Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ: ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ: ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНОЕ (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ) ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н.

В статье рассмотрено становление и развитие системы среднего профессионального образования в РФ. Показано, что её концептуальной основой является теория дуального (профессионально-ориентированного) обучения. На основе анализа состояния современной системы среднего профессионального образования, определены некоторые перспективы её дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: POLITICAL AND ADMINISTRATIVE ASPECT

The article considers the formation and development of the system of secondary vocational education in the Russian Federation. It is shown that its conceptual basis is the theory of dual (professional-oriented) education. Based on the analysis of the state of the modern system of secondary vocational education, some prospects for its further improvement are identified.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ: ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ»

Кузьмин А.В.

к.и.н., доцент, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Трифонов Ю.Н.,

к. филос. н., доцент, Тамбовский филиал РАНХиГС, г. Тамбов

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ: ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассмотрено становление и развитие системы среднего профессионального образования в РФ. Показано, что её концептуальной основой является теория дуального (профессионально-ориентированного) обучения. На основе анализа состояния современной системы среднего профессионального образования, определены некоторые перспективы её дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, дуальное (профессионально-ориентированное) обучение.

Kuzmin A.V.

PhD in history, associate professor, Tambov State University n.a. G.R. Derzhavin, Tambov, Russia Trifonov Yu.N. PhD in philosophy, associate professor, RANEPA, Tambov, Russia

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION:

POLITICAL AND ADMINISTRATIVE ASPECT

Abstract. The article considers the formation and development of the system of secondary vocational education in the Russian Federation. It is shown that its conceptual basis is the theory of dual (professional-oriented) education. Based on the analysis of the state of the modern system of secondary vocational education, some prospects for its further improvement are identified.

Keywords: secondary vocational education, dual (professional-oriented) education.

Потребность в таком специфическом уровне образования, как среднее профессиональное образование, объективно имелась уже во времена формирования самостоятельных направлений производственной деятельности. Её прообразом стало обучение в системе «мастер-подмастерье». Развиваясь, система среднего профессионального образования укрепляла связи с другими сферами общественной жизни - с экономической, социальной, политической, этической, а также с ценностями и жизненными ориентирами людей и социальных общностей. Но наиболее тесно она связана, безусловно, со сферой производства и рынком труда.

Как известно, среднее профессиональное образование - это исторически сложившаяся и развивающаяся система подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства, истоки которой восходят ко второй половине XVII - началу XVIII века. Именно в тот период стали активно создаваться посольские, лекарские и типографские школы. Дополнительный импульс развитию данной системы придал Петр I, приняв меры по подготовке необходимых государству специалистов в профессиональных школах различного типа -навигацких, математических, пушкарских, госпитальных, приказных, инженерных, реальных (при приказах, заводах, верфях) и т.д. Новые школы, в процессе обучения, сочетали общеобразовательную подготовку и обучение производственным знаниям и навыкам [8, с.44].

Именно тогда начал складывать дуальный подход к организации подготовки специалистов такого уровня. Как известно, под дуальным обучением понимается такой вид (форма) обучения, при котором обеспечивается сочетание теоретического обучения в стенах учебного заведения, и практического обучения на базе соответствующего предприятия (организации работодателя).

Зародившись в Германии, дуальное обучение получило широкое распространение и в отечественном образовательном процессе, особенно в советский период. Так, в различные годы последовательно создавались и преобразовывались следующие виды учебных заведений: школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и ремесленные училища; школы фабрично-заводского обучения (ФЗО); профессионально-технические училища (ПТУ) [9, с. 71]. Их переформатирование обусловливалось объективными потребностями сферы производства и научно-технического прогресса, предъявляющими повышенные требования к уровню знаний

и профессиональных навыков обучающихся и выпускников системы СПО. Важной тенденцией развития образовательного процесса являлось постоянное укрепление связей с производственной сферой, что, в частности, проявлялось в закреплении ПТУ за промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

О престиже профессии рабочего и специалиста среднего звена наглядно свидетельствует их многочисленные образы, представленные в произведениях литературы и искусства. Достаточно привести пример, что главным героем любимого миллионами россиян фильма «Москва слезам не верит» был персонаж именно трудовой профессии. Будучи слесарем высшего разряда, он создал прибор, с помощью которого его коллега по НИИ защитил докторскую диссертацию.

