Научная статья на тему 'Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России'

Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская высшая школа / наука / «Приоритет-2030» / «Передовые инженерные школы» / стратегическое лидерство / математические и естественные науки / Российский союз ректоров / конкурентоспособность образования / консорциум «Вернадский» / Russian higher school / science / Priority-2030 / Schools of Advanced Engineering Studies / strategic leadership / mathematical and natural sciences / Russian Rectors’ Union / competitiveness of education / Vernadsky Consortium

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктор Антонович Садовничий

Актуальность. В современных условиях обостряется необходимость совершенствования образовательной системы России с точки зрения реализации национальных целей и стратегических задач развития страны, создания суверенной национальной системы образования и укрепления единого образовательного пространства страны (включая новые регионы), а также соответствия подготовки обучающихся требованиям современного информационного общества и глобальным тенденциям развития образования, формирования компетенций, востребованных рынком труда как в ближайший период, так и на перспективу. В этой связи важно комплексно оценить проблемы, стоящие перед высшей школой Российской Федерации, и предложить возможные решения со стороны университетской корпорации, направленные на реализацию поставленных целей и задач, как в рамках существующих национальных проектов и программ, так и на среднесрочную перспективу. Методы. Методологическую основу статьи составляют междисциплинарный подход и структурно-функциональный анализ проблем образования в разрезе национальных проектов и целей стратегического развития страны. Результаты. В статье обозначены приоритеты и основные задачи работы российской университетской корпорации. Обозначены направления реформирования математического, химического, физического, инженерного образования; выделены важность и значение фундаментальной подготовки в высшей школе; обоснованы возможности по укреплению региональной базы подготовки кадров; предложены рекомендации по построению суверенной национальной системы образования и формированию единого образовательного пространства страны, выделено значение воспитательной работы и патриотического воспитания в вузах. Направления работы университетской корпорации, предложенные в статье, являются по сути программным документом для высшей школы на текущий период и на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виктор Антонович Садовничий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universities as a Key Factor in the System of Personnel Training in Order to Ensure Russia’s Technological Sovereignty

Background. Given the contemporary realities, the need to improve the educational system in Russia is becoming more and more acute. Such improvements are necessary in terms of implementation of national goals and strategic objectives for Russia’s development, of creation of a sovereign national education system and of strengthening the country’s unified educational space (including new regions). They also encompass compliance of students’ training with the requirements of contemporary information society and with the global trends in strategic academic development as well as the formation of knowledge and skills demanded by the labor market both in the near future and in the long-term prospect. In this regard, it is essential to comprehensively assess the challenges facing the educational system and to propose possible solutions on the part of the university community aimed at the achievement of the goals and objectives, both within the framework of existing national projects and programmes and for the medium-term prospects. Methods. An interdisciplinary approach and structural-functional analysis of education issues in the context of Russia’s national projects and objectives of strategic development constitute the methodological basis of the article. Results. The author outlines the main tasks to be solved and the directions in the work of the Russian university community. The article shows the directions for reforming mathematical, chemical, physical, and engineering education. It emphasizes the importance and significance of basic science training in higher education. It substantiates opportunities for strengthening the regional base of personnel training as well as gives recommendations for building a sovereign education system and forming a unified educational space. It also highlights the importance of educational work and patriotic education in universities. The directions in the work of the university corporation, proposed in the article, are in fact a programme document for the higher school for the current period and for the future.

Текст научной работы на тему «Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России»

Научная статья / Research article https://doi. org/10.55959/LPEJ-24-01 УДК/UDC 378

Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета россии1

В.А. Садовничий н

Московский государственный университет имени М. В . Ломоносова, Москва, Российская Федерация

н info@rector. msu. ru резюме

Актуальность. В современных условиях обостряется необходимость совершенствования образовательной системы России с точки зрения реализации национальных целей и стратегических задач развития страны, создания суверенной национальной системы образования и укрепления единого образовательного пространства страны (включая новые регионы), а также соответствия подготовки обучающихся требованиям современного информационного общества и глобальным тенденциям развития образования, формирования компетенций, востребованных рынком труда как в ближайший период, так и на перспективу. В этой связи важно комплексно оценить проблемы, стоящие перед высшей школой Российской Федерации, и предложить возможные решения со стороны университетской корпорации, направленные на реализацию поставленных целей и задач, как в рамках существующих национальных проектов и программ, так и на среднесрочную перспективу

Методы. Методологическую основу статьи составляют междисциплинарный подход и структурно-функциональный анализ проблем образования в разрезе национальных проектов и целей стратегического развития страны .

1 По материалам доклада президента Российского союза ректоров, ректора МГУ имени М. В . Ломоносова, академика В . А . Садовничего на расширенном заседании Совета Российского союза ректоров 13 февраля 2024 г.

