Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДИАЛОГ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ XXI ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДИАЛОГ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ XXI ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
российские университеты / европейские университеты / модернизация высшего образования / Болонский процесс / образовательное сотрудничество / Евразийская Ассоциация университетов.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Р.Г., Хайбуллин А.Р.

Материал посвящен основным направлениям и перспективам участия университетов России в международном сотрудничестве образовательных систем. Включение российской высшей школы в пространство глобальных и региональных интеллектуальных связей, в мир академической мобильности, в международные образовательные организации является компонентом государственной политики России в сфере модернизации образования. В то же время, авторы рассматривают сферу международного сотрудничества университетов как часть глобального диалога цивилизаций, включающего взаимодействие исторических традиций университетской корпоративной культуры. Цель: анализ проблем развития и взаимодействия образовательных организаций России в международном образовательном сотрудничестве. Методы: В исследовании использован комплекс как общенаучных, так и частнонаучных методов, в частности: системный, исторический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический и статистический. Результаты: исследование позволило установить основные направления интеграции национальных образовательных организаций высшего образования в глобальное научно-образовательное пространство, а именное международное договорное сотрудничество, международная академическая мобильность и международные программы обмена опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДИАЛОГ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ XXI ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

GS4 ЮРИДИЧЕСКИИ АРХИВ

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-302-305 NIION: 2018-0076-11/21-363 MOSURED: 77/27-023-2021-11-562

ЮСУПОВ РАХИМЬЯН ГАЛИМЬЯНОВИЧ,

доктор исторических наук, профессор кафедры государственного права, Башкирский государственный университет,

г. Уфа, Россия, е-mail: yusupovr.g@yandex.ru

УДК 342.4

ХАЙБУЛЛИН АЙНУР РАУФОВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, Башкирский государственный университет,

г. Уфа, Россия, е-mail: khnur@bk.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДИАЛОГ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ XXI ВЕКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Аннотация. Материал посвящен основным направлениям и перспективам участия университетов России в международном сотрудничестве образовательных систем. Включение российской высшей школы в пространство глобальных и региональных интеллектуальных связей, в мир академической мобильности, в международные образовательные организации является компонентом государственной политики России в сфере модернизации образования. В то же время, авторы рассматривают сферу международного сотрудничества университетов как часть глобального диалога цивилизаций, включающего взаимодействие исторических традиций университетской корпоративной культуры.

Цель: анализ проблем развития и взаимодействия образовательных организаций России в международном образовательном сотрудничестве.

Методы: В исследовании использован комплекс как общенаучных, так и частнонауч-ных методов, в частности: системный, исторический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический и статистический.

Результаты: исследование позволило установить основные направления интеграции национальных образовательных организаций высшего образования в глобальное научно-образовательное пространство, а именное международное договорное сотрудничество, международная академическая мобильность и международные программы обмена опытом.

Ключевые слова: российские университеты, европейские университеты, модернизация высшего образования, Болонский процесс, образовательное сотрудничество, Евразийская Ассоциация университетов.

YUSUPOV RAKHIMYAN GALIMYANOVICH

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of State Law,

Bashkir State University, Ufa, Russia

HAIBULLIN AINUR RAUFOVICH

Candidate of Law, Associate Professor, Department of State and Law Theory,

Bashkir State University, Ufa, Russia

INTERNATIONAL DIALOGUE OF UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA OF THE 21ST CENTURY (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

Annotation. The material is devoted to the main directions and prospects of participation of Russian universities in international cooperation of educational systems. The inclusion of the Russian higher school in the space of global and regional intellectual ties, in the world of academic mobility, in international educational organizations is a component of the state policy of Russia in the field of modernization of education. At the same time, the authors consider the sphere of international cooperation of universities as part of a global dialogue of civilizations, including the interaction of the historical traditions of university corporate culture.

Purpose: analysis of problems of development and interaction of educational organizations of Russia in international educational cooperation.

Methods: The study uses a complex of both general and private scientific methods, in particular: systemic, historical, structural-functional, comparative-legal, formal-legal and statistical.

Results: The study established the main directions for the integration of national educational organizations of higher education into the global scientific and educational space, namely international contractual cooperation, international academic mobility and international exchange programs.

Key words: Russian universities, European universities, modernization of higher education, Bologna process, educational cooperation, Eurasian Association of Universities.

В настоящее время развитие международного научно-образовательного сотрудничества выступает важным фактором межцивилизационного диалога. В данных условиях перед высшей школой России стоит задача дальнейшего повышения своих качественных характеристик и интеграции в глобальное образовательное пространство [1]. Значимость данного аспекта отечественной образовательной политики отражена в ряде концептуальных документов, в том числе в Приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [2].

Вопросы интеграции университетов России в глобальное научно-информационное пространство, расширения присутствия российских вузов на мировом образовательном рынке обсуждаются на президентском Совете по развитию высшего образования и науки, заседаниях Совета ректоров, всероссийских и региональных образовательных форумах.

