DOI: 10.24412/2076-1503-2021-11-217-224 ЗАХАРЕНКО Н.А.,
NIION: 2018-0076-11/21-348 кандидат социологических наук, старший научный
MOSURED: 77/27-023-2021 -11-547 сотрудник лаборатории социально-правовых исследований
и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]
КЛОЧКОВА А.В.,
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития магистерских программ по юриспруденции. Актуальность раскрытия данной проблемы подтверждается продолжающимися спорами в научном сообществе о целесообразности и эффективности введения Бо-лонской системы на территории Российской Федерации, оправданности слома традиционной системы высшего образования. До сих пор остаются проблемы образовательной модели магистратуры, как содержательного, так и организационного характера. Практическая значимость исследования состоит в разработке возможных вариантов разрешения проблемных вопросов учебного процесса, выявленных на основе мнения студентов, как одного из основных субъектов образовательного процесса. На основе сопоставления результатов исследований разных лет анализируются особенности образовательных стратегий студентов юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, их отношение к образовательным программам магистратуры, оценка знаний и навыков, полученных в ходе обучения, содержания читаемых в магистратуре общеправовых и практико-ориентированных дисциплин, учебной и производственной практики, определение трудностей, с которыми приходится сталкиваться во время учебы, и др. В публикации приводятся выводы о необходимых направлениях улучшения качества образования и факторах, влияющих на конкурентоспособность второй ступени высшего образования.
Ключевые слова: магистратура, качество образования, юридическое образование, эмпирические исследования, студенты, практико-ориентированные дисциплины, образовательные программы.
ZAHARENKO N.A.,
PhD in Sociology, senior researcher of the Laboratory of Social and Legal Studies and Comparative Law, Faculty of Law,
Lomonosov Moscow State University
KLOCHKOVA A.V.,
PhD in Sociology, Leading Researcher, Head of the Laboratory of Social and Legal Studies and Comparative Law, Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University
ISSUES OF IMPROVEMENT AND DEVELOPMENT OF MASTER'S PROGRAMS AT THE LAW FACULTY OF LOMONOSOV MOSCOW
STATE UNIVERSITY
Annotation. The article is devoted to the development of master's degree programs in the legal profession. The relevance of the disclosure of this problem is confirmed by the ongoing disputes in the scientific community about the expediency and effectiveness of the introduction of the Bologna system on the territory of the Russian Federation, the justification for breaking the traditional system
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
of higher education. There are still problems with the educational model of the magistracy, both of a substantive and organizational nature. The practical significance of the research consists in the development of possible solutions to the problematic issues of the educational process identified on the basis of the opinion of students as one of the main subjects of the educational process. Based on the comparison of research results from different years, the features of educational strategies of students of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University, their attitude to the educational programs of the master's degree, assessment of knowledge and skills acquired during training, the content of the cheat are analyzed.
Key words: master's degree, quality of education, legal education, empirical research, students, practice-oriented disciplines, educational programs.
Введение. В размещенной на сайте Министерства науки и высшего образования РФ Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования1 среди прочих инструментов управления данной сферой рекомендуется использовать возможности предиктивной аналитики. Цель ее заключается в повышении качества принимаемых управленческих решений в области образования за счет возможности более быстрого реагирования на меняющиеся условия социальной среды. Социологические лонгитюды можно рассматривать как элемент системы предиктив-ной аналитики в образовательной организации. Фиксация изменений, происходящих в образовательных траекториях студентов, дает возможность своевременно корректировать различные составляющие учебного процесса, сохраняя тем самым высокий уровень востребованности предоставляемого образовательного продукта.
Современный бакалавриат скорее ориентирован на традиционное образование, а программы магистратуры в большей степени должны соответствовать потребностям рынка труда. Мотивы поступления учащихся в магистратуру могут быть самые разные - от желания сменить специализацию, до стремления построить научную карьеру. В ведущих вузах России ежегодно открываются новые магистерские программы, направленные на подготовку по таким профилям, актуальность которых в недавнем времени и предположить было нельзя. Например, на юридическом факультете МГУ были открыты такие магистерские программы, как «Спортивное право», «Интеллектуальные права, искусственный интеллект и цифровые технологии». Кроме того, идет процесс утверждения межфакультетской программы «Туризм и право». Выпускники юридического факультета всегда востребованы у работодателей. В 2020 г. по программам магистратуры рост числа поданных заявлений составил в среднем 20% (по отношению к 2019 г.) [1, с. 33].
