Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Аникиец Александр Алексеевич, Рубищев Андрей Николаевич

В статье рассматриваются вопросы финансирования системы среднего профессионального образования как важного стратегического ресурса ее развития. Несмотря на положительную динамику количества финансовых ресурсов, направляемых на функционирование и развитие системы среднего профессионального образования, выявлено снижение стоимости ее основных фондов и имущества. Драйвером развития данной сферы стала реализация государственной программы «Развитие образования» и НП «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Аникиец Александр Алексеевич, Рубищев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issues of financing the system of secondary vocational education as an important strategic resource for its development of the system of secondary vocational education. Despite the positive dynamics of financial resources allocated for the functioning and development of the system of secondary vocational education, a decrease in the cost of fixed assets and property was revealed. The driver for the development of this area was the implementation of the state program “Development of Education” and NP “Education”.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_5_358 УДК 336:371

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Соколов Алексей Павлович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир; профессор кафедры корпоративного управления и инноваций, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

Аникиец Александр Алексеевич,

и.о. директора, Нижегородский индустриальный колледж, г. Нижний Новгород, Россия, e-mail: nik_suz@mail.52gov.ru

Рубищев Андрей Николаевич,

кандидат экономических наук, доцент, Академия гражданской защиты МЧС России, Россия, г. Химки, e-mail: a.rubishev@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы финансирования системы среднего профессионального образования как важного стратегического ресурса ее развития. Несмотря на положительную динамику количества финансовых ресурсов, направляемых на функционирование и развитие системы среднего профессионального образования, выявлено снижение стоимости ее основных фондов и имущества. Драйвером развития данной сферы стала реализация государственной программы «Развитие образования» и НП «Образование».

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; государственное финансирование.

UDC 336:371

FINANCIAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Sokolov Alexey Pavlovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University Named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir; Professor of the Department of Corporate Governance and Innovations, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia

Anikiets Alexander Alekseevich,

Acting Director, Nizhny Novgorod Industrial College, Nizhny Novgorod, Russia, e-mail: nik_suz@mail.52gov.ru

Rubishchev Andrey Nikolaevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, Khimki, e-mail: a.rubishev@mail.ru

The article deals with the issues of financing the system of secondary vocational education as an important strategic resource for its development of the system of secondary vocational education. Despite the positive dynamics of financial resources allocated for the functioning and development of the system of secondary vocational education, a decrease in the cost of fixed assets and property was revealed. The driver for the development of this area was the implementation of the state program "Development of Education" and NP "Education".

Keywords: secondary vocational education; government funding.

Изменения социально-экономического характера, трансформация отношений на рынке труда, внедрение новых технологий практически во все сферы человеческой деятельности актуализируют необходимость качественного развития образовательной системы, в том числе и среднего профессионального образования, где имеют место проблемы системного порядка и потенциала обновления [4, с. 38]. Система среднего профессионального образования, согласно современным экономическим требованиям, должна готовить высококвалифицированные рабочие кадры, адаптированные к технологическим изменениям в среднесрочной и долгосрочной перспективе [3, с. 17]. Ключевая роль в развитии среднего профессионального образования в Российской Федерации отводится именно государству. Драйверами развития в данном аспекте являются достаточные объемы финансирования, реализация отраслевых программ, материально-техническое оснащение обра-

зовательных организаций, спрос на специалистов на рынке труда.

Функционирование системы среднего профессионального образования невозможно без использования эффективных инструментов финансирования, поскольку качество подготовки специалистов средних профессиональных образовательных организаций во многом зависит от достаточности объема выделяемых финансовых ресурсов, состояния материально-технической базы образовательных организаций [6, с. 18].

В российской практике распространено нормативное финансирование затрат на образовательные услуги по подготовке специалистов среднего профессионального образования на основе контрольных цифр приема, а наибольшую долю в общей структуре расходов на образование занимают бюджетные средства. В данном контексте исследователи часто затрагивают вопрос о необходимости поиска новых источников финансирования системы среднего профессионального об-

разования. Одним из перспективных вариантов является взаимодействие коммерческих структур с учреждениями государственного сектора [10, с. 143].

В табл. 1 представлена динамика расходов на образование в Российской Федерации за 2017-2021 годы.