Значение международного образовательного диалога как фактора внутренней модернизации и укрепления геополитических позиций Российской Федерации в глобальном диалоге университетов освещена в трудах В.А. Садовничева [3], В.М. Филиппова [4], В.Н. Чистохвалова [5], А.Л. Арефьева [6], и ряде других публикаций по новейшей истории и теории российского образования.

Следует вспомнить, что именно классические университеты в 1988 г. явились инициаторами гармонизации систем высшего образования стран ЕС, подписав Великую Хартию Университетов (Magna Charta Universitarum). В то же время, документы Совета Европы провозглашают уважение к многообразию образовательных систем в Европейском регионе как к величайшей ценности, культурному достоянию всего человечества. Еще на начальном этапе образовательной реформы, когда широко обсуждалась тема предстоящего

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

перехода отечественной высшей школы на Болон-скую систему, университетское сообщество России последовательно выступало за синтез мировых инноваций с отечественными образовательными традициями. Лиссабонская конвенция 1997 г. трактует взаимное признание квалификаций как инструмент создания равных возможностей в мире многообразия образовательных учреждений [7].

Становление общеевропейской модели высшего образования явилось ориентиром для многих стран и отдельных образовательных учреждений за пределами Европейского Союза. При этом успешность европейского образовательного проекта определялась не только его новизной и ориентацией на потребности постиндустриального информационного общества будущего, но неразрывностью с исторической университетской традицией, позволившей международной университетской корпорации стать фундаментом для глобальных программ развития образования.

Исторически сложившаяся корпоративная культура наших классических университетов, преемственность их научных школ, в сочетании с новейшими образовательными технологиями и широкими международными связями является одной из основ геополитического и цивилизацион-ного взаимодействия России с другими глобальными и региональными системами интеллектуального развития. Так. университетская дипломатия, в которой ведущую роль играла сфера гуманитарных наук, выступила в авангарде модели Евразийской интеграции: еще в 1989 г. была основана Евразийская ассоциация университетов (ЕАУ), которая сейчас объединяет более 140 вузов из 13 государств, включая все страны СНГ, а также Грузию и Латвию. За три десятилетия своего существования Ассоциация сыграла важную роль в сохранении и развитии общих ценностей науки, педагогики и корпоративных университет-

ских традиций, носителями которых являются университеты стран - участниц ЕАУ [8, с. 43]. Университеты ЕАУ совершенствуют свою работу, исходя из международного опыта и «приоритетного развития фундаментального образования, основанного на единстве образовательной деятельности и научных исследований» [9].

Международный мир образования и вузовской науки развивается под воздействием целого ряда системных факторов, среди которых следует выделить стремительный рост дистанционных форм обучения и сетевых университетов, а также становление новых конкурентоспособных центров международного высшего образования в Китае. Программы развития сетевых университетов ШОС и СНГ отражают стремление стран-участниц к созданию многоуровневых научно-образовательных связей внутри своих консолидированных групп. Так, Университет ШОС является платформой для развития межуниверситетских связей в сфере экологии, энергетики, 1Т-технологий, нано-технологий.

Высшее образование является сферой активности глобальных и региональных структур, включая ЮНЕСКО и другие международные организаций.

Наиболее актуальным в российской образовательной политике сейчас является создание эффективной и самодостаточной системы высшего образования, опирающейся на разветвленную сеть университетов и научно-образовательных центров [10]. При этом расширяются и перспективы международного, в том числе сетевого взаимодействия структур высшей школы России.

Интеграция университетов России в глобальное научно-образовательное пространство развивается по нескольким основным направлениям:

- сотрудничество с иностранными университетами на основе двусторонних договоров;

- участие в деятельности международных корпоративных организаций университетов;

- участие в международных программах развития образования и академической мобильности, поддержка образовательных инициатив ООН;

- обучение иностранных студентов, включая экспорт образовательных услуг в сетевом формате;

- реализация профессорско-преподавательским коллективом, докторантами и аспирантами научно-исследовательских проектов в сотрудничестве с иностранными университетами и академическими центрами;

- проведение международных научных и научно-методических конференций;

- публикация результатов научных исследований и информации о научно-образовательной деятельности на языках международного общения - английском, испанском, русском, французском;

- организация и поддержка встреч выпускников, фестивалей культуры и других общественных инициатив, способствующих расширению взаимодействия университетской корпорации с международным научно-образовательным сообществом.

В целом, можно сделать вывод, что участие университетов России в международном образовательном диалоге определяется задачами стратегического развития отечественной образовательной системы, научно-технической и кадровой политики. В то же время, каждый университет реализует собственные программы развития и международного сотрудничества, учитывая особенности образовательной среды своего города и региона, сложившиеся связи с иностранными вузами и факультетами, инициативы преподавательской и студенческой корпорации.

