Научная статья на тему 'О порядке направления российских подданных на обучение в медресе Бухары'

О порядке направления российских подданных на обучение в медресе Бухары Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клычев О.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О порядке направления российских подданных на обучение в медресе Бухары»

О. Клычев,

докторант (Бухарский государственный университет, Узбекистан) О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ НА ОБУЧЕНИЕ В МЕДРЕСЕ БУХАРЫ

Бухарский эмират1, наиболее развитое в экономическом отношении государство, обладавшее несколькими крупными городами, где были сосредоточены ремесло, торговля и достаточное количество караван-сараев. К тому же Великий Шёлковый путь, ведущий из Китая в Иран, Индию и Европу, проходил через этот благодатный край и способствовал его процветанию. С приходом в Бухару арабов в VII в. в городе распространился ислам. С этого времени начали активно возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы. И к X в. Бухара становится центром высокой культуры. Здесь работали многие ученые, известные всему миру, писатели, художники, такие как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, медик и математик, энциклопедист Ибн Сина и др. Бухара стала почитаемой на Востоке в силу того, что здесь сформировалась мусульманская система науки и образования. Е.К. Мейендорф особо подчеркивает роль Бухары как центра мусульманской цивилизации: «Прославившаяся затем и ставшая почитаемой на Востоке благодаря своим многочисленным школам, ученым муллам и погребенным в ее стенах святым, она сделалась местом паломничества мусульман, вероятно, это и принесло ей эпитет «аш-шерифа» (благородная или святая)»2. В 1910 г. население Бухары насчитывало 150 тыс. человек. В городе насчитывалось 364 мечети, 2 синагоги, более 50 базаров3.

23 июня 1868 г. бухарский эмир4 Музаффар (1860-1885) признал вассальную зависимость от Российской империи. В сентябре 1873 г. по новому договору Бухарский эмират признавался протекторатом России. После присоединения Туркестанского края к России правительство Российской империи стало уделять пристальное внимание тем лицам, которые направлялись для обу-

1 Его территорию занимали современные Таджикистан, Узбекистан и часть Туркмении.

2 Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. - М., 1975. - 181с.

3 http://www.proza.ru/2015/09/20/36

4 Начиная с 1756 г. Бухарское ханство называется Бухарским эмиратом.

чения в медресе в Бухарский эмират. В первую очередь стояла задача по делу упорядочивания, прежде всего, определения количества и качественного состава тех муллабачей, которые обучались в Бухарских медресе. По сведениям П.И. Демезона, «медресе Бухары пользуются большой известностью во всем Туркестане. Сюда приезжают студенты из Хивы, Коканда, Гиссара, даже Самарканда, из многих татарских областей»1. В Бухаре функционировало более 150 медресе. Число учащихся в медресе доходило до 30 тыс. человек2. Самыми известными медресе в Бухарском эмирате были медресе Мири Араб, медресе Абдул-Азизхана, медресе Кукалтош, медресе Абдул-лахана, медресе Улугбека, медресе Но-дира Деван Беги, медресе Чор Манор и др. П. И. Демезон, побывавший в Бухаре в 1833 г., отмечает: «Школы (мактаб) гораздо более многочисленны. Они существуют при каждой мечети»3. Ученый А. Мирбабаев разделяет медресе на три группы: 1) медресе в центре бекства или амлякдарства, при строительстве которых придерживались классических форм архитектуры; 2) медресе при намозгохах или мазарах и крупных святынях; 3) медресе при горных мечетях, которые существовали почти во всех селениях4.

В медресе из общеобразовательных дисциплин изучали астрономию, геометрию, медицину, химию, историю, географию, литературу, стихотворный размер «аруз», основы архитектуры, чистописание, музыку, этику, ораторское искусство.

По сведениям же Е.К. Мейендорфа, в медресе в течение 10, 20, 30 лет учат многочисленные комментарии к Корану, «схоластическое богословие поставлено во главе наук в Бухаре, и исключительно оно составляет предмет знаний»5. От студентов медресе требовалось знать работы Имама аль-Бухари, Абу Мансура Мо-уриди, Бурханитдина Маргинани - в общей сложности 137 учебников и пособий6. В период правления эмиров Шахмурада (1785-

1 Записки о Бухарском ханстве (Отчеты П.И. Демезона и И.В. Виткевича). -М.: Наука. - 1983. - 143 с.

