Научная статья на тему 'ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка кадров / национальная безопасность / профессиональное образование / воспитание / профессиональная ориентация / personnel training / national security / vocational education / upbringing / vocational guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сичинский Евгений Павлович, Сташкевич Ирина Ризовна

В статье рассматриваются вопросы влияния профессионального образования на систему национальной безопасности страны, что в современных социальных условиях является актуальнейшей проблемой. Анализируя последние документы стратегического планирования и нормативные акты Президента Российской Федерации, авторы обсуждают стоящие перед системой профессионального образования задачи, решение которых должно обеспечить процесс устойчивого развития экономики и общества в целом. Акцентируется внимание на том, что, во-первых, в части обучения предполагается проведение комплекса мер, направленных на создание гибкой системы подготовки кадров, способной устранить диспропорции на рынке труда. Во-вторых, с учетом миграционных процессов в планирующих документах особое внимание уделяется воспитательной работе в профессиональных образовательных организациях, которая должна основываться на традиционных российских ценностях и быть направленной на воспитание социально ориентированной личности. Выделяется особая роль профессиональной ориентации (на всех уровнях образования) в кадровом обеспечении рынка труда, что иллюстрируется на примере реализуемых в настоящее время двух новых масштабных проектов: Единая модель профориентации и программа популяризации федерального проекта «Профессионалитет». В заключение авторы делают обоснованный вывод, что на уровне государственных документов стратегического планирования устанавливается зависимость достижения национальных приоритетов от эффективности работы системы подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сичинский Евгений Павлович, Сташкевич Ирина Ризовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR THE DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL TRAINING SYSTEM TO ENSURE THE NATIONAL SECURITY OF THE COUNTRY

The article examines the influence of vocational education on the country's national security system, which in modern social conditions is a pressing problem. Analyzing the latest strategic planning documents and regulations of the President of the Russian Federation, the authors discuss the challenges facing the vocational education system, the solution of which should ensure the process of sustainable development of the economy and society as a whole. Attention is focused on the fact that, firstly, in terms of training, it is planned to carry out a set of measures aimed at creating a flexible personnel training system capable of eliminating imbalances in the labor market. Secondly, taking into account migration processes, planning documents pay special attention to educational work in professional educational organizations, which should be based on traditional Russian values and be aimed at raising a socially oriented individual. The special role of vocational guidance (at all levels of education) in staffing the labor market is highlighted, which is illustrated by the example of two new large-scale projects currently being implemented: the Unified Model of Career Guidance and the program to popularize the federal project “Professionality”. In conclusion, the authors make a reasonable conclusion that at the level of state strategic planning documents, the dependence of the achievement of national priorities on the effectiveness of the personnel training system is established.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

Стратегия развития профессионального образования

VET Development Strategy

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 11-17. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):11-17. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 332.1

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Евгений Павлович Сичинский1, esichinski@rambler.ru

Ирина Ризовна Сташкевич2, stashkevichiren@mail.ru, ORCID 0000-0002-6227-837X

12 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния профессионального образования на систему национальной безопасности страны, что в современных социальных условиях является актуальнейшей проблемой.

Анализируя последние документы стратегического планирования и нормативные акты Президента Российской Федерации, авторы обсуждают стоящие перед системой профессионального образования задачи, решение которых должно обеспечить процесс устойчивого развития экономики и общества в целом. Акцентируется внимание на том, что, во-первых, в части обучения предполагается проведение комплекса мер, направленных на создание гибкой системы подготовки кадров, способной устранить диспропорции на рынке труда. Во-вторых, с учетом миграционных процессов в планирующих документах особое внимание уделяется воспитательной работе в профессиональных образовательных организациях, которая должна основываться на традиционных российских ценностях и быть направленной на воспитание социально ориентированной личности. Выделяется особая роль профессиональной ориентации (на всех уровнях образования) в кадровом обеспечении рынка труда, что иллюстрируется на примере реализуемых в настоящее время двух новых масштабных проектов: Единая модель профориентации и программа популяризации федерального проекта «Профессионалитет».

В заключение авторы делают обоснованный вывод, что на уровне государственных документов стратегического планирования устанавливается зависимость достижения национальных приоритетов от эффективности работы системы подготовки кадров.

Ключевые слова: подготовка кадров, национальная безопасность, профессиональное образование, воспитание, профессиональная ориентация

Для цитирования: Сичинский Е. П., Сташкевич И. Р Ориентиры развития системы подготовки кадров для обеспечения национальной безопасности страны // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 11-17.

