Научная статья на тему 'Последователи кадимизма и джадидизма среди улемов Бухары в начале ХХ в'

Последователи кадимизма и джадидизма среди улемов Бухары в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
549
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ / УЛЕМЫ / ИСЛАМ / ФЕТВА / ШИИТ / СУННИТ / КОНСЕРВАТИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жамалова Д.

В данной статье проанализированы участие представителей двух религиозно-просвещенных групп Бухары консерваторов и сторонников социально-политических реформ в Бухарском эмирате и их взгляды на обновление общества. Консерваторы и реформаторы в основном состояли из улем. В общественной жизни консерваторы следовали исламским канонам, в управлении обществом беспрекословно подчинялись законам Корана и шариата. Реформаторы старались оказывать влияние на развитие образования и реформированию управления государством. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последователи кадимизма и джадидизма среди улемов Бухары в начале ХХ в»

Узбекистаном, последовательно отстаивающим светский характер своей политической системы. В Турции, кроме того, находятся бежавшие от преследований на родине узбекские оппозиционеры, религиозные деятели и бизнесмены, что также создает определенный дискомфорт в узбекско-турецких отношениях.

Заметно оживились в 2017 г. контакты Узбекистана с США, от которых в Узбекистане ожидают предоставления военной и технической помощи. Что касается отношений Узбекистана со странами ЕС, то приоритетной здесь останется сфера экономики.

Автор отмечает и активизацию Узбекистана на афганском направлении: если раньше Афганистан воспринимался в Узбекистане исключительно как угроза в силу того, что там базировались радикальные исламисты типа «Исламского движения Узбекистана», ставящие своей целью свержение вооруженным путем правительства республики и изменения ее светской политической системы на религиозную, то сейчас Афганистан объявлен ресурсом для новых возможностей, несмотря на то что исламистская угроза не только осталась, но и обрела новые очертания, «обогатившись» теперь идеологией и базирующегося в северных районах Афганистана «Эмирата Хорасан», являющегося ничем иным, как отделением запрещенного в РФ «Исламского государства». Но конъюнктурные соображения взяли, видимо, в Узбекистане верх.

Автор делает вывод, что власти республики действуют фактически в параметрах установок, предусмотренных в различных американских стратегиях («Большая Центральная Азия», «Новый Шёлковый путь» и др.), которые нацеливают постсоветскую Центральную Азию на углубление экономико-политического сотрудничества с Афганистаном, США и др. взамен партнерства с Россией и ее интеграционными проектами (ЕАЭС).

Автор реферата Е.Л. Дмитриева

Жамалова Д.,

докторант Институт истории АН РУз ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КАДИМИЗМА И ДЖАДИДИЗМА СРЕДИ УЛЕМОВ БУХАРЫ В НАЧАЛЕ ХХ в.

Аннотация. В данной статье проанализированы участие представителей двух религиозно-просвещенных групп Бухары - консерваторов и сторонников социально-политических реформ в Бухарском эмирате

и их взгляды на обновление общества. Консерваторы и реформаторы в основном состояли из улем. В общественной жизни консерваторы следовали исламским канонам, в управлении обществом беспрекословно подчинялись законам Корана и шариата. Реформаторы старались оказывать влияние на развитие образования и реформированию управления государством.

Ключевые слова: Бухарский эмират; улемы; ислам; фетва; шиит; суннит; консерватизм; образование.

Как и во всех мусульманских регионах Российской империи, в Бухарском эмирате существовали различные подходы к решению вопросов религии и образования, что являлось причиной формирования противоречивых взглядов. Во взаимоотношениях консерваторов и сторонников реформ следует отметить как единодушие в решении некоторых вопросов, так и определенные разногласия.

В советской историографии действия мусульман бывшей Российской империи в социально-политических движениях, связанных с исламом, оценивались как признак «отсталости» и религиозного фанатизма. «Консерватизм» рассматривалось как течение, отражающее последствия средневекового невежества и феодализма. Однако в рамках прикладных исследований вопрос о сущности консерватизма не ставился на повестку дня. Консерваторы старались сохранить в образе жизни народа нормы шариата, которые считались барьером на пути политики российского правительства и православных миссионеров.