2 Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). -М.: Изд. восточной литературы, 1958. - С. 107-108.

3 Записки о Бухарском ханстве (Отчеты П. И. Демезона и И. В. Виткевича). -М.: Наука. - 1983. - 143 с.

4 Мирбабаев А.К. История мадраса Таджикистана / А.К. Мирбабаев. Ч. 2. -Душанбе. Мерос. 1994. - С. 50.

5 Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. - М., 1975. - С. 150.

6 Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1917). - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.

1800), Хайдара (1800-1826) и Насруллаха (1826-1860) придавали особое значение высшему богословному обучению. Шахмурад поддерживал студентов медресе стипендиями, которые он выплачивал из налоговых поступлений1. В бухарских медресе преподавались наряду с религиозными знаниями по калому (богословию), фикху (юриспруденции), тафсиру (комментариям к Корану), хади-су (сведениям о деяниях Пророка Мухаммада) также и светские науки. Итак, Бухара в XVIII - первой половине XIX в. не только сумела сохранить средневековый облик, но и являлась ядром городской культуры Среднего Востока и продолжала занимать свое благородное место как исламизированный центр духовной культуры. Среднеазиатское общество имело хорошо организованную систему мусульманского образования. Грамотность здесь исконно была в большом почете. По словам Е.К. Мейендорфа, «основание школы считается благочестивым делом, а содержание школы для детей из бедных семей - долгом»2. Количество мактабов приблизительно соответствовало количеству мечетей в городе. В Бухаре в 30-х годах XIX в. при правлении эмира Насруллаха было 366 больших и малых учебных религиозных заведений. Из них одна треть занимала обширные здания, вмещавшие в себя от семидесяти до восьмидесяти учащихся3.

Как отмечал Ахмад Дониш, во время господства Хайдара «люди со всех сторон и всех населенных частей земли приезжали в Бухару учиться. Науки и постановления шариата настолько расцвели, что во времена ислама ни при одном [из прежних] падишахов [на долю] ученых не выпадало такого успеха»4. Практическую помощь в этом деле им оказывало Российское императорское Политическое агентство в Бухаре. В целях контроля внешней политики Бухарского эмирата, а также наблюдения за ее внутренней

1 Анке фон Кюгельген. Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII - XIX вв.). - Алматы: Дайк-Пресс, 2004. -С. 331.

2 Там же. - С. 152

3 Борнс А. Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лагора с подарками великобританского короля и отчет о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию высшего правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 гг. лейтенантом Ост-Индской компанейской службы Александром Борнсом, членом Королевского общества / Пер. П.В. Голуб-кова. Ч. II. - М., 1848. - С. 431.

4 Ахмад Дониш. История мангитской династии / Перевод, предисловие и примечание И.А. Наджафовой. - Душанбе: Дониш, 1967. - С. 142.

политикой в 1886 г. в Новой Бухаре (городе Кагане) было основано Политическое агентство. Известно, что руководитель данного ведомства, т.е. политический агент, почти все отношения с правительством эмирата вел в виде официальной межгосударственной переписки. Данная переписка сконцентрировала в себе исторические сведения, связанные с политической, экономической, социальной и просветительской жизнью Бухарского эмирата конца XIX и начала XX в.

В переписке Российского императорского Политического агентства, наряду с информацией о деятельности образовательных учреждений в Бухарском эмирате, организованных на основе системы образования России, также имеются сведения об учебе муллабачей в системе традиционного образования медресе, имеющих русское подданство. Порядок получения образования русскими подданными в Бухарских медресе изложен в переписке, которая велась между канцелярией Туркестанского генерал-губернаторства1, Российским политическим агентством в Бухаре и кушбеги эмирата. В этот период основная часть задач, связанных с обучением и соблюдением порядка в Бухарских медресе контролировалась правительством эмирата.

Но есть и другая сторона этой проблемы, которая заключалась в том, что русские подданные, обучающиеся в медресе, их проживание в регионе и право на получение образования зависели от взаимоотношений между ведомствами двух государств.

Письменные источники, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Узбекистан, свидетельствуют о том, что Российское политическое агентство вело продуманную и четко регламентируемую деятельность по созданию порядка получения образования, проживания и сбора сведений о русских подданных, обучающихся в Бухарских медресе.

