Научная статья на тему 'МАКОМ РОСТ'

МАКОМ РОСТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
275
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / РОСТ / НАМУД / АВЖ / ТАЛКИН / МУШКИЛОТ / НАСР / МАНСУР / МАНЗУМ / СУПОРИШ / ЗЕБО ПАРИ / MAKOM / ROST / NAMUD / AWJ / TALKIN / MUSHKILAT / NASR / MANSUR / MANZUM / SUPORISH / ZEBO PARI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аминова Комила

Что такое маком? Какие идеи или учения выражены в категориях добродетельного макома? Почему макомное искусство многие века не теряет своей сущности, а значит, художественной ценности? Такие вопросы на самом деле кардинально зеркальны и неразрывно связаны между собой культурно-историческими и теоретическими вопросами, в результате чего трудно дать на них однозначный ответ. Поэтому, кажется целесообразным искать ответы на эти вопросы в художественной истории. Так как необходимо рассматривать любую музыкальную культуру не только как материально-акустическое явление, но и прежде всего как социально-историческое явление. В данной статье рассказывается о макоме Рост, о его частях и о его роли в мире макомов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKOM ROST

What is makom? What ideas or teachings are expressed in the categories of the virtuous makom? Why makom art for many centuries does not lose its essence and, therefore, artistic value? Such questions are in fact cardinally mirrored and inextricably linked by cultural-historical and theoretical questions, which makes it difficult to give a clear answer to them. Therefore, it seems appropriate to look for answers to these questions in art history. Since it is necessary to consider any musical culture not only as a material and acoustic phenomenon, but also primarily as a socio - historical phenomenon. This article describes the Rost Makom, its history, and its role in the world of makoms.

Текст научной работы на тему «МАКОМ РОСТ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МАКОМ РОСТ Аминова К. Email: Aminova698@scientifictext.ru

Аминова Комила - доцент, кафедра макомного пения, Узбекский национальный институт музыкального искусства им.Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: что такое маком? Какие идеи или учения выражены в категориях добродетельного макома? Почему макомное искусство многие века не теряет своей сущности, а значит, художественной ценности? Такие вопросы на самом деле кардинально зеркальны и неразрывно связаны между собой культурно-историческими и теоретическими вопросами, в результате чего трудно дать на них однозначный ответ. Поэтому, кажется целесообразным искать ответы на эти вопросы в художественной истории. Так как необходимо рассматривать любую музыкальную культуру не только как материально-акустическое явление, но и прежде всего как социально-историческое явление. В данной статье рассказывается о макоме Рост, о его частях и о его роли в мире макомов.

Ключевые слова: маком, Рост, намуд, авж, талкин, мушкилот, наср, мансур, манзум, супориш, Зебо Пари.

MAKOM ROST Aminova K.

Aminova Komila - Associate Professor, DEPARTMENT MAKAM SINGING, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: what is makom? What ideas or teachings are expressed in the categories of the virtuous makom? Why makom art for many centuries does not lose its essence and, therefore, artistic value? Such questions are in fact cardinally mirrored and inextricably linked by cultural-historical and theoretical questions, which makes it difficult to give a clear answer to them. Therefore, it seems appropriate to look for answers to these questions in art history. Since it is necessary to consider any musical culture not only as a material and acoustic phenomenon, but also primarily as a socio - historical phenomenon. This article describes the Rost Makom, its history, and its role in the world of makoms. Keywords: makom, Rost, namud, awj, talkin, mushkilat, nasr, mansur, manzum, suporish, Zebo Pari.

УДК 784.22

Шашмаком, один из бесценных шедевров узбекского народного музыкального искусства, с древнейших времен был основой Восточной музыкальной культуры, в результате развития музыкального фольклора, первые черты которого совершенствовались веками. Представленные в древних музыкальных книгах стили такие как амал, савт, накш, кор, пешрав, зарбайн, рихта а также фразы, существующие в макомных трактах, таких как хона, бозгуй, сархона, миёнхона, основы использования авжей в песнях, усули дойры, поэтические измерения, музыкальные альтернативы дают понятие о внутренних закономерностях Шашмакома.

На протяжении веков шедевр "Шашмаком", являющийся культурой нашего искусства, был отработан в результате творческого мышления, труда наших великих мыслителей,

поэтов, хафизов, музыкантов и композиторов. Это национальное уникальное искусство получило большую известность не только в нашей стране и на Востоке, но и в мировом масштабе. Искусство маком признано ЮНЕСКО как нематериальное культурное наследие человечества, и мы как наши предки гордимся им [1].

Шашмаком состоит из макомов Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок. Каждый маком состоит из двух разделов, а именно инструментального и певческого разделов, которые в последнее время также назывались Мушкилот и Наср. В Хорезме она также называется Мансур или "чертим йули" и Манзум или "айтим йули". Наставники макомисты выступали с помощью определенных ансамблей в виде целой категории от начала до конца или в стиле сольных мелодий и песен. Для исполнения макомов был характерен ансамбль, состоящий из двух тамбура, одного дутора, одного кубыза или сато, одного дойры и двух или трех певцов. Эта сложная серия музыкальных произведений, длившаяся два - три часа, исполнялась певцами поочередно. Макомные треки исполнялись сольными музыкантами и певцами или несколькими артистами в стиле сольных мелодий и песен. При исполнении в стиле «туркум» мелодические и певческие пути макома соединяются друг с другом, обогащая предшествующие ему части произведениями иной формы, нового тона и придавая им разнообразия.

