Научная статья на тему 'Российская и международная практика оборота огнестрельного оружия. Проблемы криминалистической идентификации огнестрельного оружия'

Российская и международная практика оборота огнестрельного оружия. Проблемы криминалистической идентификации огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА / ТЕРМОПЛАСТИЧЕСКИЙ ИЗНОС ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / СЛЕДЫ НА ГИЛЬЗАХ / СЛЕДЫ НА ПУЛЯХ / WEAPON / FIREARMS / CRIMES WITH FIRE-ARMS APPLICATION / JUDICIAL BALLISTICS / THERMOPLASTIC DETERIORATION OF FIRE-ARMS / TRACES ON SLEEVES / TRACES ON BULLETS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуваткин Борис Юрьевич

Автором данной статьи проанализированы международное и российское законодательство и практика оборота огнестрельного оружия. Указаны проблемные ситуации в регулировании оборота оружия, проведён анализ взаимосвязи между количеством реализованного оружия и количеством преступлений, совершаемых с использованием огнестрельного оружия. Оговорены проблемы криминалистической идентификации огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN AND INTERNATIONAL PRACTICE OF THE TURN OF FIRE-ARMS. PROBLEMS OF KRIMINALISTICHESKY IDENTIFICATION OF FIREARMS

In given article the author analyses the legislation and practice of a turn of fire-arms in the international and Russian realities. Problem situations in regulation of a turn of the weapon are specified the interrelation analysis between quantity of the realised weapon and quantity of the crimes made with use of fire-arms is carried out. Problems criminalistic identifications of firearms are stipulated.

Текст научной работы на тему «Российская и международная практика оборота огнестрельного оружия. Проблемы криминалистической идентификации огнестрельного оружия»

УДК 343.98

Чуваткин Борис Юрьевич Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург ch-boris97@mail.ru Chuvatkin Boris Yurievich Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

РОССИЙСКАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ОБОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ. ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО

ОРУЖИЯ

Аннотация: автором данной статьи проанализированы международное и российское законодательство и практика оборота огнестрельного оружия. Указаны проблемные ситуации в регулировании оборота оружия, проведён анализ взаимосвязи между количеством реализованного оружия и количеством преступлений, совершаемых с использованием огнестрельного оружия. Оговорены проблемы криминалистической идентификации огнестрельного оружия.

Ключевые слова: оружие, огнестрельное оружие, преступления с применением огнестрельного оружия, судебная баллистика, термопластический износ огнестрельного оружия, следы на гильзах, следы на пулях.

THE RUSSIAN AND INTERNATIONAL PRACTICE OF THE TURN OF FIRE-ARMS. PROBLEMS OF KRIMINALISTICHESKY IDENTIFICATION

OF FIREARMS

Annotation: in given article the author analyses the legislation and practice of a turn of fire-arms in the international and Russian realities. Problem situations in regulation of a turn of the weapon are specified the interrelation analysis between quantity of the realised weapon and quantity of the crimes made with use of fire-arms is carried out. Problems criminalistic identifications of firearms are stipulated. Key words: the weapon, fire-arms, crimes with fire-arms application, judicial ballistics, thermoplastic deterioration of fire-arms, traces on sleeves, traces on bullets.

Оружие - это предмет, средство, устройство, конструктивно предназначенное для поражения живой цели (людей, животных) для лишения их жизни или выведения из строя, а также для уничтожения или повреждения техники и (или) сооружений. Понятие оружие является очень широким и включает в себя большое количество видов оружия: огнестрельного, травматического, артиллерийского, холодного, пневматического, метательного, газового. Оружие в большинстве стран мира является предметом, ограниченным в обороте, в связи с его общественной опасностью. Применение его незнающим человеком может повлечь многочисленные человеческие жертвы и имущественный ущерб. В то же самое время люди не могут и обойтись без оружия, оно необходимо в военном деле для охраны суверенитета государства, необходимо в правоохранительной деятельности для задержания злоумышленников, во время охоты для поражения живой цели и во многих других случаях. В данной работе будет рассматриваться огнестрельное оружие, так как именно оно используется в обычной жизни в большинстве стран при совершении преступлений как предмет преступления, орудие совершения преступления и как средства совершения преступления.

Федеральный закон № 150-ФЗ «Об оружии» [1] в ст. 1 даёт нам определения: огнестрельного, холодного, метательного, пневматического, газового, метательного, сигнального оружия. Оружие в ст. 2 ФЗ «Об оружии» подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное и холодное.

