Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МАГИСТРАТУРА / РЕЙТИНГИ ВУЗОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голиченков Александр Константинович, Бережнов Андрей Александрович

В статье рассматриваются вопросы возможного реформирования системы высшего образования в России в целом и юридического образования в частности. Анализируются предпосылки такого реформирования и высказанные по данному поводу мнения представителей органов государственной власти, научного сообщества, общественных организаций, рассматриваются предложения по возможному отказу от «Болонской системы» (двухуровневой системы образования). На примере юридического образования, предоставляемого юридическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова, выявляются плюсы и минусы Болонской системы, определяются цели и принципы высшего юридического образования, формулируются требования к структуре образовательных программ, обосновываются преимущества интегрированной подготовки юристов (интегрированной магистратуры) по сравнению со специалитетом и действующей двухуровневой системой бакалавриат-магистратура. В статье особое внимание уделяется необходимости обеспечения фундаментальности в юридическом образовании, формировании научно-педагогических школ, указывается на необходимость соблюдения преемственности при реформировании высшего образования, учета интересов лиц, окончивших обучение по направлению подготовки «Юриспруденция» в разные периоды. Также авторы затрагивают проблемы рейтингования юридических вузов и ставят вопрос о целесообразности кодификации законодательства об образовании на пути выполнения задачи по необходимому правовому обеспечению реализации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голиченков Александр Константинович, Бережнов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF LEGAL EDUCATION DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA: A POSSIBLE APPROACH TO ITS FORMATION

The article discusses the issues of possible reform of the higher education system in Russia in general and legal education in particular. The prerequisites for such a reform are analyzed and the opinions expressed on this matter by representatives of state authorities, the scienti c community, public organizations, proposals for a possible rejection of the “Bologna system” (a two-level education system) are considered. On the example of legal education provided by the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University. The advantages and disadvantages of the “Bologna system” are identi ed, the goals and principles of higher legal education are determined, the requirements for the structure of educational programs are formulated, the advantages of integrated train-ing of lawyers (integrated magistracy) are substantiated compared with the specialty and the current two-level bachelor’s and master’s degree system. The article pays special attention to the need to ensure fundamental nature in legal education, the formation of scienti c and pedagogical schools, indicates the need to maintain continuity in the reform of higher education, taking into account the interests of persons who have graduated in the eld of Law in di erent periods. The authors also touch upon the problems of rating law schools and raise the question of the expediency of codifying legislation on education in the way of ful lling the task of providing the necessary legal support for the implementation of educational programs.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2022. № 5

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Научная статья УДК 34.06

А. К. Голиченков*, А. А. Бережнов**

концепция развития юридического образования в современной россии: возможный подход к ее формированию1

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы возможного реформирования системы высшего образования в России в целом и юридического образования в частности. Анализируются предпосылки такого реформирования и высказанные по данному поводу мнения представителей органов государственной власти, научного сообщества, общественных организаций, рассматриваются предложения по возможному отказу от «Болонской системы» (двухуровневой системы образования). На примере юридического образования, предоставляемого юридическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова, выявляются плюсы и минусы Болонской системы, определяются цели и принципы высшего юридического образования, формулируются требования к структуре образовательных программ, обосновываются преимущества интегрированной подготовки юристов (интегрированной магистратуры) по сравнению со специалитетом и действующей двухуровневой системой бакалавриат-магистратура. В статье особое внимание уделяется необходимости обеспечения фундаментальности в юридическом образовании, формировании научно-педагогических школ, указывается на необходимость соблюдения преемственности при реформировании высшего образования, учета интересов лиц, окончивших обучение по направлению подготовки «Юриспруденция» в разные периоды. Также авторы затрагивают проблемырейтингования юридических вузов и ставят вопрос о целесообразности кодификации законодательства об образовании на пути выполнения задачи по необходимому правовому обеспечению реализации образовательных программ.

