Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к преподаванию религиоведческих модулей во взаимодействии с конфессиями'

Подготовка педагогов к преподаванию религиоведческих модулей во взаимодействии с конфессиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации педагогов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / кафедра истории и культуры религий народов России факультета международного образования Московского института открытого образования / взаимодействие сотрудников системы образования и образовательных учреждений с религиозными объединениями / professional development of teachers of theological modules / interaction of employees of the education system and educational institutions and religious associations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Е.Ф.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением квалификации педагогов, преподающих комплексный модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHERS FOR TEACHING THEOLOGICAL MODULES IN INTERACTION WITH FAITHS

The article deals with issues related to the further training of teachers of theological modules.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к преподаванию религиоведческих модулей во взаимодействии с конфессиями»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е.Ф. Теплова

Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории и культуры религий народов России факультета международного образования ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования» E-mailжtef-mioo@mail.ru

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОНФЕССИЯМИ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением квалификации педагогов, преподающих комплексный модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; кафедра истории и культуры религий народов России факультета международного образования Московского института открытого образования; взаимодействие сотрудников системы образования и образовательных учреждений с религиозными объединениями.

Введение в общеобразовательных школах курсов религиоведческой направленности вызывало много споров. Однако в настоящее время все очевиднее значение религиоведческих знаний в воспитании ответственного гражданина России, знакомого с духовно-нравственным богатством, накопленным предыдущими поколениями. Именно на это и ориентирует «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Сегодня, как и всегда, образование должно отвечать на вызовы и запросы времени, а одна из важнейших задач, поставленных перед отече-

Теплова, Е.Ф. Подготовка педагогов к преподаванию религиоведческих модулей во взаимодействии с конфессиями [Текст] / Е.Ф. Теплова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. -№ 6. - С. 148-155.

ственной системой образования - воспитание патриота и ответственного гражданина.

В общеобразовательных учебных заведениях уроки и курсы религиоведческой направленности носят исключительно культурологический характер. Школа ни в коей мере не ставит перед собой задачу обучения вере, религии, воцерковлению детей, привлечению их к религиозной практике.

Человек принадлежит к своему народу не только по рождению. Национальное самосознание и гражданская ответственность - важнейшие характеристики народа. Это выражается в осознании себя неотъемлемой частицей общности на основе признания общенациональных ценностей: истории страны, государственного языка, духовно-нравственных ориентиров, культуры религии и ее традиций.

В недалекие прошлые годы формировалось поколение, для которого главным была успешность любой ценой, а идеалом - исключительно материальные блага. Разговор о религии и религиоведческие знания дают возможность затронуть иные ценности и смыслы, поднять вопросы духовно-нравственного содержания и гражданской ответственности.

Религиозные традиции дают четкое представление об исторически сложившемся и выработанном опытом многих поколений понимании добра и зла, приверженности определенным ценностям. Религиозные нормы закрепили правила, регулирующие поведение человека, отношение к другим людям и к самому себе, к окружающей среде. Они служат образцом и идеалом нравственного поступка, пронизывают всю жизнь человека, любые виды его деятельности. Религиозные традиции чрезвычайно устойчивы, они передаются из поколения в поколение силой общественного мнения, развитых в человеке убеждений, чувства долга, совести. Изучение религии дает возможность детям понять главные моральные категории, оценить мотивацию нравственного поступка, не всегда практичного или выгодного. Говоря со школьниками о религии, неизменно приходится касаться вопросов стремления к саморазвитию, любви и уважения к близким людям, преданности Родине, семейных ценностей. Современный ребенок, для которого зачастую главным авторитетом является интернет, через знакомство с религиозной культурой начинает воспринимать чрезвычайно значимые и простые понятия, которые и составляют гражданскую позицию. В многонациональной России и ее столице, опираясь на религиоведческие знания, дети учатся понимать и принимать другого, учатся сотрудничать с другим и уважать его, овладевают социальной коммуникацией. Изучение культуры традиционных религий России дает возможность постигать такие

важнейшие ценности, как семья и патриотизм, восстановить утраченные ценности гендерного воспитания. На таком материале можно говорить о роли и значении семьи в жизни человека, об ответственности, о том, какие требования, с точки зрения религиозной культуры, предъявляются мужчине и женщине. Религиоведческие знания вводят ребенка в богатый мир отечественной культуры, предоставляя возможность глубже понимать ее. Ученик не только получает знания о религии, но и начинает осознавать свою сопричастность к историческому пути Родины и ответственность за ее будущее.