Таблица 1 - Динамика расходов на образование в Российской Федерации за 2017-2021 гг. (на основе [2])

Показатель Год Прирост

2017 2018 2019 2020 2021 2021 г. к 2020 г., % 2021 г. к 2017 г., %

1. Абсолютные показатели, млн. руб.

1. Расходы на образование, всего 603802,9 731779,6 862818,9 9740 83,1 1080009,7 10,87 78,87

2. Дошкольное образование 8156,7 31076,2 78856,7 61785,9 48889,5 -20,87 499,38

3. Общее образование 48436,6 54639,7 87760,8 149388,7 258297,2 72,90 433,27

4. Среднее профессиональное образование 10584,8 31574,3 33184,3 37164,6 40283,6 8,39 280,58

5. Высшее образование 476500,1 521296 554308,0 604378,6 608955,5 0,76 27,80

6. Прикладные научные исследования в области образования 12899,7 14703,3 14441,1 15273,2 16555,3 8,39 28,34

7. Молодежная политика 7630,3 5292 10154,4 18472,8 33038,1 78,85 332,99

8. Другие вопросы в области образования 12740,8 42356,5 36896,2 38110,6 36525,3 -4,16 186,68

2. Относительные показатели, %

1. Расходы на образование, всего 100 100 100 100 100 0 0

2. Дошкольное образование 1,35 4,25 9,14 6,34 4,53 -28,63 235,10

3. Общее образование 8,02 7,47 10,17 15,34 23,92 55,94 198,14

4. Среднее профессиональное образование 1,75 4,31 3,85 3,82 3,73 -2,24 112,77

5. Высшее образование 78,92 71,24 64,24 62,05 56,38 -9,12 -28,55

6. Прикладные научные исследования в области образования 2,14 2,01 1,67 1,57 1,53 -2,24 -28,25

7. Молодежная политика 1,26 0,72 1,18 1,90 3,06 61,31 142,07

8. Другие вопросы в области образования 2,11 5,79 4,28 3,91 3,38 -13,56 60,27

За рассматриваемый период общий объем расходов на образование увеличился на 78,87 %. При этом рост расходов на среднее профессиональное образование составил 3,8 раза, что в общей структуре расходов на образование занимает 3,73 %. Анализируя государственное финансирование образования в Российской Федерации, стоит отметить, что в 2021 г. общие расходы на образование в процентах к ВВП составили 4,6 %, из которых 4 % - государственные, а 0,6 % - негосударственные.

Необходимым элементом развития системы образования является повышение уровня финансово-экономического состояния, достигающееся через увеличение объемов всех источников финансовых ресурсов. В табл. 2 представлена динамика финансово-экономической деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования в Российской Федерации за 2017-2021 гг.

Таблица 2 - Анализ финансово-экономической деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования в Российской Федерации за 2017-2021 гг. (на основе [2])

Показатель Год Прирост

2017 2018 2019 2020 2021 2021 г. к 2020 г., % 2021 г. к 2017 г., %

1. Абсолютные показатели, млн руб.

1. Объем поступивших средств за отчетный год, всего 255085,1 283069,4 315410,3 331164,9 368098,6 11,15 44,30

2. Средства бюджетов всех уровней 213190 234620,7 259672,5 272629,9 300528,7 10,23 40,97

3. Средства федерального бюджета 13887,1 15302,7 16699,8 19374,0 21261,3 9,74 53,10

4. Средства бюджета субъекта Российской Федерации 195821,7 217080,1 240533,7 251423,2 276884,3 10,13 41,40

5. Средства местных бюджетов 3481,1 2237,8 2438,9 1832,635 2382,9 30,03 -31,55

6. Средства организаций 7883,8 10136,7 12167,9 13073 13623,7 4,21 72,81

7. Средства населения 30614,1 34912,4 40418,7 42154,2 50529,8 19,87 65,05

8. Средства внебюджетных источников 3359,6 3307 3078,5 3112,2 3334,2 7,13 -0,76

9. Иностранные источники 37,5 92,3 72,5 195,4 82,08 -57,99 118,88

2. Относительные показатели, %

1. Объем поступивших средств за отчетный год, всего 100 100 100 100 100 0 0

2. Средства бюджетов всех уровней 83,58 82,88 82,33 82,32 81,64 -0,83 -2,31

3. Средства федерального бюджета 5,44 5,41 5,29 5,85 5,78 -1,27 6,10

4. Средства бюджета субъекта Российской Федерации 76,77 76,69 76,26 75,92 75,22 -0,92 -2,02

