Анна Шевцова
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: поиски методического инструментария
В фокусе внимания автора - методические подходы к реализации в соответствии с введенным с 1 сентября 2015 года федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в 5-9-х классах новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». По замыслу разработчиков, данная предметная область должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, сформировать представление об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Ключевые слова: основы духовно-нравственной культуры народов России, уроки духовно-нравственной направленности, основы православной культуры, основы светской этики, повышение квалификации педагогов, ФГОС НОО, этнокультурные особенности, культурные традиции народов России, Московский институт открытого образования
Реализация в основной общеобразовательной школе, в соответствии с введенным с 1 сентября 2015 года федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) [1; 2] сопряжена с рядом методических трудностей, с частью которых уже столкнулись столичные педагоги. Автор оставляет за рамками статьи обсуждение целесообразности и логичности введения данной предметной области: пламенные общественные дискуссии [3; 4], связанные с введением в 2012 году в начальной школе модульного курса «Основы религиозных культур и свет-
Анна Александровна Шевцова,
заведующая кафедрой международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе факультета международного образования ГАОУ ВО МИОО, доктор исторических наук (Москва), shevtsovaaa@mioo.ru
5, 5
ской этики» (далее - ОРКСЭ) никак не повлияли на его судьбу, модульный курс изучается четвероклассниками всей страны [5].
Итак, новая обязательная предметная область, согласно директивам Минобрнауки [1], должна обеспечить, в том числе, «знание основных норм морали, культурных традиций народов России», сформировать «представление об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности». Мыслилась она как «логическое продолжение учебного предмета ОРКСЭ начальной школы» [1], но именно здесь педагога подстерегает первая сложность. В то время как модульный курс ОРКСЭ реализуется посредством четырех модулей, посвященных конкретной религиозной культуре (православной, исламской, буддийской, иудейской) и двух модулей, посвященных, соответственно, основам светской этики и основам мировых религиозных культур, новая предметная область ОДНКНР соответствующими или подобными модулями не располагает, а значит, пока не может служить ни преемником, ни логическим продолжением.
Важно, что разработчики предусмотрели, что в рамках ОДНКНР «возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества» [1].
Подобный подход не столько предлагает, сколько обязывает педагога учитывать в своей повседневной работе этноконфессиональное разнообразие России, региона, собственного класса, и наличие шести модулей курса ОРКСЭ в сочетании с жесткой регламентацией процедуры выбора модуля [6], который делали родители или законные представители ребенка, в известной степени отвечал этому разнообразию [7]. Анализ процентного соотношения выбора того или иного модуля курса ОРКСЭ по результатам мониторинга реализации ОРКСЭ в 2015/2016 г., а также потенциальный выбор направления реализации предметной области ОДНКНР во многом определяются и, соответственно, прогнозируются этнокультурным и конфессиональным картированием, а также религиозным фактором в идентификационных процессах [8].
В зависимости от этноконфессионального состава населения выбор того или иного модуля ОРКСЭ (соответственно, потенциальный выбор направления реализации предметной области ОДНКНР) значительно варьируется. Рассмотрим в качестве примера СевероКавказский федеральный округ, где со значительным отрывом лидирует модуль «Основы исламской культуры» - 41,3%; на втором месте «Основы мировых религиозных культур» - 23,3%; на третьем - «Основы светской этики» - 20,5%; на четвертом - «Основы православной культуры» - 13,5%; «Основы иудейской культуры» выбрало 1,4%; 2 четвероклассника изучали «Основы буддийской культуры». Наиболее предсказуемы в плане выбора модулей относительно мононациональ-
5, 5
ные республики с небольшой численностью русского населения - Чечня и Ингушетия (в последней - самая малая доля русского населения в России). Так, в Чеченской Республике (ЧР) абсолютное большинство населения составляют чеченцы - 95,3%; также проживают русские - 1,9%; кумыки - 1,0%; чамалалы (чамалинцы) -0,4%; ногайцы - 0,3%; по 0,1% - ингуши, табасараны, турки, лезгины, татары; в Республике Ингушетия (РИ) абсолютное большинство населения - ингуши (94,1%), также проживают чеченцы (4,6%) и русские - 0,8% [9]. В этих субъектах с абсолютным большинством населения, традиционно исповедующим ислам суннитского толка, относительно слабо урбанизированного, первоочередной выбор модуля «Основы исламской культуры» был очевиден (99,5% - РИ; 97,5% - ЧР). Также есть желающие изучать «Основы мировых религиозных культур» (0,3% - РИ; 1,2% - ЧР); «Основы светской этики» (0,1% - РИ; 1,1% - ЧР); в Чечне также небольшой процент, 0,14%, выбрали модуль «Основы православной культуры»; прочие религиозные модули не выбирались.
