Гражданское оружие как средство реализации конституционного права на самозащиту Civilian weapons as a means of implementing. The constitutional rights to selfdefence
Заборский М.Я.
Студент II курса юридического факультета
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра конституционного и финансового права
Россия, г. Пермь Zaborsky. mix@yandex. ru
Mikhail Zaborsky
Second-year student of the Law Faculty Of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education
"Perm State University " Constitutional and Financial Law Department
Russia, Perm. Zaborsky.mix@yandex. ru
Научный руководитель Эктумаев А.Б.
к.ю.н., доцент
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра конституционного и финансового права
Россия, г. Пермь
Scientific leader
Alichan Ektumaev
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education
"Perm State University" Constitutional and Financial Law Department
Russia, Perm.
Аннотация.
В статье исследуется нормативная основа реализации права на защиту прав и свобод человека и гражданина всеми способами, не запрещенными законом. В качестве средства реализации данного права рассматривается гражданское оружие. Выявляется конституционно-правовая сущность оружия. Определяется объём прав, который может быть защищён с применением оружия. Путём систематизации норм права выделяются условия правомерной реализации права на защиту с применением оружия.
Annotation.
The article examines the regulatory framework for the implementation of the right to protect the rights and freedoms of man and citizen in all ways not prohibited by law. Civilian weapons are considered as a means of exercising this right. The constitutional and legal essence of the weapon is revealed. The scope of rights that can be protected with the use of weapons is determined. By systematizing the rules of law, the conditions for the lawful exercise of the right to protection with the use of weapons are identified.
Ключевые слова: право на самозащиту, гражданское оружие, необходимая оборона, крайняя необходимость, защита прав и свобод.
Key Words: the right to self-defence, civilian weapons, necessary defence, extreme necessity, protection of rights and freedoms
Многонациональный народ Российской Федерации, принимая Конституцию 1993 г., закрепил в ст. 2 и тем самым возложил на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина [1; 3].
Данная обязанность предполагает установление юридических механизмов и определение юридических средств защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Содержание ст. 2 Конституции РФ конкретизируется в ст. 45. П. 1 данной статьи гарантирует каждому государственную защиту нарушенных прав и свобод [1; 13]. Государственная защита, по мнению учёных-конституционалистов, представляет собой перечень государственных органов, обладающих установленной законом компетенцией в области защиты прав и свобод человека и гражданина. В данный перечень входят, во-первых, правоохранительные органы (суды Российской Федерации, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ и т.д.), имеющие защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве главной задачи, во -вторых, органы законодательной (представительной власти) на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, призванные осуществлять нормативное регулирование отношений, связанных с защитой прав и свобод., в-третьих, органы исполнительной власти, деятельность которых на уровне Федерации, её субъектов, а также на местном уровне направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, и, в-четвёртых, Президент Российской Федерации, являющийся согласно п. 2 ст. 80 Конституции РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина [1; 23]. Главной задачей государственной защиты является восстановление нарушенного права.
Лицо, в силу объективных обстоятельств, не всегда может воспользоваться помощью государства в целях защиты нарушенного права, и государственная защита не является исчерпывающим средством защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет право каждому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Среди таких способов можно выделить обжалование, использование средств массовой информации, создание объединений в целях защиты своих интересов и др. Однако эффективная защита прав и свобод в некоторых случаях может быть осуществлена лишь с применением оружия.
Представляется важным определить, какие права и свободы могут быть защищены с помощью оружия. По нашему мнению, объём прав, который лицо вправе самостоятельно защищать с применением оружия, определён в Федеральном законе РФ от 13.12.1996 г. № 150 - ФЗ «Об Оружии», являющимся основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере оборота оружия в Российской Федерации. В преамбуле данного федерального закона указана цель его принятия: защита жизни и здоровья граждан, собственности и т.д [4]. Исходя из этого, следует утверждать, что с применением оружия могут быть защищены права на жизнь, здоровье, собственность. Защита с помощью оружия иных прав и свобод нарушает принцип соразмерности защиты.
