Научная статья на тему 'ОРКСЭ - новый модульный курс в современной школе'

ОРКСЭ - новый модульный курс в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Елена Феликсовна

Статья посвящена инновациям кафедры ЮНЕСКО в области подготовки и переподготовки учителей по предмету ОРКСЭ. Отмечаются трудности введения курса ОРКСЭ в Московском регионе, ставятся вопросы о возможных способах их решения. Статья показывает тенденции введения предмета в общеобразовательных учреждениях. Особое внимание уделяется курсам повышения квалификации преподавателей, которые проводит лаборатория истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО. Проведен анализ деятельности лаборатории, отмечены основные направления работы, выделены важнейшие перспективы дальнейшей деятельности курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРКСЭ - новый модульный курс в современной школе»

3. Стенограмма встречи председателя правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России. 8 февраля 2012 г. // [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/2005767.html

4. Поручение президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. №Пр-2009 // [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.minobr.orb.ru/obobraz/orkce/poruchenie-medvedeva.pdf

ОРКСЭ — новый модульный курс в современной школе

Елена Теплова, канд. истор. наук, доцент, зав. лабораторией истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО факультета международного образования МИОО

Статья посвящена инновациям кафедры ЮНЕСКО в области подготовки и переподготовки учителей по предмету ОРКСЭ. Отмечаются трудности введения курса ОРКСЭ в Московском регионе, ставятся вопросы о возможных способах их решения. Статья показывает тенденции введения предмета в общеобразовательных учреждениях. Особое внимание уделяется курсам повышения квалификации преподавателей, которые проводит лаборатория истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО. Проведен анализ деятельности лаборатории, отмечены основные направления работы, выделены важнейшие перспективы дальнейшей деятельности курсов повышения квалификации.

Введение преподавания в общеобразовательных учреждениях г. Москвы с 1 сентября 2012 основ религиозных культур и светской этики — новое и во многом уникальное явление не только для московской школы, но и в целом для системы образования в нашей стране. Учитывая эту новизну, специфику изучения в школе религий и духовно-нравственного воспитания, высокий уровень общественного внимания к этой теме, а также мировой опыт преподавания в школе курсов по традиционным религиям и этике, в числе базовых принципов работы в 2009 г. были определены1:

1 Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Пресс-релиз Минобрнауки России 01.09.2009. Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Пресс-релиз Минобрнауки России 09.12.2009.

• соблюдение конституционных норм о светском характере государства;

• взаимодействие органов исполнительной власти с религиозными организациями;

• межконфессиональное сотрудничество и координация действий всех участников;

• учет запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики, реализация запроса через школьные органы самоуправления.

ОРКСЭ включает шесть отдельных модулей (предметов) по выбору, из которых четыре конфессиональных: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры и два неконфессиональных: основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается ребенком с его согласия по выбору его семьи, родителей (законных представителей). Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений ОРКСЭ служат поручение президента РФ от 2 августа 2009 г. и распоряжение председателя правительства РФ от 11 августа 2009 г.2

В данном проекте реализуется новая роль семьи, родителей школьников в общем образовании, которые впервые выбирают содержание обучения и воспитания для своих детей в рамках основной, обязательной части школьной программы с учетом их собственных мировоззренческих и культурных потребностей.

Указанные принципиальные особенности введения ОРКСЭ обусловлены особым содержанием и образовательными задачами учебных дисциплин по религиозным культурам и этике. Все это мировоззренческие учебные предметы (модули), направленные на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, формирующие ценностно-смысловую сферу личности или оказывающие существенное влияние на ее формирование (преподавание этики). Семья, родители имеют приоритетные права в воспитании своих детей и несут основную ответственность за них, поэтому преподавание мировоззренческих учебных курсов, предметов, моду-

2 [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.orkce.org/o-kurse-orkseh/normativnye-materialy

лей может проводиться только с согласия семьи школьника и по ее выбору.

Решением столичного Департамента образования (ДОГМ) была определена структура, ответственная за учебно-методическое, консультационное, информационное сопровождение курса ОРКСЭ в Москве: ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования (МИОО), кафедра ЮНЕСКО (лаборатория истории и культуры религий мира). В федеральном МКС все регионы, впервые приступающие к преподаванию ОРКСЭ, были прикреплены к регионам, участвовавшим в апробации курса в 2009/2011 гг. Сотрудники кафедры наладили контакт с коллегами из Тверской области, которая определена для Москвы стажировочной площадкой. Опыт Тверской области использовался в программировании и методическом обеспечении курсов повышения квалификации, взаимодействии с конфессиями. Сотрудниками кафедры ЮНЕСКО и лабораторией истории и культуры религий мира факультета международного образования были подготовлены следующие программы курсов повышения квалификации:

• «Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе»;

• «Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе»;

• «Научно-методические основы преподавания предмета «Основы светской этики» в общеобразовательной школе»;

• «Научно-методические основы преподавания истории религий и религиозных культур для учителей ОРКСЭ».

