дальневосточный
и байкальский регионы: вузы, инновации и экономика
парадигмы стратегии вуза
в формировании инновационного развития
дальнего востока
_Аннотация
В статье отражены образовательные аспекты развития Дальнего Востока и Байкальского региона в условиях реализации федеральных и региональных стратегий, обеспечивающих инновационное развитие экономики Дальневосточного и Сибирского федерального округов.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, университет, инновационные потребности экономики, многомерная статистика, инновации, внутренняя среда _
Возникшие в результате серьезных вызовов глобального мирового финансового кризиса трудности отразились на социально-экономическом развитии регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Правительство РФ распоряжением от 28.12.2009 № 2094-р утвердило Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.
Стратегической целью развития Дальнего Востока явилась реализация геополитической задачи закрепления населения за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах федерации, расположенных на этой территории. Первоочередной задачей Стратегии является создание условий для развития перспективной экономической специализации регионов ДФО, на основе кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов федерации и муниципальных образований.
Яценко А.Ф.
канд. мед. наук, профессор
Российской академии
естествознания,
доцент кафедры
государственного
и муниципального
управления
Тихоокеанского
государственного
экономического
университета,
г. Владивосток
региональная
_...территория ДФО
_крайне неоднородна, „поэтому реализация
_инновационного
развития экономики округа предполагает
_формирование ряда
_зон опережающего
развития с различной _специализацией
Стратегические ориентиры
Для достижения поставленных Правительством РФ стратегических ориентиров развития ДФО необходимо опираться на документы стратегического планирования:
- федеральные отраслевые стратегии развития;
- стратегии социально-экономического развития субъектов федерации и муниципальных образований, сформированные в единую систему, отсутствующую в настоящее время и которую предстоит разработать в ближайшем будущем. Сбалансированное развитие указанной системы должно опираться на наиболее полное использование конкурентных преимуществ экономик регионов ДФО, в частности Приморского края, Хабаровского края и Иркутской области, использованием образовательного потенциала и устойчивым наращиванием экспорта
новационных видов продукции. В Стратегии отме-ено, что в ДФО в большей степени интегрированы ные южные территории Дальнего Востока и Байкальского региона, объединенные единой транспортной и энергетической инфраструктурой. Вместе с тем территория ДФО крайне неоднородна, поэтому реализация инновационного развития экономики округа предполагает формирование ряда зон опережающего развития с различной специализацией. Ключевым механизмом достижения стратегических ориентиров развития Дальнего Востока и Байкальского региона является использование межрегиональных связей.
Вузы Дальнего Востока и Байкальского региона
Университетским комплексам должна принадлежать главная роль в формировании инновационной инфраструктуры, которая будет способствовать привлечению финансовых ресурсов, а также обеспечивать связь между наукой и производством предприятий ДФО. В рамках рассмотрения отдельных элементов указанной системы стратегического планирования социально-экономического развития представляется важным определить направления работы по развитию научно-образовательного комплекса в субъектах ДФО - Приморском крае и Иркутской области. В Законе Приморского края «О Стратегии социально-экономического развития Приморского края
гредпринимательство, 2010, № 6 (1)
до 2025 года» отмечен факт слабой вертикальной интеграции профессионального образования края. В Законе Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 20102014 годы» отмечен факт недостаточно широкого взаимодействия высших учебных заведений края с научными и образовательными учреждениями за пределами региона.
Общими чертами указанных регионов являются низкая инновационная составляющая в производимой организациями регионов продукции (оказываемых услугах) и неблагоприятная демографическая ситуация, отток квалифицированных кадров. В этой связи представляется актуальным указать два приоритета развития образовательной системы Дальнего Востока, утвержденные Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. -обновление и укрупнение образовательных учреждений с целью сосредоточения в них кадрового и учебно-материального потенциала. В этом контексте можно привести следующие примеры слияний:
1) Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) в Якутии. Новый федеральный университет создается на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова с присоединением:
- Якутского государственного инженерно-технического университета;
- Саха государственной педагогической академии;
- четырех федеральных государственных научных учреждений - Института прикладной экологии Севера, Института региональной экономики, Института здоровья и Института математики;
2) Дальневосточный федеральный университет (на базе Дальневосточного государственного университета и Институтов ДВО РАН).
