УДК 316.614.032:376.2/4
UDC 316.614.032:376.2/4
ТЮРИКОВА Г.Н.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
E-mail: juliatyuriko [email protected] ТЮРИКОВА Ю.Б.
кандидат биологичсеких наук, доцент, кафедра географии, экологии и общей экологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГНЕЗДИЛОВА И.Ю.
ассистент, кафедра теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: [email protected]
TYURIKOVA G.N.
Candidate of pedagogical sciences, associate professor Department of Theory and History of Social Pedagogy and Social Work, Orel State University E-mail: juliatyu riko va@ma il. ru TYURIKOVA J. B.
Candidate of Biological Sciences, аssociate professor, Chair of Geography, Ecology and General Biology, Orel State
University
E-mail: [email protected] GNEZDILOVA I. Y.
assistant Department of Theory and History of Social Pedagogy and Social Work, Orel State University Е-mail: [email protected]
РОЛЬ ИНКЛЮЗИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
THE ROLE OF INCLUSION AND INCLUSIVE EDUCATION IN THE INTEGRATION IN THE SOCIETY OF CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES
В статье рассматриваются вопросы необходимости информирования общества о проблеме инвалидности, социальной реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. А также важность инклюзивного образования как одного из компонентов интеграции в общество детей с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, реабилитация, интеграция, социум, социальные барьеры.
The article deals with the need to inform society about the problem of disability, social rehabilitation and integration into the society of children with disabilities. As well as the importance of inclusive education as a component of the integration of children with disabilities into the society.
Keywords: inclusion, inclusive education, rehabilitation, integration, society, social barriers.
В настоящее время у социально-педагогической реабилитации появляется новая социальная функция -обеспечение интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
На формирование личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) оказывает влияние не только их физический дефект, но и весь комплекс системы взаимоотношений в обществе, особенно по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В силу сложившегося стереотипного отношения таких людей воспринимают как «убогих, несчастных, с максимально ограниченными возможностями», что способствует недостаточному пониманию их потребностей со стороны общества и тяжело воспринимается самими людьми с ОВЗ [11].
На современном этапе смысл реабилитации ребенка с ОВЗ заключается в том, чтобы он как можно меньше выделялся в обществе, а общество было бы более то-лерантно к нему. Таким образом, возникают два вари-
анта развития ситуации. Первый: дети с ОВЗ остаются социальными инвалидами и государство берет полную опеку над ними, создавая специальные условия для их существования. Второй: государство начинает воспитывать в обществе толерантное отношение к таким детям, стремится интегрировать их в общество, тем самым помогая им самим «встать на ноги», обучаться и работать наравне с остальными [3].
Если взять за основу второй вариант, то можно прийти к выводу, о том, что интеграция, рассматриваемая в контексте реального вовлечения лиц с ОВЗ в общественную жизнь, в равной степени необходима всем членам общества. Инвалидность необходимо рассматривать как образ жизни, который интересен как лицам с ОВЗ, так и окружающим их людям (если рассматривать проблему в рамках социальной концепции) [10]. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для успешной интеграции детей с ОВЗ необходимо проводить двунаправленную социальную работу:
© Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б., Гнездилова И.Ю. © Tyurikova G.N., Tyurikova J. B., Gnezdilova I. Y.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
- интегрировать детей с ОВЗ в общество, проводя комплексную работу с ними;
- адаптировать социальное окружение лиц с ОВЗ, что поможет беспрепятственной интеграции ребенка с ОВЗ в общество.
Существенные факторы успешной инклюзии - это готовность общества понимать и разделять проблемы человека с ограниченными возможностями, а так же качество образования лиц с ОВЗ, стабильность материального обеспечения и социальной защиты данной категории, рациональные условия семейного воспитания [10].
В связи с тем, что в России сложилась достаточно негативная стигматизация лиц с ОВЗ, то ребенку сложнее интегрироваться в общество. Самым трудным для большинства лиц с ограниченными возможностями является не сам физический дефект, а недостаток понимания со стороны общества. Для того чтобы население приняло процесс интеграции, необходимо воспитать в новом поколении позитивное отношение к людям с ОВЗ. Должно появиться понимание того, что люди с ОВЗ не должны однонаправлено делать попытки войти в общество, это должен быть двунаправленный процесс [1, 8].
