ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДОМЛА ХАЛИМА ИБАДОВА Икрамов И.И. Email: [email protected]
Икрамов Ильхам Иногамович - доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: уникальность узбекской классической музыки заключается, с одной стороны, в том, что это выдающийся памятник музыкальной культуры, значение которого выходит за рамки узкоэтнических интересов, а ее «классичность» - для всех и навсегда. С другой стороны, оригинальность ее как явления в том, что в своей эволюции она охватывает огромный временной промежуток. Ее истоки восходят к незапамятным временам, а разнообразные направления теряются в потоке современности.
Домла Халим Ибадов (1878 - 1940) - певец, достигший большого признания. Его имя по праву стоит в первом ряду выдающихся мастеров Шашмакома ХХ века. Известно, что домла - это учитель. Так называли в Бухаре обычно преподавателей медресе. Однако к имени Халима Ибадова этот сан прикрепился по курьезному случаю. Дело в том, что Халимджан был юношей очень красивой внешности. Современник (Домла Халима) Садриддин Айни в своем стихотворении «Базм» («Развлечение») называет его «Белоликий Халим». Из-за этого над ним висела угроза быть приглашенным на службу ко двору эмира в качестве певца, которой он опасался всячески. Тогда родственники сделали ему фиктивную справку, что он якобы является преподавателем медресе - домла.
Ключевые слова: музыка, маком, певец, жанр, классика, традиция, система, тембр, школа.
CREATIVE HERITAGE DOMLA HALIM IBADOV Ikramov I.I.
Ikramov Ilkham Inogamovich - Assistant Professor, DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: uzbek classical music is concluded, on the one hand in that it prominent monument of the music culture, which importance leaves for frames interest, but her(its) "classic" - for all and for ever. On the other hand, originality her(its) as phenomenas in that that in its evolutions she covers the enormous time gap. Her(its) headwaterses восходят to immemorial timeses, but varied directions get lost in flow of contemporaneity. Domla Halim Ibadov (1878-1940) - a singer, достигший big confession. His(its) name rightfully cost(stand)s in the first row prominent master Shashmakoma XX age. The Known that domla - a teacher. So named in Buhare usually teachers медресе. However to name Halima Ibadova this san fastened on odd mate. This is because Halimdjan was a youth very beautiful appearance. The Contemporary (Domla Halima) Sadriddin Ayni in its poem "Bazm" ("Amusement") names his "Belolikiy Halim". Because of this on he hunged the threat to be invited on service to courtyard of the emir as singer, who he feared in every way. Then relatives have done him fictituous reference that he ostensibly is a teacher медресе - an domla.
Keywords: music, makom, singer, genre, the classics, tradition, system, timbre, school.
УДК 078
Вслед за самой реальной действующей музыкальной традицией всегда следует мысль о ней. Мысли, сохраненные музыкантами, многими поколениями виртуозов и
теоретиков музыки одновременно, являются неотъемлемым свойством классической музыки как целостной системы. Она и служит надежным первоисточником в изучении основ классической музыки. Другой важнейший поток творческой мысли вливается в эту систему со стороны философии и точных наук - это музыкально-теоретические трактаты, созданные на протяжении веков на арабском, персидском и тюркском языках.
Халимджан от природы был наделен не только красивой внешностью, но и редкостным голосом и музыкальностью, что естественным образом привело его к искусству пения и Шашмакому. Первым учителем его стал известный певец Шарафджан, который жил с ним по соседству. Дальнейший опыт и знания он получил в результате практики, зарабатывая себе на жизнь вращаясь в музыкальной среде Бухары, а грани мастерства оттачивал, общаясь с Ота Джалолом.
Левича и Домла Халим были двумя великими певцами своего времени. Диапазон их голосов примерно равный. Голос Левичи, возможно, был немного выше, но тембр Домла Халима был более густой. По мнению знатоков, они олицетворяют одну вокальную школу Бухарского Шашмакома, для которой характерны узбекско-таджикское двуязычие (отсюда и особая бухарская артикуляция) и виртуозное пение, основанное на брюшном дыхании, прикрытый звук и при этом вытягивание губ немного вперед, а также использование в конце фраз широких распевов на переливающихся гласных «о-у-и».
