Андрей Кулаков
Некоторые проблемы реализации предметной области ОДНКНР
Новая обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», имеющая в основе цивилизационный подход, послужит сохранению цивилизационной самоидентичности и сохранению культур народов России, будет способствовать развитию личностей учащихся на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Данная предметная область должна способствовать интеграции содержания других предметных областей и воспитательной деятельности. Автор подробно останавливается на педагогических принципах реализации данной предметной области.
Ключевые слова: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), духовно-нравственная культура, изучение религиозных культур, цивилиза-ционная теория, мультимедийные средства в образовании, предметная область, образовательная область, федеральный государственный образовательный стандарт
Необходимость данного исследования определяется принятием ФГОС основного общего образования, в котором обозначена новая для практики российского образования обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).
Один из приоритетов развития отечественного образования состоит в формировании мировоззрения личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. В связи с этим современная российская школа получила социальный заказ - найти способы передачи учащимся базовых духовно-нравственных ценностей. Задача эта, бесспорно, очень трудная.
Андрей Евгеньевич Кулаков,
старший научный сотрудник Федерального института развития образования, [email protected]
Правовая основа для реализации этой задачи существует. В частности, статья 87 закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет право граждан Российской Федерации на изучение нравственных принципов, истории и культуры традиционных религий в составе основных образовательных программ «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [1].
Сравнительно недавно в нашей стране был утвержден важнейший документ - Федеральный образовательный стандарт общего образования. В нем содержится новое для практики российского образования положение об обязательной предметной области «Духовно-нравственная культура народов России». Выведем за скобки вопрос о необходимости привлечения самого большого внимания к этому аспекту образования и воспитания школьников: острейшие коллизии российской внутренней и международной жизни показывают его бесспорную актуальность и ценность. Сосредоточимся только на проблемах реализации этой плодотворной идеи.
«Концепция духовно-нравственного развития и духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» [2] включает формулировку национального нравственного идеала, ставит цели и задачи воспитания, определяет базовые национальные ценности. Но этот документ носит преимущественно теоретический характер. ФГОС же предполагает определение гораздо более конкретных инструментов реализации поставленной задачи именно в плоскости образования.
Как предметная область «Духовно-нравственная культура народов России» упоминается в пунктах 11.4 (результаты освоения данной предметной области) и 18.3.1 (учебный план основного общего образования) ФГОС
ООО [3]. В последнем пункте перечислены все предметные области, которые должен освоить учащийся среднего звена общего образования, причем каждая из них включает в себя большой или маленький набор учебных предметов. Однако в нашу область, как мы видим, ни одного предмета не включено. Возникает вопрос: как же на практике реализовывать изучение школьниками этой предметной области?
Можно предположить, что данная предметная область - новая для нашей системы образования и предметы, которые должны ее наполнить, еще не сформировались. Из существующих сейчас дисциплин, имеющих к ней прямое отношение, можно назвать комплексный учебный курс ОРКСЭ, но он преподается в начальной школе, а не в основной. Расширение этого курса на основную школу (в каком содержании, объеме, виде) - вопрос проблемный и нерешенный. Возможно, в среднем звене потребуются иные учебные предметы подобного рода. Есть и еще один аспект. Россию населяет множество народов, с различными культурами, религиями и традициями. Из этого вытекает невозможность унифицировать изучение предметной области ОДНКНР в общероссийском масштабе. Но если наполнение данной предметной области считать делом отдельных культурно-исторических регионов, то кто должен решать вопрос об этом наполнении - региональные власти, муниципальные органы образования, а может быть, сами образовательные организации?
Эти острые вопросы, которые уже поднимались педагогической общественностью, частично разъяснены в письме Министерства образования от 25 мая 2015 года №08-761. В нем, в частности, говорится: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна
реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации...
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации».
Таким образом, из разъясняющего письма вытекает, что реализация предметной области ОДНКНР, ее наполнение и организационные формы признаются компетенцией регионов и конкретных образовательных организаций. В связи с этим со стороны федерального центра речь может идти только об общих принципах, которые лягут в основу реализации этой идеи.
Анализ нынешнего информационного пространства показывает два важнейших момента нынешнего состояния дел в этой области:
1. Как только новый ФГОС был утвержден и вступил в действие, образовательные организации стали немедленно рапортовать об успешной реализации предмет-
ной области ОДНКНР. К сожалению, есть серьезные основания полагать, что во многом эта реализация происходит не в реальной жизни, а на бумаге.
