази).

Религия в это время превратилась в «религию царей и правителей». Религия ислама использовалась правителями, эмирами, баями, беками для достижения своих корыстных целей. Царь считался «тенью Божьей на земле», следовательно, кто не подчинялся ему, тот не подчинялся Богу. Об этом говорит Ахмад Дониш в своем «Трактате о правлении династии мангитских правителей»: «Никто не имел права - ни из числа военных, ни из ученых - сказать царю правду, согласно шариату. Царь что хотел, то и творил. Это считалось согласно шариату. А что было против его намерений, то это считалось против шариата».[2.с.33]

В то же время ислам в Центрально-Азиатском регионе впитал в себя различные местные верования и в разных районах имел свои специфические особенности. Исходя из этого, ряд исследователей Центрально-Азиатский регион разделяет на три части, взяв за основу разделения степень религиозности населения и роль ислама в этих регионах:

1.Территория нынешнего Узбекистана, области Бухары и Самарканда. В этом регионе ислам (его суннитское направление) до разрушения Бухарского эмирата имел весьма сильное влияние, так как население строго придерживалось всех исламских положений и бытовых религиозных обрядов.

2. Районы горной Бухары, которые в последующем и составили территорию Таджикистана. Здесь наряду с суннитским направлением ислама имели место и древние земледельческие религии. Был распространен исмаилизм - мусульманская секта, которая была неразрывно связана с домусульманскими верованиями земледельческого населения Памирского древнего узла.

3.Территория, расположенная к западу, северу и востоку от вышеназванной территории и охватывающая области степного скотоводческого хозяйства Туркмении, Казахстана и Киргизии. Здесь ислам укрепился только на верхушке, над толстым слоем древней шаманской религии кочевников, находившихся на стадии доживания традиций родового строя.[10, с.29-30]

Следует отметить, что среди мусульманского население региона, особенно среди таджиков и узбеков, бытовали особенные местные верования. Были популярны фольбин - гадалки, «общавшиеся» с духами и пери. Особое место занимал культ женской богини Биби Сешанбе (Госпожа Вторник). У земледельцев, ткачей существовали свои «рисаля» (уставы), которые наряду с местными традициями включали в себя много исламских элементов. В различных регионах Центральной Азии среди жителей была распространена вера в таинственное общество «чилтан» (сорок человек, сорок святых). По представлению мусульман, члены этого общества управляли миром, судьбами людей. Среди таджиков, преимущественно горных, бытовали анимистические представления с использованием амулетов, вера в различных духов, пери, дэвов, албасти, фаришта. Особое место занимали культы животных (например, змей), культы мазаров, священных камней, деревьев и др.

Основной ячейкой мусульманской религиозной общины - джамаата - считалась махалля. Существовали три вида религиозной организации для отправления молений: обычные мечети для ежедневной пятикратной молитвы, пятничные мечети, а также «идгох», или «намазгах», где совершались две годовые праздничные молитвы в Иди Рамазан (Праздник разговения) и Иди Курбон (Праздник жертвоприношения). Во главе каждой мечети стоял имам, и при мечети состоял муэдзин - призывающий к молитве. В мечетях вели свою деятельность домулло - учителя мактабов (местных школ) и чтецы Корана - кори. В то же время на улицах и базарах проповедовали и призывали к исламу маддахи - мусульманские проповедники.

Наряду с каноническим исламом начиная с ХП-ХУ вв. в регионе получает распространение исламская мистика - суфизм. Суфизм повлиял на все слои населения, начиная от простого человека до самого эмира, и проповедовал терпение, упование, бедность, боязнь, удовлетворенность.