В юридической науке имеет место дискуссия относительно понятия оружия. Его смысл раскрывается в нескольких отраслях права. Ученые-правоведы в целях более эффективного решения задач, стоящих перед той или иной отраслью права, выдвигают различные гипотезы относительно того, что понимать под оружием. И эти труды оправданы, ведь точно выведенное понятие оружия позволит, к примеру, в науках уголовного и административного права, криминалистике свести к минимуму ошибки при раскрытии преступлений и квалификации совершенных правонарушений, а в гражданских правоотношениях точно определить предмет договора. Однако рассматривать данные концепции в рамках настоящего исследования не представляется необходимым. Более важным является выявление сущности оружия применительно к науке конституционного права, то есть определение его как одного из возможных средств реализации конституционного права на защиту.
Стоит отметить, что в законодательстве РФ понятие оружия является довольно устоявшимся. Федеральный Закон РФ «Об оружии» определяет оружие как устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов [4]. Данное понятие получило
распространение и в практике Верховного суда РФ, что усиливает его нормативный характер [6]. По нашему мнению, легальное определение оружия нуждается в конкретизации в целях точного выражения его конституционно-правовой сущности. Главным квалифицирующим признаком в данном случае является конституционно-правовое назначение оружия - защита прав и свобод человека и гражданина, то есть отражение противоправных посягательств на жизнь, здоровье и собственность человека. Можно предположить, что эффективное отражение посягательства на жизнь, здоровье и собственность человека в некоторых случаях может быть осуществлено лишь путем причинения вреда здоровью нападающего или предметам и устройствам, с помощью которых совершается посягательство. Следовательно, такое предназначение оружия как подача сигналов было бы верно исключить из определения.
Таким образом, оружие в конституционном праве следует понимать как устройства и предметы, конструктивно предназначенные для отражения противоправного посягательства на жизнь, здоровье и собственность лица путём поражения живой или иной цели.
Далеко не каждый образец оружия может быть применен в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Оружие в Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «Об оружии» делится на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное [4]. Выделенное нами выше понятие оружия пересекается по объёму исключительно с понятием «гражданское оружие», так как лишь данный вид оружия согласно закону имеет своей целью самооборону. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что единственным видом оружия, с помощью которого может быть осуществлена правомерная защита прав и свобод человека и гражданина, с юридической точки зрения, является гражданское оружие.
Гражданское оружие по своему назначению, согласно ст. 3 вышеуказанного закона делится на несколько групп: оружие самообороны, спортивное оружие, охотничье оружие, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также костюмами некоторых народов; оружие, используемое в образовательных и культурных целях [4]. Защита прав на жизнь, здоровье и собственность может быть осуществлена с применением любого из вышеперечисленных подвидов оружия. Однако законная защита прав может быть осуществлена лишь при соблюдении всех правовых норм, регулирующих данные отношения. В целях упорядочивания множества норм права, содержащихся в различных нормативных правовых актах, автор данной статьи считает полезным выделить несколько условий правомерной реализации права на защиту с применением оружия. Соблюдение данных условий значительно уменьшит риск лица стать правонарушителем при защите своих же прав.
1). Лицо должно иметь гражданское оружие в собственности. Круг субъектов, имеющих право на приобретение гражданского оружия, определен в ст. 10 Федерального Закона РФ «Об оружии» [4]. Согласно нормам, содержащимся в данной статье, право на приобретение гражданского оружия в Российской Федерации имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане. Однако круг правомочий последних сильно ограничен: иностранный гражданин вправе приобрести оружие при условии вывоза его из Российской Федерации в течение 10 дней с момента приобретения. В дальнейшем, в качестве субъектов реализации права на приобретение оружия мы будем рассматривать исключительно граждан Российской Федерации.
Круг лиц, имеющих право на приобретение гражданского оружия, а, значит, и на применение его в целях самообороны и защиты собственности, ограничен. Одним из главных условий получения такого права является достижение установленного законом возраста. Так, в соответствии со ст. 13 Закона право на приобретение гражданского оружия ограниченного поражения имеют граждане РФ, достигшие 21 года; право же на приобретение остальных видов гражданского оружия имеют лица, достигшие 18 лет [4] .
