УДК 343.34 ББК 67.408
Ищенко Дмитрий Петрович Ishchenko Dmitry Petrovich
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
Senior Lecturer, the Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]
Ищенко Галина Константиновна Ishchenko Galina Konstantinovna
помощник прокурора г. Новошахтинска Ростовской области юрист 1 класса, кандидат юридических наук.
Assistant Prosecutor, Novoshakhtinsk, the Rostov Region, 1st Class Lawyer, PhD in Law. E-mail: [email protected]
Григорян Давид Кромвелович Grigoryan David Kromvelovich
доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, старший преподаватель кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России кандидат политических наук.
Associate Professor, the Department of Political Sciences and Ethnopolitics, the South Russian Institute of Management, the Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Senior Lecturer, the Department of Forensic Science and Operational-Search Activities, the Rostov Law Institute of the Internal Affairs of Russia, PhD in Politics. E-mail: [email protected]
ОРУЖИЕ КАК СРЕДСТВО КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЯНИЙ
Weapons as a means of criminalizing criminal activities
В предлагаемой статье проведен анализ действующего законодательства в сфере незаконного оборота оружия. Приведенные трагические примеры из правоприменительной практики свидетельствуют о необходимости принятия как правовых, так и организационных мер по применению новых и эффективных способов и методов профилактики. Анализ снижения количества зарегистрированных преступлений данной категории в сравнении с растущим спросом на право приобретения оружия гражданского назначения и отсутствием у населения культуры обращения с оружием свидетельствует, в частности, о несоответствии предусмотренной законом административной ответственности за незаконное хранение гладкоствольного огнестрельного оружия и реальной общественной опасности.
Ключевые слова: огнестрельное оружие, закон, ответственность, общественная опасность, преступление, ответственность, общество, государство.
«Даже самое хорошее оружие не предвещает благо» [1]. На протяжении всего существования общества и государства неза-
This article analyzes the current legislation in the field of illegal arms trafficking. The given tragic examples from law enforcement practice indicate the need to take both legal and organizational measures to apply new and effective measures and methods ofprevention. The analysis of the decrease in the number of registered crimes of this category in comparison with the growing demand for the right to purchase civilian weapons and the lack of culture of handling weapons among the population testifies, in particular, to the discrepancy between the administrative liability provided for by law for illegal possession of smooth-bore firearms and real public danger.
Key words: firearms, law, responsibility, social danger, crime, responsibility, society, state.
конное владение и пользование огнестрельным оружием представляли огромную общественную опасность и угрозу как
для государства, так общества и непосредственно личности.
Все мировое сообщество борется с проблемой эскалации вооруженной преступности и увеличением распространения нелегального оборота оружия. Значительное количество государств отмечают рост числа насильственных преступлений с применением оружия, а со стороны криминальных структур и преступных сообществ - увеличение востребованности огнестрельного оружия.
Специфика незаконного оборота, в частности, огнестрельного оружия заключается в том, что он, представляя значительную социальную опасность сам по себе, также является предпосылкой для совершения преступлений, квалифицирующихся как тяжкие и особо тяжкие (терроризм, убийство, захват заложников). Рост количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия - прямое следствие его незаконного оборота.
Важно рассматривать оружие не только как орудие совершения наиболее опасных преступлений, но в том числе и как средство развития международных конфликтов. К сожалению, интеграция мировых процессов не только способствовала упрощению и наращиванию международных торговых взаимоотношений, но и незаконному распространению предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, в том числе оружия и боеприпасов.
Не подлежит сомнению общественная опасность незаконного владения оружием, особенно в контексте постоянного роста насильственных преступлений. Соответственно количество, а главное агрессивность совершаемых преступлений данной категории, предъявляет дополнительные требования к качеству работы правоохранительных органов, обязанных противодействовать этому криминальному явлению. Все это свидетельствует о необходимости проведения комплексных научных исследований в данной области, изучения различных криминогенных и конкретных криминальных ситуаций, поиска новых путей, способов их разрешения, и соответственно эффективных средств противодействия.
Очередной раз к теме незаконного владения оружием, привлекло тягчайшее преступление, связанное с убийством семьи в центре Калининграда. Погибшие были расстреляны на почве личной неприязни [2]. Данный тра-
гический случай вызвал вопросы, начиная от орудия убийства, установления причин убийства членов семьи (мужчины, беременной женщины и ранения сына-подростка), заканчивая обозначением имеющихся проблем легального оборота гражданского оружия.
