Научная статья на тему 'Новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»: концептуальные подходы к учебнику'

Новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»: концептуальные подходы к учебнику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7922
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ВОЗРАСТОСООБРАЗНОСТИ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ЕДИНЕНИЕ / "FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHIC" SUBJECT / TEACHING AND METHODICAL COMPLEX / CONCEPTUAL REGULATIONS / CULTUROLOGICAL APPROACH / PRINCIPLE OF AGE-CONFORMITY / UNITY ORIENTATION / BUT NOT DISUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна

С осени 2012 года в начальную школу общеобразовательных учреждений страны вводится новый предмет. Автор статьи анализирует ситуацию с его введением и представляет один из учебно-методических комплексов для данного предмета учебники для школьников, методические пособия для учителей и программу нового предмета. В статье рассматриваются концептуальные положения, на которых основывался отбор содержательного материала для учебников и разработка их методического аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Subject “Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethic”: A Conceptual Approaches to the Textbook

The new subject will be introduced in elementary schools of Russia from autumn 2012. The author analyzes the situation with the introduction of new subject and presents one of the teaching and methodical materials for this subject textbooks for schoolchildren, methodical guides for teachers and the program of the new subject. The conceptual regulations on which has been based the selection of pithy material for the textbooks and the elaboration of their methodical apparatus are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»: концептуальные подходы к учебнику»

ШКОЛЬНАЯ КНИГА И УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Т.Д. Шапошникова

Ключевые слова:

учебно-методический комплекс,, концептуальные положения, культурологический подход, принцип возрастосообраз-ности, ориентация на единение.

новый предмет «основы духовно-нравственной культуры народов россии.

основы религиозных культур и светской этики»: концептуальные подходы к учебнику1

С осени 2012 года в начальную школу общеобразовательных учреждений страны вводится новый предмет. Автор статьи анализирует ситуацию с его введением и представляет один из учебно-методических комплексов для данного предмета - учебники для школьников, методические пособия для учителей и программу нового предмета. В статье рассматриваются концептуальные положения, на которых основывался отбор содержательного материала для учебников и разработка их методического аппарата.

Знаковым событием для политики в области образования стали совместные заявления, сделанные 21-го июля 2009 г. президентом д.А.медведевым и патриархом кириллом. они подвели черту под многолетними дискуссиями о введении предметов религиозно-нравственной тематики в программу начальной и средней школы. решение является, с одной стороны, однозначно позитивным для религиозных организаций, а с другой стороны, компромиссным, отражающим взаимоотношения конфессий и общества

и свидетельствующим о высоком уровне развития светскости нашего государства.

Результатом эксперимента по введению нового предмета, который длится уже третий год и проходит в школах 21-го региона Российской Федерации, стало решение о введении вышеназванного предмета повсеместно во все школы страны с сентября 2012 года. Преподаваться он будет в 4-ом классе начальной школы один раз в неделю. Родители или лица, их замещающие, вправе самостоятельно выбирать для своего ребенка определенный модуль предмета для изучения.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно - ОРКСЭ) вводится в рамках культурологического подхода. Ключевое слово в названии предмета «культура», а не «религия» и не «вероучение». Предмет носит развивающий и просветительский характер. В нем рассматриваются мировоззренческие вопросы. Он позволяет и школьникам не только понять то, что у разных людей есть все основания иметь разные мировоззренческие позиции, но и познакомить с ними.

У нас государство и школа светские. Светскость есть признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы вероисповедания, совести, убеждений и мысли. Это означает, что знания о религиях должны преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в не конфессиональном варианте, а как развивающее знание. Духовно-нравственное образование предполагает знакомство школьников с ценностями и этическими нормами, «присвоение» ими этого знания. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, об устройстве общества, культуре невозможно не знакомить учащихся с основами религиозной культуры в целом и традиционными для нашей страны религиями. На плечи учителей ложится огромная ответственность за то, чтобы предмет не расколол российское общество, а помог решить важнейшие задачи социализации школьников, их идентификации, духовно-нравственного воспитания. Основной целью вводимого нового предмета является формирование у младших школьников «...мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» (1, 3).

Духовно-нравственная культура - это не просто новый предмет, но

непрерывное воспитание мировосприятия, мировоззрения, воспитание чувств. духовный компонент, нравственные коллизии присутствуют во всех видах знаний, во всех предметах школьного курса: нужно только акцентировать этот их воспитательный потенциал. очевидно, что для решения задач духовно-нравственного воспитания школьников необходимым станет разработка и внедрение и новых предметов. в контексте вышесказанного предлагается рассматривать вводимый в школьную практику новый предмет.

гуманистическая направленность образования основывается на праве ребёнка получать всю полноту знаний о нашем мире, о мировой культуре и о религиях мира как важной составляющей этой культуры. не стоит забывать и том, что в наши дни большинство людей планеты верит в духовную сверхсущность как источник жизни. мы живем в стремительно меняющемся мире, и охранительная функция религий в нем достаточно велика. духовная культура общества обогатилась в последние годы таким феноменом, как мультикультурность и плюрализм. в школе учащиеся могут приобрести опыт тех взаимоотношений и взаимосвязей, которые реально существуют за ее пределами. новый предмет должен и может сыграть в этом важную роль.

особое значение он приобретает и в решении других задач социализации и воспитания школьников. религиозные культурные традиции необходимо изучать из уважения к ним и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не имеют духовных ориентиров и убеждений друг друга и не знают связанных с ними традиций. чтобы понять, почему они в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми люди руководствуются в жизни. общаясь с человеком, следует иметь представление о том, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова. нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. необходимо умение избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.

сегодня в жизни некогда монолитно-культурных анклавов происходят значительные изменения. наша страна, претерпевая крупномасштабные миграции людей, в этом смысле не является исключением. Эти процессы приводят размыванию привычных форм культурной самоидентификации. в таких условиях воспитание осмысленного ува-

жения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре, -необходимый ответ на такие вызовы как мультирелигиозность и поликультурность современной жизни.

