Научная статья на тему 'Методологические проблемы в преподавании курса ОРКСЭ и пути их преодоления'

Методологические проблемы в преподавании курса ОРКСЭ и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ОРКСЭ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE OF RELIGIOUS STUDIES / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / TEACHERS'' PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРЕОДОЛЕНИЕ АНТИРЕЛИГИОЗНЫХ СТЕРЕОТИПОВ / OVERCOMING OF ANTI-RELIGIOUS STEREOTYPES / ПЕДОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ / A CHILD-CENTERED FAMILY MODEL / FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Елена Феликсовна

Московские школы сегодня не только многонациональны, но и многоконфессиональны. Автор рассматривает методологические и психологические сложности, с которыми сталкиваются педагоги «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), родители учащихся, школьная администрация и предлагает пути их решения. Московский институт открытого образования разработал ряд учебно-методических пособий для педагогов и рабочих тетрадей для учащихся, ведет повышение квалификации учителей ОРКСЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological challenges and solutions of teaching the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics

Today's Moscow schools are not only multinational, but also multiconfessional. The author highlights methodological and psychological difficulties faced by teachers of the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, students' parents, school administration, and offers solutions. The Moscow Institute of Open Education has designed a number of teaching aids for teachers and work-books for students; it provides advanced training for teachers of the Fundamentals of Religious Sciences and Secular Ethics.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы в преподавании курса ОРКСЭ и пути их преодоления»

ОБРАЗОВАНИЕ И КОНФЕССИИ

Елена Теплова

Методологические проблемы в преподавании курса ОРКСЭ и пути их преодоления

Московские школы сегодня не только многонациональны, но и многоконфессиональны. Автор рассматривает методологические и психологические сложности, с которыми сталкиваются педагоги «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), родители учащихся, школьная администрация и предлагает пути их решения. Московский институт открытого образования разработал ряд учебно-методических пособий для педагогов и рабочих тетрадей для учащихся, ведет повышение квалификации учителей ОРКСЭ.

Ключевые слова: ОРКСЭ, религиоведческие знания, повышение квалификации педагогов, преодоление антирелигиозных стереотипов, педоцентрическая модель семьи

Елена Феликсовна Теплова

канд. истор. наук, зав. кафедрой истории и культуры религий народов России Московского института открытого образования (ГАОУ ВПО МИОО) teplovaEF@mioo.ru

Введение и преподавание в московских школах комплексного модульного курса ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) выявило ряд проблем, но работа по осуществлению поставленных перед этим предметом задач, дает возможность наметить и основные способы их решения.

Первая группа вопросов связана с осуществлением выбора модуля курса ОРКСЭ. Этих модулей шесть:

• Основы мировых религиозных культур;

• Основы православной культуры;

• Основы иудейской культуры;

• Основы буддийской культуры;

• Основы исламской культуры;

• Основы светской этики.

Ученик четвертого класса в течение одного учебного года изучает один из модулей, рассчитанный на 34 часа. Модуль для ребенка определяют родители. Именно выбор и его процедура вызывает сложности и опасения.

Выбирать всегда трудно. Родители учеников, как правило, выбирают школу, а иногда, если удастся, и учителя начальной школы. Но все остальное в процессе обучения определяет школа. Родителям предстоит сделать выбор, возможно, один из самых важных в жизни ребенка, но осознанному мотивированному выбору мешает, во-первых, незнание содержания модулей, непонимание, чему будут учить их детей. Во-вторых, родители детей, учащихся в начальной школе, охотно доверяют мнению классного руководителя и легко передают выбор в руки школьной администрации.

Департаментом образования города Москвы в 2013 г. была подготовлена брошюра «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей» [5]. В ней раскрыто содержание каждого модуля, а также представлен регламент родительского собрания и ответы на часто задаваемые вопросы. Предложенный Москвой регламент по выбору модулей курса ОРКСЭ был рекомендован для использования всем субъектам РФ. Книгу получили все школы столицы.

