Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 96-102.
НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ИСТОРИЯ НАУКИ
Д. Х. Джурабаев
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Автор статьи, основываясь на письменных источниках и исторических исследованиях, обобщил состояние светской и религиозной науки Бухарского эмирата в конце XVIII - первой половине XIX в. Раскрыта роль города Бухары как центра просвещения всей Средней Азии и духовной столицы региона. Кратко проанализирована деятельность ученых Бухары и других городов эмирата в различных отраслях науки - истории, географии, математике, медицине, мусульманском богословии и т. д.
Ключевые слова: Бухара, центр просвещения, Средняя Азия, мусульманский мир, период мангытов, эмир Хайдар, узбекские и афганские династии, эмир Шахмурад, Мирзо Шамс Бухари, Бухарский эмират.
Город Бухара в позднефеодальный период считался центром просвещения всей Средней Азии и был признан духовной столицей региона. Сюда приезжали учиться теологическим наукам студенты из Хивы, Коканда, Самарканда, Казани, Оренбурга и других городов мусульманского мира. В Бухаре во второй половине ХУШ - первой половине XX в. сохранялись и творчески развивались национальные традиции в сфере науки и культуры, созданные многими поколениями талантливых ученых, богословов и мастеров искусств.
В период правления мангытов в Бухарском ханстве большое значение придавалось написанию исторических произведений. Исторические сочинения зачастую писались по заказу правителей - мангытов, и большинство из них было написано в агиографическом жанре.
Если рассмотреть эти произведения в хронологическом порядке, то первым сочинением, написанным в период мангытов, можно считать труд Кади Мухаммада Вафа Кармина-ги (умер в 1769 г.) «Тухфа-и хани» («Таърих-и Рахим-хани»), посвященный истории мангытов с 1721 до 1768-69 гг. Это произведение было написано по заказу Мухаммада Рахим-хана и Мухаммада Даниял-бийа.
В 1800 г. по заказу эмира Хайдара придворным секретарем низкого ранга, поэтом Мухаммадом Шарифом ибн Махаммадом Наки было написано сочинение под названием «Тадж ат-таварих». В данной книге
излагаются события от Чингизхана до восхождения на трон эмира Хайдара. Мухаммад Шариф жил во время правления эмиров Шах-мурада и Хайдара, преподавал в одном из медресе Бухары, занимался поэзией, историей и историей литературы1.
Наиболее известным историком и поэтом при эмирах Шахмураде Хайдаре был Мирза Мухаммад Садик Мунши Джандари (1758-1820 гг.). Он служил секретарем (мун-ши) у бухарских правителей. Им написаны два исторических сочинения: «Футухат-и Амир-и маъсум (Шахмурад)и и Амир Хайдар» («Завоевания непогрешимого эмира и Амир Хайдара») и «Тарих-и манзум» («Упорядоченная/метрическая история»). Эти книги представляют собой собрание произведений маснави исторического содержания, которые в большинстве своем представляют хронограммы, отражающие отрезок времени с 1781 до 1819 г.2
Важным историческим произведением, написанным в период правления эмира Хай-дара, является сочинение Мирза Абд-ал Ка-рима ибн Мир Исмаила Бухари «Ахвалат-и мамаликха у падишахан ки сана-и 1160 дар мамлакат-и Хурасан ва баъди Хиндустан ва Афган ва гайрух ва мамалик-и Туран-замин падишах буданд ва-л-вакт хастанд». Сочинение было написано по заказу стамбульского церемониймейстера. В ней излагается политическая история узбекской и афганской династий с 1747 по 1830/31 гг.
Мирза Абд-ал Карим был принят на государственную службу эмиром Хайдаром. Занимал пост в канцелярии, в 1804/05 г. поступил на дипломатическую службу. В этом году он ездил в качестве интендента (кахйа) с послом Мир Али ад-Дином к русскому царю. Находился в Петербурге девять месяцев. Затем в 1807 г. Абд-ал Карим поехал в качестве «тайного секретаря» (сирр-катиб) посла Мирзы Мухаммада Йусуфа в Стамбул (Истамбул). Через год посол и сопровождавшие его лица умерли во время эпидемии. Абд ал-Карим остался в Стамбуле и женился на жительнице городской части Бешикташ3. Видимо, именно в это время стамбульский церемониймейстер заказал ему историческое сочинение.