Одним из направлений научной работы лаборатории социально-правовых исследований
1 URL: https://minobmauki.gov.ru/upload/iblock/ e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения: 12.08.21).
и сравнительного правоведения является изучение вопросов качества образования на факультете, в т.ч. касающихся совершенствования и развития магистерских программ. В данной статье представлены результаты сопоставления итогов нескольких исследований, в ходе которых выявлялись оценки студентами факультета качества обучения в магистратуре.
Выборка и метод исследования. На всех этапах был использован метод анкетного опроса. Спецификой исследования 2020 г. является его проведение в режиме онлайн.
Обработка первичных данных осуществлялась в функциональной среде SPSS 25. Интерпретация результатов исследования получена с помощью неформального содержательного анализа статистического материала. Выборочная совокупность составила 266 студентов второго курса магистратуры (70% от обучающихся выпускников магистратуры). Социально-демографические характеристики респондентов:
• 97% обучаются на очной форме, 3% - на вечернем отделении;
• 42% мужского пола, 58% - женского;
• 33% проживают в общежитии, 25% - с родителями, 21% - на съемном жилье, 21% имеют собственную жилплощадь;
• 49% респондентов до поступления в магистратуру проживали в Москве или Московской области, 48% - в других регионах России, 2% - за пределами РФ.
По особенностям предшествующего уровня образования респонденты распределились следующим образом: 71% обучались на юридическом факультете МГУ, 21% - на юридических факультетах других вузов, 7% - на других факультетах МГУ, 1% получали образование по неюридическим специальностям в других вузах.
В основные задачи исследования входят определение отношения студентов к программе обучения, полученным знаниям и навыкам, учебному плану подготовки магистра, материально-технической базе юридического факультета, выявление факторов, влияющих на выбор магистерской программы, возможности совмещения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
профессиональной занятости с учебным процессом.
Образовательные стратегии студентов
По данным статистики, число поступающих на программы магистратуры по всем программам высшего образования последовательно растет и за пять лет (с 2014 по 2019 г.) увеличилось почти в два раза - с 118 тыс. чел. до 226.8 тыс. чел. соответственно [2, с. 19]. Что касается выпуска, то в 2019 г. дипломы об окончании магистратуры получили 182 тыс. чел. Доля юридического направления составляет примерно 13%, и за каждого абитуриента идет конкурентная борьба. По этой причине важно быть в курсе образовательных траекторий студентов, в частности, выпускников бакалавриата юридического факультета МГУ, где традиционно обучаются наиболее сильные студенты.
Анализ перспектив поступления в магистратуру юридического факультета МГУ показал, что число желающих продолжить свое обучение на факультете, сокращается. Сравнительный анализ данных последних исследований показал, что, если в 2015 г. три четверти опрошенных выпускников бакалавриата стремились продолжить обучение на факультете (77%)1, в 2016 г. - четверо из пяти (86%)2, то в 2020 г. количество студентов, связывающих свое дальнейшее образование с альма-матер, снова вернулось к уровню 2015 г. (78%)3. Можно полагать, что колебания не слишком значительные, но потеря составила 8%, и, как один из возможных сценариев, этот тренд тоже необходимо отслеживать.
Итак, на сегодняшний день примерно три четверти опрошенных студентов собираются поступать в магистратуру юридического факультета МГУ, а четверть студентов планирует продолжить обучение по юридической специальности в другом вузе. Данное перераспределение происходит в пользу МГЮА, РШЧП, ВШЭ и МГИМО. Важно отметить, что не нашлось студентов, рассматривающих возможность смены специальности, а также планирующих завершить получение образования после окончания бакалавриата.