В течение двух лет выработалась модель проведения родительских собраний. Было рекомендовано проводить родительские собрания в феврале-марте. На первом собрании родители будущих четвероклассников должны быть ознакомлены с содержанием каждого модуля, а также с педагогами, которые будут их

преподавать. На собрание могут прийти представители традиционных религий России, ответить на вопросы родителей, согласовать возможную помощь в преподавании модуля ОРКСЭ, например, проведение экскурсий. Списки таких представителей, изъявивших желание посетить собрания, ежегодно согласовываются с Департаментом образования города Москвы (ДОгМ). На сайте ДОгМ (http://dogm.mos.ru/) можно ознакомиться с данной публикацией, документами и рекомендациями по преподаванию курса ОРКСЭ.

С 2014 г. в МИОО предложен специальный курс повышения квалификации, рассчитанный на 16 ч. «Методика проведения родительских собраний перед выбором модуля ОРКСЭ». Его цель - знакомство с существующим опытом, методикой проведения, рассмотрение типичных ситуаций и вопросов, который возникают на родительских собраниях. Также даются практические рекомендации по работе с родителями.

Одним из опасений было разделение класса на группы для изучения модулей. На самом деле ничего нового для школ в таком разделении нет. Например, иностранне языки тоже изучают в мини-группах.

В некоторых школах подобное разделение осуществляется и для проведения других уроков.

Не оправдалось и опасение, что изучение разных религий по модулям разделит детей по религиозным предпочтениям, будет способствовать осложнению межличностных отношений в классе. Таких случаев не выявлено, наоборот, уроки способствуют улучшению климата в детском коллективе, ведь программой предусмотрено проведение общих уроков для всего класса и осуществление проектной деятельности по предмету, которая всегда сплачивает учеников. Обучение по группам не проблема для детей и родителей, это сложности

для учебного заведения. Необходимо решить вопрос составления расписания и серьезную проблему малой группы. Закон ориентирует на то, что если даже одна семья для своего ребенка избрала какой-либо модуль, школа обязана предоставить ему эту образовательную услугу, а учителю оплатить каждый урок, независимо от количества на нем учеников. Опыт показал, что школы идут на это неохотно. Такие родители-«одиночки», избравшие для своих детей какой-либо модуль для изучения, иногда подвергаются давлению со стороны администрации. Их уговаривают написать новое заявление с указанием того модуля, который выбрали хотя бы несколько семей. Так, выбравшим для изучения один из религиозных модулей рекомендуют перейти в группу, изучающую «Основы мировых религиозных культур». Конечно, родители могут изменить свое мнение, переход из одной группы в другую вполне допустим в начале учебного года. Здесь важнейшим вопросом является мотивация выбора. Одно дело, когда ребенок решил перейти на иной модуль, потому что там интереснее. Другое дело - родителям не предоставили реального выбора. Бывает, что в пользу удобной для школы ситуации работает, например, недостаточное количество учебников в библиотеке, отсутствие учителя соответствующей квалификации или аргумент, что весь класс будет изучать светскую этику. Но решение всех этих вопросов -обязанность администрации. Семья должна лишь обдуманно выбрать модуль.

Привлечение родителей к обучению детьми ОРКСЭ - еще один серьезный вопрос. Некоторые родители полагают, что на конфессиональных модулях детей будут учить религии, заставлять молиться, а на уроках светской этики познакомят с правилами этикета, научат вести себя в обществе. То и другое

не соответствует действительности. Для решения этой проблемы рекомендуется проведение открытых уроков для родителей, чьи дети на следующий год будут изучать ОРКСЭ. Для третьеклассников и их родителей можно провести экскурсию в соседний храм. Хорошим опытом было бы пригласить на родительское собрание тех родителей, чьи дети уже изучают модули ОРКСЭ. Это бы во многом поспособствовало осознанному выбору.

Сложность заключается еще и в том, что для родителей современных учеников начальной школы понятия добра и нравственности несколько размыты. Многие из них вообще не имеют представления о религиозной культуре, зачастую считая все связанное с религией пережитком прошлого. Конфессиональные модули затрагивают вопросы нравственного идеала, заложенного в религиозной традиции, а моральные ценности поколения этих родителей сформировались в девяностые годы совсем на другой основе. Успешность, материальная выгода, прагматизм, умение любым путем защищать свои интересы - ценности, которые многие нынешние родители прививают своим детям.