© Сичинский Е. П., Сташкевич И. Р., 2024

Original article

GUIDELINES FOR THE DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL TRAINING SYSTEM TO ENSURE THE NATIONAL SECURITY OF THE COUNTRY

Evgeniy P. Sichinsky1, esichinski@rambler.ru

Irina R. Stashkevich2, stashkevichiren@mail.ru, ORCID 0000-0002-6227-837X

12 Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article examines the influence of vocational education on the country's national security system, which in modern social conditions is a pressing problem. Analyzing the latest strategic planning documents and regulations of the President of the Russian Federation, the authors discuss the challenges facing the vocational education system, the solution of which should ensure the process of sustainable development of the economy and society as a whole. Attention is focused on the fact that, firstly, in terms of training, it is planned to carry out a set of measures aimed at creating a flexible personnel training system capable of eliminating imbalances in the labor market. Secondly, taking into account migration processes, planning documents pay special attention to educational work in professional educational organizations, which should be based on traditional Russian values and be aimed at raising a socially oriented individual. The special role of vocational guidance (at all levels of education) in staffing the labor market is highlighted, which is illustrated by the example of two new large-scale projects currently being implemented: the Unified Model of Career Guidance and the program to popularize the federal project “Professionally”.

In conclusion, the authors make a reasonable conclusion that at the level of state strategic planning documents, the dependence of the achievement of national priorities on the effectiveness of the personnel training system is established.

Keywords: personnel training, national security, vocational education, upbringing, vocational guidance

For citation: Sichinsky EP, Stashkevich IR. Guidelines for the development of the personnel training system to ensure the national security of the country. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):11-17. (In Russ.).

Введение

Вопрос о влиянии образования на обеспечение национальной безопасности страны не первый год обсуждается в научно-педагогической литературе. Мы не встречали ни одной работы, где бы авторы отрицали это влияние. Наоборот, исследователи с учетом разного предмета в изучаемом объекте подчеркивают тесную зависимость и взаимозависимость этих двух общественных институтов.

Так, например, А. В. Кравченко, разделяя безопасность на сформированную и организованную, подчеркивает, что задачу по организации сформированной безопасности выполняет система образования [1]. Е. А. Горбатовская и Л. З. Гостева доказывают, что образование в системе национальной безопасности играет большую роль, так как выступает одновременно объектом, ресурсом и средством, с помощью которых укрепляется фундамент благополучия нации и безопасности страны [2]. По мнению С. В. Камашева, система образования имеет особое значение в системе национальной без-

опасности, поскольку способна активно воздействовать на развитие материального и духовного производства и формировать основную силу общества — работников производства [3]. С точки зрения В. В. Юдина главной задачей образования является воспитание субъектности обучающихся как ведущей характеристики человека, на основе которой личность будет способна системно противостоять разрушающим воздействиям на социум и стремиться к обеспечению национальной безопасности России [4].

Консолидируясь в мнении о тесной зависимости национальной безопасности от системы образования, авторы тем не менее подчас расходятся в определении оценочного знака этого влияния. Так, А. А. Кальсина считает, что «трансформация всей системы российского образования за прошедшие 20 лет осуществляется не в интересах российского общества и государства, а, скорее, в интересах некой глобальной стратегии Запада, что, безусловно, грозит национальной безопасности России» [5]. Аналогичную точку зрения о негативном влиянии

образования на национальную безопасность, но уже применительно к состоянию математического образования в России и США, высказывает М. А. Чошанов [6].

Названные авторы в своих суждениях исходят из ретроспективной оценки сложившейся ситуации (чаще всего справедливой), не всегда уделяя внимание поиску породивших ее причин, и предлагают собственные программы преодоления негативных сторон образования, которые с их точки зрения отрицательно влияют на состояние национальной безопасности. Вместе с тем образование — это достаточно сложная социальная система, важность которой понимают руководители, пожалуй, всех стран. Поэтому изменения в образовании в соответствии с целями политического руководства страны происходят в постоянном режиме, в том числе и под влиянием дискуссий в среде педагогической общественности. Соглашаясь с несовершенством современной системы образования, мы бы хотели в рамках прогностической функции науки поставить вопрос об ориентирах развития образования, которые обеспечат национальную безопасность страны, и в первую очередь в части подготовки кадров.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на основе анализа научных публикаций по проблеме, изучения федеральных документов, определяющих как обеспечение национальной безопасности, так и развитие профессионального образования в Российской Федерации, а именно — последних документов стратегического планирования и нормативных актов Президента Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

Базовым документом, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, выступает «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (далее — Стратегия)1. Новая Стратегия, в которой было выделено 9 стратегических национальных приоритетов, принята в 2021 г. Несмотря на разноплановость приоритетов, их объединяет одно обстоятельство — среди комплекса задач, нацеленных на их обеспечение, в обязательном порядке присутствуют задачи, связанные с системой образования. Это позволяет авторам Стратегии оценивать

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 11.05.2024).