Факторы выбора
Особый интерес представляют мотивы, лежащие в основе выбора иного вуза/факультета
для продолжения учёбы. Определяющие факторы для выпускников 2015 г., выбравших магистратуру по своей специальности в другом вузе (9.3%), следующие:
- наличие учебных программ, отвечающих интересам будущих магистрантов (отсутствующих в магистратуре юридического факультета МГУ);
- представления студентов о том, что в выбранном вузе окажется еще более высокий уровень преподавания;
- сравнительно низкий конкурс поступления;
- более привлекательная стоимость обучения.
Важную роль играет и форма обучения, выбор которой коррелирует с желанием 90% опрошенных работать во время обучения в магистратуре. В 2015 г. наиболее востребованной была очная форма обучения, при которой занятия проводились 2-3 раза в неделю (57%). Однако уже тогда значительная доля опрошенных (29%) предпочитала занятия только в вечернее время. Еще через год произошли значительные изменения в требованиях к формату обучения и наиболее востребованной стала очная форма обучения в вечернее время (61.8%).
Более половины выпускников магистратуры совмещают учебу с трудовой деятельностью. Большинство из них работает по специальности.
По данным исследования 2018 г.4, студенты отмечали трудности совмещения в ущерб учебе в 69.4% случаев. Чаще всего (86%)5 обучающиеся соглашались с тем, что расписание в магистратуре составлено таким образом, что возможности работать у студентов практически не остается. В 2020 г. при выборе другого вуза/факультета студенты, прежде всего, руководствовались возможностью сочетать учёбу в магистратуре с работой (60%)6.
В 2021 г. вновь выявляется та же проблема - студенты магистратуры среди трудностей, с которыми им пришлось столкнуться во время учебы, на первое место поставили необходимость совмещать учебу с работой (53%)7. Данный фактор является также одним из ведущих в предпочтении иного вуза для получения степени магистра (рис. 1)
1 Опрос по вопросу поступления в магистратуру факультета. Выборка: 75% студентов-выпускников бакалавриата.
2 Опрос по вопросу поступления в магистратуру факультета. Выборка: 175 студентов-выпускников бакалавриата.
3 Онлайн опрос бакалавров 4 курса, выборка: 57 человек.
4 Исследование «Основные проблемы совершенствования и развития магистерских программ на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова», 2018. Выборка: 145 выпускников магистратуры.
5 Процент рассчитан от числа данных ответов, т.к. вопрос подразумевал множественный выбор.
6 То же.
7 Исследование «Основные проблемы совершенствования и развития магистерских программ на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова», 2021. Выборка: 266 выпускников магистратуры.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
Рис. 1. Причины выбора студентами магистерских программ других вузов/факультетов для обучения (% от числа данных ответов)
Очевидные преимущества выпускников ведущих юридических вузов нивелируются кризисными проявлениями в экономике страны, резким сокращением предложений на рынке труда, особенно для выпускников, не имеющим опыта работы. В таких условиях, очевидно, повышается спрос на очно-заочную, вечернюю и заочную формы обучения в магистратуре.
В настоящее время двое из пяти, выбравших иной вуз, обращают внимание на наличие там учебных программ, отвечающих их интересам. Этот фактор играет, как и в 2015 г., важную роль при выборе образовательной стратегии выпускниками бакалавриата. Известный юридический портал Pravo.ru в 2019 г. опубликовал рейтинг1 10 перспективных юридических магистерских программ, которые в ближайшие годы станут востребованы на рынке труда. В данном списке юридический факультет МГУ представлен с одной программой, МГИМО - с двумя, МГЮА и ВШЭ - с тремя программами.
При определении своей образовательной траектории по окончании бакалавриата опрошенные обращают внимание на наличие эффективной методики преподавания иностранных языков в вузе. К программе изучения иностранного языка в магистратуре у студенческой аудитории отношение неоднозначное: около трети студентов оценили ее более или менее позитивно, а большая
часть высказалась отрицательно2. По данным ряда ранее проведенных на факультете исследований, значительная часть респондентов отмечает недостаточный уровень владения профессиональным иностранным языком, что является одной из причин допущения для себя возможности рассмотрения изменения образовательной стратегии в пользу иного вуза3. Важность высокого уровня владения иностранным языком в профессиональной деятельности юристов отмечают многие исследователи. В частности, уделять этому компоненту особое внимание предлагается в силу активности процессов глобализации, при которых «необходимость сближения правовых норм различных государств, регулирующих сходные общественные отношения, становится общепризнанной» [3, с. 89].
