Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Society and Security Insights
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА / СВОБОДА / ДЕКЛАРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ОРУЖИЕ / ОБОРОТ / ВОЗРАСТ / УБИЙСТВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усейнов Мирас Исмаилович

Научная статья посвящена актуальной проблеме закона о государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия, вопросы касающиеся теории и практики на современном этапе. Особую значимость данной работы придает правовая проблема закона о государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия, а именно возраст гражданина, по которому дается право на приобретение оружия. В статье большое внимание уделяется трагическим событиям, которые связаны непосредтвенно с незаконным применением огнестрельного оружия в подростковом возрасте, анализируются законодательные акты стран ближнего зарубежья и приводятся примеры. Кроме того, автор приводит конкретные предложения по решению данных проблем. Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как оружие было одной из самых основных проблем всех времен и остается важной вехой для будущих исследований. Научная статья актуальна тем, что в последннее время преступления связанные с применением огнестрельного оружия резко увеличились в разных странах мира, особенно среди молодежи. Это свидетельствует о важности и своевременности данной статьи. В ходе исследования, основной акцент ставится на актуальность правовой проблемы несовершенства закона об оружии. Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, так как автор не просто анализирует научные положения разных авторов, но и высказывает свою точку зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT QUESTIONS AND LEGAL ISSUES OF IMPROVING THE LEGISLATION ON STATE CONTROL OF THE TURNOVER OF CERTAIN KINDS OF WEAPONS IN MODERN CONDITIONS

The scientific article is devoted to the topical problem of the law on state control over the circulation of certain types of weapons, issues related to theory and practice at the present stage. The particular significance of this work is attached to the legal problems of the law on state control over the circulation of certain types of weapons, namely, the age of the citizen, according to which the right to acquire weapons is given. In the article, much attention is paid to the tragic events that are directly related to the illegal use of firearms in adolescence, the legislative acts of the neighboring countries are analyzed and examples are given. In addition, the author provides specific proposals for solving these problems. The relevance of the article is beyond doubt, as weapons have been one of the most fundamental problems of all time and remains an important milestone for future research. The scientific article is relevant because in recent years, crimes related to the use of firearms have sharply increased in different countries of the world, especially among young people. This demonstrates the importance and timeliness of this article. In the course of the study, the main emphasis is placed on the relevance of the legal problem of imperfection of the law on weapons. The material of the article has a pronounced author's line, since the author does not easily analyze the scientific positions of different authors, but also expresses his point of view.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК:343.344

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

М.И. Усейнов

Международный Университет Кыргызстана, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, Тараз, Казахстан, e-mail: miras_useinov@mail.ru

DOI: 10.14258^(2021)2-02

Статья посвящена актуальной проблеме закона о государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия, вопросам, касающимся теории и практики на современном этапе. Особую значимость данной работе придает правовая проблема закона о государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия, а именно возраст гражданина, при котором дается право на приобретение оружия.

Большое внимание уделяется трагическим событиям, которые связаны непосредтвенно с незаконным применением огнестрельного оружия в подростковом возрасте, анализируются законодательные акты стран ближнего зарубежья и приводятся примеры. Кроме того, автор приводит конкретные предложения по решению данных проблем. Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как оружие было одной из основных проблем всех времен и остается важной вехой для будущих исследований.

Статья актуальна тем, что в последнее время число преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, резко увеличилось в разных странах мира, особенно среди молодежи. Это свидетельствует о важности и своевременности статьи. В ходе исследования основной акцент ставится на актуальность правовой проблемы несовершенства закона об оружии. Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, так как автор не просто анализирует научные положения разных авторов, но высказывает свою точку зрения.

