ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
УДК 37.01+168.522 ББК 74+71
Т.Л. Марсадолова
религиозная культура и школьное образование в россии: современное состояние проблемы
В статье рассмотрены научные дискуссии вокруг изучения религиозной культуры в светской школе, показан воспитательный потенциал религиозной культуры, проанализированы федеральные доктрины, концепции, образовательные стандарты.
Ключевые слова:
воспитание, Закон Божий, основы православной культуры, основы религиозных культур и светской этики, cветское школьное образование.
Поиск гармоничного взаимопонимания и конструктивного диалога в таких областях культуры, как образование, религия, наука и политика, не только очень важен, но и является одним из «вызовов истории» в современной России. На протяжении всего первого десятилетия XXI в. вопрос о возможности изучения религиозной культуры в светской школе находится в центре внимания научной общественности.
Дискуссия по вопросу изучения религиозной культуры в школе началась с открытого письма 10 академиков Российской академии наук (РАН) от 22 июля 2007 г. «Политика рПц МП: консолидация или развал страны?». Основываясь на словах Патриарха Алексия II от 9 декабря 1999 г. «если встретятся трудности с преподаванием “Основ православного вероучения”, назвать курс “Основы православной культуры”...» [8], академики сделали вывод, что Русская православная церковь (РПЦ) пытается навязать изучение предмета не культурологической, а религиозной направленности (Закон Божий). По их мнению, введение в светскую школу «Основ православной культуры» (ОПК) нарушает конституционные права представителей других конфессий, проживающих на территории России: «Даже если предположить, что речь действительно идет о курсе “Основ
православной культуры”, уже не раз говорилось, что в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя» [9].
Другие академики и члены-корреспонденты РАН заняли противоположную позицию. В письме от 1 ноября 2007 г. они выступили в поддержку изучения ОПК в школе при условии добровольности выбора такого учебного курса учащимися: «Светский учебный курс, направленный на ознакомление обучающихся с религиозной культурой, может быть реализован в виде предмета по выбору в рамках регионального или школьного компонента государственного стандарта общего образования, либо в виде факультативного курса» [10].
Мнение научной общественности разделилось. Одни учёные полностью поддержали введение ОПК, другие выступили за вариативность курса по религиозной культуре для учащихся разных конфессий и атеистов. В защиту каждой позиции собирались подписи. 31 октября 2007 г. было собрано более 100 тыс. подписей в Москве, Подмосковье и других регионах в поддержку преподавания в российских школах предмета «Основы православной культуры». За вариативность курса с 27 ноября 2007 по 4 февраля 2008 г. было собрано 225 подписей докторов и кандидатов наук.
Общество
Terra Humana
В резолюции XI Всемирного Русского Народного Собора (Москва, март 2007 г.) говорилось о значимости изучения учащимися ОПК «в качестве обязательного элемента их этнической и культурной самоидентификации, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребенка» [13]. Было отмечено, что подобное преподавание нужно обеспечить и для учащихся, принадлежащих к другим традиционным религиям России.
1 апреля 2010 г. в программу четвёртых классов светских школ 19 регионов России экспериментально была введена новая общеобразовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) из шести модулей федерального образовательного компонента на выбор учащихся (основы православной, иудейской, мусульманской, буддийской культур, религиоведение, светская этика). В сентябре эксперимент будет продолжен с учащимися пятых классов. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ данного комплексного учебного курса является Поручение президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). При успешной реализации эксперимента планируется включение ОРКСЭ с 2012 г. в программы школ всех регионов России.
Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений [7].
Содержание каждого модуля состоит из четырёх блоков:
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);
2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 ч.);
3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 ч.);
4. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч.) [7].
Предполагается, что уроки из блоков 1 и 4 будут проводиться одновременно со всеми учениками, независимо от того, какой модуль они выбрали. Эти уроки
направлены на формирование представлений учащихся об общечеловеческих ценностях, на воспитание патриотизма, межконфессиональный диалог.
Курс ОРКСЭ был предложен для изучения учащимися именно на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы, так как и по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет изучение предмета «История». Значимость воспитания школьников при изучении модулей «Основ религиозных культур и светской этики» может повышаться по мере согласования воспитывающего содержания предметов из этой области с содержанием по истории культуры на уроках литературы, истории, обще-ствознания, МХК и др.
Более подробно мы рассмотрим только один модуль - «Основы православной культуры», т. к. именно вокруг него ведутся бурные дискуссии о чисто религиозной, а не культурологической направленности предмета. Некоторые представители научной общественности отождествляют ОПК с дореволюционным предметом «Закон Божий». Попытаемся разобраться, так ли это. Целью изучения «Закона Божия» являлось «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий» православия через приобщение детей к молитве, посещение храмов, святых мест, чтение религиозных текстов. Цель ОПК - воспитание духовно-нравственного «человека культуры» через уважение к ценностям православной культуры.
Содержание Закона Божия в светской начальной школе состояло из изучения церковных молитв и пения, краткой священной истории и краткого Катехизиса, а в средней - Священной истории Ветхого и Нового Заветов, учения о Богослужении Православной Церкви, Катехизиса, церковной истории [14].
Примерное содержание по учебному предмету «Православная культура», разработанное Министерством образования РФ в 2002 г., подразделяется на восемь содержательных линий: православная
христианская картина мира; история православной религии и культуры; православная культура и религии мира; письменная культура православия (пра-
вославная словесность); православный образ жизни, нравственная культура православия; художественная культура православия; православие - традиционная религия русского народа; региональный (национально-региональный) компонент образования [12].
