ТЕМА РЕЛИГИИ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
А.А. Ожиганова
Ключевые слова:
Основы религиозных культур и светской этики, Основы православной культуры, поликультурное образование, индоктринация, критическая педагогика.
РЕЛИГИЯ В ШКОЛЕ: АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В статье анализируются два комплекса учебников по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» , включенному с 2012 года в школьную программу в качестве федерального компонента. По сравнению с учебниками предыдущих серий, в частности, с учебниками издательства «Просвещение» учебники издательства «Дрофа» представляют собой большой шаг вперед: используется диалогическая форма изложения, вводятся виртуальные уроки-экскурсии, уделяется внимание межрелигиозному диалогу. Однако пороки самой концепции ОРКСЭ - разделение учеников по религиозному признаку, примор-диализм, отождествление культурной, этнической и религиозной принадлежности - не позволяют в полной мере реализовать заявленный авторами поликультурный подход.
Дискуссии о новом школьном предмете «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), разгоревшиеся в 2006-2009 годах, постепенно затихают, уступая место более злободневным вопросам, прежде всего -обсуждению единой концепции преподавания истории. С 1 сентября 2012 года ОРКСЭ стал обязательным для всех общеобразовательных
учреждений и уже превращается в часть школьной рутины.
В рамках данного учебного предмета по выбору ученика (точнее, его родителей) изучается один из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Формально школы обязаны предоставить каждому ученику возможность посещать занятия по выбранному курсу, даже если на него записался всего лишь один человек. Предполагалось, что ОРКСЭ будет изучаться в 4-й четверти 4-го класса и 1-й четверти 5-го класса средней общеобразовательной школы. Однако сейчас этот предмет полностью изучается в 4-м классе и, как правило, выбирается лишь один из модулей для всех учеников. Родительские собрания для обсуждения вопросов, связанных с появлением нового предмета, проводятся формально либо не проводятся вовсе. Многие родители не знают о том, что у них есть возможность выбора.
Несмотря на то, что в течение двух лет (2010-2012 гг.) ОРКСЭ в статусе экспериментального преподавался в школах девятнадцати регионов страны, введение этого предмета оказалось сопряжено со значительными трудностями. Президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Э.М.Никитин отмечает, что исчезла государственная заинтересованность « в целевом финансировании», которая была два года назад [20]. Прежде всего, по словам Никитина, существует огромная проблема с подготовкой учителей: ведь для обеспечения преподавания ОРКСЭ необходимо обучить 50 тысяч учителей. Этот предмет ведут преимущественно учителя начальных классов, не имеющие необходимых знаний и достаточной мотивации для их освоения. Письма на официальном сайте ОРКСЭ, открытом указанной Академией (http://www.orkce.org/), показывают со всей очевидностью степень неготовности учителей к реализации поставленной перед ними задачи: «Я работаю учителем начальных классов. Осенью я была на курсах по преподаванию ОРКСЭ. Многие лекции у нас вели священники. Они так нам преподнесли весь материал, что он запал в душу, тронул до глубины души. С курсов мы приехали с другим мировоззрением, может даже стали лучше, чем были. Вывод я сделала такой, что преподавать ОМРК должен человек, знающий о религии всё. Как те же священники. Ведь если ребёнок задаст вопрос, а учитель не сможет на него ответить, то, что это будет за обучение. [...] Я не думаю, что наши педагоги столь подготовлены для преподавания курса» [24].
Рассказы родителей подтверждают, что ситуация с преподаванием ОРКСЭ далека от идеальной: «У нас в школе родителям посоветовали вы-
брать тот модуль, который будет вести учитель» . Учительница, вернувшаяся с курсов ОПК1 ,в ужасе рассказывала о том, что с детьми предлагают петь псалмы, что ОРКСЭ заменили уроки чтения: «Сначала речь шла о том, чтобы вести уроки чтения вместо ОРКСЭ, но детям все же выдали учебник Кураева».2
Уроки по ОРКСЭ обычно не вызывают у детей энтузиазма. И неудивительно, ведь, как правило, на этих уроках дети либо смотрят презентации (электронное приложение к учебнику), либо по очереди читают вслух текст, либо переписывают текст учебника в тетради.