Ключевые слова: права, свобода, декларация, конституция, оружие, оборот, возраст, убийство, правонарушение

CURRENT QUESTIONS AND LEGAL ISSUES OF IMPROVING THE LEGISLATION ON STATE CONTROL OF THE TURNOVER OF CERTAIN KINDS OF WEAPONS IN MODERN CONDITIONS

M.I. Useinov

International University of Kyrgyzstan, Taraz regional university named after M. Kh. Dulati, Taraz, Kazakhstan, e-mail: miras_useinov@mail.ru

The scientific article is devoted to the topical problem of the law on state control over the circulation of certain types of weapons, issues related to theory and practice at the present stage. The particular significance of this work is attached to the legal problems of the law on state control over the circulation of certain types of weapons, namely, the age of the citizen, according to which the right to acquire weapons is given.

In the article, much attention is paid to the tragic events that are directly related to the illegal use of firearms in adolescence, the legislative acts of the neighboring countries are analyzed and examples are given. In addition, the author provides specific proposals for solving these problems. The relevance of the article is beyond doubt, as weapons have been one of the most fundamental problems of all time and remains an important milestone for future research.

The scientific article is relevant because in recent years, crimes related to the use of firearms have sharply increased in different countries of the world, especially among young people. This demonstrates the importance and timeliness of this article. In the course of the study, the main emphasis is placed on the relevance of the legal problem of imperfection of the law on weapons. The material of the article has a pronounced author's line, since the author does not easily analyze the scientific positions of different authors, but also expresses his point of view. The article is well structured, written in a clear and understandable language, the conclusions are logical, the literature corresponds to the stated topic.

Keywords: rights, freedoms, declaration, constitution, weapons, turnover, age, murder, offense

Побеждает закон, если вооружен.

Ежи Лец

Введение

Общеизвестно, что самое ценное для человека — это жизнь. На протяжении всех времен самое главное благо, что есть у человека, — это право на жизнь. С момента появления человека и на протяжении всего существования человечества люди стремятся сохранить жизнь и приумножить ее рождением. Именно поэтому в каждой развитой стране право на жизнь является главным, неотъемлемым и дан-

ным в равной степени всем людям и закреплено в основных нормативно-правовых актах государствах.

Право на жизнь означает, что никто, в том числе государство, не может лишать человека жизни. На наш взгляд, необходимо отметить, что государство обязано принимать соответствующие меры для защиты жизни, принимая законы, защищающие граждан, и соответственно принимая меры для защиты граждан, если их жизнь находится под угрозой. Государство должно учитывать право на жизнь при принятии решений, которые могут подвергнуть человека опасности. Это право называют абсолютным правом. Это право, в которое государство никогда не сможет вмешиваться. Однако бывают ситуации, когда это неприменимо. Например, право человека на жизнь не нарушается, если он умирает, когда государственный орган (например, полиция) применяет необходимую силу для того, чтобы остановить незаконное насилие, произвести законный арест, помешать избежать законного задержания и остановить бунт или восстание. Конечно, даже в этих обстоятельствах применяемая сила должна быть существенной и строго пропорциональной. Сила «соразмерна», когда это уместно и не более чем необходимо для решения данной проблемы.

Право на жизнь является основным личным правом человека, которое принадлежит каждому человеку от рождения, признается абсолютным и неотчуждаемым, определяет содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Реализация политических, социальных, экономических, культурных и других прав человека невозможна без обеспечения права человека на жизнь. Законодательное закрепление прав человека на жизнь вытекает из общепризнанных международных актов по правам человека.

Следует отметить, что в основу концепции прав человека заложены три неотъемлемые ценности: во-первых, каждое государство имеет свои определенные ограничительные рамки; во-вторых, у каждого гражданина есть своя индивидуальная сфера; в-третьих, каждый человек может выступить против государственных органов с целью защиты своих личных прав и свобод.

Права человека необходимо понимать как нечто определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства, и их универсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в этом все люди равны. В связи с этим мы не должны и не можем здесь кого-то выделять. В сущности, чтобы принять концепцию прав человека, достаточно лишь признания этих трех ценностей, и на наш взгляд, каждый с этим согласится. Именно поэтому права человека поддерживаются со стороны всех культур, цивилизованных демократических государств и мировых религий.

