ПРОИЗВЕДЕНИЯ «УШШОК» В ЦИКЛЕ ФЕРГАНО-ТАШКЕНТСКИХ
МАКОМОВ
Эргашева Ч.Э. Email: Ergasheva17152@scientifictext.ru
Эргашева Чинора Эргаш кизи - старший преподаватель, кафедра истории и теории узбекского макома, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в настоящее время, когда вековые национальные традиции снова обретают свое достойное место во всех отраслях общественно-культурной жизни, имеются все возможности для изучения и пропаганды классического музыкального наследия нашего народа. Ибо в этих классических традициях нашли своё концентрированное выражение жизнеутверждающие художественные закономерности, которые сложились благодаря творческому гению наших великих предков. Эти традиции, определяющие глубинные ценностные основы классического музыкального наследия, в наши дни все большую значимость приобретают при исследовании исторических и теоретических вопросов макамата. В настоящей статье рассмотрены традиции назира (ответ на музыкальное произведение) посредством анализа одного из образцов Ушшок в составе вокального цикла "Гулёр-Шахноз " Фергано-Ташкентских макомов.
Ключевые слова: маком, Ушшок, назира, Фергано-Ташкентские макомы, Гулёр-Шахноз, усуль, образец, цикл.
COMPOSITION "USHSHOK" IN THE FERGHANA-TASHKENT
MAKOMS Ergasheva Ch^.
Ergasheva Chinora Ergash qizi - Senior Teacher, DEPARTMENT OF HISTORY AND THEORY OF THE UZBEKMAKOM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: аt present, when centuries-old national traditions are regaining their worthy place in all branches of socio-cultural life, there are all opportunities for studying and promoting the classical musical heritage of our people. For in these classical traditions life-affirming artistic laws that have developed thanks to the creative genius of our great ancestors found their concentrated expression. These traditions, which determine the deep value foundations of the classical musical heritage today, are becoming increasingly important in the study of historical and theoretical issues of makamat. This article discusses the traditions of nazir (a response to a piece of music) through the analysis of one of Ushok 's samples as part of the vocal cycle "Guler-Shahnoz" ofFergana-Tashkent makoms. Keywords: makom, Ushshok, nazira, Fergana-Tashkent makoms, Gulyor-Shahnoz, usul, sample, cycle.
УДК 078
Общеизвестно, что все сферы духовной и культурной жизни общества опираются на определенные традиции и развиваются на их основе. Особенно история музыки нашего народа располагает множеством примечательных примеров того, как творческий подход к духовным традициям может способствовать рождению истинных шедевров музыкального наследия. Основу музыкальной культуры так же, как в литературе и других отраслях искусства, составляют выпестованные веками известные музыкально-художественные традиции, одна из которых нашла свое отражение в назира.
Назира в литературе - это подражание какому-либо произведению или поэтический ответ на произведение прошлого или современного поэта, в котором при сохранении формальных элементов образца, рождается новое по содержанию произведение.
Традиция назира занимает важное место также и в классическом музыкальном наследии, что во многом объясняется тесной взаимосвязью ее с восточной поэзией. Вопрос роли этой своеобразной традиции в развитии музыки рассматривался многими учеными-искусствоведами.
Большое место занимает традиция назира в цикле Шашмаком - жемчужине узбекского музыкального наследия. Чтобы полнее понять и раскрыть художественно-выразительные особенности этого приема в музыке, необходимо определить канонизированные инвариантные факторы ее проявления.
Под инвариантными факторами понимаются ладоинтонационные и метроритмические модели [1, 228]. В Шашмакоме выразителями подобных нормированных инвариантов-основ предстают лад, мелодическая модель, усуль, принципы развития и форма [2, 27]. Эти факторы способствуют появлению инвариантных основ (моделей) в музыкальном «тексте», а их творческая интерпретация порождает их вариативные особенности. Такие факторы имеют место как в Хорезмских, так и в Фергано-Ташкентских макомах.
