Научная статья на тему 'Актуальные проблемы изъятия гражданского оружия сотрудниками полиции'

Актуальные проблемы изъятия гражданского оружия сотрудниками полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОРУЖИЕ / ИЗЪЯТИЕ ОРУЖИЯ / CIVILIAN WEAPONS / ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ НА ХРАНЕНИЕ / НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ / FORFEITURE OF WEAPONS / FIREARMS PURCHASE LICENSE / KEEPING OF FIREARMS LICENSE / WEAPONS-BEARING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаткуллин Булат Хабирович

Правовые основы регулирования оборота гражданского оружия, проблемные вопросы изъятия оружия у граждан сотрудниками полиции при осуществлении контрольно-надзорной деятельности полиции. В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон об оружии), который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Данным законом предусмотрены основания для аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.В то же время, в Законе об оружии не предусмотрено изъятие оружия и патронов к нему у граждан до принятия окончательного решения об аннулировании разрешения на ношение или ношение и хранение оружия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что может привести к совершению преступлений с применением оружия данными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF FORFEITURE OF CIVILIAN WEAPONS BY POLICE OFFICERS

The article considers the legal basis of regulation of circulation of civilian weapons, problems of forfeiture of weapons by police officers while executing police control and supervisory activity. Currently in the Russian Federation there is the Federal law from 13.12.1996 No. 150-FZ "On the weapon" (hereinafter the Law on weapons), which regulates the legal relations in connection with the circulation of civilian, service weapons, as well as combat handguns and cold gun on the territory of the Russian Federation. This act provides the grounds for annulment and withdrawal of firearms purchase license and license to keep and bear arms. At the same time, the Law on weapons does not provide for forfeiture of civilian weapons and bullets before making a final decision on annulment of a license to keep and bear arms in order prescribed by the legislation of the Russian Federation, and it can lead to armed crimes committed by these individuals.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы изъятия гражданского оружия сотрудниками полиции»

УДК 340

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗЪЯТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

ФАТКУЛЛИН Булат Хабирович

старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия E-mail: bulatiku@yandex.ru

Правовые основы регулирования оборота гражданского оружия, проблемные вопросы изъятия оружия у граждан сотрудниками полиции при осуществлении контрольно-надзорной деятельности полиции. В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Данным законом предусмотрены основания для аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. В то же время, в Законе об оружии не предусмотрено изъятие оружия и патронов к нему у граждан до принятия окончательного решения об аннулировании разрешения на ношение или ношение и хранение оружия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что может привести к совершению преступлений с применением оружия данными лицами.

Ключевые слова гражданское оружие, лицензия на приобретение оружия, разрешение на хранение, ношение оружия, изъятие оружия.

ACTUAL PROBLEMS OF FORFEITURE OF CIVILIAN WEAPONS BY POLICE OFFICERS

FATKULLIN Bulat Khabirovich

senior instructor of the chair of administrative and legal disciplines of Ufa Law Institute of the Russian Interior

Ministry, Ufa, Russia E-mail: bulatiku@yandex.ru

The article considers the legal basis of regulation of circulation of civilian weapons, problems of forfeiture of weapons by police officers while executing police control and supervisory activity. Currently in the Russian Federation there is the Federal law from 13.12.1996 No. 150-FZ "On the weapon" (hereinafter - the Law on weapons), which regulates the legal relations in connection with the circulation of civilian, service weapons, as well as combat handguns and cold gun on the territory of the Russian Federation. This act provides the grounds for annulment and withdrawal of firearms purchase license and license to keep and bear arms. At the same time, the Law on weapons does not provide for forfeiture of civilian weapons and bullets before making a final decision on annulment of a license to keep and bear arms in order prescribed by the legislation of the Russian Federation, and it can lead to armed crimes committed by these individuals.

Key words: civilian weapons, firearms purchase license, keeping of firearms license, weapons-bearing, forfeiture of weapons.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» [1] (далее - Закон об оружии), который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Он направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

В соответствии с данным законом оружием признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов

В указанном выше законе в зависимости от целей использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам оружие подразделяется на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное.

Рассмотрим правовые основы регулирования оборота гражданского оружия. К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Органы внутренних дел осуществляют контроль за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации [2, ^15-18].

126

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Приобретение гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации [3]. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. При регистрации огнестрельного гладкоствольного, длинноствольного оружия самообороны гражданину Российской Федерации органом внутренних дел выдается разрешение на его хранение. При регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.