Согласно определению закона огнестрельное оружие - это предмет, устройство, средство, предназначенное для поражения цели на расстоянии метаемыми снарядами (пулями), получающими направленное движение за счёт средств кинетической энергии порохового или иного заряда [1]. Любое огнестрельное оружие состоит из трёх обязательных составных частей (являющихся незаменимыми при производстве выстрела): запирающего механизма (служит для запирания и отпирания затвора [2]), ударно-спускового механизма (механизм, приводящий в действие ударный капсюль-воспламенителя [3]), ствола (основная часть огнестрельного оружия, цилиндрической формы, в которой метаемому элементу сообщается движение в определённом направлении и с определённой скоростью [2]).

Согласно утверждению ряда электронных ресурсов, существует статистика ООН по смертности от огнестрельного оружия в странах с высоким индексом человеческого развития за 2016 год, согласно которой [4] первое место по смертности от огнестрельного оружия занимают Соединённые Штаты Америки 35 убийств на 1 000 000 человек, что означает, что в США в 2016 году было убито 10 147 человек из огнестрельного оружия, вторую строчку занимает Израиль где совершается 7,2 убийств на 1 000 000 человек, третье место занимает Ирландия 5,9 убийств на 1 000 000 убийств. Россия занимает 5 место c показателем 5,6 убийств на 1 000 000 человек и находится между Францией с показателем 5,7 убийств и Канадой 5,2 убийств. Стоит заметить, что существует и иная статистика, которую можно обнаружить на сайте УНП ООН, а именно статистика стран по количеству совершаемых убийств, без выделения убийств совершенных с использованием огнестрельного оружия. Так по статистике в Гондурасе совершается 680 убийств на 1 000 000 человек, на Ямайке 470 человек на 1 000 000, В США 53 убийства на 1000000 человек [5]. Для установления действительного положения вещей и взаимосвязи оборота огнестрельного оружия со смертностью от огнестрельного оружия следует

обратиться к практике стран, в которых осуществляется ведение статистики в электронной форме, и постараться выявить действительные закономерности.

На 100 человек в Америке приходится 120 единиц огнестрельного оружия [6]. Оружие в США распространяется свободно согласно 2-й поправке в конституцию США [7]: «для безопасности свободного штата... необходима militia (переводилось как ополчение) ... поэтому право народа хранить и носить оружие не должно быть ограничено». Дополнительно данное положение о свободе распространения оружия закреплено в более 2,5 тысяч нормативных актов федерального, штатного и местного уровней. Свобода распространения оружия связана с особенностями англосаксонской правовой семьи. Страны с англо-саксонской правовой семьёй редко вводят изменения в устоявшуюся практику и, соответственно, нормативно-правовые акты действуют длительное время. В данном случае под словом militia (с латыни militia - ополчение) понимались граждане штата, выполняющие функции защиты штата и охраны общественного порядка. Постепенно из числа граждан стали выбирать людей для охраны общественного порядка, которые получали за это вознаграждение. Как пример - рейнджеры, представлявшие собой полувоенное формирование, организованное Стивеном Остином в 1823 году в целях защиты местных граждан от нападения индейцев и выполнения правоохранительной деятельности. Рейнджеры имели более высокий статус чем обычные ополченцы [8]. В дальнейшем в 1900 годах рейнджеры сформировали уголовное следственное ведомство. В Нью-Йорке постоянный полицейский департамент был создан в 1845 [9]. Вследствие рабочих забастовок появилась необходимость в правоохранительной деятельности в ряде штатов и в 1902 году была образована полиция штата Пенсильвания [8]. Постепенно была образована правоохранительная система на местном уровне, уровне штатов и федеральном уровне. Так необходимость в народном ополчении отпала, но изменения в законодательство не были внесены. Этим и обозначилось свобода распространения оружия в США, отпала необходимость в ополчении, но право

на оружие осталось. При этом предпринимаются шаги по ограничению его оборота. К примеру, национальный закон США «Об огнестрельном оружии» (Nation Firearms act -Act - NFA) от 1934 года, ограничивает владение оружием определённым категориям лиц, и закрепляет систему лицензирования наиболее опасного огнестрельного оружия. Закон «О контроле над огнестрельным оружием» (Gun control - Act) от 1968 года вводит лицензирование импорта, торговли, производства огнестрельного оружия, запрет бронебойных боеприпасов, пластикового огнестрельного оружия и так далее [10, с. 66].