* Александр Константинович Голиченков — доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ; декан, заведующий кафедрой экологического и земельного права, юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия); office@law.msu.ru

** Андрей Александрович Бережнов — кандидат юридических наук; заместитель декана по учебно-методической работе, доцент кафедры трудового права, юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия); a_berezhnov@law.msu.ru © Голиченков А. К., Бережнов А. А., 2022.

1 На примере юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (далее — МГУ).

Ключевые слова: реформа высшего образования, Болонская система, цели образования, принципы образования, научно-педагогические школы, интегрированная магистратура, рейтинги вузов, образовательный кодекс.

Для цитирования: Голиченков А. К., Бережное А. А. Концепция развития юридического образования в современной России: возможный подход к формированию // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2022. № 5. С. 3-15.

Постановка проблемы. С конца 2021 г. и по настоящее время на различных уровнях и площадках развернулись дискуссии, связанные с оценкой Болонской системы (т. е. двухуровневой модели образования бакалавриат-магистратура), переросшие в споры о возможном реформировании высшего образования в России в целом и высшего юридического образования в частности. Суть основных позиций вкратце такова.

В конце 2021 г. Председатель Следственного комитета РФ А. И. Ба-стрыкин, выступая на юридическом факультете МГУ на конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека», предложил возродить старую систему образования, которая была в СССР и считалась по распространенной оценке лучшей в мире2.

24 мая 2022 г. министром науки и высшего образования России

B. Н. Фальковым было высказано мнение о целесообразности отказа от Болонской системы образования и переходе России к собственной уникальной системе образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента3.

Причины необходимости таких изменений назывались самые разные. Так, 2 февраля 2022 г. на форуме «Научная аттестация: вчера, сегодня, завтра» Председатель Ассоциации юристов России С. В. Степашин заявил, что количество выпускников—дипломированных юристов (до 300 тыс. в год) превышает потребности рынка, а качество образования может кардинально различаться от вуза к вузу4. Позднее

C. В. Степашин согласился с необходимостью отказа от Болонской системы5.

2 Бастрыкин призвал возродить советское образование // Российская газета. 2021. 23 нояб.

3 Глава Минобрнауки назвал Болонскую систему образования «прожитым этапом»: URL: tass.ru/obschestvo/14716295?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 24.05.2022).

4 Сергей Степашин: Российские вузы готовят слишком много юристов // Российская газета. 2022. 2 февр.

5 Сергей Степашин высказался об отмене Болонской системы на встрече с ректоратом СГЮА: URL: alrf.ru/news/sergey-stepashin-vyskazalsya-ob-otmene-bolonskoy-sistemy-na-vstreche-s-rektoratom-sgyua-/ (дата обращения: 20.04.2022).

27 июня 2022 г. на Парламентских слушаниях в Государственной Думе, посвященных вопросам развития высшего образования, ректор МГУ В. А. Садовничий выступил за сохранение устойчивости учебного процесса, здоровой преемственности в образовании. По его мнению, нужно отказаться от кардинальной ломки того, что было, преимущество следует отдать специалитету и интегрированной магистратуре, а бакалавриату и отдельным программам магистратуры — определенный процент. Как отметил В. А. Садовничий, будет разумно и правильно сохранить все варианты подготовки6.

При этом, по мнению некоторых аналитиков, до настоящего времени «...у чиновников, ректоров и работодателей нет общей позиции, для каких факультетов нужен пятилетний специалитет. А заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д. А. Медведев и вовсе заявил, что «демонстративный отказ от нынешней системы высшего образования в России будет бессмысленным». При этом якобы в Минобрнауки России все же «планируют» представить «макет» новой системы образования к концу года7.

При проведении любой реформы необходима преемственность, которая в свою очередь означает необходимость ответа на два вопроса: что следует оставить за бортом реформы, а что взять с собой и развивать? Попытаемся изложить свое видение ответов на эти вопросы.

Опыт юридического факультета МГУ позволяет высказать ряд предложений, прежде всего касающихся (1) целей, (2) принципов, (3) структуры образовательных программ современного юридического образования; (4) экспертного и правового обеспечения его развития и реализации8.