© Садовничий, В .А ., 2024

результаты. В статье обозначены приоритеты и основные задачи работы российской университетской корпорации. Обозначены направления реформирования математического, химического, физического, инженерного образования; выделены важность и значение фундаментальной подготовки в высшей школе; обоснованы возможности по укреплению региональной базы подготовки кадров; предложены рекомендации по построению суверенной национальной системы образования и формированию единого образовательного пространства страны, выделено значение воспитательной работы и патриотического воспитания в вузах. Направления работы университетской корпорации, предложенные в статье, являются по сути программным документом для высшей школы на текущий период и на перспективу

Ключевые слова: российская высшая школа, наука, «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», стратегическое лидерство, математические и естественные науки, Российский союз ректоров, конкурентоспособность образования, консорциум «Вернадский»

для цитирования: Садовничий, В .А . (2024) . Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России . Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 22(1), 9-25 . https://doi . org/10 .55959/LPEJ-24-01

Universities as a Key Factor in the System of Personnel Training in Order to Ensure Russia's Technological Sovereignty

Victor A. Sadovnichiy H

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation H info@rector. msu. ru

Abstract

Background. Given the contemporary realities, the need to improve the educational system in Russia is becoming more and more acute . Such improvements are necessary in terms of implementation of national goals and strategic objectives for Russia's development, of creation of a sovereign national education system and of strengthening the country's unified educational space (including new regions). They also encompass compliance of students' training with the requirements of contemporary information society and with the global trends in strategic academic

development as well as the formation of knowledge and skills demanded by the labor market both in the near future and in the long-term prospect . In this regard, it is essential to comprehensively assess the challenges facing the educational system and to propose possible solutions on the part of the university community aimed at the achievement of the goals and objectives, both within the framework of existing national projects and programmes and for the medium-term prospects . Methods. An interdisciplinary approach and structural-functional analysis of education issues in the context of Russia's national projects and objectives of strategic development constitute the methodological basis of the article Results. The author outlines the main tasks to be solved and the directions in the work of the Russian university community The article shows the directions for reforming mathematical, chemical, physical, and engineering education It emphasizes the importance and significance of basic science training in higher education . It substantiates opportunities for strengthening the regional base of personnel training as well as gives recommendations for building a sovereign education system and forming a unified educational space It also highlights the importance of educational work and patriotic education in universities . The directions in the work of the university corporation, proposed in the article, are in fact a programme document for the higher school for the current period and for the future .

Keywords: Russian higher school, science, Priority-2030, Schools of Advanced Engineering Studies, strategic leadership, mathematical and natural sciences, Russian Rectors' Union, competitiveness of education, Vernadsky Consortium

For citation: Sadovnichy, V.A . (2024) . Universities as a key factor in the system of personnel training in order to ensure Russia's technological sovereignty. Lomonosov Pedagogical Education Journal, 22(1), 9-25 . https:// doi. org/10 .55959/LPEJ-24-01

Подготовка кадров всегда была нашим основным делом, но сегодня российская высшая школа работает в новых условиях, обусловленных необходимостью обеспечения технологического суверенитета страны . Утвержденная Правительством Концепция технологического развития страны до 2030 г. фиксирует такие риски, как: недостаточная способность адаптироваться к глобальным технологическим трендам, в том числе связанным с развитием искусственного интеллекта; низкая инновационная активность; отток высококвалифицированных кадров за рубеж и нарушение производственных цепочек из-за санкций . По экспертным данным, в 2023 г. около 60% российских предприятий заявляли о кадровом дефиците, в основном

© Sadovnichy, V.A. , 2024

высококвалифицированных специалистов в высокотехнологичных сферах производства (Ахапкин, 2023) . Сокращается число исследователей, занятых в НИОКР. Хотя затраты на НИОКР в нашей стране растут, их объем по-прежнему недостаточен (Российская наука..., 2023) .

В настоящее время постоянно повышаются требования к компетенциям и творческим способностям работников, особенно в инженерно-технических и естественно-математических специальностях. В этих условиях приоритетное внимание уделяется федеральному проекту «Передовые инженерные школы» (ПИШ) как части государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»2 . На сегодняшний день на базе российских университетов работают 50 ПИШ: 30 были открыты в 2022 г. , еще 20 — в ходе второй волны отбора в декабре 2023 г ПИШ призваны готовить для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики квалифицированные кадры, способные создавать инновационные разработки и продукты3 . Это касается таких востребованных направлений экономики, как цифровые технологии, микроэлектроника, фотоника и приборостроение, биотехнологии и генная инженерия, искусственный интеллект и другие

МГУ имени М . В . Ломоносова разработан образовательный стандарт по специальности «Фундаментальная инженерия» в области образования «Математические и естественные науки» Это междисциплинарная университетская подготовка специалистов в смежных областях (физика, химия, биология, генетика) со знаниями физико-химических основ современных производственных технологий, компьютерного инжиниринга и проектирования Речь идет о новом поколении инженеров, способных превращать научные открытия в технологические разработки высокого уровня

Обеспечение научно-технологического суверенитета страны связано с приоритетностью определенных дисциплин, прежде всего — математики и естественных наук . Важность этого вопроса осознается на государственном уровне Об этом говорил в своем выступлении

2 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"» . С изменениями и дополнениями. Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://base. garant.ru/72216664/ (дата обращения: 10.02.2024).