Относить всех улемов1 к консерваторам было бы не совсем верно. Среди улемов были и такие, которых можно считать просвещенными людьми своего времени. К их числу можно отнести мударриса Икрама, занимавшего высокие посты при дворе эмира, и его сторонников.

Однако среди улемов были и консервативно настроенные люди, считавшие каждое новшество ересью, всячески препятствовавшие проникновению в страну достижений европейской науки и техники.

1 Улемы (араб. улам-а-ученые) - сословие мусульманских богословов и законоведов. Обычно улемами называли представителей исламского духовенства и исламских правоведов (фикх), а также уполномоченных лиц религиозных, судебных и учебных заведений.

Один из прогрессивных мыслителей Бухары Абдурауф Фит-рат в своем произведении «Нажот йули» («Путь спасения»), выражая свое мнение об улемах, делит их на две группы: «К первой группе относятся улемы, обеспокоенные развитием родины и судьбой народа, служащие во благо страны и общества. Причину отсталости они видят в регрессе науки, в невежестве народа, в политической пассивности правителей, в препятствовании развитию науки и духовности. Вторая группа - это улемы, преследующие личные интересы и стремящиеся занять высокие должности, их не волнует кризис в стране, а бедственное положение народа они считают "предписанием, судьбой"»1.

По мнению Фитрата, причины, препятствующие развитию страны, улемы второй группы усматривали в следующем: во-первых, по их мнению, не существует определенной причины разрозненности и разорения страны - это воля Аллаха; во-вторых, Аллах создал этот мир раем для мусульман и адом для немусульман; в-третьих, близок Судный день, так как мусульманство постепенно исчезает с лица земли; в-четвертых, поэтому каждый день мусульманина может быть хуже другого2.

В Бухарском эмирате в вопросах реформирования сферы образования, религии, социальной и экономической отраслей влиятельные улемы были разделены на две группы. Первую группу реформаторов возглавлял Мухаммад Икрам ибн Абдуссалом Бухари, вторую группу составляли сторонники консерватизма под руководством муфтия Абдураззака3.

Муфтий Мухаммад Икрам ибн Абдуссалом4 был одним из известных и влиятельных людей Бухары конца XIX - начала XX в. Он много путешествовал по странам Ближнего и Среднего Востока и написал книгу, в которой подверг критике отсталость Бухары.

1 Фитрат А. Нажот йули // Танланган асарлар. 5 жилдлик. Тошкент: Маънавият, 2010. 5-жилд. - Б. 63.

2 Фитрат А. Нажот йули. - Б. 63.

3 Хужаев Ф. Бухоро инкдлобининг тарихига материаллар. Тошкент: Фан, 1997. - Б. 76.

4 Домла Икром родился в кишлаке Богикалон на окраине Бухары. В период с 1860 по 1880 г. получил образование в Бухаре в медресе Бадалбек у казия Абдушукур ибн Абдурасула. Мухаммад Шариф Садри Зиё (1865-1932) в своем произведение «Шуаройи мутааххирийн ва фузалойи муосирийн» («Поэты последней эпохи и ученые современники») вспоминал, что Домла Икромча сочинял стихи под псевдонимам «Акром» и являлся наставником студенческого большинства Бухары.

Мударрис Икрам (старший учитель, наставник) - как называли его в народе - был против изживших и устаревших обычаев и обрядов, боролся против невежества в обществе, тем самым завоевал любовь и уважение народа. В 1894-1896 гг. он совершил хадж с Мухаммадом Авазом Хужанди, во время которого ознакомился с уровнем развития таких исламских городов, как Стамбул, Багдад, Шираз и др. После возвращения из путешествия, он раскритиковал образовательные программы в бухарских медресе и настаивал на необходимости их реформирования. Мударрис Икрам пропагандировал включение в образовательные программы медресе таких наук, как толкование Корана, хадисов. Он был сторонником организации джадидских школ и всячески поддерживал их.