Семья является одним из главных субъектов социального окружения ребенка с ОВЗ, следовательно, необходимо проводить социальную работу с семьей для оказания комплексной помощи и поддержки. Это будет способствовать рациональному воспитанию ребенка, его позитивной стигматизации, что впоследствии приведет к его эффективной интеграции в общество.
Социальные отношения существенно влияют на развитие личности. Л.Выготский писал: «...из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции», «от исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности» [2].
Можно классифицировать по разным основаниям, но наиболее значимыми, на наш взгляд, могут быть сверстники детей с ОВЗ и их родители.
Дети гораздо терпимее относятся к различиям, поэтому, чем раньше ребенок начнет взаимодействовать с ребенком с ОВЗ, тем проще ему будет общаться с ним в зрелом возрасте, так как психика и мышление ребенка более гибкие. Если ребенок в детстве имел опыт общения с ребенком с ОВЗ, то в дальнейшем он будет общаться с такими людьми как с равными, а не относиться к ним свысока и не выстраивать взаимоотношения на основании «милосердия». Такое общение поможет им быть более чувствительными к трудностям другого человека, научит быть более терпимым к менее успешному сверстнику, что, однако, не означает, что менее успешным будет обязательно ребенок с ОВЗ. Получается, что общаясь с ребенком ОВЗ, его сверстник становится более толерантным ко всем людям. Если же такого общения не происходит или же родители
навязывают свое стереотипное мышление относительно того, что ребенок с ОВЗ - неполноценный, то уже в школьном возрасте у детей появляется агрессия, направленная на таких сверстников, что негативно сказывается как на типично развивающихся детях, так и на тех, кто чем-либо отличается от них.
И.О. Пересада, раскрывая специфику взаимоотношений детей с ОВЗ со сверстниками, отмечает, что гендерный аспект оказывает немаловажное влияние на взаимоотношения обучающихся в классе. Так, например, мальчики оказываются более толерантными, в связи с тем, что у них развит инстинкт - защищать тех, кто слабее [7].
Взрослые люди, в частности родители здоровых детей, зачастую негативно относятся к детям с ОВЗ, поскольку руководствуются социальными ярлыками, например такими: дети с ОВЗ агрессивны и неуправляемы, это дети из неблагополучных семей, значит могут научить своих сверстников плохим вещам. Поэтому многие родители выступают против совместного обучения своих детей с детьми с ОВЗ. Однако эти утверждения некорректны, так как дети с ОВЗ рождаются не только в неблагополучных семьях. Таких стигм в обществе довольно много, они появляются в том числе из-за низкого уровня информированности родителей. В действительности же совместное обучение детей приносит только пользу и не наносит никакого вреда ребенку. Следовательно, изначально нужно настроить родителей на позитивное отношение к детям с ОВЗ.
Другой фактор, влияющий на интеграцию детей с ОВЗ - качество их образования и трудовой подготовки, в частности, адаптация выпускников специальных учебных заведений и послешкольная реабилитация. В современном обществе наблюдается осознание необходимости интегративного обучения по причине того, что после выхода из специальных образовательных учреждений дети с ОВЗ нуждаются в социальной, психологической и педагогической поддержке, чего не требуется при инклюзивном образовании [4, 5].
Также важным фактором является стабильная государственная гарантия материального обеспечения лиц с ОВЗ, их трудоустройства и социальной защиты. Вследствие того, что таким детям оказывается поддержка со стороны государства, у них может формироваться потребительское отношение к обществу, особенно в том случае, если опека государства чрезмерная. В результате такого отношения, дети с ОВЗ уверены, что всем им должны оказывать помощь, что усложняет процесс их интеграции. Выходом из такой ситуации может стать обеспечение условий для становления личности, а не их чрезмерная опека.
Социальные барьеры можно обнаружить повсеместно. Они зачастую не имеют внешнего выражения и непосредственной связи с материальными и финансовыми затратами. С ними можно встретиться в школе, в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в системе законодательства [3].
Можно выделить целый ряд проблем, с которыми
встречается образовательная организация, реализующая инклюзивный процесс, например:
• ограниченность нормативно-правового поля (отсутствует законодательное закрепление самой возможности обучения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам), а также обеспеченность его экономической основы;
• отсутствие механизма реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования;
• профессиональная и психологическая «неготовность» педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов);
• наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов у педагогов [2].