В период правления эмира Хайдара было написано историческое произведение Мири (Мир Хусайн ибн Шахмурад) (умер в 1824/25) «Махазин ат-таква». Данное сочинение содержит автобиографические, агиографические элементы и учение о религиозных обязанностях. А. А. Семенов указал на существование в Бухаре рукописи Мири под названием «Махазин ат-таква фи тарих Бухара» («Сокровища богобоязненности по истории Бухары»)4. Данное название довольно точно передает содержание произведения. Сочинение написано как маснави. В ней содержатся десять «сокровищниц» (махазин), полные советов. В сочинении содержатся данные о суфиях тариката Накшбандия -Муджаддадия, о предках эмира Шахмурада, о рождении и деятельности Шахмурада. Затем описываются основные элементы исламского учения, обязанности и основные нравственные правила Накшбандия. В сочинении отражены также некоторые события, произошедшие после смерти Шахмурада. Все события конца ХУШ - начала XIX в. Мири излагал в качестве очевидца.
Другим историческим произведением, написанным в начале XIX в., является «Зикр-и таъдад-и падишахан-и узбак», автором которого был Муин (вероятно, очевидец событий правления эмира Хайдара)5. Это сочинение является приложением к произведению Султана Мухаммада Балхи (умер в 1573 г.) «Мад-жмаъ ал-гараиб». В книге «Зикр-и таъдад-и падишахан-и узбак» приведены сведения об истории династии с XVI в. и до восхождения на трон эмира Насруллаха в 1827 г.
Один из сыновей Даниял-бия Мухаммад Якуб в 1824-1831 гг. написал историческое
произведение «Гулшан ал-мулук» («Сад царских роз»). По сведениям Е. Каля, книга содержит обзор династий и родословных турок и монголов, причем в географическом отношении он делает упор на Иран, Хорасан и Трансоксанию6. Затем автор даёт сведения о династии мангытов. (Гулшан ал-мулук» было издано в трех редакциях. В первых двух редакциях в основном приведены сведения о Чингизидах, Тимуридах, Шейбанидах и Аштархани-дах. Третья редакция книги Мухаммада Якуба называется «Рисала», была написана в 18291831 гг. В ней сообщена история племени ман-гытов, захват власти в Мавераннахре кланом Тук-мангыт, деяния правителей мангытов до начала правления эмира Насруллаха7.
В 1836-37 - 1848-49 гг. было создано историческое сочинение Хумули (ал-Хумули ибн ас-Суфи Мухаммад Нугай ат-Турки ас-Самарканди аш- Шаудари ал Ургути) (родился в 1776 г.) «Тарих-и Хумули». Хумули был также известен как Мулла Джумакули Турк. В его книге приведены факты об истории мангытов с 1740 г. до первых лет правления эмира Насруллаха. Сочинение содержит автобиографические и агиографические элементы. Хумули также написал сочинение в жанре маснави под названием «Манзумат-и тарихийа-и шох ва гадо», посвященное политическим событиям, относящимся еще к периоду правления Насруллаха. Помимо этого, сохранилось объемное собрание его стихотворений. Это стихотворения о любви, пятистишия, маснави, касыда, оды скорби и хронограммы на персидском и языке тюрки8.
Примерно в 1833-34 гг. при эмире На-сруллахе появилось историческое произведение Мухаммада Мир Алима Бухари «Фатх-нама(-йи салатин) (Тарих-и Султан Саййид Амир Насраллах)». Данный труд посвящен, главным образом, истории Бухарского ханства периода правления Шахмурада, Хайдара и Насруллаха. Личностные качества и поступки эмиров получили в нем положительные характеристики, Насруллах недвусмысленно изображается как наследник идеальных правителей.
В середине XIX в. было написано историческое сочинение Мирзо Шамса Бухари (умер в 1860 г.) «Байан-и баъзе хавадисат-и Бухара ва Хуканд ва Кашгар» («Описание некоторых событий в Бухаре, Коканде и Кашгаре»). Данное произведение появилось благодаря инициативе российского востоковеда В. В. Гри-
горьева, который был лично знаком с Мирзо Шамсом Бухари. В. В. Григорьев предложил ему письменно изложить все воспоминания. В 1861 г. книга с примечаниями В. В. Григорьева была опубликована в Казани9.