Предмет ОРКСЭ является средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как ин-тегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе. поликультурная компетентность реализуется в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. В результате изучения данного курса школьники должны осознать, что каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику развития, ни одна культура не может быть лучше или хуже другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. Пространство культуры может создать условия для первичного знакомства обучающихся со смыслом и значением ценностей светской этики и религиозных культур. Поле культуры и создает то объединяющее начало, на котором строится новый предмет.

В связи с введением ОРКСЭ предмет «Основы православной культуры», который с начала 1990-х годов в качестве регионального компонента читался в школах, утратил свою особую конфессиональную направленность. И это, как нам кажется, правильно, потому что давно назрела необходимость централизованно и на государственном уровне подойти к решению вопросов в преподавании предметов данной проблематики. Сегодня речь идет о шести модулях в новом предмете. В основе преподавания декларирован культурологический язык подачи материала, а также право выбора родителями модулей, связанных с православием и другими традиционными религиями России (ислам, иудаизм, буддизм), светской этикой или мировыми религиями. Таким образом, вроде бы учтены интересы и права и атеистов, светских гуманистов и представителей неправославных исповеданий. Следует, однако, сразу отметить, что на самом деле присутствует понимание того, что «поле культуры», в рамках которого предлагается преподавать этот курс, культурологическая методология создают неоспоримые преимущества именно православному христианству, ведь культу-рообразующая роль православия в судьбе России не сопоставима ни с

одним другим конфессиональным влиянием. Авторы различных пособий по-разному стараются решать проблему учета такого дисбаланса.

Важный вопрос заключается также и в технологии реализации этого значимого сегодня для страны проекта, а важнейшим аспектом следует признать учет психологии учащих и обучающихся. В преподавании нового предмета особенно важно соблюдение верного соотношения религиозного и светского. Современному учителю придется разобраться в том, что является содержанием религиозного образования, как можно рассматривать факты религиозной культуры, не вступая при этом в конфликт с принципом научности и мировоззренческого плюрализма, лежащими в основе современного школьного обучения; каковы цели изучения основ религиозной культуры в школе; а также научиться правильно проявить свою профессиональную позицию в преподавании нового предмета, которая независимо от его личных убеждений и мировоззренческих взглядов должна быть нейтральной, выдержанной и уважительной по отношению к любой другой традиции. Этого требует принцип светскости школы. Педагог не может использовать авторитет учителя для навязывания своих взглядов.

Возникают вопросы и по поводу слова «духовно-нравственное». С нравственным воспитанием наши учителя уже знакомы. А что привносит слово «духовность»? В философии «духовность» понималась как стремление к абсолюту нравственных истин. Это стремление и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность - это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за поступки других, и за все живое на земле. С этой точки зрения и практика советской школы, и атеистическое мировоззрение вполне духовны. С религиозной точки зрения мера духовности человеческой жизни определяется очень конкретным отношением - связью человека с Богом. В той степени, в которой человек сознательно выстраивает свою жизнь в соответствии с библейскими заповедями, можно говорить о духовности его существования.

Таким образом, понятие духовности включает в себя и гуманистические идеалы, и религиозные представления, то есть является связующим звеном двух миропониманий. Стремление к духовности не

приводит к противопоставлению, но рождает взаимопонимание, что также является важнейшей задачей нашего сегодняшнего образования и воспитания.

целью введения нового предмета является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о людях разного вероисповедания. предполагается, что в результате знакомства с основами светской культуры и традиционных для россии религиозных культур у детей появится потребность продолжить это знакомство в дальнейшем через освоение аналогичных предметов или элективных курсов.

названные цели реализуются посредством решения ряда задач:

• знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;

• развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

• формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

современная школа призвана активно культивировать внутри себя те общественные ценности и модели взаимоотношений, к которым дети должны быть готовы после ее окончания. совместное обучение школьников разных национальностей и вероисповедания в одном классе создает условия для воспитания толерантности и уважительного отношения к разным мировоззренческим позициям. школа сегодня может стать местом, где возможен доброжелательный межкультурный диалог, позволяющий обучающимся лучше понять себя и сделать шаг в сторону понимания и приятия другого. многообразие убеждений участников такого диалога должно становиться при таком понимании образовательного процесса ключевым дидактическим и воспитательным ресурсом (3, с.275).

Знакомя обучающихся с основами светской этики, мировых и традиционных для нашей страны религиозных культур, новый предмет

должен и может способствовать задачам объединения, а не разъединения школьников. Задачи социализации и аккультурации, решаемые в ходе преподавания нового предмета, раскрываются как задачи практической подготовки обучающихся к жизни в плюралистическом обществе и их интеграции в это общество, происходящей уже в школьной жизни. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае взаимосвязанными элементами единого процесса. Именно такой подход к воспитанию идентичности, толерантности, гражданственности и патриотизма в большой мере соответствует задачам духовно-нравственного воспитания в школе, стремящейся готовить учащихся к жизни. И именно такие возможности заложены в предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России...» и могут быть использованы в процессе преподавания для эффективного решения задач духовно-нравственного воспитания, социализации и объединения подрастающих поколений.

Реализуя принцип светскости, сегодняшняя школа, существующая и развивающаяся в мультикультурном обществе и естественным путем объединяющая на долгое время самых разных учащихся, по мнению специалистов, самим фактом их совместного обучения создает условия и возможности для их свободного самовыражения, обмена опытом, мнениями по актуальным вопросам жизни. Это способствует воспитанию у школьников талерантности и закладывает основы гражданской и общечеловеческой солидарности в будущем (2, с.175).

Концепция учебно-методического комплекса (УМК), состоящего из шести учебников для школьников, электронного сопровождения, рабочие тетради для учеников, программы курса и семи методических пособий для учителей по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России...» (под ред. Т.Д.Шапошниковой, изд. Дрофа), рассматриваемая в данной статье, по мнению авторов и разработчиков, обусловливает действительную и эффективную реализацию целей и задач нового школьного предмета; позволяет снять риски, сопровождающие его введение в начальную школу; строится с учетом новизны и особенностей содержания курса, возрастных особенностей обучающихся, имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников, решения задач индивидуализации обучения; возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потен-

циала учащихся и т. д.; возможностей нового предмета для развития творческого поиска и профессионального роста учителей, его преподающих и решающих вопросы воспитания и социализации школьников; с учетом условий проявления ими своей профессиональной и гражданской позиции, творческого подхода к делу.