Отметим, что в 1900-х годы под воздействием известных причин произошла деградация и разрушение всей системы образования, включая и её средне-профессиональный компонент. Резкий экономический спад, закрытие многих предприятий привели к значительному снижению запроса и на специалистов среднего звена. В тот период на них наблюдался так называемый квазиспрос, не соответствующий реальной потребности в данном образовании. Это порождало дисбаланс между количеством выпускников и фактическим спросом на рынке труда [11, с. 1417].

Система СПО утрачивала статус «кузницы кадров» для народного хозяйства, постепенно превращаясь в сферу предоставления образовательных услуг.

Разворот государственной политики в сторону поддержки образования в целом, и среднего профессионального образования, в частности, произошёл в 2000-е годы, когда были осознаны ошибки в данной сфере, допущенные в первоначальный постсоветский период.

В настоящее время в систему СПО входят специальные учебные заведения следующих видов:

- техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

- колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

В целом же система СПО включает в себя развитую сеть образовательных учреждений, как федерального и регионального уровней, так и отраслевой принадлежности.

Тем самым, краткий исторический экскурс в исследуемую проблему свидетельствует о том, что концептуальной основой формирования и развития системы среднего профессионального образования является теория дуального обучения.

Дуальная система образования в большей степени востребована и в настоящее время, проявляя эффективность, в том числе и в аспекте развития профессиональной мобильности обучающихся [6, с. 73].

Более того, повсеместное внедрение дуального обучения представляется наиболее перспективным направлением совершенствования системы СПО и в условиях третьего десятилетия XXI века. Так, современным примером реализации теории дуального обучения в системе среднего профессионального образования стала совместная подготовка кадров для отечественной металлургической отрасли. Например, практико-ориентированная модель подготовки кадров в металлургических колледжах Первоуральска и Челябинска во многом определила содержание белой металлургии. На повестке дня стоит вопрос о подготовке кадров нового поколения для киберметаллургии, требующей широкого применения цифровых навыков и компетенций. Речь фактически идет о подготовке специалистов для такой новой профессии, как киберметаллург.

Заметим, что в 2021 году в новый перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования было включено 55 специальностей и 35 профессий [3], в том числе в области робототехники, логистики, медицины, сельского хозяйства, строительства, туризма, социальной сферы и сферы обслуживания. Среди конкретных специальностей, добавленных в перечень, - «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «Дошкольное образование», «Сестринское дело», «Агрономия», «Аддитивные технологии», «Гостиничное дело», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» и др.

Тем самым, даётся комплексный ответ на запрос на новые компетентности рабочих и техников постиндустриальной эпохи.

В настоящее время средняя профессиональная школа готовит специалистов для отраслей производственной и непроизводственной сферы, обеспечивает преемственность с высшим образованием, прежде всего по родственным направлениям и профилям, вносит достойный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны.

О значимости уровня среднего профессионального образования свидетельствует тот факт, что его специалисты составляют около трети занятого населения страны.

В результате реализации государственной политики РФ по развитию системы среднего профессионального образования она приобрела следующую конфигурацию. С точки зрения институциональной и кадровой составляющей, в 2021 году подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по образовательным программам СПО осуществляли 3611 образовательных организаций, в том числе 338 образовательных организаций ВПО. Прием в образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, в 2020/21 учебном году составил 1 114 тыс. человек (в 2019/20 учебном году - порядка 1 млн. человек). Всего по программам СПО обучалось 3,33 млн. студентов, из них 86,67% - студенты очной формы обучения [5]. Контингент обучающихся за последние 3 года

увеличился на 329 963 студента. За счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов обучается около 68% [4].

Тем самым, среднее профессиональное образование занимает всё большую нишу и становится сопоставимо с высшим образованием (далее - ВО): в 2019 г. в образовательных организациях ВО обучалось около 4 млн. студентов, в колледжах - 3,6 млн. Более того, на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция перераспределения выпускников школы, с постепенным повышением доли тех, кто выбирает программы СПО. Так, в 2019 году эта доля впервые с начала века превысила половину [7, с. 44].

Современное состояние системы СПО является результатом реализации мероприятий государственной политики по развитию данной сферы.

Возрастающая востребованность и популярность образовательных программ СПО обеспечивает тренд на увеличение числа поступающих в учебные заведения данной системы образования. Как подчеркнул в своём выступлении на XXX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Президент РФ В.В. Путин, существенный рост обучающихся произошел, потому что стало интересней учиться за счёт проведения международных и национальных соревнований WorldSkills, появились стимулы, повысился уровень доходов, заработной платы и т.д. [10].