Если еще в 2018 г. студенты, поступая на магистерские программы, в основном выбирали английский язык (82,3%), но в настоящее время отмечается тенденция притока студентов как на французский, так и на немецкий языки - в 2021 г. английский выбрали лишь 68% первокурсников магистратуры. Оценка программ иностранных языков выявила ряд проблем, в особенности в
1 10 перспективных юридических магистратур. URL: https://pravo.ru/story/211674/ (дата обращения: 31.10.2021).
2 Исследование «Основные проблемы совершенствования и развития магистерских программ на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова», 2018. Выборка: 145 студентов второго курса магистратуры.
3 Исследования: «Качество преподавания неюридических дисциплин на юридическом факультете МГУ (иностранные языки)», 2019. Выборка: 168 студентов 3-го курса бакалавриата.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
англоязычных группах, где студенты чаще всего отмечали такие негативные характеристики, как «излишний объем», «необъективность», «фрагментарность», «поверхностность».
Особо обращает на себя внимание тот факт, что такие критерии как количество бюджетных мест и стоимость обучения принимаются во внимание почти в два раза реже, что является свидетельством готовности платить за качественное образование при наличии возможности сочетать обучение с работой.
Отношение к магистерским программам
Для того чтобы проследить динамику изменения отношения студентов магистратуры к образовательным программам, по которым они обучаются, сравним два исследования, проведенных с разницей в три года. Первый замер проводился до перехода на дистанционный режим обучения (2018 г.), а второй - когда обучение проходило уже в смешанном формате (2021 г.). Критерии для сравнения выбраны следующие:
- оценка учащимися 2-го курса магистратуры образовательной программы в целом;
Важность и необходимость глубоких теоретических общеправовых знаний подтверждается и существующим в научной литературе мнением, что такие дисциплины как философия права, сравнительное правоведение, социология права, криминология способствуют процессу интернационализации юридического образования [4, с. 66].
При сравнительном анализе результатов исследований, проведенных в 2018 и 2021 гг.,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
- мнения об уровне знаний различной направленности, полученных в магистратуре;
- востребованность знаний и навыков, полученных в магистратуре, в дальнейшей профессиональной деятельности (нужно отметить, что большая часть респондентов уже имела опыт работы, поэтому была способна дать объективный ответ);
- трудности, с которыми студенты сталкивались в ходе обучения.
Динамика оценки знаний, полученных в магистратуре, показала, что большинство студентов позитивно отозвались о теоретических и общеправовых направлениях, охарактеризовав их как основательные или достаточные. Так теоретические знания, полученные в ходе обучения, характеризуются как основательные большинством опрошенных (68%) и как достаточные практически каждым третьим из их числа (31%) (рис. 2). Более того, сопоставимые доли респондентов полагают, что эти знания будут востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности (62% и 29% соответственно).
обращает на себя внимание рост положительной оценки приобретенных студентами практических навыков, что свидетельствует о динамическом развитии программы обучения в магистратуре с ориентацией, в первую очередь, на практикориен-тированность (2018 г. - 40%, 2021 г. - 46% соответственно). В прогностическом плане данный факт должен отразиться на усилении приверженности студентов бренду МГУ. В публикациях,
■ Основательные «Достаточные ■ Недостаточные
68
■ 61
38 40 4£ 37 33
31 ■ 30 ■
19
2 1
Теоретические Общеправовые Практические Иностранный язык
Рис. 2. Оценка знаний и навыков, полученных в магистратуре в 2021 г., %
посвященных проблемам образования магистрантов-юристов подчеркивается значимость практических навыков, получаемых именно на этой ступени образования: «Именно в магистратуре по причине ее максимальной приближенности к профессиональной деятельности юриста начинают изучаться специфические дисциплины, позволяющие формировать у будущего юриста уникальные знания, навыки и компетенции» [5, с. 63]. Цель практико-ориентированного обучения и его соотношение с теоретическими дисциплинами предельно емко обозначила заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ Е.А. Абросимова -«дать студентам представление о юриспруденции как о деятельности, опирающейся на общенаучные рациональные методы познания, в которой теория и практика неразрывно связаны и бесполезны одна без другой» [6, с. 111].