образование как «основной фактор, определяющий положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе» и «ключевой индикатор конкурентоспособности страны».

Несмотря на то, что в Стратегии перед образованием поставлено 14 задач, их можно объединить в две большие группы, которые составляют содержание образования: обучение и воспитание.

В части обучения Стратегия ожидает от системы образования, во-первых, повышения качества «в соответствии с современными мировыми стандартами» всех уровней образования: общего, профессионального (среднего и высшего), подготовки кадров высшей квалификации. Это требование Стратегии вытекает из все более возрастающей конкуренции на мировых товарных рынках, где качество товаров, в том числе и научных разработок, в огромной степени зависит от квалификации трудовых ресурсов.

Во-вторых, Стратегия ориентирует на получение профессионального образования в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда, чтобы «устранить диспропорции на рынке труда, дефицит инженерных и рабочих кадров», обеспечить приоритетные направления научно-технологического развития страны научными и научно-педагогическими кадрами, высококвалифицированными специалистами. Другими словами, в Стратегии ставится задача разрешить противоречие между достаточно консервативной системой профессионального образования, чья инертность объективно определяется подготовкой педагогов, материальнотехнической базой образовательных организаций, состоянием учебной литературы, сроками освоения образовательной программы и т. д., и динамично как качественно, так и количественно развивающимся рынком труда.

Механизмы преодоления сложившегося противоречия очевидно будут окончательно сформулированы в конце текущего года в разрабатываемом Правительством РФ по поручению Президента РФ новом национальном проекте «Кадры». Но уже сегодня в Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (2 апреля 2024 г.)2 и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях

2 Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля 2024 г. // Президент России: офиц. сайт. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759 (дата обращения: 11.05.2024).

развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (далее — Указ № 309)1 перечисляется ряд инструментов и механизмов, а также направлений профессиональной подготовки, которые в ближайшие годы будут определять развитие профессионального образования. В частности, к 2030 г. планируется создание и реализация:

- эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них;

- условий для одновременного освоения студентами нескольких квалификаций в рамках профессионального образования;

- институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации;

- программы ремонта и оснащения профессиональных образовательных организаций при участии исполнительных органов субъектов Российской Федерации;

- методики формирования национальных рейтингов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; предусмотрена оценка эффективности их деятельности по показателям, отражающим востребованность выпускников таких организаций на рынке труда, в том числе уровень трудоустройства и заработной платы выпускников.

Развивая Стратегию, названные президентские указы определяют и приоритетные направления научно-технологического развития страны, которые должны быть обеспечены высококвалифицированными кадрами, т. е. президентские указы посылают сигнал системе профессионального образования о внесении изменений в структуру подготовки кадров. Исходя из сформулированных национальных целей среди традиционных направлений подготовки будут востребованы строители, специалисты в области ЖКХ, дорожного хозяйства, авиатранспорта, агропромышленного комплекса, сферы туристических услуг, здравоохранения и образования, экологии. Причем, учитывая объем поставленных перед этими отраслями задач (например, увели-

1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/00012 02405070015?ysclid=lwdpyvohc8319132764 (дата обращения: 11.05.2024).

чение к 2030 г. объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 % по сравнению с уровнем 2021 г.), в условиях предстоящего демографического спада нельзя будет их решить только путем простого увеличения числа обученных. Потребуется современное перевооружение этих отраслей, их автоматизация и роботизация, что в свою очередь должно повлечь за собой модернизацию учебно-технической базы в профессиональном образовании, учебной и методической литературы, повышение квалификации педагогического состава.

Помимо обеспечения традиционных отраслей логика Указа № 309, направленная на обеспечение технологической независимости страны, в ближайшее время предъявит системе образования заказ на подготовку кадров для новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные). Но если в традиционных отраслях база для подготовки кадров уже создана, и ее предстоит только расширять и частично модернизировать, то новые направления в экономике, учитывая установленные Указом № 309 сроки выполнения задач (2030 и 2036 гг), потребуют нетрадиционных решений для насыщения новых кадровых рынков достаточным количеством высококвалифицированных специалистов. В этих условиях можно предположить, что в создаваемых для достижения национальных целей 11 новых национальных проектах, разработка которых поручена Правительству Российской Федерации и для реализации которых уже в предстоящих федеральных бюджетах на плановый период предусматривается приоритетное финансирование, найдется соответствующая статья на подготовку кадров.