Подход к отбору содержания учебников и их методическому обеспечению опирается на следующие концептуальные положения: о культурологическом подходе, просветительском и развивающем характере нового предмета; об обязательной направленности курса на объединение обучающихся, а не на их разобщение (при внешнем организационном делении детей на группы); о возрастосообразности (учет возрастных особенностей учащихся в процессе обучения, воспитания и социализации; учет ситуации перехода детей из начальной в основную школу).

Рассмотрим, как эти положения реализованы в содержании учебников и при выборе их методического обеспечения. Все шесть учебников, входящих в состав УМК, согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и базовым ценностям, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Методология, отраженная в концепции, позволяет обеспечить единый подход к представлению разных традиций российской жизни сообразно возрастным и образовательным возможностям младших подростков. Содержание каждого учебника УМК составляет одинаковые тематические блоки.

Первый тематический блок содержания всех шести учебников состоит из двух общих для всех модулей уроков. Они раскрывают темы «Моя Родина — Россия» и «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Первые уроки очень важны для объяснения целей нового предмета, они задают детям, учителям, родителям общее направление в изучении курса и показывают связь всех шести модулей. Ключевыми понятиями для первых уроков, которые потом последовательно раскрываются в разделах курса и темах последующих уроков, выступают такие фундаментальные понятия, как: Родина, Отечество, род, семья; планета, красота, гармония; жизнь, мир, человек; история, цивилизация, культура, традиции, духовность, религия, этика. На этих уроках даются начальные представления о значении духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества; говорится о необходимости сплочения всех людей мира и граждан нашей страны независимо от их различных мировоззренческих позиций

и убеждений на основе взаимного уважения и диалога; раскрывается смысл диалога между представителями различных конфессий и мировоззрений в обществе. Уроки позволяют обозначить темы идентичности личности, воспитания патриотизма, толерантности, которые впоследствии развиваются в содержательном материале учебников и могут быть с успехом развиты учителями во внеурочной деятельности.

Понятие «идентичность» сегодня широко используется и учеными, и педагогами-практиками. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. В Стандартах второго поколения особое внимание уделяется вопросам идентичности. Важная роль отводится новому предмету в процессе формирования российской идентичности, то есть в формировании личности будущего россиянина. Решение этой задачи рассматривается как важнейшее условие укрепления российской государственности. Одна из главных функций нашего образования - это консолидация российского общества. Но сегодня, к сожалению, наблюдается кризис идентичности. Это серьезный риск для нашей страны. Это - риск распада России на отдельные территории по различным основаниям: этническим, конфессиональным, иногда региональным. И самое главное, это - неопределенность ценностных ориентиров подрастающего поколения.

В соответствии с Концепцией УМК в учебниках учитывается то, что задача формирования российской идентичности выступает как одна из важнейших, при этом этническая и региональная идентичность выступает как базовая идентичность человека. Гражданская идентичность - это формирование россиянина: «Я -гражданин России». общечеловеческая идентичность - еще одна составляющая процесса самоидентификации современного человека. Это те качества личности, которые позволяют быть толерантным по отношению к другим народам и культурам нашей страны и других стран, свободно общаться с представителями разных наций, рас и этнических культурных групп, чувствовать себя частью большого глобализирующегося современного мира и частью своей страны, своего народа, своего рода и семьи.

В связи с этим при отборе учебного материала учитывалось то, что реализация знаниевого компонента должна помочь сформировать у ребенка историко- географический образ России в его пространственно-временной динамике, представления о современном социаль-

но политическом устройстве российского государства, знание своей этнической и региональной принадлежности. дети должны быть знакомы с золотым фондом культурного и научного наследия россии и мира, ориентироваться в системе морально нравственных норм и ценностей, обладать навыками здорового и безопасного образа жизни. Ценностный компонент должен сформировать у ребенка гордость за родину, осознание своей государственной и этнической идентичности. современный молодой человек при выходе из школы должен быть толерантен, уважать личность, у него должны быть сформированы основы моральной и нравственной самооценки. Безусловно, одна из ключевых ценностей, которая также должна быть сформирована, - это ценность семьи как первичной ячейки общества и государства. Именно с этого начинается формирование чувства Родины. не менее важен деятельностный компонент, призванный сформировать современную успешную личность. Все это входит в социальную модернизацию общества, представляющую собой ведущую социальную деятельность и включающую три ключевых эффекта. Первый - социальная консолидация общества, второй -формирование различных социальных слоев общества, третий эффект связан с формированием идентичности гражданина в нашем обществе. Таким образом, всякий учебный материал должен «работать» на решение нескольких важнейших задач: создание гражданской или государственной идентичности; поддержку этнокультурной идентичности и формирование общечеловеческой идентичности.

Именно в такой логике выстроен материал учебников и именно в этой логике он задается первым общим уроком. Россия рассматривается как часть мирового сообщества, а каждый человек, живущий на планете, как представитель всего человечества, отдельного народа, своего рода и семьи, Ученики от образа мира в представлении древних людей — мирового дерева — «проходят путь» до собственного родословного древа, определяя таким образом свое место в мире, в стране, в семье. на форзацах учебника расположены карты мира и России, в учебном материале предусмотрены задания на поиск школьниками разных стран, в которых распространены те или иные религии, территории нашей страны, где исторически проживает большинство представителей ислама, буддизма.

Второй общий урок называется «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Учащиеся 4-го класса уже знакомы с понятием

«культура» из уроков предмета «Окружающий мир». В данном учебном комплексе авторы постарались расширить его. Урок посвящен раскрытию содержания понятий религиозной и светской культуры, их взаимосвязи. Показано, что и религия, и внеконфессиональная этика отвечают на важнейшие вопросы о смысле жизни, о роли человека, о нравственном законе, по которому живут люди.

