Научная статья на тему 'ОРИГИНАЛЬНОСТЬ СТИЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНОГО ХАФИЗА УЗБЕКИСТАНА ЭРКИНА РУЗМАТОВА'

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ СТИЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНОГО ХАФИЗА УЗБЕКИСТАНА ЭРКИНА РУЗМАТОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маком / произведение / исполнение / хафиз / Ушшок / Кашкарча. / makom / work / performance / hafiz / Ushshok / Kashkarcha.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахмедов Элмурод Ганишерович

сегодня внимание к нашим национально-духовным ценностям, традициям, забытым, исторически ценным традициям, процесс их реформирования приобрели первостепенное значение. И это внимание поднялось на государственный уровень. С первых лет независимости была проделана большая работа по бережному сохранению и восстановлению духовных ценностей наших предков, в том числе музыкальной культуры, а также по шагам, синхронизированным со временем. В данной статье представлена информация о творчестве народного Хафиза Узбекистана Эркина Рузматова, внесшего достойный вклад в развитие богатой музыкальной культуры узбекского народа. Также упоминаются несколько произведений в его исполнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINALITY OF THE STYLE OF PERFORMANCE OF THE FOLK HAFIZ OF UZBEKISTAN ERKIN RUZMATOV

today, attention to our national and spiritual values, traditions, forgotten, historically valuable traditions, the process of their reform has become of paramount importance. And this attention has risen to the state level. Since the first years of independence, a lot of work has been done to carefully preserve and restore the spiritual values of our ancestors, including musical culture, as well as steps synchronized with time. This article presents information about the work of the people's Hafiz of Uzbekistan Erkin Ruzmatov, who made a worthy contribution to the development of the rich musical culture of the Uzbek people. Several works performed by him are also mentioned.

Текст научной работы на тему «ОРИГИНАЛЬНОСТЬ СТИЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНОГО ХАФИЗА УЗБЕКИСТАНА ЭРКИНА РУЗМАТОВА»

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ СТИЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНОГО ХАФИЗА УЗБЕКИСТАНА ЭРКИНА РУЗМАТОВА Ахмедов Э.Г.

Ахмедов Элмурод Ганишерович - Народный артист Узбекистана, исполнитель макомов, певец, Центр узбекского национального макомного искусства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: сегодня внимание к нашим национально-духовным ценностям, традициям, забытым, исторически ценным традициям, процесс их реформирования приобрели первостепенное значение. И это внимание поднялось на государственный уровень. С первых лет независимости была проделана большая работа по бережному сохранению и восстановлению духовных ценностей наших предков, в том числе музыкальной культуры, а также по шагам, синхронизированным со временем. В данной статье представлена информация о творчестве народного Хафиза Узбекистана Эркина Рузматова, внесшего достойный вклад в развитие богатой музыкальной культуры узбекского народа. Также упоминаются несколько произведений в его исполнении.

Ключевые слова: маком, произведение, исполнение, хафиз, Ушшок, Кашкарча.

THE ORIGINALITY OF THE STYLE OF PERFORMANCE OF THE FOLK HAFIZ OF

UZBEKISTAN ERKIN RUZMATOV Akhmedov E.G.

Akhmedov Elmurod Ganisherovich - People's Artist of Uzbekistan, makom Performer, Singer, UZBEK NATIONAL MAKOM ART CENTER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: today, attention to our national and spiritual values, traditions, forgotten, historically valuable traditions, the process of their reform has become of paramount importance. And this attention has risen to the state level. Since the first years of independence, a lot of work has been done to carefully preserve and restore the spiritual values of our ancestors, including musical culture, as well as steps synchronized with time. This article presents information about the work of the people's Hafiz of Uzbekistan Erkin Ruzmatov, who made a worthy contribution to the development of the rich musical culture of the Uzbek people. Several works performed by him are also mentioned.

Keywords: makom, work, performance, hafiz, Ushshok, Kashkarcha.

УДК 78.071.2

Обладатели уникального голоса в Узбекистане издавна воспитывались в атмосфере трудолюбивой морали и нравственности, помогали им развивать свой природный потенциал и достигать высокого уровня зрелости. Будущие хафизы выполняли специальные упражнения под водой, чтобы поддерживать дыхательные пути, напрягая голосовые связки, чтобы петь без перерыва в течение нескольких часов, плавно и без усилий исполняя особенно сложные кульминации в верхних нотах. Певцы, вступившие на путь профессионального искусства, использовали эффективные методы сохранения, ухода и контроля голоса. В этом отношении хафизы, прежде всего, выработали привычку избегать жары и холода и других резких воздействий. В целом, хафизу следовало уделять гораздо больше внимания своей внешности, манере поведения и манерам. Все эти процедуры, если за ними внимательно следить, воплощены и у Эркинжона Рузматова. Тогда можно сделать вывод, что звание народного хафиза Республики Узбекистан было присвоено человеку не зря.

Изучение богатого музыкального наследия своей страны-долг каждого народа. Большой вклад в музыкальное искусство, помимо музыкальных жанров, исполнительских стилей, школ, вносят многие певцы, музыканты и композиторы и они не изучены до конца. В настоящее время есть творцы, частично знающие и изучающие это наследие, у которых можно изучать, создавать учебную литературу и внедрять ее в образовательный процесс [1].

