Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДО УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДО УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3347
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития образования / документы стратегического планирования / стратегические задачи / показатели устойчивого развития / региональные стратегии / програ ммы развития / education development strategy / strategic planning documents / strategic objectives / sustainable development indicators / regional strategies / development programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорчук Юлия Михайловна, Морозов Александр Владимирович

В статье рассматривается современное состояние нормативного обеспечения разработки документов стратегического планирования в сфере образования. Стратегия развития российского образования как отраслевого документа стратегического планирования на сегодняшний день не принята. Авторами сделана попытка обобщения наработок в рассматриваемой области, рассмотрен ряд документов международного уровня и ориентированные на них проекты стратегий развития образования, национальные стратегии. Проведен анализ региональных стратегий развития образования, которые являются либо составными частями стратегий социально-экономического развития региона, либо отдельными концептами, на которые ориентируются муниципальные стратегии развития. Из-за отсутствия на федеральном уровне стратегического документа региональные концепции развития, в основной массе, направлены на решение региональных проблем в сфере образования, на процессный подход и не ориентированы на решение прорывных задач и учёт общероссийских и общемировых вызовов. Делается вывод о том, что образовательная система не может эффективно развиваться в русле планирования только национальных проектов, имеющих свой временной горизонт, необходима стратегия развития российского образовательного пространства, способная дать ориентиры для развития каждой образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорчук Юлия Михайловна, Морозов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY: FROM THE INTERNATIONAL LEVEL TO THE LEVEL OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article considers the current state of normative support for the development of strategic planning documents in the field of education. The strategy for the development of Russian education as an industryspecific strategic planning document has not been adopted to date. The authors made an attempt to generalize the developments in this area, considered a number of international-level documents and focused on them draft strategies for the development of education, national strategies. The analysis of regional strategies for the development of education, which are either components of strategies for socio-economic development of the region, or separate concepts that are focused on municipal development strategies. Due to the lack of a strategic document at the Federal level, regional development concepts are mostly aimed at solving regional problems in the field of education, at a process approach, and are not focused on solving breakthrough tasks and taking into account all-Russian and global challenges. It is concluded that the educational system cannot develop effectively in the course of planning only national projects that have their own time horizon. a strategy for the development of the Russian educational space is necessary, which can provide guidelines for the development of each educational organization.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДО УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 378

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ДО УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ю.М. Федорчук % А.В. Морозов2

fedorchuk@iuorao.ru; doc_morozov@mail.ru

Институт управления образованием Российской академии образования1 Научно-исследовательский институт ФСИН России2 г. Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние нормативного обеспечения разработки документов стратегического планирования в сфере образования. Стратегия развития российского образования как отраслевого документа стратегического планирования на сегодняшний день не принята. Авторами сделана попытка обобщения наработок в рассматриваемой области, рассмотрен ряд документов международного уровня и ориентированные на них проекты стратегий развития образования, национальные стратегии. Проведен анализ региональных стратегий развития образования, которые являются либо составными частями стратегий социально-экономического развития региона, либо отдельными концептами, на которые ориентируются муниципальные стратегии развития. Из-за отсутствия на федеральном уровне стратегического документа региональные концепции развития, в основной массе, направлены на решение региональных проблем в сфере образования, на процессный подход и не ориентированы на решение прорывных задач и учёт общероссийских и общемировых вызовов. Делается вывод о том, что образовательная система не может эффективно развиваться в русле планирования только национальных проектов, имеющих свой временной горизонт, необходима стратегия развития российского образовательного пространства, способная дать ориентиры для развития каждой образовательной организации.

Ключевые слова: стратегия развития образования, документы стратегического планирования, стратегические задачи, показатели устойчивого развития, региональные стратегии, программы развития.

Стратегическое планирование является основой для развития любого социально-экономического объекта. Разрушение плановой экономики, привело к концепту краткосрочного планирования, но развивать такую огромную территорию, как Российская Федерация, без стратегических планов развития невозможно. В 2000-х вернулись к идее долгосрочного стратегирования. В 2014 году был принят Федеральный закон от 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [25], который создал нормативную базу для стратегического планирования в Российской Федерации. В

законе реализовался концепт согласования государственного и муниципального стратегического управления в совокупности с бюджетной политикой.

Сфера образования является базовой и ключевой отраслью народного хозяйства и поэтому применительно к ней можно выделить и соотнести ряд стратегических документов разного уровня.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задаёт ориентир среднесрочного планирования во всех сферах экономи-

ки, в том числе образовании [24]. Определение приоритетов деятельности системы образования на данный период осуществляется в рамках Национального проекта «Образование» [11], государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [14], и государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [15].