В источниках приводятся сведения о некоторых ученых Бухарского эмирата, которые занимались точными науками. Так, чиновники эмирских канцелярий, связанные с поземельно-податным учетом, пользовались написанным в Бухаре в 1798 г. сочинением Мирзы Бади-дивана «Маджма ал-аркам» («Предписания фиска»)10. В нем излагаются основные правила составления налоговых реестров. Большое место в книге занимают сведения по математике и астрономии, знание которых было необходимо чиновникам финансового ведомства.
Бухарский кази Абдас-Самад б. Кази Мухаммед Акбар-хан, известный как Хан-Улум, живший во времена бухарского эмира Хай-дара (1800-1826), составил комментарии на пользовавшийся большой популярностью трактат иранского ученого Бахаад-дина Амили (умер в 1621 г.) «Хуласат ал-хисаб» («Сущность арифметики»)11.
Был создан ряд трудов в области естествознания. В начале ХУШ в. Шейх Мухам-мад Али Хаким написал трактат «Мухтасар дар байан-и асар-и улви» («Извлечение относительно небесных явлений»), представлявший собой подборку из разных сочинений о таких явлениях природы, как облака, молнии, дождь, снег, землетрясение и др.12
В области географии известными учеными были Мир Абдалкарим б. Мир Исмаил Бухари, посетивший в составе посольства бухарского эмира в 1804 г. Петербург, Москву, Астрахань, а также побывавший в Турции. В своем труде «История Центральной Азии» он сообщает географические сведения о Дашт-и Кипчаке, Ферганской долине, Туркестане, Кашгаре13.
Историко-топографическому описанию Самарканда и его округа посвятил свой труд «Самария» (1835) Абу Тахир б. Кази Абу Саид Самарканди14. В этой книге большое место занимает описание гробниц ученых, суфиев и правителей.
В 1843 г. была осуществлена таджикская редакция историко-географического описания мира «Джахан-наме» («Зеркало мира») турецкого ученого Хаджи Халифы (Катиба Чалаби, ум. в 1657 г.). Труд содержит карты
континентов мира; редактор его - Мир Абу-л-Касим-хаджа Байсуни-йи Бухари - продемонстрировал интерес передовых людей своего общества к географическим сведениям не только о Средней Азии, но и других стран15.
В исследуемый период появились медицинские трактаты. В 1705 г. Мухаммад Казим создал труд, состоящий из 23 глав, «Хайр ат-таджориб» («Самый лучший из опытов»), в котором изложил учение о всех видах болезней: каждой болезни посвящена специальная глава. Ему же принадлежит другое сочинение по медицине - «Хранитель здоровья», где содержатся рецепты приготовления ряда лекарств16.
Известны два медицинских труда Салиха б. Мухаммада Салиха Кандахари (уроженец Герата, жил в Бухаре). Первый труд - «Тухфа-йи шаиста» («Достойный подарок»») появился в 1776 г., он содержит учение о детских болезнях. Второй труд - «Тухфа-йи маъсу-мин» («Подарок безгрешным») - посвящен профилактике детских болезней, лечению бесплодия.
Джафар-хаджа б. Насраддин-ходжа ал-Хусайни ал-Каруки Хазараспи в 1823 г. создал «Сборник медицинских сведений», содержащий описания различных заболеваний человека и способов их лечения, а также сведения о лекарственных средствах.
Джунайдаллах б. Шайх ал-Ислам, известный под псевдонимом Хазик (умер в 1843 г.), известный среднеазиатский поэт и врач (жил в Бухаре, Коканде, Хорезме, Шахрисабзе), был автором персидского комментария к извлечению из «Канона» Ибн Сины, сделанному ал-Джагмини (умер в 1344 г.).
В 1843 г. Мухаммад Шариф б. Мухаммед Нийаз Бухари написал комментарии к медицинскому труду Мухаммада Акбара (XVII в.) «Мизан ат-тибб» («Весы медицины»), при этом он не только разъяснил, но и дополнил некоторые разделы «Весов медицины», в частности касающиеся этиологии, семиотики и терапии17.
В Бухаре мангытского периода духовенство относилось к интеллигенции восточного общества. Это были ученые-теологи, законоведы, преподаватели медресе и мактабов, знатоки мусульманской юриспруденции, духовные наставники населения - служители мечетей. Они являлись просвещенными людьми своего общества, все они имели, говоря современным языком, высшее мусуль-
манское образование и были хранителями его духовно-нравственных начал, воспитателями и наставниками молодого поколения на основе этических принципов ислама. Среди них было много людей с широким диапазоном не только религиозных знаний, но и знатоков восточной философии, поэзии и литературы, собирателей прекрасных библиотек, активных участников общественной жизни.