В целом уже сейчас можно говорить о значительной трансформации первоначальной концепции изучения в школе основ религиозной культуры. Изначально планировалось знакомить детей исключительно с православной культурой. Под разными названиями: «Основы и ценности православия» (Белгород), «Основы православной культуры» (Курск), факультатив по «Закону Божьему» (Воронеж, Калининград), «Основы православной культуры и нравственности» (Новосибирск, Смоленск), «История Церкви» (Воронеж, Ростов-на-Дону), факультатив по основам православия (Кемерово) - этот предмет стал вводиться еще в 1997-1999 гг. Выступления высших иерархов Русской православной церкви свидетельствуют об амбициозных планах по распространению практики изучения религиозной культуры в средней школе. Неоднократно заявлялось о необходимости включения нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в государственный стандарт общего образования по всем годам обучения. Предполагалось, что церковь станет полноправным участником школьного образовательного процесса и сможет «достойно ответить на вызов атеистического сообщества, полагающего, что религиозные организации отделены от государства, от школы и общества» [1]. Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации были призваны к активному участию в процессе подготовки и допуска учителей к преподаванию и разработке учебно-методических комплексов. В ряде регионов (Московской, Смоленской, Курской, Рязанской, Самарской, Белгородской, Владимирской, Омской областях, Краснодарском крае и др.) местные власти заключили договоры с епархиями об оказании помощи в преподавании.
Появились первые учебники по курсу ОПК: комплекс учебных и методических пособий Аллы Бородиной (2002 г.) [6] и учебник протодиакона
1 Основы православной культуры.
2 Здесь и далее цитаты без ссылок - материалы интервью, проведенных автором.
Андрея Кураева (2009 г.), получившие одобрение созданного еще в 1999 г. Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и науки Российской Федерации и Московского патриархата.
Впоследствии, однако, из соображений политкорректности было решено добавить учебные модули по основным традиционным конфессиям России - исламу, иудаизму и буддизму, а также «светские» дисциплины
- «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Учебники последнего модуля вызвали шквал критических замечаний со стороны экспертного сообщества:«Этика может преподаваться в школе как самостоятельный предмет, но не как искусственный придаток к религиозным модулям, призванный создать иллюзию политкорректности» [26].
Тем не менее, в 2012-2013 учебном году в целом по Российской Федерации 66% всех учащихся 4-х классов проголосовали за изучение «светских» предметов. При этом «Основы светской этики» выбрали 45% учеников, «Основы мировых религиозных культур» - 21 %; «Основы православной культуры»
- 30 %; «Основы исламской культуры» - 4%; «Основы буддийской культуры» - 0,4%; «Основы иудейской культуры» - 0,02 % (всего 290 человек). Отмечается существенный разброс в выборе модулей по регионам. Так, в Москве «Основы мировых религиозных культур» изучают 29% учеников, ОСЭ - 55%, ОПК - 15%. Довольно часто администрация школы самостоятельно делала выбор в пользу предмета «Основы светской этики» и ставила родителей перед свершившимся фактом. Можно сказать, что и родители, и школа сочли светскую этику за «меньшее зло». В Санкт-Петербурге зафиксирован самый низкий по стране процент выбора «Основ православной культуры» - всего 12,5%, при этом ОМРК - 35%, ОСЭ - 51%. В то же время в Южном федеральном округе соотношение выбранных предметов совсем другое: ОМРК - 9 %, ОСЭ - 27 %, ОПК изучают 63% учеников - это самый высокий процент по стране [21].
И эксперты, и родители единодушны в оценке результатов предпочтений учеников в выборе модулей ОРКСЭ. Директор ИФ РАН А.А.Гусейнов, несмотря на критический отзыв на учебник «Основы светской этики», положительно отзывается о выборе этого курса: «Это очень важный знак. Люди оказались мудрее тех, кто принимал странное, мягко выражаясь, решение разделить школьников по религиозному признаку» [5]. Писатель Лев Усыкин высказал в данном случае свое мнение как родитель четвероклассника, которому пришлось посещать уроки по основам этики: «Что же до школы - то она в нашем случае продемонстрировала спасительный консерватизм или, иначе, инстинкт самосохранения, которым любая серьезная и устоявшаяся
система встречает разного рода непродуманные новации» [23].
В Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2012/2013 учебный год, входят учебные комплекты по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», вышедшие в издательствах «Просвещение», «Дрофа», «Баласс», «Ассоциация XXI век», «ИОЦ Мнемозина» - всего в общей сложности двадцать наименований [19]. Среди них по тиражам лидируют учебники издательства «Просвещения» и издательства «Дрофа».