В учебниках данного УМК понимание культуры передается через призму истории человечества, что требует раскрытия связи современности с прошлым. материал подобран таким образом, чтобы школьники узнали и смогли представлять себе, как жили наши предки, члены различных сообществ, и как живут сейчас; какой мир их окружал и окружает; каковы были и есть сегодня их ценности и нравственные основы; почему они поступали и поступают так, а не иначе; каков был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды —все, что составляет их образ жизни.

Поэтому в предлагаемом УМК авторы уделили достаточно внимания истории человечества и цивилизационной роли религии в ней: об этом говорится и в первых общих уроках, и в содержании учебников всех модулей, где история той или иной религии показана через историю исповедовавших ее народов. Например, в содержание учебника «Основы православной культуры» включен материал о значении колоколов в светской и религиозной жизни Древней Руси, о том, как и почему пришло на Русь православие, как появились первые православные храмы, о привнесении письменности, о посещении древней Руси апостолом Андреем Первозванным, об исторической основе многих православных праздников на Руси и об исторических традициях народа и т. д.

В учебнике «Основы мировых религиозных культур» содержание учебного материала условно поделено на две части: знакомство с возникновением древних верований и представлениями о религии в мифах и легендах разных народов (учтен возраст детей и воспитывающий характер материала); вторая часть учебника посвящена знакомству с традиционными религиями нашей страны: иудаизмом, христианством, исламом, буддизмом. В «Основах светской этики» этические теории представлены воззрениями великих учителей человечества от античности до наших дней.

Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебном материале не только с позиции высоких идей,

но и через традиции, язык, через быт людей, который и является реальной жизнью представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать, осязать эту культуру. В материале учебников большое внимание уделяется описанию жизни и обихода, поведения представителей разных культур. Это - знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, словесными формами (язык священных книг, формами речевой коммуникации: приветствие, прощание, обращение и т. д.), образом жизни, повседневным поведением — т. е. течением жизни в ее реально-практических формах.

В то же время быт — это мир вещей, который связан с глубинными символами, с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох и культур. Через быт раскрываются те невидимые черты культуры, по которым человек узнает своего или чужого. Данный подход является общим, «сквозным» во всех смысловых блоках учебников и помогает найти ответы на вопросы:

• какими предметами люди пользуются, какие производят, какие из них имеют особое значение, например, свято почитаются, являясь теми атрибутами, по которым можно узнать, опознать данную культуру (предметно-атрибутивный уровень, материальный мир культуры);

• как ведут себя люди в разной обстановке, ситуациях; в дни обычные и в особые — праздничные; как работают, отдыхают; как строят свои отношения с окружающими людьми, со старшими, младшими, сверстниками и т. п. (ритуально-поведенческий уровень культуры);

• почему, зачем, и во имя чего люди живут так, а не иначе (ценностно-нормативный уровень, духовная составляющая культуры).

Такое понимание культуры тяготеет к этнографически-социологическому подходу, когда он используется для описания жизни народов и социальных групп и их отношений, роли и значения религии в их жизни в прошлом и сегодня. Это дает учителям богатые возможности дополнять материал учебников этнографическим материалом, привлекая и разрабатывая региональный компонент в воспитательной работе во внеурочное время. К сожалению, этнография неправославных народов часто неизвестна современному российскому учительству, но, с другой стороны, это дает им возможность наиболее полно проявить и реализовать свои профессиональные способности и творчески подойти к делу.

Следует также обязательно учитывать и то, что вышеназванные

формы представления культуры младшим школьникам должны отвечать реализации принципа возрастосообразности - учета возрастных особенностей младших школьников, того, что процесс подачи им учебного материала, усвоения ими знаний и ценностей серьезным образом отличается от основной школы. У человечества накоплен богатый опыт знакомства с культурами других народов: записки путешественников, описания этнографов, яркие, запоминающиеся фильмы-очерки и др. Все эти формы объединяет эффект создания в нашем сознании образа той или иной культуры, включающего и материальную (выраженную в предмете, цвете, звуке), и ценностно-смысловую составляющую. Через образ происходит формирование представлений о нравах, обычаях, традициях; знакомство с тем, как живут люди разных культур, и понимание того, почему они так живут. представление культуры, в том числе, и через образы-символы, являющиеся для нее ключевыми, еще один прием, используемый авторами учебников. Важно, чтобы образ привлек внимание, удивил, спровоцировал желание узнать — «Что это?» «Почему?». Из ответов на эти вопросы постепенно складывается процесс присвоения смысла, который заключает в себе тот или иной образ. Такими «образами культуры» могут стать, например, для православной культуры — колокольный звон и образ храма с золотыми куполами; для иудаизма — образ «золотого города» Иерусалима и Стены плача; для буддизма — колесница сансары и образ мандалы, которую складывают из цветного песка и камешков, а потом разрушают; для ислама — большая, дружная гостеприимная мусульманская семья и каллиграфия священных слов Корана - собственно, так, как они представлены в учебниках данного УМК.

В соответствии с возрастом учеников логика подачи материала следует «пути путника»: как путник (путешественник), остановившийся в доме мусульманина (иудея, буддиста, христианина), начинает понимать мусульманскую (иудейскую, буддистскую, христианскую) культуру, узнавая ее через быт, образ жизни, поведение ее представителей, переживая реальные чувства в реальной жизни, так и ребенок, чтобы понять ту или иную культуру, должен не просто знать ее «устав», а хотя бы в какой-то мере его пережить. Из процесса познания нельзя исключить те психические процессы (и сопутствующие эмоции), которые обеспечивают человеку постижение мира. Поэтому и знакомство с культурными ценностями должно быть для младших школьников яр-

ким, красочным, увлекательным, интересным, обращенным к их чувствам, эмоциям и опыту, а результатом должно стать освоение «технологии культуры», т. е. психологически полноценное представление (с соответствующей эмоциональной и рациональной оценкой) о жизни мусульманина, иудея, буддиста, христианина. Алгоритм путешественника, который, попадая в чужую среду, осваивается с тем, что видит, слышит, спрашивает, «делает своими руками», должен быть путем усвоения и присвоения четвероклассниками смыслов и ценностей любой культуры.