5. Средства местных бюджетов 1,36 0,79 0,77 0,55 0,65 16,98 -52,56

6. Средства организаций 3,09 3,58 3,86 3,95 3,70 -6,24 19,75

7. Средства населения 12,00 12,33 12,81 12,73 13,73 7,84 14,38

8. Средства внебюджетных источников 1,32 1,17 0,98 0,94 0,91 -3,62 -31,23

9. Иностранные источники 0,01 0,03 0,02 0,06 0,02 -62,21 51,68

Общий объем поступивших средств за 2017-2021 годы увеличился на 44,3 %. Наибольшую долю в структуре финансовых ресурсов занимают средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства населения: 75,2 и 13,7 % соответственно. Отмечается также значительный прирост средств организаций в общем объеме финансирования деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования: +72,81 % за 5 анализируемых лет. Плановая экономика Советского Союза характеризовалась тесной связью между образовательной и производственной сферой. Начало 90-х годов ознаменовалось прекращением поддержки организаций среднего профессионального образования со стороны организаций и предприятий, что вынудило систему образования адаптироваться к потребностям еще формирующегося рынка труда и в итоге и привело к началу подготовки передачи организаций среднего профессионального образования на региональный уровень управления с целью обеспечения связи между работодателями и образовательными организациями. В связи с высокой степенью зависимости от региональной системы управления и финансирования уровень раз-

вития средних профессиональных образовательных организаций дифференцирован в соответствии с социально-экономическим положением субъектов Российской Федерации, характеристик и структуры их бюджетов.

Увеличение объемов поступивших финансовых средств на 44,3 % не оказало положительного влияния на основные фонды и имущество средних профессиональных образовательных организаций (табл. 3). Положительная тенденция роста по анализируемым категориям отмечается только в 2021 относительно 2020 года, что во многом обусловлено реализацией государственной программы «Развитие образования» (направления (подпрограмма) «Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования», национального проекта «Образование», федерального проекта «Молодые профессионалы»), в том числе и повышением финансовой устойчивости, целевой поддержкой колледжей [6], предоставлением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию госпрограммы, соответствующего национального, федерального и региональных проектов [8].

Таблица 3 - Динамика показателей, характеризующих материально-техническое обеспечение организаций среднего профессионального образования в Российской Федерации за 2017-2021 гг. (на основе [7])

Показатель Год Прирост

2017 2018 2019 2020 2021 2021 г. к 2020 г., % 2021 г. к 2017 г., %

1. Основные фонды и имущество организаций среднего профессионального образования

1. Основные фонды, всего млн руб. 494878,4 412877,9 431738,6 450938,8 471359,4 4,53 -4,75

в том числе: здания и сооружения 308190 260003,6 263218 268094,3 271807,9 1,39 -11,81

машины и оборудование 123841,5 97703,2 113999,7 127185 143666,4 12,96 16,01

2. Библиотечный фонд 15426,5 8668 8715,2 9074,6 8952 -1,35 -41,97

3. Нематериальные основные фонды 4745,5 4149,8 2376,8 2590,1 3779,6 45,92 -20,35

4. Прочие виды основных фондов 42674,7 42353,1 43428,7 43994,6 43153,3 -1,91 1,12

2. Здания, помещения и земельные участки

1. Учебно-лабораторные здания (корпуса), ед. 12419 12165 12086 11985 11652 -2,78 -6,18

2. Общежития, ед. 3188 3167 3115 3149 3352 6,45 5,14

3. Общая площадь помещений, кв. м 43216186 42480154 42355132 42081096 42060015 -0,05 -2,68

4. Число посадочных мест в учебных корпусах, ед. 416115 406934 406752 399798 386543 -3,32 -7,11

Одним из ключевых показателей, отража- 1 отражена динамика среднегодовой числен-

ющим эффективность функционирования ности обучающихся по программам подго-

системы среднего профессионального обра- товки квалифицированных рабочих, служа-

зования является численность обучающихся щих и специалистов среднего звена. по данным программам подготовки. На рис.