Здесь следует заметить, что в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., говорится, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Здесь же преамбула гласит, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированный Казахстаном, закрепляет (ст. 6), что «право на жизнь

есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (Международный пакт..., 1966). Право на жизнь, безусловно, является самым важным из всех прав человека.

Особо следует подчеркнуть, что в п. 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан государство утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права, и свободы. При этом права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными, и неотчуждаемыми. Данное положение закреплено в п. 2 ст. 12 Конституции РК (Конституция Республики Казахстан, 1995). В этой связи характерной чертой правового государства был и остается высокий уровень правовой культуры населения как один из показателей его правовой системы.

Как нам известно, право издревле проявлялось во всех периодах общественной формации. Основная задача государственно-правовой политики направлена на повышение правовой грамотности населения.

Правовая культура граждан — это специфика отношений между человеком, обществом и властью, в которой на каждого возложены определенные права и обязанности, т.е. государство осуществляет свою деятельность в рамках демократических правовых институтов, так как общественные отношения в настоящее время законодательно подкреплены и вопросы уголовных правонарушений рассматриваются в действующем уголовном законодательстве.

Следует отметить, что уголовное право с момента своего возникновения призвано было охранять общество от преступных посягательств, охранять мир и безопасность человечества, а также предупреждать преступления, угрожающие основам существования человека, путем установления уголовно-правовых запретов на совершение преступлений. Уголовное право как одна из основных отраслей права есть совокупность юридических норм, которые определяют понятие и признаки преступлений, основания и пределы уголовной ответственности за их совершение, а равно условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Как и право в целом, оно регулирует определенную группу общественных отношений. В первую очередь — это те общественные отношения, которые складываются между государством в лице судов и правоохранительных органов с одной стороны и гражданином в связи с совершенным им особо опасным для общества правонарушением (преступлением) — с другой.

Наряду с регулятивной функцией, уголовное право выполняет и охранительную функцию, защищая человека, общество и государство от преступных посягательств. Эта функция реализуется как путем провозглашения в законе уголовно-правового запрета на совершение тех или иных деяний, так и путем реализации регулятивной функции, т.е. в процессе применения уголовного наказания к лицам, виновным в совершении запрещенных законом общественно опасных деяний.

Специфика и содержание уголовного права обусловлены теми задачами, которые стоят перед ним. Ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан в качестве задач уголовного законодательства определяет защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов

организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств, охрану мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Согласно ч. 2 этой же статьи Уголовного кодекса для осуществления указанных задач Уголовный кодекс устанавливает основания уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния являются преступлениями, предусматривает наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за их совершение, т.е. эти задачи решаются в процессе реализации регулятивной и охранительной функций уголовного права.

Таким образом, основные задачи уголовного права — это охрана указанных выше социальных ценностей и предупреждение преступлений. Причем, хотя профилактика и названа законом в качестве самостоятельной цели, но является как бы производной и подчиненной первой, более важной, определяющей сущность уголовного права задаче охраны наиболее ценных общественных отношений. Обе задачи взаимосвязаны и взаимообусловлены: охраняя общественные отношения, уголовное право тем самым предупреждает совершение новых преступлений, а предупреждая преступления — выполняет охранительную задачу. Как нам известно, именно уголовно-правовые нормы, как факт своего существования, так и их применение, выполняют задачу воспитания граждан в духе точного исполнения законов и уважения к правилам, существующим в обществе (Сагинбеков, 2012).

Проведенное нами исследование показывает, что преступление, сопряженное с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, становится одним из факторов ухудшения криминогенной обстановки в мире и в странах Содружества Независимых Государств.

В сложившейся ситуации, на наш взгляд, эта проблема является наиболее актуальной и требует научного анализа с целью предупреждения рассматриваемого правонарушения, так как исследования ряда авторов показывают, что не только не уменьшается число этих противоправных деяний, но они становятся наиболее опасными для общества и государства.

