НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Е.Ф. Теплова
Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории и культуры религий народов России факультета международного образования ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования» E-mailж[email protected]
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОНФЕССИЯМИ
В статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением квалификации педагогов, преподающих комплексный модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Ключевые слова: повышение квалификации педагогов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; кафедра истории и культуры религий народов России факультета международного образования Московского института открытого образования; взаимодействие сотрудников системы образования и образовательных учреждений с религиозными объединениями.
Введение в общеобразовательных школах курсов религиоведческой направленности вызывало много споров. Однако в настоящее время все очевиднее значение религиоведческих знаний в воспитании ответственного гражданина России, знакомого с духовно-нравственным богатством, накопленным предыдущими поколениями. Именно на это и ориентирует «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Сегодня, как и всегда, образование должно отвечать на вызовы и запросы времени, а одна из важнейших задач, поставленных перед отече-
Теплова, Е.Ф. Подготовка педагогов к преподаванию религиоведческих модулей во взаимодействии с конфессиями [Текст] / Е.Ф. Теплова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. -№ 6. - С. 148-155.
ственной системой образования - воспитание патриота и ответственного гражданина.
В общеобразовательных учебных заведениях уроки и курсы религиоведческой направленности носят исключительно культурологический характер. Школа ни в коей мере не ставит перед собой задачу обучения вере, религии, воцерковлению детей, привлечению их к религиозной практике.
Человек принадлежит к своему народу не только по рождению. Национальное самосознание и гражданская ответственность - важнейшие характеристики народа. Это выражается в осознании себя неотъемлемой частицей общности на основе признания общенациональных ценностей: истории страны, государственного языка, духовно-нравственных ориентиров, культуры религии и ее традиций.
В недалекие прошлые годы формировалось поколение, для которого главным была успешность любой ценой, а идеалом - исключительно материальные блага. Разговор о религии и религиоведческие знания дают возможность затронуть иные ценности и смыслы, поднять вопросы духовно-нравственного содержания и гражданской ответственности.
Религиозные традиции дают четкое представление об исторически сложившемся и выработанном опытом многих поколений понимании добра и зла, приверженности определенным ценностям. Религиозные нормы закрепили правила, регулирующие поведение человека, отношение к другим людям и к самому себе, к окружающей среде. Они служат образцом и идеалом нравственного поступка, пронизывают всю жизнь человека, любые виды его деятельности. Религиозные традиции чрезвычайно устойчивы, они передаются из поколения в поколение силой общественного мнения, развитых в человеке убеждений, чувства долга, совести. Изучение религии дает возможность детям понять главные моральные категории, оценить мотивацию нравственного поступка, не всегда практичного или выгодного. Говоря со школьниками о религии, неизменно приходится касаться вопросов стремления к саморазвитию, любви и уважения к близким людям, преданности Родине, семейных ценностей. Современный ребенок, для которого зачастую главным авторитетом является интернет, через знакомство с религиозной культурой начинает воспринимать чрезвычайно значимые и простые понятия, которые и составляют гражданскую позицию. В многонациональной России и ее столице, опираясь на религиоведческие знания, дети учатся понимать и принимать другого, учатся сотрудничать с другим и уважать его, овладевают социальной коммуникацией. Изучение культуры традиционных религий России дает возможность постигать такие
важнейшие ценности, как семья и патриотизм, восстановить утраченные ценности гендерного воспитания. На таком материале можно говорить о роли и значении семьи в жизни человека, об ответственности, о том, какие требования, с точки зрения религиозной культуры, предъявляются мужчине и женщине. Религиоведческие знания вводят ребенка в богатый мир отечественной культуры, предоставляя возможность глубже понимать ее. Ученик не только получает знания о религии, но и начинает осознавать свою сопричастность к историческому пути Родины и ответственность за ее будущее.
Сегодня в российском календаре отмечены государственно-религиозные праздники, знание их истории и традиции, понимание их значения способствует формированию гражданской позиции.
Религиоведческие знания - важный ресурс для воспитания гражданской ответственности. Это база, на основе которой можно формировать личностные качества гражданина, патриота, любящего свою страну, знающего и гордящегося ее историей и культурой.
Главная задача кафедры истории и культуры религий народов России -оказание методической помощи педагогам, преподающим предметы религиозной направленности, и всем, кто формирует у подрастающего поколения духовно-нравственные ценности.
В 2007 году в старших классах московских школ был введен предмет «История религий», и началась работа по методическому сопровождению этого непростого, но очень важного курса. Для решения задач, стоящих перед этим предметом, необходимо было наладить взаимодействие с религиозными объединениями, тем более что классы в московских школах многонациональны и многоконфессиональны. Для чтения лекций, проведения консультаций и практических занятий были привлечены не только лучшие методисты Лаборатории истории и культуры религий мира, но и те ученые, которые относят себя к одной из традиционных религиозных культур России. Известно, что педагог, преподающий предметы, при работе над которыми необходимо прибегать к знаниям о религиозных культурах, не столько нуждается в методическом сопровождении, сколько ему требуется профессиональная консультация по вопросам религиозной жизни. И это связано со следующими обстоятельствами.