Для того чтобы преодолеть эти барьеры самостоятельно, необходимо осознать, что недостаток материальных ресурсов не является основным барьером на пути развития образовательной инклюзии. Так как социальные барьеры исходят не только из внутренних установок лиц с ОВЗ, но и из их окружения, общество тоже необходимо подготавливать к работе с такими детьми. До тех пор, пока общество воспринимает детей с ОВЗ как неполноценных, ущербных, они будут негативно относиться к себе и к окружающему их миру. Для устранения таких барьеров, на наш взгляд, необходимо:
• изменить физическую среду школы, города/села, транспорта, сделав ее безбарьерной;
• увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки обучающихся с ОВЗ;
• постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы с детьми с ОВЗ [5, 6 ].
«Барьеры инвалидности» так же являются деструктивными элементами социальной среды, которые ограничивают интеграционный потенциал и могут блокировать саму возможность интеграции. Вследствие наличия этих барьеров лицо с ОВЗ не может осуществлять типичное, нормативное существование. К таким барьерам можно отнести:
• изолированность лица с ОВЗ в связи с особенностями его здоровья;
• она может быть как физической, так и сенсорной, или связанной с интеллектуально-психологическими расстройствами, в связи с которыми индивид не может передвигаться или ориентироваться в пространстве;
• трудовую сегрегацию, т.е. полное или частичное отсутствие возможности для работы, связанной с дефектом индивида или с отсутствием мотивации у лица с ОВЗ [3].
Также стоит выделить внутренние установки и поведенческие стереотипы самих лиц с ОВЗ, из-за которых этого они бывают склонны к самоизоляции, иждивенчеству и т.д.
При внедрении инклюзивного образования нельзя
забывать и о таком социальном барьере, как «мода» на инклюзию, то есть в этом случае образование модифицируется только на организационном и административно-управленческом уровне, в результате чего наблюдается своеобразная имитация инклюзии, что может вызвать дискредитацию самой сути инклюзивного образования [11].
Несмотря на эти негативные черты инклюзивное образование можно изменить в лучшую сторону, например, создав безбарьерную среду, подготовив психологически родителей здоровых детей, проведя профессиональную подготовку педагогов, а также позитивно настроив сверстников.
В соответствии с Федеральным законом и Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, разработана программа социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, для получения ими качественного образования. Учреждения, реализующие эту программу, должны обеспечивать беспрепятственный доступ детей-инвалидов на базе создания в них универсальной безбарьерной среды.
В настоящее время наблюдается упразднение кор-рекционных школ, которые заменяются инклюзивным образованием. Но не всегда это может оказывать позитивное влияние как на детей с ОВЗ, так и на их сверстников. Следовательно, нельзя полностью отказываться от коррекционных школ и интегративного обучения. Наличие разнообразия в способах получения образования будет способствовать вариативности, а, следовательно, адекватности выбора образовательного маршрута для каждого индивидуума.
Объединение совместных усилий педагогов общей и коррекционной школ, может представлять наиболее эффективный способ удовлетворения потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Несомненно существует потребность в различных моделях сотрудничества и объединении усилий в работе педагогов. Богатый опыт учителей коррекционных школ в этом случае может служить источником методической помощи в интеграции и инклюзии. Успешное внедрение этой практики позволит превратить препятствия и ограничения в образовании детей с ОВЗ в возможности и успехи этой работы.
С учетом вышесказанного нами была разработана программа интеграции в социум детей с ОВЗ.
Цель программы: создание условий для успешной интеграции лиц с ОВЗ в общество на основе информирования обучающихся и их родителей о проблеме инвалидности.
Миссия программы: интегрирование лиц с ОВЗ в общество.
Задачи:
• подготовить педагогический коллектив и администрацию школы к интегрированному образованию лиц с ОВЗ;
• информировать обучающихся об историческом
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
становлении теоретических подходов к пониманию инвалидности;
• сформировать позитивное отношение обучающихся к интеграции лиц с ОВЗ в общество;
• создать условия для интегрированного образования лиц с ОВЗ совместно с обучающимися сверстниками.