Другой не менее яркий пример трагедии произошел в г. Керчи, где учащийся колледжа из ружья, выданного на законных основаниях, произвел расстрел одногрупников [3]. После данного преступления Президент России Владимир Путин взял под личный контроль вопрос о гражданском оружии. Владимир Путин подчеркнул: «Особо обращаю внимание: необходимо серьезно усилить контроль в сфере оборота оружия» [4].
Эти примеры проиллюстрировали опасность оружия, в том числе находящегося в легальном обороте. Данные примеры очередной раз показали состояние оружейной культуры наших граждан. Осознание возможных последствий применения оружия, поведенческие особенности и психология владельца оружия формируют основу оружейной культуры, которая на сегодняшний день находится на стадии формирования.
С точки зрения закона, правовые основания получения разрешения, хранения и возможности применения оружия в России регулируются Федеральным законом «Об оружии» [5]. Последняя редакция закона подразделяет его на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное. Соответственно подразделение его по основному назначению на охотничье, спортивное, а главное на оружие самообороны не приведено.
По нашему мнению, требования к хранению и ношению охотничьего и спортивного оружия должны отличаться от оружия самообороны. Не секрет, что большинство владельцев оружия приобретают его в качестве возможного оружия самообороны. Более того, именно данной категорией владельцев допускаются нарушения правил хранения, которые влекут утрату и хищение данных смертоносных предметов.
Согласно статистическим данным Росгвар-дии, на сегодняшний день более 6,6 млн человек имеют гражданское оружие. По данным ведомства владельцев легального оружия около 3,9 млн, за которыми зарегистрировано более 6,6 млн единиц. В 2020 россияне получили
около 1 млн новых разрешений на хранение и ношение оружия [6]. Данные цифры однозначно говорят о росте владельцев оружия и огромном спросе на право владеть оружием.
В то же время, согласно официальным заявлениям представителей ведомств, следует, что зарегистрированное оружие, полученное на законных основаниях, редко применяется в преступных целях. Так, ежегодно совершается около 600 преступлений с применением зарегистрированного оружия. А всего с оружием в России совершается более 5 тыс. преступлений ежегодно. Криминальная статистика свидетельствует, что количество вооруженных преступлений снизилось на 6 %. Например, с января по сентябрь 2019 года с использованием оружия совершено 4,2 тыс. преступлений. Данное снижение стабильно фиксируется на протяжении пяти лет. Соответственно раскрываемость данных преступлений составляет почти 75 % [7].
Приведем актуальные статистические данные, чтобы охарактеризовать текущую оперативную обстановку: за истекший период с января по декабрь 2020 года с использованием оружия совершено 5,2 тыс. преступлений, что на 7,2 % меньше аналогичного периода 2019 года. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем-декабрем 2019 года снизилось на 6,6 % и составило 24,8 тыс. Также наблюдается снижение на 14,3 % количества выявленных (зарегистрированных) фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (899 фактов) [8].
По мнению большинства экспертов, в том числе правоприменителей, эта тенденция отчасти связана с ростом «черного рынка» оружия и общей «неблагоприятной динамикой преступности». Важно, что на совершение преступлений оказывает влияние сформировавшийся в социуме менталитет «стрелка». Неуверенность в правовой защите и эффективности правоохранительной системы, заставляет граждан носить при себе оружие, перевозить его в личном автомобиле. Наличие оружия в руках и возможность его применить, создает предпосылки для разрешения возникающих конфликтов путем вооруженного насилия. Отдельно следует отметить, что в таких обстоятельствах преступников даже не
останавливает риск попадания в непричастных граждан. А в состоянии алкогольного или наркотического опьянения риск причинения вреда возрастает многократно.
Многочисленные публикации средств массовой информации сообщают и это некого не вызывает сомнения, что в стране существует «черный» рынок оружия, а эксперты приводят статистические данные, что количество таких «стволов» может насчитывать от 5 млн. до нескольких десятков млн. неучтенных единиц.