В Бухаре даже некоторые высшие сановники, занимаясь наукой и поэзией, прославились по всей стране. Во второй половине XVIII в. в Бухаре большое влияние на духовенство и население имел шейх Худайдад бин Мулла Ташмухаммад Азизан18.
К числу богословов с широким диапазоном знаний относился ишан Султан-хан Ходжа, занимавший пост шейх ул-ислама при эмирах Хайдаре и Насруллахе. П. И. Демезон, побывавший в Бухаре в 1833 г., пишет о нем следующее: «Этот старец, выходец из Самарканда, по прямой линии происходил от святого Ах-рара Аулия, почитаемого во всем Туркестане <...> покойный Мир Хайдар пригласил его в Бухару и предложил место шейх-уль-ислама <.> Его происхождение, светлый ум, звание - обеспечивали ему возможность быть принятым при дворе <...> Султан-хан страстно любил поэзию, и сам сочинял с успехом. Его яркий ум и великолепные стихи создали ему имя в ученом мире Туркестана. В его обществе я провел несколько приятных часов. Мы говорили о географии (о которой, правда, этот ученый не имел почти никакого представления), литературе, поэзии и о многом другом»19. П. И. Демезон также отмечал занятия Султан-хана такими науками, как география, медицина и химия.
Видным ученым-богословом, жившим в Бухаре, являлся шейх братства муджеддиди-стов-накшбендистов Ниязкули Халифе ал-Лебаби ат-Туркмени (умер в 1821 г.). Являясь выходцем из Восточного Туркменистана и занимая высокое положение в Бухарском эмирате, будучи духовным наставником самого эмира, он начал и постоянно поддерживал реформаторство в мусульманской образовательной системе20. Эмир Хайдар считал шейха Ни-язкули своим духовным наставником. В свое время еще отец Хайдара эмир Шахмурад брал у него уроки чтения Корана и обучался также другим предметам и должен был часто посещать его вечером и ранним утром. Шахмурад назначил его на должность проповедника (ха-
тиб) пятничной мечети Бухары (месджид-и ке-лан). Шейх, которого называли Пир-и дестгир («Наставник-хранитель») и ат-Дервиш аш-шереф («Благородный дервиш»), оставался в этой должности в течение без малого 30 лет (то есть как при Шахмураде, так и при эмире Хайдаре) вплоть до своей смерти21.
Ниязкули Халифа писал стихи на персидском и туркменском языках под псевдонимом Ниязи. А. Кульмухаммедов отмечал о нем следующее: «Прославился он в Бухаре в конце XVIII и начале XIX в. в период правления Мир-Масума-Шах-Мурада и его сына Мир-Хайдара. В период правления Эмир-Данияла приехал он в Бухару, где получил высшее образование. Сперва он был мюридом Идрис-Ишана (из племени эрсари, рода кылгысты), затем мюридом Мусахана Дехбиди (Самаркандской области). В 1222 г. хиджри (1807 г. н. э.). Ниязи построил в Бухаре медресе»22.
Бухарские эмиры Хайдар и Насруллах получили воспитание у известного богослова, уроженца Ура-тюбе Хазрата Сайида Олим-ходжи Охунда, получившего образование в бухарском медресе. Хазрат Сайид Олимход-жа Охунд за короткое время освоил Коран, стал знаменитым чтецом. Он являлся усто-дом - духовным наставником всех улемов и мулл. Он блестяще комментировал «Тафсири Байзави»23, был знатоком фикха, калома и др. наук. Умер в 105-летнем возрасте24.
Знаменитым шейхом Бухары стал уроженец бухарского села Касри Камол Мухаммад ал-Хусайн ал- Алъави (1785-1870 гг.). Воспитанный у известных шейхов, он в совершенстве владел шариатом и считался приверженцем тарикатов25 накшбандия и кубравия. Сам эмир Насруллах пригласил богослова в город Бухару. Ему была отведена худжра вблизи хонако Хабибулло Хисори, эмир определил шейху ежемесячное довольствие26. Данный факт свидетельствует о том, что эмир На-сруллах с почтением относился к своему духовному наставнику (пири муршиду). В его правление последователи суфийских братств имели огромное влияние в обществе.