Такие воспитательные системы укрепляют педо-центрическую модель семьи. Дети формируются как индивидуалисты, полагающие, что задача родителей -обеспечение успешности и комфорта. Все семейные события и ценности вращаются вокруг маленького человека, а задача семьи и всех ее старших членов, включая бабушек и дедушек, - забота о его благополучии, в том числе, а иногда и прежде всего материальном. Подобный эгоцентризм, стремление исключительно к материальному и досуговому комфорту порождает равнодушие и жестокость. Невнимание, а порой даже невидение другого человека делает невозможным понимание того

факта, что существуют интересы, отличные от твоих, но требующие также уважения и удовлетворения.

Используя потенциал, заложенный в религиозной традиции, можно попытаться приблизиться к желаемой модели отношений между людьми, к миролюбию и конформизму. Но этому часто препятствуют и отношения в семье, агрессивности детей часто способствует агрессивность родителей, их отношение к окружающему обществу.

Испытывая давление со стороны современного социума, взрослые подчас избирают агрессивную модель защиты и приносят это в семью. Насилие, жестокость, несправедливость, часто усугубленные средствами массовой информации, усиливают авторитарный стиль взаимодействия с детьми. Воспитательные усилия направляются не на профилактику, а на санкцию. Дети становятся жертвами удовлетворения родительских амбиций. Понимая свою деятельность как подготовку ребенка к преодолению трудностей жизни, порой несправедливой и жестокой, родители требуют от детей проявления силы. Но эта сила часто принимает формы унижения более слабого. Интернет-пространство и электронные игры размывают реальный образ добра и зла, жестокости и боли, а возможность снова начать игру создает впечатление о тех же правилах по отношению к реальным людям. Знакомство с религиозной культурой и призвано восстановить утраченное понимание милосердия и сострадания, вернуться к установленному в религиозной традиции понятию помощи ближнему и к тому, кто есть ближний. Это поможет скорректировать размытое или, порой, негативное отношение к труду, к патриотизму и изменит отношение ребенка к самому себе.

Есть также и семьи, которые внимательно следят за содержанием уроков, за тем, какие фильмы, мультфильмы или сайты использует педагог, какие тексты дети читают на занятиях. Нежелание подобного контроля со стороны семей, живущих в определенной религиозной традиции, подталкивает педагога к уклонению от преподавания конфессиональных модулей.

Преподавание ОРКСЭ как раз предполагает широкое привлечение родителей. Это может быть и помощь в работе над проектом, и участие в проведении мероприятия по предмету, и совместные экскурсии. В учебниках по модулям ОРКСЭ множество заданий, предлагающих детям обсудить со взрослыми различные нравственные вопросы, вместе подумать и найти ответ.

Московские школы сегодня не только многонациональны, но и многоконфессиональны. Высказывались опасения, что изучение ОРКСЭ негативно затронет такую деликатную сферу человеческой жизни, как вероисповедание. Но разговор о религии в этом курсе предусмотрен исключительно с культурологических позиций. Школа ни в коей мере не ставит перед собой задачу обучения вере, воцерковлению детей или привлечения их к религиозной практике. Это было бы прямым нарушением закона, функция контроля и ответственность возложена на администрацию учебного заведения.

Следует отметить, что изучение ОРКСЭ как раз и способствует формированию понимания у ребенка того факта, что рядом с ним может находиться представитель другой культуры и другой ментальности. На основе знаний о культуре религий дети учатся проявлять понимание, уважение, склонность к решению конфликта путем компромисса, приобретают навыки коммуникации и расположенности к диалогу.