Согласно правилам, внедренным в Туркестанском генерал-губернаторстве в конце XIX - начале XX в., муллабачи из областей Туркестанского края либо из российских губерний, являющиеся русскими подданными, для учебы в Бухарских медресе должны были иметь соответствующее разрешение от начальников областей или уезда. А во время учебы в медресе муллабача подчинялся

1 Туркестанское генерал-губернаторство - провинция Российской империи на территории Западного Туркестана, присоединенного к Российской империи Александром II в 1867 г. С 1886 г. официальное название - Туркестанский край.

правилам и распорядку правительства эмирата и соответствующего медресе. Так как в начале XX в. не было сведений о количестве муллабачей, получающих образование в Бухарских медресе и имеющих русское подданство, а также определенного порядка законного получения образования на территории эмирата, сам Туркестанский генерал-губернатор занялся созданием данного порядка. В процессе анализа официальной межведомственной переписки по данному вопросу было выявлено наличие определенных особенностей.

Вследствие важных социальных и политических событий, происходящих в жизни Бухарского эмирата и приграничных ему государств, для Туркестанского генерал-губернаторства появилась потребность в соответствующей информации о количестве и происхождении муллабачей, имеющих российское подданство и получающих образование в Бухарских медресе. Особенности этноконфессионального состава Бухарского эмирата предопределили сложность социально-политической ситуации. Во-первых, в эмирате часто происходили столкновения между шиитами и суннитами по вопросам влияния на политику государства. Помимо этого, периодически появлялись исламские проповедники, которые оказывали свое влияние на умонастроения муллабачей - подданных Российской империи; естественно, что колониальная администрация их опасалась. Это, в свою очередь, вызвало необходимость создания и внедрения определенного порядка получения образования муллабачей, имеющих русское подданство и обучающихся в медресе эмирата. Данный вопрос был разрешен на основе переписки между кушбеги эмирата и Российским императорским Политическим агентством.

Переписка Российского императорского Политического агентства в Бухаре по данному вопросу велась в период с 1910 по 1917 г. Основанием для ведения переписки послужило письмо канцелярии Туркестанского генерал-губернатора от 24 апреля 1910 г., отправленное на имя руководства Сырдарьинской, Самаркандской и Ферганской областей. В письме было изложено, что муллабачи, желающие получить высшее образование в бухарских медресе до своего приезда в Бухарский эмират, должны получить письменное разрешение из местного полицейского управления. В конце письма было указано, что студент, не имеющий такого разрешения, может быть выслан с территории Бухарского эмирата1. Письмо

1 ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 2.

с таким содержанием было отправлено и в Российское императорское Политическое агентство в Бухаре. Об этом мы узнаём из письма № 2905 от 29 мая 1910 г., отправленного на имя Туркестанского генерал-губернатора. В письме агентством было отмечено, что о порядке контроля за муллабачами, имеющими русское подданство, правительству Бухарского эмирата известно, т.е. Мирза Насрулла парваначи, казикалон, раис, аълам, муфтии и мудари-сы местных медресе извещены об этом1.

В процессе изучения писем, посвященных задаче обеспечения выполнения данного порядка, было выяснено следующее:

Во-первых, что Российское императорское Политическое агентство в Бухаре без соответствующего указания и помощи правительства эмирата не могло получить сведения о количестве и происхождении муллабачей, получающих образование в Бухарских медресе.

Во-вторых, Политическому агентству для внедрения данного порядка во всех медресе Бухары нужно было получить одобрение и соответствующее постановление правительства эмирата.

Эти два положения обеспечили принятие российским правительством единого решения о возможности принятия данного порядка путем вступления в двусторонние отношения только с представителями правительства эмирата. Это можно узнать из содержания следующего официального письма:

«Уважаемый парваначи Мирза Насруллабий, просим Вас оказать помощь в составлении точного списка подданных-татар, обучающихся в Бухарских медресе, а также муллабачей, обучающихся без соответствующего удостоверения и паспорта» (письмо № 3685 от 3 июня 1910 года русского политического агента в Бухаре2.