3 Новые инженеры и технологии: ПИШ отчитываются об итогах работы за 2023 год. Официальный сайт проекта «Передовые инженерные школы», публикация от 15.02.2024. URL: https://engineers2030. ru/press/news/6409/ (дата обращения: 20 02 2024)

8 февраля 2024 г. на заседании Совета по науке и образованию Президент России Владимир Владимирович Путин4 .

Вопрос повышения качества физико-математического и естественнонаучного образования обсуждался на специальном совещании, которое прошло в конце 2023 г. в Московском университете с участием министра науки и высшего образования Валерия Николаевича Фалькова и министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова5 . На этом совещании стоял вопрос о разработке концепций математического, физического, химического и биологического образования . МГУ поручена подготовка обновленных концепций математического, биологического и химического образования, МФТИ — концепции физического образования6 . В рамках исполнения решения совещания были созданы научно-методические группы, включающие авторитетных ученых и педагогов, были разработаны проекты концепций, которые представляют систему взглядов на цели, задачи, направления и механизмы развития физико-математического и химико-биологического образования в нашей стране .

В области математики за нашими плечами уникальный опыт развития крупных математических научных школ (Фадеев, Лавров, 1999; Садовничий, 2019). Важнейшие прорывы в развитии нашей страны в минувшем веке состоялись во многом благодаря эффективности научных коллективов, у истоков которых стояли классики: Н . Н . Лузин, А . Н . Колмогоров, М . В . Келдыш . Благодаря научным школам М .А . Лаврентьева, Л . И . Седова, С.Л . Соболева был заложен фундамент для покорения космоса и использования энергии атома В работе над концепцией математического образования важны, наряду с организационными и кадровыми аспектами, вопросы содержания учебного материала на различных образовательных уровнях и проблемы повышения мотивации обучающихся .

Первостепенно важен акцент на основополагающую роль фундаментальной науки как сквозной идеи развития образования

4 Заседание Совета по науке и образованию . 8 февраля 2023 года. Официальный сайт Президента России . URL: http://www.kremlin . ru/events/president/transcripts/ deliberations/70473 (дата обращения: 20.02.2024)

5 Совещание по вопросу повышения качества физико-математического и химико-биологического образования . Официальный сайт МГУ имени М. В. Ломоносова. 21.11.2023. URL: https://msu. ru/news/novosti-mgu/soveshchanie-po-voprosu-povysheniya-kachestva-obrazovaniya. html (дата обращения: 20.02.2024).

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации» . Официальный сайт Правительства Российской Федерации . URL: http://static. government. ru/media/files/41d4b63b1dd474c16d7a .pdf (дата обращения: 20.02.2024).

Отметим, что на приоритетную роль фундаментальной составляющей указывает Президент нашей страны . Говоря языком математика, без новых теорем не будет ни новых космических аппаратов, ни прорывов в области искусственного интеллекта . Конечно, трудно в близкой перспективе оценить прикладную ценность фундаментального научного результата, порой для этого должны пройти десятилетия, а иногда и века .

Без на первый взгляд абстрактных научных результатов зачастую невозможно осуществить технологический прорыв в различных областях человеческой деятельности . Вот несколько примеров . В первой половине XVII в . математик и юрист Пьер Ферма сформулировал результат, который мы сегодня знаем как «Великую теорему Ферма»: сумма одинаковых степеней (степень более 2) пары натуральных чисел не может оказаться такой же степенью третьего натурального числа . Математики всего мира бились над доказательством этой теоремы больше трехсот лет и нашли решение только в 1995 г. Удивительно, что хотя сам по себе доказанный результат едва ли помог осуществить прорыв в науке или технике, однако методы, изобретенные математиками в попытках одолеть эту теорему (например, теория эллиптических кривых), сегодня используются в банковском шифровании и системе электронных цифровых подписей . Каким был бы современный мир без этой «ненужной» теоремы?

Еще один пример . Весьма абстрактные бесконечномерные линейные топологические пространства изучались Д . Гильбертом и С. Банахом в самом начале XX в . (идея общего линейного пространства и вовсе восходит к трудам XIX в . ), а уже в середине XX в . стали незаменимым языком квантовой механики и квантовой теории поля Удивительно, но без появившихся в XVI в . причудливых комплексных чисел в XXI мы не смогли бы выполнять квантовые вычисления!