Говоря о незаконном обороте оружия и преступлениях, совершаемых с его применением, недостаточно учитывать социальные и экономические обстоятельства, которые способствуют росту таких преступлений. Необходимо устранять такие явления, которые порождают недоверие населения к органам власти, ощущения правовой незащищенности, что соответственно вызывает спрос на оружие. А имеющийся спрос всегда порождает предложения, в том числе и незаконные. Соответственно имеющиеся причины и условия подкрепляются незаконной возможностью удовлетворения потребностей по приобретению оружия.
Все чаще и острее как в обществе, так и на государственном уровне поднимаются вопросы обеспечения на должном уровне гарантий защищенности населения от противоправного применения оружия. Это возможно добиться только путем формирования культуры владения и обращения с оружием, организации и обеспечения действенного контроля за оборотом оружия, вывода и изъятия из незаконного оборота нелегального оружия.
С одной стороны, в последнее время со стороны общественных организаций и просто граждан все чаще поступают предложения о необходимости повышения возраста при продаже всех видов гражданского оружия и ужесточения требований при выдаче лицензий. Акцентируется внимание на реальной опасности противоправного применения гражданского (охотничьего и спортивного) оружия.
Мы констатируем постоянные предложения ужесточения проверок выдачи охотничьих билетов и выявления лиц, которые в действительности не являются охотниками, и таким способом стремятся получить право владения и пользования оружием. Необходимо отметить, что эти предложения находят свою поддержку, мы наблюдаем постоянные ужесточение
мер контроля за владельцами оружия. Однако принимаемые меры не дают требуемого результата. Соответственно с правовой точки зрения необходимо разрешить вопрос о владении и пользовании огнестрельным оружием не только с целью охоты и занятия спортом, но и для самообороны.
С другой стороны, противниками высказываются мнение, что для соблюдения основных неотъемлемых прав граждан, недопустимо ограничивать право на самозащиту всеми доступными законными способами. В поддержку данной позиции, приведем несоответствие закона, касающиеся возраста лиц, допускаемых к оружию. Например, новобранцы уже в 18 лет после призыва на военную службу получают доступ к автоматическому оружию, более того к танкам и ракетам.
Поступают и такие предложения как свободная продажа оружия и отмена такого института как лицензии на владение и пользования оружием. В пример приводится Америка, где только в двух штатах - Висконсине и Иллинойсе, запрещено оружие, остальные штаты разрешают открытое ношение, а в большинстве случаев допустимо и скрытое. Фактически наличие оружия больше в 1,5 раза по сравнению с количеством проживающих. Населением Америки используются короткоствольные пистолеты, револьверы, охотничьи ружья 12-16 калибра. Акцентируем внимание, что большинство оружия, так называемой самообороны, является нарезным и представляет большую опасность, как по тактико-техническим характеристикам, так и по целям его приобретения и хранения. Однако приводя данные факты, редко вспоминают о сформированном не за одно поколение историческом опыте и национальной культуре оборота оружия. Не смотря на столь богатый исторический опыт, число фактов применения оружия в противоправных целях преобладает над количеством самозащиты и правомерного применения.
Говоря об инициативах снизить требования к кандидатам на получение лицензии на владение оружием важно учитывать огромную и нескрываемую заинтересованность производителей оружия. Как пример, можем привести инициативы увеличения максимально разрешенного количества единиц стрелкового оружия, так предлагается разрешить приобретение и владения 10 единицами оружия, вместо нынешних разрешенных 5 единиц.
По действующему законодательству разрешение выдается только претендентам установленного возраста, не судимым, при отсутствии противопоказаний психоневрологического и наркологического диспансеров, без наркотической и алкогольной зависимости, что подтверждается соответствующим медицинским заключением об отсутствии соответствующих заболеваний и противопоказаний.
Не смотря на наличие указанных правовых ограничений, не учитывается такая категория граждан, как «опасные для общества». Бытовые дебоширы, для которых характерна хроническая ругань, злоупотребление алкоголем и употребление наркотических средств, психотропных веществ, безрецептурное употребление лекарственных препаратов не в медицинских целях, привлечение за перечисленные правонарушения к административной и уголовной и ответственности, а также иные негативные проявления антиобщественного поведения - вот основные характеристики субъектов, которые представляют потенциальную и серьезную опасность для общества, как источник нарушения закона [9].
