Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правовой рамки прогнозирования и стратегического планирования в России'

Анализ нормативно-правовой рамки прогнозирования и стратегического планирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативное-правовое обеспечение / прогнозирование развития / стратегическое планирование / кадровое обеспечение / профессиональное образование и обучение / СПО / regulatory and legal support / development forecasting / strategic planning / staffing / vocational education and training / VET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осадчева Светлана Анатольевна, Куртеева Лариса Надировна, Сатдыков Айрат Илдарович

Введение. Прогнозирование и стратегическое планирование перспективных потребностей в рабочей силе и развитие среднего профессионального образования регламентированы законодательством Российской Федерации. Вопросы применения современных методов прогнозирования требуют рассмотрения в контексте требований установленных норм. Цель. Освещение результатов анализа нормативных и методических документов, определяющих вопросы прогнозирования и стратегического планирования развития системы образования Российской Федерации. Методы. Использованы методы обобщающего анализа содержания нормативных документов, систематизации актуальной правовой информации в разрезе задач прогнозирования и стратегического планирования. Результаты. Систематизирована информация о документах, определяющих актуальную нормативно-правовую рамку разработок, направленных на создание перспективных прогнозов развития образования, а также на создание концепций и документации стратегического планирования. Научная новизна. В ходе анализа выявлены современные направления прогнозирования и стратегического планирования, нашедшие отражение в нормативно-правовой документации последних лет. Практическая значимость. Приведенные в статье данные могут быть использованы разработчиками прогностических и планирующих документов стратегического характера, а также членами проектных групп, выполняющих работы, связанные с формированием прогнозов и стратегических планов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осадчева Светлана Анатольевна, Куртеева Лариса Надировна, Сатдыков Айрат Илдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the regulatory and legal framework of forecasting and strategic planning in Russia

Introduction. Forecasting and strategic planning of long-term labor needs and the development of secondary vocational education are regulated by the legislation of the Russian Federation. The issues of applying modern forecasting methods require consideration in the context of the requirements of established norms. Aim. The coverage of the results of the analysis of normative and methodological documents, which define the issues of forecasting and strategic planning of the development of the education system of the Russian Federation. Methods. The methods of generalizing analysis of the content of normative documents, systematization of relevant legal information in the context of forecasting and strategic planning tasks are used. Result. The information on documents defining the current regulatory framework for developments aimed at creating long-term forecasts for the development of education, as well as creating concepts and documentation for strategic planning is systematised. Scientific novelty. Modern directions of forecasting and strategic planning were identified, which were reflected in the regulatory and legal documentation of recent years. Practical significance. The data obtained and systematised in the article can be used by the developers of predictive and planning documents of a strategic nature, as well as members of project teams whose work is related to the formation of forecasts and strategic development plans.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правовой рамки прогнозирования и стратегического планирования в России»

НЩ]8:/Ш.ога/10.52944ШТ.2024.57.2.002 Научная статья

jgypj)

Анализ нормативной-правовой рамки прогнозирования и стратегического планирования

в России

С. А. Осадчева н, Л. Н. Куртеева, А. И. Сатдыков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

и osadcheva-sa@ranepa.ru

Аннотация

Введение. Прогнозирование и стратегическое планирование перспективных потребностей в рабочей силе и развитие среднего профессионального образования регламентированы законодательством Российской Федерации. Вопросы применения современных методов прогнозирования требуют рассмотрения в контексте требований установленных норм.

Цель. Освещение результатов анализа нормативных и методических документов, определяющих вопросы прогнозирования и стратегического планирования развития системы образования Российской Федерации.

Методы. Использованы методы обобщающего анализа содержания нормативных документов, систематизации актуальной правовой информации в разрезе задач прогнозирования и стратегического планирования.

Результаты. Систематизирована информация о документах, определяющих актуальную нормативно-правовую рамку разработок, направленных на создание перспективных прогнозов развития образования, а также на создание концепций и документации стратегического планирования.

Научная новизна. В ходе анализа выявлены современные направления прогнозирования и стратегического планирования, нашедшие отражение в нормативно-правовой документации последних лет.

Практическая значимость. Приведенные в статье данные могут быть использованы разработчиками прогностических и планирующих документов стратегического характера, а также членами проектных групп, выполняющих работы, связанные с формированием прогнозов и стратегических планов развития.