Планирование реализаций целей, заявленных в данных стратегических документах, ресурсно обеспечиваются бюджетным прогнозом Российской Федерации на период до 2036 года. В соответствии с Приложением № 4 к бюджетному прогнозу РФ на период до 2036 года расходы на государственную программу «Развитие образования» по сравнению с 2017 и 2018 годами 450,1 и 560,1 млрд руб. соответственно, с 2019 года по 2024 годы не выйдут за пределы 200 млрд руб. [20].

Общий вектор развития системы образования задан в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [17], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [22], Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [19], и ежегодно уточняется в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Положения указанных документов определяют образование в качестве одного из стратегических национальных приоритетов, а стратегической целью государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономи-

ки, современным потребностям общества и каждого гражданина.

С учётом послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, и перечня его поручений [12], стратегические документы на период 20202024 гг., обновляются. В рамках базового варианта прогноза в период до 2024 года планируется достижение основных показателей, предусмотренных госпрограммами и национальным проектом «Образование». В системе стратегических документов есть пробел - отсутствие отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации, которая должна учитывать текущие программные и стратегические документы более высокого уровня.

Стратегия развития российской системы образования начала обсуждаться с 1998 года. В 2000 году была принята Национальная доктрина развития российского образования, которая представляла собой декларативный правовой акт, показывающая основные направления государственной политики в сфере образования [13]. Доктрина разрабатывалась группой экспертов из Комитета по образованию и науке в Государственной Думе, Комитета по образовательным и экологическим вопросам в Совете Федерации, Министерства образования и Российской академии образования и была одобрена в январе 2000 года Всероссийским съездом работников сферы образования. В 2010 году, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д.А. Медведев утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и на заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике поручил правительству представлять ежегодный сводный доклад о реализации инициативы [9].

Основные направления инициативы по развитию общего образования: переход на новые образовательные стандарты, раз-

витие системы поддержки талантливых детей [5], совершенствование учительского корпуса [7], разработка и внедрение профессиональных стандартов, в том числе, профстандарта руководителя общеобразовательной организации [6; 8], изменение школьной инфраструктуры и расширение самостоятельности школ, формирование системы кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций [10], инновационные модели профессионального развития руководителя образовательной организации [26] и др.

С 2010 года в стратегическом прогнозировании стали применяться технологии форсайта, успешно использующиеся в странах Евросоюза. Так, например, в 2010 году был разработан форсайт «Детство 2030», неоднозначно воспринятый российской общественностью. С 2012 года рассматривались такие форсайт-проекты как «Образование 2030» [2]. Указанные проекты разрабатывались Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Московской Школой Управления Сколково и НИУ «Высшая школа экономики». Основные положения изложены в докладе «Будущее образования: глобальная повестка» [3]. В программе форсайт «Образование 2030» разработана карта последовательных изменений российского образования в контексте общемировых трендов.

В апреле 2018 года НИУ ВШЭ опубликовало доклад центра стратегических разработок, где были подробно проанализированы проблемы российской системы образования: растущая образовательная неуспешность; недостаточный масштаб поддержки талантов; разрывы в качестве профессионального образования; растущее неравенство и причины: низкая вовлечённость обучающихся и существенное недофинансирование образования из федерального и регионального бюджетов.

Двенадцать проектов-решений, которые идеологически и экономически обоснованы для нивелирования негативных трендов и создания конкурентоспособного образования в России это:

1. система поддержки раннего развития;

2. школа цифрового века;

3. материальная инфраструктура школы;

4. равные образовательные возможности и успех каждого;

5. новое технологическое образование в школе и СПО;

6. развитие и поддержка талантов;

7. запуск системы непрерывного образования;

8. вузы как центры инноваций в регионах и отраслях;

9. фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, РАН;

10. экспорт образования;

11. современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех;

12. кадры для развития проекта [1].

После разделения Министерства образования, работа по разработке стратегии разделилась по направлениям каждого министерства. В 2019 году Министерством просвещения России была продолжена разработка проекта отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации, была создана Межведомственная рабочая группа по разработке отраслевой стратегии, в которую вошли представители федеральных органов исполнительной власти, включая Минобрнауки России, образовательных и научных организаций, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, профессионального и экспертного сообществ. ыло принято решение о разработке в дальнейшем проекта стратегии развития образования детей в

Российской Федерации, которая будет включать в себя положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [18], а также учитывать национальные цели, обозначенные в Указе Президента РФ № 204, и положения цели 4 в области устойчивого развития на период до 2030 года («Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех») [24].

