ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИЗВЕСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ Исаков А. Email: [email protected]
Исаков Аброр - магистр, кафедра макомного пения, Институт узбекского национального музыкального искусства им. Юнуса Ражаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: искусство макома присутствует в музыкальном наследии многих народов Востока и составляет основу национальной музыки. Маком представляет собой систематический музыкальный комплекс, созданный в определенном порядке, своеобразный вид композиторского творчества. Маком в широком смысле - это конституция народной музыки. Так как в них, в частности в Шашмакоме, нашли свое отражение характерные для узбекской народной музыки особенности ладо-тоновые, усули дойры, ряд мелодий, основанных на правилах соединения поэзии с народными песнями. В данной статье коротко приводятся сведения о нескольких зрелых хафизах, которые внесли свою лепту в приход узбекского макомного искусства и по сей день. Ключевые слова: маком, Шашмаком, пение, певец, исполнитель, Ота Джалал Насиров, Домла Халим Ибадов.
FAMOUS PERFORMERS OF UZBEK MAKOMS Isakov A.
Isakov Abror - Master, DEPARTMENT OFMAKOMSINGING, INSTITUTE OF UZBEK NATIONAL MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the art of makom is present in the musical heritage of many peoples of the East and forms the basis of national music. Makom is a systematic musical complex created in a certain order, a kind of composer's creativity. Makom in a broad sense is the Constitution of folk music. Since they, in particular in Shashmakom, reflect the characteristic features of Uzbek folk music Lado-tone, usul of doira, a number of melodies based on the rules of combining poetry with folk songs. This article briefly provides information about several Mature hafizs who have contributed to the arrival of Uzbek makom art to this day. Keywords: makom, shashmakom, singing, singer, performer, Ota Jalal Nasirov, Domla Halim Ibadov.
УДК 78.075
Конечно, у каждого народа есть свои национальные шедевры. И оживление таких произведений является ответственностью певцов и исполнителей. Именно они своим уникальным исполнением вновь и вновь дарят жизнь каждому произведению, и эти исполнения будут жить вечно в сердцах людей. Когда речь идёт о произведениях макомов надо особо заметить, что исполнение макомов требует сильных голосов, возможностей и мастерства певцов. Поэтому певцы-наставники прошлого, выступавшие в виде дуэт, трио или квартет и выступавшие в составе ансамблей, показали отличное исполнение. Неудивительно, что на этом фоне была учтена усталость певца и намечено полное исполнение произведения. В выборе произведения макомов надо учитывать это [1]. Есть целый ряд исполнителей, которые добавили свою долю в приход узбекских макомов и по сей день, их имена обязательно должны быть упомянуты.
Выдающийся деятель узбекской музыкальной культуры, знаток исполнения Шашмаком, Ота Джалал Насиров прославился в свое время среди артистов и слушателей как макомный педагог и до сих пор его благословенное имя почитается. С его именем связано открытие первой музыкальной школы в Бухаре, учреждение музыкальной школы в Самарканде, запись и сохранение Шашмаком. Такие макомные певцы, как Уста Шоди, Домла Халим, Левича Хофиз, Бабакуль Файзуллаев, Хаджи Абдулазиз получили образование у Ота Джалала Насирова.
Ота Джалал Насиров родился в 1845 году в районе Эшон пир города Бухары. Его семья была склонна к музыке, и его брат Мулла Хайрулло был искусным макомным исполнителем, а его сын Каромат был мастером стрельбы из лука. Именно эта среда позволяет ему заниматься музыкой. Он занимался музыкой с восьми лет и учился у таких известных певцов и музыкантов того времени, как Тиллабой, Мирзо Хидаят, Абдурахманбек, Мир Бобо. В результате он полностью освоил Шашмаком в возрасте 20 лет. Амир Музаффархан, услышав о нём, пригласил его во дворец и назначил его дворцом хафизов. А в эпохе Амира Алимхона ему дается титул "Мирохор".
В 1920 году в Бухаре была открыта "Восточная музыкальная школа", в которой было задействовано много музыкантов и певцов, а Ота Джалал Насиров сам стал преподавать и работать в качестве руководителя. В 1923 году В. А. Успенский записывает все серии Шашмаком от Ота Джалала Насирова и Ота Гиёса Абдуганиева. Тот факт, что Шашмаком был записан в то время и был опубликован в 1924 году, считался большим событием. И это проложит путь к следующим процессам нотации.