На сегодняшний день многие государства неоднократно выражали свою озабоченность тем, насколько пагубно воздействует на мир и безопасность, права и развитие человека незаконный оборот огнестрельного оружия и его неправомерное применение.

Следует также заметить, что проблема с незаконным оборотом огнестрельного оружия затрагивает все государства мира и непосредственно влияет на общественную безопасность. Это достаточно весомая проблема в контексте безопасности человека и, как правило, занимает особое место в правоохранительной деятельности. Огнестрельное оружие используется в большинстве видов насилия, особенно в убийствах. Наиболее распространенная форма незаконного оборота оружия включает разнообразные виды огнестрельного оружия, как стрелкового, так и других видов вооружения. Сюда входят многие виды, стреляющие патронами, ядрами и взрывными снарядами, такие как ружья, пушки, бомбы, ракеты, кассет-

ные боеприпасы и т.д., однако характер этого оборота может значительно различаться в зависимости от вида вооружения.

Происходящие в мире различные финансовые, экономические, политические кризисы, рост региональной и мировой нестабильности в современном мире — все это приводит к криминогенной обстановке в обществе, которая влечет за собой негативные последствия как для общества, так и для государства. Следует отметить, что все эти тенденции создают благоприятные условия для совершения противоправных деяний с незаконным использованием различных видов огнестрельного оружия.

Огнестрельное оружие является продуктом человеческой деятельности, относится к числу объектов, которые несут в себе потенциальную угрозу здоровью и жизни человека, окружающей среде. Оно является предметом специально установленного правового режима обеспечения безопасности процессов его производства, эксплуатации, обращения и т.д. Исходя из этого, огнестрельное оружие является техногенным источником повышенной опасности. Под техногенным источником повышенной опасности в криминалистике следует понимать материальные объекты, созданные или преобразованные в ходе целенаправленной человеческой деятельности, которые изначально содержат в себе высокую степень вероятности причинения необратимых изменений организму человека, элементам флоры и фауны, а также уничтожения или разрушения объектов окружающей природной среды и социально-экономической инфраструктуры» (Корин, 2015).

Огнестрельное оружие, как правило, производится для законных рынков лицензированными производителями. Оно может, однако, быть направлено на нелегальные рынки. Соответственно действия правоохранительных органов направлены на пресечение их незаконного передвижения. Огнестрельное оружие может распространяться на легальных и нелегальных рынках в течение длительного времени и, поскольку оно является товаром длительного пользования, его легко повторно использовать или перепродать. Конечно же, государству следует бороться с беспорядочным движением и использованием оружия.

На наш взгляд, для решения тех или иных проблем, связанных с оборотом огнестрельного оружия, необходимо постоянное совершенствование правовых норм в этой сфере.

Общеизвестно, что любой вменяемый и достигший определенного возраста человек осознает общественную опасность или полезность своих поступков. Вопрос об отсутствии сознания общественной опасности может возникать на практике лишь в редких случаях: либо в силу особых качеств самого субъекта (его неразвитость, умственные отклонения, психическое расстройства), либо в силу особой ситуации, в которой субъект оказался.

В настоящее время совершеннолетие — это возраст, с достижением которого согласно законодательным нормам наступает полная гражданская дееспособность. При совершеннолетии возникают другие дополнительные права и обязанности. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия, называются несовершеннолетними. Несовершеннолетние в особых случаях могут становиться дееспособными при вступлении в брак или при наличии особых обстоятельств с установленного зако-

ном возраста, однако обычно без права голосовать, усыновлять и опекать детей. Возрастные ограничения в употреблении алкоголя, курении, вождении автомобиля, праве голоса во многих странах могут не совпадать со временем достижения возраста совершеннолетия (О государственном контроле..., 1998).

Начальный этап проведенного нами анализа показал, что в данной связи, на наш взгляд, самого пристального внимания заслуживает диспозиция ст. 15 Закона Республики Казахстан от 30 декабря 1998 г. № 339-1 «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.04.2021), где законодателем предусмотрен общий возраст для приобретения гражданского оружия — 18 лет.

