УДК 372.82 ГСНТИ 13.11.28 Код ВАК 24.00.01
Е. А. Филиппова
Екатеринбург
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», или Почему вводится новый предмет и что нам нужно об этом знать?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственное воспитание, поликультурность, культурная толерантность, диалог, самоидентификация, поликультурная компетентность АННОТАЦИЯ: В статье поднимается вопрос о духовно-нравственном воспитании школьников и формировании у них поликультурной компетенции средствами предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», о внеконфессиональном подходе к преподаванию этого предмета, о его мультикультурной направленности.
E. A. Filippova
Yekaterinburg
«FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHICS», or Why we introduce a new subject and that we need to know about this?
KEY WORDS: spiritual and moral education, multiculturalism, cultural tolerance, dialogue, selfidentification, multicultural competence
ABSTRACT: The article raises the question of the spiritual and moral education of schoolchildren and the formation of their multicultural competence by means of the subject "Fundamentals of religious culture and secular ethics," of unaffiliated approach to teaching this subject, its multicultural focus.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», одна из основных задач образования обозначена как формирование духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания - формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный) и виды образовательной деятельности (учебная, внеучеб-ная, внешкольная, семейная) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.
Изменение отношения к роли воспитания сегодня в российской школе практически означает поворот к новой образовательной парадигме, в которой именно воспитанию отводится ведущее место. Воспитание духовно-нравственной личности рассматривается сегодня как путь к духовному возрождению, к нравственному выздоровлению общества.
Решать эту задачу возможно только совместными усилиями: в Стандартах записано, что сотрудничество школы, культуры, науки, религии и семьи в воспитании, понимание того, что нравственные основы поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага.
Очевидно, что совершенно необходимо и в форме и в содержательной части
образования всех уровней создать такой духовно-нравственный фундамент, который позволит наиболее эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников. При этом следует помнить, что духовно-нравственная культура - это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина - это непрерывное воспитание мироощущения, воспитание чувств. Духовный компонент присутствует во всех видах знаний, во всех предметах школьного курса можно и нужно акцентировать его нравственную составляющую. Таким образом, приоритетом развития образования становится формирование духовно-нравственной культуры обучающихся, и разработка и внедрение предметов данной тематики в учебный план школы становится особенно актуальным. В контексте всего вышесказанного предлагается рассматривать и внедрение нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики».
Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребенка получать всю полноту знаний о нашем мире, о мировой культуре и о религиях мира, как важной составляющей части этой культуры. А светскость государства и школы определяется характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса.
Знания о религиозной культуре, как части общей культуры человечества, должны преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание [10].
Духовно-нравственное образование должно включать в себя знакомство школьников с основными ценностями (общечеловеческими, российскими) и этическими нормами. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, обществе, культуре необходимо знакомить обучающихся с основами религиозной
культуры в целом и традиционных для нашей страны религий в частности.
Процессы глобализации привели к тому, что мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире. Духовная культура общества обогатилась в последние годы таким феноменом как мультикультурность. Школа должна и может стать для своих воспитанников местом, где есть возможность их участия в диалоге мировоззрений и приобретения ими опыта тех взаимоотношений и взаимосвязей, которые реально существуют за ее пределами. Новый предмет должен и может сыграть в этом важную роль.
Уместно вспомнить о том, что наша школа изначально является многонациональным сообществом. Здесь учатся дети разных национальностей и разных религиозных воззрений. Три года назад школа приняла и сейчас успешно реализует программу «Толерантность. Мы разные, но мы вместе». Дети участвуют в совместных проектах, выступают на различных площадках города и области с концертами, с волонтерскими акциями, защищают совместные проекты. Именно благодаря правильно выбранной позиции в нашей школе отсутствуют конфликты на национальной и религиозной почве.
Культурные, в том числе религиозные культурные традиции, необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему они в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми люди руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова [8].
Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Необходимо также умение избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, ин-
тересов, идеалов и святынь. Культурная толерантность - это необходимое условие для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме.
Религиозное и культурное многообразие сегодня составляет в жизни не неизбежность, а просто факт действительности. Наша страна в этом смысле не является исключением: она, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечет за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре -необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни. И это является актуальнейшей задачей нового предмета.