Сегодня в российском календаре отмечены государственно-религиозные праздники, знание их истории и традиции, понимание их значения способствует формированию гражданской позиции.

Религиоведческие знания - важный ресурс для воспитания гражданской ответственности. Это база, на основе которой можно формировать личностные качества гражданина, патриота, любящего свою страну, знающего и гордящегося ее историей и культурой.

Главная задача кафедры истории и культуры религий народов России -оказание методической помощи педагогам, преподающим предметы религиозной направленности, и всем, кто формирует у подрастающего поколения духовно-нравственные ценности.

В 2007 году в старших классах московских школ был введен предмет «История религий», и началась работа по методическому сопровождению этого непростого, но очень важного курса. Для решения задач, стоящих перед этим предметом, необходимо было наладить взаимодействие с религиозными объединениями, тем более что классы в московских школах многонациональны и многоконфессиональны. Для чтения лекций, проведения консультаций и практических занятий были привлечены не только лучшие методисты Лаборатории истории и культуры религий мира, но и те ученые, которые относят себя к одной из традиционных религиозных культур России. Известно, что педагог, преподающий предметы, при работе над которыми необходимо прибегать к знаниям о религиозных культурах, не столько нуждается в методическом сопровождении, сколько ему требуется профессиональная консультация по вопросам религиозной жизни. И это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, педагог, не имея точной проверенной информации, может использовать сайты и литературу псевдорелигиозных организаций. А значит, велик риск транслирования на уроках эзотерических и других запрещенных для школьного учебного формата идей.

Во-вторых, старшеклассники и сами часто становятся объектами внимания со стороны таких организаций. Именно педагоги, обучающиеся на наших курсах, предлагали начинать рассказ об истории религий не с информации о первобытных языческих верованиях, а с уроков религиозной безопасности. С разговора со школьниками о сути сектантской деятельности, о неоязычниках, культурой которых сейчас увлекается молодежь, об опасности, которую таят в себе, в том числе, и экстремистские организации.

Такая тема есть, например, и в учебнике «Религии в России» [2]. Старшеклассники рассказывали, что, благодаря именно этим урокам, они знали, как правильно вести себя с подходящими к ним на улице людьми, желающими вести разговор о счастье или предлагающими различную литературу. И даже смогли помочь своим друзьям из других школ, когда они начинали посещать некоторые так называемые собрания.

Есть и еще одно важное обстоятельство, которое нам удалось выявить при проверке итоговых работ, при общении с обучающимися и при проведении конкурса «Московские школьники изучают историю и культуру религий мира». Преподавать предметы религиозной направленности часто стремятся именно те педагогические работники, которые являются сторонниками запрещенных к транслированию в школе направлений, например, учения Рерихов. Понятно, что без помощи специалистов из религиозных организаций здесь было не обойтись. Нашими помощниками и партнерами стали Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, МГУ им. М.В.Ломоносова, Московский исламский университет, Институт этнологии и антропологии РАН. Мы работали в тесном контакте с представителями мусульманской, еврейской и армянской общественности, католиками, старообрядцами. Во всех случаях мы находили поддержку и понимание того, что формировать духовно-нравственный мир детей надо на основе истинных ценностей. При этом на пути к ним встают такие особенности современного общества, когда в информационном потоке не только ребенку, но и взрослому трудно отличить правду от сознательного обмана. Чем можно защититься? Только знаниями.

После введения в 4-х классах комплексного модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» эти вопросы приняли особую остроту. Ведь учатся маленькие дети, а учат их в основном педагоги начальной школы, для которых вопросы религиоведения еще более «тайна за семью печатями», чем для учителей-предметников по истории, МХК, обществоведению.