В 2010 г. всем шести учебникам по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Просвещение» эксперты Российской академии наук дали негативную оценку. Однако они продолжали переиздаваться. Эти учебники воплощали идеи, сформулированные в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России в сфере общего образования», опубликованной в 2009 г., подписанной А.Я.Данилюком, А.М.Кондаковым, В.А.Тишковым. Согласно этой концепции воспитание должно опираться на «базовые традиционные ценности»: патриотизм, семья, труд, традиционные российские религии. Традиционные ценности нашли отражение в тематическом плане, практически едином для всех учебников серии: «Религия и культура», «Священные книги», «Устройство храма», «Обычаи и обряды», «Нравственные ценности», «Семья», «Праздники», «История в России», «Отношение к природе». Курс состоит из тридцати уроков, причем первый («Россия - наша Родина») и последний («Любовь и уважение к Отечеству») уроки совпадают. Предполагалось, что эти уроки будут проводиться для всех учеников класса независимо от выбранного ими учебного курса. Первый урок начинается со слов: «Мы живем в замечательной стране... Произнесите слово «Россия» вслух и вы почувствуете в его звучании свет. одухотворенность.» [17, с.4] Но любовь к отечеству трактуется весьма своеобразным образом. Прибегая к цитате из письма Н.В. Гоголя к сестре («Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?»), авторы учебника объясняют: как родители любят своих детей, ничего не требуя взамен, так нужно любить Родину «уже за то, что она у нас есть».
В первом уроке отдается должное поликультурному подходу, как его понимают авторы. Здесь отмечается, что в мире существуют разные культурные традиции, но все вместе они составляют «богатство нашей многонациональной страны», а люди, хранящие эти традиции и говорящие на разных языках, - «одну дружную семью народов России». При этом поня-
тие религии по сути приравнивается к понятию культуры, а понятие «семьи народов» берется из риторики советского времени.В последнем уроке речь снова идет о том, что всех жителей нашей страны объединяет любовь - к семье, к малой родине, к России.
Внешнее оформление учебников серии также демонстрирует стремление к поликультурности в пределах границ РФ. Обложки всех учебников украшают яркие фотографии мальчика подчеркнутой этноконфессиональ-ной принадлежности в окружении меньших по размеру фотографий детей различных антропологических типов.
Рис.1: Обложки учебников «Основы религиозных культур и светской этики». Издательство «Просвещение», 2010-2013
Религиозные традиции православия, ислама, буддизма описываются в отрыве от более широкого контекста, не упоминаются другие конфессии и религиозные направления: не говорится, что православие - одна из хри-
стианских конфессий; основы ислама подаются исключительно в суннитском варианте, также как буддизм - в варианте так называемого северного буддизма. Лишь в учебнике по «Основам иудейской культуры» содержится информация о существовании разных направлений в иудаизме и, соответственно, указывается на возможность различных правил и предписаний.
Рис.2: Урок «Православная молитва». А. Кураев «Основы православной культуры».
Издательство «Просвещение», 2013, стр.14
Самый известный учебник серии - это, безусловно, «Основы православной культуры» Андрея Кураева, вызвавший как резкую критику, так и множество восторженных откликов. Учебник представляет собой образец откровенно миссионерской литературы, написанный, впрочем, довольно живым и понятным для ребенка языком. Он отличается от других учебников искренней позицией автора. Будучи представителем церкви, Кураев не пытается реализовать «духовно-нравственное воспитание» под видом изучения истории культуры. Излагая базовую доктрину христианства, он говорит о важности веры. Учебник содержит примеры религиозной прак-
тики, прежде всего, молитвенной. Автор пытается объяснить сложные религиозные вопросы на примере понятных ученикам современных реалий. Так, говоря о христианской вере в бессмертие, он уподобляет земную жизнь присутствию человека в Интернете: если компьютер сломался и человек не выходит на связь, это не означает, что он умер; точно также «поломка тела не уничтожает душу». В учебнике Кураева особенно заметен свойственный, впрочем, всем учебникам по курсу ОРКСЭ примордиалистский подход: «Свою культуру человек не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет», «истоки русской культуры в православии» [12, с.6-7].
Несвободен от вероучительства и учебник «Основы исламской культуры». Особенно это относится к уроку «Вера в Аллаха», где перечисляются свойства бога: «Он правит всем, что происходит в мире, все делается по его воле. Все его дела отличаются милосердием и справедливостью... Он Возвышенный и Великий. Бог любит тех, кто верит и творит добро, кто проявляет терпение, кто помогает слабым и нуждающимся. Бог осуждает тех, кто не верит в него, кто обижает слабых и бедных, кто жаден и скуп, кто не уважает родителей» [15, с.26-27]. В этом уроке также рассказывается о посланниках Бога, шайтане и ангелах, вере в конец света и судный день, рай и ад. Урок «Поклонение аллаху» посвящен тому, как совершать намаз, на иллюстрациях показаны молитвенные позы. С точки зрения авторов пособия, использование стихов А.Пушкина «Подражание Корану» тоже служит поликультурным целям и выстраиванию диалога культур. Ученикам предлагается вопрос «Как вы думаете, почему Пушкин проявлял интерес к исламу?». Ответить на него вряд ли сможет и сам учитель.