Мирза Насруллабий отправляет свое ответное письмо 5 июля 1910 г. В нем был предоставлен точный список русских подданных-татар, обучающихся в Бухарских медресе3. В этом списке были указаны фамилия, имя и отчество муллабачей, в каком медресе они обучаются, из какого региона они прибыли (см. табл. 1).

1 ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 3.

2 ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 6.

3 ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 7.

Таблица 1

Список подданных-татар, обучающихся в Бухарских медресе1

№ Муллаваччи В каком медресе обучается Из кого города прибыл

1 Мулло Муфатих Ибрагимов Аълам Пермь

2 Мулло Хайрулло Мулло Суннатуллаев Гавкушон Самара

3 Мулло Мухаммад Шохмуродкулов Абдулазизхон

4 Мулло Ориф Мулло Зарифов Казань

5 Мулло Собир Мухаммедов

6 Мулло Мухаммад Фарух Мухаммадшокиров Турсунжон

7 Мулло Абдурахмон Абдурахимов

8 Мулло Ахмад Али Мухаммад Шарифов Мири Араб Пермь

9 Мулло Абдурахмон Мухаммад Собиров Казань

10 Мулло Мухаммад Шокир Мухаммад Вафо Хожи бурбон

11 Мулло Абулнаим Мулло Абдуллаев Уфа

12 Мулло Мирсаид Мулло Закиров

13 Мулло Ибодулло Мухаммедов Рашид Оренбург

14 Мулло Х,асан Мулло Абдулхамид Хазрати Шайхуло Имом Самара

Эта таблица была отправлена в виде приложения к официальному письму. В основном в нем был указан список муллабачей-татар из Перми, Самары, Казани, Уфы, Оренбурга, обучающихся в таких Бухарских медресе, как Мири Араб, Кукельдаш, Абдула-зизхан, Турсунжон, Аълам, Ходжа Курбан, Рашид, Хазрати Шайхулло Имам. Другой задачей, затронутой в двусторонней переписке, было составление общего списка муллабачей, имеющих русское подданство и прибывших с целью получения образования в бухарских медресе. Исходя из этого, Российским императорским Политическим агентством было отправлено письмо № 350 от 29 сентября 1912 г. на имя кушбеги эмирата. В нем было изложено следующее: «Уважаемый Мирза Насруллабий, несмотря

1 ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 8.

на 2-е циркулярное распоряжение Туркестанского генерал-губернатора № 674 от 24 апреля 1910 г., Политическое агентство встревожено тем, что возросло количество муллабачей из Российских губерний, обучающихся в Бухарских медресе без соответствующего разрешения. Согласно порядку, установленному Политическим агентством, русским подданным, получающим образование в Бухаре, необходимо сдать паспорт в полицейское управление в Старой Бухаре и пройти регистрацию. Просим Вас, уважаемый кушбеги, отдать распоряжение казикалону, раисам и работающим под их руководством муфтиям и мударисам о составлении точного списка русских подданных, обучающихся в Бухарских медресе, а после отправить данный список в политическое агентство. Вместе с этим при выяснении случаев сокрытия муфтиями и мударисами муллабачей, имеющих русское подданство и не имеющих соответствующего разрешения и паспорта, то они в рамках закона будут обвинены в сокрытии преступников и оштрафованы»1. Сведения о муллабачах, имеющих русское подданство и обучающихся в Бухарских медресе, были собраны в полицейском управлении в Старой Бухаре. Подобные сведения были выяснены среди муллабачей, обучавшихся во всех медресе, и на основе этого была заполнена следующая таблица (см. табл. 2).

Таблица 2

Таблица регистрации русских подданных, обучавшихся в Бухарских медресе2

Название м (место расположения, близкое, водоем, [едресе располагается в какой части города)

№ Имя муллабаччи Время принятия в медресе Время прибытия в Бухару Из какой области, уезда, волости или селения Паспорт № Удостоверение № Поведение Где располагается в данное время (точное сведение)

1

2

1 ЦГА РУз. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 361. Л. 13-14.

2 Данная таблица была составлена на основе записей в письме-рапорте № 95 от 31 августа 1911 г. начальника полицейского управления Старой Бухары, отправленного в Российское императорское Политическое агентство в Бухаре. См.: ЦГА РУз фонд-3, опись-1, дело-361, стр. 12.