Занятия по этим направлениям проводятся в объеме 72 и 144 часов в очном, очно-заочном и дистанционном режимах.

На основе программы «Научно-методические основы преподавания предмета «История религий», которая была разработана в связи с введением в московских школах курса «История религий», сотрудники лаборатории истории и культуры религий мира подготовили программу переподготовки по направлению «История религий, религиоведение». Группа по переподготовке начала обучения на кафедре ЮНЕСКО с октября 2012 года (объем

1200 часов). С октября 2013 года планируется обучение группы по переподготовке учителей ОРКСЭ в объеме 500 часов.

Подготовка учителей к преподаванию с учетом не только содержательной стороны обучения, но и личностной мировоззренческой позиции, отношения педагога к проекту, его задачам — одно из основных условий успешности при введении ОРКСЭ в Москве.

По данным на конец апреля 2012 г. курсы повышения квалификации МИОО в рамках введения ОРКСЭ в г. Москве прошли 3314 педагогов. К лету 2013 года в МИОО силами кафедры ЮНЕСКО с более 1500 педагогов.

Введение нового курса ОРКСЭ и подготовка к нему поначалу вызывала затруднения у многих учителей. Департамент образования рекомендовал школам направить для повышения квалификации двух-трех педагогов, имея в виду вероятное распределение по выбору модулей в школе. Не все школы смогли направить несколько учителей, хотя от некоторых школ было направлено на обучение и большее число педагогов. В дальнейшем в процессе подготовки у педагогов возникали вопросы не только по содержанию курса, но и по условиям его реализации: сколько модулей должен или может вести каждый педагог, как организовать ведение всех шести модулей, если их выберут в школе. На все эти вопросы сотрудниками лаборатории истории и культуры религий мира во взаимодействии с ДОГМ были подготовлены ответы. Определено, что один педагог может преподавать несколько модулей одновременно, и неконфессиональные модули (по этике и религиоведению) тоже может вести один учитель.

В связи с краткими сроками и большим масштабом подготовки учителей по ОРКСЭ в первом полугодии 2012 г. в МИОО была принята простая форма оценки работы учителя — итоговое эссе в свободной форме. Учителям предлагалось раскрыть в кратком эссе понимание нового курса, его образовательных задач, содержания и направленности педагогической работы. Тем не менее даже такая, вынужденно «слабая» на первом этапе форма оценки знаний, качества подготовки учителя позволила выявить проблему привлечения к преподаванию педагогов, которым по своим личностным качествам и мировоззренческим позициям лучше не принимать участия в проекте. В основном это или приверженность учителя

нетрадиционным, маргинальным формам религиозности, в том числе оккультного или иного деструктивного характера, или явно отрицательное отношение к ОРКСЭ, вызванное зачастую негативным личным отношение к религии.

Отметим, что если в действующем законодательстве об образовании приоритет семьи в обучении и воспитании детей прямо не закреплен (пока это сделано только в Семейном кодексе, ст. 63), то в проекте нового закона «Об образовании в Российской Федерации» это сделано в ст. 45 проекта «Основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». В отношении мировоззренческих особенностей учителя надо иметь в виду, что главная задача преподавания курса ОРКСЭ в целом — формирование российской гражданской идентичности учащихся российской школы на основе ценностей и традиций отечественной духовно-нравственной культуры. Ни один из модулей курса ОРКСЭ не включает ознакомления с оккультно-эзотерическими учениями. Большая часть таких учений оккультно-религиозной направленности находится в резкой оппозиции к традиционным религиям, духовной культуре народов России, специалистами отмечается их деструктивный (антигуманный, асоциальный) характер. Транслирование детям в образовательном процессе (не только по курсу ОРКСЭ, по любому предмету в школе) каких-либо оккультно-религиозных доктрин, учений (о «седьмом энергетическом теле» и т. п.), навязывание педагогом своего мировоззрения несовершеннолетним обучающимся недопустимо во избежание нарушений законодательства об образовании, прав родителей на воспитание своих детей.