Ключевые слова: нормативное-правовое обеспечение, прогнозирование развития, стратегическое планирование, кадровое обеспечение, профессиональное образование и обучение, СПО

Финансирование. Исследование выполнено в соответствии с государственным заданием РАНХиГС на 2024 год в рамках научно-исследовательской работы 11.12024-1 «Методология прогнозирования развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена».

Для цитирования: Осадчева С. А., Куртеева Л. Н., Сатдыков А. И. Анализ нормативной-правовой рамки прогнозирования и стратегического планирования в России // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 2. С. 31-40. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.57.2.002

© С. А. Осадчева , Л. Н. Куртеева, А. И. Сатдыков, 2024

Статья поступила в редакцию 10 мая 2024 г.; поступила после рецензирования 14 мая 2024 г.; принята к публикации 16 мая 2024 г.

Original article

Analysis of the regulatory and legal framework of forecasting and strategic planning in Russia

Svetlana A. Osadcheva Larisa N. Kurteeva, Ayrat I. Satdykov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Moscow, Russian Federation

H osadcheva-sa@ranepa.ru

Abstract

Introduction. Forecasting and strategic planning of long-term labor needs and the

development of secondary vocational education are regulated by the legislation

of the Russian Federation. The issues of applying modern forecasting methods require

consideration in the context of the requirements of established norms.

Aim. The coverage of the results of the analysis of normative and methodological

documents, which define the issues of forecasting and strategic planning of the

development of the education system of the Russian Federation.

Methods. The methods of generalizing analysis of the content of normative documents,

systematization of relevant legal information in the context of forecasting and strategic

planning tasks are used.

Result. The information on documents defining the current regulatory framework for developments aimed at creating long-term forecasts for the development of education, as well as creating concepts and documentation for strategic planning is systematised. Scientific novelty. Modern directions of forecasting and strategic planning were identified, which were reflected in the regulatory and legal documentation of recent years.

Practical significance. The data obtained and systematised in the article can be used by the developers of predictive and planning documents of a strategic nature, as well as members of project teams whose work is related to the formation of forecasts and strategic development plans.

Keywords: regulatory and legal support, development forecasting, strategic planning, staffing, vocational education and training, VET

Funding.The study was carried out in accordance with the RANEPA state assignment for 2024 within the framework of research work 11.1-2024-1 "A strategy for forecasting the development of a training system for qualified workers and technicians".

For citation: Osadcheva, S. A. Kurteeva, L. N., & Satdykov, A. I. (2024). Analysis of the regulatory and legal framework of forecasting and strategic planning in Russia. Vocational Education and Labour Market, 12 (2), 31-40. https://doi.org/10.52944/PORT.2024.57.2.002

Received May 10, 2024; revised May 14 2024; accepted May 16, 2024.

Введение

В соответствии с опубликованным в мае 2024 г. Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» обозначены следующие национальные цели развития: а) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи; б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) экологическое благополучие; д) устойчивая и динамичная экономика; е) технологическое лидерство; ж) цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы»1.

Успешное социально-экономическое развитие России является одновременно условием и фактором национальной безопасности государства, достижения технологического суверенитета. Формирование долгосрочных перспектив начинается, как правило, с применения методов стратегического планирования, первым этапом которого является прогнозирование.

Методы

Проведенный в 2024 году сравнительный и обобщающий анализ отечественной и зарубежной теории и практики прогнозирования развития системы профессионального образования и обучения потребовал нормативного и правового обоснования алгоритма прогнозирования и разработки документов стратегического планирования. В этой связи следует выделить работы Т. Г. Кутейницыной (2016), В. А. Гуртова и Е. А. Питухина (2017), И. В. Понкина (2023), D. Gasevic et al. (2017), в которых рассмотрены теоретические и прикладные аспекты прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также работы О. Б. Рыжук (2023) и А. А. Виноградовой (2017), связанные с применением методов предиктивной аналитики. Невзирая на критику последних лет, в исследованиях по прогнозированию утверждаются и методы форсайта (Rapid Foresigh, 2017; Cedefop, 2016).

В ходе исследования был применены методы обобщающего анализа содержания нормативных документов и систематизации актуальной правовой информации в разрезе задач прогнозирования и стратегического планирования.