Формат школы требует от учителя преподавания модулей курса «Основы

религиозных культур и светской этики» с культурологической позиции. Категорически недопустимо обучение вере и участие в религиозных действиях. О каждой религии нужно говорить правду, но что такое правда в религиоведении: позиция богослова или позиция атеиста? Нам кажется, что самое правильное - рассказ о религии с позиции тех людей, которые живут в этой религиозной традиции, считают ее своей. Так же, как и авторы учебников по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики», нашими лекторами стали представители религиозных организаций. Для педагогов школ были подготовлены методические пособия:

• Основы буддийской культуры: книга для учителя [3]

• Основы иудейской культуры: книга для учителя [4]

• Основы исламской культуры: книга для учителя [5]

• книга для учителя комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля "Основы мировых религиозных культур" (в двух томах) [7,8].

Эти методические пособия подготовлены при содействии представителей соответствующих религий. Все они построены таким образом, что учитель может использовать их не только на занятиях по соответствующим модулям, но и на уроках по основам мировых религиозных культур.

В 2014 году вышел в свет учебник «Основы православной культуры» [6], а также методическое пособие и рабочая тетрадь.

А в 2013 году - «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей» [1]. Это издание адресовано родителям и рекомендовано к использованию на родительских собраниях. В книге рассматривается содержание каждого модуля и особенности его изучения. О религиозных модулях написали представители религий. Так, например, об исламе - Хабибуллина Гульфия Юнысовна - декан очного отделения Московского исламского института; о православии - диакон Герман Демидов.

Важно, чтобы педагоги получали реальные знания о традиционных религиях России и смогли передать эти знания детям.

Сегодня в московских школах модуль «Основы мировых религиозных культур» - третий по числу выбравших его для изучения. Этот модуль сложен тем, что ученики 4-го класса, по сути, еще малыши, узнают сразу о четырех религиях: буддизме, иудаизме, христианстве, исламе - такая форма обучения сложна и для взрослого. Важно, чтобы на этих уроках педагог не рассказывал о религиях с позиции: «хорошая»/«плохая», «своя»/«чужая» и не сравнивал их между собой. Было бы неправильно рассказывать об исламе с позиции иудаизма, так же как о христианстве с позиции ислама.

Учитель должен рассказывать о религиях максимально взвешено и выдержано, тем более что на уроках в московских школах присутствуют дети из семей разных религиозных культур. Это возлагает на учителя большую ответственность, с одной стороны, но и помогает педагогу. Ведь модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает проектную деятельность, знакомство с традициями и праздниками. В этом случае помощь родителей незаменима, и как важно, чтобы ребенок вместе с семьей подготовил рассказ о своих родных традициях, о том, как отмечаются праздники, чем угощают, как одеваются. Всё это очень интересно для детей, подобная форма также способствует личностному восприятию. Ведь все традиционные религии России призывают к добрососедству и уважению тех, кто живет в иной религиозной культуре. Это характерно для России. Ведь семьдесят лет назад представители всех народов и религий Советского Союза встали на защиту своей Родины, хотя, как мы знаем из истории, отношение власти к религии было не самым терпимым. Герои есть у каждого народа, и это может быть темой проектной работы ученика: рассказ о прадедушке-фронтовике или «Моя семья во время Великой Отечественной войны». Понятно, что в таких проектах незаменимо участие родителей.