Исключительную важность фундаментальной науки подчеркивают сегодня и крупнейшие зарубежные эксперты . Один из последних выпусков официального журнала ЮНЕСКО так и назывался: «Математика повсюду» Он был целиком посвящен этой идее В нем профессор Монреальского университета Руссо проанализировал, как глубокие и довольно абстрактные разделы классической математики стали инструментом моделирования эпидемии коронавируса в Норвегии, муссонных дождей в Индии и картирования бедности в Сенегале (МаШ..., 2023) .

Целью концепции развития физического образования является повышение качества преподавания и изучения физики с учетом

перспективных направлений научно-технического развития Российской Федерации Физическое образование должно готовить граждан к жизни и работе в условиях современной экономики, обеспечить выход России на передовые позиции в мире в науке и технологиях Важнейшим требованием является последовательный и непрерывный характер освоения системы физических знаний и способов деятельности на протяжении всего периода обучения

Концепция химического образования нацелена на повышение качества преподавания химии на всех уровнях образования . А также на подготовку специалистов в химической и смежных областях науки и производства, востребованных на рынке труда и способных «работать на перспективу» . Химики говорят о важности возвращения химического эксперимента в школы с разработкой соответствующего методического обеспечения, о необходимости развития программ дополнительного образования и профессиональной переподготовки учителей химии, о междисциплинарных курсах с интеграцией химии с математикой, информатикой, физикой и биологией и о многих других мерах (Калмыков, 2023) .

Концепция биологического образования предполагает развитие биологической грамотности, необходимой для познания окружающего мира и применения биологических объектов и биологических систем, включая человека и его здоровье Успехи нашей страны в текущем веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, экологии, создание современных биотехнологий и медицинских технологий, а также биобезопасность зависят от уровня биологической науки, биологического образования и биологической грамотности всего населения В основу концепции заложена мысль об обеспечении технологического суверенитета и безопасности России в стратегически важных секторах экономики и социальной сферы (биотехнологии и медицина, биофармацевтика, пищевые и промышленные технологии, сельское хозяйство, охрана окружающей среды) Она направлена на повышение уровня преподавания биологии в школах и педагогических вузах.

В качестве необходимых мер предлагается вернуть специалитет в педагогическое образование, исключить заочную форму обучения, пересмотреть перечень ЕГЭ на профильные педагогические специальности (ввести химию и биологию), а также создать в регионах методические центры поддержки естественнонаучного образования при участии органов власти субъектов Российской Федерации

Аппаратом Российского союза ректоров и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации было организовано

экспертное обсуждение разработанных концепций в научно-образовательном сообществе . Были получены предложения по их совершенствованию от Советов ректоров большинства регионов России . Многие из них можно включить в план мероприятий по развитию математического и естественнонаучного образования . Считаю важным отразить здесь и специфику отраслевых вузов .

На встрече со студентами Калининградской области в День российского студенчества Президент Российской Федерации В . В . Путин говорил о возможностях, которые создает государство для желающих получить высшее образование, и подчеркнул важность фундаментального знания для качественного образования . Еще раньше, в своем Послании Федеральному собранию в 2023 г. , Президент поставил задачу совершенствования системы высшего образования с опорой на признанные достижения отечественной высшей школы7.

В декабре 2023 — феврале 2024 г. Российским союзом ректоров был проведен третий этап всероссийского исследования удовлетворенности студентов обучением и образовательными возможностями, предоставляемыми вузами (Высшая школа, 2021) . В исследовании приняли участие свыше 50 000 студентов, представляющих все федеральные округа, все направления подготовки и все курсы обучения Подавляющее большинство опрошенных студентов (83%) удовлетворены качеством образования в российских вузах. Отмечу, что этот показатель устойчиво увеличивается . В 2021 г. таких студентов было 77%, в 2022 г — 80%

Еще один вывод: последовательно снижается доля студентов, которые связывают свои планы с отъездом из страны (2021 г. — 23,1%, 2022 г. — 13,5%, 2023 г. — 11%). Это, безусловно, положительная тенденция и свидетельство роста патриотических настроений российского студенчества

Распределение ответов на вопрос о том, какой формат обучения респонденты считают наиболее оптимальным по их направлению (специальности), показывает, что студенты в равных долях высказываются за продолжительность базового образования в 4 года — 26,6%, и за продолжительность базового образования в 5-6 лет — 27,1% .

Уже неоднократно приходилось говорить о том, что введение в 2007 г. двухуровневой системы высшего образования с возможностью

7 Встреча Президента России В . В . Путина с учащимися вузов Калининградской области . Официальный сайт Президента России . Опубликовано 25.01.2024. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/73303 (дата обращения: 20.02.2024).