Авторы УМК исходили также из понимания того, что соприкасаясь, пересекаясь между собой, культуры вступают в различные отношения, которые могут быть отношениями: подавления, когда одна культура осуществляет попытки навязать «свой устав», утвердить свой уклад жизни; нейтралитета, когда обе культуры сосуществуют, живя каждая по «своему уставу»; паритетного взаимодействия, при котором взаимное уважение является условием развития каждой и, главное, взаимообогащения без ущерба для каждой.

Понимание второго концептуального положения - обязательного объединяющего начала предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», его направленность на единение, а не разобщение обучающихся в процессе преподавания (при внешнем организационном делении школьников на группы) находит свое воплощение и в том, что все учебники УМК соответствуют общей концепции курса, представляют собой единый по замыслу, целям, структуре, принципам отбора содержания и построения методического аппарата, логике подачи материала комплекс.

Важным для последующего знакомства с основами этики и религиозных культур, задающим общие направления в изучении предмета и объединяющим все шесть модулей УМК, является материал об истории развития человечества, о разных подходах и объяснениях законов мироздания, о нравственном законе и этических нормах, их роли во взаимоотношениях людей друг с другом, с природой, с Абсолютом, с самими собой. Вечные вопросы человечества о смысле жизни,— это те вопросы, на которые во все времена старались и стараются дать ответ и религии, и этика — это то общее, что объединяет все шесть модулей.

Учебный материал разделов каждого модуля представляет собой углубление и расширение обозначенных в первых общих уроках тем. В тематических блоках учебников представлена информация о роли ре-

лигий в культуре нашей страны, о возникновении религии, о важнейших этических, занимающих основное место и в религиозной культуре категориях: добре и зле, справедливости, свободе и ответственности, долге и совести, добродетелях, нравственных качествах людей, «золотом правиле нравственности», ценностях, самосовершенствовании человека, о том, как сегодня жить согласно нравственным ценностям, о дружбе, любви, милосердии, прощении и памяти, благотворительности и т. д.

Содержание ряда разделов и тем учебников посвящено священным книгам и священным сооружениям, знакомству с религиозными ритуалами и обрядами, особенностями традиционного для религиозной культуры календаря, религиозным и светским праздникам, семье и семейным традициям и ценностям, гуманистическому «золотому правилу нравственности», существующему во всех религиях и отраженному в священных книгах и этических теориях. В составе тематических блоков представлен материал, посвященный языку как основе культуры, религиозному искусству (музыке, живописи, архитектуре, литературе), антропологической проблематике, отношению к природе в религиозных культурах и светской этике. Учебный материал ориентирован также на формирование у обучающихся первоначальных представлений о культурологических и исторических основах религиозной традиции и светской этики, о патриотической и гражданской позиции людей, чья жизнь представляется образцом служения идеалам добра, гуманизма, Родине.

Большое внимание уделяется примерам, на основе которых у школьников могут развиваться представления о том, во имя каких нравственных идеалов и на основе каких ценностей живет человек, во имя каких религиозных, общественных, семейных, гражданских идеалов; представления о любви к Родине, об отношении к труду и знаниям, образованию в целом, учебе. Обязательным является материал о роли учителя в становлении человека, об уважительном отношении к учителю. Важное место отводится воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, в частности, через примеры единения представителей всех конфессий, всех наций и народностей России во имя высших ценностей (например, во время великой отечественной войны, несмотря на репрессии, предубеждения и идеологические разногласия).

названные темы раскрываются на протяжении всего курса и обобщаются в итоговых уроках. Объединяющими все учебники, как было

уже отмечено ранее, являются тематические блоки и стратегические линии в изложении материала, представленные в таких разделах и темах, как например: «Как сегодня жить по нравственным законам», «Семья и семейные ценности в...», «Календарный год и праздники в ... культуре», «Золотое правило нравственности».

Освоение школьниками содержания учебного материала тематических блоков УМК призвано сыграть важную роль не только в расширении их кругозора, но и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина Российской Федерации, соблюдающего Конституцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. В результате обучения должны сформироваться действенные мотивы не только к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, но и к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

При обязательном наличии общих тем для всех учебников, в них делается акцент на то индивидуальное, что особенно важно для данной культурной религиозной или светской традиции, что представляется сегодня наиболее актуальным. Так, например, в «Основах мировых религиозных культур» акцент сделан на межконфессиональном диалоге, его глобальном значении для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих.

Содержательно-методическое единство УМК обеспечивается наличием общих первых и заключительных уроков (уроки 31—34); общим принципом подачи материала, соответственно которому реализуется индуктивный способ (от эмпирической, рефлексивной составляющей, актуализирующей личный учебный и нравственный опыт ребенка, к более широкому рассмотрению темы); концентрическим подходом к построению уроков (проблематизирующий «вызов» в начале урока и обязательное возвращение к нему с выходом на новый уровень - в конце) и т.д. Методический аппарат учебников предоставляет возможности для выстраивания связей между разными модулями развития и совершенствования общеучебных умений (в особенности коммуникативных, связанных со всеми видами речевой деятельности, развитием связной речи, работой с источниками информации), развития образного мышления и ценностного отношения к памятникам культуры и произведениям искусства (через систему работы с иллюстративным материалом). Диалогический принцип подачи материала и постро-

ения методического аппарата создают условия для выстраивания диалога между учеником и учителем, учеником и одноклассниками, учеником и учебником, учеником и собственным текстом (будь то мини-сочинение, эссе или ответ на проблемный вопрос). Большое место в методическом аппарате занимают задания, связанные с обращением к личному, нравственному, социальному, семейному опыту учащихся, активизирующие их эмоциональную сферу, стимулирующие к работе над собой, к самосовершенствованию.

