Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Аникиец Александр Алексеевич, Рубищев Андрей Николаевич

В статье охарактеризованы механизмы инвестирования системы профессионального образования. Особое внимание уделено федеральному проекту «Профессионалитет», являющемуся своего рода инструментом перераспределения финансовой ответственности за подготовку кадров и направленному на интеграцию реального сектора экономики и системы образования для удовлетворения потребностей рынка труда. Исследование основывается на анализе информационно-аналитических и статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, Министерства просвещения, результатах научных работ. По итогам сделаны соответствующие выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Аникиец Александр Алексеевич, Рубищев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MECHANISMS FOR ATTRACTING INVESTMENTS IN THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The article describes the mechanisms of investment in the system of vocational education. Particular attention is paid to the federal project “Professionality”, which is a kind of tool for redistributing financial responsibility for training and aimed at integrating the real sector of the economy and the education system to meet the needs of the labor market. The study is based on the use of the provisions of the information-analytical and statistical materials of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Education, the results of scientific work of scientists and researchers. Based on the results, appropriate conclusions and recommendations were made.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_4_355 УДК 336

Соколов Алексей Павлович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия; профессор кафедры корпоративного управления и инноваций, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

Аникиец Александр Алексеевич,

и. о. директора, Нижегородский индустриальный колледж, г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: nik_suz@mail.52gov.ru

Рубищев Андрей Николаевич,

кандидат экономических наук, доцент, Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки, Россия, e-mail: a.rubishev@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье охарактеризованы механизмы инвестирования системы профессионального образования. Особое внимание уделено федеральному проекту «Профессионалитет», являющемуся своего рода инструментом перераспределения финансовой ответственности за подготовку кадров и направленному на интеграцию реального сектора экономики и системы образования для удовлетворения потребностей рынка труда. Исследование основывается на анализе информационно-аналитических и статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, Министерства просвещения, результатах научных работ. По итогам сделаны соответствующие выводы и рекомендации.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; инвестиции; финансовый механизм.

UDC ЗЗ6

Sokolov Alexey Pavlovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia; Professor of the Department of Corporate Governance and Innovations, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia

Rubishchev Alexander Alekseevich,

and. about. Director, Nizhny Novgorod Industrial College, Nizhny Novgorod, Russia, e-mail: nik_ suz@mail. 52gov.ru

Rubishchev Andrey Nikolaevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Khimki, Russia, e-mail: a.rubishev@mail.ru

MODERN MECHANISMS FOR ATTRACTING INVESTMENTS IN THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The article describes the mechanisms of investment in the system of vocational education. Particular attention is paid to the federal project "Professionality", which is a kind of tool for redistributing financial responsibility for training and aimed at integrating the real sector of the economy and the education system to meet the needs of the labor market. The study is based on the use of the provisions of the information-analytical and statistical materials of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Education, the results of scientific work of scientists and researchers. Based on the results, appropriate conclusions and recommendations were made.

Keywords: secondary vocational education; investments; financial mechanism.

Структурные изменения в экономике, социально-экономической ситуации актуализируют вопросы подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров для рынка труда. Как отмечают исследователи, на современном этапе развития отечественной системы образования особая роль отводится именно среднему профессиональному образованию [1, с. 169]. Сегодня система про -фобразования должна осуществлять подготовку кадров, готовых в долгосрочной и среднесрочной перспективе к технологическим и инновационным преобразованиям в экономике [2, с. 17]. Внешнее санкционное давление на российскую экономику повышает необходимость более динамичного развития реального сектора экономики для достижения необходимых показателей им-портозамещения и уровня благосостояния населения.

Главной проблемой системы среднего профессионального образования, зафиксированной в государственной программе развития образования после внесения в нее изменений в 2021 г., «остается недостаточное взаимодействие с работодателями при реализации образовательных программ среднего профессионального образования» [3]. При этом в условиях кадрового дефицита работо -датели готовы не только участвовать в образовательном процессе, но и инвестировать в развитие образовательных учреждений с целью создания материальной базы для подготовки квалифицированных специалистов. Исследователями в России и за рубежом доказана связь инвестиций в образование и экономического роста [4]. В соответствии с федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложе-