С разрешения кушбеги Насрулло (в современном понимании премьер-министр), мударрис Икрам ведет переговоры с комиссией под руководством Палена, прибывшего в 1910 г. из Ташкента для ревизии бухарских школ. На их вопросы о новой школе, хиджабе и налогах Икрам отвечал, что джадидские школы не противоречат исламу1.

В 1910 г., по завершении экзамена учащихся школы Мирзы Абдулвохида Мунзима, состоялось заседание, на котором был рассмотрен вопрос приостановки или продолжения деятельности школы. На собрании мударрис Икрам указал на соответствие новых школ исламской морали и подчеркнул необходимость с точки зрения ислама развития школ такого типа. Он считал новые школы дозволенными с религиозной точки зрения и, издав указ о разрешении работы этой школы, поставил свою печать. А улемы под руководством муфтия Абдураззака2 высказываются за необходимость закрытия джадидских школ и издают соответствующие указы. Они, критикуя школы нового типа, пишут следующее: «Эта школа противоречит шариату. В первый год учащиеся читают газеты, на второй год начнут требовать независимости и на третий год сбросят с престола эмира и посадят его в тюрьму»3.

1 С. Айний. Бухоро инкилоби тарихи учун материаллар. Москва: СССР халкларининг марказий нашриёти, 1926. - Б. 63.

2 Муфтий Абдураззак был из Коканда, прожил в Бухаре 42 года. Он был популярен в Бухаре как «Розикча». За свои заслуги во дворце он стал обладателем большой собственности. Он был консервативным лидером партии в Бухаре и старометодной школы. Мулла Абдураззак отправился в хадж в 1914 г. и умер в Мекке.

3 Ж.Х.Х. Бухорои шарифдан мактуб (айнан) // «Таржимон», 1909 йил 9 октябрь. - № 41.

В августе 1912 г. в Новой Бухаре под редакцией Абдулвохи-да Мунзима выходит в свет книга мударриса Икрама «Ий;озу-н-ноимийн ва иьлому-л-жох,илийн» (Сны наяву, влекущие к невежеству)1. Это произведение в народе было известно под названием «Дар баёни бидъаоти машхура» («Изложение известных ересей»). Эта книга стала хорошим руководством для просветителей в борьбе против ереси.

Книга «Ий;озу-н-ноимийн ва иьлому-л-жохилийн» состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава называется «Об известных среди народа, но запрещенных удовольствиях»; вторая -«О запрещенных в силу изменения времени вещах». Первая глава состоит из двух разделов, в первой части критически проанализированы вопросы, связанные с ростовщичеством (рибо); продажей вакуфных помещений медресе; «белыми печатями» муфтиев; курением; религиозным невежеством; резким сокращением чтения намаза в мечетях; употреблением вина; посягательством на удел сирот.

Во второй части говорится о ношении украшений и дорогой одежды мужчинами; резком увеличении на свадьбах и различных мероприятиях певцов и танцовщиц, расточительстве; рассказывается о новых обычаях, придуманных торговцами и, на основе аятов из Корана и хадисов, доказывается их неправомерность. Вторая глава также состоит двух частей, в первой части приводятся размышления о неприемлемости ростовщичества и недостатках в исламском судействе, а также о председательстве на судах.

Вторая часть условно названа «Запрещенные, в силу смешения различных ересей, вещи», в ней обсуждены часто встречающиеся в жизни общества социальные, политические и религиозные проблемы. Это следующие вопросы: паломничество к могилам святых; обряд «Биби Сешанба»; поминальные обряды: «двадцать дней», «сорок дней» и «год»; воровство на рынках весовщиков; обычай проведения купкари (козлодрание); сплетни в мечетях; споры между улемами.

Мударрис Икрам в данном произведении говорит о 25 проблемах, которые необходимо было решать на государственном уровне. Он особо подчеркивает, что хакимы (местные правители) должны защищать права сирот. Уделив особое внимание расточительству на свадьбах, он призывает хакимов показать пример другим.