Несмотря на то что студенты подтверждают важность изучения теоретических дисциплин и высокое качество их преподавания, они также отмечают и недостаток формирования практических навыков в процессе обучения в магистратуре.
Отношение студентов к качеству обучения
На каждом этапе мониторинга студенты характеризовали качество обучения в целом. По полученным в 2018 г. данным, качеством обучения в магистратуре были удовлетворены около 2/3 опрошенных (62.3%). Для соответствующей доли студентов учебный процесс по выбранной программе являлся привлекательным и интересным. В 2021 г. численность обучающихся в магистратуре, высоко оценивающих качество обучения на выбранных программах, увеличилась до 88%. Эта позитивная тенденция подтверждается следующими данными.
Показателем качества образования в магистратуре юридического факультета МГУ является желание повторить свой выбор четырьмя студентами из пяти при гипотетической возможности вновь выбирать место и программу обучения. Обращает на себя внимание рост данного показателя за 3 года на 20%. В 2018 г. доля абсолютно уверенных в правильности сделанного выбора составляла 60.9%.
Однако примерно каждый десятый перешел бы в другой вуз, но на ту же магистерскую программу (МГЮА, ВШЭ, РШЧП). Доля таких студентов с течением времени несколько уменьшилась: в 2018 г. - 10.4%, в 2021 г. - 8%.
Подавляющее большинство выпускников магистратуры высоко оценивают профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, занятого в магистратуре (95% - в 2018 г. и 88% - в 2020 г.). И хотя по этому показателю наблюдается некоторое снижение доли позитивных оценок, по другим характеристикам заметна положительная тенденция - по критерию «педагогические качества» оценка усилилась с 78% до 95%, по критерию «объективность и непредвзятость» - с 60% до 91%. Важно отметить, что высокие положительные оценки выявлены даже несмотря на то, что второй замер проводился уже в условиях дистанционного обучения. Это означает, что в целом преподаватели факультета смогли перейти на новый формат без потери качества преподавания.
Проблемы и пожелания
Среди трудностей, с которыми сталкиваются в процессе обучения в магистратуре в 2018 г., студенты чаще всего называли необъективность преподавателей (рис. 3), а в 2020 г. - необходимость сочетать учебу с работой (рис. 4).
необъективность преподавателей
недостаток подготовки в бакалавриате/специалитете 1 2
нехватка литературы в библиотеках 3
несбалансированность учебного
расписания, отдельные случаи «окон» между учебными парами 1 4
чрезмерное количество нагрузки в в
зачетную сессию
необходимость сочетать учебу с работой
несбалансированность учебной нагрузки
неудобство расписания 3
необъективность преподавателей | | 4
недостаточная подготовка в бакалзвриате/специалитете 5
Рис. 3. Трудности обучения, 2018 г. (ранги по частоте выбора)
Рис. 4. Трудности обучения, 2020 г. (ранги по частоте выбора)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
Наиболее актуальной стала проблема совмещения работы и учебы, что является одним из факторов оттока студентов в другие вузы после бакалавриата. Данная проблема актуальна не только для студентов юридического факультета МГУ - исследования, проведенные среди магистрантов других вузов, также указывают на то, что факторами, вызывающими сложности с учебой, становятся чаще всего именно совмещение обучения и трудовой деятельности, а также неопти-мизированное расписание занятий [7, с. 122].
Выпускники магистратуры высказали пожелания относительно введения в учебный план новых дисциплин. В 2018 г. чаще всего назывались следующие дисциплины: «Техника составления процессуальных документов», «Обязательственное право», «Ораторское искусство» и такие предметы как «Экономика», «Банкротство», «Ценные бумаги». В 2021 г. в соответствии с динамическим развитием общества добавились новые дисциплины (студенты высказались таким образом): «Бухгалтерский учет», «Юридическое письмо», «Конструктор нормативно-правовых актов» и «Таможенное право».