поступления в магистратуру после бакалавриата любого направления, то есть двухлетняя магистратура без соответствующего базового образования, несет риски снижения качества образования Сегодня среди выпускников вузов (за исключением магистров) около 80% бакалавров и только около 20% специалистов . Раньше это соотношение было обратным — специалистов наша система образования готовила более 90% Сегодня университеты переживают этап перехода к обновленной системе высшего образования Президентским указом запущен пилотный проект, в рамках которого 5 вузов осуществляют переход к двум новым уровням высшего образования: базовому (от четырех до шести лет) и специализированному (от года до трех лет) . Когда будут подведены итоги этого проекта, станет возможным их обсудить

Пока же университетское сообщество должно исходить из того, что новые экономические и технологические условия требуют от высшей школы эффективных подходов, основанных на следующих принципах:

1) фундаментальность образования, особенно математического, в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу;

2) междисциплинарность;

3) подготовка профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта;

4) расширение цифровых компетенций для непрофильных специальностей;

5) развитие фундаментального инженерного образования

Приоритетной задачей является подготовка высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта На государственном уровне реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»8, растет количество бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям . Но перечень образовательных программ в этой области должен быть расширен, как и практическая подготовка по этим специальностям, в том числе с привлечением организаций, занимающихся разработкой и внедрением интеллектуальных систем .

8 Паспорт федерального проекта Кадры для цифровой экономики (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9). Сайт правовой информации «Судебные и нормативные акты РФ» . URL: https://sudact. ru/law/pasport-federalnogo-proekta-kadry-dlia-tsifrovoi-ekonomiki/ (дата обращения: 20.02.2024).

Еще одна проблема — концентрация университетов в крупных центрах . За 2013-2019 гг. общее число вузов в России сократилось на 42%, в том числе головных вузов — на 23%, филиалов — на 56% В итоге более 50% студентов обучаются в двух из восьми федеральных округах — Центральном и Приволжском . В Москве и Санкт-Петербурге обучается около 24% студентов, а еще на 9 регионов приходится 30% студентов . Эта образовательная миграция имеет явно центростремительный характер — студенты уезжают в крупные города и не возвращаются обратно (Габдрахманов и др . , 2022) .

На решение этой проблемы, то есть на укрепление региональной базы подготовки кадров, нацелена программа научно-образовательных консорциумов «Вернадский», предложенная в 2018 г. на XI съезде Российского союза ректоров . На сегодняшний день создано 37 таких консорциумов с субъектами Российской Федерации В активе программы «Вернадский» — более 350 успешно реализованных проектов: это сетевые образовательные программы, центры коллективного пользования, совместные кафедры и лаборатории (Научно-образовательные консорциумы, 2022)

Важная часть нашей работы — выполнение поручений Президента Российской Федерации, которые звучали, в частности, с трибун съездов Российского союза ректоров и подчеркивали то, что в деятельности высшей школы представляется главе государства особенно важным

Напомним, что в апреле 2018 г. на XI съезде Российского союза ректоров в Санкт-Петербурге в своем выступлении Президент России В В Путин поставил перед системой высшего образования в России следующие задачи9: разработку современных подходов к формированию единого общероссийского образовательного пространства; развитие вузовской науки; реформирование аспирантуры; создание комфортной среды для технологического предпринимательства; выстраивание моделей взаимодействия вузов, бизнес-сообщества и академических институтов; повышение профессионального уровня научного и педагогического состава вузов

Надо признать, что все прошедшее с тех пор время ректорское сообщество совместно с Правительством России, Министерством науки и высшего образования России работало над выполнением по-

9 Пленарное заседание XI съезда Российского союза ректоров . Официальный сайт Президента России . 24.04.2018. URL: http://www.kremlin . ru/events/president/ news/57367 (дата обращения: 20.02.2024).

ставленных Президентом России задач и добилось ряда конкретных результатов . Одной из первых инициатив по разработке современных подходов к формированию единого общероссийского образовательного пространства стал проект «Вернадский» .

Активно развивается вузовская наука. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно президентским указам 2018 и 2020 гг. о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации10 . Его основная задача — поддержка нового поколения ученых, способных совершать значимые научные открытия . Здесь следует отметить реализацию таких проектов, как создание научно-образовательных центров, молодежных лабораторий и лабораторий мирового уровня, инжиниринговых центров, грантовая поддержка аспирантов, проекты «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы» Реализуется также комплекс мер, направленных на поддержку студенческих научных объединений .

2021 г. был объявлен Президентом России Годом науки и технологий, а в 2022 г. Президент дал старт Десятилетию науки и технологий в России . Ежегодным стал Конгресс молодых ученых, призванный укрепить взаимодействие фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики

Важным шагом в развитии вузовской науки и подготовке высококвалифицированных кадров стало реформирование аспирантуры в целях усиления ее научной составляющей . В 2020 г. утверждена новая концепция подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре), согласно которой она становится основной формой подготовки кадров высшей квалификации для всех отраслей науки и системы высшего образования11 . Обучение в аспирантуре завершается итоговой аттестацией в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и последующим ее представлением к защите .