Важнейшая проблема при введении комплексного курса ОРКСЭ - компетенция педагога. Несмотря на рекомендации ДОгМ о том, что желательно, чтобы этот предмет вели преподаватели истории, МХК, литературы, обществознания, на курсы повышения квалификации в основном пришли учителя начальной школы. Самым сложным для них оказалось овладение содержательной составляющей конфессиональных модулей и модуля «Основы мировых религиозных культур». Конечно, трудно серьезно восполнить пробел в религиоведческих знаниях на кратковременных курсах. Преподавать модули религиоведческого содержания должны педагоги, прошедшие специальную подготовку. В перспективе в школу должны прийти специалисты по каждому модулю. Учитель, например, может быть подготовлен по истории мировых религиозных культур, он сможет преподавать и любой из религиозных модулей или «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Компетенция педагога модульного курса ОРКСЭ - важнейший фактор его успешности. Именно поэтому педагогам Москвы МИОО предложил курсы повышения квалификации по всем модулям и по методике их преподавания. Необходимо введение специальной подготовки в педагогических колледжах и педагогических вузах. Нужно расширять программы переподготовки и бакалавриата. Только грамотный педагог, владеющий знаниями по религиоведению и, конечно, методикой преподавания, способен по-настоящему глубоко и профессионально вести модули курса ОРКСЭ, а, значит, и успешно выполнять поставленные задачи. В противном случае преподавание принимает формальный характер, происходит подмена, а уроки утрачивают вложенный в них смысл. Слабо подготовленный учитель будет

уклоняться от преподавания религиоведческих модулей, в случае работы на них может нанести непоправимый вред, получит совсем иные результаты. Учитель, преподающий любой из модулей курса ОРКСЭ, должен строго придерживаться культурологического подхода, быть предельно деликатным и внимательным, избегать любых сравнений по типу «хороший-плохой», «наша-чужая религия» и т.д.

Факультет международного образования ГАОУ ВО МИОО, издательский дом «Этносфера» подготовили для учителя ряд методических пособий [2; 3; 4]. Эти методички составлены таким образом, что их может использовать как педагог соответствующего конфессионального модуля, так и модуля «Основы мировых религиозных культур».

Чтобы избежать религиоведческих ошибок, на которые могут болезненно отреагировать дети из верующих семей, учитель должен постоянно совершенствоваться. С целью сопровождения модульного комплексного курса ОРКСЭ и оказания помощи в его преподавании, в православных приходах Москвы создана служба общественных методистов. Эти специалисты готовы в любой момент оказать педагогу всестороннюю помощь: от теоретической консультации до помощи в проведении экскурсии.

Поначалу учителя столицы неохотно брались за преподавание модуля «Основы православной культуры» именно потому, что сами поверхностно знакомы с родной для многих культурой. Они опасались негативной реакции со стороны воцерковленных семей и детей, посещающих воскресные школы. Однако уже в 2014-2015 учебном году модуль «Основы православной культуры» стал вторым по числу выбравших его в Москве. Этот модуль не только для православных.

Многие родители и учителя стали осознавать очевидную пользу для детей от знакомства с культурой и традициями государственно-образующей религией.

Сегодня в российском календаре отмечены государственно-религиозные праздники. Знание их истории и традиций, понимание значения ориентируют ребенка в современном социуме, делает его сопричастным к богатой истории своей страны.

Православная культура лежит в основе русского языка и классической русской литературы. Знакомство с ней дает возможность ученику лучше понимать и ближе познакомиться с церковной архитектурой, живописью и иконописью.

В издательстве «Русское слово» в 2013 г. вышел учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС», подготовленный в лаборатории истории и культуры религий мира МИОО [6]. В помощь учителю создан УМК, состоящий из программы курса, методического пособия и рабочей программы. Рабочая тетрадь к этому учебнику стала финалистом московского регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2014 г. Все эти материалы заслужили положительные отзывы со стороны практикующих учителей. В помощь педагогу, преподающему модуль «Основы светской этики» факультет международного образования МИОО подготовила рабочую тетрадь [1].

При введении курса ОРКСЭ остро обсуждался вопрос о целесообразности знакомства детей с религиозной культурой, о том, следует ли вообще в светских школах говорить с учениками о религии. Опыт преподавания во всех регионах РФ и три года работы в этом направлении московских школ дает однозначно положительных ответ на этот вопрос.

Комплексный модульный курс ОРКСЭ предоставляет все возможности для формирования у учеников всех компетенций, указанных в современных стандартах. Так, например, компетентность сбережения здоровья здесь может пониматься с двух позиций. Во-первых, культура всех без исключения религий ориентирует человека на здоровый образ жизни, на ответственное отношение к себе как к члену общества, к своему здоровью. С другой стороны - духовное здоровье. Понятно, что на это должны быть направлены все уроки ОРКСЭ.

