Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ'

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА РОССИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СИСТЕМЕ СПО / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Аксенов Н.А.

В научной статье рынок труда рассматривается как условный индикатор, отражающий изменения в экономическом и социо-политическом пространстве. Исследованияорганизации подготовки кадров в средних специальных образовательных учреждениях России проводятся с позиции оценки эффективности реализации образовательных программ, изучения приоритетных направлений подготовки обучающихся и соответствии их выбора сформированным кадровым запросам. В фокусе внимания авторов находится возможность решения задачи регулирования рынка труда в России, путем соблюдения баланса интересов его участников и стабилизации спроса и предложения квалификаций и навыков. Показаны основные направленияреализации«Стратегииразвитиянациональной системы квалификаций на период до 2030 года (проект)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Аксенов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SYSTEM OF QUALIFICATIONS AS AN OPPORTUNITY TO MAINTAIN THE BALANCE OF INTERESTS IN THE MODERN LABOR MARKET OF RUSSIA

In the scientific article, the labor market is considered as a conditional indicator that reflects changes in the economic and socio-political space. Research training in secondary specialized educational institutions of Russia held a position of evaluating the effectiveness of educational programmes, study the priorities of students and their choice of skilled personnel requests. The authors focus on the possibility of solving the problem of regulating the labor market in Russia, by maintaining a balance of interests of its participants and stabilizing the supply and demand of qualifications and skills. The main directions of implementation of the «Strategy for the development of the National Qualifications System for the period up to 2030 (project)» are shown.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ»

УДК 331.5.024.5 ЛИДИНФА Е.П.

кандидат экономических наук, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:lidinfa2010@yandex.ru БАРАНОВА С.В.

кандидат экономических наук, кафедра «Экономика и экономическая безопасность», Среднерусский институт управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы» E-mail: svet-svetlanabar@yandex.ru АКСЕНОВ Н.А.

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Математика, информатика и общегуманитарные дисциплины» ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ», Орловский филиал E-mail: aksenovna@inbox.ru

UDC 331.5.024.5 LIDINFA E.P.

PhD in Economics, Department of Vocational Training and Business of Orel State University E-mail: lidinfa2010@yandex.ru correctly BARANOVA S.V.

PhD in Economics, Department of Economics and Economic Security, «Central Russian Institute of management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian

Federation or RANEPA» E-mail: svet-svetlanabar@yandex.ru AKSENOV N.A.

candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department«Mathematics, Computer Science and General Humanitarian Disciplines» of the Financial University under the Government of the Russian

Federation, Oryol Branch E-mail:E-mail: aksenovna@inbox.ru

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ

DEVELOPMENT OF THE NATIONAL SYSTEM OF QUALIFICATIONS AS AN OPPORTUNITY TO MAINTAIN THE BALANCE OF INTERESTS IN THE MODERN LABOR MARKET OF RUSSIA

В научной статье рынок труда рассматривается как условный индикатор, отражающий изменения в экономическом и социо-политическом пространстве.

Исследованияорганизации подготовки кадров в средних специальных образовательных учреждениях России проводятся с позиции оценки эффективности реализации образовательных программ, изучения приоритетных направлений подготовки обучающихся и соответствии их выбора сформированным кадровым запросам.

В фокусе внимания авторов находится возможность решения задачи регулирования рынка труда в России, путем соблюдения баланса интересов его участников и стабилизации спроса и предложения квалификаций и навыков. Показаны основные направленияреализации«Стратегииразвитиянациональной системы квалификаций на период до 2030 года (проект)».

Ключевые слова: современный рынок труда России, подготовка кадров в системе СПО, национальная система квалификаций.

In the scientific article, the labor market is considered as a conditional indicator that reflects changes in the economic and socio-political space. Research training in secondary specialized educational institutions of Russia held a position of evaluating the effectiveness of educational programmes, study the priorities of students and their choice of skilled personnel requests. The authors focus on the possibility of solving the problem of regulating the labor market in Russia, by maintaining a balance of interests of its participants and stabilizing the supply and demand of qualifications and skills. The main directions of implementation of the «Strategy for the development of the National Qualifications System for the period up to 2030 (project)» are shown.

Keywords: modern labor market of Russia, training in the system of vocational training, national system of qualifications.

Вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений являются актуальными и значимыми в период активной трансформации и глобализации современной экономики. В фокусе внимания, в данном случае, находится не только исследование особенностей теории и методики профессионального образования как педагогической категории или научной дисциплины, но и изучение возможности интеграции основ экономических, технических, техно-

логических и других наук.