Во-первых, педагог, не имея точной проверенной информации, может использовать сайты и литературу псевдорелигиозных организаций. А значит, велик риск транслирования на уроках эзотерических и других запрещенных для школьного учебного формата идей.
Во-вторых, старшеклассники и сами часто становятся объектами внимания со стороны таких организаций. Именно педагоги, обучающиеся на наших курсах, предлагали начинать рассказ об истории религий не с информации о первобытных языческих верованиях, а с уроков религиозной безопасности. С разговора со школьниками о сути сектантской деятельности, о неоязычниках, культурой которых сейчас увлекается молодежь, об опасности, которую таят в себе, в том числе, и экстремистские организации.
Такая тема есть, например, и в учебнике «Религии в России» [2]. Старшеклассники рассказывали, что, благодаря именно этим урокам, они знали, как правильно вести себя с подходящими к ним на улице людьми, желающими вести разговор о счастье или предлагающими различную литературу. И даже смогли помочь своим друзьям из других школ, когда они начинали посещать некоторые так называемые собрания.
Есть и еще одно важное обстоятельство, которое нам удалось выявить при проверке итоговых работ, при общении с обучающимися и при проведении конкурса «Московские школьники изучают историю и культуру религий мира». Преподавать предметы религиозной направленности часто стремятся именно те педагогические работники, которые являются сторонниками запрещенных к транслированию в школе направлений, например, учения Рерихов. Понятно, что без помощи специалистов из религиозных организаций здесь было не обойтись. Нашими помощниками и партнерами стали Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, МГУ им. М.В.Ломоносова, Московский исламский университет, Институт этнологии и антропологии РАН. Мы работали в тесном контакте с представителями мусульманской, еврейской и армянской общественности, католиками, старообрядцами. Во всех случаях мы находили поддержку и понимание того, что формировать духовно-нравственный мир детей надо на основе истинных ценностей. При этом на пути к ним встают такие особенности современного общества, когда в информационном потоке не только ребенку, но и взрослому трудно отличить правду от сознательного обмана. Чем можно защититься? Только знаниями.
После введения в 4-х классах комплексного модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики» эти вопросы приняли особую остроту. Ведь учатся маленькие дети, а учат их в основном педагоги начальной школы, для которых вопросы религиоведения еще более «тайна за семью печатями», чем для учителей-предметников по истории, МХК, обществоведению.
Формат школы требует от учителя преподавания модулей курса «Основы
религиозных культур и светской этики» с культурологической позиции. Категорически недопустимо обучение вере и участие в религиозных действиях. О каждой религии нужно говорить правду, но что такое правда в религиоведении: позиция богослова или позиция атеиста? Нам кажется, что самое правильное - рассказ о религии с позиции тех людей, которые живут в этой религиозной традиции, считают ее своей. Так же, как и авторы учебников по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики», нашими лекторами стали представители религиозных организаций. Для педагогов школ были подготовлены методические пособия:
• Основы буддийской культуры: книга для учителя [3]
• Основы иудейской культуры: книга для учителя [4]
• Основы исламской культуры: книга для учителя [5]
• книга для учителя комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля "Основы мировых религиозных культур" (в двух томах) [7,8].
Эти методические пособия подготовлены при содействии представителей соответствующих религий. Все они построены таким образом, что учитель может использовать их не только на занятиях по соответствующим модулям, но и на уроках по основам мировых религиозных культур.
В 2014 году вышел в свет учебник «Основы православной культуры» [6], а также методическое пособие и рабочая тетрадь.
А в 2013 году - «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей» [1]. Это издание адресовано родителям и рекомендовано к использованию на родительских собраниях. В книге рассматривается содержание каждого модуля и особенности его изучения. О религиозных модулях написали представители религий. Так, например, об исламе - Хабибуллина Гульфия Юнысовна - декан очного отделения Московского исламского института; о православии - диакон Герман Демидов.
Важно, чтобы педагоги получали реальные знания о традиционных религиях России и смогли передать эти знания детям.
Сегодня в московских школах модуль «Основы мировых религиозных культур» - третий по числу выбравших его для изучения. Этот модуль сложен тем, что ученики 4-го класса, по сути, еще малыши, узнают сразу о четырех религиях: буддизме, иудаизме, христианстве, исламе - такая форма обучения сложна и для взрослого. Важно, чтобы на этих уроках педагог не рассказывал о религиях с позиции: «хорошая»/«плохая», «своя»/«чужая» и не сравнивал их между собой. Было бы неправильно рассказывать об исламе с позиции иудаизма, так же как о христианстве с позиции ислама.