В этом курсе содержатся широкие возможности для формирования коммуникативной компетенции и социального взаимодействия. А информационно-технологическая компетенция формируется не только на уроках, но и в процессе проектной деятельности. Подобных методик наработано много, в том числе и московскими учителями и методистами. С этим опытом можно ознакомиться на портале МИОО (http://mioo.seminfo.ru/ course/view.php?id=2056), ФИРО (http://www.firo.ru/), АПКиППРО (http://www.orkce.org/), а также на курсах повышения квалификации МИОО.

Ежегодно проводятся конкурсы для учеников и учителей по всем направлениям ОРКСЭ. Например, московский городской конкурс проектно-иссле-довательских работ по комплексному учебному курсу «ОРКСЭ» и медийных проектов для учителей и обучающихся «Изучение истории и культуры религий мира» (http://goo.gl/OrRZ5E) и Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры (http://pravolimp.ru/).

Религиоведческие знания в общеобразовательной школе являются и важнейшим ресурсом для воспитания гражданской ответственности подрастающего поколения. На настоящий момент все очевиднее зна-

чение подобных знаний в воспитании ответственного гражданина России, знакомого с духовно-нравственным богатством, накопленным предыдущими поколениями, и сделавшим его своим осознанным выбором. Именно на это и ориентирует «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Сегодня, как и всегда, образование должно отвечать на вызовы и запросы времени, а одна из важнейших задач, поставленных перед отечественной системой образования, воспитание патриота и ответственного гражданина.

Человек принадлежит к своему народу не только по рождению, но прежде всего в процессе формирования личности в определенной культурной среде. Национальное самосознание и гражданская ответственность - важнейшие характеристики народа. Это выражается в осознании себя неотъемлемой частицей общности на основе признания общенациональных ценностей. Это и история страны, государственный язык, духовно-нравственные ориентиры, культура религии и ее традиции.

В недалекие прошлые годы формировалось поколение, для которого главным была успешность любой ценой, а идеалом - исключительно материальные блага. Разговор о религии и религиоведческие знания дают возможность затронуть иные ценности и смыслы, поднять вопросы духовно-нравственного содержания и гражданской ответственности.

Религиозные традиции дают четкое представление об исторически сложившемся и выработанном опытом многих поколений понимании добра и зла, приверженности определенным ценностям. Религиозные нормы закрепили правила, регулирующие поведение человека, отношение к другим людям и к самому себе,

к окружающей среде. Они служат образцом и идеалом нравственного поступка, пронизывают всю жизнь человека, любые виды его деятельности. Религиозные традиции чрезвычайно устойчивы, они передаются из поколения в поколение силой общественного мнения, развитых в человеке убеждений, чувства долга, совести. Изучение религии дает возможность детям понять главные моральные категории, оценить мотивацию нравственного поступка, не всегда практичного или выгодного. Говоря со школьниками о религии, неизменно приходится касаться вопросов стремления к саморазвитию, любви и уважения к близким, преданности Родине, трудолюбии, семейных ценностей.

Современный ребенок, для которого зачастую главным авторитетом является интернет, через знакомство с религиозной культурой начинает понимать чрезвычайно значимые и такие простые понятия, которые и составляют граж-данскую позицию. В многонациональной России и ее столице, опираясь на религиоведческие знания, дети учатся понимать и принимать другого, сотрудничать и уважать, социально взаимодействовать, овладевают социальной коммуникацией. Изучение культуры традиционных религий России дает возможность постигать такие важнейшие ценности, как семья и патриотизм, восстановить утраченные ценности гендерного воспитания. На таком материале можно говорить о роли и значении семьи в жизни человека, об ответственности, о том, какие требования, с точки зрения религиозной культуры, предъявляются мужчине и женщине. Религиоведческие знания вводят ребенка в богатый мир отечественной культуры, предоставляя возможность глубже понимать ее. Ученик не только получает знания о религии, но и начинает осознавать свою сопричаст-

ность к историческому пути Родины и ответственность за ее будущее.