Мы живем сегодня в условиях отсутствия единомыслия, в условиях радикального плюрализма мнений. Такие условия существенно затрудняют и без того нелегкий в детском возрасте процесс самоидентификации личности. Программа нового предмета может стать своеобразным путеводителем в процессе самоидентификации личности ребенка, помочь осмыслить главные нравственные ценности, выделить принципы культурной самобытности.
Новый предмет не может стать успешным в отрыве от других школьных предметов и вне системы нравственного воспитания в школе в целом. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в школе может стать уникальной возможностью показать и связать воедино эволюцию этических норм в обществе и духовности от родовых культов до господствующих религий наших дней. Этапы духовной эволюции человечества связаны с образным представлением истории человечества, с поступательным движением его культуры. Содержание нового предмета может стать с одной стороны предельно простым соответственно возрасту, а с другой стороны - полным и систематизированным представлением о мире, в котором
мы живем, пропедевтикой истории, природоведения, биологии, русского языка, литературы - то есть общим фундаментом для накопления культурологических знаний, создания культурно-творческого пространства. Новый комплексный учебный курс дает возможность на основе уже имеющихся знаний обучающихся, полученных ими при изучении предметов начальной школы («Окружающего мира», «Литературного чтения» и др.) систематизировать и дать целостное знание о мире еще до подробного изучения и разделения на отдельные предметы. Таким образом, благодаря введению в курс начальной школы нового предмета, ребенок получит системноцелостное представление картины мира и духовного развития человечества.
В конечном итоге в процессе освоения нового предмета у школьника, узнавшего о труднейшем пути к духовному и нравственному совершенствованию, пройденном человечеством, должно возникнуть чувство гордости и сопричастности, желание продолжать далее эту миссию, способствовать дальнейшему духовному росту и совершенствованию общества. Таким образом, появляется мотивация к самосовершенствованию в духовно-нравственном отношении, закрепляются моральные критерии. Первые успехи в этом движении будут способствовать развитию чувства собственного человеческого достоинства, неотъемлемой частью которого является чувство ответственности.
Мы часто используем термин «духовно-нравственное воспитание». Уже само словосочетание «духовно-нравственное»
показывает его содержательный смысл.
В философии ХХ века духовность человека понималась как стремление к абсолюту нравственных истин. Это стремление и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с
другими людьми, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за других людей и все живое на земле.
С религиозной точки зрения мера духовности человеческой жизни определяется очень конкретным отношением - связью человека с Богом. В той степени, в которой человек сознательно выстраивает свою жизнь, исходя из заповедей, данных Богом, можно говорить о положительной духовности его существования [8].
Таким образом, понятие духовности в светской школе включает в себя и гуманистические идеалы и религиозные представления, то есть является связующим звеном двух миропониманий. При этом стремление к духовности не только не приводит к противопоставлению двух мировоззрений, но и рождает взаимопонимание, взаимопроникновение в суть важнейших тайн мироздания, позволяющие наиболее полно представить картину мира, что также является важнейшей задачей нашего сегодняшнего образования и воспитания.
В преподавании нового предмета, однако, и на это следует обратить особое внимание, важно соблюдение верного соотношения религиозного и светского. Важно, чтобы учитель понимал, ЧТО является содержанием религиозного образования, КАК можно рассматривать факты религиозной культуры, не вступая при этом в конфликт принципа научности и мировоззренческого плюрализма, лежащими в основе современного школьного обучения, зачем следует изучать основы религиозной культуры в школе, чтобы учитель умел правильно проявить свою профессиональную позицию.
Несколько слов хочется сказать об Особенностях религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе и в школе в частности [4]. Современный учитель сегодня повсеместно оказывается в положении, когда в школе, в классе учатся дети из семей, исповедующих разные мировоззренческие взгляды, придерживающихся разных культурных традиций. Учитель, чтобы успешно решать задачи образования, воспитания, развития и социали-
зации школьников, должен учитывать это в организации учебной и внеурочной деятельности, в выстраивании правильных отношений с детьми и их родителями. Профессиональная позиция педагога, независимо от его личных убеждений и мировоззренческих взглядов, должна быть нейтральной, выдержанной и уважительной по отношению к любой иной культурной традиции. Этого требует принцип светскости школы. Это не означает, что педагог должен скрывать свои убеждения и приверженность определенной культурной традиции, но это значит, что он не может использовать авторитет учителя для навязывания своих взглядов.