Одним из ключевых направлений исследования современной педагогической науки и практики становится диагностика качества профессионального образования, что подтверждается наличием большого количества публикаций в данной области. Проблематика диагностики качества профессионального образования, в современных реалиях представляет собой более широкий спектр исследований, заключающийся не только в обеспечении качества процесса обучения, процесса воспитания и про-

© Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Аксенов Н.А. © Lidinfa E.P., Baranova S.V., Aksenov N.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

фессионального становления, но и в соотнесение целей и задач обучения, повышении гибкости в планировании и прогнозировании потребности в кадрах, соответствии квалификации выпускников требованиям экономики. Это находит четкое отражение в документарной базе, определяющей основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в РФ, а также в работах А.А. Аветисова, С. Хижняк, Л.П. Борисовой, Е.А. Останиной, С.Ю. Лаврентьева. Р.Р. Закиева и других авторов [3, 4, 5, 9, 12].

Рассматривая глобализацию экономики, сопровождающуюся усилением академической и трудовой мобильности, как вектор развития профессионального образования, особую актуальность приобретает изучение диагностики качества профессионального образования в аспекте сопоставления квалификаций работников и соблюдения баланса интересов на современном рынке труда. Это позволяет понятие «диагностика качества образования» рассматривать в более широком смысле, чем проверка знаний, умений и навыков, трансформировать его и расширять, находить новые подходы к организации и проведению диагностических процедур.

Наиболее актуальны и значимы данные исследования в современном социо-политическом пространстве, характеризующемся активной трансформацией эконо-

мических отношений и рынка труда, который первым отреагировал на спад экономики и нарушение экономических связей в период Пандемии коронавируса СОУГО - 19.

Уровень безработицы в России (по методологии Международной организации труда) составил в августе 2020 г. около 6,3%, оставаясь при этом существенно выше уровней 1 квартала 2020 г. - 4,6%. Доля занятого населения в РФ в 2020 г. составляла около 58% [3,6] (рис. 1).

Рынок труда в современных реалиях оказался условным индикатор, отражающим изменения в экономическом и социо-политическом пространстве.

Статические исследования различных рейтинговых агентств свидетельствовали о наличии критического уровня падения вакансий в период Пандемии по сравнению с кризисами 2008 г. и 2014 г. Отмечалась различная ситуация, сложившаяся в Российских регионах: г. Москва спрос упал на 56%, г. Санкт-Петербург- на 52%, среднее значение по регионам оказалось в пределах 13%. Уровень безработицы в Москве возрос в 6,3 раза с начала пандемии СОУГО-19, сейчас он составляет 2,72% [4].

Текущая ситуация внесла еще большие коррективы в сложившуюся, и без того не оптимальную структуру рынка труда России (рис. 2).

Рис. 1. Уровень занятости населения РФ в 2020 году (в % к населению в возрасте от 15 лет и старше).

РЫНОК ТРУДА РОССИИ

Объективный подход

Здоровая конкуренция. Наличие естественной конкуренции между работодателями и соискателями, а также между представителями одной группы.

Механизм регулирования отношений на рынке труда на государственном уровне

Построение системы полной социальной защиты работоспособного населения.

■ |

| Субъективный подход

«Синие воротнички». Эту категорию представляют работники заводов и фабрик, которые выполняют исключительно физическую работу.

«Белые воротнички». Сотрудники, которые для выполнения работы используют умственные способности и знания.

«Серые воротнички». Эта категория представляет обычных рядовых и подсобных работников.

Рис. 2. Современный рынок труда в России (объективные и субъективные критерии).

Современный рынок труда характеризуется быстрым перетоком рабочей силы и изменением структуры занятости в квалификационном измерении. Наблюдается рост «белых воротничков» около 62%, на фоне сокращения «синеворотничковой» занятости составляющей около 38% [2].

Отсутствие достаточного количества специалистов среднего звена является одной из серьезных задач, актуальность которой будет возрастать в условиях меняющегося спроса на профессиональные квалификации,компетенции и умения. Развитие современных технологий и способов приобретения различных благ формирует реальное осознание общества в необходимости получения тех или иных видов навыков. Техническая перевооруженность, изменение подходов к реализации отдельных процессов требует постоянного пересмотра системы реализации образовательных программ и развития новых видов профессиональной деятельности.

Система современного профессионального образования не может не отвечать на эти вызовы и в настоящий момент относится к одной из активно развивающихся областей.