1. Цели образования. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 18), смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления определяют (и обеспечиваются правосудием) права и свободы человека и гражданина. К таким правам относится и право на образование. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование9 в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Из этого следует, что целью образования является обеспечение реализации рассматриваемого права.

6 В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы образования: Сайт ГД ФС РФ: URL: duma.gov.ru/news/54725/ (дата обращения: 27.06.2022).

7 Васильева А. Бесконечный Болонский процесс // Коммерсант. 2022. 5 окт.

8 В несколько иной редакции данные предложения были переданы в Комиссию по юридическому образованию Ассоциации юристов России и Ассоциацию юридического образования 21 июля 2022 г.

9 Нормы данной статьи, касающиеся дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, здесь не рассматриваются.

В таком виде эта цель в действующем законодательстве об образовании не сформулирована10.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»11 образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности. В таком понимании оно осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В соответствии со ст. 69 названного закона целью высшего образования является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Тот же закон в ст. 68 устанавливает, что среднее профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Представляется, что законодательно должна быть установлена и еще одна цель образования — отбор в процессе образовательной деятельности талантливой молодежи. Такая цель установлена только применительно к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, которые реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 ст. 83 ФЗ об образовании). Подобное общее (применительно ко всем программам) легальное целеуказание могло бы послужить правовой базой не только

10 Здесь и далее, говоря об образовании, мы имеем в виду также юридическое образование, если иное прямо не указано в тексте.

11 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.10.2022) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598 (далее по тексту — ФЗ об образовании).

для собственно такого отбора, но и создания системы соответствующих социальных лифтов на разных уровнях обучения.

2. принципы образования. Исходя из поставленных перед высшим образованием целей, можно выделить следующие принципы образования.

Принцип преемственности и традиций в образовании. Он подразумевает использование для развития образования лучших практик, положительно зарекомендовавшего себя опыта как специалитета, так и двухуровневой системы образования. При этом понятие преемственности не является абстрактным или сугубо теоретическим. Оно предполагает не столько провозглашение таковой, сколько наличие, направленное формирование и использование определенных средств ее достижения. Недооцененным инструментом преемственности в образовании являются научно-педагогические школы. Ключевыми терминами для понимания сути научных школ являются, по нашему мнению, следующие: «наука (научное знание)», «учитель», «ученики», «преемственность научного знания», «эффективность научного знания». У научной школы должны быть учителя и их ученики; собственные научные взгляды, имеющие свои истоки, преемственность и развитие; свои научные результаты12.

В соответствии с проектом Положения о Научных школах ФГБУ «Российская академия образования» (РАО) под научной школой в области наук об образовании предлагается понимать коллектив (сообщество) научных работников, педагогов и обучающихся (участников научной школы), под руководством лидера (руководителя научной школы) объединенный общими подходами к методологии, теории и методам исследований, общей тематикой исследований, проводящий фундаментальные и прикладные научные исследования, а также экспериментальную деятельность в определенной области наук об образовании или разрабатывающий актуальные научные проблемы развития системы образования, имеющий признанные научным сообществом результаты исследований, выделяющие коллектив из множества других научных коллективов. Такое определение нам представляется удачным.

Понимаемые таким образом научные школы позволяют, в частности, проводить воспроизводство методологии, теории, методов и общей тематики фундаментальных и прикладных исследований, преемственность поколений ученых, именно в рамках научных школ формируются принципы соответствующего направления, закладываются основные понятия и принципы, формулируются цели и задачи, направления научных исследований, зарождаются и развиваются собственные тра-

12 См. подробнее: ГоличенковА. К. Московская университетская научная школа экологического права // Экологическое право. 2014. № 5. С. 5.

диции. Именно научные школы обеспечивают подготовку собственных кадров для педагогической деятельности и научных исследований. Сложно себе представить фундаментальное юридическое образование в отсутствие научных школ. Вместе с тем для их формирования и становления требуются десятилетия.