Сегодня в российском календаре отмечены государственные и религиозные праздники, знание их истории и традиции, понимание их значения способствует формированию гражданской позиции.

Религиоведческие знания - это база, на основе которой можно формировать личностные качества гражданина, патриота, любящего свою страну, знающего и гордящегося ее историей и культурой.

Изучение модулей ОРКСЭ имеет еще одну важную задачу - преодоление сложившихся в обществе стереотипов о религии и о людях, живущих в религиозной традиции.

В недалеком прошлом признание в своей причастности к любой религиозной культуре носило исключительно негативный характер. Верующий человек воспринимался как малограмотный, бескультурный, ущербный. Но на самом деле вера в Бога нисколько не мешала многим выдающимся деятелям отечественной науки и культуры совершать открытия и создавать замечательные произведения искусства. Именно вера способствовала проявлению истинного патриотизма, совершению героических поступков, сохраняла семью и человеческое достоинство. На простых, понятных, но великих примерах отечественной истории дети учатся истинному пониманию патриотизма, любви к Родине, служению во имя ее процветания. Сергий Радонежский, Александр Невский, патриарх Гермоген, епископ Лука (Войно-Ясенецкий) - яркие образцы такого служения.

Другим искаженным стереотипом является представление о приниженном положении женщин в религиозных традициях. Это не так, наоборот, все религии

устанавливают уважительное отношение к родителям, особо выделяя важнейшую роль жены и матери. Представление о роли женщин в религиозном обществе как второстепенной, с одной стороны, и вовлечение женщин в общественную и трудовую деятельность с другой -способствует размыванию образа женщины и искажению ее роли. Все это приводит к изменению поведенческой парадигмы, изменяет отношения между полами. Негативное отношению к целомудрию, социальное одобрение, в том числе и с помощью СМИ и массовой культуры, внебрачных отношений формирует духовный мир, внешний вид и поведение молодых людей по отношении друг к другу и обществу.

Еще один важный вопрос, связанный с курсом ОРКСЭ - перспектива. Понятно, что морали и нравственности невозможно обучить за 34 часа. Необходима единая система духовно-нравственного воспитания, последовательно осуществляющаяся на всех ступенях школьного образования. Представляется разумным на этапе средней и старшей школы сохранение модулей, знакомящих с культурой одной из традиционных религий России (православия, ислама, иудаизма и буддизма) и курса гражданской этики, включающей в себя и обзор основ мировых религиозных культур. Поступательное изучение в каждом классе этих предметов постепенно устранит многие проблемы, связанные с введением курса.

Учебно-методические комплексы обеспечат помощь педагогу, в школах увеличится число учителей, прошедших специальную подготовку по этим дисциплинам. А для родителей и детей станет постоянным и приятным разговор и размышление о духовных ценностях, на основе которых гражданин строит жизнь в обществе.

Литература:

1. Клишина О.С., Теплова Е.Ф. Основы светской этики: рабочая тетрадь. 4-й класс. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2014. - 120 с.

2. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф. Основы буддийской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Научн. ред. Ю.А. Горячев. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2013. - 152 с.

3. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Клемперт А.И. Основы иудейской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Научн. ред. Ю.А. Горячев. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2014. - 204 с.

4. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Ярлыкапов А.А. Основы исламской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Научн. ред. Ю.А. Горячев. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2014. - 108 с.

5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Шк. кн., 2013. - 24 с.

6. Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., Дорофеев В., прот., Яшина О.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-й класс. Учебник. М.: Русское слово, 2013.

Elena Teplova, Candidate of Historical Sciences, Head of Chair, Chair of History and Culture

of Russian peoples' religions (MIOO)

TeplovaEF@mioo.ru

Methodological challenges and solutions of teaching the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics

Abstract: Today's Moscow schools are not only multinational, but also multiconfessional. The author highlights methodological and psychological difficulties faced by teachers of the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, students' parents, school administration, and offers solutions. The Moscow Institute of Open Education has designed a number of teaching aids for teachers and work-books for students; it provides advanced training for teachers of the Fundamentals of Religious Sciences and Secular Ethics.

Keywords: the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, knowledge of religious studies, teachers' professional development; overcoming of anti-religious stereotypes, a child-centered family model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.