В ч. 1 ст. 15 Право на приобретение оружия гражданами Республики Казахстан указывается, что:

1. Право на приобретение гражданского оружия имеют граждане Республики Казахстан, достигшие 18-летнего возраста, после получения разрешения на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Право на приобретение, хранение, ношение и использование метательного оружия (луков и арбалетов) для спортивных целей имеют граждане Республики Казахстан, достигшие 16-летнего возраста.

Сигнальное оружие, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибром до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат, и граждане Республики Казахстан имеют право приобретать их у юридических лиц — поставщиков без получения разрешения.

Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в пп. 1 ст. 5 настоящего Закона, граждане Республики Казахстан имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел по месту жительства без наличия удостоверения охотника.

Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Республики Казахстан с правом хранения и ношения, которые имеют удостоверение охотника.

Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Республики Казахстан, имеющие в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее трех лет, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту.

Общее количество оружия, приобретенного гражданином Республики Казахстан, не должно превышать:

1) охотничьего огнестрельного оружия: с нарезным стволом — двух единиц; гладкоствольного — двух единиц;

2) оружия самообороны — двух единиц, в том числе огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия либо газовых пистолетов, револьверов, либо электрического оружия.

Данные ограничения не распространяются на оружие, являющееся объектом коллекционирования.

Граждане Республики Казахстан имеют право приобретать газовые пистолеты и револьверы, электрическое оружие в целях самообороны с правом хранения и ношения по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел.

Согласно вышеуказанному Закону право на приобретение гражданского оружия имеют граждане Республики Казахстан, достигшие 18-летнего возраста, после получения разрешения на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

В данной норме нас настораживает именно возраст гражданина, по которому дается право на приобретения оружия: по некоторым научным данным физические лица в возрасте 18 лет психически и физиологически не готовы к взрослой жизни и тем более владению оружием. Многие ученые утверждают, что возраст взросления человека более поздний, чем 18 лет. Мы все прекрасно понимаем, что по общему правилу правосубъектность наступает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста: способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, т.е. выступать субъектом правоотношения. Например, право голосовать, призываться в армию, вступать в брак, получать водительское удостоверение и т.д. Но право владения оружием — это несколько иное, чем все остальные права, и обращение с ним может привести к непредсказуемым последствиям — мы видим, что происходит в различных странах именно в подростковом возрасте с применением огнестрельного оружия.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковый возраст (10-19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни. Критический переходный период является периодом роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, т.е. с 10 до 19 лет. Это один из критических переходных периодов жизненного цикла, для которого характерны бурные темпы роста и изменений, которые уступают лишь темпам роста и изменений, происходящих в грудном возрасте. Многие аспекты такого роста и развития управляются биологическими процессами, а достижение полового созревания знаменует собой переход из детства в подростковый возраст. Биологические детерминанты подросткового возраста носят, как правило, всеобщий характер, однако продолжительность и характерные особенности этого периода могут варьироваться в зависимости от времени, культуры и социально-экономической ситуации. За последнее столетие этот период претерпел многочисленные изменения, которые касаются более раннего наступления половой зрелости, более позднего возраста вступления в брак, урбанизации, глобальной коммуникации

и изменения сексуальных отношений и форм поведения (Документационный центр ВОЗ, 2014).

Корреспондент Би-би-си news по здоровью Кэти Силвер в своей статье отмечает: ученые пришли к общему мнению, что подростковый возраст надо увеличить до 24 лет. Постиндустриальным странам необходимо новое определение подросткового возраста, говорят эксперты, опрошенные медицинским журналом Lancet (отметим, что The Lancet — еженедельный рецензируемый общий медицинский журнал. Один из наиболее известных и самых авторитетных медицинских журналов). Если раньше европейцы вступали во взрослую жизнь в 19 лет, то сегодня это происходит в среднем в 24 года. Новую норму нужно отразить в законах, считает ряд экспертов (Силвер, 2018). Кроме того, ВОЗ предлагает поднять возраст совершеннолетия в Казахстане с 18 до 23 лет. Об этом сообщил постоянный представитель ВОЗ в Казахстане Олег Честнов в ходе совещания Детского фонда ООН по вопросам защиты прав детей (Мамырханова, 2018).