Фундаментальность образования. Рассматриваемый принцип применительно к юридическому образованию в первую очередь подразумевает определение и закрепление набора дисциплин, которые являются обязательными для освоения при обучении по направлению подготовки «Юриспруденция» (особенно на первых годах обучения). Именно фундаментальное образование дает возможность понимать природу правовых явлений, вырабатывает у будущих юристов правосознание и юридическое мышление, помогает студентам и выпускникам оперативно подстраиваться под изменяющиеся правовые нормы. Выпускник, прошедший фундаментальную подготовку, может быть востребован на рынке труда в самых различных сферах.

При этом понятие фундаментальности (так же, как и в случае с преемственностью) не является абстрактным. Является ли предлагаемое образование фундаментальным или нет, зависит не от громкости утверждения об этом вуза, а от наличия конкретных инструментов ее обеспечения. К таковым, в первую очередь, относится набор общеобязательных дисциплин. Речь идет не только о классических, традиционных предметах, таких как «История политических учений», «Философия права», «Социология права», «Сравнительное правоведение», «История и методология юридической науки»13.

В числе базовых необходимо предусмотреть и новые, комплексные дисциплины, такие как, экологическое, земельное право. Попытки исключить эти предметы из числа общеобязательных дисциплин предпринимались ранее14 и имеются сейчас15. Их реализация привела бы к постепенному вытеснению этих дисциплин из учебных планов юридических вузов, быстрой потери преподавательских кадров соответствующей квалификации. И это при том, что экологическое развитие определено в качестве одного из приоритетных на ближайшие

13 Мнение о необходимости закрепления данных дисциплин в качестве обязательных для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», высказано в ходе обсуждения возможных реформ высшего образования заведующей кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессором Е. А. Фроловой. Авторы настоящей статьи данную позицию разделяют.

14 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521400 — юриспруденция. Проект (подраздел 5.1.). М., 1999. 9 с.

15 См., напр.: Ильгова Е.В. О необходимости формирования новой модели юридического образования в России. Доклад представлен на заседании Президиума АЮРО. Пятигорск, 2022. 14 с.

10—15 лет направлений научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, а также обеспечат глобальную конкурентоспособность Российской Федерации на внешних рынках16.

Общеобязательные дисциплины должны являться базовыми для любого юриста вне зависимости от уровня образования (специалист, бакалавр или магистр), их набор не может быть случайным и требует своего нормативного закрепления (в настоящее время, например, такой перечень закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция17). При формировании же учебного плана в соответствии с утвержденным перечнем дисциплин необходимо учитывать и сформировавшуюся в юридическом образовании определенную последовательность освоения данных дисциплин с выделением необходимого количества часов на лекционные, семинарские, практические занятия, самостоятельную работу обучающихся. Освоение данных дисциплин не должно быть сугубо номинальным.

Такие базовые дисциплины, необходимые будущему юристу вне зависимости от выбора им дальнейшей образовательной траектории, составляют основу юридического образования — так называемые Hard skills. Эти дисциплины должны реализовываться на младших курсах обучения, причем таким образом, чтобы не вызывать перегрузку учебного плана, препятствуя тем самым нормальному их освоению студентами. Помимо закрепления перечня базовых дисциплин следует предоставить свободу образовательным организациям в дополнении учебного плана и другими дисциплинами по своему усмотрению, прежде всего носящими прикладной характер. Полагаем, что дисциплины, о которых идет речь, как правило, должны быть более практико-ориентированными и формировать у студентов так называемые Soft skills. Вырабатываемые такими дисциплинами навыки также необходимы каждому будущему юристу, однако уже с учетом его собственных интересов и предполагаемой сферы будущей практической деятельности.

Практико-ориентированность образования. Знания, навыки и умения, которые получают обучающиеся наряду с фундаментальными

16 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 (в ред. от 15.03.2021) // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

17 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (утв. Приказом Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. № 1011 (в ред. от 26.11.2020)).

знаниями, должны отвечать запросам рынка труда — вышеуказанным Soft skills. Соответствующие дисциплины должны реализовываться на старших годах обучения. Применительно к юридическому образованию в реализации таких дисциплин свою роль должны играть практикующие юристы. Кроме того, в период обучения студентам-юристам необходимо уделить достаточное время для прохождения практик — возможности прикоснуться к живой юридической работе под руководством специалиста.