В учебнике «Основы буддийской культуры» в большей степени выражен «культурологический» подход. Однако и в нем много внимания уделяется религиозным практикам (описывается ритуал посвящения - Принятие Прибежища, приводятся основные буддийские молитвы). Характеристика идеального человека не оставляет сомнений в том, что таковым может считаться только верующий: «Усердие человека определяется его отношением к духовной практике. . Верующий человек должен быть энергичным, внимательным, прилагать усилия по спасению всех живых существ» [14, с.46]. Рассказ о феномене нетленности тела бурятского ламы Доржи Итигэлова подтверждает выводы о том, что авторы придерживаются метафизического, религиозного мировоззрения: «Хамбо-лама Итигэлов, возвысившийся над жизнью и смертью, демонстрирует безграничные духовные возможности человека» [14, с.59].
Учебник «Основы иудейской культуры» в наибольшей степени соответ-
ствует заявленной концепции ОРКСЭ как «культурологической». Акцент ставится на повседневности: рассказывается о традиции повседневной жизни, кашруте, одежде, календаре; о том, как устроен еврейский дом, в чем назначение семьи. Упоминается об «ограничительных законах», которым должны были подчиняться иудеи, проживающие в Российской империи, и о положении евреев во время Второй мировой войны (при этом «холокост» не упоминается).
Во всех учебниках серии, но особенно в «Основах исламской культуры», обращает на себя внимание стремление авторов обойти потенциально проблемные темы. Так, рассказывается, что в X в. ислам проник в Волжскую Булгарию, а затем, «в XIII в. на месте Волжской Булгарии возникло другое государство - Золотая Орда, в котором мирно уживались ислам и православие» [15, с.52]. Отмечается, что впоследствии мусульмане стали селиться в русских землях: Московском, Тверском и других княжествах. Затем ислам «проник» к башкирам и другим народам Урала и Сибири, а также в чеченские и ингушские селения на Северном Кавказе. Авторы полностью соблюдают рамки колониальной парадигмы: ислам «проникает» к народам, новые земли «присоединяются» к России. Таким образом, реализуется задача воспитания у учеников патриотизма исключительно в его имперском варианте. Аналогичные выражения, фактически утверждающие империалистическую сущность Российского государства («Все войны победоносны», «Территории присоединены на всеобщее благо»), присутствуют во всех учебниках серии.
Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», с одной стороны, представляет собой адаптированное издание по истории религии: здесь рассказывается о четырех религиях - православии, исламе, буддизме, иудаизме; упоминаются и другие вероисповедания: католицизм, протестантизм, индуизм, религии античного мира, шаманизм. Наиболее удачными следует признать уроки, посвященные устройству храмов и религиозному искусству. Но, с другой стороны, этот учебник также несвободен от индок-тринации. Активно развивается тезис о влиянии религии на культуру (прежде всего, о значении православия для русской культуры), поскольку он оправдывает изучение религии. Так же, как и в учебниках, посвященных основам одной из религиозных культур, большое внимание уделяется религиозной практике, морально-нравственному влиянию религии на человека: «Но Иисус не просто призывал не быть жадным. Поскольку в Его учении завет о любви к Богу и завет о любви к человеку имеют равное значение, Иисус учил Своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дур-
ной поступок, который мы совершаем, обращен к Богу». [16, с.72]. Авторы уделяют большое внимание рассмотрению этических проблем добра и зла, понятия греха, раскаяния и воздаяния в разных религиозных традициях мира. О важности этих вопросов для составителей учебника говорят предлагаемые для обсуждения темы: «Как вы думаете, почему раскаяние занимает такое важное место в христианстве, иудаизме, исламе? Как вы думаете, просить прощения и каяться - это одно и то же?»
Учебник «Основы светской этики» удивляет полным отсутствием информации об авторе.1 Начинается учебник с неубедительной попытки объяснить, что такое светская этика: «Различают светскую и религиозную этику. Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми» [17, с.7]. При этом не объясняется, что в таком случае следует понимать под «религиозной этикой». Экспертное сообщество неоднократно и часто в довольно жесткой форме заявляло свой протест относительно употребления выражения «светская этика» в названии учебного курса. Так, А.А.Гусейнов заметил: «Название учебного предмета и соответственного учебника представляется неудачным, если не сказать недопустимым, по ряду оснований: термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции» [5].