10 Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». ИФЗ РАН, 2024. URL: https://ifz. ru/nauka/nac-project (дата обращения: 20 02 2024)

11 Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» . Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://base. garant.ru/403137971/ (дата обращения: 10.02.2024).

Президентом России была также поставлена задача по созданию комфортной среды для технологического предпринимательства. В 2015 г. МГУ выступил с инициативой создания университетской научно-технологической долины на новой территории МГУ. Инициатива была поддержана Президентом России, который поручил разработать и обеспечить принятие Федерального закона «О научно-технологических долинах» . После длительной законопроектной работы с участием представителей МГУ в 2017 г. Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах...» был принят, и началось масштабное строительство на новой территории Московского университета. 25 января 2023 г. , в Татьянин день Президент России уже осматривал построенные инновационные кластеры «Ломоносов» и «Образовательный» . Сейчас научно-технологические центры создаются по всей стране с участием ведущих университетов регионов, в вузах развивается проект «Стартап как диплом», все больше студентов и молодых ученых участвуют в наукоемких бизнес-проектах В 2018 г. на съезде Российского союза ректоров глава государства предложил осуществить программу строительства студенческих общежитий, в 2021 г он утвердил перечень поручений по итогам встречи со студентами в День российского студенчества. Президент поручил обеспечить в 2021-2030 гг. реализацию мероприятий по строительству, капитальному ремонту и реконструкции вузовских общежитий, а также созданию сети современных вузовских кампусов, расположенных в отдельных субъектах Российской Федерации

В рамках исполнения поручений Президента России Минобрнауки России реализует национальный проект «Наука и университеты» . Одним из важнейших направлений этого нацпроекта является обновление приборной базы университетов и учреждений науки. В течение срока реализации этой программы на закупку научного оборудования было выделено более 64 млрд руб . для 275 организаций, в том числе для закупки научного оборудования для 50 ведущих университетов . Современное оборудование необходимо для подготовки высококвалифицированных специалистов, аспирантов, бакалавров и магистров, которых невозможно хорошо выучить без реального участия в научных исследованиях В ходе обсуждения вопроса о результатах реализации этой программы, на заседании Совета по науке при Президенте РФ было отмечено положительное влияние программы на уровень подготовки студентов и аспирантов в университетах. Так, Московским университетом в течение 4 лет закуплено более 200 единиц научного оборудования на сумму более 4 млрд руб ., из них около 2 млрд руб . — это средства На-

ционального проекта «Наука и университеты» . Среди закупленных приборов — оборудование для новой установки наработки радиофармпрепаратов, переоснащение телескопов и наземных станций МГУ, используемых для исследований космоса . Реализована также закупка рентгеновских и оптических спектрометров, лазерных систем, аналитического, крио-, вакуумного и другого специального научного оборудования .

С ходом реализации программы доля оборудования российского производства, закупаемого университетами, выросла. Например, в МГУ с 10 до 30% . Фактически эта программа стала инструментом и для стимулирования производства, и для своевременной поддержки производителей востребованного научного оборудования в Российской Федерации Считаем положительными для развития университетов результаты реализации инициативы по обновлению приборной базы и поддерживаем предложение о продлении этой программы после 2024 г.

В наши дни, в эпоху построения суверенной системы образования, особую значимость приобретает статья К.Д . Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими», которую он написал в 1867 г. по результатам зарубежных командировок . В ней он отметил недостатки принятой в то время в России западноевропейской модели гимназического образования, которая отрывала школьников от исторических корней и делала их «иностранцами посреди своей родины» . К.Д . Ушинский писал о невежестве учителей и учеников во всем, что касается России: «Русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» (Ушинский, 1948, с . 306) . К . Д . Ушинский призывал избавиться от «иностранных шарлатанов», которым родители поручают нравственность своих детей, и предложил перенять только одну черту западного образования — уважение к своему Отечеству (Ушинский, 1948, т. 2, с . 35) .

Важнейшими шагами в воспитании нового поколения граждан, служащих своей стране, стали поднятый Президентом по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России в ноябре 2022 г вопрос изучения истории России в общем контексте мировой истории и задача проработки концепции ее преподавания Многое сделано вузовским сообществом для выполнения этого поручения: внесены изменения в образовательные стандарты, значительно увеличен объем дисциплины, переработаны учебные планы, рабочие программы С 1 сентября 2023 г мы пришли к утверждению единого содержания курса истории России во всех вузах страны . Убеждены, что это приведет к системному повышению качества преподавания и знания истории на всех уровнях образования .

Жизнь университета неразрывно связана с воспитанием . Воспитательная работа и образовательный процесс неотделимы друг от друга, а в современных условиях воспитательная работа по важности не уступает научной или учебной деятельности В апреле 2023 г по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей было дано поручение Президента по актуализации методических рекомендаций по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в вузах. Это еще раз подчеркивает ключевую роль вузов в воспроизводстве кадров, готовых служить на благо своей страны . Приоритетное внимание в нашей деятельности должно уделяться методической поддержке вузов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также поддержке участников СВО и членов их семей .