Принцип расширения автономии вузов. Каждый вуз должен иметь возможность самостоятельно выбирать и применять те модели образования, в нашем случае юридического, которые он может реализовывать наиболее эффективно в зависимости от собственных возможностей, статуса, предоставленных ему законодательством дополнительных прав. Такой подход позволит вузам «делать упор» на те направления, в которых они объективно наиболее сильны: за счет профессорско-преподавательского состава, сложившихся научных школ, традиций, материально-технической базы, взаимодействия с конкретными работодателями и т. д.

Принцип единства процесса образования и воспитания. Великий русский философ И. А. Ильин (кстати, выпускник юридического факультета Императорского Московского Университета) писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов... оно развязывает и поощряет в человеке "волка"»18. В этой связи нельзя не согласиться с мнением А. И. Бастрыкина о том, что высшее образование должно служить интересам российского общества, воспитывать личность, формировать моральные и нравственные качества. Выпускник должен быть не потребителем услуг (образовательных услуг), а человеком, мыслящим фундаментальными категориями и обладающим национальной идентичностью19. Именно такую подготовку должны обеспечивать юридические факультеты и вузы, поскольку их выпускники будут трудиться в органах судебной системы, в адвокатуре и нотариате, правоохранительных органах, в государственных учреждениях и организациях, консультировать бизнес и граждан по самым различным областям общественных отношений.

Принцип учета интересов и сохранение прав лиц, обучающихся в настоящее время. Реализация этого принципа подразумевает возможность органичной интеграции выпускников реализуемых в настоящее

18 Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 307.

19 Козлова Н. Следование западным ценностям не лучшим образом сказывается на развитии общества. Александр Бастрыкин в интервью «РГ» раскрыл секреты обучения следователей // Российская газета. 2022. 6 сент.

время образовательных программ в практическую и научную деятельность, неизменность условий уже заключенных договоров на обучение, а также возможность обучения выпускников по программам 2-летней магистратуры в случае внесения изменений в законодательство об образовании.

3. Структура образовательных программ. Основываясь на вышеназванных принципах высшего образования, в том числе юридического, предлагаем определить минимальные требования к структуре образовательных программ.

Как известно, в большинстве стран мира применяется двухуровневая система образования. Как показывает опыт юридического факультета МГУ, применительно к высшему юридическому образованию «связку» 4-летний бакалавриат — 2-летняя магистратура следует рассматривать как единую систему подготовки юристов. При этом на уровне бакалавриата студенты получают базовые знания в области юриспруденции, а магистратура представляет собой, как правило, более узкую «специализацию» выпускника в конкретной области, позволяет реализовать междисциплинарный подход в обучении, предоставляет обучающимся больше возможностей по формированию индивидуальных образовательных траекторий. Таким образом, обучение в магистратуре является закономерным продолжением обучения в бакалавриате (специалитете), что предполагает наличие у студента магистратуры базовых юридических знаний, полученных на уровне бакалавриата (специалитета).

Поскольку процесс освоения базовых юридических дисциплин обусловлен их объемом и определенной логической последовательностью их изучения, постольку приобретение студентом базовых знаний в области юриспруденции возможно лишь не менее чем за 4 года обучения. Быстрее невозможно качественно также решить задачу по воспитанию обучающегося и выработке необходимого уровня правосознания. Соответственно, уменьшение указанного срока обучения по образовательной программе бакалавриата (а такие предложения звучат в настоящее время) нецелесообразно. Несоблюдение данного подхода, т. е. попытка за 3 года обучения скомкано освоить дисциплины Hard skills и дисциплины Soft skills, пройти практику, научиться писать курсовые работы, пройти государственную итоговую аттестацию и т. д., приведет лишь к ухудшению качества подготовки выпускника.

