Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕНИНГ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурко Н.В., Ахинько Н.Н.

В данной статье рассматриваются варианты подготовки здоровых участников образовательного процесса к инклюзивному взаимодействию в процессе профессиональной и социальной коммуникации. Даётся анализ и оценка опыта адаптации субъектов образовательного процесса к инклюзивному образованию в ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурко Н.В., Ахинько Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCE OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article considers the options for preparing healthy participants in the educational process for inclusive interaction in the process of professional and social communication.An analysis and assessment of the experience of adaptation of subjects of the educational process to inclusive education at the Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin “are given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.1-056.24 БУРКО Н.В.

кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» E-mail: nbourko@mail.ru АХИНЬКО Н.Н.

педагог-психолог, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» E-mail: natasha_ahinko@mail.ru

UDC 378.1-056.24 BURKO N.V.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of linguistics and Humanitarian Subjects, FSBEE HE Orel State Agrarian University named After

N.V. Parakhin E-mail: nbourko@mail.ru AKHINKO N.N.

Educator- psychologist, Department of Humanitarian Subjects, FSBEE HE Orel State Agrarian University Named

After N. V. Parakhin E-mail: natasha_ahinko@mail.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ON THE FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCE OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

В данной статье рассматриваются варианты подготовки здоровых участников образовательного процесса к инклюзивному взаимодействию в процессе профессиональной и социальной коммуникации. Даётся анализ и оценка опыта адаптации субъектов образовательного процесса к инклюзивному образованию в ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина».

Ключевые слова: инклюзивная компетентность, субъекты образовательного процесса, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное взаимодействие, тренинг инклюзивного общения.

The article considers the options for preparing healthy participants in the educational process for inclusive interaction in the process of professional and social communication.An analysis and assessment of the experience of adaptation of subjects of the educational process to inclusive education at the Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin "are given.

Keywords: inclusive competence, subjects of the educational process, disabled, persons with disabilities, inclusive interaction, training of inclusive communication.

Различные этапы развития обществаставят перед системой образования актуальные для того или иного периода задачи. На современном этапе чрезвычайно важным является введение людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в сферу активной социальной жизни. Это предусматривает в первую очередь включение лиц данных категорий в общее образовательное пространство. Иначе говоря, сегрегационная модельобучения граждан с ОВЗ и инвалидностью уступает место инклюзивной модели образования.

В федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право каждого человека на образование, создание необходимых условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья..., в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1].

Это потребовало от образовательных учреждений создания условий «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» - инклюзивного образования [1]. Сторонники

инклюзивного образования считают, что обучение инвалидов и лиц с ОВЗ не в специализированном, а обычном учебном заведении является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В новых для вузов и учреждений СПО условиях особую роль приобретает, с одной стороны, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с другой стороны, подготовка здоровых участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся с нормой психофизического развития) к эффективному взаимодействию с лицами с особыми образовательными потребностями.

В данной работе мы хотим рассмотреть варианты подготовки здоровых участников образовательного процесса к инклюзивному взаимодействию в процессе профессиональной и социальной коммуникации.

В ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» (Орловский ГАУ) для решения проблемы повышения профессионального уровня преподавателей по

© Бурко Н.В., Ахинько Н.Н. © Burko N.V., Akhinko N.N.

формированию инклюзивной компетентностибыла разработана и реализована дополнительная профессиональнаяпрограммаповышенияквалификации «Основы организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС».

Программа имеет целью формирование у препода-вателейдополнительной профессиональной компетенции, необходимой для педагогической деятельности в рамках имеющейся квалификации, посредством приобретения знаний, умений и практических навыков в областиорганизации инклюзивного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Дополнительная профессиональная программа построена на основе модульной технологии обучения. Она содержит два учебных модуля: 1. Медико-психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования; 2. Управление инклюзивным образованием в образовательном пространстве вуза.

В рамках первого модуля рассматриваются вопросы медико-физиологического обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ (основные нарушения - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательной системы); психолого-педагогических особенностей обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ; специфики взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного процесса и социальной поддержки в системе образования на территории Орловской области.

Второй модуль включает темы, в которых разбираются особенности нормативно-правового регулирования обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ; организации инклюзивного образования в системе СПО и ВО, в частности, в Орловском ГАУ; адаптации основных профессиональных образовательных программ, учебно-методического обеспечения и образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ; материально-технического оснащения образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования; психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательном пространстве вуза. Преподавателизнакомятся с формами и методами организации взаимодействия с обучающимися, которые имеют особые образовательные потребности; с электронно-информационными ресурсами для лиц с ОВЗ и инвалидов; основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.