Подобные мероприятия полицейское управление старой Бухары не могло проводить в одностороннем порядке. Потому, что Бухарские медресе подчинялись только правительству эмирата и в установленном им порядке предоставляли кому-либо сведения. Именно поэтому, Российское императорское Политическое агентство в Бухаре в плане решения данной задачи и ее разработки, т.е. «Свода правил, связанных с обучением и приемом в Бухарские медресе русских подданных», было вынуждено вести переписку с кушбеги эмирата. Этого требовала историческая и политическая ситуация того времени. Политическое агентство по возможности старалось сократить количество муллабачей, в тот период получающих образование в Бухаре. Основанием для этого послужили социально-политические столкновения в эмирате в январе 1910 г.

Первые мнения о данном порядке, состоявшем из восьми основных правил, были изложены в письме Российского императорского Политического агентства от 10 ноября 1916 г., отправленном на имя Туркестанского генерал-губернатора1. В письме излагалось следующее, в целях обеспечения соблюдения данных правил, в каждом медресе необходимо было ввести должность аксакала (глава-староста). Глава края, ознакомившись с письмом и изложенными в нем предложениями, отметил, что для приема на учебу муллабачей в Бухарские медресе, их последующей деятельности и утверждения новой должности аксакала необходимо получить разрешение правительства Бухарского эмирата2.

Политический агент в целях выполнения данного указания, 13 декабря 1916 г. обратился с письмом на имя кушбеги Мирзы Насрулле. В письме были изложены все вышеуказанные задачи, т.е. учреждения должности аксакала (старосты) во всех медресе, а во избежание недовольства среди религиозных деятелей, им было изложено предложение о назначении на эту должность кого-нибудь из бухарских чиновников. Согласно предложению политического агента, аксакал медресе будет вести деятельность в качестве представителя правительства и эмирата, и российского государства. В его должностные обязанности входит следующее: 1. Составление списков муллабачей, обучающихся в медресе и имеющих русское подданство. 2. Доставка списков в полицейское управление в Старой Бухаре. 3. Контроль за теми из муллабачей, у кого просроченные разрешения, и проследить за тем, чтобы

1 ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 38-39.

2 ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 41.

подобные муллабачи не обучались в медресе. Наряду с внедрением должности старосты в медресе, политическое агентство известило правительство эмирата о разработке правил, связанных с обучением и проживанием на территории эмирата муллабачей, имеющих русское подданство. Личность, прибывшая на территорию эмирата, в течение трех дней должна предоставить в полицейское управление в Старой Бухаре паспорт и разрешение на обучение в Бухарских медресе (разрешение было выдано представителем руководства по месту жительства подданного).

После этого, управляющий полицией оставив у себя предоставленные ему документы, на красном бланке выписывал мулла-баче разрешение сроком на шесть месяцев. Этот документ выдавался только для проживания и обучения в Бухаре. Если муллабача изъявлял желание переехать из города и там продолжать обучение, то в этом случае он должен был сообщить об этом в полицейское управление, и он мог поменять разрешение, выданное полицейским управлением, на паспорт. Если муллабача после шестимесячного обучения, на время каникул изъявлял желание остаться в Бухаре, в этом случае ему нужно было обратиться со специальным прошением на имя управляющего полицией Старой Бухары и в установленном порядке получить разрешение.

Существовал пункт, посвященный непосредственно организации обучения в образовательном учреждении и обучению слушателей. В нем излагалось следующее, если муллабача переносит свою учебу из одного медресе в другое или участвует в качестве муллабачи другого медресе либо изъявляет желание участвовать, то об этом он в срочном порядке должен был известить полицейское управление. Потому что это давало возможность полицейскому управлению быстро выяснить, где находится муллабача.

Особо нужно отметить, что полицейское управление постоянно проверяло наличие разрешения у муллабачей. Записи, связанные с данной ситуацией, изложены в седьмом пункте, где говорилось о том, что все муллабачи, имеющие русское подданство, всегда при себе должны иметь разрешение. Контроль над наличием разрешений должны исполнять сотрудники полицейского управления, правительство эмирата и руководство медресе, где проходит обучение муллабача.

