Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ (ДУАЛЬНОЕ) ОБУЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н.

В статье рассмотрены основные направления государственной политики в сфере среднего профессионального образования РФ. Показано, что активно используется программно-целевая и проектная методология для решения задач, стоящих перед данным уровнем профессионального образования. Определены горизонты дальнейшего развития системы среднего профессионального образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION MECHANISMS AND PERSPECTIVES STATE POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the main directions of state policy in the field of secondary vocational education of the Russian Federation. It is shown that the program-targeted and project methodology is actively used to solve the problems facing this level of vocational education. The horizons for the further development of the system of secondary vocational education in the country have been determined.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

13. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007.

14. История Тамбовского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://kursak.net/istoriya-tambovskogo-kraya/21/ (дата обращения: 26.09.2021).

15. История отношений России с ПАСЕ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://tass.ru/info/7616969 (дата обращения: 28.09.2021).

16. Роль личности в истории. Большая Советская Энциклопедия / Гл. редактор Б.А. Введенский. - М., 1955. - Т. 36.

17. Рябов А.И. Оборона страны - дело государственное / А.И. Рябов // Ориентир. - 1996. - № 6.

18. Рябов А.И. Космос и авиация: возможности и перспективы международного сотрудничества / А.И. Рябов // Российская Федерация. - 1998. - № 6.

19. Рябов А.И. Демагоги выходят из моды / А.И. Рябов // Тамбовская жизнь. 1994. 23 июля.

20. Рябов А.И. Нужны новая власть и новая политика / А.И. Рябов // Тамбовская жизнь. 1995. 2 декабря.

21. Рябов А.И. На мажорной ноте / А.И. Рябов // Наедине. 1998. 3 февраля.

22. Рябов А.И. Нету денег на портянки. Так на что мы купим танки? / А.И. Рябов // Тамбовская жизнь. 1998. 13 ноября.

23. Рябов А.И. Достоверность информации и надежность защиты / А.И. Рябов // Потенциал России № 1, 1998.

24. Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации (принят Тамбовской областной Думой 30 ноября 1994 г.) (с изменениями и дополнениями).

Кузьмин А.В.

к.и.н., доцент, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия Трифонов Ю.Н. к. филос. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС, г. Тамбов, Россия

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления государственной политики в сфере среднего профессионального образования РФ. Показано, что активно используется программно-целевая и проектная методология для

решения задач, стоящих перед данным уровнем профессионального образования. Определены горизонты дальнейшего развития системы среднего профессионального образования в стране.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, практико-ориентированное (дуальное) обучение, государственно-частное партнёрство.

Kuzmin A.V.

PhD in history, associate professor, Tambov State University n.a. G.R. Derzhavin, Tambov, Russia Trifonov YU.N.

PhD in philosophy, associate professor,

RANEPA, Tambov, Russia

IMPLEMENTATION MECHANISMS AND PERSPECTIVES STATE POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article considers the main directions of state policy in the field of secondary vocational education of the Russian Federation. It is shown that the program-targeted and project methodology is actively used to solve the problems facing this level of vocational education. The horizons for the further development of the system of secondary vocational education in the country have been determined.

Key words: secondary vocational education, practical-oriented (dual) training, public-private partnership.

В последние годы среди специалистов и в обществе в целом наблюдается повышенное внимание к системе среднего профессионального образования (далее - СПО). Это объясняется не только важным местом, которое она занимает в общеобразовательной системе страны в целом, но и тем, что СПО приобретает всё большее значение в качестве важного ресурса экономического и технологического развития Российской Федерации. Так, согласно подп. 24 п. 76 Стратегии национальной безопасности РФ для обеспечения научно-технологического развития страны необходимо решить задачу по развитию системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с современными мировыми стандартами [3].

Среднее профессиональное образование, направленное на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, имеет двуединую цель, закреплённую в ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Имеется в виду, как удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования, так и подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства.

СПО является важным уровнем образования, позволяющим подготовить необходимое количество специалистов для реальных секторов экономики. На это, собственно, и направлена современная государственная политика по развитию системы среднего профессионального образования.

Отметим, что при её реализации активно задействована программно-целевая и проектная методология. Так, ранее действовавшая государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [6] включала подпрограмму 1 «Развитие профессионального образования», направленную на существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию страны, в повышение её глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося. В полной мере это относилось и к такой составляющей профессионального образования, как его средний уровень.

Очередным импульсом для развития системы СПО стало принятие комплекса мер, направленных на её совершенствование, на 2015-2020 годы [5]. Были реализованы скоординированные и взаимоувязанные мероприятия по трём ключевым направлениям:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО;

3) мониторинг качества подготовки кадров.