В качестве итоговой аттестации слушателям программы было предложено принять участие в работе круглого стола «Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательном пространстве вуза как способ социализации в современном обществе».

Анализ результатов освоения рассмотренной программы преподавателями Орловского ГАУ свидетельствует, что поставленная в программе цель достигнута. На этапе итоговой аттестации преподаватели продемонстрировали интерес и достаточно глубокое понимание вопросов, затронутых в процессе обучения. В своих

выступлениях участники круглого стола показали знания нормативно-правовой документации, на основании которой осуществляется организация обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО и ВО; теоретических и методическихоснов инклюзивного образования;пси хофизиологических особенностей лиц с ОВЗ и инвалидностью; специфики разработки адаптированных рабочих программ по учебным дисциплинам, а также адаптированных основных профессиональных образовательных программ;основ психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями.

Слушатели курсов повышения квалификации обменивались не только теоретической информацией по теме круглого стола, но и делились пусть и небольшим практическим опытом использования приобретённых знаний. Активная работа участников круглого стола показала, что предложенная программа эффективна. Она позволила педагогам, прошедшим подготовку, научиться видеть и понимать особенности развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; адаптировать рабочие программы учебных дисциплин в соответствии со спецификой психофизиологического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями; организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями нормативно-правовых и методических документов с учётом особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ и инвалидностью; использовать современные педагогические технологии в инклюзивном образовании.

В итогеможно говорить о том, что слушатели приобрели определённые навыки, которые позволят выстраивать конструктивное инклюзивное взаимодействиеи сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ на основе построения психологически безопасных отношений между субъектами образовательного процесса и формирования мотивации к совместной активной жизни в образовательном учреждении.

Как мы уже отметили выше, подготовка участников образовательного процесса к инклюзивному взаимодействию не ограничивается только подготовкой педагогического коллектива. К грамотной инклюзивной коммуникации необходимо также готовить и студентов с нормальным психофизическим развитием. Им нужно научиться находить общий язык и эффективно взаимодействовать с лицами с ОВЗ и инвалидностью как в период обучения в вузе, так и в будущей профессиональной деятельности. Необходимость подобной подготовки нашла отражение в ФГОС 3++, принятых в августе 2020 года. В них появиласьновая универсальная компетенция «Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах» (УК-9) [2].

В результате в учебные планы ряда направлений подготовки Орловского ГАУ включена учебная дисциплина«Психологияинклюзивнойкоммуникации».

Целью освоения данной дисциплины является получение обучающимися теоретических знаний

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

об особенностях и технологиях инклюзивной коммуникации, формирование практических умений и навыков, необходимых для реализации инклюзивного взаимодействия в социальной и профессиональной сферах.

В рамках дисциплины предполагается решение следующих задач:

- ознакомление с основами инклюзивной компетентности;

- рассмотрение базовых понятий психологии общения и дефектологии;

- формирование знаний о социально-психологических особенностях различных категорий людей с ОВЗ и инвалидов;

- формирование представлений об инклюзивных коммуникативных технологиях.

Решениеперечисленных задач, по нашему мнению,приведёт к достижению поставленной цели и формированию у студентов указанной универсальной компетенции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен будет знать:

- понятие «инклюзивная компетентность», её компоненты и структуру; базовые понятия дефектологии;

- социально-психологические особенности лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- общие правила и специальные рекомендации взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью;

- уметь:

- применять базовые дефектологические знания в процессе инклюзивной коммуникации;

- планировать и осуществлять профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- использовать инклюзивные коммуникативные технологии в сфере социального и профессионального взаимодействия;

- владеть:

- навыками применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах;

- навыками коммуникации с лицами с ОВЗ и инвалидностью;

- навыками взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ОВЗ и инвалидами.

Перечисленныезнания, умения и навыки формируются уобучающихся в процессе изучения теоретического материала, объединенногов два модуля:

1. Теоретические основы инклюзивной компетентности;

2. Инклюзивное взаимодействие.

