О
(N
УДК 614.1/2:362.7/8:616.1/9-053.5 ББК 74.584(2)738
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА
Отражены образовательные аспекты развития Дальнего Востока и Байкальского региона в условиях реализации федеральных и региональных стратегий, обеспечивающих инновационное развитие экономики Дальневосточного федерального округа.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, университет, инновационные потребности экономики.
A.F. Yatsenko
EDUCATIONAL ASPECTS IN INTRODUCING REGIONAL STRATEGY
The article covers key educational aspects of development of the Russian Far East and Baikal region in the context of introducing federal and regional strategies aimed at innovation-oriented economic model of the Russian Far East Federal District development.
Keywords: social and economic development, strategy, university, economic needs in innovations.
SSI
2sl
KS г
MhSI
H5i
Ой"
°i<s ^ 1
5s І
^ n £
S ¡Ґ I
8s! ИН 25 о
СнО!
£я§|
E40 f
аи-і
SfflE
н
н
о
н
PQ
со
н
Возникшие в результате серьезных вызовов глобального мирового финансового кризиса трудности отразились на социально-экономическом развитии регионов Дальневосточного Федерального Округа. Правительство РФ распоряжением от 28 декабря 2009 г. № 2094-р утвердило Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона явилась реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах РФ, расположенных на этой территории. Первоочередной задачей Стратегии является создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.
Для достижения поставленных правительством стратегических ориентиров развития Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо опираться на документы стратегического планирования, такие как, федеральные отраслевые стратегии развития, стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований сформированные в единую систему, отсутствующую в настоящее время и которую предстоит разработать в ближайшем будущем. Сбалансированное развитие указанной системы должно опираться на наиболее полное использование конкурентных преимуществ экономик регионов Дальневосточного Федерального Округа, в частности Примор-
© А.Ф. Яценко, 2011
«К1
2нё Д 5 =
КнК
НД
ЬА
ОЙ"
^ 1
5к I
^ Л £ ё§! ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
ского края, Хабаровского края и Иркутской области, использованием образовательного потенциала и устойчивым наращиванием экспорта инновационных видов продукции. В утвержденной правительством Стратегии отмечено, что в ДВФО в большей степени интегрированы отдельные южные территории Дальнего Востока и Байкальского региона, объединенные единой транспортной и энергетической инфраструктурой. Вместе с тем территория ДВФО крайне неоднородна, поэтому реализация инновационного развития экономики округа предполагает формирование ряда зон опережающего развития с различной специализацией. Ключевым механизмом достижения стратегических ориентиров развития Дальнего Востока и Байкальского региона является использование межрегиональных связей. Университетским комплексам должна принадлежать главная роль в формировании инновационной инфраструктуры, которая будет способствовать привлечению финансовых ресурсов, а также обеспечивать связь между наукой и производством предприятий Дальнего Востока и Байкальского региона. В рамках рассмотрения отдельных элементов указанной системы стратегического планирования социально-экономического развития представляется важным определить направления работы по развитию научно-образовательного комплекса в субъектах ДВФО — Приморском крае и Иркутской области.
В Законе Приморского края «О Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» отмечен факт слабой вертикальной интеграции профессионального образования края. В Законе Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы» отмечен факт недостаточно широкого взаимодействия высших учебных заведений края с научными и образовательными учреждениями за пределами региона. Общими чертами указанных регионов являются низкая инновационная составляющая в производимой организациями регионов продукции (оказываемых услугах) и неблагоприятная демографическая ситуация, отток квалифицированных кадров. В этой связи представляется актуальным указать два приоритета развития образовательной системы Дальнего Востока, утвержденные Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. — обновление и укрупнение образовательных учреждений с целью сосредоточения в них кадрового и учебно-материального потенциала. В этом контексте следует привести такие примеры слияний, как Северо-Восточный федеральный университет в Якутии (новый федеральный университет создается на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова с присоединением Якутского государственного инженерно-технического университета и Саха государственной педагогической академии, четырех федеральных государственных научных учреждений — Института прикладной экологии Севера, Института региональной экономики, Института здоровья и Института математики.) и Дальневосточный федеральный университет (на базе Дальневосточного государственного университета и Институтов ДВО РАН). В контексте решения этого вопроса ДВФУ и СВФУ призваны задать образцы и стандарты новых компетенций и установок, которыми должны обладать выпускники системы общего и профессионального образования, чтобы отвечать требованиям растущих перспективных сегментов рынка труда,
а также на качественно новом уровне развернуть подготовку педагогических и руководящих кадров для образовательных учреждений ДВФО, осуществляя методическую поддержку этой деятельности. В Тихоокеанском государственном экономическом университете реализуется ком-^ плекс мероприятий по разработке наиболее эффективной комплексной
5^ модели стратегического управления. Проектирование вуза нового типа
учитывает внедрение новых методик, средств, приемов, технологий педагогического процесса современной школы и имеет в своей основе этическую доминанту в направлении формирования компетенций будущих экономистов [1; 2].