Американский информационный портал GVA (The Gun Violence Archive) ведёт архив насильственного применения огнестрельного оружия в США [11]. Данные портала за 2018 год и за 2019 год по состоянию на 16 марта приведены в таблице:

Годы 2018 16.03.2019

Инцидентов с использованием огнестрельного оружия 57124 10171

Убийств 14725 2779

Ранение 28180 4764

Убийств или ранений детей (0-11 лет) 667 105

Убийств или ранений подростков (12-17 лет) 2841 451

Массовые расстрелы (убито или ранено более 4 человек) 340 56

Убийств или ранений полицейских 284 57

убито или ранено полицейскими 2143 426

Вторжение в жилые помещения с оружием 2096 356

Случаи самообороны 1807 248

Непреднамеренные выстрелы 1617 295

Из статистики портала GVA следует вывод, что огнестрельное оружие редко используется для самообороны, и часто - для совершения преступлений.

На основании данной статистике в США неоднократно пытались принять поправки в конституцию, направленные на ограничение, хранение и приобретение оружия. Попытки изменения законодательства разбиваются об оружейное лобби. Промышленники, производящие оружие, поддерживают избирательные компании, что не встречает негатива у избирателей, так как в большинстве домохозяйств имеется огнестрельное оружие [12].

Многие штаты не хотят ограничивать оборот огнестрельного оружия и приводят в пример случаи, когда оружие помогает людям защититься самим и защитить других от злоумышленников. Один из таких случаев произошёл в американском штате Оклахома. Преступник открыл огонь по прохожим, а двое мужчин с целью его задержать преступника и защитить других граждан вступили с ним в перестрелку. Национальная стрелковая Ассоциация США 24 мая сказала ([перевод автора] Это пример того что остановить плохого парня с оружием может лишь хороший парень с оружием) [13]. Но в то же самое время полиция США выступает против участия граждан в задержании преступников ([перевод автора] Мы не хотим, чтобы люди были борцами с преступностью. Для этого есть мы) [13].

В Израиле правом на ношение оружия наделены 31 % населения, однако при пересчёте получается, что на 100 человек приходится 46 единиц огнестрельного оружия [14]. Оборот оружия регулируется законом «О контроле за оружием», предусматривающим санкцию за незаконное хранение оружия в виде лишения свободы сроком до 10 лет. Для приобретения права на огнестрельное оружие человек должен быть дееспособным (достичь определённого возраста и не страдать физическими, психическими или умственными заболеваниями), владеть ивритом и иметь вескую причину на приобретения оружия. В 2018 году были приняты новые распоряжения и предписания, согласно которым бывшие военнослужащие с уровнем

стрелковой подготовки 07 и выше могут подать заявку на получение разрешения на ношения оружия, а офицеры и командиры по окончанию резервистской службы могут оставить себе как лицензию на ношение оружия, так и само огнестрельное оружие [15]. Получить право на ношение огнестрельного оружия обычному гражданину достаточно легко, так как у большого количества населения находится веская причина на приобретения оружия, а получение разрешения занимает небольшое количество времени, к примеру, для получения разрешения на ношение пистолета следует пройти обучение 4 часа и отстрелять 40-70 выстрелов из пистолета. Разрешение выдаётся сроком на 3 года. Такое достаточно свободное отношение к оружию, как считается в Израиле, необходимо для обороны гражданского населения от террористических атак, так как такая тактика положительно зарекомендовала себя во время эпохи «индивидуального террора». Израиль придерживается американской модели поведения, провозглашающей что остановить преступника может гражданское население. После нападения террористов на школу Маалот в 1974 году, правительство не стало закреплять школьную территорию, как зону свободную от оружия, а наоборот стали вооружать охранников автоматами М-16, что позволило отбить ряд атак террористов на школы [16].