Минобрнауки России сосредоточилось на разработке Стратегии развития высшего образования на долгосрочную перспективу с учётом проблем и вызовов современности, необходимости обеспечения научно-технологического прорыва, экономического роста страны, которая должна стать частью единого документа стратегического планирования сферы образования в целом.

В июне 2020 года на профессионально-общественное обсуждение Российскому союзу ректоров был представлен проект документа «Программы стратегического академического лидерства» [4]. Стратегия основывается на аксиоме о первостепенном значении науки и высшего образования для достижения национальных целей развития страны, сформулированных указом Президента РФ от 7 мая 2018 года [24]. России необходимо войти в число пяти крупнейших экономик мира за счёт опережающего развития инновационного бизнеса, ориентированного не только на внутренний, но и на мировой рынок.

Ключевые региональные вузы должны стать драйверами развития региональных экономик. В программу заложено участие университетов не менее чем из 50-ти субъектов РФ. Все вузы, участвующие в программе, будут разбиты на четыре группы:

• первая - ведущие высшие учебные заведения, участвующие в решении задач глобального превосходства;

• вторая - опорные вузы, решающие ключевые задачи кадрового, социального и технологического развития регионов;

• третья - опорные для решения ключевых задач кадрового и технологического развития отраслей;

• четвёртая - базовые вузы, удовлетворяющие спрос населения на высшее образование.

В этой связи была пересмотрена система показателей результативности и эффективности вузов.

Еще в 2015 году 193 государства, в том числе Россия подписали Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой обозначены 17 целей, четвертая из которых посвящена образованию. Она сформулирована как «обеспечение всеохватного справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (ЦУР 4) [21].

Впоследствии были определены 10 задач и 43 индикатора устойчивого развития, которые, в свою очередь, делятся на 11 глобальных и 32 тематических. Они охватывают все уровни образования. По предложенным индикаторам каждая страна будет отчитываться, а ЮНЕСКО собирать, рассчитывать и представлять соответствующие данные в «парламент наций». Предполагается, что каждая страна разработает в дополнение к индикаторам достижения Целей устойчивого развития собственную Национальную систему показателей, конкретизирующую инструмент мониторинга прогресса в достижении ЦУР исходя из национальных приоритетов и с учётом национального контекста.

Минпросвещения России и Минобр-науки России являются органами исполнительной власти, ответственными за реализацию ЦУР-4 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030

года. В целях подготовки российского Добровольного национального обзора достижения целей устойчивого развития к 2020 г., развития в рамках реализации Повестки дня в области устойчивого развития в части ЦУР 4 создана тематическая рабочая группа, возглавляемая Минпросвещения России и отвечающая за подготовку и сбор статистической и аналитической информации по данному направлению.

В рамках развития последнего направления на сайте РАНХиГС в 2020 году появился проект документа для профессионально-общественного обсуждения «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. [16]. Данный проект ориентирован на указанный нами выше международный документ в концептуальном плане - на решение общемировых вызовов в сфере российского образования.

В соответствии с Указом Президента РФ 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [23] необходимо решение задачи определения основных направлений изменения пространственной структуры экономики Российской Федерации и разработки на этой основе взаимосвязанных стратегии пространственного развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также утверждения и корректировки (на основе документов стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне в рамках целеполагания, планирования и программирования) государственных программ Российской Федерации, предусматривающих развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы.

При наличии большого количества стратегических документов разного уровня существует проблема координации: не вполне понятно, на что именно должны ориентироваться регионы при разработке своих стратегических документов в сфере образования. Регионы не имеют, на сегодняшний день, иного выхода, кроме как принимать во внимание весь комплекс актуальных стратегических документов федерального уровня и точечно работать с обозначенными в них приоритетами. Так, например, Федеральный закон № 172-ФЗ не обязывает муниципальные образования принимать стратегии - этот вопрос оставлен на усмотрение органам местного самоуправления [25]. При этом, не совсем понятно: что должно определять цели развития образования муниципалитета в условиях отсутствия стратегии. В этом случае акцент естественным образом смещается на муниципальные программы, которые, при этом, учитывают приоритеты регионального уровня. Регионы принимают стратегии социально-экономического развития, где предусматриваются отраслевой блок и раздел «образование». Иногда разрабатывают «концепции приоритетного направления развития» - документ, детализирующий обозначенные в стратегии приоритеты, в том числе, в привязке к конкретным территориям, отраслям и проектам.