С 2018 года реализуется новая Государственная программа РФ «Развитие образования» [4], одним из направлений (подпрограмм) которой является «Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования».

В настоящее время основным инструментом реализации государственной образовательной политики является национальный проект

«Образование», в состав которого входит несколько федеральных проектов, в том числе и проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (далее -федеральный проект «Молодые профессионалы»).

Одна из целей федерального проекта «Молодые профессионалы» - модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100% профессиональных образовательных организациях к 2024 году.

Для её достижения установлены целевые и дополнительные показатели:

Внедрение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования:

- доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена: с 5% в 2019 году - до 50% в 2024 году;

- доля обучающихся, завершающих обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена: с 5% в 2019 году - до 25% в 2024 году;

- число центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП): с 10 ед. в 2019 году - до 100 ед. в 2024 году;

- число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций: с 700 ед. в 2019 году -до 5000 ед. в 2024 году.

Отметим, что Государственная программа РФ «Развитие образования» была скорректирована и приведена в соответствие с положениями национального проекта «Образование» и национальными целями развития Российской Федерации до 2030 года [2].

В частности, в качестве одной из целей Государственной программы РФ «Развитие образования» (далее - Государственная программа) была установлено увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 % в 2030 году.

Государственной программой для достижения национальной цели «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» по-

ставлена следующая задача: обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда.

К числу наиболее значимых результатов реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования можно отнести следующие. Как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин, по мировым стандартам оснащены более 1,5 тысяч колледжей и техникумов [11].

За последние 5 лет обновлены 34,2% машин и оборудования, используемого в образовательной деятельности. Основные средства, вкладываются в колледжи - точки роста (центры проведения демонстрационного экзамена, специализированные центры компетенций, межрегиональные центры компетенций и т.п.).

В 2020 году создано:

- 15 ЦОПП в 15-ти субъектах РФ (всего составило 29). За 2021-2023 годы будут созданы еще 45 ЦОПП;

- 774 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, по 115 компетенциям в 150 профессиональных образовательных организациях из 70 субъектов РФ.

В 2020 году доля обучающихся, завершающих обучение по образовательным программам СПО, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена, составила 7,53% (при плановом значении 6%), а доля организаций, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена, составила 21,96% (при плановом значении 10%) [7].

В 2019 году в городе Казани впервые в России был проведён Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс.

Ежегодно проводятся всероссийские чемпионаты профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс» (WorldSkills). С 6 по 21 сентября 2021 года в дистанционно-очном формате прошел VIII Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

Чемпионаты рабочих специальностей WoridSkШs переросли в общероссийское движение, в новые программы профессиональной подготовки.

В рамках движения WoridSkiИs зародилось новое направление -FutureSkiUs, основной задачей которого является моделирование умений и компетенций, необходимых специалистам в обновленных условиях производств. К началу 2022 года будут разработаны стандарты

по 100 профессиям и специальностям СПО, что расширит возможности образовательных организаций в адаптации своих программ обучения к новым появляющимся профессиям, включая Futш"eSkШs [9, с. 39].

С 1 сентября 2021 года выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Тем самым, за последние 20 лет новейшей истории России, в результате продуманных и обоснованных политико-управленческих решений систему СПО удалось кардинальным образом переформатировать. На сегодняшний день её отличает наличие сети современных образовательных организаций, оснащённых новейшим оборудованием, формирование образовательных кластеров, распространение движения WorldSkШs, что повышает интерес к обучению, и, как следствие, увеличение числа обучающихся.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в системе СПО сохраняется ряд проблем и нерешённых вопросов, свидетельствующих о том, что она не в полной мере способна ответить на вызовы образовательной повестки третьего десятилетия XXI века.

Прежде всего, это касается качества образовательного процесса, а также недостаточной востребованности выпускников учебных заведений СПО на рынке труда. Так, по результатам мониторинга, проведенного в 2020 году, показатель трудоустройства выпускников 2018 года в 2019 году составил 58,15%.

По мнению В.И. Блинова, у системы СПО отсутствует собственная научно-методическая база, что, в том числе, затрудняет разработку стратегических прогнозов и планов её развития, и поэтому будущее данной системы во многом остаётся в тени [8, с. 36].

В 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции выросло число студентов, обучавшихся с применением дистанционных технологий: по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 39,8%, по программам подготовки специалистов среднего звена - 43,5%.

Основной проблемой системы СПО остается недостаточное взаимодействие с работодателями при организации образовательного процесса.

На решение проблем, имеющихся в системе СПО, направлены очередные меры в рамках соответствующего направления государственной политики.

Так, 17 декабря 2021 года в своём выступлении на XXX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Прези-

дент РФ В.В. Путин отметил, что дополнительное финансирование системы СПО в размере 30 миллиардов рублей будет направлено на то, чтобы подготовка профессиональных кадров в колледжах отвечала потребностям рынка труда и осуществлялась на современном уровне, а также на повышение уровня общей подготовки обучающихся, и поддержку наставничества [10].