Отмечается, что применительно к введению нового предмета присутствует некое предубеждение части общественности, родителей, да и самих учителей относительно знакомства обучающихся с основами религиозных культур. Нужно помнить, что новый предмет дается в рамках культурологического подхода, в целях решения задач духовно-нравственного развития школьников, воспитания у них толерантности и уважительного отношения к любой культурной традиции.
Не секрет, что на сегодняшний день в нашей стране фиксируется низкий уровень религиозной культуры в целом за счет того, что, по сути, практика передачи подрастающим поколениям религиозной культуры в нашей стране была насильственным образом прервана на многие десятки лет, которые характеризовались господствующим в обществе атеистическим мировоззрением.
Хотелось бы более подробно остановиться на содержании курса. Содержание учебников, их методическое обеспечение представляет собой достаточный и отвечающий принципу возрастосообразности содержательный материал, подаваемый в контексте культурологического подхода и позволяющий сформировать у младших школьников первичные представления о светской и религиозной культуре. Учебники снабжены соответствующим методическим аппаратом: структура учебников и уроков; система работы с иллюстрациями
и с текстом; использование различного рода методических приемов, ориентированных на возраст младших школьников в разработке системы вопросов-заданий, в словарной работе, в работе по развитию речи, в формировании коммуникативной компетенции, критического мышления, умении размышлять, высказывать свое мнение, аргументировать его. В учебниках каждого модуля смоделированы ситуации, близкие к жизненной ситуации четвероклассников.
Концепция предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», вводимого в 4-х классах общеобразовательной школы, основывается на положениях, которые, по мнению авторов УМК, обеспечивают действительную и эффективную реализацию целей и задач нового школьного предмета, обусловливают подходы к отбору содержания учебников и их методическому обеспечению. Вот эти положения:
- культурологический подход, просветительская и развивающая роль нового предмета;
- обязательная направленность курса на объединение детей, а не на их разобщение (при внешнем организационном делении обучающихся на группы);
- возрастосообразность, проявляющаяся в учете жизненной ситуации развития младших школьников 4-5 класса, учете их возрастных особенностей в обучении и воспитании, социализации и в процессе присвоения ими ценностей.
В учебниках реализуются также ак-сеологический, коммуникативный, деятельностный подходы.
Основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебнометодического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, обычаи, традиции и верования. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерыв-
ность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества - огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который эта культура прошла; развитие различных исторических эпох, национальных культур. Такое широкое понимание человеческой культуры важно для процесса идентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.
В УМК культура - религиозная и светская, представлена в традициях, ритуалах и обрядах древних людей и наших современников; в истории и языке; в архитектуре, искусстве, литературе, живописи, музыке; через быт людей, поскольку он и есть реальная жизнь представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, осязать -почувствовать эту культуру.
Мир быта людей - это вещи, которые их окружают; привычный образ жизни, каждодневное поведение, обычное протекании жизни в ее реальнопрактических формах. Быт, всегда находящийся в сфере практики, неразрывно связан с глубинными символами, с идеями, ценностями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох, культур, сообществ. Поэтому в учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни и обихода, поведения людей, представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, языком (язык священных книг, словесные формы - приветствия, прощания, обращения и т.д.) - все, в чем раскрываются те невидимые черты жизни, которые ярко характеризуют культуру той или иной группы, сообщества людей [5].
Такое понятие культуры тяготеет к этнографическому и социологическому подходу, когда оно используется для описания жизни народов и социальных групп и их отношений. В отношения вступают реальные люди, представители культур. А положение каждого конкретного человека в сообществе (его статус, социальная роль
и т.п.) играют не последнюю роль в построении отношений с представителями других культур.
Традиции почитания Бога составляют религиозную культуру. Она включает в себя религиозные тексты (священные книги, молитвы, законы), религиозные обряды (ритуалы, таинства, правила поведения и запреты), религиозное искусство (архитектуру, музыку, живопись). Изучая духовную, религиозную историю и культуру стран и цивилизаций, школьники обязательно должны сначала понять истоки, давшие основание этой культуре. Человеческая цивилизация, религиозная культура дали человечеству основы морали и правовых отношений, формировали эстетические и нравственные идеалы, были источником вдохновения, обеспечивали разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Этические и религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве.