Макомное пение издревле признается видом искусства, приведенным к определенному порядку и уставу и развивающимся в соответствии со своими строгими правилами. Более того, именно благодаря этим характеристикам он выделяется среди других категорий более свободного порядка. Макомные правила состоят из двух основных измерений. Первая - высота нагма мелодии, вторая - время, которое проходит между ними, который отличается по весу и способу измерения. Именно в сочетании единиц усулей и нот возникают определенные образы - формы музыкальных произведений.

Маком - один из основных понятий в профессиональной музыке узбеков, что может пониматься как ладово-мелодическая модель, или как музыкальный жанр. Каждый узбекский маком имеет собственное название символизирующее определенную философскую или психологическую концепцию [2].

Сначала остановимся на "Кукон ушшоги" в исполнении Эркинжона Рузматова. Эта песня очень трогательная. Музыка, которая сначала растопит сердца, погрузит вас в певческую психику и побудит вас понять боль исполнителя.

Qaro ko'zingning asiriman mudom, ey pari noz, ey nozaninеy,

Zamona ko'rmadi bir sеn kabi qadi tannozеy, ey nozaninеy,

Chamanda sarv qadinngdеk latif emas shamshod,

Yuzing kabi rizvon guli emas gulnoz cy, yoray, xamdam yoray, ooo...

Известно, что в самом Шашмакоме существует 2 самостоятельных лад-муадыля с названием "Ушшок": Намуди Ушшок и Авджи Ушшок. Кроме того, на основе Ушшокского мазхаба созданы произведения "Ушшоки Калон", "Самарканд Ушшоки", "Кукон Ушшоки", "Ёввойи Ушшок", "Ташкент Ушшоки", которые нашли устойчивое место в традициях [3]. В исполнении Эркина Рузиматова один из таких Ушшоков исполняется в ритме Кокандского Ушшога, и это исполнение можно проиллюстрировать в любых кругах, в любых учебных пособиях.

До недавнего времени считалось, что величественные макомные образцы могут быть непосредственно приняты в качестве почетного наследия и теперь могут быть обновлены и обогащены только посредством исполнительных интерпретаций. Действительно, такая же ситуация наблюдается в живой практике на протяжении многих десятилетий [4].

Следущее произведение в исполнении Эркинжона Рузматова - "Кашкарчаи Садирхан". Также привлекает внимание тот факт, что в исполнении хафиза эта песня начинается со слов "Xa yoray, ooo, yoray...". "Ko'yida yig'lar edim mеn zor xam bеmorman..." мысли уносят далеко-далеко.

"Zor qilib Miskin Navoiy ^cha kun ^kdi fig'on...,

Qilmadi ul oy taraxxum..."

Исполнитель этих строк не обычный любовник, он одержим Божественной любовью. С другой стороны, Божественная любовь - это самый священный дар, самое щедрое чувство, самое суровое наказание Бога... Любовь - это путь, по которому ходят души, который видят только сердца. Он идет по дороге со светлым лицом и чистыми намерениями. Идет по стопам верности.

Почему это произведение, которое так страстно пел Эркинжон Рузматов, называется «Кашкарчаи Садирхан»? Сначала уточним Кашкарчу. Кашкарча - усуль, связанный с уйгурской музыкой по происхождению, а также мелодии и песни, исполняемые в этом усуле:

1. 2 группы шуба Шашмакома которые исполняются после талкинча. Они называются вместе с названием шуба, например, «Кашкарчаи савти Ушшок»;

2. Узбекская народная мелодия в 2-х частях. В нем сочетаются мелодии уйгурской и узбекской народной музыки;

3. Название песни, сочиненной Хафизом Содирханом Бобошарифовым.

Источники сообщают, что Содирхан Хафиз Бабошарифов жил в Хужанде с 1847 по 1931 год. Известен не только как хафиз, но и как сочинитель, композитор. Он был воспитан Пошшо Охуном и Саидом Бузрукхуджами и овладел секретами пения, инструментального и макомного исполнительства. В 20 лет получил статус хафиза. Действовал в Ферганской долине, в частности в Кокандских ханствах. Он тесно сотрудничал с Мадумаром Хафизом, Каримкулбеги, Исмаилом найчи, Домлой Халимом и Хаджи Абдулазизом. Содирхан Хафиз Бобошарифов также известен как "Сарнакшчи" и "Маснавихан".

Музыкальное искусство Узбекистана процветает в связи с коренными реформами, происходящими в общественно-политической жизни республики. Конечно, для этого необходимо будет преодолеть специфические трудности переходного периода, полностью освободиться от ложных идей, идеологий, оставшихся от недавнего прошлого, и в то же время глубоко привязаться к шедеврам многовекового национального музыкального наследия нашего народа. Уже не имеет себе равных роль образцов музыкального наследия в нашей духовно-общественной жизни, в воспитании подрастающего поколения, а также в процессе самореализации всего нашего народа. Необходимо обратить внимание на пропаганду образцов музыкального наследия, составляющих один из важнейших пунктов нашей национальной идеологии, обеспечить внедрение в образовательную систему новых учебных программ, построенных на их основе.

Список литературы /References

1. Матякубов Ш.Б. Искусство бахши в Узбекистане. «Вестник науки и образования». № 12 (66), 2019.

2. Ниёзов С.Н. Мугулча Шашмакома. «Проблемы современной науки и образования». № 3 (160), 2021.

3. Юнусов Р. Узбек халк мусика ижоди. Ташкент, 2000.

4. Шорахметов Ш. Изучение национального наследия с точки зрения исполнения, достижения и

недостатки. «Проблемы современной науки и образования». № 4 (161), 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.