2. Многие педагоги и руководители образования ставят знак тождества между предметной областью ОДНКНР и курсом ОРКСЭ, понимая дело таким образом, что ОДНКНР есть расширение ОРКСЭ на среднее звено общего образования. Однако кто-то понимает, что отношение между этими объектами является скорее отношением между общим и частным. Очевидным на сегодняшний день следует считать факт недостаточной разработки общих педагогических принципов реализации этой новой задачи, поставленной ФГОС.
Эти негативные моменты заставляют искать принципиально новые пути реализации поставленной задачи.
Отметим, что наиболее полно идея существования личности в контексте определенных духовно-нравственных ценностей обоснована в рамках цивилизационной концепции истории (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), которая определяет цивилизацию как особую «единицу» исторического анализа. Образование является одним из гарантов сохранения цивилиза-ционной самоидентичности. При этом духовную основу цивилизации составляет религия. Поэтому при практической реализации этой образовательной задачи именно религиозная культура становится основным объектом изучения. Важнейшие проблемы человеческой нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений. Религии всегда играли и продолжают играть стержневую роль, определяя своеобразное лицо конкретной цивилизации, страны или народа. Это происходит даже в том случае, если большинство людей, составляющих эту общность, никак не определяет себя по отношению к своей исконной религии, а то и мало знает о ней.
Что такое предметная область? Это и стержневой предмет (предметы) области (поэтапно реализуемых по годам обучения), и элементы содержания в дисциплинах других предметных областей, и определенные компоненты в системе внеурочной воспитательной деятельности. Но наша образовательная область особенная. Она предполагает не просто знакомство учащихся с ценностными системами религиозных и светских традиций, но и требует формирования у них определенной системы ценностей и личностных нравственных установок. Поэтому исключительно учебного курса здесь явно недостаточно. Необходимо учитывать, что Россия - многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. К сожалению, нетрудно заметить распространение в современных российских условиях тенденции к этническому эгоизму и недостаток объединяющих общество общенациональных идей. Специфика России (поликультурность) требует особого внимания к некоторым аспектам реализации поставленной задачи. Прежде всего здесь имеется в виду формирование уважения к ценностям других культур, которое должно проявить себя через конкретное взаимодействие детей со своими одноклассниками и всем ближайшим окружением.
Если исходить из целей и содержания нашей предметной области, то надо признать, что ее реализация в рамках традиционной классно-урочной системы недостаточна. Нужна определенная модернизация этой системы, а в необходимых случаях потребуется создание для нее полной альтернативы.
Обобщенно педагогические принципы реализации ОДНКНР можно сформулировать так: • Максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся.
Учет индивидуальных особенностей и склонностей каждого ребенка, специфика семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома. Конфессиональные знания и навыки отдельных учащихся могут быть использованы в работе (если это делается деликатно и по их собственному побуждению). Выявлять конфессиональную принадлежность учащихся (в любой форме) недопустимо. Педагог должен понимать, чтобы побудить учащихся к полноценному разговору о религии и религиозной культуре, о проблемах нравственности, он должен достичь высокой степени доверия со стороны своих учеников.
В данном случае педагогический процесс - это уважительный обмен информацией, постоянный диалог, взаимодействие учителя и учеников. Учитель должен стараться не утрачивать способности удивляться, сомневаться и выражать эмоции. На различии взглядов можно строить особую методику обучения. Формула такова: «Давайте искать ответ вместе, и нет ничего страшного, если мы разойдемся, имея разные мнения».
Было бы очень полезным использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. При этом следует учитывать, что педагог имеет дело с объектами, которые имеют для верующих носителей данной религиозной культуры сакральный смысл (например, культовое сооружение), поэтому его работа должна быть максимально деликатной и тактичной. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи - воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, культурному наследию предков. Полезно, чтобы учащиеся приобщались к работе по изучению, восстановлению и реставрации памятников истории и культуры.