Проблематика реализации современного профессионального образования достаточно обширна и на наш взгляд может рассматриваться с 2-х позиций:

- необходимость выбора современной востребованной специальности и образовательного учреж-

дения для получения достаточного уровня знаний (обучающиеся);

- организация процесса обучения, отвечающего современным требованиям и вызовам рынка труда, государственным стандартам, использованию педагогических новаций и наличию достаточной ресурсной базы (образовательные учреждения).

Организация подготовки обучающихся в системе среднего профессионального образования (СПО), основанная на современных принципах, представляет собой серьезную задачу и имеет достаточно противоречий, требующих немедленного разрешения. Остановимся на некоторых из них (авторское видение).1

Данные статистических исследований свидетельствуют о том, что в России осуществляют свою деятельность более 4,6 тысяч образовательных организаций и их филиалов, с общей численностьюобучающихся около 3-х млн. человек (рис. 3).

Увеличение контингента обучающихся наблюдается по различным уровням подготовки (рис. 4).

Реализация программ подготовки требует постоянного развития кадрового потенциала образовательных учреждений. Количество штатных педагогических работников в системе СПО составляет около 162,4 тыс. человек, из которых около 24 тыс. человек мастера производственного обучения (рис. 5).

Рис. 3. Численность обучающихся в системе среднего профессионального образования.

Рис. 4. Динамика обучающихся в системе среднего профессионального образования.

Рис. 5. Качественный состав педагогических работников и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Доля педагогических работников, имеющих опыт работы в организациях реального сектора, достаточно мала и составляет около 4,47%. Это требует, пересмотра формирования кадрового состава образовательных учреждений. Актуальность и необходимость решения данного вопроса обусловлена формированием современных принципов реализации образования, где в фокусе внимания находится необходимость освоения профессиональных навыков и умений посредством реализации практико-ориентированного подхода (дуальной модели обучения) (рис. 6).

Удельный вес обучающихся с применением практико-ориентированной модели составляет около 3,39%, на основе договоров о целевом обучении - 2,12%.

Для повышения качественногоуровня подготовки специалистов и формирования профессиональных навыков, в системе СПО имеется возможность использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые, к сожалению, в последнее время не находят активного применения. Это выражается в сни-

жении как численности обучающихся, так и в уменьшении количества заключенных договоров со сторонними организациями (рис. 7)

С целью синхронизации функционирования системы СПО и кадровых запросов экономики Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 02.11.2015 г. был утвержден список перспективных профессий («ТОП-50) и разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты.

Статистика показывает, что рекомендуемые направления не являются превалирующими(рисунок8).

Подготовку специалистов по направлениям «ТОП-50» осуществляют 1933 профессиональных образовательных организации, составляющих около 50,1% от их общего числа.

Несмотря на заданные приоритеты, чуть более 10% обучающихся в РФ, осваивают программы, относящиеся к «Т0П-50» (рис. 8).

Рис. 6. Реализация практико-ориентированной модели обучения в учреждениях СПО.

Рис. 7. Реализация образовательных программ с использованием сетевых форм обучения.

Рис. 8. Удельный вес численности обучающихся по профессиям и специальностям «ТОП-50» (%).

В аспекте исследования проблематики подготовки кадров СПО достаточен интересен вопрос, профессионального выбора обучающихся и наличие превалирующих направлений подготовки (рис. 9).

Данные свидетельствуют о том, что лидируют направления «Инженерное дело, технологии и технические науки» и «Наука об обществе» - 20,34%. Возможность профессиональной реализации выпускников СПО проявляется посредством уровня их трудоустройства (рис. 10).

Наглядно отражено, что приоритетность выбора обучающихся не в полной мере соответствует требованиям рынка трудаи требуется принятие кардинальных мер.

Изменившиеся условия организации труда и востребованности кадров в аспекте влияния Пандемии коронавируса СОУТО-19, в очередной раз скорректировали кадровый запрос, сохранив приоритетность направления «Образование и педагогические науки» (рис.

11) [5].

Рис. 9. Приоритетность профессионального выбора обучающихся.

Рис. 10. Профессиональная востребованность выпускников СПО (2019 год).

Рис. 11. Кадровый запрос современного рынка труда (май-июнь 2020 год).

Ориентация на будущее определяет высокую значимость необходимости структурирования рынка труда,разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности его функционирования на государственном уровне.