Из-за случаев выдачи фиктивных документов, получение медицинских справок и характеристик по месту работы и жительства в стране находится под контролем правоохранительных и контролирующих органов. Однако, имеющиеся многочисленные факты выдачи недостоверных, а порой фиктивных документов - обоснования для получения лицензии, как по оформлению, так и по содержанию, говорят о недостаточной эффективности проводимых профилактических и упреждающих мероприятий.
Отдельно следует остановиться на круге лиц, которые могут участвовать в незаконном обороте огнестрельного оружия: члены официальных и неофициальных организаций, разнообразных политических, религиозных, национальных и иных, стремящихся к достижению своих целей с помощью насилия; участники преступных группировок и сообществ, осуществляющих преступную деятельность в различных сферах; лица, замышляющие и готовящие преступления с применением оружия; несовершеннолетние, стоящие на учет в правоохранительных органах, проявляющих жестокость и агрессивность в повседневной жизни; лица, ранее судимые за насильственные
преступления, в том числе совершенные с применением оружия; лица, приискивающих оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и иные предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота [10]. Отдельного внимания требуют лица, предпринимающие попытки и подбирающие способы проникнуть на объект, связанный с оборотом оружия; потерпевшие от преступлений (попавших под чье либо негативное влияние) и имеющих доступ к оружию, а также лица, иным образом обнаруживающих свое намерение незаконно завладеть оружием, боеприпасами и взрывными устройствами.
Кроме того, оперативный интерес по линии противодействия незаконного оборота оружия, представляют следующие субъекты: лица, склонные к жестокости, насилию и агрессивным действиям, склонные к совершению насильственных правонарушения (в том числе лица с расстройствами психической деятельности); лица, прибывающие из районов боевых действий и после прохождения военной службы (особенно военнослужащие и члены вооруженных формирований); работники организаций и учреждений, как государственных, так и частных, деятельность которых связана с повышенным криминальным риском: коллекторы, теневые инкассаторы и кассиры, частные охранники и детективы, экспедиторы, водители, осуществляющие междугородные перевозки и таксисты и другие лица. К сожалению, данный перечень не полный и он постоянно пополняется из примеров правоприменительной деятельности [11].
Не меньшую общественную опасность представляют коллекционеры и «черные копатели». В качестве примера незаконного хранения оружия и боеприпасов приведем задержание 55-летнего жителя села Кугульта в Грачев-ском районе Ставрополья в доме, которого изъят незаконно хранящейся арсенала оружия начала ХХ века. Среди изъятого имелись несколько единиц оружия начала ХХ столетия, в том числе винтовка и карабин Мосина, винтовка Маузера, стартовый пистолет Шпагина, в конструкцию которого добавлен самодельный ствол для стрельбы кустарными патронами, а также обрез охотничьего ружья, составные части гладкоствольного и иного оружия [12].
Примечательно, что наиболее осведомленными о возможностях избежать ответственности за незаконное хранение оружия, являются
лица, причастные к его легальному обороту, в частности, реализующие контролирующие функции, владельцы на законных основаниях, а также допущенные к взрывчатым веществам промышленного назначения.
В современных условиях оборот оружия фактически является катализатором жестокости, дерзости и агрессии при совершении преступлений проявлений. Не смотря на то, что последние годы наблюдается статистическое снижение количества преступлений, совершенных с применением оружия, совершаемые преступления приобретают более агрессивный характер. Фактически общественная опасность данных преступных посягательств преобразовалась из количества в качество. Под качеством подразумеваем совершение квалифицированных насильственных преступлений.
В данном контексте не следует забывать о том, что даже гладкоствольное (охотничье или спортивное) оружие обладает опасной дальностью стрельбы и высокой поражающей мощью. В некоторых случаях спортивные образцы могут соревноваться с боевым стрелковым оружием. Огромное значение имеет, в чьих руках окажется оружие.
К уголовно-наказуемым преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, относятся не только незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение, незаконное изготовление, хищение, вымогательство, но и контрабанда оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Анализируя криминологическую ситуацию по линии незаконного оборота оружия, под-считывается количество возбужденных уголовных дел по фактам незаконного хранения оружия, и не берется в расчет количество иных преступлений, в частности, совершенные с применением оружия против личности, собственности и общественного порядка. Более того, административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом гладкоствольного (охотничьего или спортивного) оружия не принимаются в расчет.