Как видно, на высшем политическом уровне заострено внимание, в том числе, на необходимости повышения уровня общей подготовки обучающихся по программам СПО. Это обусловлено тем, что их прак-тико-ориентированная направленность (дуальность), зачастую, выхолащивает из содержания общеобразовательную, фундаментальную составляющую, без которой невозможно подготовить современного специалиста.

Для достижения цели Государственной программы «Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3% в 2030 году» решается ряд задач, включая формирование новой (более эффективной) модели СПО, актуализацию перечня профессий рабочих, должностей служащих, модернизацию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, дальнейшее создание центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) и др.

Особо следует выделить планируемую комплексную реструктуризацию среднего профессионального образования посредством отраслевого подхода к подготовке кадров за счёт обеспечения тесного взаимодействия с предприятиями.

Так, с 2022 года начинается реализация федерального проекта «Профессионалитет», направленного на обеспечение промышленности и иных секторов экономики необходимым количеством и качеством востребованных кадров. Данный проект способствует достижению двух национальных целей: создание возможности для самореализации, и повышение благополучия граждан за счёт востребованности на рынке труда с достойной заработной платой.

Проект «Профессионалитет», по сути, станет новым уровнем образования, включающим не только новые механизмы управления колледжами, но и новое содержание образовательных программ. Реализация данной инициативы позволит изменить механизмы управления колледжами на основе принципов государственно-частного партнёрства посредством создания управляющих компаний, соучредителями которых станут государство и бизнес.

При разработке данного проекта использовались лучшие практики по подготовке рабочих кадров, включая отраслевой подход к формированию содержания образовательных программ, привлечение частного софинансирования и участие работодателей в управлении образовательным процессом, синхронизацию сроков обучения с потребностями работодателей.

В реализации проекта «Профессионалитет» предусмотрено участие восьми флагманских отраслей промышленности (металлургия, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, машиностроение, атомная, химическая, фармацевтическая и легкая промышленность). Кроме того, высокая потребность в реализации данного проекта имеется в таких отраслях, как 1Т, сфера гостеприимства, креативная индустрия, строительство, в которых созданы миллионы рабочих мест. В этом смысле мероприятия проекта «Профессионалитет» представляют собой комплексный ответ на запрос на новые компетентности рабочих и техников постиндустриальной эпохи.

В результате реализации проекта «Профессионалитет» ожидается, что трудоустройство выпускников колледжей возрастёт с 60% до 85%, а предприятия будут получать высококвалифицированных работников не через 4 года, как сейчас, а уже через 2 года с начала обучения.

Мировое сообщество стоит на пороге кардинальных изменений базовой модели социально-экономического устройства, что, безусловно, повлечёт за собой переформатирование рынка трудовых ресурсов. Это, в свою очередь, требует пересмотра ключевых позиций и приоритетов в подготовке специалистов всех уровней профессионального образования, включая среднее звено.

Всё это свидетельствует о том, что к среднему профессиональному образованию возрастает запрос на выполнение им роли двигателя социально-экономического и технологического развития страны.

Таким образом, система среднего профессионального образования занимает важное место в общеобразовательной системе страны, обеспечивая необходимое качество и количество квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). -Ст. 7598.

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Российская газета. 2020, 22 июля.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 10.01.2022).

4. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12. 2017 г. № 1642 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (часть II). Ст. 375.

5. Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 03.08.2015 г. №349-р (утратило силу). - Режим доступа: URL:http://static.government.ru/ (дата обращения: 10.01.2022).

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 г. N 295 (утратило силу) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2058.

7. Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования. [Электронный ресурс]. -М., 2021. - Режим доступа: URL: http://government.ru (дата обращения: 10.01.2022).

8. Блинов В.И. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года: от нормативного моносценария к стратегическому управлению на основе веера сценариев / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, Л.Н. Куртеева, А.И. Сатдыков, И.С. Сергеев // Среднее профессиональное образование. - 2021. - № 9. -С. 36-41.

9. Королёв В.В., Нуретдинов Р.И. ФГОС СПО 2021: на пути к сближению с профессиями будущего / В.В. Королёв, Р.И. Нуретдинов // В сборнике научных трудов: Информация и образование: границы коммуникаций. - Горно-Алтайск, 2021. - С. 39-44.

10. Путин В.В. принял участие в пленарном заседании XXX съезда Российского союза промышленников и предпринимателей 17.12.2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/67383// (дата обращения: 10.01.2022).

11. Путин В.В. провёл заседание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 19.07.2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/deliberations/66217 (дата обращения: 10.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.