Совершенно иное соотношение в Дагестане, самом многонациональном субъекте РФ, несмотря на то, что большинство населения также исповедует ислам суннитского толка. Сложный национальный состав этого субъекта РФ и стремление сохранить межнациональный мир опосредованно отразились на выборе модулей ОРКСЭ. Самый многочисленный этнос республики -аварцы (29,4%); далее следуют даргинцы (17%); кумыки (14,9%); лезгины (13,3%); лакцы (5,6%); азербайджанцы (4,5%); табасараны (4,1%); русские (3,6%); чеченцы (аккинцы) - 3,2%; ногайцы - 1,4%; агулы и ру-тульцы - по 1%; цахуры - 0,4%; армяне - 0,2%; татары -0,1%; евреи и украинцы - менее 0,1%. В данном субъекте 40,9% обучающихся выбрали модуль «Основы
мировых религиозных культур»; чуть меньше, 39%, -«Основы исламской культуры»; каждый пятый четвероклассник республики изучает «Основы светской этики» (20%); лишь 7 человек выбрало «Основы православной культуры»; прочие религиозные модули не выбирались.
Значительно меняет расклад удельная доля русского населения. Так, в Кабардино-Балкарской Республике проживают кабардинцы (черкесы) - 48,2%; русские -31,9%; балкарцы - 9,4%; украинцы - 1,7%; немцы -1,1%; корейцы - 0,7%; турки - 0,6%; армяне - 0,5%; татары - 0,3%; азербайджанцы, грузины, цыгане - по 0,3%; лакцы и карачаевцы - по 0,2% и др.; в целом практически равный выбор был сделан между двумя нерелигиозными модулями: «Основы светской этики» - 53,9%; «Основы мировых религиозных культур» - 45,7%; в то время как другие модули выбирались единицами. В Карачаево-Черкесии с сопоставимой долей русского населения (33,6%) титульные этносы насчитывают: карачаевцы - 38,5%; черкесы - 11,3%; также проживают абазины - 7,4%; ногайцы - 3,4%; осетины, армяне, украинцы - по 0,7%; татары - 0,5%; греки - 0,3%. Здесь основной выбор был сделан между тремя модулями, большинство изучает «Основы мировых религиозных культур» - 50,5%; 28,3% предпочли «Основы светской этики»; 17% изучают «Основы исламской культуры», около 4% выбрали «Основы православной культуры».
В Северной Осетии большинство населения составляет титульный этнос - осетины (68,5%); пятая часть населения - русские (20,6%); также проживают ингуши - 4,0%; армяне, кумыки - по 2,3%; грузины - 1,3%; турки, украинцы - 0,5%; азербайджанцы и кабардинцы - по 0,4%; чеченцы, греки - по 0,3%; цыгане, корейцы, татары - по 0,2%. Подавляющее большинство (71,3%) в этом субъекте предпочло модуль «Основы светской этики», каждый четвертый четвероклассник
5, 5
изучает «Основы мировых религиозных культур» -25,9%; лишь 2,8% выбрало «Основы православной культуры». Ситуация в Ставропольском крае сопоставима скорее не с прочими субъектами Северо-Кавказского ФО, а с выбором модулей ОРКСЭ в соседней Ростовской области, что связано с этноконфессиональной мобилизацией русского и русскоязычного населения на Северном Кавказе. Большинство населения края составляют русские (83,4%), второй по численности этнос - армяне (5,8%); в Ставрополье также проживают даргинцы - 1,8%; греки - 1,2%; цыгане, украинцы -по 1,1%; ногайцы - 0,8%; азербайджанцы, карачаевцы -по 0,6%; туркмены - 0,5%; чеченцы, турки, татары -по 0,4%; аварцы, кабардинцы, осетины, лезгины, грузины, белорусы, табасараны - по 0,3%; корейцы, кумыки, немцы - по 0,2%; абазины, езиды, лакцы, узбеки, черкесы, евреи, ингуши, казахи, курды - по 0,1% и др. Большинство (57,2%) выбрало модуль «Основы православной культуры», также популярны «Основы светской этики» (19,4%); «Основы мировых религиозных культур» (14,6%). Немало желающих изучать модуль «Основы иудейской культуры» (6,3%), модуль «Основы исламской культуры» изучают 2,6% четвероклассников Ставрополья.
Очевидно, что предложение должно соответствовать спросу, и игнорирование современной религиозной ситуации в России чревато неприятными последствиями. По данным Фонда «Общественное мнение», каждый четвертый опрошенный не считает себя верующим человеком, 64% респондентов отнесли себя к православным, 6% - к мусульманам, по 1% - к представителям других христианских конфессий и деноминаций (католики, протестанты, баптисты, униаты и т. д.) и суммарно к последователям других религий (буддисты, иудеи и т. д.), еще 4% респондентов затруднились
при ответе на этот вопрос [10; 11]. В светском государстве, где проживают представители 193 этносов и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14 Конституции РФ), не должно быть и намека на идеологический диктат в школе, даже при декларируемом культурологическом подходе к преподаванию ОРКСЭ и ОДНКНР.