Практически все уроки сведены к «введению понятий» культуры, морали, этики, долга, нравственности, стыда, совести. В главе «Особенности морали» говорится, что моральные нормы нигде не записаны и «все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание». Непонятно, на каком основании этой теме сопутствует следующий иллюстративный ряд: фотография зала заседаний Государственной Думы, герб и Конституция РФ.
В целом, можно сказать, что во всех учебниках дань культурологическому подходу отдается лишь на уровне стилистики. Основы религиозного учения, обряды и культовая практика излагаются довольно отстраненно: «в буддизме считается.», «в иудаизме принято.», «мусульмане верят.», но вероучение излагается без каких-либо комментариев и рефлексии. Только в учебнике по основам буддизма, отмечается, что «религия - это особая фор-
1 В каталоге РГБ автором учебника ОСЭ, изданного «Просвещением» в 2011, 2013, 2014 годах, значится А.Я.Данилюк. На сайте издательства автором указана А.И.Шемшурина (http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20324, посл. обращ.26.04.2014).
ма понимания того, как устроен мир» и что существуют разные объяснения того, что называют религией [14, с.6]. Задания к урокам и так называемые творческие итоговые задания свидетельствуют об авторской установке лишь на воспроизведение материала учениками. Например, предлагаются такие темы сочинений: «Россия - родина моя», «Нравственный облик посланника Аллаха», «Ислам - это религия внутренней и внешней чистоты», «Будда и его мудрые изречения».
Так называемый культурологический подход - лишь ширма, скрывающая истинные установки авторов концепции ОРКСЭ - навязывание ученикам консервативных государственно-почвеннических ценностей: религиозности, патриотизма, семейственности, традиционализма. Если в официальных документах говорится об исключительно светском характере предмета ОРКСЭ, то, в пособии для учителя, входящем в комплект материалов издательства «Просвещение», происходящее описывается более откровенно: «Эта книга отражает один из крупных поворотов в жизни российской школы и в содержании школьного образования .религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России» [7, с.3].
Учебники по ОРКСЭ издательства «Дрофа» под редакцией Т.Д.Шапошниковой были написаны уже с учетом разгромных экспертных оценок учебников предыдущих серий и представляют по сравнению с ними большой шаг вперед. Выражение «светская этика» осталось только в названии учебника. Сохранилась единая для всех учебников вводная часть курса: Урок 1 «Россия - наша Родина» и Урок 2 «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Отмечается важность межрелигиозного диалога: хотя наиболее распространенными в мире религиями являются христианство, ислам, буддизм и иудаизм, но, « как в живом организме все органы важны, так и в единой человеческой семье все народы занимают достойное место» [13, с.15].
Принципиально новым решением стало использование диалогической формы изложения. Школьник Игорь и его сестра студентка Юля обсуждают вопросы этики; пастушок Ваня и старец Василий родом из XIX в. рассуждают о спасении души и о важности прощения в православии; дедушка объясняет внуку Ицаку, что значит быть евреем; бабушка Рабия знакомит своих внуков Ильяса и Камиллу с мусульманскими обычаями. Самые неожиданные собеседники - индийский мальчик Ананда и его друг слоненок Падма представлены в учебнике по основам буддизма.
Оригинальной идеей стало введение «не совсем обычных уроков».
Например, суд над Сократом, виртуальная экскурсия в православный храм, экскурсия в Иерусалим. Учебник по основам ислама открывает об-
ращение к детям: «Ребята! Как вы думаете, с чего лучше начать изучение нового предмета?.. Что, если нам познакомиться с людьми, исповедующими эту религию, с их повседневной жизнью, их обычаями и традициями? Давайте представим, что нас пригласили в гости в семью мусульман» [10, с.18-19]. Далее за вкусным угощением бабушка Рабия рассказывает о мусульманском гостеприимстве.
Мальчик Ананда совершает необычное путешествие во времени и в пространстве - на мифической птице Гаруде пролетает над Индией, посещает Китай, Тибет, Монголию и Россию, встречается с разными людьми и животными, которые знакомят его с учением буддизма, буддийскими праздниками, обычаями, традициями и духовной практикой. Так, в Монголии Лама Дордж рассказывает ему о йоге и медитации, а девочка Дулма из Бурятии - о тибетской медицине. Завершается путешествие в полном соответствии с канонами буддийской литературы: мальчик, возвратившись домой, обнаруживает, что прошло всего несколько минут и павлин Джи даже не успел отнести записку его родителям. Основы буддизма объясняются ученикам так: «Учение буддизма основывается на равенстве всех живых существ, которые по разным причинам одинаково мучаются в колесе сансары и желают освобождения от сансары» [9, с.156].