В Канаде преступления с использованием оружия, согласно данным электронных ресурсов, совершается реже чем в Российской Федерации, Израиле или США. На 100 человек в данной стране приходится 31 единица огнестрельного оружия, что больше чем в Российской Федерации. Регулирование оборота оружия в Канаде - это смесь американских и европейских традиций, существует свободное ношение и покупка разрешённого огнестрельного оружия с закреплённой в законе «Об огнестрельном оружии» обязанностью получения разрешения и регистрации любого приобретённого огнестрельного оружия. Все оружие в Канаде делится на обычное оружие (non-restricted), к которому относятся гладкоствольные и

нарезные дробовики, однозарядные многозарядные карабины и другие длинноствольные ружья с магазином менее чем на 5 патронов, используемые для охоты или спортивной стрельбы; оружие ограниченного обращения (restricted), к которому относятся более мощные длинноствольные ружья [17]. Последняя группа - запрещённое оружие (prohibited), которое считается «опасным» с точки зрения применения, так как именно с использованием него чаще всего совершаются преступления. К запрещённому оружию относятся любое полностью автоматическое огнестрельное оружие (запрещено с 1977 года), длинноствольные ружья с магазином более чем на 5 патронов, крупнокалиберные пистолеты и револьверы. Исходя из статуса оружия, установлены специальные правила обращения с ним. Так, обычное оружие разрешено ввозить куда угодно за исключением мест, прямо закреплённых в законе, но лишь в разряженном состоянии, а также использовать в случаях необходимости. Оружие, ограниченное в обращении, разрешается держать в доме, а перевозить лишь при наличии специального разрешения. Использовать оружие ограниченного обращения разрешено лишь в стрелковом клубе. Запрещённое оружие нельзя покупать, хранить и использовать, за нарушение данных норм предусмотрена уголовная ответственность. Разрешение на покупку и хранение оружия выдаётся сроком на 5 лет. Для его получения необходимо пройти обучение по специальному курсу (Canadian Firearms Safety Course), для получения право на огнестрельное оружие, ограниченное в обороте пройти дополнительный специальный курс. В срок от нескольких недель до пары месяцев может быть выдано разрешение, представляющее собой ламинированную карточку, с которой можно будет приобрести огнестрельное оружие.

В России Федерации по данным конца марта 2017 года на оружейном учёте состоит 4,5 млн. человек у которых на руках находится 7,24 млн единиц огнестрельного оружия (около 7 млн единиц — это гражданское огнестрельное оружие, 150 тыс. единиц - это боевое стрелковое оружие, и 94 тыс. единиц -

это служебное оружие) [18], то есть на 100 человек приходится 5 единиц огнестрельного оружия. Оборот основных частей огнестрельного оружия приравнен к обороту самого огнестрельного оружия. Согласно статье 13 ФЗ «Об оружии», правом на получения разрешения на приобретение гражданского огнестрельного оружия обладают лица, достигшие возраста 21 года, лица, не достигшие 21 года, но прошедшие или проходящие военную службу, а для получения разрешения на огнестрельное длинноствольное оружие или спортивного, или охотничьего оружия достижения 18 лет. Помимо этого, необходимо подать заявление в орган МВД приложив к заявлению 2 фотографии 3*4 и медицинское заключение об отсутствии противопоказаний [19]. Порядок оборота оружия в Российской Федерации в сравнении с Канадой является более простым и либеральным. Но также, как и в Канаде, Уголовным кодексом Российской Федерации в ст. 222 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, а также основных частей огнестрельного оружия и боеприпасов к нему [20]. В то же самое время количество преступлений с использованием огнестрельного оружия в 2017 году составляет 5434 [21], что составляет 5,24 % от общего числа насильственных преступлений в 2017 году [22, с. 40].

Во многих странах, включая Российскую Федерацию, возникают идеи либерализации оборота оружия. Прежде чем легализовать свободную куплю-продажу оружия, мы должны озадачиться вопросом, сможем ли мы в дальнейшем установить владельца данного оружия и сможет ли государство выполнить свою первоочередную функцию - защиты своих граждан. В Российской Федерации существуют криминалистические учёт баз данных огнестрельного оружия ИБД-Ф (подсистема «Оружие), а также учёты гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, обнаруженных на местах происшествий. При увеличении количества огнестрельного оружия государство не сможет регулировать его оборот. Существующие оружейные

базы данных также не смогут выполнить свою функцию. Проблемы могут возникнуть и при проведении баллистических экспертиз. Некоторыми проблемами будут: термопластический износ, несимметричность патрона [23, с 235], криминалистическое исследование оружия изготовленного с помощью 3D-принтера.