1 ЦГАУз, ф. И-461, оп. 1, дело-1168, л. 225.

Улемы под руководством мударриса Бухарского медресе и муфтия Абдураззока выступили против данной книги. Обвинив мударриса Икрама в пропаганде джадидских школ, противоречащих, по их мнению, религии ислама, они постарались ополчить против него учащихся медресе и приняли решение убить мударри-са Икрама на площади мечети Намазгах в день хайита Рамадана. Узнав об этом, правительство Бухары отправляет мударриса Икрама в район Зандана и назначает его казием (судъёй). Кушбеги назначает ему жалованье в 600 танга. Спустя некоторое время, эмир назначает мударриса Икрама казием в Каракульский район с ежемесячным жалованьем в 1000 танга1.

В январе 1914 г. покровитель бухарских улемов муфтий Аб-дураззак2 отправился в хадж и скончался в Мекке. В связи с этим на должность муфтия Эмир Алимхан назначает мударриса Икрама3. Новый муфтий Икрам сплотил вокруг себя солидную группу сторонников новой школы из 700-800 учащихся медресе и пытался осуществить план открытия новых школ на государственном уровне.

В конце апреля 1917 г. улемы под руководством муллы Хол-мурода добиваются подписания муфтиями4 фетвы о несоответствии джадидских школ шариату и необходимости сторониться джадидов. Муфтий Икрам выступает против данного решения и направляет письмо на имя кушбеги. В целях недопущения противостояния между муллой Холмуродом и муфтием Икрамом последнего под предлогом назначения казием во второй раз ссылают в Гузарский район5.

Весной 1918 г. в результате военного похода председателя Совета народных комиссаров Туркестана Ф. Колесова эмир обвиняет молодых бухарцев в содействии Советам и приказывает их наказать. Среди них был и сын мударриса Икрама - Хабибулло. Правительство Бухары казнило Хабибулло, а мударриса Икрама заключило под стражу. Было конфисковано всё его имущество, а книги и рукописи сожжены6.

1 ЦГАУз, ф. И-461, оп. 1, дело-1168, л. 225.

2 После смерти бухарского правителя и муфтия Абдуразака его место официально заменил мулла Камариддин.

3 ЦГАУз, ф. И-3, оп. 1, дело-215, л. 65-66.

4 В период Бухарского эмирата существовал совет муфтиев из 12 членов.

5 С. Айний. Бухоро инкилоби тарихи учун материаллар. Москва: СССР халкларининг марказий нашриёти, 1926. - Б. 63.

6 В 1920 г. Икрам Ходжа со всей семьей был освобожден, привезен в Бухару и назначен министром юстиции. К 1922 г. был создан шариатский суд и он назначен его председателем. Домла Икрам умер в 1925 г.

Мударрис медресе мулла Камариддин, возглавивший после смерти муфтия Абдураззака вторую группу бухарских улемов с консервативными взглядами, был категорически против осуществляемых в стране реформ, джадидского движения и пропагандируемых ими новшеств. Его всегда настораживала близость джадидов с представителями иной религии. Татарский преподаватель Камариддин Ногай был учителем в местной школе, он активно участвовал в действиях мусульман против русских1. Несмотря на то что мулла Камариддин жил в Бухаре, пользовался большим авторитетом и был очень близок с мусульманскими просветителями из Оренбурга, Ташкента и Стамбула. Он был недоволен тем, что эмир Бухары Саид Алимхан поддерживает политику Российской империи.