Совсем недавно, 1 февраля 2024 г. , Президент провел совещание по вопросам создания сети современных кампусов, которое началось с церемонии открытия новых учебных корпусов . Всего до 2030 г. планируется построить 25 кампусов — это настоящий инфраструктурный прорыв не только для вузов, но и для регионов, в которых они находятся .

С изменением геополитической обстановки связана еще одна проблема Стало сложнее определять и позиционировать реальную конкурентоспособность российских вузов . Еще до 2022 г. анализ известных университетских рейтингов показал, что каждый из них имеет свои «приоритеты»: одни страны позиционированы лучше, другие хуже или вообще почти «не видны» Россия, что называется, «плохо видна» в этих рейтингах, несмотря на объективно неплохие показатели . А еще раньше, до 2012-2014 гг., эти рейтинги «не видели» даже наш Физтех .

Западные рейтинговые агентства, ряд организаторов международных олимпиад открыто заявляют о дискриминации российских университетов, наукометрические системы ушли из России, международная организация IREG Observatory, формирующая международные правила рейтингования, в 2022 г приостановила членство в ней российских вузов Все это может отрицательно сказаться на позициях страны как одного из ведущих научно-образовательных центров в мире .

Необходимость пересмотра подхода к рейтингам давно стала нам очевидна. Еще в 2014 г. Президент России В . В . Путин поручил разработать международный рейтинг со штаб-квартирой в Москве, и это поручение Президента мы выполнили . С 2020 г. Московский международный рейтинг «Три миссии университета» является наиболее представительным в мире: в нем участвуют 2000 университетов из 112

стран; он основан на объективных показателях, учитывает специфику России Нужно кооперироваться в этом вопросе с дружественными странами и их объединениями — прежде всего БРИКС, ШОС, ЕАЭС .

В июле 2023 г. на встрече министров образования стран БРИКС в Республике Южная Африка Министерство науки и высшего образования России предложило создать рейтинг университетов стран БРИКС, и эта инициатива закреплена в Декларации по результатам встречи . Одно из наших предложений — создание рейтинга университетов стран БРИКС на базе проекта «Три миссии университета» .

Нужно рекомендовать органам власти, университетам и неправительственным организациям стран БРИКС ориентироваться на глобальные рейтинги, поддержанные БРИКС, а также создать в рамках БРИКС общественно-консультативный орган (Совет) по академическому лидерству Этот Совет, с участием составителей рейтингов, университетов и государственных регуляторов, мог бы содействовать росту конкурентоспособности университетов и научных организаций, формированию правил конкуренции

Рейтинг университетов стран БРИКС мог бы стать альтернативой известным европейским и американским рейтингам, важным инструментом позиционирования и продвижения российского образования и науки на международной арене .

23-24 мая 2024 г. планируется организовать заседание рабочей группы экспертов с участием представителей университетов и ведомств стран БРИКС для обсуждения и утверждения методологии рейтингования университетов стран БРИКС . А в октябре 2024 г. в Московском университете «на полях» Саммита БРИКС пройдет Форум ректоров университетов стран БРИКС, где будут представлены результаты первого рейтинга

На заседании Президентского совета по науке и образованию 8 февраля 2024 г., в День российской науки, глава государства одобрил нашу инициативу по созданию университетского рейтинга стран БРИКС. Мы видим, какое внимание Президент страны уделяет развитию образования и науки, его поручения становятся стратегически значимыми, настоящими «точками роста» в самых актуальных направлениях нашей деятельности . Уверен, что так будет и впредь .

Со своей стороны, можем заверить руководство страны в том, что ректорский корпус — это по-настоящему консолидированная, ответственная профессиональная корпорация, на которую наше государство может положиться в деле построения высокотехнологичного, социально и политически устойчивого будущего

Список литературы

Ахапкин, Н . Ю . (2023) . Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения . Вестник Института экономики Российской академии наук, (6), 7-25 . URL: https://doi . org/10 .52180/2073-6487_2023_6_7_25

Высшая школа России в эпоху пандемии COVID-19 (2021) . Монография . Под ред . В . А . Садовничего . Москва: Издательство Московский государственный университет им. М .В . Ломоносова.

Габдрахманов, Н . К . , Карачурина, Л . Б . , Мкртчян, Н . В . , Лешуков, О .В . (2022) . Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах . Вопросы образования, (2), 88-116 .https://doi . org/10 .17323/18149545-2022-2-88-116

Калмыков, С. (2023) . В науке нет неинтересных вещей . Indicator. URL: https:// indicator, ru/chemistry-and-materials/stepan-kalmykov-v-nauke-net-neinteresnykh-veshei . htm (дата обращения: 20 .02 .2024) .