Термопластический износ возникает при частом использовании огнестрельного оружия, при воздействии высокой температуры во время выстрела (термодинамическая температура (абсолютная температура) при использовании пистолетного патрона превышает 920 К (647 °С), винтовочного - более 2400 К. (2127 °С), и радиальной реакции направляющего пояска пули (пистолетный патрон 570 Мпа (мега Паскаль единица измерения давления), винтовочный патрон 3,25 г. 1480 МПа. Износ ствола огнестрельного оружия определяется по естественному рассеиванию пуль при выстреле из огнестрельного оружия. При условии, что естественное рассеивание отличается от табличного значения рассеивания более чем в 2,5 раза, пуля срывается с полей нарезов, из-за чего уменьшается её скорость, дальность и характер пробоины. Пробоина в таких случаях является продолговатой, так как пуля поражает объект боком или плашмя. Термопластический износ свидетельствует о непригодности ствола ручного огнестрельного оружия для дальнейшей стрельбы, и становится проблемой при идентификации из-за не схожего образования вторичных следов выстрела на пуле.

В части патронов не обеспечивается симметричное распределение массы патрона. Данная проблема появляется при разном размере стенок заготовки пули (литой или штампованной). При выстреле таким патроном при переходе пули от поступательного к поступательно-вращательному движению происходит нутация (нерегулярное вращательное движение твёрдого тела во время прецессии) и прецессия (изменение направления в пространстве во время импульса) оси пули, что обуславливает появление несоответствий при идентификации огнестрельного оружия при исследовании следов пули.

Несоответствие будет выражаться разной глубиной нарезов следов на пуле, из-за начальных колебаний пули в стволе.

Новой проблемой в судебной баллистике стала идентификация оружия, напечатанного на 3D принтере. Хотя оружие, напечатанное на 3D принтере формально и соответствуют критерию надёжности, так как может произвести более одного выстрела, но предел его прочности в среднем немногим больше 10 выстрелов, после чего, как правило, происходит разрушение ствола. Тем самым затрудняется отстрел патронов при проведении баллистической экспертизы. Хотя отстрел часто бывает безрезультатен так как при выстреле из пластикового пистолета остаётся лишь след ударника, остальные следы просто не отображаются по причине того, что оболочка пули твёрже, чем материал, с которым она взаимодействует. Что было подтверждено отстрелом пистолета Liberator (первое в мире огнестрельное оружие, полностью напечатанное на 3D-принтере) [24, с 39].

Данные факторы затрудняют идентификацию огнестрельного оружия из чего становится ясно что идентификация ручного огнестрельного оружия становится самостоятельной криминалистической проблемой.

Подводя итог хочется сказать, что не стоит легализовывать свободную куплю-продажу оружия, ограничения в его приобретении в настоящее время должны быть. Стоит помнить, что убивает не оружие, а человек, без правильно сформированного отношения к использованию и обращению с оружием, будет сложно регулировать его оборот. В настоящее время граждане не должны защищать себя сами, это функция государства, которую государство взяло на себя согласно договорной теории происхождения государства Руссо [25, с.21]. Если государство не может справиться с этой функцией, это значит, что стоит реформировать правоохранительные органы, а не перекладывать данную функцию на граждан. На сегодняшний день достоверной статистики убийств с использованием огнестрельного оружия нет, так же, как и точных данных о количестве огнестрельного оружия. Возможно постараться установить

закономерность между количеством оружия у граждан, сложностью получения разрешения на покупку и хранение огнестрельного оружия и качеством работы правоохранительных органов с количеством совершенных преступлений с использованием огнестрельного оружия, но только при наличии достоверных данных. Без определения закономерностей в расследовании преступлений и закрепления стандартизированных порядков обращения с оружием, могут помочь криминалистические базы огнестрельного оружия, и судебная баллистика, которые помогут идентифицировать огнестрельное оружие по следам, оставленным на пулях и гильзах.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019)// «Российская газета», № 241, 18.12.1996.

2. ГОСТ 28653-90 Оружие стрелковое. Термины и определения, 1991-0701 // Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2008.

3. ГОСТ Р 51888-2002 Оружие гражданское и служебное огнестрельное и газовое. Классификация, 2002-11-01 // Официальное издание. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.

4. Кровавая статистика: США с большим отрывом лидируют по количеству смертей от «огнестрела» [Электронный ресурс]//// URL: https://tsargrad.tv/news/krovavaja-statistika-v-ssha-s-bolshim-otryvom-lidiruet-po-kolichestvu-smertej-ot-ognestrela_111644 (дата обращения 03.03.2019).