В ходе проведенных нами исследований был изучен вклад факторов внешней и внутренней среды в понимание реализации стратегии вуза у студентов, находящихся на заочной форме обучения в отличие от их сверстников обучающихся на очной форме обучения. При проведении факторного анализа в исследованных группах студентов (наши исследования проводились в ТГЭУ, объем выборочной совокупности составили 277 студентов в возрасте от 17 до 29 лет, из них 182 находящихся на заочной форме обучения и 95 сверстников на очной форме обучения), выделено три фактора (место обучения, возраст и пол). Условия места обучения вошли в фактор, условно обозначенный как «место обучения». Количество выделяемых факторов определялось с тем расчетом, чтобы обусловленная ими изменчивость покрывала не менее 70-75% дисперсии. Проведенная факторная оценка позволила установить структуру факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на понимание реализации стратегии вуза студентами исследованных групп. Наибольший вклад в понимание реализации стратегии вуза в изученных группах студентов имели значимые факторы — «место обучения» и «возраст», описывающие 74,35% общей дисперсии.
Таким образом, использование метода многомерной статистики позволило уточнить факторы, формирующие понимание реализации стра-; тегии вуза у студентов находящихся на различных формах обучения.
Результаты факторного анализа показали взаимосвязь особенностей ой § формирования стратегии вуза с принадлежностью студентов к различ-
^ | ным формам обучения в высшей школе. На основе SWOT анализа в уни-
| верситете разрабатываются подходы к трансграничному образованию
og 1 (cross-border education), проводится работа по содействию решения та-
s ^ I ких актуальных проблем будущих экономистов, как повышение мотива-
gs | ции к личному вкладу будущего специалиста в региональное развитие,
s стажировки за рубежом и дистанционное образование на протяжении
йо I всей будущей профессиональной деятельности.
к®! Полученные результаты исследований будут использованы для раз-
вития инновационных подходов к профессиональному образованию экономистов и ориентированы на расширение спектра и увеличения объема 23 производства новейших образовательных продуктов и услуг подразде-
лениями нашего вуза в мультинациональной среде студентов стран АТР (Кореи и Китая). Формирование новых подходов к управлению образовательной системой университета обеспечит инновационные потреб-ll^ ности экономики в поиске оптимальных сопряжений данной Стратегии
правительства РФ с межрегиональными программами, стратегиями, концепциями и позволит выявить параметры инновационного развития
Н региона, что может дать дополнительный мультипликативный эффект в
развитии всего ДВФО.
н
о
О
(N
Список использованной литературы
1. Исаев Н.В. Университет как экономическая организация: дис. ... д-ра экон. наук / Н.В. Исаев. — Кострома, 2005. — 312 с.
2. Косянкова Н.А. Трансформация экономической сущности человеческого потенциала в условиях современной парадигмы образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н.А. Косянкова. — М., 2008. — 28 с.
Bibliography (transliterated)
1. Isaev N.V. Universitet kak ekonomicheskaya organizatsiya: dis. ... d-ra ekon. nauk / N.V. Isaev. — Kostroma, 2005. — 312 s.
2. Kosyankova N.A. Transformatsiya ekonomicheskoi sushchnosti chelove-cheskogo potentsiala v usloviyakh sovremennoi paradigmy obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / N.A. Kosyankova. — M., 2008. — 28 s.
Информация об авторе
Яценко Александр Федорович — кандидат медицинских наук, профессор РАЕ, доцент, Тихоокеанский государственный экономический университет, г. Владивосток, e-mail: [email protected].
Author
Yatsenko Aleksandr Fyodorovich — PhD in Medical Sciences, Professor, Russian Academy of Natural History, Associate Professor, Pacific State University of Economics, Vladivostok, e-mail: [email protected].
SSI
2sl
KS г
“Is1
НА
ОЙ"
^ 1
Р« I
«Л*
« I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§|
МО f
нее
н
н
о н
PQ
со
Н