Одна из наиболее важных практических проблем реализации предметной области ОДНКНР - обеспечение
ее ярким, эмоциональным и педагогически оправданным эффективным мультимедийным наполнением. Ведь речь идет здесь о важнейшей сфере культуры, которая ярко выражает себя в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, поэтических и прозаических текстах. Все это богатство должно быть адекватно донесено до школьников, оказать на них прямое воспитательное воздействие. Поэтому автор специально запланировал работу по теоретическому обоснованию основных принципов отбора и применения мультимедийного содержания, которое должно быть применено при реализации предметной области ОДНКНР независимо от того, какую организационную форму она примет в том или ином регионе, в той или иной образовательной организации.
Хотелось бы обратить особое внимание педагогов на религиозную музыкальную культуру. Музыка - самый понятный всеобщий язык, они идет от сердца к сердцу. И.С. Бах и П.И. Чайковский, например, принадлежали к разным христианским конфессиям, но их сочинения объединяют людей и возвышают мысли и чувства. Музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий и религиозных культур.
Следует основательно подумать об основных принципах отбора объектов мультимедийного содержания. Эти принципы можно условно разделить на группы.
Группа 1. Педагогические принципы
а) Соответствие объекта содержанию модуля, темы, раздела, конкретного урока, внеурочного мероприятия.
б) Адекватность данного объекта, его типичность, то есть способность реально отразить какую-то существенную сторону того или иного культурного феномена, который изучается в данный момент.
в) Определение способности данного объекта выполнить определенную педагогическую задачу, которую поставил учитель. По типу таких задач может быть несколько. Среди них, например, - иллюстрирование, создание определенного эмоционального настроя. Особая группа задач связана с тем, что мультимедийные объекты могут выступать в качестве основы (отправной точки) для построения познавательных задач, в том числе для самостоятельной познавательной деятельности. В этом случае важна возможность параллельной демонстрации двух или более мультимедийных объектов, которая должна создать проблемную ситуацию (конфликт), требующую анализа и предполагающую определенные выводы.
Группа 2. Психологические принципы и соответствие объектов возможностям их восприятия школьниками конкретной возрастной категории:
а) Соответствие продолжительности демонстрации и интенсивности (в том числе звучания) объекта особенностям восприятия учащихся данной возрастной категории.
б) Соответствие параметров громкости, яркости, четкости, размера (и т. д.) санитарным нормам. Из этого пункта вытекает необходимость введения некоторых технологических параметров.
Группа 3. Технологические параметры
а) Яркость (в люменах), контрастность (отношение), четкость (в пикселях по вертикали и горизонтали), баланс белого, битрейт (для звука в килобитах в секунду).
б) Воспроизводимость объектов максимально широким кругом гаджетов (распространенные форматы изображений, видео, звука).
Группа 4. Этические принципы
Так как речь в нашем случае идет об объектах, многие из которых являются для верующих сакральными, некоторые из них необходимо отбирать и демонстрировать с учетом ряда этических принципов. Говоря проще, использование мультимедийных объектов не должно выходить за рамки этических норм, принятых в данной религиозной культуре либо национальной традиции.
Группа 5. Правовые принципы
Мультимедийные объекты, взятые из сети, имеют, как правило, правообладателя. Необходимо соотнести их отбор и использование с нормами авторского права (цель использования, продолжительность демонстрации или звучания и т. д.).
Выводы:
Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России», имеющая в основе цивилизаци-онный подход, послужит сохранению цивилизацион-ной самоидентичности и сохранению культур народов России, будет способствовать развитию личности учащихся на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России» должна способствовать интеграции содержания других предметных областей и воспитательной деятельности.
Следование обозначенным выше педагогическим и организационным принципам позволит сделать реализацию предметной области ОДНКНР полезной и эффективной.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Минобрнауки РФ [Электронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф/документы/2974
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
3. Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования // Минобрнауки РФ [Электронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф/документы/543
Andrey Kulakov,
senior research fellow, Federal Institute for the Development of Education, [email protected]
Challenges in conducting the Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia
The Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia is a new mandatory school subject based on a civilizational approach. This subject will help to preserve civilization identity and cultures of the peoples of Russia. Moreover, it will contribute to the development of the students' personalities based on traditional spiritual and moral values. This subject area should facilitate the integration of other subjects and educational activities. The author focuses on pedagogical principles of conducting this subject.
Key words: «Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia», Spiritual and Moral Culture, Study of Religious Cultures, Civilization Theory, Multimedia in Education, Subject Area, Education Area, Federal State Educational Standard