На курсах повышения квалификации учитель получал общие знания по вопросам преподавания ОРКСЭ. Законодательная база, методические рекомендации, регламент выбора модуля — все это для многих преподавателей было впервые. Программы, конспекты уроков, методические рекомендации разработаны — их можно найти в Интернете (портал МИОО — mioo.seminfo.ru), но прежде чем этим пользоваться, учителю нужно было самому разобраться в этом материале. В чем обучающим оказывали помощь методисты

и преподаватели кафедры ЮНЕСКО. В идеале предполагалось, что в каждой школе с течением времени появятся специалисты по каждому модулю. Именно поэтому МИОО была подготовлена дальнейшая система повышения квалификации для учителей ОРКСЭ. Прошедшим первую ступень подготовки (ВСЕ-60 или НО-55), предлагается пройти обучение объемом 72 или 144 часа по избранной тематике. В соответствии с выбором 2011 года были предложены занятия по направлениям: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры». В случае изменения выбора модулей, лаборатория истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО готова по всем направлениям организовать занятия с привлечением ведущих специалистов Москвы. Для знакомства с методикой преподавания предмета организуются семинарские занятия на базе московских школ, в том числе православных и с этнокультурным компонентом. На этих мероприятиях учителя знакомятся с наработанными методиками, которые можно применять на уроках ОРКСЭ, посещают открытые уроки, изучают возможности музейной педагогики.

В МИОО запланирована и более глубокая, развернутая подготовка в курсе повышения квалификации на 144 часов, сочетающая как общее, так и углубленное содержание с учетом уже сделанного выбора модулей в московских школах и модулей, ведущихся конкретным педагогом. Важно, чтобы обучение на этих курсах прошли все учителя, которые будут преподавать ОРКСЭ, поскольку очевидно, что состоявшееся в первом полугодии 2012 г. повышение квалификации на 72 часа для большинства недостаточно. Кафедра ЮНЕСКО выступила с инициативой запланировать такое повышение квалификации как обязательное для учителей по ОРКСЭ в 2012/2013 учебном году. Посещение педагогами занятий на курсах поможет и в решении текущих проблем в преподавании, методическом обеспечении.

В перспективе в Москве должна будет сложиться многоуровневая и развернутая система подготовки учителей, включающая как общее содержание для педагогов, преподающих разные модули курса, так и специальную подготовку по модулям.

Учитель по любой религиозной культуре должен преподавать так, чтобы прежде всего качественно удовлетворять образова-

тельный запрос родителей, семьи, выбравшей для своего ребенка данный предмет (модуль). И если он не знает преподаваемую им религиозную традицию или, что еще хуже, испытывает неприязнь к религии, лучше ему не вести этот курс.

Именно поэтому преподаватели и методисты кафедры ЮНЕСКО проводили индивидуальные и групповые консультации для обучающихся.

С 1 февраля 2012 года, когда началось повышение квалификации учителей по плану правительства РФ, в Москве действует информационное пространство ОРКСЭ — портал для оказания оперативной методической помощи методистам и учителям: http://mioo.seminfo.ru/. На этом ресурсе происходит регистрация педагогов на курсы повышения квалификации, осуществляется методическая поддержка и связь с организаторами курсов, лекторами. Впоследствии на сайте планируется оказывать методическую поддержку в постоянном режиме, вести диалог с родителями — отвечать на вопросы и получать информацию от самих родителей по преподаванию в школах, о проблемных ситуациях и т.д.

Рассматривая перспективы развития преподавания религиозных культур и этики в столичных школах, следует отметить, что они также будут формироваться с учетом отношения к этому процессу общественности, прежде всего родителей учащихся, выступающих заказчиками духовно-нравственного образования детей в школе. Очевидно, что изучение традиционных религиозных культур и этики, духовно-нравственное образование всего лишь в течение 34 часов и только в одном классе не может обеспечить условия духовно-нравственного воспитания детей в школе. Экспериментальный курс ОРКСЭ, его введение и преподавание имело целью, кроме прочего, сформировать систему организации и обеспечения изучения в школах религиозных культур и этики по выбору с участием всех субъектов этого процесса. Отработать взаимодействие между ними по всем вопросам — выбор предмета изучения, подготовка учебно-методического обеспечения, учителей и др. на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном и уровне самих школ.