По мнению специалистов, цикл Шашмаком явился основополагающим источником при формировании Фергано-Ташкентских макомов. В подтверждение этого можно привести следующие слова известного макомоведа И. Раджабова: «Со времени формирования Шашмакома в Ташкенте и Ферганской долине появились несколько музыкальных циклов, сотни вокальных и инструментальных произведений, созданных в качестве определенных вариантов макомов» [3, 285].
При рассмотрении вопроса традиций назира на примере образцов Ушшок, нам представляется целесообразным в этом отношении обратиться к анализу одного из его образцов в составе вокального цикла "Гулёр Шахноз" в системе Фергано-Ташкентских макомов. Нужно отметить, что образец Ушшок как по своему звукорядному составу, так и мелодическому образу занимает весомое место в структуре "Гулёр-Шахноз". В частности, в монографии О.Ибрагимова "Фергано-Ташкентские макомы" ее автор приходит к выводу о том, что "Гулёр-Шахноз" «.. .представляет собой базирование мелодического образования на макоме Ушшок». При этом ученый-музыковед исходит из того, что авазе Шахноз в системе Двенадцати макомов получило развитие на интонационной основе Ушшок [4, 62]. Таким образом, можно заключить, что цикл "Гулёр-Шахноз" по своей ладоинтонационной основе опирается на маком Ушшок (в системе Двенадцати макомов).
Вокальные произведения "Гулёр-Шахноз" основываются на принцип последовательного развития (даромад, миёнхат, дунаср, аудж, фуровард). Такая структура мелодического развития в известном смысле также представляет собой своеобразную назира на инвариантную основу, свойственную в строении вокальных произведений в макомном искусстве.
Из источников известно, Шашмаком и Хорезмские макомы с точки зрения циклизации разрабатывались как близкие друг другу образцы-назира. Фергано-Ташкентский же цикл макомов в этом отношении довольно заметно отличается от них. Образцы макомных произведений этого вида в отношении интонационно-мелодического аспекта, ритмов, принципов развития и формообразования подчиняются тем же художественным канонам, что и другие системы макомата.
Между «Гулёр-Шахноз» и отдельными вокальными частями Шашмакома имеется некоторая общность. По этому поводу ученый-макомовед И.Раджабов утверждает, что «...Шахнози Гулёр напоминает вокальные фразы в составе различных шуъбе макомов, в особенности макомов Рост и Сегох». То есть в циклизации находят свое своеобразное проявление грани художественного приема назира.
Важен также фактор усуля. Как известно, в усулях инструментальных частей Шашмаком наблюдается принцип от простого к сложному. То же самое можно заметить и в цикле "Гулёр-Шахноз".
Пример 1: усулив цикле "Гулёр-Шахноз" [4, 127].
" * сЯЬСгГ
11 * г у ЕГ '
11 2 р 7 # ? у % и у
" * " 7 ' 1" р *
" * С-' ¿7 Г Г
I
Если внимательно проследить за изменением приведенных здесь формул усулей, то можно заметить, что в Ушшок, который является кульминационной частью цикла, усуль упрощается (как и в Сарахбори Рост). Для того чтобы внести ясность в такое явление, приведем следующее пояснение музыковеда О.Ибрагимова: «Возможно, неожиданное появление в Ушшок простого двухдольного усуля есть следствие некогда существовавшей традиции исполнять его с переменным усулем в размере 5/4».
На процесс циклизации Фергано-Ташкентских макомов (Баёт оказало
влияние использованная в насрах Шашмаком структурная форма из пяти формальных элементов (даромад, миёнхат, дунаср, аудж, фуровард). Явления, связанные с циклизацией системы Фергано-Ташкентских макомов, можно рассматривать в качестве назира к вокальным частям Шашмаком.
"Кашкарчаи Ушшок" имеет миксолидийский лад ('®"). Ниже приводится мелодическая формула (модель) Ушшок.
Пример 2: "Кашкарчаи Ушшок" [5, 18].
чи.. ■_
£
Кур - гу-зуб
но-зик жа - мо-линг,
мас-ш *аи-рон
? ^ ^ Г .
Ф
Л
зи гул
саи-ри - га кет - ди,
биз - ни бог- бон,
аи - ла-ди.