По сведениям «Тухфат уз-зоирйин», известным богословом-суфием Бухары являлся Хазрат Ишан Имло (умер в 1750 г.), носивший почетный титул «Охунд Мулло Мухаммади». В источнике отмечается, что он получил воспитание у четырех учителей, представителей четырех тарикатов. Первым его наставником был последователь тариката
ишкийа Шайх Бобо Хизр Абул Хасан Ишки. Вторым наставником - представитель тари-ката кубравия Шайх Мирзо Баходир Ширба-дани. Третьим учителем являлся последователь тариката джахрия Шайх Усмон Азизон. Четвертым наставником был приверженец тариката хафийа Шайх Ходжа Подшох Салим Балхи27. Этот факт свидетельствует о том, что в Бухаре разные тарикаты существовали в духовном согласии. Религиозная толерантность позволила одному человеку быть последователем нескольких тарикатов, дервишских орденов в рамках одной религии.
Во второй половине XVIII в. в Бухаре жил знаменитый шейх Хазрат Халифа Худой-дод. Его наставником был Лутфуллох Шайх Азизон. Халифа Худойдод некоторое время жил в тумане Пирмаст вблизи Бухары. Там построил хонако. Завещал 200 танапов земли в качестве вакфа новому хонако. Он более сорока лет преподавал в медресе Мири Араб. Воспитал сотни учеников. При эмире Хайдаре переехал в Бухару. Здесь, купив 12 танапов земли, построил каменный хонако, при котором возвел также медресе, состоявшее из сорока келий, сардоба и пристройки для омовения (тахоратхона). Для данного архитектурного комплекса им был назначен вакф28. Халифа Худойдод умер в 1800 г., в его похоронах участвовал сам эмир Хайдар. Вышесказанное свидетельствует о том, что, начиная с периода эмира Шахмурада, стало развиваться строительство культовых зданий, поборниками этого дела были религиозные деятели (ахли дину тасаввуф)29.
В источниках сообщается о том, то эмир Шахмурад сам относился к числу ученых-богословов. Он изучил много произведений исламской науки и овладел искусством рецитации Корана у трех выдающихся чтецов Корана того времени - Хафиза Ашура, Кари Надра Баки и Ниязкули30. Шахмурад написал правоведческие книги. Мири отмечает, что он собрал все фатва ханафитского мазхаба и обобщил многие из них в сборнике под названием «Фатави-йи ахл-и Бухоро»31. Как утверждает Анке фон Кюгельген, «это незаконченное произведение представляет собой компиляцию положений и отзывов из многочисленных правовых книг, а также собрания фатва по вопросам ритуальной чистоты и ритуальной молитвы»32.
Развитию богословия особое внимание уделил эмир Хайдар. В источниках отмеча-
ется, что он всячески поддерживал образование, прежде всего религиозное просвещение своих подданных. Как отмечается в «Тухфат уз-зоирйин», эмир Хайдар взошел на трон Бухарского ханства в месяце раджаб в 1800 г. Он двадцать восемь лет правил Бухарой, Самаркандом, Насафом, Гиссаром, Балхом и Мервом. При нем усилилось влияние религии, окреп, получил дальнейшее развитие и упорядочился шариат. Эмир был ученым, аскетом (подвижником религии), постоянно совершал богослужение. Его посещали ученики, чтобы освоить религиозную науку от «Шархи кофия»33 до «Мишкат ул-масабих)»34 и далее до «Тафсири Кози Байзови» («Тафсир аль-Байзави»). Он являлся хафизом (чтецом) Корана. Ежегодно во время месяца Рамазан при чтении особого намаза таровех был имамом в мечети. Участвовал в религиозных мероприятиях «Хатми Куръон». Постоянно читал намаз Тахаджуд35.
Первым наставником, пир-муршидом эмира Хайдара был Мийон Ахмад Сохиб-зодаи Калон, который обучал его канонам шариата. Сам эмир Хайдар воспитал сотни учеников, семеро из которых в совершенстве освоив «Китоби хос хосийн» и «Шамоил ун-набавий», в последующем стали самостоятельными учителями, т. е. получили разрешение эмира на самостоятельное обучение учеников36.
