ОБРАЗОВАНИЕ И КОНФЕССИИ
Учитель - ключевая фигура в успешности преподавания модуля ОПК
Елена Теплова, зав. лабораторией истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО «Международное образование и адаптация детей мигрантов в школе» МИОО, канд. истор. наук, доцент (Москва)
С 1 сентября 2012 года в четвертых классах московских школ введен новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С целью обеспечения этого решения педагогическими кадрами лаборатория истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования начала проведение курсов повышения квалификации для учителей Москвы. Несмотря на то что столичный Департамент образования рекомендовал вести этот модульный курс преподавателям истории, МХК, обществознания, большинство тех педагогов, которые пришли на курсы, оказались учителями начальной школы. Именно они в основном и преподают модульный курс ОРКСЭ в четвертых классах московских школ.
Работа с этими обучающимися показала, что самую большую трудность учителя начальной школы испытывают в преподавании религиозных модулей. Вызывает сложности терминология, история и культура религий, праздники, устройство, назначение и символика культовых сооружений. Многие педагоги никогда не сталкивались с религиозной проблематикой, за исключением курса научного атеизма, прослушанного в студенческие годы. Именно этим и обусловлен наиболее предпочтительный выбор для учителя - модуль «Основы светской этики», так как этот модуль не требует, с их точки зрения, специальной подготовки, а его тематика хорошо известна педагогам начальной школы.
Опыт двух лет преподавания и анализ того, какой именно модуль выбирают для изучения в московских школах, выявил следующую закономерность: решающее влияние на то, какой учебный модуль будет изучать школьник, оказывают три стороны: администрация школы, учитель и родители.
Так, в 2013/2014 учебном году тех, кто выбрал для изучения модуль «Основы православной культуры» (ОПК), несколько больше, чем в предыдущем, но все же ненамного. В Москве ОПК изучал лишь каждый пятый четвероклассник. Понятно, что для столицы, центра православия, этот процент воспринимается как недостаточный. Учитель способен повлиять на выбор родителей, и его аргументы обусловлены следующими факторами: модуль «Основы мировых религиозных культур» требует серьезной специальной подготовки; знания, имеющиеся у учителей начальной школы, не дают им возможности также решиться и на преподавание модуля ОПК; светская этика же на первый взгляд не требует особой подготовки, учителя полагают, что этот модуль они смогут вести и без дополнительного обучения. Приходится констатировать, что педагоги не всегда мотивированы к обучению, часто они неохотно посещают курсы повышения квалификации, не стремятся всерьез овладеть новыми знаниями. Эта ситуация и способствует тому, что «Основы светской этики» наиболее предпочтительны для учителя и выбираются чаще всего.
В расписании курсов по ОРКСЭ, проводимых кафедрой ЮНЕСКО МИОО, были лекции по основам православной культуры, православной этике. Выяснилось, что многие учителя впервые услышали правильное и грамотное изложение того, во что верят православные христиане и что включают в себя основы православной культуры. Оказалось, что большинство педагогов совсем не знакомы с религией, которую исповедовали их предки. В основе их представлений лежат различные приметы и суеверия, не только не соответствующие православию, но зачастую резко ему противоречащие.
Педагоги, которые должны осуществлять духовно-нравственное воспитание на основе общечеловеческих ценностей, отраженных в традиционных религиях народов России, сами стали объектом такого воздействия. Лекции о православии, встречи с авторами учебных пособий и с методистами, работающими по «Основам православной культуры», стали для многих учителей первым шагом в знакомстве с православием. Для большого количества педагогов впервые в жизни состоялись беседы со священниками. Большую помощь оказали и православные учебные заведения, которые приняли у себя педагогов светских школ и поделились опытом преподавания ОПК.
Родители современных четвероклассников оказались в сложной ситуации, так как впервые в системе образования им предоставлен выбор учебного модуля для своих детей. Многие из них личностно сформировались в период 90-х годов XX века, когда вопросы нравственности практически не затрагивались. Ценностью этого времени стала успешность и выгода любой ценой. Для того чтобы сделать правильный выбор, может быть, самый важный в жизни, необходимо подойти к этому сознательно, понять, что именно мы выбираем и что за этим стоит. Опыт двух лет показал, что родители охотно доверяют свой выбор школе, учителю. Не у всех хватило смелости в одиночестве отстаивать законное право ребенка изучать основы родной культуры, будь то православие, ислам, буддизм. И все же этот опыт в Москве есть. Имеются семьи, которые, несмотря на давление со стороны школьной администрации, добились возможности для своих детей говорить на языке православия в формате ОРКСЭ, изучать основы его культуры.
Для многих родителей важнее не то, что будут преподавать их детям - ведь речь идет лишь о 34 часах, - кто это будет делать. Личность педагога во многом может повлиять на выбор родителей, особенно если учитель - классный руководитель.
На наш взгляд, педагог, который преподает модуль «Основы православной культуры», нуждается в помощи. Необходима постоянная работа с учителем: сопровождение преподавания курса
ОПК, помощь в учебной и внеклассной работе, консультирование, методическая поддержка. Нужно стремиться к созданию системы постоянного, на регулярной основе, взаимодействия школы и ближайшего прихода. Учитель должен быть уверен, что по любому вопросу - от выбора учебника до беседы с родителями и организации экскурсии - он получит квалифицированную помощь со стороны церкви.
Культурообразующая среда - условие духовно-нравственного самоопределения личности
Ольга Чепур методист по взаимодействию с православными образовательными учреждениями Отдела образования и катехизации Московской городской епархии РПЦ, учитель истории и обществознания гимназии №1528 (Зеленоград, Москва)
Думается, среди наиболее актуальных сегодня задач современного образования России - создание культурно-нравственного противовеса ситуации тотального духовного кризиса общества; сохранение преемственности поколений, единого пространства совместной жизнедеятельности и воссоздания социально-культурной общности людей.
Создание и поддержание гуманистической духовно-нравственной среды общения юных между собой и старшими требует значительного обогащения имеющейся образовательной среды отдельных учебных заведений комплексной взаимосвязью не только с другими уровнями и структурами образования, но и с различными пластами культурных ценностей и традиций.
Отбор и включение в образовательную среду культурных ценностей и традиций способствует развитию целостности личности учащихся, преемственности нравственной и духовной жизни поколений, взаимопониманию, расширению способов культурного общения. Это особенно важно в современных условиях заметной потери обществом традиционных культурных основ жизни, которая