Методической особенностью данного УМК, вытекающей из целей и задач нового предмета является его нацеленность на получение каждым учащимся индивидуального, личностно значимого образовательного результата. Таким результатом будет и объем усвоенной теоретической информации («знаниевая» составляющая), но в большей степени — уникальный опыт эмоционально-оценочной, аналитической, учебно-исследовательской, творческой деятельности, который могут получить школьники. Этот опыт может быть представлен самыми разными «продуктами»: ответом на проблемный вопрос, рисунком, поделкой, написанным текстом, экскурсией, проведенной для одноклассников или членов своей семьи, сценарием праздника («Рождественский вертеп», «Пуримшпиль» и т. д.), фотовыставкой и бесконечным множеством разнообразных уникальных, значимых для самого ученика и всех участников образовательного процесса, видимых и ощутимых результатов.

Чтобы дети не чувствовали себя дискомфортно в ситуации условного «организационного разъединения», учителям следует в полной мере использовать заложенные в содержании и методическом аппарате возможности для установления межмодульных связей. Во всех учебниках присутствуют сходные вопросы и задания, выполнение которых способствуют обмену информацией между одноклассниками, изучающими разные модули курса. Примером могут служить «перекрестные» вопросы-задания, такие как, например: «Узнайте у ваших одноклассников, изучающих основы других религиозных культур...», «Поинтересуйтесь, как в представлении других...», «Расскажите своим товарищам, как.... » и т. п. Ответы на такие общие для всех модулей вопросы позволят учащимся обмениваться информацией, быть в курсе того, что изучают их одноклассники, помнить о том, что все они изучают не шесть разных предметов, а один и впереди их ждет совместное подведение итогов. Кроме того, такой взаимообмен и взаимозаинтересованность в результатах обучения будут выполнять роль

внешней оценки, значимой для младших подростков.

Следующим важным положением, на котором основывается построение УМК, является положение о возрастосообразности. В процессе духовно-нравственного становления личности особенным выступает присвоение нравственных знаний, норм и опыта поведенческой деятельности и взаимоотношений, усваиваемых учащимися в учебной и внеурочной деятельности, в школе и вне ее. Для младших школьников присвоение ценностей лежит в несколько иной плоскости, чем для учащихся основной школы. Возраст учащихся 4-5-го класса характеризуется в психологии и педагогике приобретением в процессе обучения основных, необходимых в обществе социальных и когнитивных навыков (Ж. Годфруа, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин и др.). Сам выбор навыков, которые должны стать достоянием ребенка, имеет национально-культурную и социально-экономическую мотивацию: в одних культурах он ориентирован на освоение домашнего хозяйства, в других — на работу с информацией, в третьих — на начальное освоение ремесла и т. п. При этом для любой культуры характерно освоение ребенком этого возраста основ взаимодействия между людьми, правил и норм, принятых в данном обществе.

Одним из итогов данного этапа развития для ребенка является представление о себе, которое условно можно выразить формулой: «Я — то, чему я научился». Это начало самосознания, выработки самооценки, во многом зависящей от оценки учителей, значимых взрослых, сверстников. Близость подросткового периода повышает и значимость статуса в среде сверстников, который в немалой мере производен от результатов обучения, поэтому в преподавании предмета важное место принадлежит формированию устойчивой позитивной мотивации школьника не только к освоению учебного предмета, но и к саморазвитию и самосовершенствованию. В случае позитивной оценки качества того, «чему научился», возникает ощущение внутреннего комфорта, компетентности, определенного статуса, способность к адекватной самооценке. Этот процесс напрямую связан с процессом обучения, в котором значимо не только знание, но и в большей степени освоение способов деятельности (в данном случае — способов поведения, рефлексии на свои и чужие поступки, оценки и т. д.), получения ответов на вопросы: «Как это делается?», «Почему так происходит?».

В связи с этим естественным требованием к организации курса важнейшим ориентиром в отборе материала и методического обеспечения

является его жизненная, а не теоретическая, «книжная» направленность. И отбор содержания, и способы его подачи, и критерии оценки результативности должны быть ориентированы на вовлечение ребенка в жизненные реалии каждой культуры в отдельности и культуры нашего общества в целом.2 Реализация такого подхода посредством традиционного урока с его «знаниевой» ориентацией, монологизмом, малыми возможностями для индивидуализации и дифференциации представляется труднодостижимым.

Для решения воспитательных задач, задач идентификации и социализации, для эффективного усвоения и теоретической, и рефлексивной составляющих курса важно использование активных методов обучения, включение в уроки ролевых, организационно-деятельностных игр, проектной деятельности, игровых методов обучения, поскольку психологи отмечают также некоторую «недоигранность», характерную для данного возраста (введение сквозных героев, «вкусных уроков», не совсем обычных уроков, заочных экскурсий, посещений, форму путешествий, погружений в эпоху, «точки удивления» и т.д.). В случае, когда предмет преподается без оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета.

Учет всего вышесказанного обусловил необходимость выбора соответствующих средств и способов подачи материала, определенной логики построения уроков, изложения материала, методических приемов. В частности, авторами УМК активно используются диалоговый способ подачи материала, который представлен в учебниках в нескольких вариантах (например, обращение к самим учащимся от лица «сквозных героев», идущих со школьниками в течение всего курса, разговор героев между собой и т. д.). При помощи диалога вводится важный и сложный содержательный материал, что позволяет облегчить его усвоение, разнообразить подачу материала, снять напряжение, продемонстрировать образцовые коммуникативные формы, принятые в той или иной культурной традиции (обращение, прощание, приветствие и т. д.), т. е. диалоги героев являются и своего рода речевыми эталонами и образцами для подражания. Например, в учебнике «Основы православной культуры» в разговорах наставника-инока и мальчика Вани объясняются наиболее сложные для понимания школьниками аспекты православного учения: душа, любовь, прощение, милосердие, долг, ответственность и т. д. Вопросы, которые задает старцу мальчик, зада-

ны составителями учебника в близкой и понятной четвероклассникам форме, а ответы, которые он получает, заставляют их задумываться и размышлять вместе с героем. Диалог учит ребенка и взрослого общению, уважению собеседника.