2021

ШША1

529125.9

2661320.1

2020

2019

201S

2017

513452.2

2040535.4

25539S7.6

2453140.9

тш.2

1953979.7

1349970.3

499761.7

2349732

2242936.4

1754173.6

433312,5

о :ооооо юооооо 1500000 2000000 2^00000 зоооооо

Всего обучающихся по программам подгтовеи среднего профессионального образования

я Среднегодовая чпсл?нн8сть по пр ггра_чма_ч специалистов среднего звена

Среднегодовая числгннгсть обучающихся па иргграмхим подготовки квалифшшр г ванных рабочих, служащих

Рисунок 1 - Динамика числа обучающихся по программам среднего профессионального образования в Российской Федерации в 2017-2021 гг., чел. (составлено по данным Министерства просвещения

Российской Федерации [6])

ний» [5] «инвестициями в образовательную деятельность являются денежные средства и иное ценное имущество, имеющее ликвидность, вкладываемое в образовательные проекты с целью извлечения прибыли или иной пользы». Формами инвестиций в образование являются расходы на подготовку кадров, частные инвестиции со стороны бизнеса и населения, проектное финансирование, государственно-частное партнерство. Популярным среди инструментов финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования является получение спонсорской помощи от частных лиц и бизнеса. При этом на сегодняшний день не сформировалось универсального подхода к оценке эффективности инвестиций в образование, так как это зависит от их формы и источника. Но в большинстве случаев основной показатель эффективности -это подготовка востребованных экономикой кадров.

Подготовка кадров для рынка труда является одним из ключевых показателей эф-

фективности функционирования системы среднего профессионального образования. На рис. 1 отражена динамика числа обучающихся по программам среднего профессионального образования в Российской Федера -ции в 2017-2021 гг.

В 2017-2021 гг. общее число обучающихся по программам подготовки среднего профессионального образования увеличилось на 18,67 %. По состоянию на 2021 г., подготовку кадров данного уровня образования осуществляли 4,6 тысяч организаций, из которых более 70 % являются многопрофильными [7, с. 6]. Обеспечение доступного и качественного образования является драйвером развития экономической и социальных сфер, роста конкурентоспособности производства и увеличения инвестиционного потенциала экономики на внутреннем и международном рынке [8, с. 144-145]. На рис. 2 отражена динамика стоимости услуг среднего профессионального образования в Российской Федерации в 2017-2021 гг.

Рисунок 2 - Динамика стоимости обучения по программам среднего профессионального образования в Российской Федерации в 2017-2021 гг. (составлено по данным Высшей школы экономики [7, с. 25])

Средняя цена за обучение по програм- мере можно связать с инфляционными про-

мам среднего профессионального образо- цессами в экономике. Стоит отметить, что в

вания за анализируемый временной проме- 2017-2021 гг. среднемесячная номинальная

жуток увеличилась на 23 %, что в большей заработная плата работников организаций в

целом по экономике увеличилась на 46,15 %, достигнув отметки в 57244 руб. [9] В годовом выражении стоимость обучения по программам среднего профессионального образования в 2021 г. составляет 10,74 % от общего среднего годового дохода. В 2017 г. значение данного показателя находилось на уровне 12,77 %, что свидетельствует о снижении доступности среднего профессионального образования для населения.

Сегодня российский рынок труда находится в состоянии адаптации к изменившимся социально-экономическим и геополитическим условиям. Пандемия коронавирусной инфекции изменила структуру и характер функционирования рынка труда, внешнее санкционное давление обострило необхо-

димость проведения политики импортозаме-щения и развития реального сектора экономики. Как отмечает А. А. Томских, в качестве ключевых мер развития рынка труда стоит рассматривать, прежде всего, организацию рабочих мест в реальном секторе экономики, на предприятиях, новые технологические решения и оптимизацию потоков внутрирос-сийской трудовой миграции [10, с. 125]. Одним из ключевых показателей в данном аспекте является число специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. На рис. 3 отражена динамика числа занятых в Российской Федерации всего и со средним профессиональными образованием в 20172021 гг.

Рисунок 3 - Динамика числа занятых в Российской Федерации всего и со средним профессиональными образованием в 2017-2021 гг., тыс. чел. (составлено по данным Высшей школы экономики [7, с. 35])

В целом за рассматриваемый промежуток времени ситуация на рынке труда не изменилась коренным образом, показатели изменились незначительно. В качестве ключевых факторов, оказавших влияние, можно выделить пандемию в 2019-2020 гг. Однако в 2021 г. показатели вернулись к своим прежним значениям. Все большую востребованность среди молодежи получают программы подготовки специалистов среднего звена: в 2021 г. на обучение было принято 871 тыс.