Как и в случае с ОРКСЭ в начальной школе, выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями или законными представителями пятиклассников. Но родители выбирают из того, что им предлагают школы. Что, в свою очередь, может предложить образовательная организация среди учебных модулей в рамках реализации ОДНКНР, ведь это предложение в их компетенции [1]? Пока этот выбор скромен. Данная предметная область на сегодняшний день может реализовываться либо через курс «Православная культура», либо через курс «Истоки» [12; 13; 14; 15; 16; 17]. Несомненные достоинства упомянутых курсов - продуманная методическая поддержка: линейка учебных пособий снабжена рабочими тетрадями для учеников и методическими пособиями для педагогов, организовано повышение квалификации педагогов, в том числе в МИОО; насыщенное содержание. Обратная сторона медали - ориентация исключительно на православное русское большинство, в некоторых регионах - условное или несуществующее. Это касается как «Православной культуры», так и социокультурного курса «Истоки» - достаточно взглянуть на обложку.
Культурологический подход на деле часто подменяется вероучительным, как в курсе «Православная куль-
5, 5
тура», так и в курсе «Истоки», нередки генерализации: «Мы - русские люди...», «Наши предки...», «Наша вера». Курс «Истоки» для 5-го класса с темами «Соха и топор», «Крестьянские хоромы» [15] повествует о предках, которые жили в лесной полосе России, что вряд ли может быть соотнесено со всей территорией страны; там же можно прочесть о памятниках (Покрова на Нерли, Соловецкий монастырь, Московский Кремль, рублевская «Троица»), которые «вобрали в себя целостный круг представлений нашего народа об устроении жизни по Правде и в согласии с Истиной» [15, с.3]; тема малой родины ограничивается «Семейством русских городов» и деревень [16, с.57-87], то есть многонациональность российского народа (ст. 3 Конституции РФ) даже не рассматривается и уж тем более не обсуждается. Оправдан ли такой подход в многонациональной Москве? В других крупных городах со сложной миграционной ситуацией? В национальных субъектах Российской Федерации?
Отсутствие светской или посвященной другим религиозным культурам альтернативы этим двум курсам (при всей неоднозначности оценок подобной альтернативы в модульном курсе ОРКСЭ [18; 19; 20]), а также весомые задачи, стоящие перед педагогом, реализующим данную предметную область в соответствии с ФГОС НОО, во многом стало причиной выбора темы научно-исследовательской работы МИОО «Разработка программного и учебно-методического инструментария для предметной области ОДНКНР (5-6-е классы)» в 2016 г. Ее целевая установка - создание необходимых условий для успешной реализации в основной школе предметной области ОДНКНР через включение в учебные планы образовательных организаций (в части, формируемой участниками образовательных отношений) учебных курсов по выбору: а) преемственных по содержанию
предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), изучаемой в начальной школе; б) решающих задачи знакомства обучающихся с этнокультурным многообразием России. Данный подход направлен на содействие гармонизации межэтнических/ межконфессиональных отношений средствами образования в контексте решения задач государственной национальной политики РФ. Кроме того, исследование нацелено на формирование у обучающихся и педагогов российской гражданской идентичности, чувства патриотизма и гражданской ответственности, изучение истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества, формирование межкультурной компетентности педагогических кадров.
Исследование предполагает обзор нормативной базы, имеющихся данных, подходов, методик в рамках предметной области ОДНКНР, выделение проблем и определение подходов к их решению, что подразумевает исследование преподавания предметной области ОДНКНР в ряде российских регионов, изучение соответствующего контента в дисциплинах гуманитарного цикла, социологическое исследование педагогов ОДНКНР; разработку структуры, идеологии, концепции методики, образовательных программ в рамках предметной области ОДНКНР, в том числе создание дополнительных профессиональных программ для педагогов; создание программно-методического и учебно-методического инструментария изучения традиций народов России, светской этики и православной календарной культуры в рамках предметной области ОДНКНР (5-6-е классы); создание электронного пособия и методических рекомендаций для педагога ОДНКНР для дальнейшего широкомасштабного использования, апробация элементов инструментария.
С результатами этой работы можно будет ознакомиться на сайте Московского института открытого образования в декабре 2016 года.
Библиография:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России "».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Примерная основная образовательная программа основного общего образования в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
3!. Солодовник С. Религиозная культура и светская этика в школе. Круглый стол с участием учителей московских школ на тему первых итогов преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Отечественные записки. 2013. №1(52). С.122-130.