Во всех учебниках серии есть словарик терминов и в приложении - тексты для чтения. Для самостоятельной работы ученикам предлагаются разнообразные творческие задания. Например: составить родословное дерево, приготовить блюда по рецептам бабушки Рабии, сшить игольницу, смастерить скалку, сшить кипу, сделать оригами цветка лотоса, игрушку-вертушку из сердечек и др.
Чтобы подчеркнуть взаимосвязь всех мировых религий, в иллюстративный ряд помещают изображения православных и буддийских храмов, мечетей, синагог из разных городов России и мира. В учебнике по основам ислама рассказывается о том, что названия некоторых старых московских улиц связаны с проживанием на них мусульман: Большая Татарская, Балчуг, Малый Татарский переулок. Учебник «Основы иудейской культуры» обращает внимание учеников на то, что некоторые пророки почитаются и иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также упоминает основателя ислама Мухаммада в связи с тем, что он называл евреев народом книги.
В целом, во всех учебниках акцент делается не на истории религии, а на культуре повседневности, предлагаются такие темы, как праздники, семья, учеба, игры, как правильно себя вести в доме и в храме, синагоге, мечети.
По сравнению с учебниками, опубликованными в издательстве
«Просвещение», в этой серии заметна большая внутренняя свобода авторов, сделана попытка обозначить ряд трудноразрешимых проблем. Так, раввин на вопрос Ицака: «Какой закон главнее для еврея - еврейский или страны, где он живет?» - дает следующий ответ: «Законы государства - наши законы. Но если закон бесчеловечен и вступает в противоречие с Заповедями, евреи не могут его принять» [11, с.176]. Также, авторы учебника по основам иудаизма отмечают, что не все в истории евреев в России было гладко: упоминается былина о схватках русских богатырей с жидовинами (при этом приводится разъяснение слова «жид» - «оно не всегда было оскорбительным»), рассказывается о черте оседлости.
Авторы учебника по основам буддизма (несмотря на общий традиционалистский контекст курса) делают довольно смелое заявление. Так, услышав притчу об устаревшей традиции, которую рассказывает мальчик из Калмыкии Санал, Ананда замечает: «В самом деле, в этой жизни не следует оглядываться, например, на прошлый, не слишком правильный опыт, а надо приобретать новый и положительный, который поможет собственному самосовершенствованию» [9, с. 141-142].
Учебник «Основы исламской культуры», напротив, стремится обойти потенциально острые вопросы. По словам одного из экспертов, «он принудительно толерантен» [4, с.7]. Авторы предостерегают от неверного понимания слова «джихад»: на самом деле «джихад - это стремление сделать что-то доброе, полезное и нужное для других людей. Например, помочь маме -сходить в магазин или присмотреть за малышами» [10, с.132-133]. Но вдруг без всякой связи с текстом в задании к уроку дается вопрос: «Расскажите, как ислам относится к терроризму».
Итак, под видом идеологически нейтрального («культурологического») предмета в общеобразовательную школу было введено религиозное воспитание. Учебные пособия по курсу ОРКСЭ в разной степени представляют собой последовательную индоктринацию, по сути своей противоположную обучению, поскольку учит доктрине, то есть описывает объект, исходя из задаваемой им же понятийной структуры. Введение этого предмета предполагает разделение учеников по религиозному признаку. По словам Гусейнова, «деление учеников на верующих и неверующих - это дикость, такая же, как если бы мы стали их делить по политическим симпатиям или по национальному признаку. Оно противоречит и канонам образования, и законам государства» [5].
Однако удивительным образом введение индоктринационного предмета в школьную программу оправдывается необходимостью поликультурного
образования. В соответствии с официальной концепцией основной задачей учебного курса ОРКСЭ является «развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия». Предполагается, что эти уроки «дают возможность учителю предъявить и демонстрировать образцы нравственности. а учащимся присваивать и опираться на них в жизни» [18]. Но при этом нельзя не обратить внимание, как характеризуют современных школьников авторы, столь пафосно говорящие о необходимости воспитания толерантности: «Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен. Это дети компьютерной эры, кнопочного стиля жизни, кратких команд и свободы выбора программ. Их речь не изобилует изысками, с нашей точки зрения, она примитивна, как словарный запас Эллочки-людоедки, в её основе - не логика и план, а быстрая смена образов-клипов» [22]. Авторы концепции и методических разработок по курсу ОРКСЭ демонстрируют полное непонимание потребностей учеников и возможностей преподавателей, они игнорируют как мнение экспертов, так и пожелания родителей, и, видимо, не желают понимать реальную ситуацию, в которой оказались сегодня российская школа и все общество.