Упреждающие меры на ранних стадиях зарождения преступного умысла по привлечению виновных к ответственности позволят избежать негативных последствий. Иные противоправные проявления (преступления и правонарушения) зачастую предшествуют,
фактически создают благоприятные условия для совершения тяжких преступлений с использованием оружия. Для правоохранительных органов приоритетной задачей выступает не только профилактика, но и борьба с незаконным оборотом огнестрельного оружия и привлечения виновных к ответственности, путем принятие действенных мер по выявлению и расследованию за их совершение, а также соблюдение режимов эффективного контроля над законным и разумеется незаконным оборотом огнестрельного оружия.
Проблемные вопросы правоприменения при выявлении, расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел данной категории, имеются и в настоящее время, не смотря на значительную судебную практику. Кроме того, не исключены факты, когда огнестрельное оружие, ставшее объектом незаконного оборота, обнаруживается и изымается только после того, как оно было применено при совершении других преступлений, в том числе и представителями террористических организаций, организованной преступности, либо при совершении иных насильственных преступлений. Основная часть незаконно хранящегося огнестрельного оружия изымается в рамках уголовных дел, не относящихся к незаконному обороту, и преимущественно на основании незаконного владения. Следственные версии об источнике происхождения в рамках возбужденных уголовных дел по факту незаконного оборота огнестрельного оружия, выдвигаются как в дополнение к уже предъявленному обвинению в незаконном хранении оружия, так и параллельно с ним, что, к сожалению, не результативно. В основном усилия правоохранителей, как по расследованию, так и уголовному преследованию в рамках судопроизводства, как правило, сосредоточиваются на основных преступлениях. Должного внимания установлению незаконного происхождения используемого оружия не уделяется, поэтому проводимые следственные действия и оперативные мероприятия не достигают требуемого результата.
Значительную роль в профилактике незаконного оборота оружия играют:
- законность и обоснованность выдачи лицензий;
- эффективность контроля за соблюдением требований владельцем оружия;
- эффективная работа по выявлению, пресечению каналов поставки оружия и боеприпасов;
- соблюдения порядка изъятия и уничтожения изъятого оружия;
- эффективность норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за незаконный оборот оружия.
Не меньшее значение имеет и мониторинг новых тенденций и форм незаконного оборота и технических новшеств, проведение регулярных аналитических обзоров нормативно-правовой базы и результатов практической деятельности, а также оценка рисков в целях мониторинга общего уровня угрозы.
Такой обзор может также способствовать согласованию и взаимообогащению различных правовых механизмов, касающихся незаконного оборота огнестрельного оружия и связанных с ним форм преступности. Он должен включать оценку способности существующей законодательной и нормативной базы оперативно реагировать на новые и возникающие угрозы. Например, создаваемые газовым и сигнальным оружием, или списанным или незаконно восстановленным акустическим оружием и любым другим оружием, поддающимся любому виду переделки; утечка огнестрельного оружия из сферы законной торговли. Другая угроза - незаконное производство, осуществляемое с помощью принтеров для трехмерной печати, незаконный оборот основных частей оружия, а также других современных дополнительных технических средств к оружию (оптика, приборы ночного видения, пламегасители и другие) с использованием почтовых отправлений, Интернета и Даркнета.
Многие ученные и правоприменители заявляют о крепнущей связи между незаконным оборотом оружия и иными преступлениями, о стимулирующей роли огнестрельного оружия, ставшего предметом преступления в планировании и совершении различных, неоднородных преступлений, вплоть до преступлений террористического и экстремистского характера. Например, контрабанду огнестрельного оружия фактически является видом незаконной экономической деятельности, направленной на получение прибыли. Соответственно, для решения этой угрозы необходимо эффективно применять правовые инструменты и механизмы, такие как проведение финансовых
расследований сделок, связанных с огнестрельным оружием, и возвращение активов преступного происхождения.
Детальное расследование всех обстоятельств незаконного оборота оружия, в частности мониторинг незаконных финансовых операций, несомненно будет переломным моментом, внесет бесценный вклад в борьбе с преступностью, фактически подорвёт ее экономические основы.