У человечества накопился богатый опыт знакомства с культурами других народов, начиная с записок путешественников, описаний этнографов до ярких, запоминающихся фильмов-очерков и др. Все эти формы объединяет эффект создания в нашем сознании образа той или иной культуры. Этот образ, содержит представления о нравах, обычаях, традициях; знакомит нас с тем, как живут люди разных культур. Это и является общим, «сквозным» во всех основных «блоках» модулей предмета и должно отвечать на вопросы детей о том:
- почему, зачем, ради чего, во имя чего люди живут так, а не иначе (ценностнонормативный уровень, духовная составляющая культуры);
- как ведут себя люди в разной обстановке, ситуациях; в дни обычные и в особые - праздничные; как работают, отдыхают; как строят свои отношения с окружающими людьми, со старшими, с
детьми, со сверстниками и т.п. (ритуально-поведенческий уровень);
- какими предметами пользуются, какие предметы производят, какие из них имеют для них особое значение и, например, свято почитаются, являясь теми атрибутами, по которым можно узнать, опознать данную культуру (предметно-атрибутивный уровень, материальный мир);
В каждом элементе культуры выступает ценностный смысл. Школьники 911 лет стоят на пороге подросткового возраста. Этот возраст окончания детства характеризуется приобретением основных, необходимых в обществе, социальных и познавательных навыков в процессе обучения (Ж. Годфруа [2], Ж. Пиаже [3],
Э. Эриксон [14], Д. Б. Эльконин [13]). Сам выбор навыков, которые должны стать достоянием ребенка, имеет культурное определение: в одних культурах он ориентирован на освоение домашнего хозяйства, в других - на работу с информацией, в третьих - на начальное освоение ремесла и т.п. При этом для любой культуры характерно освоение ребенком этого возраста и основ взаимодействия между людьми, принятых в данном обществе.
Итогом данного этапа развития для ребенка является представление о себе, которое условно можно выразить формулой: «Я - то, чему я научился». Это начало самосознания, выработки самооценки, во многом зависящей от оценки учителей, значимых взрослых, сверстников. Близость подросткового периода повышает и значимость статуса в среде сверстников, который в не малой мере производен от результатов обучения, поэтому в преподавании предмета важное место принадлежит именно этому. В случае позитивной оценки качества-содержания того, «чему научился», возникает чувство компетентности, трудолюбия [14], внутренней комфортности, определенного статуса, адекватной самооценки. Важным в процессе обучения выступает не только знание, но и в большей степени получение ответов на вопросы: «Как это делается?» и «Почему так происходит?».
Предмет преподается без оценки. В этом случае, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета. В этом возрасте ребенку оказывается более доступной задача приобретения требуемых социальных навыков, которые осваиваются им не путем заучивания «сухих» правил и норм жизни в сообществе, а в результате их практической реализации. Поэтому, естественным требованием к организации процесса обучения является его жизненная, а не «книжная» направленность. В соответствие с этим не только подача материала того или иного модуля (формы и способы), но и сам отбор содержания материала модулей должны быть ориентированы на вовлечение ребенка в жизненные реалии соответствующей культуры. В основе лежит феномен идентичности, достижение которой во время традиционного урока с его в основном «знаниевой» ориентацией представляется весьма сомнительным.
Кроме того, по мнению психологов, данный возраст характеризуется некоторой «недоигранностью» в детстве [14]. Поэтому, как в содержании, так и в методическом обеспечении учебников, важно обращение к игровым формам, («сквозные герои», элемент путешествия, «не совсем обычные уроки», «уроки-погружения в эпохи» и т.д.); к живым, деятельным ситуациям (поиск, проблемная ситуация, подготовка и защита проектов и т.д.), к работе с текстами и с иллюстративным материалом, в том числе мультимедийным (аудио, видео-записи); к рассмотрению и созданию ситуаций, жизненно близких детям; к эмоциональной сфере ребенка, к его жизненному опыту, к освоению практических навыков («то, чему я научился»).