Пример 3: '%ашк;арчаи Ушшок;"
г Р И [/№р РГ С1Г
7Г Р? 'Р г №
Юз - да зул - фингхас-ра-ти - дин эй, ди-ло-ро - мим ме-нинг,
С-ГС/ Г г '
к
(соль)
ИГ I7 1- [?рр
ш
йиг-ла-мок - ликбпр-лакеч-ди суб-хп-ла шо - мим ые-нинг
Как видно из приведенных примеров, звукоряд соответствует джаму зуль-хамс. В первом примере происходит мгновенный скачок на квинту, тогда как во втором случае это движение происходит поэтапно. "Кашкарчаи Ушшок" развивается также, как и другие вокальные макомные произведения.
Таким образом, анализ образцов показал наличие в цикле "Гулёр-Шахноз" присутствие правил назира. Прежде всего, при более пристальном внимании можно заметить, что в вокальном образце Ушшок в составе цикла превалирует миксолидийская ладовая основа. Это позволяет нам предположить, что приведенные выше примеры образцов Ушшок в составе цикла «Шахноз-Гульёр» по своей ладовой структуре представляют собой назира на маком Ушшок в составе Двенадцати макомов. Выявлено наличие модели (формулы) зуль-хамс Ширази в "Кашкарчаи Ушшок". Таким образом, принципы формообразования проанализированного произведения указывают на то, что он является назира на вокальные произведения Шашмакома.
Еще одним фактором, связывающим Гулёр-Шахноз с Шашмакомом, является намуд Ушшок. В кульминациях Гулёр, Шахноз, Чапандози Гулёр, Кашкарчаи Ушшок получает развитие намуд Ушшок.
Произведение "Сурнай Ушшоги" также позволяет прийти к определенным выводам в разрезе рассматриваемой темы. Оно, хотя и является инструментальным произведением, его
мелодическая структура, как и в вокальных частях, развивается поэтапно (даромад, миёнхат, средний аудж и фуровард). Такое структурное формирование произведения объясняется исполнительскими возможностями сурная в качестве музыкального инструмента. "Сурнай Ушшоги" начинается с восьмитактного "инструментального вступления". Усуль данного музыкального образца известен также под названием "ногора баёт усули". Пример 4: "Ногора баёт усули".
3 * CJ г 'LT ' 'bHTCJ'r ' С-Г' Г '
Здесь в даромад (в начальных тактах, 9-34тт) звучит мелодическая модель (формула) Ушшок.
Пример 5: "Сурнай Ушшоги".
Эта формула служит мелодической основой также в миёнхат и аудж (35-58 тт) данного произведения, а в фуровард (59-98 тт) четко проявляются особенности пешрав.
Таким образом, в "Сурнай Ушшоги" при сохранности свойственных многочисленным вариантам Ушшок таких основных факторов, как миксолидийский звукоряд, специфическая мелодическая модель (формула), развитие инструментальной мелодии предстает в облике, свойственном вокальным направлениям макомов.
Сегодня, когда национальные ценности возрождаются и обретают свое достойное место в духовной жизни нашего народа, возникли благоприятные условия для широкой пропаганды бесценного наследия наших предков и создаваемых ныне высокохудожественных произведений. Исследование макомов и музыкальных произведений в стиле маком на основе передовых научных методов и эффективное внедрение полученных результатов являются важными для развития культуры и искусства Республики Узбекистан.
Список литературы / References
1. Абасова Э.А. Классическая музыка устной традиции народов Центральной и Передней Азии - органическая и своеобразная часть мировой музыкальной культуры. // Борбад и художественные традиции народов Центральной Азии: история и современность. Душанбе: Дониш, 1990.
2. Плахов Ю.П. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии. Тошкент: Фан, 1988.
3. Ражабов И. Макомлар. Тошкент: Санъат, 2006.
4. Ибрагимов О. Фергано-Ташкетские макомы. Ташкент: MEDIA LAND, 2006.
5. Шашмаком. Рост. Запись Юнуса Раджаби (под ред. Ф.М.Кароматова). Тошкент: Е.Еулом номидаги бадиий адабиёт нашриёти, 1967. Том II.