Успешному решению задач введения курса способствуют и другие способы подачи учебного материала, в частности, отличающиеся от привычных параграфов учебников первые уроки каждого модуля (урок 3), которые имеют подзаголовок «Не совсем обычный урок». Задача этих уроков — удивить, заинтересовать, привлечь внимание учащихся. Например, третий урок в модуле «Основы иудейской культуры» посвящен заочному путешествию по Иерусалиму (урок-экскурсия), а в модуле «Основы исламской культуры» четвероклассникам предлагается в качестве гостей посетить мусульманскую семью и отведать разнообразные традиционные угощения. В учебнике «Основы буддийской культуры» герои (индийский мальчик и его друг слоненок) отправляются в путешествие по следам Будды с помощью колеса времени (урок-путешествие, урок-сказка). Изучение курса «Основ православной культуры» начинается с вслушивания в колокольный звон, который связывает не только историю и современность, но и светскую и православную традицию в России (урок-образ). Этот прием «не совсем обычных уроков» периодически используется на страницах учебников и в дальнейшем.

Отбор содержания учебников и логика подачи материала обусловлены образовательными и воспитательными задачами предмета и концептуальными основами данного УМК. Во всех учебниках содержание курса как бы «окольцовано» общими уроками, их тематикой и последним уроком во всех модулях, на котором не только подводится некий тематический итог, но и задается вектор дальнейшего развития: с точки зрения внутреннего роста («Идти дорогами добра», «Как жить сегодня по нравственным законам») и с точки зрения образовательных ориентиров («Что вы еще хотели бы узнать о данной культурной традиции»). Последние общие заключительные уроки (3034) представляют собой подготовку и презентацию индивидуальных образовательных достижений на общую тему «Что бы я хотел рассказать своим одноклассникам о... культуре». Эта тема задается уже на первых уроках, в нее «включаются» все творческие, проектные и учебно-исследовательские работы, выполняемые учащимися на протяжении изучения курса (см. раздел «Содержание программы»; в учебнике

эти задания обозначены двумя звездочками **).

При подготовке данного УМК были максимально учтены особенности религиозной ситуации, сложившейся сегодня в российском обществе в целом и в школе как проекции общества, и связанные с этим трудности, возникающие у всех участников образовательного процесса. во-первых, в современной российской школе совместно обучаются и проживают значительную часть своей жизни дети из семей, придерживающихся разных вер и традиций. Учитель должен учитывать это в организации учебной и внеурочной деятельности, в выстраивании отношений с детьми и их родителями. для этого ему потребуются и необходимые знания, и понимание того, в чем должна проявляться профессиональная позиция педагога в поликультурном и поликонфессиональном социуме. Профессиональная позиция педагога, независимо от его личных убеждений и мировоззренческих взглядов, должна быть нейтральной, выдержанной и уважительной по отношению к любой иной культурной традиции. Во-вторых, существует предубежденность части общественности, родителей, да и самих учителей относительно целесообразности знакомства обучающихся с основами религиозных культур и возможных последствий этого знакомства. надо уметь объяснить родителям, что новый предмет основывается на культурологическом подходе, способствует решению задач духовно-нравственного развития школьников, воспитания у них толерантности и уважительного отношения к любой культурной традиции. К примеру, когда ребенок, придя из школы, расскажет, что вместе с учителем и одноклассниками в рамках школьной программы посетил храм, реакция родителей будет существенно разная в зависимости от цели посещения. Если детей в обязательном порядке заставили принять участие в церковной службе, молитве, не все родители сочтут это корректным и будут правы. Если учитель познакомил детей с храмовой архитектурой, иконописью или духовной музыкой как со значимым элементом религиозной и художественной культуры, с историей строительства храма, объяснил им смысл происходящего в храме, правила поведения в нем — вряд ли кто-то будет против этого возражать.

В-третьих, на сегодняшний день в нашей стране отмечается низкий уровень религиозной культуры в целом по причине того, что, по сути, практика передачи подрастающим поколениям религиозной культуры была насильственным образом прервана на многие десятки лет, кото-

рые характеризовались господством атеистического мировоззрения. В том числе, и по этой причине у значительной части современных учителей и родителей отмечается некоторое недоверие и к вводимому предмету, предубеждение против него. Учителям часто не хватает соответствующих знаний, отсутствует опыт преподавания аналогичных предметов, ощущается нехватка учебно-методического обеспечения в этой области — все это требует от учителей дополнительных временных затрат на подготовку к преподаванию предмета.

Организационные моменты введения предмета (деление класса на группы, соединение в группе учащихся из разных классов, привлечение к преподаванию предмета педагогов основной школы, необходимость изыскания технических, кадровых и учебно-методических ресурсов и т. д.) также создают некоторое напряжение для всех участников образовательного процесса. С другой стороны, решение поставленных введением нового предмета задач можно рассматривать и в иной плоскости: как источник педагогического поиска, стимул к профессиональному росту и развитию, потенциал для модернизации образовательной среды. С этой точки зрения, даже организационные и педагогические затруднения при введении предмета можно использовать как позитивные моменты. например, при введении нового предмета учащиеся уже в 4-ом классе впервые оказываются в ситуации, очень похожей на будущую «переходную» из начальной школы в основную: класс делится на группы; часть учеников могут заниматься в других группах; в некоторые группы, наоборот, могут влиться учащиеся из других классов; предмет выбирается родителями; его может преподавать новый учитель; занятия могут проходить не в привычном классе (знакомство с кабинетной системой) - см. выше все перечисленные оргмоменты введения нового предмета. Учителя, преподающие новый предмет, умело воспользовавшись возможностями предлагаемого именно этого комплекса учебников, смогут не только снизить уровень тревожности и риски, сопровождающие введение этого предмета, но и одновременно, в определенной степени, «проиграть» будущую ситуацию перехода младших школьников в основную школу уже в конце 4-го класса.