Согласно сведениям Туркестанского районного охранного отделения, мулла Камариддин был одним из руководителей мятежа, состоявшегося в январе 1910 г. в Бухаре. Мулла Камариддин считал, что ежегодно проводимый шиитами поминальный обряд по случаю смерти Хазрата Хусейна противоречит шариату, и высказывался за запрет проведения данного обряда. По случаю этого он подготовил фетву, который подписали 11 из 12 муфтиев. Но мударрис Икрам не поддержал эту фетву. Во время поминального обряда шиитов по случаю смерти Хазрата Хусейна 9 января 1910 г. за Самаркандскими воротами Бухары один из собравшихся на зрелище - учащийся медресе из Ферганы насмехается над действиями шиитов. Тогда шииты набрасываются на студента и калечат его. Начались паника, крики: «Шииты убивают студента» и призывы прийти на помощь. Воспользовавшись возникшей ситуацией раис (контролирующий исполнения законов шариата) Бурхониддин и мулла Камариддин призывают народ к мятежу. Таким образом, 10 января 1910 г. в Бухаре начинается острая борьба между представителями двух течений. 11 января сунниты подходят к Бухаре, требуют смещения с должности кушбеги Астанакула и замены его представителем суннитского ордена2. Руководители правительства Бухары, обеспокоившись сложившейся ситуацией, попросили помощи у представителя российского правительства в Новой Бухаре. В ответ на это российское правительство направляет в Бухару 2 тыс.

1 ЦГАУз, ф. И-461, оп. 1, дело-1168, л. 180.

2 Бухорои Шарифда пайдо булган бетартибликлар хусусида // Туркистон вилояти газети, 1910 йил 14 январь, № 4.

русских солдат под руководством генерала Лилиенталя1. Находившиеся на тот момент в Кармане Астанакул кушбеги и Насруллабек парвоначи (тот, кто доводит до исполнителей указы и приказы эмира) по указу эмира приезжают в Бухару и пытаются подавить восстание. Однако им это не удается. Наследник Бухарского эмира Саида Алимхана - Миролим Тура 13 января приезжает в Бухару и 15 января освобождает от должности Астанакула куш-беги, двух его подчиненных и отправляет их в Карману. На должность кушбеги назначается начальник Чарджоуского бекства Саидали туксабо (военачальник), а его помощником - Шахрисабз-ский бек Мироб Али2. Наследник, собрав в своей резиденции представителей духовенства, ученых и других государственных деятелей, объявляет о подавлении мятежа и призывает к недопущению подобных выступлений впредь. Инициаторы религиозных распрей раис Бурхониддин, раис и мулла Камариддин для укрепления своих позиций добились отстранения от должности Астана-кула кушбеги.

Основной причиной суннито-шиитского противостояния было то, что шииты занимали высокие должностные посты. Такое положение не отвечало интересам улемов во главе с муллой Кама-риддином, и поэтому они не упустили шанс воспользоваться случаем, произошедшим на поминальном обряде.

Консервативно настроенные улемы под руководством муллы Камариддина были недовольны рядом реформ, осуществляемых эмиром Алимханом. В частности, в сентябре 1911 г. эмир Алимхан издает указ о мощении камнем улиц Бухары, которые после дождя превращались в слякоть. Однако улемы считают решение о мощении камнем пыльных улиц Бухары расточительством и высказывают свое недовольство. Муллы Бухары, Карши, Шахрисабза, Гузара и Байсуна, выражая свое недовольство по отношению к указам и приказам эмира, начинают предпринимать негласные действия во имя восстановления притесненных прав и свободы беков и религиозного духовенства3. На помощь для подавления протестующих в Бухаре улемов приходят русские солдаты,

1 Бухорои Шарифда пайдо булган бетартибликлар хусусида // Туркистон вилояти газети. 1910 йил 16 январь, № 5.

2 Бухорои Шарифда пайдо булган бетартибликлар хусусида // Туркистон вилояти газети, 1910 йил 21 январь, № 6.

3 В Бухаре // «Туркестанская ведомости», № 92, 28 апреля 1911 г.

и путешествие эмира в Ялту отменяется1. Реконструкция городских улиц приостанавливается.