Действующим законодательством также предусмотрены основания для аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, которые изложены в ст.ст. 26 и 27 Закона об оружии. Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае:

1) добровольного отказа от указанных лицензии и разрешения, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и разрешения;

3) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и разрешения;

4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).

Касаясь третьего пункта можно отметить, что в соответствии со статьей 13 данного закона такими основаниями могут быть:

- не предоставление медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием;

- наличие неснятой или непогашенной судимости за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия;

- отбывание наказания за совершенное преступление;

- совершение повторно в течение года административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

- отсутствие постоянного места жительства;

- не предоставление в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в Законе об оружии документов;

- лишение по решению суда права на приобретен 112,113,ие оружия;

- состояние на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

В то же время, в ст. 27 Закона об оружии не предусмотрено изъятие оружия и патронов к нему у граждан до принятия окончательного решения об аннулировании разрешения на ношение или ношение и хранение оружия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что может привести к совершению преступлений с применением оружия данными лицами.

Если, например, у гражданина в течение пяти лет действия разрешения на хранение или хранение и ношение оружия возникает какое-либо психическое заболевание и его ставят на учет в учреждение здравоохранения, то сотрудниками полиции проводится соответствующая проверка, по итогам которой данное разрешение аннулируется. В период, с момента постановки на учет в учреждении здравоохранения до принятия решения об аннулировании, оружие остается у владельца, тем самым создается угроза для общества от возможных действий психически больного лица.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что необходимо внести дополнение в ст. 27 Закона об оружии, изложив абзац второй пункта 1 в следующей редакции: «ношения оружия гражданами,

находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, пересылки оружия, а также возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии". Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

2. Галикеева Л.А., Усманова Д.Р. О понятии и содержании административного надзора, осуществляемого органами исполнительной власти. Вестник ВЭГУ. 2014. № 1 (69). С. 15-18.

3. Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 19.02.2015) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему"). СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3878.

References

1. Federal Law of December 13, 1996 № 150-FZ "On Weapons". Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1996. № 51. Art. 5681.

2. Galikeeva L.A., Usmanov D.R. On the concept and content of the administrative oversight by the executive authorities. Herald VEGU. 2014. № 1 (69). P. 15-18.

3. Government Decree of 21.07.1998 № 814 (ed. By 19.02.2015) "On Measures to regulate the circulation of civilian and service weapons and ammunition on the territory of the Russian Federation" (with the "Rules of the turnover of civilian and service weapons and ammunition to him in the territory of the Russian Federation "," Regulation on jurisdiction and the publication of the State Cadastre of civilian and service weapons and ammunition "). SZ RF. 1998. № 32. Art. 3878.

Дата поступления: 21.04.2015 Received: 21.04.2015

УДК 343

СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ И РАЗНЫХ ВИДОВ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧИГРИН Дмитрий Андреевич

аспирант кафедры уголовного права и процесса Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия E-mail: 41gr@mail.ru

Статья посвящена анализу регламентации института уголовного преследования и его видов. В уголовном процессе России существует три порядка уголовного преследования: публичный, частный и частно-публичный. Автором освещаются соответствующие теоретические и практические вопросы. Анализируется соотношение указанных процедур и государственного обвинения в суде. Рассматривается соотношение «частного» и «публичного» в уголовном процессе, в том числе соотношение интереса частного лица и общественного интереса. Также рассматривается поддержание в суде обвинения по делам, по которым уголовное преследование осуществляется в частно-публичном порядке. В рамках обозначенной темы устанавливаются ключевые тенденции, присущие проводимой государством уголов-

THE RATIO OF PUBLIC PROSECUTION AND DIFFERENT TYPES OF CRIMINAL PROSECUTION IN THE CONTEXT OF REALIZATION OF CRIMINAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

CHIGRIN Dmitrii Andreevich

postgraduate student of the chair of criminal law and procedure of the Institute of Law of the FBSEI HPE "Bashkir State University", Ufa, Russia E-mail: 41gr@mail.ru

This article analyzes the regulation of criminal prosecution and its types. In Russian criminal procedure there are three types of criminal prosecution: public, private and private-public. The author covers the relevant theoretical and practical issues. The ratio of these procedures and state prosecution in court is analyzed. The relationship between "private" and "public" in criminal procedure is reviewed, including the ratio of the interest of a private individual and the public interest. The author also discusses the prosecution of cases in which penal actions are conducted in private-public order. Within this theme the author reveals key trends of the state criminal policy. The analysis shows that the current criminal and procedure legislature is characterized by the absolute dominance of public sources. Proposals to improve current

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.