Научно-образовательные консорциумы «Вернадский» для устойчивого развития регионов (2022) Под ред В А Садовничего Москва: Издательство Московский государственный университет им . М . В . Ломоносова .

Российская наука в цифрах 2023 . (2023) Доклад В .В . Власова, Л . М . Гохберг, К . А . Дитковский и др . ; Нац . исслед . ун-т «Высшая школа экономики» . Москва: НИУ ВШЭ .

Садовничий, В А (2019) Математика в созвездии наук: избранные доклады Московский государственный университет имени М В Ломоносова Москва: Изд-во Московского университета

Фаддеев, Л .Д . , Лавров, И .А . (1999) . Российские математические школы . Вестник Российской Академии Наук, 69(5), 391-397.

Ушинский, К . Д . (1948) . О необходимости сделать русские школы русскими . Ушинский К . Д . Собрание сочинений . Том 3 . Педагогические статьи 1862-1870 гг. Москва: Издательство Академии педагогических наук .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ушинский, К.Д . (1948) . О пользе педагогической литературы . Ушинский К.Д . Собрание сочинений . Том 2 . Педагогические статьи 1857-1861 гг. Москва: Издательство Академии педагогических наук

Math is everywhere . The UNESCO Courier January-March 2023 . December 22, 2022 (2023) URL: https://courier unesco org/ru/articles/matematika-povsyudu (дата обращения: 20 02 2024)

References

Akhapkin, N . Y. (2023). The Russian economy under sanctions restrictions: dynamics and structural changes . Vestnik Instituta Ekonomiki Rossiiskoi Akademii Nauk (Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences), (6), 7-25 . URL: https://doi . org/10 .52180/2073-6487_2023_6_7_25 (In Russ . ) .

The Higher School of Russia in the era of the COVID-19 pandemic . Monograph (2021) . In: V.A. Sadovnichy (Ed . ) . Moscow: Lomonosov Moscow State University Publishing House (In Russ . ) .

Gabdrakhmanov, N . K. , Karachurina, L .B . , Mkrtchyan, N . V. , Lesnikov, O .V. (2022) . Educational Migration of Young People and Optimization of the Network of Universities in Cities of Different Sizes . Voprosy Obrazovaniya (Educational Studies), (2), 88-116 . https://doi. org/10 .17323/1814-95452022-2-88-116 (In Russ . ) .

Kalmykov, S . There are no uninteresting things in science (2023). Indicator. URL: https://indicator ru/chemistry-and-materials/stepan-kalmykov-v-nauke-net-neinteresnykh-veshei htm (access date: 20 02 2024) (In Russ )

Vernadsky Scientific and Educational Consortia for sustainable development of regions . (2022) . In: V.A . Sadovnichy (Ed . ) . Moscow: Lomonosov Moscow State University Publishing House . (In Russ . ) .

Russian Science and Technology in Figures: 2023 . Report by V. Vlasova, L . Gokhberg, K. Ditkovskiy et al. ; National Research University Higher School of Economics Moscow: HSE (In Russ )

Sadovnichy, V.A. (2019) . Mathematics in the constellation of sciences: selected reports . V. A . Sadovnichy; Lomonosov Moscow State University. Moscow: Publishing House of Moscow University. (In Russ . ) .

Fadeev, L .D . , Lavrov, I . A . (1999) . Russian mathematical schools . Vestnik Rossiiskoi Akademii Nauk (Bulletin of the Russian Academy of Sciences), 69(5), 391-397. (In Russ . ) .

Ushinsky, K.D . (1948) . On the need to make Russian schools Russian . Ushinsky K. D . Collected edition . Volume 3 . Pedagogical articles 1862-1870 . Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences . (In Russ . ) .

Ushinsky, K .D . (1948) . About the benefits of pedagogical literature . Ushinsky K. D . Collected edition . Volume 2 . Pedagogical articles of 1857-1861. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences . (In Russ . ) .

Math is everywhere . The UNESCO Courier. January-March 2023 . December 22, 2022 . (2023) . URL: https://courier. unesco . org/ru/articles/matematika-povsyudu (access date: 20 02 2024) (In Russ )

информация об авторе

Виктор Антонович Садовничий, академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета, ректор Московского государственного университета имени М .В . Ломоносова, info@rector.msu.ru

ABOUT THE AUTHOR

Viktor A. Sadovnichy, Academician of the Russian Academy of Sciences, Dr. Sci . (Physical and Mathematical Sciences), Professor at the Department of Mathematical Analysis of the Faculty of Mechanics and Mathematics, Rector of Lomonosov Moscow State University, info@rector msu ru

Поступила: 24.01.2024; получена после доработки: 06.02.2024; принята в печать: 25.02.2024 Received: 24.01.2024; revised: 06.02.2024; accepted: 25.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.