УДК 614.1/2:362.7/8:616.1/9-053.5
ОРИЕНТИРЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
© 2009 А.Ф. Яценко
Тихоокеанский государственный экономический университет
Поступила в редакцию 21.11.2009
В статье отражены цели стратегического развития вуза в условиях проектирования инновационной структуры - будущего федерального университета на Дальнем Востоке. Ключевые слова: инновационная модель развития, федеральный университет
Одной из актуальных задач развития информационно-технологического общества XXI века является освоение инноваций и повышение эффективности управления системой высшего профессионального образования [1, 2, 5]. Крайне важным становится поиск новых форм и моделей инновационного обучения специалистов. Инновационные образовательные технологии рассматриваются, прежде всего, как инструмент привлечения инвестиций, инвестиции в образование рассматриваются как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения. По данным исследований экспертов Всемирного банка в структуре элементов национального богатства доминирует человеческий капитал, составляющий около 2/3 итоговой денежной оценки элементов. Таким образом, мерой совершенства общества кроме накопления знаний, умения и опыта становится способность обеспечивать развитие и реализацию человеческого потенциала граждан на региональном уровне. Этой целью развитие человеческого потенциала берется за основу оценки уровня развития той или иной страны, при этом критериями оценки являются: продолжительность жизни; уровень образования; валовой внутренний продукт.
С 1995 г. по Программе развития ООН публикуются Доклады о развитии человеческого потенциала в РФ, где такой критерий как индекс развития человеческого потенциала (рассчитываемого на основе трех показателей - долголетия, достигнутого уровня образования и уровня благосостояния) снижается с 1996 г. до настоящего времени. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать социальное пространство
Яценко Александр Федорович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления. E -mail: [email protected]
для созидательной творческой деятельности людей и привития результатов этой деятельности [3, 6]. Постановлением Правительства РФ 23 декабря 2005 г. была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. (ФЦПРО). Основной стратегической целью программы стало обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. В числе её основных стратегических задач:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в системе образования;
- совершенствование финансово-экономических, механизмов в сфере образования.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы РФ. В числе основных мероприятий ФЦПРО:
- разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования с целью обеспечить каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса;
- совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций), внедрение систем обеспечения качества образовательных учреждений;
- развитие интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, и
Педагогика и психология
университетских комплексов, развитие, апробация и внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей;
- формирование в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов.
В Приморском крае увеличивается интенсивность развития инновационных процессов в сфере образования: образовательные услуги оказывают 3 негосударственных и 11 государственных вузов, согласно Указу Президента России Д.А. Медведева реализуется проект создания Дальневосточного Федерального Университета. В Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ) реализуется комплекс мероприятий по разработке наиболее эффективной комплексной модели стратегического управления. Проектирование вуза нового типа учитывает внедрение новых методик, средств, приемов, технологий педагогического процесса современной школы и имеет в своей основе этическую доминанту в направлении формирования научно обоснованных знаний будущих экономистов [4, 7, 8]. Формирование инновационной атмосферы, учитывающей организационную устойчивость, с одной стороны обеспечивается разработкой и внедрением стратегических программ по формированию контингента потребителей услуг высшего учебного заведения, с другой стороны должно обеспечиваться повышением заинтересованности работников в продуктивной деятельности. В итоге все факторы, обеспечивающие формирование «организационно-устойчивой» атмосферы научно-методического обеспечения вуза можно разделить на три базовых звена:
- внутриорганизационная среда,
- функционирование трудового коллектива,
- внешняя среда организации.
Результативная атмосфера ТГЭУ складывается на основе согласованной деятельности всех подразделений организации. Тем не менее, актуален поиск путей эффективности работы для обеспечения «организационно-устойчивой» атмосферы высшего учебного заведения. В качестве «организационного клея» здесь может выступить организационная культура. Она служит источником поиска инновационных путей к формированию организационной индивидуальности, культуры взаимодействия с другими клиентами и организациями, и в обеспечении качественных показателей деятельности рабочих групп научно-методического обеспечения подготовки специалистов. ТГЭУ реализует ряд мер по
обеспечению участия в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и возможности участия студентов и выпускников университета в системе международного непрерывного образования.