В октябре 1913 г. по указу эмира Бухары начинают видоизменять древние и старые узкие улицы Бухары, их обустраивают каменным покрытием, проводятся работы по электрификации Бухары, так как к этому времени Каган (Новая Бухара) уже была электрифицирована. Однако и эти действия эмира встречают сопротивление со стороны консервативно настроенных улем. Один из корреспондентов «Туркестанской туземной газеты», надеясь, что это недовольство временное, писал следующее: «Несомненно, что в книгах по фикху найдутся основания не противоречить электрическому освещению, так же как, например, их нашли применительно к таким новшествам, как почта, телеграф, телефон. Неудивительно, если их признают современными»2.

По указу эмира Алимхана в 1913 г. в Бухаре строят новое медресе, в котором было предусмотрено обучение Тафсиру, Хади-сам, Каламу, Фикху, методам фикха, арифметике, истории3. В статье Имома Собиржона Мустофи «Об учреждении медресе в Бухаре», опубликованной в газете «Вакт», рассказывается о противодействии некоторых муфтиев и беков под влиянием муллы Камариддина указу эмира об учреждении медресе. Они выражали недовольство тем, что в медресе значительное место отводится преподаванию светских наук и по этому вопросу обращаются к казикаляну Бурхониддину (судья в столице, главный судья, высший государственный чин. Он руководил всеми судебными делами, в которые не вмешивался эмир. Казикалян назывался также «шариатпанох»). Казикалян сообщил, что строительство медресе находится под контролем самого эмира и любое недовольство не-приемлемо4.

Следующее столкновение мударриса Икрама и муллы Кама-риддина произошло в марте-апреле 1917 г. по случаю манифеста, объявленного эмиром Бухары Алимханом. Мударрис Икрам под-

1 Исмоил Гаспринский. Бухорои шариф // «Таржимон», № 37, 1911 йил 9 сентябрь.

2 Улучшения в Бухаре // Туркистон вилояти газети, № 81, 1913 йил 20 октябрь.

3 Фитрат. Бухоро ^укуматининг исло^корона кадамлари (Икромот ислох корони хукумат Бухоро) // «Ойна», № 8, 1915 йил 30 январь. - Б. 198-200.

4 Имом Собиржон Мустофий. Бухорода мадраса таъсис этилув муносабатила // «Ва;т», 1915 йил 24 декабрь, № 1948.

держал указ эмира1, подготовленного в целях упорядочения налогов, реформирования государственных учреждений, развития торговли. Однако улемы под руководством муллы Камариддина, осведомленные о натянутых отношениях кушбеги Насрулло с руководством Афганистана, просят у улемов этой страны поддержки для защиты ислама2.

14 апреля 1917 г. усиливается волна недовольства мулл под руководством муллы Камариддина. В результате из Самарканда в Бухару призывают русских солдат для установления порядка и спокойствия3. А 15 апреля 1917 г. руководитель движения мулл против реформ - мулла Камариддин - был задержан в Старой Бухаре полицией Новой Бухары и после 38 дней тюремного заключения выслан из Бухары4.

Однако ссылка муллы Камариддина из Бухары не ослабило движение улемов-консерваторов. В связи с событиями в марте 1918 г. и упразднения в августе 1920 г. власти эмира эти акты недовольства продолжались временами открыто, а иногда подпольно под руководством новых лидеров.

В заключение следует отметить, что реформы, проводимые в Бухарском эмирате, по-разному воспринимались улемами. С учетом варьирования кругозора и степени социально-политической грамотности среди членов одного общества или организации можно сделать вывод о том, что существовали различные подходы к решению одной и той же проблемы.

Так, если сторонники социально-политических реформ поддерживали новшества, то консервативно настроенные представители выражали резкое недовольство. И как результат, существования постоянного противостояния между реформаторами и консерваторами имело свое немаловажное значение в развитии Бухарского эмирата.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

1 ЦГАУз, ф. И-3, оп. 2, дело-513, л. 42.

2 ЦГАУз, ф. И-3, оп. 2, дело-513, л. 49.

3 С.А. Мулла ^амариддинни Бухородан сурув // Ва;т, 1917 йил 2 июнь, № 2232.

4 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.