Если рассматривать наличие и качество документов стратегического планирования в сфере образования по субъектам, по нашему мнению, имеет смысл выбрать регионы с максимальным количеством детей в возрасте от 0 до 18 лет, то есть - максимально охваченных системой общего образования, а, в дальнейшем, системой профессионального и высшего образования.

Для проведения мониторинга нами был отобран по 2-3 субъекта Российской Федерации из каждого Федерального округа РФ с достаточно большой численностью

населения в возрастной группе от о до 18 лет (по сравнению с другими субъектами данного округа) - всего 21 субъект. Статистические данные были получены с помощью Интернет-портала Федеральной службы государственной статистики (Рос-стат). Численность населения в возрастной

группе от о до 18 лет по регионам исследования приведена в таблице. Данные по числу организаций, реализующих программы общего образования, получены с помощью Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).

Таблица

Численность населения в возрастной группе от о до 18 лет и число организаций, реализующих программы общего образования по регионам проведения мониторинга

Федеральный округ РФ Субъект РФ Численность населения в возрастной группе от о до 18 лет Доля от всего населения ФО в возрасте о-18, % Число организаций, реализующих программы общего образования

Дальневосточный ФО Хабаровский край 286135 20% 378

Республика Саха (Якутия) 274761 20% 624

Приволжский ФО Республика Татарстан 861983 14% 1402

Самарская область 631368 10% 689

Саратовская область 477743 8% 903

Северо-Западный ФО г. Санкт-Петербург 943654 32% 687

Ленинградская область 322184 11% 370

Калининградская область 202279 7% 177

Северо-Кавказский ФО Ставропольский край 609688 22% 618

Республика Северная Осетия-Алания 171556 6% 185

Сибирский ФО Новосибирская область 592155 13% 959

Омская область 433072 10% 709

Томская область 237722 5% 313

Уральский ФО Свердловская область 1319820 33% 1046

Челябинская область 1061917 27% 826

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 598892 15% 320

Центральный ФО г. Москва 2181228 30% 704

Московская область 1500674 20% 1390

Владимирская область 263813 4% 367

Южный ФО Ростовская область 827428 28% 1146

Волгоградская область 501657 17% 783

Всего 14 299 729 14 596

Анализ региональных документов, находящихся в открытом доступе, позволил нам сделать вывод о том, что из всех представленных в таблице № 1 субъектов РФ стратегию развития образования имеют только Республика Саха (Якутия), Рес-

публика Татарстан, Ставропольский край, Свердловская и Ростовская области (у последней - концепция развития). Проект стратегии, ориентированной на инновационное развитие и общемировые вызовы есть у г. Москвы. В качестве составной ча-

сти стратегии социально-экономического развития субъекта отраслевая стратегия развития образования имеется в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Калининградской, Омской, Самарской и Челябинской областях, а также в Республике Северная Осетия - Алания.

Некоторые муниципалитеты имеют свои стратегии образования, на которые ориентируются руководители образовательных организаций при разработке программ развития организаций. В системе

общего образования действует 40,8 тыс. общеобразовательных организаций всех форм собственности, примерно столько же в системе дошкольного образования, в среднем профессиональном образовании -3,3 тыс. организаций, в системе высшего образования - 724 организации (с филиальной сетью из 563 филиалов). Стратегическое видение развития такой большой и важной отрасли является, по нашему мнению, весьма важным и востребованным документом.

Литература

1. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики НИУ ВШЭ «Двенадцать решений для нового образования». Режим доступа: https: //www.hse.ru/data/20l8/o4/o6/ll6467ll8o/Doklad_oЪrazovanie_ Web.pdf (Дата обращения 10.06.2020 г.)

2. Дорожная карта «Образование 2030». Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. Режим доступа: https://asi.ru/news/2475/ (Дата обращения 03.06.2020 г.)

3. Лукша П., Песков Д. Будущее образования: глобальная повестка // Режим доступа: https://vbudushee.ra/upload/iЫockД47Д47425dзaзeeaeob4dз7 ce157f622aea.pdf (Дата обращения 30.05.2020 г.)

4. Минобрнауки предлагает новую программу повышения глобальной конкурентоспособности вузов. Официальный сайт ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/8656279 (Дата обращения 15.06.2020 г.)

5. Морозов А.В. Особенности работы руководителя общеобразовательного учреждения с одарёнными и талантливыми учениками // Управление образованием: теория и практика. - 2018. - № 3 (31). - С. 75-87.