Результаты и обсуждения

Правовая рамка стратегического планирования в Российской Федерации определена следующими основными нормативными правовыми актами:

• Конституцией Российской Федерации, которая определяет, в том числе, приоритеты развития, ценности и государственное устройство России2;

1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986

2 Конституция Российской Федерации. http://www.kremHn.ru/acts/constitution

• Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - ФЗ-172), который установил правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования1;

• Основами государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента № 633 в ноябре 2021 г. (далее - Указ № 633), в которых отмечено, что «государственная политика в сфере стратегического планирования представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на определение с учетом национальных интересов Российской Федерации долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения, на прогнозирование рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности, на совершенствование системы стратегического планирования»2. При этом приоритетным направлением государственной политики в сфере стратегического планирования признано «внедрение современных методов прогнозирования, моделирования, индикативного планирования, балансовых расчетов и информационных технологий».3

Необходимо отметить, что еще в ФЗ-172 были обозначены основные понятия в сфере стратегического планирования, в том числе:

• стратегическое планирование (целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и т.п., обеспечения национальной безопасности Российской Федерации);

• целеполагание (определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации);

• прогнозирование (разработка научно обоснованных представлений

0 рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);

• а также отчетный период, среднесрочный период и долгосрочный период (период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет). 4

1 ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». http://pravo.aov.ru/proxy/ ips/?docb□dv=&Link id=3&nd=102354386&vsc^id=lwz97rkwsk932277830

2 Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации". П. 3. http://www.kremHn.rU/acts/bank/47244/paae/1

3 Там же. П. 9.

4 172-ФЗ. Ст. 3.

В соответствии с положениями Указа № 633 и ФЗ-172 стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в пределах полномочий которых участники стратегического планирования самостоятельно определяют цели и задачи в соответствии с полномочиями, а также пути достижения этих целей и решения задач.

Под системой стратегического планирования в России признается механизм обеспечения научно- и методически обоснованного и согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе общих принципов при разработке и реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, а также их мониторинга и контроля.

Система стратегического планирования в России выстроена на следующих основных принципах (ФЗ-172, ст. 7): единства и целостности; разграничения полномочий; преемственности и непрерывности; прозрачности (открытости); реалистичности; ресурсной обеспеченности; сбалансированности, результативности и эффективности системы стратегического планирования; измеримости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе; ответственности участников стратегического планирования.

Основными задачами стратегического планирования на всех уровнях управления признаны: координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики, в том числе согласование действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения; определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей; определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития; выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономической политики, обеспечивающих наибольшую эффективность использования необходимых ресурсов; формирование и проведение комплекса мероприятий, включая определение ресурсов, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития; организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования и др.1

Инструментами стратегического планирования являются следующие документы: ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию; стратегический прогноз Российской Федерации; прогнозы научно-технологического развития и социально-экономического развития Российской Федерации; стратегии социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации; документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; стратегия пространственного развития Российской

1 172-ФЗ. Ст. 10. Ч. 3.

Федерации; отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации; стратегии и прогнозы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Реализация документов государственного планирования осуществляется посредством программно-целевого метода управления, через выполнение государственных программ Российской Федерации1 и соответствующих государственных программ субъектов Российской Федерации2.

К документам, разрабатываемым в рамках прогнозирования на федеральном уровне на долгосрочный период, относятся: стратегический прогноз Российской Федерации, прогноз социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации, а также бюджетный прогноз. При этом предусматривается, что требования перечисленных документов должны быть учтены в ходе разработки документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целе-полагания (Указ № 633, п. 19).

В ходе прогнозирования должна быть осуществлена разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, уточнены прогнозные оценки социально-экономического развития на долгосрочный период (Там же, п. 35а).

На уровне субъектов Российской Федерации к документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках прогнозирования, относятся: прогноз социально-экономического развития, бюджетный прогноз на долгосрочный период, а также прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период (Там же, п. 4).

Поскольку в статье рассматриваются вопросы нормативного обеспечения в стратегическом планировании в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Методология прогнозирования развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена», далее вопросы стратегического планирования и прогнозирования будут рассмотрены в контексте подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В Послании Федеральному Собранию в феврале 2024 г. Президент России В. В. Путин отметил, что нехватка квалифицированных кадров и отсутствие собственных передовых технологий по некоторым направлениям являются рисками и «могут привести к замедлению экономического роста, нашего развития в целом. Здесь нужно работать на опережение»3, а также что для сфер авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей до 2028 года предстоит подготовить

1 Государственная программа Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

2 Государственная программа субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

3 Послание Президента Федеральному Собранию 29.02.2024. http://www.kremiin.ru/events/president/transcripts/messages/73585

порядка миллиона специалистов рабочих профессий. На решение этих задач будет, в том числе, направлена реализация нового национального проекта «Кадры»1.