Разница в возрастных барьерах представляется достаточно занимательной, ведь право на защиту прав и свобод может быть осуществлено не только с применением оружия ограниченного поражения (далее - ООП), что является главным его назначением, но и с применением, к примеру, охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия или газового оружия, что является нередким случаем. В силу данного обстоятельства более высокий возрастной барьер для приобретения ООП представляется бессмысленным, однако для его нормативного закрепления, по нашему мнению, все же имеются веские причины. Одной из таких причин является повышенная общественная опасность ООП, связанная с возможностью его скрытого ношения в сочетании с высокой поражающей силой данного вида гражданского оружия. ООП имеет довольно небольшие по сравнению с охотничьим оружием размеры, позволяющие осуществлять его ношение, к примеру, в кобуре под верхней одеждой или в сумке. В то же время ООП в сравнении с газовым оружием имеет в качестве снаряда патрон с резиновой пулей травматического действия. Поражение ей человека, в отличие от поражения газовым оружием способно привести к летальному исходу (например, при попадании в жизненно важные органы). Сочетание данных свойств ООП предопределяет высокую вероятность не только возникновения несчастных случаев при неосторожном обращении с оружием, но и совершения правонарушений, в том числе и преступлений с его использованием. Возможно, законодатель, устанавливая более высокий возрастной порог для владения ООП, полагал, что такой возраст позволит лицу более ответственно относиться к вопросам, связанным с применением указанного вида оружия.
Приобретение гражданского оружия может осуществляться путём его покупки у лиц, имеющих законное право на торговлю оружием; путём принятия в дар или по наследству. Приобретение оружия подлежит лицензированию вне зависимости от формы приобретения.
Лицензия на приобретение оружия выдаётся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия по письменному заявлению гражданина, составленному по установленной законом форме. Вместе с заявлением гражданин обязан представить документы о прохождении соответствующей подготовки и проверки навыков безопасного обращения с оружием, медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и об отсутствии в крови психотропных и наркотических веществ, а также иные, предусмотренные федеральным законом в отдельных случаях, документы.
Выдача лицензии производится после представления документа об уплате государственной пошлины. Лицензия является действительной в течение 6 месяцев со дня выдачи. Гражданин обязан представить лицензию при покупке оружия или при перерегистрации оружия в случае принятия его по наследству либо в дар.
Приобретенное оружие подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия. После постановки оружия на государственный учет владельцу оружия выдается разрешение на хранение и ношение оружия - в случае регистрации ООП, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия; разрешение на хранение оружия - в случае постановки на учет огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны; разрешение на хранение и использование на стрелковом объекте - в случае регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом.
2). Вторым условием правомерности самообороны и защиты собственности с применением оружия является соблюдение норм, регламентирующих его оборот. Понятие оборота оружия, в соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «Об оружии» включает в себя такие действия с оружием как его производство, передача, торговля, продажа, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение,
перевозка, транспортирование, использование, изъятие, ввоз в Российскую Федерации и вывоз из нее [4]. В свете рассматриваемого вопроса представляется целесообразным рассмотреть в данном пункте лишь некоторые нормы, касающиеся хранения и ношения, а также выделить в отдельный пункт нормы, регламентирующие применение оружия гражданами РФ.
Хранение и ношение оружия гражданами РФ стоит выделять среди иных элементов оборота оружия в связи с тем, что согласно п. 4.0 и 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ, нарушение правил хранения и ношения оружия влекут за собой возможное лишение права на хранение и ношение оружия, а, значит, и возможности на правомерное использование его в качестве средства защиты [2].