В рамках первого модуля студенты знакомятся с понятием «инклюзивная компетентность», её компонентами и структурой; базовыми понятиями дефектологии и психологии общения; понятием «общение»,его структурой, видами, функциями общения;понятием «инклюзивное взаимодействие»; спецификой инклюзивного взаимодействия. Кроме того, получают представления о концептуальных

моделях инклюзивного взаимодействия (кооперативно-деятельностная концепция интеграции детей в образовательный процесс;социально-экологическая концепция интеграции особых людей в общество; интеракционистская (коммуникативная) концепция интеграции; антропологическая метаконцепция вхождения людей с инвалидностью в общество), а также изучают нормативно-правовые основы обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидов.

Второй модуль предусматривает изучение коммуникативных и личностных особенностей лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с соматическими заболеваниями; знакомство с понятием «этика» и общими правилами инклюзивного общения, а также специальными рекомендациями по взаимодействию с человеком в инвалидном кресле; с незрячим или слабовидящим человеком; с глухим или слабослышащим человеком; с человеком с задержкой в развитии и/или проблемами в общении; с человеком с психическими проблемами; с людьми, испытывающими затруднения в речи; с людьми с гиперкинезами, с людьми с аутизмом. Здесь же обучающиеся получают представление об условиях доступности для организации инклюзивного взаимодействия (архитектурная среда, специальное оборудование,технические средства, программно-методическое обеспечение) и доступности информационной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью различной нозологии.

Освоение данного материала предполагается осуществлять в рамках лекционных и практических занятий. Практические занятия предусматривают проведение тренинга инклюзивного общения.

Цель предлагаемоготренинга - формирование инклюзивной компетентности в рамках расширения опыта общения, развитиярефлексивной культуры участников инклюзивного взаимодействия.

Задачи, которые будут решаться в процессе про-ведениятренинга, можно сформулировать следующим образом:

- актуализировать имеющиеся навыки инклюзивного взаимодействия либо создать новые путём наблюдения за другими участниками или овладения приёмами инклюзивного взаимодействия в ходе выполнения тренинговых упражнений;

- научиться понимать и приниматьлюдей с особыми потребностями;

- овладеть приёмами эффективного слушания;

- находить оптимальные способы решения сложных и конфликтных ситуаций в процессе инклюзивного общения;

- научиться осознанно и ответственно использовать психологические приёмы и методы инклюзивного взаимодействия (коммуникативные навыки, паралинг-вистические способности, методы стимулирования и поддержки участников коммуникации и др.);

- овладеть навыками рефлексии.

Для достижения поставленной цели разработана

система учебных тренинговых занятий, которая включает в себя следующие темы:

- «Я - участник тренинга инклюзивного общения»;

- «Я учусь невербальному общению»;

- «Я учусь активно слушать и понимать»;

- «Я учусь публично выступать»;

- «Я учусь толерантности».

В качестве примера в данной работе мы предлагаем рассмотреть вариант построения тренингового занятия по теме «Я учусь невербальному общению».

Цель данного занятия - совершенствование перцептивных навыков восприятия партнёра по инклюзивному общению, формированиенавыков взаимопонимания партнёров по общению на невербальном уровне.

Задачи:

1) создание условий для раскрепощения участников тренинга;

2) моделирование ситуаций инклюзивного общения;

3) развитие базовых коммуникативных умений и навыков с учётом особых потребностей лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Занятие состоит из трёх этапов.

1этап - введение. Преподаватель знакомит участников тренинга с темой и целью занятия, делает информационное сообщение о невербальных каналах коммуникации, об особенностях перцепции лиц с ОВЗ: с нарушением зрения, с нарушением слуха и с нарушением опорно-двигательного аппарата.

2 этап - основная часть. Данный этап включает в себя ряд упражнений, направленных на решение поставленных задач. Например, можно использовать приведённые ниже задания, которые уже апробированы и описаны в психолого-педагогической литературе, но трансформировать их с учётом целей и задач конкретного тренингового занятия.

«Упражнение "Визуальное чувствование".

Цель: совершенствовать перцептивные навыки восприятия и представления друг друга.

Инструкция: Внимательно посмотреть на лица остальных участников; через 1-2 минуты закрыть глаза и попытаться представить лица других членов группы. Постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнёров. Рассказать группе о том, какое лицо удалось представить в памяти лучше всего»

[3].

«Упражнение "Через стекло".

Цель: формирование взаимопонимания партнёров по общению на невербальном уровне.

Инструкция: Загадать текст и написать его на листе бумаги. Передать этот текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами. Остальные участники озвучивают то, что они поняли. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт» [3, 4].

«Упражнение "Дискуссия".

Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения, совершенствование

взаимопонимания партнёров по общению на невербальном уровне.