Следует отметить, что суфизм в этот период оказывал огромное влияние на верующих. «Он настолько впитался в мусульманскую жизнь населения, что к этому времени уже не считался обособленной исламской сектой».[8, с.114] Представителей суфизма уважали больше, чем имамов мечетей и правителей. Самыми распространенными суфийскими орденами в Средней Азии были накшбандия и ясавия. Накшбандия с момента своего возникновения получил распространение среди оседлого тюрко-персидского населения Средней Азии, где духовенство имело большое влияние. Бухара была одним из крупнейших образовательных центров своего времени, и

накшбандия стал своего рода идеологией мусульманской ученой элиты. В Средней Азии были распространены дервишские тарикаты (ордены) накшбандия (Самарканд и Бухара), кадирия (Фергана), каландария, относящие себя к накшбандия, а также кубравия (Хорезм) и ясавия. Самым известным из них был орден накшбандия - суфийское братство, названное так по имени его основателя Бахауддина Накшбанда. Начиная с XV в. орден накшбандия постепенно превратился в одно из самых распространенных братств, сыгравших важную роль в окончательном утверждении ислама в Средней Азии. Практическая деятельность представителей суфизма сохранилась в прежней форме. Как и прежде, ишан являлся пиром (наставником) многочисленных мюридов (учеников) и халифа, от которого получал «хати иршад» - документ, дающий право быть ишаном. Суфиев можно считать отдельным крылом духовенства. Их влияние в мусульманской жизни было огромно. К началу ХХ века только в одном Ташкенте насчитывалось 50 ишанов и 400 их мюридов.[10, с.27]

Накшбандизм, в частности, призывал своих сторонников добросовестно трудиться, иметь профессию, направлял на ремесленные работы. Это повлияло на развитие науки, культуры и экономики. Могилы основоположников суфийских сект являлись местом широкого паломничества мусульман, которые шли к ним круглый год, и особенно весной. Такими местами паломничества стали могилы Ахмеда Ясави в городе Туркестане, Бахауддина Накшбанда в Бухаре, Хаджи Ахрара в Самарканде и т.д.

Следует отметить, что наиболее распространенный в Средней Азии тарикат накшбандия базируется на ханафитском мазхабе. Ханафитский мазхаб в Центральной Азии на протяжении веков был главенствующей формой шариата для суннитского населения, он являлся единственной опорой равенства тюркских, персидских и других народов, живущих в регионе. Этот мазхаб отличался терпимостью, толерантностью, милосердием и человечностью.

В общем, во второй половине XIX в. ислам в регионе вместе с его региональным вариантом исламской школы - ханафизмом - впитал в себя местные традиции и обычаи, не противоречащие основным канонам религии. Народы, живущие в Центральной Азии в конце XIX в. являлись преимущественно мусульманами, но были здесь и верующие других вероисповеданий. Господствующая религия - ислам, - сосуществовала с рядом доисламских верований, проникая внутрь, а иногда насыщаясь чуждыми исламской системе элементами. Преобразования в жизни мусульманских народов Центральной Азии происходили тогда, когда ислам сращивался с бытом широких масс населения, со всем комплексом доисламских народных верований и обрядов. Исламские обряды, ритуалы и предписания охватывали всю трудовую и общественную деятельность населения, что конечно, способствовало укоренению и развитию ислама. Тем не менее, в регионе прослеживался некоторый религиозный синкретизм - соединение ислама с представлениями о духах предков, культом мазаров, выступающих в качестве родовых святилищ, и т.д. Бытовали шаманизм, тотемизм, доисламские аграрные праздники.

Таким образом, ислам в этот период имел разнообразные напластования, связанные с социально-экономическим укладом, распространенным в то время в Средней Азии. Вообще, религия сохраняла свои прочные социальные корни. Она определяла повседневную жизнь и деятельность земледельца, скотовода и ремесленника. Сформировавшийся у народов Востока в течение многих столетий образ мышления, присущий им религиозный синкретизм представляли собой весьма значимые мировоззренческие факторы, которые необходимо было учитывать в преобразовательных процессах, касающихся духовной жизни и образования мусульманского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев Ш. Маорифпарвари ва озодфикри. («Просветительство и свободомыслие»). Душанбе, 1994.

2. Ахмад Дониш. Трактат о правлении династии мангитских правителей. Сталинабад, 1960.

3. Богоутдинов А. М. Избранные произведения. Душанбе, 1980.

4. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. М., 1955. С.449-500

5. Гоибов М.Г. Из истории просветительства в Таджикистане и Афганистане.

6. Иванов П. П. Очерки истории Средней Азии (XVI - середины XIX вв.). М., 1958.

7. Левтеева Л. Г. Присоединение Средней Азии к России в мемуарных источниках. Ташкент, 1986.

8. Назаров А. Особенности религиозной жизни мусульман Центральной Азии в начале XX века // Первая русская революция и пробуждение народов Азии. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 100-летию завершения первой русской революции. Душанбе, 2008.

9. Семенов А.А. Очерки устройства центрального административного управления Бухарского ханства позднейшего времени. Сталинабад, 1954.

10. Толстов С. П. Религии народов Средней Азии // Религиозное вероисповедание народов СССР. М.: ОГИЗ «Московский рабочий», 1931.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В статье анализируется основные особенности религиозного сознании населения Центральной Азии, особенно Бухарского эмирата в XIX в. Автор, для определение особенности религиозного сознания, сперва анализирует социально-политической обстановки данного периода и отмечает, что присоединение Средней Азии к Царской России имело положительный и негативный фактор. Также в статье отмечается, что религиозный фактор играл важный роль в социальной и культурной жизни общества, особенно он, использовался в политических целях местных правителей и колонизаторов.

В статье автор отмечает в школах и медресе в основном преподавались религиозные предметы. Исламская религия являлась официальной религии населения, и в каждой провинциях имело свои особенности. Официальным мазхабом, был ханафитский мазхаб, наряду с которого в регионе существовали суфийские течении - накшбандия и ясавия Также в статье приводится, что среди населения региона, бытовали особенные местные верования на примере гадалки и т.д.

Ключевые слова: религия, религиозное сознания, ислам, местные верования, суффизм, накшбандизм, мазхаб, ханафитский мазхаб, духовная жизнь.

FEATURES OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS POPULATION OF CENTRAL ASIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article analyzes the main features of the religious consciousness of the population of Central Asia, especially the Bukhara Emirate in the 19th century. The author, to determine the peculiarities of religious consciousness, first analyzes the socio-political situation of this period and notes that the annexation of Central Asia to Tsarist Russia had a positive and negative factor. The article also notes that the religious factor played an important role in the social and cultural life of society; especially it was usedfor political purposes by local rulers and colonialists.

In the article, the author notes that religious subjects were mainly taught in schools and madrassas. The Islamic religion was the official religion of the population, and each province had its own characteristics. The official madhhab was the Hanafi madhhab, along with which there were Sufi currents in the region -Naqshbandiyya and Yasaviyya. The article also states that among the population of the region, special local beliefs existed on the example of a fortuneteller, etc.

Key words: religion, religious consciousness, Islam, local beliefs, Suffism, Naqshbandism, madhhab, Hanafi madhhab, spiritual life.

Сведение об авторе:

Зокирзода Н.М. - заведующий кафедрой философии при Президиуме Национальной Академии наук Таджикистана, кандидат философских наук. Тел: (+992) 98 888 6580, Email: nusrat68@mail.ru

About the autor:

Zokirzoda N.M. - Head of the Department of Philosophy under the Presidium of the National Academy of Sciences of Tajikistan, Candidate of Philosophy. Tel: (+992) 988886580, E-mail: nusrat68@mail.ru

УЧАСТИЕ МОЛОДЫХ ВОИНОВ-ТАДЖИКИСТАНЦЕВ В ДВИЖЕНИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Набиев В. М., Усмонов А. И., Кабилов З. З.

Худжандский государственный университет имени академика Бободжона Гафурова

Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отчесетвенной войны. Прошло 75 лет с тех исторических событий, когда капитулировались фашистская Германия и милитаристская Япония. Многое изменилось в мире с тех пор. Но по-прежнему неослабевающий интересе вызывает все то, что связано с суровым военным временем.

Великая Отечественная война была самой тяжелой и жестокой из всех войн, когда-либо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.