Современная государственная политика в сфере среднего профессионального образования осуществляется с учетом национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года [1]. Обеспечивается модернизация инфраструктуры среднего профессионального образования путём создания центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП), мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций и т.д. Расширяется внедрение практико-ориентированных подходов (дуального обучения) и технологий Ворлдскиллс в деятельность системы СПО, в том числе демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации, укрепляется взаимодействие с работодателями и привлечение их к участию и управлению образовательным процессом и т.п. [5].

Принимаемые меры способствовали тому, что за последние годы значительно возросла востребованность и популярность учебных заведений системы СПО, о чём свидетельствует устойчивый тренд на увеличение числа абитуриентов.

Состояние и уровень развития среднего профессионального образования в стране влияет на многие иные аспекты общественной жизни. Так, согласно подп. 24 п. 76 Стратегии национальной безопасности РФ для обеспечения научно-технологического развития страны необходимо решить задачу по развитию системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с современными мировыми стандартами [2].

Проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров и других специалистов среднего звена является необходимым условием для обеспечения промышленного роста и реализации инвестиционных проектов, и поэтому находятся в фокусе внимания политического руководства страны.

Вместе с тем, отечественная система среднего профессионального образования не способна в полной мере ответить на вызовы образовательной повестки третьего десятилетия XXI века. Качество и количество выпускников СПО не в полной мере соответствует потребностям рынка труда и соответствующих секторов транзитивной экономики. Сохраняется острый дефицит специалистов среднего звена, компетентно владеющих профессиональной деятельностью на уровне мировых стандартов, отличающихся мобильностью, способностью к профессиональному росту.

Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования теоретических и практических аспектов реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования на федеральном и региональном уровнях.

Мировое сообщество стоит на пороге кардинальных изменений базовой модели социально -экономического устройства, что, безусловно, повлечёт за собой переформатирование рынка трудовых ресурсов. Это, в свою очередь, требует пересмотра ключевых позиций и приоритетов в подготовке специалистов всех уровней профессионального образования, включая среднее звено.

Всё это свидетельствует о том, что к среднему профессиональному образованию возрастает запрос на выполнение им роли двигателя социально-экономического и технологического развития страны.

В качестве управленческого ответа на этот запрос можно рассматривать начатую с 2022 года реализацию федерального проекта «Профессионалитет», цель которого - повышение качества подготовки кадров по программам СПО, ускоренный выход выпускников на рынок труда, включение граждан в реальный сектор экономики, перестройка системы подготовки кадров под потребности граждан и работодателей.

Отметим, что проект «Профессионалитет» представляет собой симбиоз теории дуального обучения и практики государственно-частного партнёрства в сфере СПО.

В перспективе видится необходимость диалектического возвращения системы СПО, как и всей отечественной образовательной системы в целом, к классической модели образования, но новом качественном уровне, соответствующем требованиям современной информационно-технологической эре.

Таким образом, создание эффективной системы среднего профессионального образования выступает в качестве важного фактора социально-экономического и научно-технологического развития страны.

Список литературы

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Российская газета. 2020, 22 июля.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения - 10.05.2022).

3. Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2021 г. № 2443-р// [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402605277/ (дата обращения - 20.04.2022).

4. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 7 октября 2021 г. № 1701 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://government.ru/docs/all/136970/ (дата обращения - 20.04.2022).

5. Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования. - М., 2021 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://government.ru (дата обращения - 20.04.2022).

6. Беликов В.А., Романов П.Ю., Павленко Д.И., Филиппов А.М. Профессиональная мобильность обучающихся организаций среднего профессионального образования как результат дуальной системы образования / А.В. Беликов и др. // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 1 (43). - С. 72-85.

7. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. и др. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гох-берг. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 96 с.

8. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Том 2 / Э.Д. Днепров. - М., 2011. - 344 с.

9. Загирова А.А Дуальное обучение в системе среднего профессионального образования / А.А. Загирова // Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования в рамках дуального обучения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 апреля - 20 апреля 2018 г. - Самара, 2018. - С. 71-76.

10. Путин В.В. принял участие в пленарном заседании XXX съезда Российского союза промышленников и предпринимателей 17.12.2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/67383// (дата обращения - 20.04.2022).

11. Ташлыков А.А. Среднее профессиональное образование как социальный институт / А.А. Ташлыков // Ученые заметки ТОГУ. - 2013. - Том 4. - № 4. - С. 1417-1421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.