чел., что на 17,07 % больше показателя 2017 г. [7, с.28].

Одним из ключевых показателей, отражающих структуру и состояние рынка труда и экономики в целом, является занятость. В данной сфере имеет место быть наличие ряда проблем и актуальных вопросов, требующих рассмотрения и решения. Так, молодежь является наименее конкурентоспособной на рынке труда, что обусловлено, прежде всего, отсутствием опыта работы по

специальности [11, с. 1252], также имеет место отсутствие у работодателей информации о профессиональной дееспособности молодежи. В табл. 1 отражена динамика показате-

лей занятости специалистов со средним про -фессиональным образованием в Российской Федерации в 2017-2021 гг.

Таблица 1 - Динамика показателей занятости специалистов со средним профессиональным образованием в Российской Федерации в 2017-2021 гг. (составлено по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [9])

Показатель Годы Прирост

2017 2018 2019 2020 2021 2021 г. к 2020 г., % 2021 г. к 2017 г., %

1. Динамика уровня занятости, %

1. Уровень занятости по экономике, всего 59,5 59,8 59,4 58,4 59,4 1,71 -0,17

2. Уровень занятости специалистов с высшим образованием 77,3 77,7 77,1 76,1 77,1 1,31 -0,26

3. Уровень занятости специалистов среднего звена 66,9 66,7 66,1 64,8 65,6 1,23 -1,94

4. Уровень занятости квалифицированных рабочих и служащих 66,5 66,7 65,1 63,9 65,1 1,88 -2,11

5. Уровень занятости со средним общим образованием 46,6 46,9 47,8 45,5 46,5 2,20 -0,21

2. Структура занятости по видам экономической деятельности специалистов со средним профессиональным образованием, тыс. чел.

1. Всего специалисты со средним профессиональным образованием 32408 32638 32374 31666 32438 2,44 0,09

- в том числе, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство 1768 1786 1757 1785 1771 -0,78 0,17

- добыча полезных ископаемых 831 875 856 840 872 3,81 4,93

- обрабатывающие производства 5182 5236 5230 5127 5272 2,83 1,74

- обеспечение электрической энергией, газом и паром;кондиционирование воздуха 955 956 964 950 953 0,32 -0,21

- строительство 2514 2488 2406 2276 2390 5,01 -4,93

- торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 5410 5444 5294 5232 5392 3,06 -0,33

- транспортировка и хранение 3325 3345 3350 3305 3344 1,18 0,57

- образование 2297 2364 2298 2237 2283 2,06 -0,61

- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 3027 3078 3021 2923 2994 2,43 -1,09

Занятость среди специалистов со средним профессиональным образованием выше общей занятости по экономике в рассматриваемый период, что говорит о востребованности данных специалистов на рынке труда. Пандемия оказала негативное влияние на занятость по всем рассматриваемым категориям работников, однако в 2021 г. многими учеными ожидается возвращение значений показателей к доковидному уровню [12; 13]. К наиболее популярным сферам экономической деятельности для работников со средним профессиональным образованиям можно отнести следующие: «торговля оптовая и розничная, ремонт», «транспортировка и хранение», «образование», «деятельность в области здравоохранения и социальных ус-

луг», «строительство» и «обрабатывающие производства».

Необходимым условием развития сфер рынка труда и занятости также является привлекательный уровень заработной платы. На рис. 4 отражена сравнительная динамика объемов заработной платы по экономике, работников с высшим и средним профессиональным образованием в Российской Федерации в 2017-2021 гг.

За рассматриваемый промежуток времени средняя заработная плата работников со средним профессиональным образованием увеличилась на 46,57 %. При этом в целом в экономике и конкретно среди работников с высшим образованием данный показатель увеличился на 48,26 и 46,51 % соответствен-

Рисунок 4 - Сравнительная динамика объемов заработной платы по экономике, работников с высшим

и средним профессиональным образованием в Российской Федерации в 2017-2021 гг. (составлено по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [9])

но. В данном аспекте одним из необходимых условий развития реального сектора экономики и рынка труда является достижение опережающего роста объема заработной платы работников со средним профессиональным образованием.