В содержании самого учебного материала моделируются похожие для школьников ситуации, а методические приемы (использование диалога, идея путешествия, введение сквозных героев, наличие игровых ситуаций, «не совсем обычные уроки» (уроки-диалоги, уро-

ки-путешествия, уроки-экскурсии), система заданий, среди которых есть обращающие детей к их личному опыту, рефлексии, ориентированные на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, на развитие творческого потенциала, развитие речи, работа с иллюстрациями и художественными текстами и т. д.) снимают напряжение, помогают «разгрузить» объемный и сложный для понимания четвероклассников новый материал, делают его понятным и доступным, учитывают индивидуальное развитие каждого, позволяют учителю эффективно организовать работу по решению задач курса. Например, в каждый из шести учебников введены сквозные герои, которые «присутствуют» на уроках во время изучения предмета: вместе с четвероклассниками путешествуют, разговаривают друг с другом и с учениками, задают им вопросы, рассуждают, участвуют в объяснении нового материала. «Сквозные герои» выбраны с расчетом на «эффект узнавания» — чтобы они были знакомы и близки детям, симпатичны им, создавали позитивный настрой. Учтены также и традиции тех религиозных культур или светской этики, предметы которых они представляют.

В учебнике «Основы исламской культуры», например, героями, помогающими изучать новый предмет, стали бабушка Рабия и ее внуки. Бабушка объясняет внукам основы традиционной культуры на примере их семьи, а также рассказывает мудрые поучительные истории. Героями курса «Основы иудейской культуры» стали дедушка и внук, похожие на героев стихов еврейского поэта О. Дриза об Эныке-Беныке. Любознательный мальчик задает непростые вопросы, а дедушка терпеливо, интересно и понятно на них отвечает. В учебнике «Основы буддийской культуры» ученики отправляются в увлекательное путешествие с индийским мальчиком Анандом и его другом слоненком Падмой, встречают на своем пути жителей разных стран, в которых исповедуют буддизм, а помогает им в путешествии волшебная птица Гаруда. Основы светской этики ребятам помогают изучать мальчик-четвероклассник и его старшая сестра, которая тоже изучает курс этики в университете. Герои модуля «Основ православной культуры» — ученики 4-го класса, начинающие изучать новый предмет с новой учительницей, а уроки-диалоги переносят нас из современности в прошлое: в них мы становимся свидетелями задушевных бесед деревенского мальчика-пастушка Вани и мудрого монаха. В учебнике «Основы мировых религиозных культур» новый предмет помогают

изучать ребята из разных стран — три мальчика и девочка, которые общаются и дружат через Интернет (таким образом школьники, в частности, получают представление о возможностях общения и обучения с помощью современных технологий и средств связи - через Интернет). Введение «сквозных героев» и их диалоги выполняют и образовательные функции - дети знакомятся с самыми различными формами ведения диалога (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-животные), узнают словоформы и традиции общения, принятые в разных культурных традициях (например, «Храни вас Бог!», «Беловй вам дороги!» и др.).

На первых же уроках устами «сквозных героев» намеренно обсуждаются ситуации с введением нового предмета и выбора определенного модуля для изучения. Дети понимают, что деление их на группы условно, что они будут знакомиться с основами разных культур для того, чтобы научиться понимать самих себя и других людей; что они при этом условном делении все равно остаются общим классом, потому что будут изучать схожие темы, смогут обмениваться мнениями и информацией со своими одноклассниками, выполняя различные задания, вместе работая над похожими проектами, а на последних общих уроках смогут поделиться своими открытиями с одноклассниками и найти то общее, что объединяет разные культуры.

В учебнике «Основы православной культуры» герои-четвероклассники рассказывают о новой для них кабинетной системе, о новой учительнице, о том, как они к ней постепенно привыкают, и о том, что к ним в класс придут ребята из других классов. О ситуации выбора определенного модуля совместно с родителями рассказывается в модуле «Основы светской этики» («на семейном совете было решено выбрать для изучения...»). В учебнике «Основы мировых религиозных культур» сквозные герои размышляют о том, что у людей, живущих в разных странах и исповедующих разные религии, очень много общего; и эти размышления становятся отправной точкой в совершаемом ими виртуальном путешествии по странам и знакомстве с мировыми религиями.

Таким образом, в предлагаемом УМК содержание учебников и их методическое обеспечение было разработано с учетом:

- культурологической направленности курса;

- направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возрастных особенностей обучающихся;

- рисков введения нового предмета именно в 4-ом классе;

- новизны и особенностей содержания курса;

- имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников, решения задач индивидуализации обучения;

- возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;

- возможностей нового предмета для развития творческого поиска и профессионального роста учителей, преподающих «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» и решающих вопросы воспитания и социализации школьников; проявления ими своей профессиональной и гражданской позиции.

Авторы-составители данного пособия будут благодарны всем, кто пришлет через редакцию журнала свои замечания, отзывы, рекомендации по совершенствованию данного комплекта.

Примечания

1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта 11-06-00394а.

2 Психолого-педагогические исследования инкультурации, этического, религиозного развития учащихся рассматриваемого возраста пока еще достаточно редки в российской науке. См.: Безрогов В.Г., Пушкарева Н.Л. некоторые результаты и методы исследования психологии и социологии религии в работах зарубежных исследователей // Религиоведение. - 2002. -№1. - С.119-136; Они же. Религиозность в поле прав человека и межпоколенная толерантность // Десять лет по пути свободы совести. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозных объединений. М.: Ин-т религии и права, 2002. С.69-87; Они же. Конфессиональный аспект социализации индивида, проблема трансляции религиозных ценностей и толерантности в межпоколенных отношениях (обзор работ зарубежных исследователей) // Религиоведение. - 2002. - №2. -С.111-123; также см. различные материалы в журналах «Развитие личности», «Религия и право», «Вопросы воспитания», «Moral Education», «Journal of Children Spirituality» и др.

—Литература—

1. Данилюк А.А. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М.: Просвещение. - 2010.

2. Ваайман К. Духовность. Формы, принципы, подходы. Т.1. М.: ББИ, 2009.

3. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: монография. СПб.- 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.