Общие нормы о хранении и ношении оружия закреплены в ФЗ «Об оружии», однако они требуют конкретизации в иных нормативных правовых актах. Так, правовым актом, детально регулирующим не только хранение и ношение оружия, но и иные действия по осуществлению его оборота, является Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
В соответствии со ст. 54 данного Постановления, хранение гражданского оружия осуществляется на основании разрешения на хранение, либо на хранение и использование, либо на хранение и ношение оружия, выданного Федеральной службой войск Национальной гвардии либо ее территориальным подразделением. Ст. 59 устанавливает основные требования к хранению оружия гражданами РФ: хранение по месту жительства; обеспечение сохранности оружия и безопасности его хранения; исключение доступа посторонних лиц; хранение в запирающихся на замок сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов, либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Согласно норме, содержащейся в ст. 62 того же правового акта, ношение оружия гражданами РФ осуществляется на основании разрешений на хранение и ношение оружия во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб, а также в целях самообороны. В настоящее время граждане РФ имеют право ношения в целях защиты жизни, здоровья и собственности лишь оружия ограниченного поражения. Остальные виды гражданского оружия подлежат ношению лишь в целях, соответствующих основному назначению данного вида оружия (к примеру, охотничьего оружия - на охоте, спортивного - на стрелковых объектах). Во время ношения оружия гражданин обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность и разрешение на хранение и ношение оружия. При ношении оружия лицо обязано соблюдать установленные правила безопасного обращения с ним [5].
3). Наличие установленных законом оснований для применения гражданского оружия.
В соответствии со ст. 24 Федерального Закона «Об оружии», граждане РФ имеют право на применение оружия в целях защиты жизни, здоровья или собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости [4]. Содержание данных понятий раскрывается в таких отраслях права как уголовное и административное право.
Согласно ч. 1 ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия [3].
Необходимая оборона является институтом, охраняющим граждан, защищающих свои конституционные права на жизнь, здоровье и собственность. Она охраняет обороняющихся не только от самого
незаконного посягательства на права и свободы, но и от возможного незаконного привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, в том числе и за преступление, связанное с превышением пределов необходимой обороны [7; 91]
Важнейшим условием правомерности акта необходимой обороны является соблюдение её пределов, детально регламентируемых отраслью уголовного права.
Крайняя необходимость в уголовном и административном праве является обстоятельством, исключающим противоправность деяния. Нормативное определение крайней необходимости содержится в Уголовном Кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. Так, согласно ч. 1 ст. 39 УК РФ, не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости [3]. Иными словами, крайняя необходимость есть положение лица, когда оно в целях отражения посягательства на одни охраняемые законом интересы вынуждено причинить вред другим охраняемым законом интересам в случае, если предотвращенный вред будет больше причиненного.
Акт крайней необходимости так же, как и необходимой обороны, будет являться правомерным лишь при соблюдении ряда условий, выделяемых науками уголовного и административного права.
4). Уведомление органов государственной власти о случае применения оружия
Данная обязанность возлагается аб. 2 ст. 24 Федерального Закона РФ «Об оружии»: «О каждом случае применения оружия владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, по месту применения оружия» [4] .
Уведомление органов государственной власти не только исключит применение к владельцу оружия административных санкций, но и создаст о нем определенное положительное мнение, уверенность в правдивости его слов, что важно в случае судебного разбирательства.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что гражданское оружие является одним из эффективных средств реализации конституционного права на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Относительно вопроса доступности гражданского оружия возможно наличие различных точек зрения, однако большая часть обстоятельств, при наличии которых лицу может быть отказано в выдаче лицензии на приобретения гражданского оружия, имеет субъективный характер. Применение гражданского оружия в целях защиты жизни здоровья и собственности, безусловно, в большинстве случаев обеспечит отражение незаконного посягательства. Однако границы правомерности применения оружия являются поводом для постоянных дискуссий, что обусловлено неоднозначностью судебной практики по делам, связанным с причинением вреда в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости. Данный факт даёт понять, что гражданское оружие является крайним средством реализации права на защиту, злоупотребление его применением может стать основанием для применения к владельцу мер уголовной или административно-правовой ответственности.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2018 год - Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2018 - 48 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 -ФЗ (ред. от 03.08.2018.) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст. 1.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 - ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собр. законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954
4. Об оружии: федер. закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 03.08.2018.) // Собр. законодательства РФ. - 1996. - №51. - Ст.5681.
5. Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 (ред. от 12.05.2018) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 32. - Ст. 3878.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 г. №5. (ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // СПС Консультант плюс.
7. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Бриллиантова А. В., М., 2013., - 644 с.