В современной системе среднего профессионального образования имеется ряд актуальных проблем, требующих внимания и решения, например финансирование данной сферы. Одной ключевых проблем в данном аспекте являются передача финансирования и материального обеспечения образовательных организаций среднего профессионального образования на региональный уровень, их горизонтальное укрепление и большая подведомственность [14, с. 4]. Большую долю в структуре финансирования системы образования Российской Федерации занимают бюджетные средства, объем которых объективно зависит от макроэкономической ситуации в стране. В условиях социально-экономической и геополитической нестабильности, а также необходимости

адаптации системы среднего профессионального образования к потребностям реального сектора экономики становится актуальным вопрос об интеграции данных сфер. Анализируя соотношение расходов в доле ВВП на образование по их источникам, исследователи выделяют высокую долю частного финансирования в таких странах, как США, Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Южная Корея, Чили [15, с. 93].

В данном контексте перспективным инструментом для улучшения системы среднего профессионального образования в Российской Федерации является федеральный проект «Профессионалитет», целями которого является распространение отраслевой модели подготовки кадров и удовлетворение потребностей рынка труда в специалистах по востребованным профессиям [3; 16]. В табл. 2 отражена динамика целевых показателей федерального проекта «Профессио-налитет» в Российской Федерации за 20222030 гг.

Таблица 2 - Динамика целевых показателей федерального проекта «Профессионалитет» в Российской Федерации за 2022-2030 гг. (составлено по данным Министерства просвещения

Российской Федерации [16])

Показатель Годы При рост

2022 2023 2024 2030 2030 г. к 2024 г., % 2030 г. к 2022 г., %

1. Количество предприятий, вовлеченных в подготовку кадров по программам профессионалитета 100 200 300 900 200 800

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Численность обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы профессионалитета (нарастающий итог), тыс. чел. 150 350 600 1200 100 700

3. Доля образовательных организаций, оснащенных современным оборудованием в рамках федерального проекта «Профессионалитет», % 1,9 3,8 5,8 17,5 202 821

4. Создано образовательно-производственных кластеров 70 140 210 630 200 800

5. Обучено педагогических работников, работников, ответственных за воспитание, классных руководителей (кураторов), тыс. чел. 9 9 9 28 211 211

6. Обучено представителей региональных управленческих команд 400 400 400 400 0 0

7. Доля занятых выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» - - - 85 % - -

В рамках данного федерального проекта предусматриваются государственная поддержка, внедрение гибких образовательных программ, модернизация инфраструктуры, повышение квалификации педагогов и мастеров, что в итоге позволит подготовить высококвалифицированных специалистов по востребованным профессиям. Интеграция с реальным сектором экономики позволила в 2022 г. привлечь 1,5 млрд рублей в качестве софинансирования для 70 образовательно-производственных кластеров, что в перспективе позволит снизить нагрузку на бюджетную систему, повысить эффективность финансирования системы среднего профессионального образования в контексте повышения качества подготовки и дальнейшего трудоустройства выпускников. Для дальнейшего развития проекта «Профессионалитет» его необходимо рассматривать с точки зрения альтернативного инструмента государственному финансированию, использование и развитие которого напрямую зависит от заинтересованности со стороны реального сектора экономики.

Переход от экспортно-сырьевой к технологической модели развития российской экономики и необходимость обеспечения высоких темпов роста промышленного производства актуализируют вопросы развития системы

среднего профессионального образования. В частности, основополагающим направлением для достижения этой задачи выступает более тесная интеграция реального сектора экономики и образовательных организаций. В современных социально-экономических и геополитических условиях эффективными мерами и инструментами развития выступают адаптация образовательных программ к потребностям экономики, повышение качества подготовки специалистов, образовательной инфраструктуры, уровня заработной платы работников со средним профессиональным образованием, что, в свою очередь, позволит улучшить имидж рабочих специальностей среди молодежи и в обществе в целом. Федеральный проект «Профессионалитет» в данном контексте является перспективным инструментом финансирования сферы среднего профессионального образования за счет их интеграции, что в свою очередь позволит повысить эффективность реализуемых образовательных программ и процент трудоустройства выпускников.

Список литературы

1. Листвин А. А. Среднее профессиональное образование: кризис реформ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 С. 169-177.

2. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой

экономики: среднее профессиональное образование в России / под общ. ред.: И. Д. Фрумин, Ф. Ф. Дуды-рев; науч. ред.: И. Д. Фрумин, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2019. 271 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями). Доступ из справочной правовой системы «Кон-сультантПлюс».

4. Плаксий С. И. Инвестиции в образование // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. C. 18-29.