В настоящее время крайне важно выяснить, как отражены вопросы прогнозирования развития подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (далее - подготовка кадров) в документах стратегического планирования Российской Федерации.

По итогам изучения вышеперечисленных основных документов стратегического планирования можно сделать вывод о том, что тема прогнозирования подготовки кадров не является предметом прогнозирования и целеполагания. Так, например, в ст. 4 ФЗ-172, определяющей полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования в целом, не акцентируется внимание на вопросах прогнозирования подготовки кадров в Российской Федерации.

Анализ документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, также показал отсутствие упоминания о задачах либо полномочиях органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях в части прогнозирования подготовки кадров.

Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках выполнения ст. 19 ФЗ-172 разрабатываются отраслевые документы стратегического планирования, которые определяют развитие определенной сферы или отрасли экономики и в которых, как правило, есть раздел, посвященный подготовке кадров (например, федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»2).

Однако остается открытым вопрос, каким образом организовать реальное межведомственное взаимодействие в части прогнозирования и стратегического планирования подготовки кадров, если, с одной стороны, подготовка кадров, точнее реализация образовательных программ в сфере среднего профессионального образования, в соответствии с законодательством является полномочием субъектов Российской Федерации, которые реализуют его через механизм конкурсного распределения контрольных цифр приема граждан на обучение по профессиям и специальностям на основе своих приоритетов социально-экономического развития, а с другой стороны, кадровые потребности предприятий отражены в отраслевых стратегиях, разработчиками которых являются, как правило, федеральные органы исполнительной власти.

Первый шаг на уровне нормативного обеспечения был сделан после утверждения Федерального закона № 183-ФЗ от 18 июля 2019 г., который дополнил ч. 4 ст. 33 пунктом 6.1, а именно необходимостью разработки прогноза баланса трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации

1 Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. http://www.kremHn.ru/acts/assignments/ ргс1еге/73759

2 Паспорт федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию 28.05.2019) https://LsaaLacts.ru/doc/pasport-fsdsraLnoao-proskta-kadrv-dLja-tsifrovoi-skonomiki-utv-prszidiumom/

(включая потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности)1.

Тема прогноза баланса трудовых ресурсов отражена в постановлении Правительства Российской Федерации № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов», которое утвердило «Правила разработки прогноза баланса трудовых ресурсов» (по сост. на 24 марта 2023 г.)2. При этом полномочия по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый двухлетний период были возложены на Министерство труда и социальной защиты при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации. Ранее Росстат разработал и утвердил приказом «Методику расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда»3.

Заключение

Государственная политика в части обеспечения кадровой потребности реализуется через формирование баланса трудовых ресурсов. Однако его определение не влияет на решение вопросов по прогнозированию подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях.

Необходимо сделать еще один шаг, который соединит удовлетворение отраслевых кадровых потребностей на уровне Российской Федерации (стратегически значимых для государства отраслей) и на уровне субъектов Российской Федерации.

Инструментом «соединения» могут стать процедуры прогнозирования кадровых потребностей на уровне отраслей, проведение которых должно предшествовать процедуре распределения контрольных цифр приема граждан на обучение в субъектах Российской Федерации, а также разработка и внедрение Регламента учета результатов этого прогнозирования с целью формирования государственного заказа на подготовку кадров на федеральном и региональном уровнях с учетом федеральных и региональных приоритетов социально-экономического развития.

Список литературы

1. Виноградова А. А. Предиктивная аналитика // Экономическая наука - хозяйственной практике: Мат-лы XVIII межд. науч.-практ. конф. Кострома: Костромской государственный технологический университет. 2017. С. 208-210.

2. Гуртов В. А., Питухин Е. А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик

1 Федеральный закон от 18.07.2019 г. № 183-ФЗ. О внесении изменений в статьи 33 и 35 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и статью 7-1-1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» http://www.kremiin.ru/acts/bank/44438

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов" (с изменениями и дополнениями).1Шр://ршо.доуш/рго)(у^№сЫу=&[тк id=9&nd=102148132&vscLid=Lwzxn0xdv□909956676

3 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 сентября 2017 г. № 647 "Об утверждении Методики расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда". https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pr647-17.pdf

применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 4 (21). С. 130-161. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.056

3. Кутейницына Т. Г. Методы прогнозирования качества рабочей силы: зарубежный опыт и российская практика // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 3. С. 10-15. https://www.po-rt.ru/articles/645

4. Понкин И. В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 4-е. В 2-х т. Т. 1: Прикладная аналитика. Москва: Буки Веди, 2023. 500 с.