Не менее важной темой в кадровом обеспечении экономики является и воспитательная составляющая системы образования. Бессмысленно говорить о качестве обучения, преодолении диспропорций рынка труда, если по оценке Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2022 г. доля молодежи в возрастной группе 18-24 лет, хотевшей уехать за границу на постоянное место жительства, составила 30 % опрошенных. Конечно, по оценке генерального

директора ВЦИОМ В. Федорова, просматривается тенденция к снижению желания эмигрировать у российской молодежи (2020 г. — 38 %, 2021 г — 35 %)', тем не менее даже частичная реализация представителями данной возрастной группы своих намерений нанесет серьезный удар по рынку труда. Поэтому единственным инструментом, позволяющим переломить эту ситуацию, является выстраивание системной воспитательной работы, в том числе и в профессиональном образовании.

Сегодня уже не вспоминают о дискуссии на тему «Должно ли профессиональное образование заниматься воспитанием» [7]. На уровне Стратегии национальной безопасности продвигается идея, утверждающая, что высококвалифицированные рабочие, инженерные и научные кадры будут способны обеспечить национальные приоритеты только в случае формирования развитой и социально ответственной личности, воспитанной на основе традиционных российских духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей, коллективных начал российского общества.

Воспитание личности, отвечающей указанным характеристикам, — это сложный и долговременный процесс, требующий создания определенных условий. Частично эти условия уже прописаны в ряде поручений Президента РФ. В организационной части на основе поручений главы государства во всех общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях субъектов РФ введены должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в целях формирования единой воспитательной среды и вовлечения молодежи в общественно полезную деятельность. В субъектах РФ созданы центры Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» и образованы координационные органы по взаимодействию с его региональными, местными и первичными отделениями.

В части стратегического планирования воспитательного процесса Президентом РФ поручено:

- провести анализ документов стратегического планирования и нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания, и внести 1

1 Глава ВЦИОМ: желание эмигрировать у молодежи в РФ снизилось за последние два года // ТАСС: информ. агентство. URL: https://tass.ru/obschestvo/20221791 (дата обращения: 11.05.2024).

в них изменения, направленные на гармонизацию и унификацию содержащихся в них определений понятий «духовно-нравственные ценности» и «духовно-нравственное воспитание»;

- обеспечить корректировку национальных проектов и государственных программ РФ в части, касающейся осуществления Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи уставной деятельности;

- разработать Стратегию реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.;

- разработать комплексную программу по профилактике негативных социальных явлений в молодежной среде, в том числе предусматривающую участие наставников, благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций в профилактической работе с несовершеннолетними, совершившими преступления небольшой или средней тяжести;

- представить предложения по разработке и реализации начиная с 2025 г. государственной (национальной) программы, направленной на создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе на развитие инфраструктуры молодежной политики, поддержку добровольчества (волонтерства), обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан, поддержку детских и молодежных общественных объединений.

В части наполнения содержанием воспитательной работы, и в первую очередь гражданско-патриотического воспитания, Президент РФ предлагает разработать механизмы популяризации в молодежной среде современных научных знаний, связанных с историей России; принять дополнительные меры по совершенствованию преподавания гуманитарных наук на уровнях общего и профессионального образования; обеспечить создание музеев, посвященных событиям СВО и подвигам ее участников; определить тематические маршруты, связанные с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг; создавать при образовательных организациях туристические клубы в целях привлечения обучающихся к активным видам отдыха; реализовать программы наставничества с привлечением Героев РФ, участников СВО, ветеранов.

Отдельно Президент останавливается на обеспечении реализации программы комплексного развития молодежной политики в субъектах РФ «Регион для молодых», которая должна создать привлекательные условия для самореализации молодежи в своих регионах. В Указе № 309 был установлен конкретный показатель

«привлекательности»: «увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов».

Подготовка кадров для экономики в стенах профессиональных организаций является только вершиной айсберга большой и сложной работы под названием «профессиональная ориентация», которая объединяет все уровни образования. Чтобы школьник осознанно выбрал свою будущую профессию или специальность, востребованную экономикой региона, необходимо объединить усилия образовательных организаций общего, дополнительного, профессионального образования с привлечением к этой работе представителей реального сектора экономики.

С 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации была внедрена Единая модель профориентации (профориентационный минимум), включающая в себя три уровня: базовый, основной продвинутый. Каждый из уровней профминимума состоит из шести обязательных направлений: урочная, внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, профессиональное обучение, взаимодействие с родителями. На сегодняшний день профориентационный минимум успешно встраивается в уже сложившуюся систему работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и способствует укреплению связи системы общего и профессионального образования и представителей реального сектора экономики.