Не следует сбрасывать со счетов стимулирующую роль коррупции, которая способствует утечке огнестрельного оружия на незаконные рынки, в том числе из государственных запасов, и конечно общее покровительство преступности. В данном контексте необходимо снижение рисков, путем применения жестких и согласованных на глобальном уровне антикоррупционных правовых механизмов, поддержки режимов контроля над оборотом оружия.
Борьба с преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия, требует применения разнообразных подходов, внедрение новых стратегий, инструментов, своевременных и эффективных механизмов сотрудничества и взаимодействия.
В частности, превентивные и нормативно-правовые требования к маркировке и учету оружия и боеприпасов, возможность отслеживания огнестрельного оружия и наличие процедур, способствующих международному сотрудничеству в его отслеживании, играют важнейшую роль в профилактике преступлений.
Своевременное отслеживание незаконного огнестрельного оружия на национальном, а при необходимости и на международном уровне позволит контролировать все законные перемещения огнестрельного оружия и устанавливать момент, когда произошла его утрата или хищение, и соответственно утечка в нелегальные каналы.
Как пример, приведем значимое задержание преступников в Тульской области, по подозрению в незаконном сбыте оружия задержаны восемь человек, изъят крупный арсенал: тысячи патронов различного калибра, около 30 пистолетов, револьверы, а также ружья (в основном гладкоствольные), а также комплектующие к огнестрельному оружию. Изъятое оружие и боеприпасы промышленного производства. В данном примере важно
отметить, что полицейские выяснили способ сбыта оружия и установили всю схему оружейной торговли, что позволило задержать преступников с поличным [13].
Основной государственной задачей в данном направлении, должна быть деятельность, направленная на улучшение социально-экономической ситуации в стране. Положительные экономические и социальные изменения влияют на снижение количества преступлений в целом. Незаконный оборот огнестрельного оружия - исключением не является. Другими словами, государственная власть должна не только привлекать к ответственности за совершенные преступления, но и формировать условия, исключающие возможность и потребность противоправного (преступного) поведения.
Выработка таких мер возможна в результате глубокого анализа всех закономерностей исследуемого явления, что невозможно без фундаментальных научных исследований.
Обязательному выяснению подлежат следующие вопросы: наличие неучтенных или незарегистрированных единиц оружия, боеприпасов, взрывных устройств; их вид и характерные особенности: местонахождение описанных предметов и устройств; обстоятельства их приобретения или обнаружения; лица, которым известно об этом; намерения владельцев (хранителей) оружия, находящегося в незаконном обороте, относительно его использования; возможности пресечения незаконного оборота оружия.
Правоохранители и представители общества не без оснований заявляют, что ужесточение законодательства в первую очередь должно быть направлено на тех, кто имеет преступные намерения, а не для законопослушных граждан, получающих его для охоты или самозащиты, обеспечивая свое конституционное право.
Спрос на оружие неуклонно растет, и это обстоятельство в первую очередь влияет на характер особого режима правового регулирования оборота оружия, сопряженного с ограничениями, необходимыми для эффективной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Как источник повышенной общественной опасности, оружие должно находиться под постоянным контролем государства в лице его компетентных органов [14].
Согласно действующему законодательству, за нарушение правил хранения, ношения,
регистрации, так и за незаконное хранение не- ствует об обратном. По нашему мнению, пре-
зарегистрированного огнестрельного гладко- дусмотренная ответственность не отвечает
ствольного оружия предусмотрена админист- фактической общественной опасности, соот-
ративная ответственность [15]. ветственно подлежит уголовной, а не админи-
Количество совершенных преступлений с стративной ответственности. применением охотничьего оружия свидетель-
Литература
1. Лао-цзы. URL: https://www.rulit.me/books/ vsemirnaya-istoriya-v-24-tomah-t-5-stanovlenie-gosudarstv-azii-read-344584-23.html.
2. «У них был давний конфликт»: расстрел семьи в центре Калининграда могла спровоцировать месть. URL: https://www.kaliningrad. kp.ru/daily/27092.7/4165181.
3. Детский омбудсмен: Разрешение на оружие, из которого стреляли в студентов в Керчи, могло быть поддельным. URL: https://www. crimea.kp.ru/daily/26896.
4. Путин поручил Росгвардии усилить контроль за оборотом оружия. URL: https://rg.ru/ 2018/10/25/putin-poruchil-rosgvardii-usilit-kon-trol-za-oborotom-oruzhiia.html.
5. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об оружии». СПС «КонсультантПлюс».
6. Росгвардия: на руках у россиян находится более 6,6 млн единиц зарегистрированного оружия. URL: https://tass.ru/obschestvo/7474587.
7. В России сократилось число преступлений, совершенных с оружием. URL: https:// rg.ru/2019/11/16/v-rossii-sokratilos-chislo-pres-tuplenij-sovershennyh-s-oruzhiem.html.
8. Состояние преступности в России за период январь-декабрь 2020 г.: Статистические данные ФКУ ГИАЦ МВД России. URL: https:// мвд.рф/reports/item/22678184.
9. Ищенко Д.П. Изъятие оружия у «опасных для обществ» граждан // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы противодействия негативным социальным явлениям (на примере наркотизации и алкоголизации). Сборник материалов региональной конференции. Иркутск, 2019.
10. Григорянц С.А. Понятие и виды оборота оружия, характеристика незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 9 (15).
Bibliography
1. Lao Tzu. URL: https://www.rulit.me/books/ vsemirnaya-istoriya-v-24-tomah-t-5-stanovlenie-gosudarstv-azii-read-344584-23.html.
2. «They had a long-standing conflict»: the shooting of a family in the center of Kaliningrad could provoke revenge. URL: https://www. kaliningrad.kp.ru/daily/27092.7/4165181
3. Children's Ombudsman: The permit for the weapons used to shoot students in Kerch could have been forged. URL: https://www.crimea. kp.ru/dai-ly/26896.
4. Putin instructed Rosgvardiya to strengthen control over the circulation of weapons. URL: https://rg.ru/2018/10/25/putin-poruchil-rosgvar-dii-usilit-kontrol-za-oborotom-oruzhiia.html.
5. Federal Law № 150-FZ of 13.12.1996 (as amended on 08.12.2020) «On Weapons». LRS «ConsultantPlus».
6. Rosgvardiya: the Russians have more than 6.6 million registered weapons in their hands. URL: https://tass.ru/obschestvo/7474587.
7. In Russia, the number of crimes committed with weapons has decreased. URL: https://rg.ru/ 2019/11/16/v-rossii-sokratilos-chislo-prestu-plenij-sovershennyh-s-oruzhiem.html.
8. The state of crime in Russia for the period January-December 2020: Statistical data of the FKU GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184
9. Ishchenko D.P. Withdrawal of weapons from «dangerous for societies» citizens // In the collection: Theoretical and applied problems of countering negative social phenomena (on the example of drug addiction and alcoholization). Collection of materials of the regional conference. Irkutsk, 2019.
10. Grigoryants S.A. The concept and types of arms turnover, characteristics of illegal turnover of weapons, ammunition, explosives and explosive devices // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2011. № 9 (15).
11. Koretsky D.A., Solonitskaya E.V. weapons and their illegal turnover. Criminological
11. Корецкий Д.А., Солоницкая Э.В. оружие и его незаконный оборот. Криминологическая характеристика и предупреждение: монография. СПб., 2014.
12. Арсенал оружия начала ХХ века изъяли у жителя Ставрополья. URL: https://regnum. га/ news/society/2865576.html.
13. В Тульской области поймали нелегальных торговцев оружием. URL: https://rg.ru/ 2019/12/16/reg-cfo/v-tulskoj-oblasti-pojmali-nel-egalnyh-torgovcev-oruzhiem.html.
14. Борисов О.С., Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (постатейный). М., 2017.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021). СПС «Консуль-тантПлюс».
characteristics and prevention: monograph. Saint Petersburg, 2014.
12. Arsenal of weapons of the early twentieth century seized from a resident of Stavropol. URL: https://regnum.ru/news/society/2865576.html.
13. Illegal arms dealers were caught in the Tula region. URL: https://rg.ru/2019/12/16/reg-cfo/v-tulskoj-oblasti-pojmali-nelegalnyh-torgovcev-oruzhiem.html.
14. Borisov O.S., Kondrat E.N. Commentary to Federal Law № 374-FZ of July 6, 2016 «On Amendments to the Federal Law "On Countering Terrorism" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the establishment of additional measures to counter terrorism and ensure Public Safety» (article by article). Moscow, 2017.
15. Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 05.04.2021). LRS «Consultant-Plus».