В книге «Тарихи Туркистон» первым наставником эмира Хайдара назван Мулла Ми-ракхан ан-Насафи, а в Бухаре он обучался науке кироат (чтению Корана с особой интонацией) у Муллы Фахриддина ибн Иброхима и стал «хофизи Куръон». Он создал круг (халкаи таълим) своих последователей, куда вошли его наставники и ученики: мулла Абдулазиз ибн Абдулгани, Мулло Ходжи ибн Сафар ал-Мухдммади, Муминходжа Вобканди, мулло Хусниддин ибн Башир Туфтори, мулла Аб-дулгаффор ибн Саид аш-Ширвони и др.
Эмир Хайдар построил в Бухаре небольшое медресе Амир или Оли. При его правлении известный бухарский купец Турсунджан в 1805 г. начал строительство крупного медресе37.
В Самарканде известным ученым-богословом являлся Мавлана Мир Абд-ул-хайр (1755-1827). Он 40 лет занимал в Самарканде должность казия, создавал научные труды. Ему принадлежат такие книги, как «Ха-воши Шофии бар шарх-и Байзави», «Шар-
хи Сахих-и Бухори», «Тарджумаи форси-и Забур-и Довуд» «Ахлоки Баходурхони», комментарии к «Шарх-и Хидоя» и др.38
При эмире Насруллахе в Бухаре жили известные богословы: последователи тарикатов Ходжагон и Мавлавия Мухаммадшариф-ход-жа ибн Атоуллох ибн Ходи39, кадий Бухары Мирзасалих Аълям ибн Надирмухаммад бин Абдулла аль-Фергани ал-Худжанди (умер в1840 г.) и Домулла Мухаммад бин Сафар аль Худжанди (умер в 1850 г.)40.
Домулла Мухаммад бин Сафар ал-Худжанди считался крупным мударрисом Бухары, причем у него были добрые отношения с правителями. Простолюдины называли его Маъруф (Хаджибай). Позднее эмир Бухары Хайдар присвоил ему имя Мухаммад. Вот как характеризует его в своих записках Марджани: «Чрезвычайно развитый, пытливый, острый на язык, с изысканным вкусом в выборе одежды, он был высокого мнения о себе. В намазе выполнял все с большим прилежанием, в вопросах веры достойно передавал объяснения носителей истины. Однажды его взаимоотношения с эмиром осложнились, он был отстранен от преподавания и терпел унижения»40.
В целом все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что Бухара и в период мангытов являлась центром просвещения и науки, в особенности мусульманского богословия.
Примечания
1 Хади-Заде, Р. Источники к изучению таджикской литературы второй половины XIX в. Сталинабад, 1956. С. 124, 127.
2 Кюгельген, А. фон. Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII-XIX вв.). Алматы : Дайк-Пресс, 2004. С. 127.
3 Там же. С. 133.
4 Семенов, А. А. : 1) Каталог рукописей исторического отдела Бухарской Центральной библиотеки. Ташкент, 1925. № 101; 2) Kurzer Abriss der neueren mittelasiatisch-persischen (tadschikisschen) Literatur (1500-1900) // Litterae orientales. Wiesbaden, Heft 46. 1931. April. S. 1-10.
5 Муин. Зикр-и таъдад-и падишахан-и узбак. Рукопись ИВ АН РУз. Инв. № 4468/IV. 41 л.
6 Персидская, арабская и тюркская рукописи Туркестанской Публичной библиотеки / сост. Е. Каль. Ташкент, 1889. С. 3.
7 Кюгельген, А. фон. Легитимация... С. 152157.
8 Там же. С. 163.
9 Григорьев, В. В. О некоторых событиях в Бухаре, Хоканде и Кашгаре // Записки Мир-зы-Шемса Бухари / пер. и прим. В. В. Григорьева. Казань, 1861. С. 169.
10 Мирза Бади-диван. Маджма ал-аркам / введ., пер., прим. А. Б. Вильдановой. М., 1981.
11 Собрание восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР (СВР). Т. XI. Ташкент, 1987. № 7092.
12 История Узбекистана. Т. III. (XVI - первая половина XIX века). Ташкент, 1993. С. 366.
13 Вильданова, А. Б. О состоянии науки в Среднеазиатских городах XVI - первой половины XIX века : (По данным восточных рукописей из фонда ИВ АН УзССР) // Обществ. науки в Узбекистане. 1989. № 7. С. 35.