Одним из главных недостатков двухуровневой системы образования на сегодняшний день нам видится возможность получения юридического образования с присвоением квалификации «магистр» лицами, не имеющими диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» или специалиста. Гражданин, не имеющий базового юридического образования, не освоивший должным образом

дисциплины Hard skills, не сможет заниматься полноценной юридической деятельностью. В свою очередь граждане, желающие изучить какие-либо конкретные аспекты права, могут воспользоваться услугами дополнительного образования — программами повышения квалификации. Например, слушателями таких программ на юридическом факультете МГУ часто являются представители других профессий. Так, специалисты по управлению персоналом и работники кадровых служб проходят повышение квалификации по специальным программам, посвященным специфике применения трудового законодательства, подготовленными кафедрой трудового права.

В свете изложенного выше заслуживает поддержки предложение ректора МГУ В. А. Садовничего, высказанное им 14 июня 2022 г. на Общем собрании Ассоциации классических университетов, по расширению модели высшего образования путем включения в нее на законодательном уровне, в дополнение к существующей сегодня двухуровневой системе образования, интегрированной магистратуры, подразумевающей непрерывную 6-летнюю подготовку по системе бакалавриат + магистратура с едиными контрольными цифрами приема (КЦП) на 6 лет обучения, без необходимости защиты диплома бакалавра и вступительных испытаний в магистратуру. Интегрированная магистратура должна предполагать выделение КЦП на 6 лет обучения с возможностью «выхода» из этой системы по истечении 4 лет обучения с дипломом бакалавра. Такая модель была бы удобна в первую очередь для классических университетов.

По своему содержанию образовательная программа 6-летней интегрированной магистратуры должна отличаться от образовательных программ 4-летнего бакалавриата + 2-летней магистратуры. При таком подходе дисциплины Soft skills могут присутствовать на всех уровнях обучения: как в бакалавриате, так и в магистратуре. Вопрос же содержания образовательных программ требует дальнейшей более детальной проработки и широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, в том числе работодателей.

4. Обеспечение реализации образовательных программ. Обеспечение реализации образовательных программ происходит прежде всего по двум направлениям, в разработке которых достижение консенсуса является делом особенно важным и одновременно весьма сложным.

Экспертное обеспечение оценки качества (рейтинги) юридического образования. Представляется, что инструмент оценки качества образования нужно взять с собой в новую модель юридического образования.

Отправные точки таковы. В октябре 2022 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин поручил Минобрнауки России совместно с Минвостокразвития России рассмотреть вопрос о целесообразности создания нового национального рейтинга российских образователь-

ных организаций высшего образования20. Ранее летом 2022 г. в рамках Санкт-Петербургского международного юридического форума было высказано предложение о создании рейтинга юридических вузов.

В решении этой проблемы есть свои ключевые точки. Прежде всего, любой рейтинг, как справедливо отмечает Ректор МГУ В. А. Садовничий, должен быть независимым и его результаты должны определяться исключительно объективными исходными данными и определенной методикой21. Отсюда главный вопрос: кто должен администрировать рейтинг? Пока очевидно, кто этого делать не должен ни при каких условиях — соответствующая рейтинговая организация не должна быть аффилирована с каким-либо образовательным учреждением.

26 октября 2022 г. в Министерстве юстиции РФ под руководством министра К. А. Чуйченко прошло установочное совещание, на котором обсуждались вопросы о целях рейтинга юридических вузов, критериях и методике рейтингования, расчете рейтинга, круге лиц, которые могут принимать участие в такой деятельности и др22. На совещании присутствовали представители Минобрнауки России, Рособрнадзора, Ассоциации юристов России, Российской академии наук, руководители вузов и факультетов, в том числе юридического факультета МГУ. Стороны договорились о создании «под крылом» Минюста России рабочей группы, которая возьмет на себя разработку проекта решения указанных вопросов.

Правовое обеспечение образования. Еще одной проблемой на пути реформирования высшего образования является наличие огромного количества нормативных актов различных уровней, регулирующих отношения, возникающие в сфере образования. В этой связи полагаем целесообразным вернуться к идее систематизации образовательного законодательства.