Разумеется, любое решение вопроса о расширении преподавания религиозных культур и этики по выбору по ступеням общего

образования ставит перед московской системой образования большие задачи. В 2012/2013 учебном году предстоит сформировать систему подготовки учителей по этому направлению, отработать механизмы взаимодействия с конфессиями, ведения мониторинга, работы с родителями, общественностью. Подготовка учителей должна выйти на новый качественный уровень, увеличиться количество часов, осуществляться профильное обучение по модулям. Необходимо управленческими решениями обеспечить обязательный характер периодического повышения квалификации учителей по религиозным культурам, этике и религиоведению, чтобы не допустить профанации и сбоев в педагогической работе в школах. Важно больше привлекать к подготовке учителей-предметников, имея в виду как содержание образования, так и перспективу преподавания на основной и старшей ступенях школы. С участием научных учреждений, московских педагогических вузов, конфессионально ориентированных вузов, факультетов и кафедр теологии (православной, исламской) развивать педагогическое образование. Разрабатывать и реализовывать программы переподготовки учителей (в ряде экспериментальных регионов такие программы на 400-500 часов уже осуществляются), программы профессионального педагогического образования (бакалавриат). В решении этих задач МИОО примет самое активное участие.

С целью обобщения и транслирования методического опыта, для оптимизации учебного процесса и для выявления лучших работ учителей и учеников лаборатория истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО проводит два конкурса.

1. Совместно с ПСТГУ «Лучший учитель православной культуры» Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников, поддержку и популяризацию практики духовно-нравственного воспитания, распространение новых технологий в образовании, рост профессионального мастерства педагогических работников. Среди прочих номинаций в нем представлена номинация Методика преподавания курса «ОРКСЭ» (подробнее — http://relig.tk/).

2. Московский городской конкурс проектно-исследовательских работ учащихся по социально-гуманитарным дисциплинам «Изучение истории и культуры религий мира». В положении

о V конкурсе, проходящем в 2012/2013 учебном году есть две новые номинации: «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»; «Методическая разработка по комплексному курсу ОРКСЭ». К участию в конкурсе пригашаются учащиеся и педагоги (подробнее — http://relig.tk/).

Школьный учитель и преподаватель, знакомящий его с новым для многих учебным материалом, — ключевые фигуры для обеспечения успешного преподавания ОРКСЭ. Преподавательский состав курсов обязан обеспечить квалифицированную подготовку, поэтому в лаборатории истории и культуры религий тщательно осуществлялся выбор лекторов, методистов. Привлекаются лучшие специалисты в этой сравнительно узкой теме — преподаватели в школе знаний о религии, религиозных культурах, этике, не только знающие предмет, но и способные установить контакт с учителями, вселить в них уверенность в успехе. А от учителя, его знаний и позитивного настроя в конечном итоге зависит насколько интересными и полезными будут уроки для детей. Делясь своими впечатлениями по итогам обучения на курах повышения квалификации кафедры ЮНЕСКО МИОО, одна учительница из Южного округа отметила: «И вот наконец калейдоскоп курсовых занятий, чудесных энтузиастов-преподавателей, новых знаний. Совсем скоро конец курсов, а вопросов не стало меньше, но главное для себя я, пожалуй, усвоила. Во время лекций от некоторых преподавателей шел свет, страшно было пропустить хоть одно слово, что-то не понять, не усвоить. Почему так, спрашивала я себя? И поняла. Внутри этих людей есть крепкая вера в то, что они делают, четкие понятия добра и зла помогают им идти по жизни уверенно, помогая другим. Вот что нужно мне и каждому учителю. Надо начать с себя, пересмотреть какие-то приоритеты, обрести заново абсолютные понятия добра и зла вместо размытых «хорошо» и «плохо». Если это получится, то тогда такой учитель сможет реализовать позитивные возможности не только курса ОРКСЭ (высокопарно выражаясь, зажечь в детях свет и поселить в душах добро), но и любого другого школьного курса. И это главное». Конечно, здесь можно усмотреть некоторую излишнюю эмоциональность, но именно к такому творческому сотворчеству с учителями в столь значимой для всех нас образовательной деятельности стремились все преподаватели курса.

В своей итоговой работе другая учительница из Центрального округа отметила, что учитель должен стремиться превратить мастерство в искусство — искусство преподавания курса ОРКСЭ.

Источники:

1. Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Пресс-релиз Минобрнауки России 01.09.2009. Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Пресс-релиз Минобрнауки России 09.12.2009.

2. [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.orkce.org/o-kurse-orkseh/normativnye-materialy

Инновационные педагогические технологии развития личности на уроках ОРКСЭ

Елена Дымина, доцент кафедры ЮНЕСКО МИОО

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

К. Роджерс

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своем трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.