В последнем пункте порядка указано, что «вследствие соответствующих причин или ситуации муллабача может лишиться выданного ему разрешения. В этом случае он возвращается на родину». Это положение наглядно демонстрирует, что в любой

политической ситуации представители Российской империи все свои действия выполняли в рамках обеспечения безопасности своих подданных и государственных интересов империи. Данный порядок был разработан на основе межправительственной переписки и был полностью утвержден 12 декабря 1916 г. Информация о том, что данный документ был одобрен правительством эмирата, и было дано разрешение для выполнения данного мероприятия, можно узнать из писем российского политического агентства № 68, 69, 70 от 15 февраля 1917 г., отправленных в полицейское управление в старой Бухаре, на имя управляющего канцелярией Туркестанского генерал-губернаторства и на имя дипломатического чиновника при Туркестанском генерал-губернаторстве.

В целях ознакомления с этим положением народных масс, Российское императорское Политическое агентство обратилось к руководству газеты «Туркестанские ведомости» с письмом о даче объявления, потому что количество муллабачей, приехавших для получения образования в Бухарских медресе из российских губерний и областей Туркестанского генерал-губернаторства, неуклонно возрастало.

Таким образом, меры предпринятые Российским императорским Политическим агентством по составлению списков и определению количества муллабачей, обучающихся в Бухарских медресе, в будущем давало возможность контроля не только за количеством желающих получать образование в медресе, а также отслеживать их местонахождение и, конечно, обращалось внимание на их благонадежность по отношению к властям империи. Стоит отметить и то, что на подданных эмирата, приехавших в Бухару учиться из других городов собственно самого эмирата, этот порядок, естественно, не распространялся.

Анализ вышеуказанного текста переписки и ее изучение дают возможность понять и правильно проанализировать причины и последствия событий, происходивших в общественной жизни Бухары конца XIX - начала XX в. И как мы убедились, безусловно, особое значение имеет межправительственная переписка между кушбеги Бухарского эмирата с Российским императорским Политическим агентством в Бухаре, сконцентрировавшая в себе некоторые положения изменений и своеобразных нововведений в системе образования медресе, незарегистрированных в традиционных письменных источниках.

Литература

1. ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 2.

2. ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 3.

3. ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 6.

4. ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 7.

5. ЦГА РУз. ф. И-3, оп.1, д. 361, л. 8.

6. ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 13-14.

7. Данная таблица была составлена на основе записей в письме-рапорте № 95 от 31 августа 1911 года начальника полицейского управления старой Бухары, отправленного в Российское императорские Политическое агентство в Бухаре. См.: ЦГА РУз фонд-3, опись-1, дело-361, стр. 12.

8. ЦГА РУз. ф. И-3, оп. 1, д. 361, л. 38-39.

9. ЦГА РУз. ф. И-3, оп.1, д. 361, л. 41.

10. Кочаров В.Т. Из истории организации и развития народного образования в Туркестанском крае. Ташкент: Гос. изд-во УзССР, 1958.

11. Кочаров В.Т. Из истории организации и развития народного образования в дореволюционном Узбекистане (1865-1917 гг.). - Ташкент: Гос. изд-во УзССР, 1966.

12. Тухтаметов Т.Г. Бухарский эмират в начале ХХ в. - Душанбе: Ирфон, 1977.

13. Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. - М., 1975. - 181с.

14. Записки о Бухарском ханстве (Отчеты П.И. Демезона и И.В. Виткевича). - М.: Наука, 1983. - 143 с.

15. Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). - М.: Изд. восточной лит-ры, 1958. - С. 107-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Записки о Бухарском ханстве (Отчеты П.И. Демезона и И.В. Виткевича). - М.: Наука, 1983. - 143 с.

17. Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1917). - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.

18. Анке фон Кюгельген. Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII - XIX вв.). - Алматы: Дайк-Пресс, 2004 -С. 331.

19. Там же. - С. 152.

20. Борнс А. Путешествие в Бухару: Рассказ о плавании по Инду от моря до Ла-гора с подарками великобританского короля и отчет о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию высшего правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 гг. лейтенантом Ост-Индской компанейской службы Александром Борнсом, членом Королевского общества / Пер. П.В. Голубкова. Ч. II. - М., 1848. - С. 431.

21. Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. - М., 1975. - С. 150.

22. Ахмад Дониш. История мангитской династии. - Перевод, предисловие и примечание И. А. Наджафовой. - Душанбе: Дониш, 1967. - С. 142.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.