4. Чего россияне ждут от «Основ религиозных культур и светской этики»? Представления граждан о целях новой учебной дисциплины и алгоритме ее преподавания // Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://fom.ru/ Nauka-i-obrazovanie/10997 (дата обращения 28.05.2016)
5. Справка по результатам анализа информационно-методического сопровождения курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации // АПКиППРО [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://orkce.apkpro.ru/255.html (дата обращения 18.05.2016)
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (вступил в силу с 1 сентября 2013 г.); п. 2 ст. 87.
7. Теплова Е.Ф. Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в многонациональном классе // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2016. №1 (50). С.56-63.
8. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. - 415 с.
9. Всероссийская перепись населения 2010. Т.4. Национальный состав населения по субъектам РФ // Госкомстат РФ. [Электронный ресурс]: Метод доступа: Ь^:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepisjtogi1612.htm (дата обращения 12.04.2016)
10. Ценности: религиозность // Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://fom.ru/TSennosti/10953 (дата обращения 28.05.2016)
11. Синелина Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки. 2013. №1(52). [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://www.strana-oz.ru/2013/!/ religioznost-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 26.03.2016)
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
13. ШевченкоЛ.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебник для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й кл. Кн. 1. Введение. Основы православной культуры. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012. 272 с.
14. Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебник для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й кл. Кн. 2. История христианской Церкви в житиях ее святых. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012. 272 с.
15. Камкин А.В. Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 5-го кл. общеобразовательных учебных заведений, изд. 2-е, испр. М.: Истоки, 2015. 128 с.
16. Камкин А.В. Истоки. Слово и Образ России. Учебное пособие для б-го кл. общеобразовательных учебных заведений. М.: Истоки, 2014. 144 с.
17. Котельникова Н.В., Красикова Н.Б., Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. Истоки. Память и мудрость Отечества. Рабочая тетрадь для 5-го кл. общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч., изд. 3-е, испр. М.: Истоки, 2014. 48 с.
18. Как устроен курс по основам ислама в московской школе. Учитель основ исламской культуры о главных сложностях в преподавании этого предмета // МЕЛ [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://mel.fm/2016/06/20/fundamentals_of_religions (дата обращения 22.06.2016)
19. Михайлов К. Почему в школах непопулярны основы православия. Как школьники, родители и учителя реагируют на самый спорный предмет в программе // МЕЛ [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://mel.fm/2016/02/17/law_of_god (дата обращения 18.02.2016)
20. Основы светской этики. Впечатления учителей. Интервью с преподавателями новой школьной дисциплины // Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]: Метод доступа: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10996 (дата обращения 19.06.2016)
Anna Shevtsova,
Doctor of Historical Sciences head of the Chair on International Education and Integration of Foreign Migrants' Children in School, International Education Department, Moscow Institute of Open Education (Moscow), shevtsovaaa@mioo.ru
Subject matter "Fundamentals of spiritual and moral culture of peoples of Russia ": seeking for methodological tools
Theauthor focuses on methodological approaches to implemente a new subject matter of the "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia" introduced on 1 September 2 015 by the federal state educational standard of basic general education for the 5th - 9th grades. As envisioned by its developers, this subject matter aims to provide knowledge of basic mo ral norms, cultural traditions of Russia's peoples, to help get an insight into historical role of traditional religions and civil society in Russia nation-building.
Keywords: fundamentals of spiritual and moral culture of peoples of Russia, spiritually and mo rally oriented lessons, fundamentals of orthodox culture, fundamentals of secular ethics, te acher advanced training, federal state educational standard of primary general education, eth n o-cultural specifics, cultural traditions of Russia-peoples, Moscow Institute of Open Education
Сергей Уваров
Островок науки в стенах Ленинградской духовной академии и семинарии в 1950-е годы
Статья посвящена деятельности выдающегося богослова и ученого второй половины XX века архиепископа Михаила (Чуба) (1912-1985), который в эпоху борьбы с религией сумел не только совершить ряд важных научных открытий в области церковной истории, но и опубликовать свои работы в единственном в то время печатном издании Русской православной церкви - «Журнале Московской патриархии» и за рубежом. М. Чуб занимался палеографическим анализом славянских рукописей, а его лекции в Ленинградской духовной академии и семинарии производили настоящую сенсацию, собирая всех учащихся и преподавателей.
Ключевые слова: духовное образование в России, палеография, Михаил Чуб, Ленинградская духовная семинария, теология, памятники христианской письменности, преподавание богословия
Статья обращает внимание читателя на выдающегося богослова и ученого второй половины XX века архиепископа Михаила (Чуба) (1912-1985), который в эпоху борьбы с религией сумел не только совершить ряд важных научных открытий в области церковной истории, но и опубликовать свои работы в единственном в то время печатном издании Русской православ-