Следует отметить, что после опроса 2018 г. некоторые из указанных курсов были введены в учебный план, что свидетельствует о гибкости программы обучения и ее соответствии запросам и интересам студенческой аудитории. Дальнейшее реагирование на потребности студентов в части интересующих их дисциплин, отсутствующих в магистерских программах юридического факультета МГУ, станет фактором, укрепляющим уверенность в правильности выбранной стратегии образования.
По результатам проведенных исследований в отношении студентов к учебным программам обозначились как позитивные, так и негативные моменты. При высокой оценке качества преподавания теоретических и общеправовых дисциплин и усилении практико-ориентированности образования обучающимися отмечается излишний объем общеправовых дисциплин и нехватка практических знаний и навыков.
Внутрифакультетские опросы периодически выявляют обеспокоенность студентов дублированием содержания программ некоторых курсов бакалавриата и магистратуры. На эту проблему также указывал в одном из интервью проф. Л.В. Головко: «Это не всегда просто для кафедр, т.к. надо, чтобы дисциплины по выбору (спецкурсы для бакалавриата) не совпадали с магистерскими спецкурсами (чтобы здесь не было дублировани-я)»1. Повтор дисциплин фиксируют и в других
1 Онлайн-интервью с заведующим кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д-ром юрид. наук, проф. Л.В. Головко. URL: http:// www.consultant.ru/edu/news/interview/vybor_profilya_v_
вузах. Так, в ходе опроса, проведенного в 2018 г. среди студентов-магистрантов Финансового университета при Правительстве РФ, было установлено, что в 70% случаев обучающиеся отмечали дублирование курсов бакалавриата и магистратуры. Причем ситуация повторялась на всех факультетах, участвовавших в исследовании (всего 14), а в отношении магистратуры юридического факультета доля указывающих на повтор содержания программ в зависимости от специализации респондентов варьировалась от 56 до 85%2.
Практико-ориентированный подход становится у молодежи все более востребованным, и поскольку значительная часть обучающихся в магистратуре старается сочетать учебу и трудовую деятельность, наиболее актуальными представляются занятия, формирующие практические навыки. Введение новых практико-ориентирован-ных учебных курсов в магистерские программы (например, в качестве курсов по выбору), в особенности востребованных студенческой аудиторией, значительно укрепит конкурентные позиции магистратуры.
Кроме того, студенты видят проблему с преподаванием иностранных языков. Больше всего претензий у магистрантов к преподаванию английского языка. Возможным решением данной проблемы могло бы стать частичное изменение методики преподавания, а также привлечение носителей языка в качестве преподавателей.
Много вопросов у студентов к организации учебного процесса в части несбалансированности учебной нагрузки по семестрам и неудобства расписания (рис. 4), что непосредственно связано с желанием магистрантов совмещать учебу с работой.
Выводы и рекомендации.
Эмпирические данные, полученные в результате исследований, являются базой для анализа и выработки рекомендаций по повышению эффективности учебного процесса. Особую ценность в регулярных исследованиях по качеству образования на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, представляет мнение студентов, как потребителя образовательных услуг. В случае выявления проблем создается рабочая группа, включающая представителей учебного и
sfere_economiki_i_prava/yuridicheskiy_profil/golovko/ (дата обращения: 26.08.2021).
2 Отчет по результатам экспресс-опроса студентов-магистрантов Финансового Университета при Правительстве РФ, 2019. URL: http://www.fa.ru/org/div/cgko/ Documents/%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D 0%A1%20%D0%9C%D0%90%D0%93%D0%98%D0%A1 %D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%9 E%D0%92%202018.%20
%D0%9E%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82.pdf (дата обращения: 29.10.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
методического отделов деканата, профессорско-преподавательского состава, исследовательского коллектива для анализа ситуации и поиска путей по их разрешению. Так, по результатам работы рабочей группы по магистратуре были разработаны следующие рекомендации.