5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2022).

7. Среднее профессиональное образование в России: статистический обзор / Н. Б. Шугаль, В. И. Кузнецова, Л. Б. Кузьмичева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022. 72 с.

8. Мерзлова М. П. Формирование механизма обеспечения доступности профессионального образования // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 15. С. 144-153.

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2022).

10. Томских А. А. Российский рынок труда: тенденции и трансформации // Вестник ЗабГУ. 2020. № 10. С. 120-126.

11. Антонова Г В., Мирзабалаева Ф. И., Бондарчук А. Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии корона-вируса // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 12. С. 12491268.

12. Социально-экономические последствия пандемии и способы их нейтрализации в мировой практике / С. А. Беляев, Д. А. Зюкин, В. В. Пасечко, А. А. Алехина, Е. А. Болычева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 1. С. 142150.

13. Заработная плата и безработица: динамика и территориальная дифференциация / Ал. А. Головин, А. Ю. Быстрицкая, Д. В. Зюкин, В. Я. Башкатова, А. А. Головин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 1. С. 144-151.

14. Шкляев А. Е. Среднее профессиональное образование в механизме обеспечения потребности экономики в специалистах среднего звена // Вестник РЭА им. Г В. Плеханова. 2015. № 3 (81). С. 3-13.

15. Семеко ГВ. Финансовое обеспечение системы образования: глобальные тенденции и особенности России // РСМ. 2019. № 3 (104). С. 89-107.

16. Паспорт федерального проекта «Профессио-налитет» // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2022).

References

1. Listvin A. A. Secondary vocational education: crisis of reforms. Bulletin of Cherepovets State University. 2019. No. 3 pp. 169-177.

2. Dudyrev F. F., Romanova O. A., Shabalin A. I., Abankina I. V. Young professionals for the new economy: secondary vocational education in Russia / under the general ed.: I. D. Frumin, F. F. Dudyrev; scientific ed.: I. D. Frumin, Ya. I. Kuzminov. Moscow : HSE, 2019. 271 p.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1642 dated December 26, 2017 "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" (with amendments and additions). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

4. Plaksiy S. I. Investments in education. Knowledge. Understanding. Ability. 2015. No. 3. C. 18-29.

5. Federal Law "On Investment Activities in the Russian Federation carried out in the Form of Capital Investments" dated 02/25/1999 No. 39-FZ (latest edition). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

6. Official website of the Ministry of Education of the Russian Federation. URL: https://edu.gov.ru / (date of application: 01.08.2022).

7. Secondary vocational education in Russia: statistical review / N. B. Shugal, V. I. Kuznetsova, L. B. Kuzmicheva et al.; Nats. research. uni-t "Higher School of Economics". Moscow : HSE, 2022. 72 p.

8. Merzlova M. P. Formation of a mechanism for ensuring accessibility of vocational education. Service in Russia and abroad. 2009. No. 15. pp. 144-153.

9. Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. URL: https://rosstat.gov.ru / (date of address: 01.08.2022).

10. Tomskikh A. A. The Russian labor market: trends and transformations. Bulletin of ZabGU. 2020. No. 10. pp. 120-126.

11. Antonova G. V., Mirzabalaeva F. I., Bondarchuk A. G. Problems of employment of graduates of educational organizations in the conditions of the coronavirus pandemic. Labor economics. 2020. Vol. 7. No. 12. pp. 1249-1268.

12. Socio-economic consequences of the pandemic and ways of their neutralization in world practice / S. A. Belyaev, D. A. Zyukin, V. V. Pasechko, A. A. Alekhina, E. A. Bolycheva. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2022. No. 1. pp. 142-150.

13. Wages and unemployment: dynamics and territorial differentiation / Al. A. Golovin, A. Yu. Bystritskaya, D. V. Zyukin, V. Ya. Bashkatova, A. A. Golovin. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2021. No. 1. S. 144-151.

14. Shklyaev A. E. Secondary vocational education in the mechanism of ensuring the need of the economy for mid-level specialists. Bulletin of the REA named after G. V. Plekhanov. 2015. No. 3 (81). pp. 3-13.

15. Semeko G.V. Financial support of the education system: global trends and features of Russia. RSM. 2019. No. 3 (104). pp. 89-107.

16. Passport of the federal project "Professionalism". Official website of the Ministry of Education of the Russian Federation. URL: https://edu.gov.ru (accessed: 01.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.