Ожидаемые результаты: повышение уровня информированности обучающихся о лицах с ОВЗ, постоянное взаимодействие сверстников с лицами с ОВЗ, способность обучающихся выстраивать дружеские и продуктивные отношения с лицами с ОВЗ, улучшение результатов образовательного процесса и психологической устойчивости обучающихся.
Целевая группа: обучающиеся и родители общеобразовательной и специализированной школ, учителя, социальные педагоги, психологи.
Предполагаемые мероприятия:
1. Курсы повышения квалификации учителей, на которых их подготовят к реализации интегрированного обучения, а также, помогут составить план информирования обучающихся о проблеме инвалидности (данные курсы необходимо проводить специалисту по социальной работе, психологу, педагогу коррекционной школы, социальному педагогу).
2. Классные часы или «пятиминутки» на различных уроках, в ходе которых обучающихся познакомят с проблемой инвалидности и одним из способов ее решения - интегрированном обучении. Данное мероприятие включает в себя следующие вопросы, с которыми необходимо познакомить обучающихся:
- Что такое стигма? Как она влияет на поведение человека?
- Как воспринимали лиц с ОВЗ в обществе в историческом контексте?
- Какие подходы к пониманию инвалидности есть в обществе?
- Что такое интеграция? Какую роль играет социальное окружение в жизни человека с ОВЗ?
- Значимые примеры лиц с ОВЗ, которые добились уважения в обществе?
- Практические примеры выстраивания отноше-
ний с людьми с ОВЗ.
(например, с помощью фокус групп, драматерапии и так далее).
3. Проведение совместных мероприятий в общеобразовательной и специализированной школах (общие праздники, соревнования, творческие уроки, совместные выезды на природу и так далее).
На наш взгляд, предлагаемая программа создает условия для возможной интеграции детей с ОВЗ в общество, на благоприятной основе взаимодействия, а также сможет способствовать изменению институтов, что повлечет за собой обеспечение равенства между всеми членами общества.
Внедрение программы «Информирование о проблеме инвалидности» в школах, на наш взгляд, может помочь в подготовке растущего поколения к интеграции лиц с ОВЗ в общество, т.к. их позитивный настрой на общение будет подкреплен теоретическими знаниями и практическим опытом. В будущем такое поколение не будет избегать взаимодействия с лицами с ОВЗ и сможет помочь им интегрироваться в общество безболезненно. Также подрастающее поколение будет подготовлено к тому, что у них тоже может родиться ребенок с ОВЗ, но они будут знать, как вырастить такого ребенка.
Подводя итог, хочется отметить, что, безусловно, необходимо проводить информирование общества о лицах с ОВЗ, что может повысить готовность общества к интеграции с такими людьми и снизить уровень недовольства в обществе.
Данная статья делает акцент на необходимость информирования общества о проблеме инвалидности, но при этом понятно, что необходимо проводить работу и с родителями детей с ОВЗ. Это нужно для того, чтобы они выстраивали рациональные отношения в семье. Следует готовить преподавателей как к интегрированному, так и инклюзивному образованию. Если не будет создана доступная среда, то и интеграция детей с ОВЗ также будет осложнена, т.е. на интеграцию влияют различные факторы, из-за которых это процесс может быть осложнен, поскольку только подготовленное общество может успешно справиться с интеграцией лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья//Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография/Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В.Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос.пед.ун-т им.В.П. Астафьева и др.Красноярск, 2013. С.71-95.
2. Анисимова А.Н., БаулинаМ.В., Развитие профессиональных компетенций студента как необходимое условие реализации инклюзивной практики/А.Н. Анисимова, М.В. Баулина// Проблемы современной науки и образования. 2016. №4(46). С. 129-133.
3. Бажук О.В., Социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в процессе социальной интеграции в условиях социально-психологической службы «LIFE»: методическое пособие /О.В. Бажук, Г.В. Дербенева. Омск: ООО «Полиграфический центр КАН; 2015. 71с.
4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости: собр. Соч. в 6 т. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. - Т.5. С. 237.
5. Егорова Т.В. Проблемы социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями/Проблемы социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: матер. регион. науч.-практич.конф., г. Ртищево, 11.11.2011г./под ред. Т.В. Егоровой, П.А. Шацкова. Балашов: Николаев, 2012. 124 с. С.43-47.