Позиция авторов учебников по «Основам православной культуры» поражает своей циничностью. А. Бородина утверждает, что преподавание «атеистического религиоведения» находится в противоречии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», «оскорбляет чувства верующих, а главное -не дает знаний, умений и навыков, которые могут быть полезны в жизни, а также для повышения культуры общения, для воспитания уважения к народам, для успешного образования и социализации молодежи» [8, с.5]. Один из главных идеологов движения за преподавание религии в школе диакон Андрей Кураев заявляет, что детям нельзя говорить о «терпимости», «открытости», «диалоге культур», поскольку никакого диалога нет и не может быть, существует неравенство, и именно эту идею должна «прививать» школа [2].
Тем не менее, нужно заметить, что широкая общественная дискуссия относительно того, нужно ли преподавать в школе религию и этику, а если преподавать, то как именно, нужны ли для такого курса учебники и какие, свидетельствует о важных изменениях, которые произошли в общественном восприятии функции школы и образования в целом, и в перспективе такое обсуждение может стать весьма плодотворным. Несмотря на резкую критику учебников и способа проведения уроков, несмотря на пассивное сопротивление внедрению в школу религиозного предмета, никто - ни эксперты, ни родители - не высказывается категорически против изучения религии, но
все говорят о том, что этот курс должен быть лучше подготовлен, что учебники должны быть интересными, а учителя - компетентными. Многие родители, чьи дети изучают по разнарядке «Основы светской этики», отмечают, что предпочли бы курс по истории религии или «какой-то экскурс по всем религиям из соображений толерантности». Лев Усыкин считает, что «ознакомительный курс "Основ религиозных учений" был бы, несомненно, полезен школьникам - и даже распространенные сетования о будто бы имевшем место сокращении ради ОРКСЭ часов на чтение едва ли следует принимать во внимание: какая, в сущности, разница, о каких именно гуманитарных материях читать...» [23]. О важности изучения в школе основ этики говорит и А.А. Гусейнов: « Да, программа этого предмета разработана не лучшим образом, но из этого лишь следует, что надо улучшать программу» [5].
Какими должны быть уроки, знакомящие детей с различными религиозными традициями? Можно ли говорить о религии и морали, избегая как индоктринации, так и профанации занятий? Прежде всего, необходимо отказаться от самой идеи сегрегации учеников по религиозному признаку. Важно создать такие условия, чтобы ученики каждого класса могли вместе изучать проблемы этики и современной религиозности. При этом важно не избегать острых вопросов, а, напротив, проблематизировать, казалось бы, очевидные истины. Разговор о религии, вере и морали нужно вести, основываясь на собственном опыте учеников, исходить из тех проблем, с которыми они неизбежно сталкиваются: национализмом, ксенофобией, нетерпимостью во всех её проявлениях.
ШшышшшшжЖ
Рис.3: Урок о религиозной практике. «Основы мировых религиозных культур». Издательство «Просвещение», 2010, стр.28
Основатель критической педагогики Паулу Фрейре называл существующие образовательные подходы «банковской» или ограничивающей концепцией образования. В рамках этого подхода «учитель рассказывает о реальности так, как если бы она была неподвижной, статичной, состоящей из отдельных частей и предсказуемой. Слова выхолощены своей конкретностью и превращаются в пустое, отвлеченное и разобщающее многословие». При этом ученики принимают навязываемую им пассивную роль и просто приспосабливаются к окружающей действительности и к тому «фрагментарному взгляду на реальность, который им преподают» [25]. Очевидно, что концепция курса ОРКСЭ создавалась именно в рамках «ограничивающей» педагогики и что насаждаемая этим курсом видимость «сохранения культуры и знания» не способствует на самом деле достижению ни подлинного знания, ни подлинной культуры. Этой концепции, которую с полным правом можно считать безнадежно устаревшей, Фрейре противопоставляет «освобождающее образование», состоящее не из актов передачи информации, а из актов познания.
Для реализации концепции освобождающего образования, прежде всего, должны принципиально измениться роли учителя и ученика. В первую очередь, это необходимо при изучении таких предметов, как этика и религия. Как отмечает А.А. Гусейнов, «мы еще плохо усвоили, что поза учителя морали - фальшивая поза. Мы плохо усвоили это не просто на уровне понимания (хотя на этом уровне тоже), а на уровне практического осознания, на уровне повседневного опыта наших общественных нравов» [5].