Особенность современного воспитательного идеала заключается в том, что его достижения мыслятся как воспитание через традицию при сохранении преемственности, не антагонистичность к прошлому, а опора на него. Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории и сформировавшим Российское государство. Религиозные движения и учения оказывали и оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Воспитание духовно-нравственной личности одна из важнейших задач сегодняшней российской школы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного стандарта общего образования. На ее основе Лабораторией истории и культуры религий мира была сформирована база взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации: семьей, общественными и религиозными объединениями. Цель этого взаимодействия - совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Социальный заказ общества и родителей школе определяется в современном воспитательном идеале: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как

свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

При работе на курсах повышения квалификации по методике преподавания модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» очевидна необходимость сотрудничества с представителями соответствующих религиозных организаций. О каждой религиозной культуре обучающимся рассказывали те специалисты, которые сами относят себя к этой культуре. Особенности изучения модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» заключаются в том, что к работе широко привлекаются родители четвероклассников, и кроме того - в школах сейчас много детей, воспитывающихся в традиционных религиозных культурах России, особенно православия и ислама. Неверно сказанное слово, некорректно расставленные акценты не только задевают чувства верующих семей, но и неизменно снижают авторитет учителя в глазах учеников и их родителей.

Были и случаи, когда педагоги пытались преподавать религиозные модули, опираясь на недобросовестные сайты и сектантскую литературу. Понятно, что это противоречит закону. Для исправления ситуации пришлось прибегнуть к помощи представителей религиозных организаций. Тем обучающимся, кто демонстрировал, например, эзотерическое мировоззрение, было отказано в выдаче документа о повышении квалификации. Так, было отчислено более двадцати слушателей на разных этапах обучения по причине их принадлежности к религиозным организациям деструктивного характера. На каждую работу такого слушателя написано экспертное заключение при участии представителей религиозных объединений.

Не имея достаточных знаний, педагоги часто становятся жертвами ложных и опасных идей, а значит, не могут сформировать у ученика устойчивую сопротивляемость по отношению к идеям религиозного экстремизма и псевдорелигиозных организаций. Иногда и сами учителя нуждаются в серьезной помощи. Обучающаяся, татарка по национальности, попала под влияние одной из идеологий восточного толка. С привлечением представителей исламской общественности ей удалось помочь.

Есть еще один аспект, на который стоит обратить внимание. Иногда источником экстремистских и псевдорелигиозных настроений является семья ученика. Правильно вести разговор с такими родителями и детьми, вовремя увидеть опасность и предотвратить ее педагогу помогают именно знания в области религиоведения.

Только при отсутствии знаний, а значит, уважения и понимания меж-

личностный конфликт в детской и молодежной среде может приобрести межнациональную или религиозную окраску. Именно для преодоления этой ситуации необходимо, на наш взгляд, взаимодействие сотрудников системы образования и образовательных учреждений с религиозными объединениями.

Литература

1. Гончарова В.Н., Демидов Г.В., Клемперт А.И., Кудрина А.В., Метлик И.В., Мубаракшина И.В., Теплова Е.Ф., Хабибуллина Г.Ю., Шевцова А.А. Основы религиозных культур и светской этики: книга для родителей. М.: Центр «Школьная книга», 2013. - 24 с.

2. Кулаков А.Е. Религии в России: учебное пособие для 10 (11) кл. общеобразовательных учреждений. М.: ООО «АСТ-Пресс Школа», 2007. - 328 с.

3. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф. Основы буддийской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Науч. ред. Ю.А. Горячев. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2013. - 152 с.

4. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Клемперт А.И. Основы иудейской культуры: книга для учителя: Методическое пособие / Науч. ред. Ю.А. Горячев. -М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2014.

- 204 с.

5. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Ярлыкапов А.А. Основы исламской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Науч. ред. Ю.А. Горячев. - М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2014. - 108 с.

6. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

- 160 с.

7. Основы мировых религиозных культур: книга для учителя комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В двух частях. Ч.1. Модуль «Основы мировых религиозных культур» / [Е.Ф. Теплова, Б.А. Малышев, Л.Г. Жукова, А.А. Ярлыкапов] / Отв. ред. Ю.А. Горячев.- М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2013. - 104 с.

8. Основы мировых религиозных культур. Книга для учителя комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В двух частях. Ч.2. Религии мира в схемах и таблицах» / [Е.Ф. Теплова, Д.М. Абрамов, Б.А. Малышев, О.Н. Яшина, Е.В. Бородина, А.В. Кричкин] / Отв. ред. Ю.А. Горячев. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2013. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.