6. Инклюзивное образование в России, Москва 2011.ЮНИСЕФ, с.-86
7. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: (Электронный ресурс).-Режим доступа: fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya/2010-05-26-1.-Дата доступа: 15.02.2016
8. ЛысоваА.О. Социальные барьеры интеграции детей с ограниченнгыми возможностями здоровья в общество//Сборник трудов IV Всероссийского конгресса молодых ученых. СПб: Университе ИТМО, 2015. 451с. С.258-263.
9. Пересада И.О. Особенности феномена доверия в контексте инклюзивного доверия:(Электронныйресурс).-Режимдоступа: www. 88аг88.ги^1е8^1е/со^ге882012/раг!74^1'.-Дата доступа:01.12.2016
10. Проблемы социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: материалы Региональной научно-практической конфренции под общ. ред. Т.В.Егоровой, П.А. Шацкого. Балашов: Николаев, 2012. 124с.
11. Сборник трудов IV Всероссийского конгресса молодых ученых СПб: Университет ИТМО, 2015. 448 с.
12. ТюриковаГ.Н., ТюриковаЮ.Б., ГнездиловаИ.Ю. Роль стигматизации в интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья., С.222//Сборник: Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации: Материалы Международной научно-практической конференции. Орел: Издательство ОГУ имени И.С. Тургенева, 2018. 268 с.
References
1. S. V. Alekhina Inclusive education for children with disabilities//Modern educational technologies in work with children with disabilities: monograph/N. In. Novikova, L. A. Kazakova, S. V. Alekhine; under the General editorship of N. In. Laletina; Sib.Fader.Univ, Krasnoyar, GOS. PED.UN-t im.V. P. Astafiev Krasnoyarsk, etc., 2013. Pp. 71-95.
2. Anisimova A.N., Baulina M.V., Development of a student's professional competencies as a necessary condition for the realization of inclusive practice / A.N. Anisimova, M.V. Baulina // Problems of Modern Science and Education. 2016. №4 (46) . Pp. 129-133.
3. Bazhuk OV, Socio-pedagogical support for families raising disabled children in the process of social integration in the conditions of the socio-psychological service "LIFE": a manual / O.V. Bazhuk, G.V. Derbeneva.- Omsk: LLC Printing Center KAN; 2015. 71 p.
4. Vygotsky L. S. the Problem of mental retardation: SOBR. Op. In 6 T. fundamentals of defectology. Moscow: Pedagogy, 1983. Vol. 5. Pp. 237.
5. Egorova T. V. Problems of social inclusion of children with disabilities/Problems of social work with children in difficult situations: mater. region. science.-practical.Conf., g. rtischevo, 11.11.2011, ed. by T. V. Egorova, P. A. Lackova. Balashov: Nikolaev, 2012. 124 p. Pp. 43-47.
6. Inclusive education in Russia, Moscow 2011.UNICEF, Pp. 86.
7. Integration of children with disabilities in the General education environment: (Electronic resource).-Mode of access: fatihovalf.ucoz. ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya/2010-05-26-1.-Дата access: 15.02.2016.
8. LysovaA. O. Social barriers of integration of children with disabilities into society / / Proceedings of the IV all-Russian Congress of young scientists. SPb: ITMO University, 2015. 451p. Pp.258-263.
9. PeresadaI. O. features of the phenomenon of trust in the context of inclusive trust: (Electronic resource).-Mode of access: www.ssarss.ru/ files/file/congress2012/part74.pdf.-Дата access:01.12.2016.
10. Problems of social work with children in difficult life situations: materials of the Regional Scientific and Practical Conference under total. ed. T.V.Egorova, P.A. Shatsky. Balashov: Nikolaev, 2012. 124 p.
11. Collection of works of the IV All-Russian Congress of Young Scientists SPb: ITMO University, 2015. 448 p.
12. Tyurikova G.N., Tyurikova Yu.B., GnezdilovaI.Yu. The role of stigmatization in the integration of children with disabilities into the society., P.222 // Collection: Prospects for sectoral cooperation in comprehensive rehabilitation: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Orel: Publishing House of the O.I. Turgenev, 2018. 268 p.