Инструкция: Разбиться на тройки. В каждой тройке распределить обязанности. Один из участников играет роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой-и-немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи» [3,4].

«Упражнение "Да".

Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Инструкция: Разбиться на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроение или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа "да"» [3,4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Упражнение "Передача движений по кругу".

Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.

Инструкция: Сесть в круг. Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, переданный им предмет и каждый из участников называет в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение проводится ещё раз» [3].

3 этап -заключительная часть, в которой участники тренинга формируют умения и навыки самонаблюдения, самопознания и самоанализа. Для этого можно использовать упражнение "Рефлексия".

Цель: самооценка своего состояния и действий в процессе выполнения упражнений тренинга, сравнение себя с другими участниками группы,получение оценки своих умений и навыков со стороны других участников тренинга и разработка путей корректировки элементов своего невербального общения.

Инструкция: Ответить на вопросы ведущего и участников группы.

Примерные вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение?

- Что вы чувствовали, когда выполняли упражнения другие участники группы?

- Какие трудности Вы испытывали?

- Что Вам удалось?

- Что удалось другим участникам, а Вам нет?

- Что хотели бы изменить?

По нашему мнению, использование такой интерактивной формы организации учебных занятий, как тренинг, является наиболее эффективным при выстраивании практических занятий по дисциплине «Психология инклюзивной коммуникации». Учебные

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

тренинговые занятия позволят смоделировать ситуации инклюзивного общения, в которых обучающиеся смогут какпродемонстрировать теоретические знания по теме занятий, так и получить определённый практический опыт взаимодействия в смоделированной ситуации инклюзивной коммуникациии, как следствие, в дальнейшем успешно использовать полученные знания, умения и навыки в социальной и профессиональной сферах.

Таким образом, формирование инклюзивной

компетентности, на наш взгляд, предполагает целенаправленную работу со всеми участниками образовательного процесса. Именно это поможет субъектам образовательного процесса создавать адекватное представление о партнёре по общению, выстраивать конструктивные партнёрские

взаимоотношения, что позволит формироватьв рамках образовательного учреждения безбарьерное социальное и профессиональное пространство при инклюзивном взаимодействии.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №№ 273-Ф3 (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].Режим доступа - http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 14.04.2021).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент [утверждён Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 970]. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS°/o20VO°/o203++/Bak/380302B_3_31082020.pdf (дата обращения: 16.04.2021).

3. Комиссарова Л.Г., Цырендылыкова Н.Б. Сборник психологических тренингов к программе «Вместе к успеху» педагогического исследования в рамках реализации проекта «БЛПК - ресурсный центр эколого-образовательного пространства региона озера Байкал» / Л.Г. Комиссарова, Н.Б. Цырендылыкова. - Улан-Удэ, 2010. - 44 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://disus.ru/knigi/387085-1-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-federalnoe-agentstvo-obrazovaniyu-fgou-spo-buryatskiy-lesopromishlenniy-kolledzh.php (дата обращения: 14.02.2021).

4. Рыбакова Е.А. Коммуникативный тренинг для педагогов «Формирование навыков конструктивного общения» [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/5469-kommynikativnii-trening-dlya-pedagogov--formirovanie-navikov--konstryktivnogo-obshheniya(дата обращения: 02.02.2021).

References

1. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL (red. March 24, 2021) "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. Access mode - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date of access: 14.14.2021).

2. Federal State Educational Standard of Higher Education - bachelor's degree in the 38.03.02 Management training program [approved by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, August 12, 2020 No. 970]. [Electronic resource]. Access mode - http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/380302B_3_31082020.pdf (date of access: 26.04.2021)

3. KomissarovaL.G., Tsyrendylykov N.B.Collection of psychological trainings for the program "Together for success" of pedagogical research within the project feature " BTC - a resource center for the ecological and educational space of the Lake Baikal region" / L.G.Komissarova, N.B. Tsyrendylykov. - Ulan-Ude, 2010. - 44 p. [Electronic resource]. Access mode - http://disus.ru/knigi/387085-1-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-federalnoe-agentstvo-obrazovaniyu-fgou-spo-buryatskiy-lesopromishlenniy-kolledzh.php (date of access: 14.04.2021).

4. Rybakova E.A. Communication training for teachers "Formation of constructive communication skills" [Electronic resource]. Access mode - https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/5469-kommynikativnii-trening-dlya-pedagogov--formirovanie-navikov--konstryktivnogo-obshheniya(date of access: 02.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.