Слово "Рост" имеет такие значения, как верный, совершенный, правильный. В системе Шашмаком эти лексические значения гармонизированы, и используется как превосходная и доминирующая единица структуры ноты макома.

В ХШ-ХУШ веках в музыке народов Средней Азии, Гуросона и Азербайджана звучали «двенадцать макомов», и, как уже упоминалось выше, у них были свои имена. Это:

1. Ушшок - любовь к Божьему пути - это усердно работать.

2. Наво - это грустить по любви святому.

3.Бусалик - основа от имени Абусолик. То есть войти в путь к Богу.

4. Рост - означает правду о пути к Богу, и это 1- этап.... [2].

Как написано в книге "Хорезмская музыкальная история", маком Рост должен начинаться с ноты" До " и завершаться на этом же. Для самого макома Рост это довольно верно. Потому что этот маком не очень хорошо резонирует на других нотах. Сарахбори рост сообщает информацию, которую можно найти во всех шуъбах макома Рост. То есть намуды, основы лада и все изменения в мелодии данного макома кроме усули дойры исполняется в Сарахборе Рост. В Сарахборе Рост есть шесть тарона, которые исполняются один за другим, не повторяя одно и то же. Первая Тарона-самая большая. Усуль второй тароны такой же, но скачки в мелодии относительно оживлены и темп увеличивается. Третья и четвертая тарона макома Сарахбори Рост включают всю тему макома Рост. Причина в том, что мелодия макома Рост существует в пределах этих двух тарона. Последняя тарона свех Сарахборов дает смысл завершения. Усуль дойры «талкин» переходит в следющий часть через «супориш» слово которое означает «передавать». То есть, метод мелодии от первой части передаётся следующему.

Когда речь идёт о произведениях макомов надо особо заметить, что исполнение макомов требует сильных голосов, возможностей и мастерства певцов. Поэтому певцы-наставники прошлого, выступавшие в виде дуэт, трио или квартет и выступавшие в составе ансамблей, показали отличное исполнение. Неудивительно, что на этом фоне была учтена усталость певца и намечено полное исполнение произведения. В выборе произведения макомов надо учитывать это [3].

Талкини Ушшок один из произведений макома Рост. Слово "талкин" означает толкование. А значение слова "ушшок" означает много влюбленных. Это произведение, появившееся в усуле талкин в результате слияния нот ушшока макома Рост, имеет иную лирическую мелодическую траекторию. В произведении встечается намуды Уззол и Мухайяри Чоргох. Тарона Талкини Ушшока подпрыгивает на восемь нот от начальной и

завершается лирическими отступлениями. Слова состоят из двух байтов поэзии, четвертая строка является - супориш. Супориш исполняется на усуле наср.

Одним из произведений макома Рост является Наврузи Сабо. Ноты исполняются на ладах Рост. И мелодичность не встречается не на Ушшоке, и не на Росте. Эту песню можно назвать капризным произведением для исполнителя. Поскольку некоторые из слов в нем противоположны на усуль дойры, а зангула и ханг становятся одновременно запутанными. Навруз Сабо сможет исполнить певец только с широким диапазоном голосов. Согласно закону макомов, все талкины и насры исполняются со своими таронами. А в Наврузи Сабо в место тарона исполняется талкин Кроме того, этот талкин исполняется на усуле чапандоз. Но по законам макомота нельза назвать усулем Чапандоз первую группу шуъба. Вот поэтому данная шуъба называется талкинча. Если в Наврузи Сабо встречается намуды Сегох и Наво, то на этом произведении исплняется авж Зебо Пари. Вот в чем отличие Наврузи Сабо от Талкинчаи Наврузи Сабо. В этой части применение авж Зебо Пари дает произведению превосходительность. А Уфари Ушшок по структуре мелодии не отличается от Талкини Ушшока и Насри Ушшока. Хотя путь мелодии однороден, усули различны. То есть Уфари Ушшок исполняется на усуле уфар. Изменение усулей приводит к логическому изменению пути мелодии. Заключительная часть Уфори Ушшак заканчивается намудом Сарахбори Рост. Данная шуъба завершает первую группу всех шуъба макома Рост.

Можно привести много информации о макоме Рост. Но надо сказать, что мир макомов - это бескрайний океан. И глубина его полон золота. И мы будем продолжать наслаждаться драгоценностями, погружаясь в этот океан.

Список литературы/References

1. Ражаби Ж.Х. Молодое поколение Шашмакома. «Вестник науки и образования». № 13 (91), 2020.

2. Пирматова Н. История 12 макомов и их названия. «Проблемы современной науки и образования». № 2 (135), 2019.

3. Салихова М.Ж. «Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.