О том, что Ота Джалал Насиров работал не только певцом и музыкантом, но и композитором, свидетельствуют источники. Он написал несколько ветвей, которые регулировали мушкилот части Шашмаком и сочинил дополнительные части. Он составил несколько частей усуль савт исполнения статуса Сегох. Это шуъба называется "Савти Джалали".
В 1925 году Ота Джалал Насиров был приглашен в Самарканд. Здесь он учит молодежь макомному исполнительству и манерам, участвует в концертах. У него было постоянное творческое общение с Хаджи Абдулазизом, Юнусом Раджаби, Муллой Туйчи Ташмухаммедовым, Шорахимом Шумаровым. И они учатся у мастера способам исполнения Шашмаком и советуются. Десятки певцов, которым нравился стиль исполнения ота Джалала Насирова, впоследствии внесли большой вклад в развитие исполнительского искусства макома.
Голос певца считается самым важным критерием в традиционном исполнении. Особое значение в исполнении макомов имеют качество, оригинальность певческих голосов. В связи с тем, что узбекский маком сложный и безупречный, певцу требуется высокое мастерство. Дух, настроение, характер певца также отражается в его голосе. Исполняя узбекские макомы, дух и настроение исполнителя и произведения должны соответствовать. Независимо от того, является ли исполнитель мужчиной или женщиной, безусловно, станет профессиональным исполнителем макомов после нескольких лет, упражнений и занятий наукой о макомах и повышения опыта [2].
Один из ярких исполнителей макомного искусства Домла Халим Ибадов, родился в городе Бухара, в семье ткача. В возрасте десяти лет известный певец и музыкант под руководством мастера Шарафа начал исполнять на дойре и народные песни. Учитель потихоньку стал знакомить его с образцами Шашмаком и помог познакомиться с известными исполнителями макомов Ота Джалалом и Ота Гиесом. В возрасте восемнадцати лет он стал известен как зрелый певец в Бухаре. Он исполнял макомные произведения с привлекательным голосом, вызывая удовольствие в сердцах слушателей. Он сам, как учитель, учил молодежь петь и исполнять на дойре. В 1928 году, в связи с открытием института музыки и хореографии в Самарканде, Домла Халим Ибадов был приглашен и музыкант Я. Миронов записывает с него многие образцы Шашмакома. В Самарканде он работал вместе с известным композитором и
певцом Хаджи Абдулазизом Абдурасуловым и принимал участие во многих концертах и праздничных мероприятиях.
Домла Халим Ибадов начал работать в радиокомитете Узбекистана с 1931 года. Такие произведения, как "Савти Сарвиноз", "Кашкарчаи ушшок", "Ирок", "Насруллои", "Мугулчаи Дугох", "Тулкин", "Наврузи Сабо", исполненные им, хранятся в золотом фонде до сих пор. 1933-1934 годы музыковед Е. Е. Романовская записывает ряд мелодий и песен, макомных композиций в исполнении Домла Халима [3]. Он был наставником для многих талантливых исполнителей, музыкантов. Такие как Юнус Ражабий, Мухтор Ашрафий, Толибжон Содщов, Мутал Бурхонов, Мардон Насимов, Дони Зокиров, Шариф Рамазонов, Набижон Х,асановы являются самыми известными исполнителями. Домла Халим Ибадов был удостоен почетного звания "Народный хофиз Узбекистана" за неоценимые заслуги перед макомным искусством.
В первую очередь надо отметить, что старшие наставники, музыканты имеют свой исполнительский стиль, своеобразную школу. На этом основании ученики, любящие их искусство, стремящиеся к изучению исполнительского стиля, напрямую связаны с этими учителями. В каком смысле это связано? Например, привязка учителя к ученику или ученика к наставнику во многом зависит от мастерства и признания. То есть наставник должен обладать уникальным мастерством, а ученик должен признать его как идеального наставника, исполнителя [4]. Сегодня гораздо важнее познакомить молодых людей, изучающих макомные тайны, конечно же, с древними мастерами, наставниками такими, как Ота Джалал Насиров, Домла Халим Ибадов и другие, научить их технике исполнения, произведениям, которые они исполняли. В данном случае мы сможем воспитать исполнителей высокого уровня, которые ещё больше полюбят узбекские макомы.
Список литературы /References
1. Салихова М.Ж. Выбор произведения Шашмаком для традиционного певческого ансамбля. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.
2. Улашева М.А. «Роль певческих голосов в мире макомов. «Проблемы современной науки и образования» № 4 (137), 2019.
3. Романовская Е.Е. Узбекские народные песни. Т. 1-2, 1941.
4. Матякубов Ш.Б. Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству. «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.