6. Морозов А.В. Перспективы развития школьного образования: проблема разработки и внедрения профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации // В сборнике: Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования // Материалы XXVI Рязанских педагогических чтений / под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2019. - С. 90-95.

7. Морозов А.В. Подготовка креативного педагога в высшей школе: психолого-педагогические аспекты // В сборнике: Социокультурные проблемы современного высшего образования // Сборник научных трудов. -М.: РУДН, 2019. - С. 43-47.

8. Морозов А.В. Разработка профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации как актуальная проблема // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы / / Материалы I научно-практической конференции с международным участием. - Саратов: СГМУ, 2019. - С. 754-760.

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271). Режим доступа: https://base.garant.ru/6744437/ (Дата обращения 12.04.2020 г.)

10. Неустроев С.С., Федорчук Ю.М. Формирование системы кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. - 2018. - № 1 (29). - С. 5-13.

11. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 242018 г. № 16)). Режим доступа: https://base.garant.ru/72192486/ (Дата обращения 22.02.2020 г.)

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (Дата обращения 24.03.2020 г.)

13. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Режим доступа: https://base.garant.ru/182563/ (Дата обращения 29.03.2020 г.)

14. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.06.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e78зeo8d9з87d7з64e34f26f87eclз8f/ (Дата обращения 10.04.2020 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 377 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Режим доступа: https://base.garant.ru/182563/ (Дата обращения 14.05.2020 г.)

16. Проект «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. Режим доступа: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (Дата обращения 18.04.2020 г.)

17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82l34/404acceЪ6Ъ8о6af7e46939aa23904acdecldflf5/ (Дата обращения 11.05.2020 г.)

18. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.html/ (Дата обращения 27.05.2020 г.)

19. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/ (Дата обращения 15.05.2020 г.)

20. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2019 № 558-р «Об утверждении бюджетного прогноза РФ на период до 2036 года». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72112668/ (Дата обращения 18.04.2020 г.)

21. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Режим доступа: https://www.un.org/sustainable development/ru/sustainable-development-goals/ (Дата обращения 29.04.2020 г.)

22. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (Дата обращения 19.05.2020 г.)

23. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420з8922l (Дата обращения 05.06.2020 г.)

24. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/liles/000120180507 0038.pdf (Дата обращения 28.04.2020 г.)

25. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (Дата обращения 14.05.2020 г.)

26. Федорчук Ю.М., Неустроев С.С., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А. Эффективные практики и инновационные модели профессионального развития руководителя образовательной организации. - М.: ИУО РАО, 2017. - 70 с.

EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY: FROM THE INTERNATIONAL LEVEL TO THE LEVEL OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Yu.M. Fedorchuk1, A.V. Morozov2

Institute of Education Management of the Russian Academy of Education1 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia2 Moscow, Russia

Abstract. The article considers the current state of normative support for the development of strategic planning documents in the field of education. The strategy for the development of Russian education as an industry-specific strategic planning document has not been adopted to date. The authors made an attempt to generalize the developments in this area, considered a number of international-level documents and focused on them draft strategies for the development of education, national strategies. The analysis of regional strategies for the development of education, which are either components of strategies for socio-economic development of the region, or separate concepts that are focused on municipal development strategies. Due to the lack of a strategic document at the Federal level, regional development concepts are mostly aimed at solving regional problems in the field of education, at a process approach, and are not focused on solving breakthrough tasks and taking into account all-Russian and global challenges. It is concluded that the educational system cannot develop effectively in the course of planning only national projects that have their own time horizon. a strategy for the development of the Russian educational space is necessary, which can provide guidelines for the development of each educational organization.

Keywords: education development strategy, strategic planning documents, strategic objectives, sustainable development indicators, regional strategies, development programs

Авторы публикации

Морозов Александр Владимирович, Федеральное казённое учреждение «Научно-исследовательский институт ФСИН России» (ФКУ «НИИ ФСИН России»), главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор. Email: inf0@aigl0bal2020.c0m

Федорчук Юлия Михайловна, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»), главный научный сотрудник, доктор экономических наук, доцент. Email: inf0@aigl0bal2020.c0m

Authors of the publication

Morozov Alexander Vladimirovich, Federal state institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia» (FSI «RI of FPS of Russia»), chief researcher, doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Email: inf0@aigl0bal2020.c0m

Fedorchuk Yulia Mikhailovna, Federal state budgetary scientific institution «Institute of education management of the Russian Academy of education» (FSBSI «IME RAE»), chief researcher, doctor of Economics Sciences, associate Professor Email: inf0@aigl0bal2020.c0m

Дата поступления 02.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.