В сложном геополитическом пространстве XXI века интеллектуальный академический и университетский диалог создает основу для толерантности, взаимопонимания, гармонизации социальных и институциональных систем, что коррелирует с внешнеполитической стратегией Российской Федерации и задачами дальнейшей модернизации страны.

Список литературы:

[1] Указ Президента России В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/57425 (дата обращения: 02.12.2021).

[2] Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации: Официальный сайт. URL: http://government.ru/ news/28013/ (дата обращения: 02.12.2021).

[3] Садовничий В. А. Образование будущего. Евразийские университеты XXI века // Университеты в евразийском образовательном пространстве / Ред. В.А. Садовничий и др. - М.: Издательство Московского университета; МАКС Пресс, 2017. - 392 с.

[4] Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Международное академическое сотрудничество: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2008. - 252 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

[5] Чистохвалов В.Н. Основные направления интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство / Материалы к Всероссийскому совещанию руководителей региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности, проректоров по международным связям вузов. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 60с.

[6] Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. -700 с.

[7] UNESCO (1997). Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education in the European Region (ETS 165). [Online] URL: https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCT MContent?documentId=090000168007f2c7 (дата обращения: 02.12.2021).

[8] Дробышева Л.В. Исторический опыт взаимодействия стран СНГ в сфере формирования Единого образовательного пространства в 19912015 гг. // Успехи современной науки. - 2016. - № 12. - С. 43-45.

[9] Решение XIV Съезда Евразийской ассоциации университетов «Университеты, общество и будущее человечества»: «О деятельности и направлениях развития Евразийской ассоциации университетов на современном этапе» [Электронный ресурс] // Сайт Евразийской Ассоциации университетов. URL: http://www.eau-msu.ru/news/ view/591 (дата обращения: 02.12.2021).

[10] Стенограмма совместного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. Москва, Кремль. 6 февраля 2020 г. [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/62744 (дата обращения: 02.12.2021).

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta Rossii V.V. Putina «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvi-tiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Elektronnyj resurs] // Prezident Rossii. Oficial'nyj sajt. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/57425 (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[2] Pasport prioritetnogo proekta «Razvitie eksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obra-zovaniya»: utverzhdyon prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu

razvitiyu i prioritetnym proektam (protokol ot 30 maya 2017 g. № 6) [Elektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii: Oficial'nyj sajt. URL: http://gov-ernment.ru/news/28013/ (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[3] Sadovnichij V. A. Obrazovanie budush-chego. Evrazijskie universitety XXI veka // Universi-tety v evrazijskom obrazovatel'nom prostranstve / Red. V.A. Sadovnichij i dr. - M.: Izdatel'stvo Mosk-ovskogo universiteta; MAKS Press, 2017. - 392 s.

[4] Filippov V.M., Chistohvalov V.N. Mezhdunar-odnoe akademicheskoe sotrudnichestvo: Uchebnoe posobie. - M.: RUDN, 2008. - 252 s.

[5] Chistohvalov V.N. Osnovnye napravleniya integracii rossijskoj vysshej shkoly v obshcheevrope-jskoe obrazovatel'noe prostranstvo / Materialy k Vse-rossijskomu soveshchaniyu rukovoditelej region-al'nyh i mezhvuzovskih centrov mezhdunarodnogo sotrudnichestva i akademicheskoj mobil'nosti, prorek-torov po mezhdunarodnym svyazyam vuzov. - M.: Izd-vo RUDN, 2002. - 60s.

[6] Aref'ev A.L. Rossijskie vuzy na mezhdunar-odnom rynke obrazovatel'nyh uslug - M.: Centr social'nogo prognozirovaniya, 2007. - 700 s.

[7] UNESCO (1997). Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education in the European Region (ETS 165). [Online] URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchSer-vices/DisplayDCTMContent?documen-tId=090000168007f2c7 (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[8] Drobysheva L.V. Istoricheskij opyt vzai-modejstviya stran SNG v sfere formirovaniya Edinogo obrazovatel'nogo prostranstva v 1991-2015 gg. // Uspekhi sovremennoj nauki. - 2016. - № 12. - S. 43-45.

[9] Reshenie XIV S»ezda Evrazijskoj associacii universitetov «Universitety, obshchestvo i budush-chee chelovechestva»: «O deyatel'nosti i napravleni-yah razvitiya Evrazijskoj associacii universitetov na sovremennom etape» [Elektronnyj resurs] // Sajt Evrazijskoj Associacii universitetov. URL: http://www. eau-msu.ru/news/view/591 (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[10] Stenogramma sovmestnogo zasedaniya prezidiuma Gossoveta i Soveta po nauke i obra-zovaniyu. Moskva, Kreml'. 6 fevralya 2020 g. [Elektronnyj resurs] // Prezident Rossii. Oficial'nyj sajt. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/62744 (data obrashcheniya: 02.12.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.