Отбор содержательного материала и сама логика его подачи, изложения учитывала вышеназванные моменты. Во всех учебниках изложение материала как бы «окольцовано» общими уроками, их тематикой: первым - «Россия - моя Родина», вторым, посвященным культуре, традициям, духовным ценностям; и последним уроком во всех модулях, на котором не
только подводится некий тематический итог - напутствие детям - «Идти дорогами добра», но и дается определенный импульс к дальнейшему изучению курса: «Что бы вы еще хотели узнать о данной культурной традиции». Последние общие заключительные уроки (4 часа) представляют собой проекты на условную тему: «Что бы я хотел рассказать своим одноклассникам о моей культуре....». Эта тема задается уже на первых уроках и к ней учитель должен обращать детей в ходе изучения всего курса, используя для этого в системе заданий задания повышенной сложности, участие их в проектной деятельности.
Цементирующими, объединяющими все учебники являются тематические «блоки» и стратегические линии в изложении материала, представляющие собой общие разделы, такие, как например: «Как сегодня жить по нравственным законам», «Семья и семейные ценности в.», «Календарный год в культуре», «Золотое правило нравственности», «Самосовершенствование» [1]. В разделах рассматриваются общие для разных культурных традициях темы: отношение к труду, к знаниям, к дружбе, к людям, к природе, к самим себе и т.д. Важное место уделяется воспитанию патриотизма и свидетельствам примеров единения представителей всех конфессий и светского государства; роли всех религиозных культур, их значения для общей культуры народов России в ее истории и современности.
Курсом предусмотрены перспективные задания: мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.
При обязательном наличии общих тем для всех учебников, представляющих разные модули, в них делается акцент на то индивидуальное, что особенно важно для данной культурной религиозной или светской традиции, что представляется сегодня наиболее актуальным. Так, например, в «Основах мировых религиозных культур» акцент сделан на мирном диалоге всех религий, важности его для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих.
В «Основах иудейской культуры» акцент сделан на том, что иудаизм - это религия народа и ей еврейский народ обязан тем, что он сохранился, как народ, и поэтому канвой для материала учебника по основам иудейской религиозной культуры послужила история еврейского народа [12].
В «Основах исламской культуры» важное место занимает обращение к семейным ценностям, имеющим особое значение для данной культурной традиции, и миролюбивому характеру этой религии. Учебный курс начинается с уроков, объясняющих, как Коран предписывает мусульманам относиться к гостям, соседям и людям другой национальности и вероисповедания. Целый раздел посвящен вопросам патриотизма -тому, что в священной книге мусульман говорится о защите своей родины и свидетельства того, как мусульмане в разное время защищали свою Россию, как свою родину; делается акцент на том, каково правильное значение слова «джихад» [7].
В «Основах православной культуры» важное место уделено истории принятия христианства на Руси, жизни и подвигу Иисуса Христа, тем основам христианской православной этики, которые составляют суть учения: любви, прощению, милосердию; учению о душе; понятию священного и святого в христианстве [6].
В «Основах буддийской культуры»
- учению буддизма о единстве с природой, со всем живым на земле; об ответственности за все окружающее и о важности хороших поступков для жизни своей и других [11].
В «Основах светской этики» перед обучающимися ставятся «вечные вопросы человечества»: в чем смысл жизни, зачем человек приходит в этот мир, как он относится к самому себе, окружающим его людям, природе; как прожить земную жизнь -вот те общие вопросы, ответы на которые во все времена искали люди и давали им этика и религиозная культура [9].
Метапредметные результаты курса: адекватное использование речевых
средств и средств информационно-
коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и позна-
вательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результатом изучения предмета должно стать формирование у школьников основ поликультурной компетентности, которая понимается как объединенное качество личности ребенка, которое включает систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе. Ребенок учится выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате изучения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику развития, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2010.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т. М.: Мир; 1996.
3. Жан Пиаже. Психология интеллекта. - СПб.: «Питер», 2003.
4. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2003. .
5. Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. - М.: Планета детей, 1997.
6. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
7. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
8. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:Высш. шк., 1994.
9. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
10. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004.
11. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2010.
12. Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
13. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. -Москва: Институт практической психологии, 1996.
14. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. - СПб.: «Питер» 1996.
15. Электронный ресурс Ы*р//ога^е.т