Следует отметить, что по статистическим данным органов внутренних дел в подростковом возрасте совершаются в среднем каждое пятое-шестое из всех зарегистрированных преступлений и с применением огнестрельного оружия.

Проведенные нами исследования выявили не только крайнюю серьезность проблемы, но и повышенную тревожность подростков, а главное — роль ожесточенности и агрессивности в данной среде. В качестве примера можно привести последнее трагическое событие, которое произошло в гимназии № 175 г. Казань, — массовое убийство. Из источников сообщается, что стрельба в школе в Казани произошла утром 11 мая, где было совершено вооруженное нападение на школу № 175. По данным на 18:00 мск в результате атаки на школу погибли девять человек, в том числе семеро детей. В результате стрельбы погибли, по предварительной информации, по меньшей мере девять человек, среди них один учитель и школьники. Источник ТАСС сообщил, что погибли 11 человек. Глава Татарстана Рустам Минниханов сообщил, что среди погибших семеро учеников восьмого класса — четверо юношей и три девушки. Пресс-служба главы региона уточнила, что всего погибли восемь человек — семь учеников и учитель. Информационный центр Национального антитеррористического комитета (НАК) сообщил, что ранены 16 человек из числа учащихся и сотрудников школы. Минздрав Татарстана сообщил, что в больницы доставлены 21 человек, в том числе 18 детей, шестеро из которых находятся в реанимации.

Здесь следует особо выделить, что Президент РФ Владимир Путин потребовал повысить требования к владению гражданским оружием и усилить контроль за его оборотом. Решения по этому вопросу должны быть обоснованными и жесткими. Ситуации, когда справку можно купить, даже не приходя на осмотр, должны быть исключены, подчеркнул глава государства.

Об этом он заявил на совещании с правительством при обсуждении стрельбы в казанской школе, произошедшей 11 мая. В результате трагедии погибли девять человек, в том числе семеро детей.

Президент поручил главе Росгвардии Виктору Золотову представить в письменном виде предложения по ужесточению контроля над оружием, чтобы потом

дать необходимые поручения. Глава государства отметил, что не все поручения, данные по итогам предыдущих нападений на школы, были выполнены.

Следует отметить и другие тревожные события — география незаконного применения огнестрельного оружия довольно широка, США занимают первое место в мире по расстрелам. Расстрелы школьников известны также в Канаде (массовое убийство в Политехнической школе Монреаля), России (стрельба в школе № 263, массовое убийство в керченском политехническом колледже, массовое убийство в гимназии № 175), Финляндии (массовое убийство в Йокела, массовое убийство в Каухайоки), Азербайджане (дело Гадирова) и во многих других странах.

Необходимо заметить, что секретной службой США (USSS) и Департаментом образования было проведено исследование, в котором начали составлять и изучать психологические портреты преступников. После чего опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США и сделаны следующие выводы:

1. Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.

2. В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.

3. Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.

4. Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).

5. Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы — 75%; месть — 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.

6. Большинство атакующих имели доступ к оружию и использовали его до атаки.

7. Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT (Special Weapons Assault Team — штурмовая группа со спецвооружением).

В данных исследованиях были установлены возможные причины совершения преступления:

1. Проблемы в семье. Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями, — это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/неполных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США». Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение: «...нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак».

2. Отсутствие контакта между членами семьи: исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений. Школьные стрелки имеют еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ран-

няя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).

3. Подростковый возраст, незрелость является одним из основных выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли мозга подростка находятся в развитии, он может больше полагаться на другую часть мозга — миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией.

4. В части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость от количества оружия, находящегося у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).