14 Самария. Описание древностей и мусульманских святынь Самарканда Абу Тахир-Ходжи / пер. В. Л. Вяткина // Справочная книжка Самаркандской области (СКСО). VI. Самарканд, 1898. С. 153-259; Абу Тахир Хаджа. Самарийа. Сочинение Абу-Тахир Ходжи / тадж. текст подгот. к печати Н. И. Веселов-ским. СПб., 1904.
15 Вильданова, А. Б. О состоянии науки в Среднеазиатских городах. С. 35.
16 История Узбекистана. Т. III. (XVI - первая половина XIX века). Ташкент, 1993. С. 365.
17 Вильданова, А. Б. О состоянии науки в Среднеазиатских городах. С. 36.
18 Аширов, А. А. Зикр джахр в ритуль-ной практике суфийских групп Средней Азии и его этнографические особенности / А. А. Аширов, Б. А. Пасилов// Этногр. обозрение. 2010. № 5. С. 40.
19 Там же. С. 46.
20 Соегов, М. Ниязкули ал-Лебаби ат-Туркмени - знаменитый шейх ордена муд-жеддидийе-накшбендийе [Электронный источник]. URL : http://www. akademikbakis. org/33/06.pdf.
21 Кюгельген, А. фон. Рассвет Накшбандийа-Муджададдийа в Средней Трансоксании с XVIII - до начала XIX века : опыт детективного расследования // Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования) : сб. ст. в памяти Фритца Майера (1912-1998). СПб., 2001. С. 311.
22 Кульмухаммедов, А. Материалы по Среднеазиатским литературным памятникам. Ашхабад, 1931.С. 44.
23 «Тафсир аль-Байзави» - один из известнейших тафсиров, или комментариев, к Корану, написанный в XIII в. Абу аль-Хайр Насир ад-Дин Абдуллах ибн Умар аль-Байзави - выдающимся мусульманским богословом, историком и муфассиром.
24 Носируддин ибн Амир Музаффар. Тухфат уз-зоирйин. Бухоро, 1910. С. 30, 38.
25 Тарикат (фарси, тур. от араб. -^^¿"ТТарика) или Сулук - путь познания Бога, синоним суфийского братства (ордена).
26 Носируддин ибн Амир Музаффар. Тухфат уз-зоирйин... С. 78-79.
27 Там же. С. 90.
28 Там же. С. 96.
29 Захидова, С. А. XIX аср охири - ХХ аср бошларида Бухорода шааар маданияти тараккиёти (Носируддин ибн Амир Музаф-фарнинг «Туафат уз-зоирйин»асари маълу-мотлари асосида) : тарих фанлари номзоди илмий даражасини олиш учун такдим этил-ган диссертация. Тошкент, 2008. Б. 127-128.
30 Кюгельген, А. фон. Легитимация. С. 332.
31 Мири (Мир Хусайн ибн Шахмурад). Ма-хазин ат-таква. Рукопись. ИВАНРУз. № 51. Л. 204 б - 206 а.
32 Кюгельген, А. фон. Легитимация... С. 333.
33 Комментарии к книге «Кофия фин-нахв» Ибн Хожиба (умер в 1249 г.).
34 « Мишкат аль масабих» - одна из известных книг о хадисах и шариате, автор Абу Аб-дуллах Мухаммад б. Абдуллах ал Хатиб аш-Шофеъи (умер в 1335 г.).
35 Тахаджуд - дополнительный ночной намаз, совершаемый после сна. Тахаджуд совершается индивидуально от 2 до 8 ракаатов. Время совершения намаза наступает после обязательной ночной молитвы (иша или хуфтан) и длится до начала утреннего намаза (фаджр или бомдод).
36 Носируддин ибн Амир Музаффар. Тухфат уз-зоирйин. С. 95.
37 Мирзо Олим Махдум Хожи. Тарихи Турки-стон. Тошкент : Янгиаср авлоди, 2009. С. 178.
38 Абу Тоаирхожа Самаркандий. Самария. Тошкент, 2009. С. 107.
39 Там же. С. 188.
40 Кто они - первые наставники и учителя Ш. Марджани в Бухаре? [Электронный источник]. URL : http://islam-today.ru /istoriya/ kto_oni_ pervye _ nastavniki_i_uchitelya_ shmardzhani v buxare.