Основной задачей в данном направлении становится: соблюдение баланса спроса и предложения квалификаций и навыков на Российском рынке труда.

Документом, регламентирующим последовательность действий, устанавливающим принципы и определяющим меры реализации государственной политики в области развития национальной системы квалификаций Российской Федерации (НСК), является «Стратегия раз-

вития национальной системы квалификаций на период до 2030 года (проект)» [2].

Наличие противоречий на рынке труда, обусловленных влиянием как исторических факторов и экономических процессов, так и трансформацией условий и требований его участников (работодателей и работни-ков)предопределило необходимость ее разработки.

Реализации различных мероприятий, включает несколько этапов:

1 этап (2020-2024 годы) - создана целостная инфраструктура НСК на национальном уровне, а также на уровне отдельных отраслей и субъектов Российской Федерации, обеспечивающая массовый доступ пред-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

приятий, граждан, образовательных организаций, органов исполнительной власти к различным инструментам и сервисам НСК.

2 этап (2025-2030 годы) - масштабирование институтов НСК, развитие инструментарной базы и механизмов саморегулирования.

Стратегия развития национальной системы квалификаций связана сдостижением национальных целей развития, определенных указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальныхцелях и стратегических задачах развития Российской Федерации на периоддо 2024 года» [1].

Оценка эффективности реализации будет определяться по показателям, отраженным на рисунке 12.

Документом определены и результаты, подлежащие достижению на государственном уровне и учитывающие интересы работников и работодателей.

Резюме:

1. Постоянная трансформация современного рынка труда в России обусловлена влиянием как исторических факторов и экономических процессов, так и трансформацией условий и требований его участников (работодателей и работников).

2. Приоритетность выбора обучающихся в системе среднего профессионального образования, не в полной мере соответствует требованиям рынка труда и современным кадровым запросам, актуализируя внимание на изменении подходов к диагностике качества образо-

вания и необходимости повышения значимости соотнесение целей и задач обучения, а не только «проверке знаний, умений и навыков».

3. Ориентация на будущее определяет высокую значимость необходимости структурирования рынка труда,разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности его функционирования, где основной задачей становится: соблюдение баланса спроса и предложения квалификаций и навыков на Российском рынке труда.

4. Проведение диагностики качества профессионального образования, соотнесение целей и задач обучения, должно включать комплекс последовательных действий и проведение оценочных процедур достижения заявленных Стратегией развития национальной системы квалификаций показателей.

5. «Стратегия развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года (проект)», представляющая собой документ, регламентирующий последовательность действий, устанавливающий принципы и определяющим меры реализации государственной политики в области развития национальной системы квалификаций РФ является существенным этапом в области достижения национальных целей развития, отраженных вУказе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальныхцелях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Базовые показатели достижения цели и задач

- доля занятых на рынке труда РФ, прошедших независимую оценку квалификаций - 12%;

- доля выпускников учреждений СПО, прошедших итоговую аттестацию с использованием механизма независимой оценки квалификаций -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- численность граждан РФ, воспользовавшихся сервисами НСК -30 млн. человек.

Принципы реализации

1. Государственно-частное партнерство - объединение ресурсов и распределение рисков сотрудничества.

2. Добровольность - включение в систему НСК основано на экономической заинтересованности.

3. Экономическая целесообразность -рациональное соотношение между затратами на НСК и эффектом от ее функционирования.

4. Поддержка конечных потребителей.

5. Приоритетная поддержка элементов НСК

Результаты реализации Стратегии

Для государства

- поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда;

- прирост человеческого капитала страны;

- компенсация негативных демографических тенденций;

- повышение качества рабочей силы и т.д.

Для работодателей

- расширение доступа к квалифицированной рабочей силе;

- обеспечение кадрового и человеческого потенциала, создающего технологические инновации;

- снижение издержек, связанных с поиском и отбором работников.

Для граждан - рыночные сигналы о востребованности и перспективности

квалификаций; - построение с помощью сервисов НСК профессиональной карьеры, расширение профессиональных возможностей

Рис. 12. Базовые показатели, принципы и результаты реализации Стратегия развитиянациональной системы квалификаций.

Приложение

1. При изучении организации подготовки кадров в средних специальных образовательных учреждениях России использованы результаты мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году [8].

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: https://base.garantru/71937200/#friends

2. «Стратегия развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года (проект)». - URL: https://nsk-forum.ru/ upload/medialibrary/716/716239736cc2c6ad4452cd0ca6c48cb7.pdf

3. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки иуправления качеством образования. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России / А.А. Аветисов //Тезисы докладов V симпозиума. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996С.54-56.