3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000

2242936.4

2349732

2453140.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2553937.6

1349970.3

1953979.7

2040535.4

1754173.6

433312.3

4-99761.7

499161.2

513452.2

529725.9

2017

2013

2019

2020

2021

живя Среднегодовая чпслгнн8сть обучающихся по пргграмхии подготовки Евалифшшр г ванных рабочих, служащая

:■:■:■:■:■:■: Среднегодовая численнгсть но программам специалистов среднего звена

— Всего обличающихся по программам подгтоеки среднего профессионального образования

Рисунок 1 - Динамика числа обучающихся по программам среднего профессионального образования в Российской Федерации за 2017-2021 гг., чел. (на основе [7])

За рассматриваемый промежуток вре- го образования увеличилась на 18,67 %, а мени общая численность обучающихся по специалистов среднего звена - на 21,54 %. программам среднего профессионально- Необходимым условием реализации образо-

вательных программ сегодня является приобретение практических навыков, профессиональное самоопределение и построение индивидуальной карьерной траектории [11, с. 53]. В данном контексте особую актуальность и значимость приобретает федеральный проект «Профессионалитет», в рамках которого планируется внедрение новых образовательных программ, обновление инфраструктуры, создание кластеров, интеграция образовательной сферы и реального сектора экономики, что станет новым драйвером развития системы среднего профессионального образования [1]. Реализация проекта направлена на решение проблемы дефицита наиболее востребованных рабочих профессий на рынке труда, что в дальнейшем потребует структурных изменений в системе среднего профессионального образования [5, с. 185]. К 2024 году планируется создание 630 образовательно-производственных кластеров, обучить 28 тыс. педагогических работников, кураторов, ответственных за воспитание, и 400 представителей региональных управленческих команд. При этом численность обучающихся в образовательных организациях, реализую-

щих программы Профессионалитета должна достигнуть 600 тыс. чел. и 300 вовлеченных предприятий в подготовку кадров по данным образовательным программам. Программой предусмотрено сокращение сроков освоения образовательных программ, что повлечет высвобождение средств регионального бюджета, которые могут быть направлены на увеличение норматива затрат на оплату труда педагогических работников, финансирование расходов на монтаж переданного от партнеров программы оборудования и его последующее обслуживание и содержание, приобретение расходных материалов и сырья для производства продукции, включая продукцию, производимую в процессе обучения.

Конечным результатом деятельности организаций среднего профессионального образования является выпуск квалифицированных и конкурентоспособных специалистов на рынок труда. На рис. 2 отражена сравнительная динамика числа специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих и общей численности занятых по экономике.

Рисунок 2 - Динамика числа занятых в Российской Федерации всего и со средним профессиональными образованием за 2017-2021 гг., тыс. чел. (составлено на основе [9, с. 35])

За 2017-2021 годы отмечается снижение общего числа занятых в экономике на

0,83 %. Сильное влияние на российский рынок труда оказала пандемия коронавирусной

инфекции: в 2020 году занятость в целом по экономике снизилась на 1,85 %, однако через год данный показатель вернулся к своим докризисным значениям. Аналогичная ситуация наблюдается среди специалистов со средним профессиональным образованием. В целом количество специалистов на рынке труда за последние 5 лет находится примерно на одном уровне, находясь в зависимости от внешних и внутренних факторов социально-экономического и геополитического характера. Санкционное давление в отношении Российской Федерации, уход ряда крупных международных компаний с российского рынка, реализация отраслевых программ может дать положительный импульс в развитии не только производственной отрасли, но и образовательной сферы, адаптированной к потребностям реального сектора экономики.

Проведенная оценка развития системы среднего профессионального образования в контексте удовлетворения потребностей рынка труда и эффективности финансирования данной сферы показала, что при общем увеличении расходов на образование отмечается значительное увеличение доли затрат на систему среднего профессионального образования, что в свою очередь позволило увеличить общее число обучающихся более чем на 18,6 %, а специалистов среднего звена - на 21,54 %. Стоит отметить, что одной из актуальных проблем является отсутствие положительной динамики стоимости основных фондов организаций среднего профессионального образования. Данная проблема находит свое решение в реализации федерального проекта «Про-фессионалитет», подразумевающего полную перезагрузку площадок, отобранных для

его реализации. «Профессионалитет» также стоит рассматривать в качестве нового направления привлечения софинансирования для развития системы среднего профессионального образования: только для 70 образовательных кластеров было привлечено 1,5 млрд руб. из реального сектора экономики. К 2030 году планируется создать 630 образовательно-производственных кластеров с привлечением 900 предприятий. По итогам проведенного исследования выявлена положительная динамика развития через усиление интеграции с реальным сектором экономики и эффективное государственное финансирование в сфере среднего профессионального образования.