Учебники по «Основам православной культуры» были написаны А. Бородиной, Л.Л. Шевченко и протодиаконом Андреем Кураевым. Учебник А. Кураева менее академичен и более адаптирован для учащихся 4-5 классов, поэтому он был выбран для проведения эксперимента в 2010 г. Здесь рассматривается православное учение о человеке, разбираются понятия «добро», «зло», «совесть», «милосердие», «любовь и уважение к Отечеству», даются минимальные сведения об исламе, буддизме, иудаизме [5].
В содержании ОПК акцент делается не на религиозно-молитвенном компоненте православия, а на историко-культурном. Если правом преподавания Закона Бо-жия на основании церковных канонов и действующего законодательства обладали священнослужители и лица, окончившие духовные школы не ниже семинарии, то в преподавании ОПК, напротив, приветствуются светские учителя, окончившие специальные курсы. Общим в религиозном (Закон Божий) и культуросообразном воспитании (ОПК) является изучение христианской культуры.
Все традиционные религии России несут в себе общечеловеческие нравственные ценности. Изучение элементов религиозной культуры затрагивает умственную, нравственную, коммуникативную, эстетическую, трудовую и физическую компоненты деятельности учащихся [16, с. 24] и обеспечивает духовно-нравственное (религия как хранительница духовных ценностей и этических норм) и художественно-эстетическое (религиозное искусство как воплощение идеи красоты) воспитание учащихся. В концепции культуротворческой школы А.П. Валицкой личность рассматривается как «процесс становления человека как био-психо-духовного существа, развёртывающийся в природо-социо-культурной среде» [1, с. 72].
В 2010 г. по всем четырём модулям основ религиозных культур были написаны учебники, но культурологический подход к изучению религиозных культур ещё только намечается. Так, Л.А. Харисова под культурологическим подходом
к рассмотрению религии в содержании светского образования понимает многоаспектный блок, который включает в себя культурно-исторический, психологический и социальный феномены (знания о человеке и обществе). Светская школа стремится дать учащимся знания о религии, а не обучать религии [16; с. 126]. Принцип светскости закреплен в Конституции России (1993).
В «Законе об образовании» (1992) в редакции Федерального закона от 01.12.2007 г. подчёркивается, что задачей современного образования является формирование духовно-нравственной личности и интеграция её в национальную и мировую культуру [3]. Близкая задача ставится в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (2009), где под миссией российского образования понимается «воспитание успешных граждан России на основе приобщения новых поколений россиян к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа...» [11, с. 6].
В «Законе о свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) подтверждается право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» [4]. Только по желанию ребёнка и родителей возможно изучение религиозной культуры в школе, т. к. государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (2009) выделяются базовые национальные ценности, одними из которых являются «традиционные российские религии» [2, с. 18-19]. Задачи сохранения и развития национальных культур народов России декларируются в «Национальной доктрине образования до 2025 г.» (2000) [6] и «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» (2009) [15]. Выполнению этих задач может способствовать изучение в школе четырёх традиционных религиозных культур России. Ознакомление с религиозной культурой может сформировать ценностное отношение учащихся к культуре, с которой они себя идентифи-
Общество
Terra Humana
цируют. «Своя культура», опирающаяся на традиционную религию, может стать для каждого учащегося основой национальной идентичности.
Религиозное просвещение учащихся может способствовать повышению духовного авторитета традиционных конфессий и уменьшению количества людей, поддающихся влиянию религиозных течений (сект), которые носят деструктивный характер. Но формальное введение ОРКСЭ не будет панацеей от многих социальных невзгод и гарантией духовного возрождения страны, так как для получе-
ния положительного результата надо его не просто прослушать, а прочувствовать. Без интереса к новому предмету и «потребности души» учителей и родителей нельзя добиться повышения нравственности детей. Правильное преподавание ОРКСЭ в школах на основе осознания учащимися принадлежности к одной российской нации через принцип «единство в многообразии» может стать мощным средством предотвращения разногласий как между представителями разных конфессий, так и между верующими и атеистами.
список литературы:
1. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Гер-
цена, 2005. - 146 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
3. Закон об образовании от 10.07.1992 №9 3266-1 - «Консультант Плюс». - Интернет-ресурс. Режим досту-
па: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_3.html (02.06.2010).
4. Закон о свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.zonazakona.ru/zakon/mdex.php?zakon=fz_rely&go=mdex (02.06.2010).
5. Кураев А.В., протодиакон. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
6. Национальная доктрина образования до 2025 г. - «Консультант Плюс». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368 (02.06.2010).
7. Основы религиозных культур и светской этики - Об учебном курсе. - Издательство «Просвещение». -
Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 (21.07.2010).
8. Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Всем епархиальным преосвященным. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm (декабрь 2002).
9. «Письмо десяти академиков» // Новая газета. Приложение «Кентавр». - 2007, № 3. - Интернет-ресурс.
Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html (23.07.2007).
10. Письмо других академиков. Заявление представителей РАН в связи с «письмом десяти». - Интерфакс: Религия. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mterfax-religюn.ru/?act=documents&div=681 (01.11.2007).
11. Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Начальное общее образование. - М., 2009. - 80 с.
12. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Министерство образования: 22 октября 2002 года. - «Разум или вера?»: Научный атеизм. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.atheism.ru/archive/text/748.phtml (02.06.2010).
13. Резолюция ВРНС «О преподавании Основ православной культуры в школе». - Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/209473.html (07.03.2007).
14. Синельников С.П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года. - Богослов.™. Научный богословский портал. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslov. ru/text/453126.html (26.08.2009).
15. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. - Совет Безопасности Российской Федерации. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (27.05.2010).
16. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.