4. Борисова Л. П. Модель диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования /Л.П. Борисова, Р.Р. Магомедов, Н.Б. Ромаева// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009 №4. - URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/model-diagnostiki-kachestva-obucheniya-studentov-v-sisteme-professionalnogo-obrazovaniya

5. ЗакиевР.Р. Диагностика качества профессиональногообразования. - URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2019/01/2019-01-08.pdf

6. Информационно-аналитический комментарий. Экономика №5май 2020 года (БанкРоссии) -URL: https://docviewer.yandex. ru/view/353900wIn0%3D&lang=ru

7. Как «коронакризис» повлиял на рынок труда. - URL: https://orel.hh.ru/article/27176

8. Как пандемия повлияла на рынок труда. Инфографика. - URL: https://www.pravmir.ru/kak-pandemiya-povliyala -na-rynok-truda-v-rossii-infografika/

9. Лаврентьев С.Ю. Формирование профессиональной конкурентоспособности студентов вуза : монография / С.Ю. Лаврентьев [идр.]. Йошкар-Ола, 2016. 171 с.

10. Министерство экономического развития РФ. Картина деловой активности засентябрь 2020 г. - URL:https: // www. economy.gov.ru/material/file/5ed989233f7d439ae8/201019_.pdf

11. Министерство просвещения РФ. Бланк документов. Сводныйотчет по форме федерального статического наблюдения №СПО-1. - URL:https://docs.edu.gov.ru/document/11cb97d9bbd427c234720b0d69007a6d/

12. Останина Е.А. Диагностика качества профессионального образования. - Гуманитарный вестник военной академии ракетных войскстратегического назначения. 2016 г. №1(1) С. 92-96

13. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020году Информационный бюллетень М.: МИРЭА -Российский технологический университет,2020. 39 с. - URL:http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/bulletin_SP0_RF_2020.pdf

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 2018 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024». - URL: https: // base.garant.ru /71937200/#friends

2. « Strategy for the development of the national qualifications system for the period up to 2030 (draft)». - URL: https: // nsk-forum. ru/upload/medialibrary/716/716239736cc2c6ad4452cd0ca6c48cb7.pdf

3. Avetisov A.A. On the systemological approach in the theory of assessment and management of the quality of education. Human and educational qualimetry: methodology and practice. National system of education quality assessment in Russia / A. A. Avetisov // proceedings of the V Symposium. Moscow: Research center of problems of quality of training of specialists, 1996. Pp. 54-56.

4. Borisova L.P. Model for diagnosing the quality of training of students in vocational education /L.P. Borisov, R. R. Magomedov, N. B. Romeva// Bulletin of the Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2009 №4. - URL: https:cyberleninka.ru/ article/n/model-diagnostiki-kachestva-obucheniya-studentov-v-sisteme-professionalnogo-obrazovaniya

5. ZakievR.R. Diagnostics of the quality of professional education. - URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2019/01/2019-01-08.

pdf

6. Information and analytical commentary. Economy #5 May 2020 (Bank of Russia) - URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/353900wIn0%3D&lang=ru

7. How the «coronacrisis» affected the labor market. - URL: https: // orel.hh.ru/article/27176

8. How the pandemic affected the labor market. Infographics. - URL:https: // www.pravmir.ru/ kak-pandemiya-povliyala -na-rynok-truda-v-rossii-infografika/

9. Lavrentiev S.Yu. Formation of professional competitiveness of university students : monograph / S. Yu. Lavrentiev [et al.] Yoshkar-Ola, 2016-171 p.

10. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Business activity picture for September 2020-URL: https: // www. economy.gov.ru/material/file/5ed989233f7d439ae8/201019_.pdf

11. Ministry of Education of the Russian Federation. The form of documents.Summary report on the Federal Static Observation Form No.SPO-1.- URL: https: / / docs.edu.gov.ru/document/11cb97d9bbd427c234720b0d69007a6d/

12. OstaninaE. A. Diagnostics of the quality of professional education. - Humanitarian Bulletin of the Military Academy of Strategic Missile Forces. 2016-No. 1(1) Pp. 92-96

13. On the results of monitoring the quality of personnel training in 2020 Newsletter-Moscow: MIREA-Russian Technological University, 2020-39c. - URL: http: // indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/bulletin_SPO_RF_2020.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.