5. Травля, издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо три вида участников: хулиган, жертва и наблюдатели. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам. После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

В связи с вышеизложенным и в целях минимизации числа правонарушений, связанных с применением огнестрельного оружия, на наш взгляд, необходимо совершенствовать статью 15 Закона Республики Казахстан от 30 декабря 1998 г. № 339-I «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия».

Необходимо отметить, что в законодательных актах об оружии Российской Федерации и Киргизской Республики установлен иной возраст права на приобретение огнестрельного оружия, хотя в связи с последними трагическими событиями необходимо внести и в эти законодательные акты определенные изменения.

Например, в Федеральном законе от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оружии» Статья 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации отмечается, что право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

А в Законе Кыргызской Республики от 9 июня 1999 года № 49 «Об оружии» в статье 15. Право на приобретение оружия гражданами Кыргызской Республики устанавливается, что: право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов республики, имеют право граждане Кыргызской Республики, достигшие 20-летнего возраста, после получения разрешения на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Возраст, по достижении которого граждане Кыргызской Республики могут получить разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года соответствующими руководителями органов внутренних дел.

Как мы видим, в законодательных актах соседних государств установлен иной возрастной предел права на приобретение огнестрельного оружия, но в этих же законодательных актах законодателем прямо или косвенно дается право на снижение правоприменителем возрастного предела на приобретение гражданского оружия, в связи с чем необходимо внести определенную конкретизацию в законодательные акты для выдачи разрешения на ношение гражданского оружия.

Выводы

Таким образом, чтобы разрешить эту проблему, по нашему мнению, необходимо внести изменения и дополнения в статью 15 Закона Республики Казахстан от 30 декабря 1998 г. № 339-1 «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» в следующей редакции:

1. Право на приобретение гражданского оружия имеют граждане Республики Казахстан, достигшие 21-летнего возраста, граждане РК; не достигшие возраста 21 года, прошедшие военную службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины имеют право после получения разрешения в органах внутренних дел по месту жительства.

Право на приобретение, хранение, ношение и использование метательного оружия (луков и арбалетов) для спортивных целей имеют граждане Республики Казахстан, достигшие 16-летнего возраста.

На наш взгляд, внесение изменений и дополнений в законодательство — это веление времени, особенно после трагических событий, которые происходят в разных уголках мира. Стоит также отметить, что эта мера далеко не единственная в деле борьбы с незаконным использованием оружия, на наш взгляд, необходимо дальнейшее исследование данной проблемы.

Проведенные исследования показывают, а практика подтверждает, что сейчас в мире нет ни одного государства, которое не сталкивалось бы с проблемой незаконного использования огнестрельного оружия.

В целях подтверждения актуальности исследования следует рассмотреть вопрос о его целесообразности. Отметим, что проблема необходимости ограничения оборота оружия в последнее время в научной литературе стала дискуссионной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Г. Борзенкова, недооценка опасности рассматриваемых преступлений чревата гибелью людей, причинением вреда их здоровью, уничтожением имущества, насильственными посягательствами на иные охраняемые уголовным законом ценности. Исследуемые в работе деяния, кроме того, что создают угрозу ряду объектов, потенциально способствуют запуску целого ряда опасных преступлений, которые могут быть совершены с использованием предметов вооружения. Незаконный оборот оружия в современных условиях является одним из факторов, негативно влияющих на состояние криминогенной ситуации.

Заключение

Таким образом, наше предложение по внесению изменений и дополнений в закон «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» будет способствовать снижению числа преступлений, связанных с незаконным применением различных видов оружия. Нужно заметить, что государство обязано на высоком уровне обеспечивать права и свободы человека и гражданина, соответственно обязано и охранять их, т.е. осуществлять правоохранительные функции. Защита прав и свобод человека и гражданина является приоритетной задачей государства, так как данный принцип отражен в основном законе страны, что и должно обеспечиваться правовыми нормами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Борзенков Г. Дифференциация ответственности по новому УК: нереализованные возможности. Законность, 1997, No 10, 10-12.