5. Список стран по уровню умышленных убийств [Электронный ресурс] // URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A 1 %D0%BF%D0%B8%D 1 %81 %D0%BE %D0%BA_%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_ %D 1 %83%D 1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D 1 %8E_%D 1 %83 %D0%BC% D1 %8B%D 1 %88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D 1 %8B%D1%85 %D

1 %83%D0%B 1 %D0%B8%D0%B9%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2 (дата обращения 03.03.2019).

6. Количество единиц оружия в США на 67 млн превысило численность населения // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b29bbd69a79479de93bdd81 (дата обращения 03.03.2019).

7. Конституция США [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D 1 %81 %D 1 %82%D 0%B8%D 1 %82%D 1 %83 %D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F_%D0%A 1 %D0%A8%D0%9 0 (дата обращения 03.03.2019).

8. Полиция США [Электронный ресурс] // URL: https://usa-info.com.ua/novosti/news/politsiya-ssha-istoriya-politsii-ssha (дата обращения 03.03.2019).

9. Органы правопорядка США [Электронный ресурс] // URL: https://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9E%D 1 %80%D0%B3%D0%B0%D0%BD %D 1 %8B_%D0%BF%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BE% D1 %80%D 1 %8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%A 1%D0%A8%D0%90 (дата обращения 03.03.2019).

10. Зырянов С. М. Административно-правовые модели оборота гражданского оружия в Российской Федерации и в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения: 2017. С. 63-67.

11. GVA (The Gun Violence Archive) // URL: https://www.gunviolencearchive.org/ (дата обращения 16.03.2019).

12. Оружейное лобби США: 10 политиков, получающих деньги [Электронный ресурс]// URL: https://www.vestifinance.ru/articles/97912URL:https://www.vestifinance.ru/articles/9 7912 (дата обращения 03.03.2019).

13. The Washington Post (WP Company LCC) 'There were three shooters' [Электронный ресурс] // URL:

https://www.washingtonpost.com/news/national/wp/2018/07/13/feature/in-all-reality-there-were-three-shooters-oklahomans-kill-an-active-shooter-and-its-not-as-simple-as-it-sounds (дата обращения 03.03.2019).

14. Американцы предлагают вооружать учителей по примеру Израиля [Электронный ресурс] // URL: http://www.forumdaily.com/amerikancy-predlagayut-vooruzhat-uchitelej-po-primeru-izrailya/ (дата обращения 03.03.2019).

15. Стартует программа министра Эрдана по увеличению количества лицензий на ношение оружия в Государстве Израиль [Электронный ресурс]//ШЬ:

https: //www.gov.il/ru/Departments/news/firearm_license_criteria_expansion_2018 (дата обращения 03.03.2018).

16. Резня в Маалоте [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F_%D 0%B2_%D0%9C%D0%B0%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D 1 %82%D0%B5 (дата обращения 03.03.2019).

17. Получение оружия в Канаде [Электронный ресурс] // URL: https://crownland-ru.livejournal.com/898.html (дата обращения 03.03.2019).

18. Сергей Меликов: создание Росгвардии полностью завершится в январе 2018 года [Электронный ресурс] // URL:https://tass.ru/interviews/4138838 (дата обращения 03.03.2019).

19. Лицензия и разрешение на приобретение, хранение и ношение оружия [Электронный ресурс] // URL: https://78.xn--b1aew.xn--p1ai/document/608781 (дата обращения 03.03.2019).

20. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Российская газета", № 113, 18.06.1996.

21. Преступность в России 2017 [Электронный ресурс] // URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0769/barom02.php (дата обращения 03.03.2019).

22. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2017 года [Электронный ресурс] // URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/%D0%95%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D 0%B5%D1%81 %D 1 %8F%D 1 %87%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9%20%D 1 %81 %D0 %B1 %D0%BE%D 1 %80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B4%D0%B5%D 0%BA%D0%B0%D0%B1 %D 1 %80%D 1 %8C%202017.pdf (дата обращения 03.03.2019).

23. Бондарь В. С. Общеметодические проблемы криминалистического исследования огнестрельного оружия и следов его применения // Изд. Саратов.: Экономика управление и право. 2014. Т. 14, № 1 ч. 2. С. 234-238.

24. Кокин А. В. 3D-оружие и перспективы его криминалистического исследования // Теория и практика судебной экспертизы Том 12, № 2, 2017, С. 34-40.

25. Филаретов Н. И. О специфике договорной теории Ж. - Ж. Руссо // Актуальные проблемы российского права, 2009, С. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.