Научная статья на тему 'МУГУЛЧА ШАШМАКОМА'

МУГУЛЧА ШАШМАКОМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / ШАШМАКОМ / МУГУЛЧА / БУЗРУК / ДУГОХ / СЕГОХ / РОСТ / ШУЪБА / ШАХОБЧА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ниёзов Сойибжон Наврузович

Узбекская народная классическая музыка отличается своим методическим и жанровым богатством. Его изучение, практическое овладение всеми его стилями имеет большое значение в подготовке исполнителей вокальных ансамблей высокой квалификации. Наиболее важным в этом является то, что певцы во время исполнения совместно постигают и исполняют идейное содержание произведений, их стилевые формы. При этом исполнение технических и художественных декораций заключается в достижении единообразия у всех, в тщательной проработке произведений, в умеренности, последовательности и ритмичности. В данной статье приводятся сведения о мугулчах Шашмакома, одном из древнейших наследий узбекского народа. Ведь их исполнение тоже требует от певцов особой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUGULCHA OF SHASHMAKOM

Uzbek folk classical music is distinguished by its methodological and genre richness. His study, practical mastery of all his styles is of great importance in the training of highly qualified vocal ensembles. The most important thing in this is that the singers jointly comprehend and perform the ideological content of the works, their stylistic forms. At the same time, the execution of technical and artistic decorations consists in achieving uniformity for everyone, in careful elaboration of the works, in moderation of sequence and rhythm. This article provides information about mugulcha of Shashmakom, one of the oldest heritage of the Uzbek people. After all, their performance also requires special training from the singers.

Текст научной работы на тему «МУГУЛЧА ШАШМАКОМА»

МУГУЛЧА ШАШМАКОМА Ниёзов С.Н. Email: Niyozov17160@scientifictext.ru

Ниёзов Сойибжон Наврузович - и.о. доцента, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: узбекская народная классическая музыка отличается своим методическим и жанровым богатством. Его изучение, практическое овладение всеми его стилями имеет большое значение в подготовке исполнителей вокальных ансамблей высокой квалификации. Наиболее важным в этом является то, что певцы во время исполнения совместно постигают и исполняют идейное содержание произведений, их стилевые формы. При этом исполнение технических и художественных декораций заключается в достижении единообразия у всех, в тщательной проработке произведений, в умеренности, последовательности и ритмичности. В данной статье приводятся сведения о мугулчах Шашмакома, одном из древнейших наследий узбекского народа. Ведь их исполнение тоже требует от певцов особой подготовки.

Ключевые слова: маком, Шашмаком, мугулча, Бузрук, Дугох, Сегох, Рост, шуъба, шахобча.

MUGULCHA OF SHASHMAKOM Niyozov S.N.

Niyozov Soyibjon Navruzovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Uzbek folk classical music is distinguished by its methodological and genre richness. His study, practical mastery of all his styles is of great importance in the training of highly qualified vocal ensembles. The most important thing in this is that the singers jointly comprehend and perform the ideological content of the works, their stylistic forms. At the same time, the execution of technical and artistic decorations consists in achieving uniformity for everyone, in careful elaboration of the works, in moderation of sequence and rhythm. This article provides information about mugulcha of Shashmakom, one of the oldest heritage of the Uzbek people. After all, their performance also requires special training from the singers.

Keywords: makom, Shashmaqom, mugulcha, Buzruk, Dugoh, Segah, Rost, shuhba, shakhabcha.

УДК 784.4; 398.88

Историю макомов можно разделить на два больших периода, которые отличаются между собой. Содержание первого периода составляют корни очень древнего происхождения макомов с пространственно-временной точки зрения, изучение ранних мелодических пластов. Естественно, в этот период не было тех буквальных макомов, которые известны нам сейчас, конечно. Уже дошедшие до нас процессы формирования макомных систем обусловлены определенным этапом социокультурного развития, в связи с чем (второй период) переходим к более детальной трактовке.

Маком - один из основных понятий в профессиональной музыке узбеков, что может пониматься как ладово-мелодическая модель, или как музыкальный жанр.

Каждый узбекский маком имеет собственное название символизирующее определенную философскую или психологическую концепцию. Слово "Шашмаком" по-таджикски означает шесть макомов. Каждый из макомов имеет свое название, например Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок. Каждый из них представляет собой крупноформатную серию произведений, включающую от 20 до 45 больших и малых размеров макомов [1].

В первые периоды процесса формирования шашмакомов были созданы "Сарахбор", "Наср", которые входили в первую группу. А в последующие годы "Шашмаком" становился все богаче. В него вошли новые шуъба, созданные композиторами. В результате было создано несколько мугулча в стиле шуба и были включены во вторую группу Шашмаком.