Оптимальной формой таковой видится кодификация законодательства об образовании с разработкой в ее итоге Образовательного кодекса Российской Федерации. Идея такого кодекса (с различными наименованиями) не нова23.

Заказчиком таких работ могло бы выступить Минобрнауки России или, как вариант, Российская академия образования. У юридическо-

20 Перечень поручений по итогам Восточного экономического форума: URL: kremlin.ru/acts/assignments/orders/69652 (дата обращения: 28.10.2022).

21 Гурьянов С. «Рейтинг — это инструмент битвы за умы». Ректор МГУ Виктор Садовничий — о том, нужна ли России новая национальная система оценки вузов // Известия. 2022. 27 окт.

22 Совещание по вопросу рейтингования российских юридических вузов. Юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. 26 окт. 2022 г.: URL: www.law.msu.ru/news/ soveschanie_po_voprosu_reytingovaniya_rossiyskih_yuridicheskih_vuzov_2022-10-26-6986 (дата обращения: 26.10.2022).

23 См., напр.: Основные положения Концепции Кодекса РФ об образовании (Общая часть). М., 2001.

го факультета МГУ есть опыт разработки проекта Образовательного кодекса в конце 1990-х — начале 2000-х гг.

В итоге очевидно, что определение современной модели юридического образования должно быть построено на обсуждении позиций по этому вопросу ведущих юридических вузов, включая изложенные предложения, основанные на опыте юридического факультета МГУ.

Список литературы

1. Голиченков А. К. Московская университетская научная школа экологического права // Экологическое право. 2014. № 5. C. 5—12.

2. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Статья поступила в редакцию 31.10.2022; одобрена после рецензирования

01.11.2022; принята к публикации 07.11.2022

Original article

Aleksander K. Golichenkov*, Andrey A. Berezhnov**

CONCEPT OF LEGAL EDUCATION DEVELOPMENT

IN MODERN RUSSIA: A POSSIBLE APPROACH

TO ITS FORMATION24

Abstract. The article discusses the issues of possible reform of the higher education system in Russia in general and legal education in particular. The prerequisites for such a reform are analyzed and the opinions expressed on this matter by representatives of state authorities, the scientific community, public organizations, proposals for a possible rejection of the "Bologna system" (a two-level education system) are considered. On the example of legal education provided by the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University. The advantages and disadvantages of the "Bologna system" are identified, the goals and principles of higher legal education are determined, the requirements for the structure of educational programs are formulated, the advantages of integrated training of lawyers (integrated magistracy) are substantiated compared with the specialty and the current two-level bachelor's and master's degree system. The article pays special attention to the need to ensure fundamental nature in legal education, the formation of scientific and pedagogical schools, indicates the need to maintain continuity in the reform of higher education, taking into account the interests of persons who have gradu-

* Dr. Sci (Law), Professor, corresponding member of the Academy of Education of the Russian Federation, Honored Science Worker; Dean, Head of the Department of Environmental and Land Law, Faculty of Law, Lomonosov MSU (Moscow, Russia)

** PhD (Law); Deputy Dean, Associate Professor of the Department of Labor Law, Faculty of Law, Lomonosov MSU (Moscow, Russia)

24 On the example of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University (MSU).

ated in the field of Law in different periods. The authors also touch upon the problems of rating law schools and raise the question of the expediency of codifying legislation on education in the way of fulfilling the task of providing the necessary legal support for the implementation of educational programs.

Keywords: higher education reform, Bologna system, educational goals, principles of education, scientific and pedagogical schools, integrated magistracy, university ratings, educational code.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Golichenkov, A. R. and Berezhnov, A. A. (2022). The concept of the development of legal education in modern Russia: a possible approach to the formation. Moscow University Bulletin. Series 11. Law, 5, pp. 3—15 (in Russ.).

Bibliography

1. Golichenkov, A.K. (2014). Moscow University Scientific School of Environmental Law. Environmental law, 5, pp. 5—12 (in Russ.).

2. Ilyin, I.A. (1993). The path to evidence. Moscow. (in Russ.).

The article was submitted 31.10.2022; approved 01.11.2022; accepted 07.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.