Содержание профориентационой работы в 2022 г. было дополнено началом реализации федерального проекта «Профессионалитет», направленного на синхронизацию профессионального образования и рынка труда, широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовую подготовку специалистов по востребованным профессиям. В рамках ФП «Профес-сионалитет» происходит не только обновление учебной базы профессиональных образовательных организаций, внедрение новых образовательных программ, повышение квалификации

преподавателей и мастеров производственного обучения, важным элементом реализации проекта стала Программа его популяризации, включающая в себя широкий спектр различных мероприятий профориентационной направленности, которые для школьников 6-11 классов реализуют профессиональные образовательные организации — участники проекта.

С учетом того, что к 2028 г. в рамках реализации федерального проекта «Профессионали-тет» правительство ожидает подготовку не менее одного миллиона квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для обеспечения ключевых с точки зрения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности страны отраслей экономики, было сформулировано очередное поручение Президента РФ о расширении ФП «Профессионалитет» и принятии мер по его популяризации при участии общероссийской общественной организации РСПП1.

Заключение

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что на уровне государственных документов стратегического планирования устанавливается зависимость достижения национальных приоритетов от эффективности работы системы подготовки кадров. От профессионального образования на ближайшую перспективу ожидается не только подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда, но и организация воспитательной работы, которая позволит сформировать социально ответственную личность, ориентированную на традиционные российские ценности. Важным компонентом обеспечения рынка труда является система профессиональной ориентации, где в настоящее время реализуются новые перспективные проекты. Реализация этих задач — комплексная проблема, которая решается путем взаимодействия всех уровней образования при тесном сотрудничестве с предприятиями реального сектора экономики, а также при условии создания возможностей для самореализации молодежи в первую очередь в регионах.

Список источников

1. Кравченко А. В. Образование и национальная безопасность // Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования) : материалы конференции I научно-практической конференции. Москва : Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий), 2016. С. 55-58. 1

1 Перечень поручений по итогам встречи с победителями, призерами финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и их экспертами-наставниками // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/73380 (дата обращения: 11.05.2024).

2. Горбатовская Е. А., Гостева Л. З. Образование как одна из составляющих национальной безопасности // Вестник АмГУ. 2020. № 88. С. 98-100.

3. Камашев С. В. Национальная безопасность и образование России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 17-19.

4. Юдин В. В. Образование как средство обеспечения национальной безопасности России // Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы : материалы XII всероссийской научно-практической конференции / Обитель — Братство Милосердия Свя-то-Алексиевская Пустынь. Ярославль, 2020. Т. 1. С. 127-136.

5. Кальсина А. А. Проблемы развития российского образования в контексте обеспечения национальной безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). C.99-105.

6. Чошанов М. А. Образование и национальная безопасность: системные ошибки в математическом образовании России и США // Образование и наука. 2013. № 8 (107). С. 14-31.

7. Белов В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6, № 14. С. 163-177.

References

1. Kravchenko AV. Education and national security. In: Problemy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti (v sfere obrazovaniya) = Problems of life safety (in the field of education). Moscow: All-Russian Scientific Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia (federal center for science and high technologies); 2016. Pp. 55-58. (In Russ.).

2. Gorbatovskaya EA, Gosteva LZ. Education as one of the components of national security. Vestnik AmGU = Bulletin of AmSU. 2020;(88):98-100. (In Russ.).

3. Kamashev SV. National security and education of Russia. Vestnik Kemerovskogo gosudarst-vennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2007;(3):17-19. (In Russ.).

4. Yudin VV. Education as a means of ensuring the national security of Russia. In: Pravoslavna-ya russkaya shkola: traditsii, opyt, vozmozhnosti, perspektivy = Orthodox Russian school: traditions, experience, opportunities, prospects. Yaroslavl. 2020;1:127-136. (In Russ.).

5. Kalsina AA. Problems of development of Russian education in the context of ensuring national security. Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta = Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2019; (3(84):99-105. (In Russ.).

6. Choshanov MA. Education and national security: systemic errors in mathematical education in Russia and the USA. Obrazovanie i nauka = Education and Science. 2013;(8(107):14-31. (In Russ.).

7. Belov VI. Professional education in the system of modern educational concepts. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena = News of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen. 2006;6(14):163-177. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. П. Сичинский — ректор, доктор исторических наук, доцент.

И. Р. Сташкевич — проректор по научно-исследовательской и инновационной работе, доктор педагогических наук, доцент.

Information about the authors

E. P. Sichinsky — Rector, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor.

I. R. Stashkevich — Vice-Rector for Research and Innovation, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 13.05.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 26.05.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.