Но поликультурное образование - это не отдельные образовательные курсы или учебные программы, это междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы. Основная задача учителя в рамках этой концепции - сделать понятным для учеников сам процесс конструирования знания и, таким образом, способствовать преодолению предубеждений. Кроме того, поликультурное образование основано на так называемой педагогике справедливости, предоставляющей равные возможности достижения академического успеха ученикам из разных расовых, культурных, гендерных и социально-классовых групп.
Один из идеологов критической педагогики Питер Макларен обращается к нам, своим современникам: «Мы живем в опасное время. В идейном отношении фашизм никогда не был так моден. О политических последствиях таких позиций обычно задумываются редко. Это один из трагических просчетов современной системы образования» [3, с. 67]. Сейчас, как никогда, важно помочь ученикам стать «критически грамотными», придать смысл
и значимость их повседневному опыту и, таким образом, способствовать развитию «критического гражданства».
Литература
1. Доклад епископа Зарайского Меркурия на Архиерейском совещании 16 июля 2010 года «Перспективы развития опыта преподавания Основ православной культуры» // Ьйр://'^№теуегау.ги/соттоп/триЬНс.рНр?пит=707.
2. Кураев А. Школьное богословие // http://azbyka.ru/tserkov/ lyubov_i_semya/vera_i_deti/kuraev_shkolnoe_bogoclovie
3. Макларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику/ Перевод с англ. О. Фадиной // Вопросы образования. - 2006. - №2.
4. Мальцев В. Ислам со стороны // Печатное дело. НГ-Религии, среда 5 сентября 2012 г.
5. Мораль не выбирают. Интервью с директором ИФ РАН А. Гусейновым А. Черняева/НГ Религии от 20.06.2012// http://www.ng.ru/ng_ religii/2012-06-20/1_moral.html.
6. Ожиганова А.А. Учебные пособия «Основы религиозной культуры» с точки зрения поликультурной концепции образования // Проблемы современного образования. - 2012. - №5. - С.108-125.
7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. 4-5 классы /Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. 2-е изд. М.: Просвещение. 2013.
8. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс: Пособие для учителей/А.В. Бородина. М.: Экзамен, 2010.
9. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. Учебник для общеобразоват. учреждений. 4 класс/ Под ред. Т.Д. Шапошниковой. М.: Дрофа, 2012.
10. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. Учебник для общеобразоват. учреждений. 4 класс/ Под ред. Т.Д. Шапошниковой. М.: Дрофа, 2012.
11. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. Учебник для общеобразоват. учреждений. 4 класс/ Под ред. Т.Д. Шапошниковой. М.: Дрофа, 2012.
12. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры/ А.В. Кураев. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение. 2013.
13. Основы религиозных культур и светской этики. Основы свет-
ской этики: учебник для общеобразоват. учреждений. 4 класс/Под ред. Шапошниковой. М.: Дрофа, 2012.
14. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 кл.: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ В.Л. Чимитдоржиев. М.: Просвещение, 2010.
15. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры/ Д.И Латышина: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. 4-5 кл. М.: Просвещение. 2010.
16. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур.4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений /А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение, 2010.
17. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. 2 -изд. М.: Просвещение, 2013.
18. Основы религиозных культур и светской этики: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М.: АПКиППРО, 2012. http://www.imcol.ru/doc/2013/orkise_posobie.pdf.
19. Приказ Министерства образования и науки РФ №2885 от 27 декабря 2011г. // http://rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html.
20. Сайт Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Интервью РИА Новости. http:// www.apkpro.ru/content/view/3261/624/.
21. Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в 2012-2013 учебном году. http://www.orkce.org/sites/default/files/file/mntrng2013_p1.pdf.
22. Тюляева Т. И. Развитие и воспитание личности школьника в открытой поликультурной образовательной среде. http://www.drofa.ru/books/init/ tulyaeva_orkse_ritm.doc.
23. Усыкин Л. Основы религиозных культур и светской этики. Первый год обучения // http://www.polit.ru/article/2013/02/16/orkse/.
24. Форум сайта ОКРСЭ. Опубликовано Efimenko-Tatyana, 20/03/2013 -16:31. http://www.orkce.org/node/215.
25. Фрейре П. Образование как практика освобождения // http://www. prosv.ru/ebooks/best_pdf/paul_freire.pdf.
26. Экспертная оценка оригинала-макета учебника «Основы светской этики»4-5кл./БондаренкоЛ.И.,ПеровВ.Ю. http://iph.ras.ru/page50562154.htm.