Письменные источники также подтверждают, что данная шуъба является продуктом последнего периода. В сборниках стихотворных текстов, написанных в XIX веке и посвященных Шашмаком, названия "мугулча" в основном отсутствуют. Исключением является один рукописный сборник, в котором текст стихотворения, адресованного Савту, не соответствует тому, что содержится в современных Савтах. В источниках шуъба с другими названиями также не упоминаются. В состав хорезмских макомов они вообще не вошли, что свидетельствует о том, что ветви типа Савт - мугулча и их шахабы возникли в конце Х1Х-начале XX вв.

В Шашмакоме следует обратить особое внимание на то, что некоторые выражения используются не только в двух, а даже более значениях. Определения, такие как «маком» и «сарахбор». В виде великого комплекса Шашмаком, формировался на протяжении веков, мы должны иметь в виду, что слова и фразы описывают его внешние качества, а музыкальные фразы макомов находятся во внутреннем понимании [2].

Слово «мугулча» является выражением усуля дойры с одноименным названием. Шуъбы второй группы кардинально отличаются от шуъбы первой группы. Шуъба первой группы «Сарахбор», «Талкин» и «Наср» вместе тарона исполняются в виде целого ряда. Вторая группа шуъба не похожа ни на одну другую с точки зрения мелодической тематики, поэтому они исполняются в виде отдельных партий со своими шахобами «Талкинча», «Кашкарча», «Сокинома» и «Уфар».

Вторая группа шуъба - это песенные треки, которые исполняются в усуле мугулча. Только в макоме Наво шуъба Мустазоди Наво исполняется в усуле дойры «талкин».

Одна из ветвей второй группы, «Мугулчаи Бузрук», по структуре мелодии представляет собой определенный ритмико-мелодический вариант «Сарахбори Бузрук». Теперь также обратите внимание на усуль дойры, сравнивая его с начальными предложениями «Мугулчаи Бузрук». Кусочки мелодии «Мугулчаи Бузрука" такие же, как в «Сарахбори Бузруке». После того, как основной путь Мугулчаи Бузрука исполнен, будут исполнены его шахобчи «Талкинча», «Кашкарча», «Сокинома» и «Уфар», которые представляют собой ритмические вариации усулей дойры, связанные с названиями этих шахобчи. Поэтому, если проанализировать только один из них, можно представить структуру мелодий и других шахобчей. Но они приобретают разную силу душевного воздействия, приобретают разный колорит в усулей дойры, в сопровождении различных стихотворных текстов. Возьмем, к примеру, Кашкарчи Мугулчаи Бузрук. Его первый хат - «даромад», второй - третий хат - «миёнхат», четвертый - пятый хат - «дунаср», то есть повторение начальных предложений песни на высоких нотах, шестой - седьмой хат - «намуд Уззола», восьмой-девятый хат - намуд «Мухайяри Чоргох» и «фуровард».

Вторая группа шуъба макома Рост включает в себя Савти Ушшок, Савти Калон, Савти Сабо и была создана на основе первой группы шуъба Рост, которые являются их вариантами. Вторая группа шуъба макома Рост состоит только из Савтов, в которых Мугулча не встречается. В первые годы становления Шашмаком были

созданы Сарахбор, Талкин, Наср и их тарона, входящие в первую часть раздела песни, в последующие годы содержание Шашмакома обогатилось. К нему присоединились новые шуъба со стороны композиторов. Таким образом появились Савты и Мугулча.

Как известно, в Шашмаком в макоме Сегох нет Савта, и мугулча в макоме Рост. Это обстоятельство объясняется в источниках тем, что мугулча не соответствует макому Рост. Потому что усуль дойры не подходит для этих нот. Слово "Рост" имеет такие значения, как верный, совершенный, правильный. В системе Шашмаком эти лексические значения гармонизированы, и используется как превосходная и доминирующая единица структуры ноты макома [3].

Среди мугулча Мугулчаи Сегох считается самым крупным, а также самым сложным в плане исполнения. Его сложность заключается в том, что для его исполнения необходим объемный и эмоциональный голос, соответствующий макому Сегох, а также многолетняя квалификация макомного исполнителя.

В Шашмакоме существует 4 вида мугулча, это Мугулчаи Бузрук, Мугулчаи Наво, Мугулчаи Дугох и Мугулчаи Сегох. Савты и мугулча, в свою очередь, состоят из пяти шахабча. В качестве примера рассмотрим структуру Мугулчаи Бузрука: Мугулчаи Бузрук, Талькинчаи мугулчаи Бузрук, Кашкарчаи мугулчаи Бузрук, Сокиномаи мугулчаи Бузрук и Уфари мугулчаи Бузрук. Последовательность этих действий происходит таким образом, и по мере того, как все больше и больше переходя от частей к шахобчам, усули дойры также становятся все быстрее и быстрее.

Список литературы /References

1. Турабоева Б.Р. О макоме Бузрук. «Проблемы современной науки и образования». № 5 (150), 2020.

2. Азизбоев С.С. Особенные черты макомов Узбекистана. «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.

3. Аминова К. Маком Рост. «Вестник науки и образования». № 20 (98), 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.