Технологические и структурные изменения в экономике усиливают потребность в высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистах на рынке труда. Система среднего профессионального образования в Российской Федерации на современном этапе усиливает интеграцию с реальным сектором экономики. Значительный рост объемов расходов на образование, реализация государственных программ и стратегий, создание образовательно-производственных кластеров, адаптация образовательных программ являются сегодня ключевыми инструментами развития среднего профессионального образования. Уже сейчас отмечается рост численности обучающихся по программам среднего профессионального образования более чем на 18 % за 2017-2021 годы, что говорит об эффективности используемых инструментов и финансовых ресурсов, популярности рабочих специальностей у молодежи.

Список литературы_

1. Баканова И.П, Капустина Л.В. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения // Концепт. 2022. № 4. С. 50-64.

2. Посрасходы: технологический проект Счетной Палаты РФ: [сайт]. URL: https://spending.gov.ru/ (дата обращения: 14.09.2022).

3. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / под общ. ред. И.Д. Фрумина, Ф.Ф. Дудырева; науч. ред. И.Д. Фрумин Я.И. Кузьминова. М.: Издат. дом НИУ ВШЭ, 2019. 271 с.

4. Королёв В.В. Среднее профессиональное образование РФ со взглядом в будущее // Человек и Образование 2021. № 2 (67). С. 38-43.

5. Листвин А.А., Парт М.А. Профессионалитет как механизм синхронизации системы среднего профессионального образования и рынка труда // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1 (106). С. 177-187.

6. Магсумов Т.А. Структура и специфика финансирования среднего профессионального образования в России на рубеже XIX-XX столетий // СИСП. 2022. № 2. С. 14-60.

7. Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 14.09.2022).

8. Правительство Российской Федерации: [сайт]. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 14.09.2022).

9. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022.: стат. сб. /Росстат. M., 2022. С. 151.

10. Тяглов С.П, Боев В.Ю., Скворцова М.А. Совершенствование механизмов привлечения частных инвестиций в систему подготовки профессиональных кадров // Вестник РПЭУ РИНХ. 2021. № 2 (74). С. 143-150.

11. Чистяков В.Н., Назарова И.А. Комплексный подход к вопросам профориентации и профессионального самоопределения в условиях колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 51-54.

References_

1. Bakanova I.G., Kapustina L.V. Challenges to the modern system of secondary vocational education and ways to solve them. Concept. 2022. No. 4. Pp. 50-64.

2. State expenditures: technological project of the Accounting Chamber of the Russian Federation: [website]. URL: https://spending.gov.ru (date of address: 09/14/2022).

3. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Shabalin A.I., Abankina I.V. Young professionals for the new economy: secondary vocational education in Russia / under the general editorship of I.D. Frumin, F.F. Dudyrev; scientific editorship of I.D. Frumin Ya.I. Kuzminova. Moscow: Izdat. HSE House, 2019. 271 p.

4. Korolev V.V. Secondary vocational education of the Russian Federation with a view to the future. Man and Education

2021. No. 2 (67). Pp. 38-43.

5. Listvin A.A., Garth M.A. Professionalism as a mechanism for synchronizing the system of secondary vocational education and the labor market. Bulletin of Cherepovets State University. 2022. No. 1 (106). pp. 177-187.

6. Magsumov T.A. The structure and specifics of financing secondary vocational education in Russia at the turn of the XIX-XX centuries. CISP. 2022. No. 2. Pp. 14-60.

7. Ministry of Education of the Russian Federation: [website]. URL: https://edu.gov.ru / (accessed: 14.09.2022).

8. Government of the Russian Federation: [website]. URL: http://government.ru (accessed: 09/14/2022).

9. Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force).

2022.: stat. sat. /Rosstat. M., 2022. P. 151.

10. Tyaglov S.G., Boev V.Yu., Skvortsova M.A. Improving the mechanisms of attracting private investment in the system of training professional personnel. Bulletin of the Russian State Economic University of the Russian Academy of Sciences. 2021. No. 2 (74). Pp. 143-150.

11. Chistyakov V.N., Nazarova I.A. An integrated approach to the issues of vocational guidance and professional self-determination in college conditions. Vocational education and the labor market. 2018. No. 4. Pp. 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.