1. Рассмотреть возможность корректировки учеб-
ной программы в сторону усиления специализации и практических курсов, направленных на формирование у студентов практических навыков, которые могут быть использованы в дальнейшей юридической деятельности. Для этого усилить направления: привлечения приглашенных преподавателей, имеющих опыт практической работы; организации встреч с практикующими юристами, мастер-классы, тренинги; более широкого использования интерактивных методов обучения, позволяющих увеличить удельный вес практической составляющей в рамках уже имеющихся в плане учебных курсов.
2. Ввести в учебный процесс следующие учебные
дисциплины:
«Техника составления процессуальных документов»;
«Обязательственное право».
3. Провести комплексное сравнительное исследо-
вание рабочих программ учебных курсов для исключения дублирования курсов магистратуры с курсами в рамках бакалавриата.
4. Ликвидировать дисбаланс распределения учеб-
ной нагрузки между первым и вторым годом обучения.
5. Рассмотреть возможность корректировки про-
граммы преподавания иностранного языка с упором на юридический английский и разговорную практику.
В настоящее время большинство рекомендаций реализовано на практике, что еще больше усилило заинтересованность выпускников бакалавриата продолжить обучение на своем факультете.
Спецификой современного этапа является изменение формата обучения на преимущественно дистанционный, повлекший за собой некоторые организационные сложности. Ситуация изменения способа транслирования информационно-содержательного контента в преподавательской деятельности, возможностей преподавателя в области налаживания диалога с обучающимися и соблюдения принципов объективности в оценке знаний студентов, особенно в отношении итоговой аттестации, актуализирует необходимость проведения исследований, объектом которых является взаимодействие в онлайн системе «преподаватель - студент». Организация социологического мониторинга с целью выявления особенностей учебного процесса позволяет реагиро-
вать на возможные проблемы организационного, методического, а также психологического характера.
Список литературы:
[1] Опыт работы в цифровой образовательной среде. Методическое издание / под ред. А.К. Голиченкова - М.: Проспект, 2021.
[2] Индикаторы образования: 2021: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, В.И. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021.
[3] Зайцев О.В., Новак Д.В. Направления совершенствования юридического образования // Государственная служба. - 2020. - Т. 22. - № 1.
[4] Малько А.В., Липинский Д.А., Саломатин А.Ю. Проблемы реализации правовой политики в сфере интернационализации высшего юридического образования // Вестник СПбУ. Право 1: 2019.
[5] Петручак Л.А. Правовое регулирование магистратуры в современной модели юридического образования // Вестник МГОУ. Сер. «Юриспруденция». - 2018. - № 3.
[6] Абросимова Е.А. Проблемы университетского образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 2019. - № 3.
[7] Полевая Н.М., Ситникова В.В. Проблемы организации учебного процесса по программам магистратуры (на примере опроса студентов-магистрантов) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 3.
Spisok literatury:
[1] Opyt raboty v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Metodicheskoe izdanie / pod red. A.K. Golichenkova - M.: Prospekt, 2021.
[2] Indikatory obrazovaniya: 2021: statisticheskij sbornik / N.V. Bondarenko, L.M. Gohberg, V.I. Kuznecova i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VShE, 2021.
[3] Zajcev O.V., Novak D.V. Napravleniya sovershenstvovaniya yuridicheskogo obrazovaniya // Gosudarstvennaya sluzhba. - 2020. - T. 22. - № 1.
[4] Mal'ko A.V., Lipinskij D.A., Salomatin A.Yu. Problemy realizacii pravovoj politiki v sfere internacionalizacii vysshego yuridicheskogo obrazovaniya // Vestnik SPbU. Pravo 1: 2019.
[5] Petruchak L.A. Pravovoe regulirovanie magistratury v sovremennoj modeli yuridicheskogo obrazovaniya // Vestnik MGOU. Ser. «Yurisprudenciya». - 2018. - № 3.
[6] Abrosimova E.A. Problemy universitetskogo obrazovaniya // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 11. Pravo. -2019. - № 3.
[7] Polevaya N.M., Sitnikova V.V. Problemy organizacii uchebnogo processa po programmam magistratury (na primere oprosa studentov-magistrantov) // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - 2016. - № 3.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021