Понимание реализации стратегии вуза
ДВФУ и СВФУ призваны задать образцы и стандарты новых компетенций и установок, которыми должны обладать выпускники системы общего и профессионального образования. Это необходимо, чтобы отвечать требованиям растущих пер-
ключевым
механизмом
достижения
стратегических
ориентиров развития
Дальнего Востока
и Байкальского
региона является
использование
межрегиональных
связей
региональнаяэ
кономик
-А.
ьски
спективных сегментов рынка труда, а также на качественно новом уровне развернуть подготовку педагогических и руководящих кадров для образовательных учреждений ДФО, осуществляя методическую поддержку этой деятельности. В Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ) реализуется комплекс мероприятий по разработке наиболее эффективной комплексной модели стратегического управления. Проектирование вуза нового типа учитывает внедрение новых методик, средств, приемов, технологий педагогического процесса современной школы и имеет в своей основе этическую доминанту в направлении формирования компетенций будущих экономистов [1,2].
В ходе проведенных нами исследований был изучен вклад факторов внешней и внутренней среды в понимание реализации стратегии вуза у студентов-заочников, в отличие от их сверстников, обучающихся на очной форме обучения. При проведении факторного анализа в исследованных группах студентов (наши исследования проводились в ТГЭУ,
___объем выборочной совокупности составили 277
___студентов в возрасте от 17 до 29 лет, из них 182 обу-
___чающихся заочно и 95 очников), выделено три фактор I (место обучения, возраст и пол). Условия места обучения вошли в фактор, условно обозначенный как «место обучения». Количество выделяемых факторов определялось с тем расчетом, чтобы обусловленная ими изменчивость покрывала не менее 70-75% дисперсии. Проведенная факторная оценка позволила установить структуру факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на понимание реализации стратегии вуза студентами исследованных групп. Наибольший вклад в понимание реализации стратегии вуза в изученных группах студентов имели значимые факторы «место обучения» и «возраст», описывающие 74,35% общей дисперсии.
_университетским
комплексам должна
принадлежать
главная роль
в формировании
инновационной
Результаты исследований
Использование метода многомерной статистики позволило уточнить факторы, формирующие понимание реализации стратегии вуза у студентов исследуемых групп. Результаты факторного анализа показали взаимосвязь особенностей формирования стратегии вуза с принадлежностью студентов к раз-
1редпринимательство, 2010, № 6 (1)
личным формам обучения в высшей школе. На основе СВОТ-анализа в университете разрабатываются подходы к трансграничному образованию, проводится работа по содействию решения таких актуальных проблем будущих экономистов, как повышение мотивации к личному вкладу будущего специалиста в региональное развитие, стажировки за рубежом и дистанционное образование на протяжении всей будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты исследований будут использованы для развития инновационных подходов к профессиональному образованию экономистов и ориентированы на расширение спектра и увеличения объема производства новейших образовательных продуктов и услуг подразделениями нашего вуза в мультинациональной среде студентов стран АТР (Кореи и Китая). Формирование новых подходов к управлению образовательной системой университета обеспечит инновационные потребности экономики в поиске оптимальных сопряжений данной стратегии Правительства РФ с межрегиональными программами, стратегиями, концепциями. Это позволит выявить параметры инновационного развития региона, что может дать дополнительный мультипликативный эффект в развитии всего ДФО.
Литература
1. Исаев Н.В. Университет как экономическая организация: дисс. ... д-ра экон. наук. - Кострома, 2005. - 312 с.
2. Косянкова Н.А. Трансформация экономической сущности человеческого потенциала в условиях современной парадигмы образования: автореферат дисс. ... канд. экон. наук. - Москва, 2008. - 28 с.
Yatsenko A.F.
Cand. of Med. Sci, Professor of Russian Academy of Natural Sciences, Associate Professor, Chair of Public and Municipal Administration, Pacific State University of Economics, Vladivostok
Main Directions of the University Strategy in the Innovative Development of the Far East
_Abstract
The article shows the main educational aspects of the development of the Far East and the Baikal Region connected with the implementation of federal and regional state strategies ensuring the innovation-oriented economic development of the Far Eastern and Siberian Federal Districts.
Keywords: social and economic development, strategy, university, innovation needs of economy, ultivariate statistics, innovation, internal environment
региональнаяэ