Документационный центр ВОЗ. Здоровье подростков: Информационный бюллетень. URL: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/105.html

О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия: Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 г. № 339-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020).

Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019. URL: https:/online.zakon.kz/.

Корин И. С. Особенности криминалистической методики расследования преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия: Дис. ... кан. юрид. наук. М., 2015.

Мамырханова М. ВОЗ предлагает поднять возраст совершеннолетия в Казахстане с 18 до 23 лет. Курсив, 2018, 6 марта. URL: https://kursiv.kz/news/obschestvo/2018-03/ voz-predlagaet-podnyat-vozrast-sovershennoletiya-v-kazakhstane-s-18-do-23 (дата обращения: 01.06.2021).

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. URL: https:/www.un.org/ru/documents/

Сагинбеков К.С. и др. Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть. Тараз, 2012.

Силвер К. Ученые: подростковый возраст надо увеличить до 24 лет. URL: https:// www.bbc.com/russian/news-42745514 (дата обращения: 01.06.2021).

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V ЗРК. URL: http:/ adilet.zan.kz/.

REFERENCES

Borzenkov G. (1997). Differentsiaciya otvetstvennosti po novomu UK: nerealizovannye vozmozhnosti [Differentiation of responsibility under the new Criminal Code: unrealized opportunities]. Legality, no 10, 10-12.

Dokumentacionnyj centr VOZ. [WHO Documentation Center]. Adolescent health: Newsletter. URL: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/105.html (accessed 1 May 2021).

O gosudarstvennom kontrole za oborotom otdel'nyh vidov oruzhiya: Zakon Respubliki Ka-zahstan ot 30 dekabrya 1998 goda № 339-I (s izmeneniyami i dopolneniyamipo sostoyaniyu na 07.07.2020 g.) [Law of the Republic of Kazakhstan dated December 30, 1998 No. 339-I On state control over the circulation of certain types of weapons (With changes and additions as of 07.07.2020)]

Konstituwiya Respubliki Kazakhstan (prinyata na respublikanskom referendume 30 avgusta 1995 goda, s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 23.03.2019) [The Constitution of the Republic of Kazakhstan (adopted at the republican referendum on August 30, 1995, with amendments and additions as of 03/23/2019]. URL: https: /online.zakon.kz/.

Korin, I.S. (2015). Osobennosti kriminalisticheskoj metodiki rassledovaniya prestuplenij, svyazannyh s primeneniyem ognestrel'nogo oruzhiya [Peculiarities of forensic methods of investigation of crimes related to the use of firearms] (PhD Thesis). Moscow.

Mamyrhanova, M. (2018). VOZ predlagaet podnyat' vozrast sovershennoletiya v Kazahstane s 18 do 23 let [WHO proposes to raise the age of maj ority in Kazakhstan from 18 to 23 years]. Kursiv, March 06. URL: https://kursiv.kz/news/obschestvo/2018-03/voz-predlagaet-podn-yat-vozrast-sovershennoletiya-v-kazakhstane-s-18-do-23 (accessed 1 June 2021).

Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah [International Covenant on Civil and Political Rights] of December 16, 1966. URL: https: /www.un.org/ru/ documents/

Saginbekov, K. S., et al. (2012). Ugolovnoye pravo Respubliki Kazahstan. Obshchaya chast' [Criminal law of the Republic of Kazakhstan]. Taraz.

Silver, K. Uchenye: podrostkovyj vozrast nado uvelichit' do 24 let [Scientists: adolescence should be increased to 24 years]. URL: https://www.bbc.com/russian/news-42745514 (accessed 1 June 20162021).

Ugolovnyy kodeks Respubliki Kazakhstan ot 3 iyulya 2014 g. № 226-VZRK [The Criminal Code of the Republic of Kazakhstan dated July 3, 2014 No. 226-V 3PK]. URL: http: /adilet. zan.kz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.