5. Рыжук О. Б. Тренды развития предиктивной аналитики // Инновати-ка в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития: Сб. ст. помат-мХ11 межд. науч.-практ. конф. Т. 2. Уфа: Вестник науки,2023. С. 128-135.

6. Cedefop, European Training Foundation, Developing skills foresights, scenarios and forecasts - Guide to anticipating and matching skills and jobs. Volume 2, Publications Office of the European Union, 2016. https://data.euro-pa.eu/doi/10.2816/376143

7. Gasevic D., Jovanovic J., Pardo A., Dawson S. Detecting Learning Strategies with Analytics: Links with Self-reported Measures and Academic Performance. // Journal of Learning Analytics. 2017. Т. 4. № 2. С. 113-128. https://doi.org/10.18608/jla.2017.42.10

8. Rapid Foresight 0.4. Москва: Агентство стратегических инициатив, 2017. ' https://files.asi.ru/iblock/9a2/9a28c0a2a83f95c34a65378924657fe0/ Forsight 0.4 2017.pdf

References

Cedefop, European Training Foundation (2016). Developing skills foresights, scenarios and forecasts: guide to anticipating and matching skills and jobs. Vol. 2, Publications Office of the European Union. https://data.europa.eu/ doi/10.2816/376143

Gasevic, D., Jovanovic, J., Pardo, A., & Dawson, S. (2017). Detecting learning strategies with analytics: Links with self-reported measures and academic performance. Journal of Learning Analytics, 4(2), 113-128. https://doi. org/10.18608/jla.2017.42.10 Gurtov, V. A., & Pitukhin, E. A. (2017). Prognostication of the demands of economics in qualified personnel: Review of approaches and application experience. University Management: Practice and Analysis, 21(4), 130-161. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.056 (In Russ.) Kuteynicyna, T. G. (2016). Methods for predicting the quality of the labor force: foreign experience and Russian practice. Vocational Education and Labour Market, 3, 10-15. (In Russ.) https://www.po-rt.ru/articles/645 Ponkin, I. V. (2023). Methodology of scientific research and applied analytics. Vol. 1:

Applied Analytics. Buki Vedi. (In Russ.) Rapid Foresight. Version 0.4. (2017). Agency for Strategic Initiatives. https://files.asi.ru/iblock/9a2/9a28c0a2a83f95c34a65378924657fe0/For-sight 0.4 2017.pdf (In Russ.) Ryzhuk, O. B. (2023). Trends in the development of predictive analytics. In Proceedings of the XII conference «Innovatika in the modern world: experience, problems and prospects of development» (pp. 128-135). Ufa. (In Russ.) Vinogradova, A. A. (2017) Predictive analytics In Proceedings of the XVIII conference «Economic science - economic practice» (pp. 208-210). Kostroma State Technological University. (In Russ.)

Информация об авторах

Осадчева Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, заместитель руководителя Научно-образовательного центра развития образования института «Высшая школа государственного управления», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9110-6705, osadcheva-sa@ranepa.ru

Куртеева Лариса Надировна, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра развития образования института «Высшая школа государственного управления», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1070-1030, kurteeva-ln@ranepa.ru

Сатдыков Айрат Илдарович, заместитель руководителя Научно-образовательного центра развития образования института «Высшая школа государственного управления», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9813-3746 , satdykov-ai@ranepa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors

Svetlana A. Osadcheva, Cand. Sci. (Economics), Deputy Director of the Scientific and Educational Center for Educational Development of the Institute "Graduate School of Public Management" of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-9110-6705, osadcheva-sa@ranepa.ru

Larisa N. Kurteeva, Cand. Sci. (Education), Leading Staff Scientist, ^e Scientific and Educational Center for Educational Development of the Institute "Graduate School of Public Management" of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administratio, ORCID: https://orcid. org/0000-0003-1070-1030, kurteeva-ln@ranepa.ru

Ayrat I. Satdykov, Deputy Director of the Scientific and Educational Center for Educational Development of the Institute "Graduate School of Public Management" of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9813-3746, satdykov-ai@ranepa.ru

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.