В ходе проведенных нами исследований был изучен вклад факторов внешней и внутренней среды в понимание реализации стратегии вуза у студентов, находящихся на заочной форме обучения в отличие от их сверстников обучающихся на очной форме обучения. При проведении факторного анализа в исследованных группах студентов (исследования проводились в ТГЭУ, объем выборочной совокупности составили 277 студентов в возрасте от 17 до 29 лет, из них 95 находящихся на заочной форме обучения и 182 сверстника на очной форме обучения), выделено 3 фактора (место обучения, возраст и пол) (табл. 1). Условия места обучения вошли в фактор, условно обозначенный как «место обучения». Количество выделяемых факторов определялось с тем расчетом, чтобы обусловленная ими изменчивость покрывала не менее 70-75% дисперсии. Проведенная факторная оценка позволила установить структуру факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на понимание реализации стратегии вуза студентов исследованных групп. Наибольший вклад в понимание реализации стратегии вуза изученных групп студентов имели значимые факторы - «место обучения» и «возраст», описывающие 74,35% общей дисперсии. Использование метода многомерной статистики позволило уточнить факторы, формирующие понимание реализации стратегии вуза студентов, находящихся на различных формах обучения. Результаты факторного анализа показали взаимосвязь особенностей формирования стратегии вуза с принадлежностью студентов к различным формам обучения в высшей школе.
ТГЭУ располагает соответствующим воспитательным ресурсом, использование которого может положительно повлиять на соответствие качества и задачам регионального сообщества. В современных условиях повышение качества научно-методического обеспечения подготовки специалистов обеспечивает усиление роли ТГЭУ в региональной экономике Приморского края. С точки зрения государственного управления университет должен снабжать местную экономику идеями и квалифицированным человеческим капиталом. С точки зрения специалиста университет должен
нести как специализированный образовательный стандарт, так и удовлетворять интеллектуальные потребности, обеспечивать наибольшую мобильность выпускаемого специалиста. Однако инновационная атмосфера вуза
должна основываться на понимании того, что люди обладают огромным количеством знаний, умений и устремлений независимо от того, есть ли на них спрос в данный момент на рынке труда или нет.
Таблица 1. Факторная структура, полученная методом главных факторов
Вклад фактора «возраст» в факторной нагрузке Вклад фактора «пол» в факторной нагрузке Вклад фактора «место обучения» в факторной нагрузке
выборка из обследованных групп 0,827641* 0,46363 0,990355*
Примечание: *Р<0,05
Выводы: использование современных подходов к стратегическому управлению вузом позволит обеспечить глубокие взаимосвязи между звеньями организационной системы вуза и удовлетворить потребность экономики региона в качественных специалистах с учетом связей имеющихся педагогических традиций современной школы с проектированием инновационной структуры - будущего общенационального университета на Дальнем Востоке. Полученные результаты исследований будут использованы для развития инновационных подходов к профессиональному образованию экономистов и ориентированы на развитие организационных структур, способствующих расширению спектра и увеличению объема производства новейших образовательных продуктов и услуг подразделениями вуза. Разработанные мероприятия будут использованы для разработки инновационной модели вуза решающей кадровые и исследовательские задачи будущей конкурентоспособной экономики Дальневосточного Федерального округа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исаев, Н.В. Университет как экономическая организация: диссертация доктора экономических наук: Кострома, 2005. - 312 с.
2. Карминский, А.М. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.
3. Косянкова, Н.А. Трансформация экономической сущности человеческого потенциала в условиях современной парадигмы образования: автореферат дис. кандидата экономических наук: М., 2008. - 28 с.
4. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 295 с.
5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мес-кон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002. -702 с.
6. Сельская, О.В. Совершенствование социального контроля над деятельностью административной организации вуза: автореферат дис. кандидата социологических наук: М., 2006. - 22 с.
7. Теплухин, П. Инструмент развития и контроля // Управление компанией. - 2006. - №3. - С. 71-73.
8. Трифилова, А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
REFERENCE POINTS OF BUILDING THE INNOVATIVE MODEL OF HIGH SCHOOL DEVELOPMENT
© 2009 A.F. Yatsenko
Pacific State Economic University
In article purposes of strategic development of high school in conditions of designing the innovative structure - future federal university in the Far East are reflected. Key words: innovative model of development, federal university
Alexander Yatsenko, Candidate of Medicine, Associate Professor at the Department of State and Municipal Management. E-mail: [email protected]