Учитель должен рассказывать о религиях максимально взвешено и выдержано, тем более что на уроках в московских школах присутствуют дети из семей разных религиозных культур. Это возлагает на учителя большую ответственность, с одной стороны, но и помогает педагогу. Ведь модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает проектную деятельность, знакомство с традициями и праздниками. В этом случае помощь родителей незаменима, и как важно, чтобы ребенок вместе с семьей подготовил рассказ о своих родных традициях, о том, как отмечаются праздники, чем угощают, как одеваются. Всё это очень интересно для детей, подобная форма также способствует личностному восприятию. Ведь все традиционные религии России призывают к добрососедству и уважению тех, кто живет в иной религиозной культуре. Это характерно для России. Ведь семьдесят лет назад представители всех народов и религий Советского Союза встали на защиту своей Родины, хотя, как мы знаем из истории, отношение власти к религии было не самым терпимым. Герои есть у каждого народа, и это может быть темой проектной работы ученика: рассказ о прадедушке-фронтовике или «Моя семья во время Великой Отечественной войны». Понятно, что в таких проектах незаменимо участие родителей.
Особенность современного воспитательного идеала заключается в том, что его достижения мыслятся как воспитание через традицию при сохранении преемственности, не антагонистичность к прошлому, а опора на него. Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории и сформировавшим Российское государство. Религиозные движения и учения оказывали и оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Воспитание духовно-нравственной личности одна из важнейших задач сегодняшней российской школы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного стандарта общего образования. На ее основе Лабораторией истории и культуры религий мира была сформирована база взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации: семьей, общественными и религиозными объединениями. Цель этого взаимодействия - совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Социальный заказ общества и родителей школе определяется в современном воспитательном идеале: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
При работе на курсах повышения квалификации по методике преподавания модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» очевидна необходимость сотрудничества с представителями соответствующих религиозных организаций. О каждой религиозной культуре обучающимся рассказывали те специалисты, которые сами относят себя к этой культуре. Особенности изучения модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» заключаются в том, что к работе широко привлекаются родители четвероклассников, и кроме того - в школах сейчас много детей, воспитывающихся в традиционных религиозных культурах России, особенно православия и ислама. Неверно сказанное слово, некорректно расставленные акценты не только задевают чувства верующих семей, но и неизменно снижают авторитет учителя в глазах учеников и их родителей.
Были и случаи, когда педагоги пытались преподавать религиозные модули, опираясь на недобросовестные сайты и сектантскую литературу. Понятно, что это противоречит закону. Для исправления ситуации пришлось прибегнуть к помощи представителей религиозных организаций. Тем обучающимся, кто демонстрировал, например, эзотерическое мировоззрение, было отказано в выдаче документа о повышении квалификации. Так, было отчислено более двадцати слушателей на разных этапах обучения по причине их принадлежности к религиозным организациям деструктивного характера. На каждую работу такого слушателя написано экспертное заключение при участии представителей религиозных объединений.
Не имея достаточных знаний, педагоги часто становятся жертвами ложных и опасных идей, а значит, не могут сформировать у ученика устойчивую сопротивляемость по отношению к идеям религиозного экстремизма и псевдорелигиозных организаций. Иногда и сами учителя нуждаются в серьезной помощи. Обучающаяся, татарка по национальности, попала под влияние одной из идеологий восточного толка. С привлечением представителей исламской общественности ей удалось помочь.
Есть еще один аспект, на который стоит обратить внимание. Иногда источником экстремистских и псевдорелигиозных настроений является семья ученика. Правильно вести разговор с такими родителями и детьми, вовремя увидеть опасность и предотвратить ее педагогу помогают именно знания в области религиоведения.
Только при отсутствии знаний, а значит, уважения и понимания меж-
личностный конфликт в детской и молодежной среде может приобрести межнациональную или религиозную окраску. Именно для преодоления этой ситуации необходимо, на наш взгляд, взаимодействие сотрудников системы образования и образовательных учреждений с религиозными объединениями.
Литература
1. Гончарова В.Н., Демидов Г.В., Клемперт А.И., Кудрина А.В., Метлик И.В., Мубаракшина И.В., Теплова Е.Ф., Хабибуллина Г.Ю., Шевцова А.А. Основы религиозных культур и светской этики: книга для родителей. М.: Центр «Школьная книга», 2013. - 24 с.
2. Кулаков А.Е. Религии в России: учебное пособие для 10 (11) кл. общеобразовательных учреждений. М.: ООО «АСТ-Пресс Школа», 2007. - 328 с.
3. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф. Основы буддийской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Науч. ред. Ю.А. Горячев. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2013. - 152 с.
4. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Клемперт А.И. Основы иудейской культуры: книга для учителя: Методическое пособие / Науч. ред. Ю.А. Горячев. -М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2014.
- 204 с.
5. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Ярлыкапов А.А. Основы исламской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Науч. ред. Ю.А. Горячев. - М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2014. - 108 с.
6. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
- 160 с.
7. Основы мировых религиозных культур: книга для учителя комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В двух частях. Ч.1. Модуль «Основы мировых религиозных культур» / [Е.Ф. Теплова, Б.А. Малышев, Л.Г. Жукова, А.А. Ярлыкапов] / Отв. ред. Ю.А. Горячев.- М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2013. - 104 с.
8. Основы мировых религиозных культур. Книга для учителя комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В двух частях. Ч.2. Религии мира в схемах и таблицах» / [Е.Ф. Теплова, Д.М. Абрамов, Б.А. Малышев, О.Н. Яшина, Е.В. Бородина, А.В. Кричкин] / Отв. ред. Ю.А. Горячев. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2013. - 64 с.