Тем не менее, Домла Халим и Левича олицетворяют два разных направления в бытовании Шашмакома. На профессиональном языке музыкантов Бухары эти направления называются макомхони и савтхони. Причем последний термин несет два смысловых значения. Во-первых, савтхон означает начальную ступень профессионального певческого искусства. Во-вторых, в более широком смысле савтхон подразумевает профессионального певца открытого демократического стиля Шашмакома, сферу «малых макомов» или то, что у Фитрата называется шуъбача. Следовательно, макомхони, в противоположность этому, означает целостное исполнение основополагающих частей с примыкающими к нему тарона и уфаров, соблюдение всех норм ладовой и ритмической организации, а также композиционных принципов [1, 78].
Другая характерная черта высокого стиля макомхони - пение Шашмакома в сопровождении танбура и дойры. Этот стиль считается более полным выражением музыкальной сути макома как определенной устоявшейся (то есть традиции, освещенные практикой) музыкальной системы. В малой форме имеет место пение в сопровождении дойры. Она более доступна и проста в исполнении, и поэтому больше востребована среди широких слоев слушателей. Домла Халим является яркой звездой именно этого стиля Шашмакома.
К. моменту становления Шашмакома или же, скорее всего, в связи со становлением Шашмакома, как целостной музыкальной системы, его опорой становится Мастер (устод). Раньше властителей музыкального искусства называли «сохиб», «хаджа», «мавлоно» [2, 109].
В исполнении певца сохранилось пять номеров из Шашмакома: Насруллои из макома Бузрук (таджикский текст Джазби), Наврузи Сабо из макома Рост (узбекский текст Амири), Мугулчаи Дугох (таджикский текст Фузули), Савти Сарвиноз (таджикский текст, имя поэта неизвестно), Бухоро Тулкини (узбекский текст, имя поэта неизвестно). Произведения эти Домла Халим поет в собственном сопровождении на дойре, а на танбуре ему аккомпанирует Шоназар Сахибов.
Сегодня, слушая старые пластинки с записью Левичи и Домла Халима, можно найти реальное подтверждение тому, что вошло в историю макомата под названием бухарский стиль исполнения (сабки бухори). На первом месте среди черт этого стиля стоит голос. В Бухаре говорят: «Отцом и матерью пения является голос». Поэтому первейшим условием для профессионального певца Шашмакома является наличие полнокровного природного голоса, соответствующего диапазону величественных
сарахборов в амбитусе чуть более двух октав. Требуемыми качествами были также ровное звучание во всех регистрах, широта дыхания, плавность звука. Но все это уже дело техники - «подводной части айсберга» искусства Шашмакома.
К сожалению, после Левичи и Домлы Халима, эта школа не имела продолжателей с такими яркими голосовыми данным. Их ученики и последователи - братья Толмасовы, Бабакул Фазуллаев, Шоназар Сахибов пошли по другим направлениям пения.
В жизни великий певец Домла Халим был всегда доброжелательным, очень порядочным и одинаково требовательным к себе и другим. Он был настоящим домла
- учителем, и его ученики Восточной музыкальной школы в Бухаре и Научно -исследовательского института в Самарканде с благодарностью вспоминают его.
Мастер держал себя с достоинством и перед рядовыми слушателями и перед государственными чиновниками высокого ранга. Примером тому являются его многолетние близкие отношения с Первым председателем Совнаркома Республики Файзулло Ходжаевым, который был большим поклонником таланта Домла Халима. К тому же Ф. Ходжаев сам увлекался пением в собственном сопровождении на дойре и зачастую свой досуг проводил в совместном музицировании с музыкантом. В этом заключается одна из причин постоянного следования певца за Ф. Хаджаевым, сначала
- в Самарканд, а затем - Ташкент. Начавшиеся в 1932 г. репрессии, обрушились на Файзулла Хаджаева и Фитрата, названного его пособником, что пагубно сказалось и на без того пошатнувшемся здоровье певца, который умер в 1940 году.
Список литературы /References
1. Матякубов Отаназар. Узбекская классическая музыка. 1 том «Истоки». Т., 2015.
2. Игамбердиева Г.А. Маком - мысль о нём // Журнал «Проблемы современной науки и образования», 2018. № 11 (131).