Изучение состояния процесса обучения математике может проводиться либо в чистом виде по отношению только к самому курсу математики, либо изучается состояние процесса обучения математике во взаимосвязи со специальными дисциплинами.
В первом случае, анализируя состояние изучения математики, мы фиксируем уровни владения содержанием, в том числе и с помощью детерминированных тестов. Определение состояния процесса обучения математике во взаимосвязи со специальными дисциплинами может быть зафиксировано при изучении курса «Математические методы в естествознании». Студенты с удовольствием работали над задачами исследовательского характера. Сами подбирали задачи, где можно использовать математические методы, и отсюда возник очень сильный мотивационный момент. Студенты изучали и повторяли самостоятельно некоторые разделы математики, необходимые для решения заданий по специальным дисциплинам с помощью электронного учебного пособия.
При изучении данного курса были определены и темы докладов по проблемам, которые заинтересовали студентов, на научно-практическую конференцию. Для решения полученных заданий студенты могли работать самостоятельно, привлекая электронные учебные пособия, созданные в системе ГЕКАДЕМ.
Заключение
Проведенная работа показывает, что самостоятельная деятельность студентов может быть организована самым разнообразным образом. Как известно, совместная работа студента и преподавателя повышает интерес к предмету и в конечном итоге развивает интеллект, но такая форма не всегда возможна. Опыт использования электронных пособий, созданных преподавателем и несущих его мысли и идеи, очень ценен и может частично решить проблему индивидуальных консультаций и послужить решением проблемы развития интеллектуальных умений студентов.
Литература
1. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
2. Янтранова С.С. О детерминированных тестовых заданиях по геометрии //Вестник Бурятского государственного университета. - Сер.15: Теория и методика обучения. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. - Вып.15. - С.153-156.
Янтранова Светлана Степановна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры геометрии, Бурятский государственный ниверситет.
Yantranova Svetlana Stepanovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of department of geometry, Buryat State University.
670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757.
УДК 614.1/2:362.7/8:616.1/9-053.5 А.Ф. Яценко
Ориентиры разработки инновационной модели развития высшего учебного заведения
В статье отражены образовательные аспекты развития стратегии высшего учебного заведения, обеспечивающей инновационное развитие общества.
Ключевые слова: компетентность, стратегия, университет, инновации, образование.
A.F. Fatsenko
The directions of workout of the innovational model of university development
The article reflects the main educational aspects of the strategies of university, which provide the development of innovation-oriented society.
Key words: competence, strategy, university, innovations, education.
В условиях реформирования российской экономики и ограниченности возможностей вследствие глобальных кризисных явлений особую актуальность приобретает поиск управленческих подходов в модернизации конкурентоспособности современного вуза. Особенно актуальными по сравнению с другими регионами страны указанные проблемы становятся для вузов Приморского
135
края, где развитие рыночных отношений в условиях усиления кризисных явлений вызвало выраженные болезненные социальные последствия.
В сложившихся условиях вопросы стратегического управления вузами и приоритетов в стратегии конкретного вуза приобрели особое значение. Управление компетентностью в организациях привлекает все большее внимание и значение в рамках согласования стратегии организации, стратегии управления персоналом, образовательных стратегий.
Компетентностное стратегическое управление является относительно новым способом управленческого мышления о том, как организация может получить высокую производительность в течение значительного периода времени, что является особенно актуальным для образовательных организаций. Компетентностное стратегическое управление объясняет, каким образом организации могут развивать устойчивое конкурентное преимущество на систематической основе в структурном отношении. Подход компетентностного стратегического управления является узловым звеном в стратегии организации, которая включает экономические, организационные и поведенческие проблемы в рамках динамичного, системного, когнитивного и целостного характера организационных компетенций. Этот подход определяет компетентность как способность обеспечивать согласованное развертывание ресурсов таким образом, чтобы помочь организации достичь своих целей (создание и распространение ценностей для потребителей и заинтересованных сторон).
Рассмотрим аспекты компетентностного стратегического управления в вузе. Во-первых, компетентностное стратегическое управление должно включать в себя устойчивую способность реагировать на динамичный характер внешней среды организации и ее собственные внутренние процессы, что позволяет организации поддерживать свою способность создавать стоимость на рынке.
Во-вторых, компетентностное стратегическое управление должно включать в себя способность управлять системным характером развития организации и ее взаимодействием с другими образовательными организациями. Этот аспект компетенции подразумевает умение администрации вуза выполнять требования о координации ресурсов. В первую очередь, стратегическая компетентность требует умения координировать усилия конкретной организации за счет собственных ресурсов в процессах создания ценности образовательного продукта путем создания и реализации информации и знаний [1].
В-третьих, компетентностное стратегическое управление должно включать в себя способность управлять познавательными процессами образовательной организации [2]. Этот аспект компетенции предполагает выполнение администрацией вуза требования о размещении ресурсов. Другими словами, администрация высшего учебного заведения несет ответственность за эффективное и действенное использование ресурсов организации в управлении познавательными процессами.
В-четвертых, компетентностное стратегическое управление должно включать в себя способность управлять глобальным характером деятельности образовательной организации как открытой системой. Этот аспект предполагает, что в достижении миссии организации рассматривается множество индивидуальных и институциональных интересов, которые смешиваются. Чтобы привести организации к достижению целей, необходимо, чтобы администрация вуза смогла определить цели организации, которые обеспечивают достаточный уровень достижения цели для удовлетворения всех индивидуальных и институциональных запросов потребителей услуг организации.
В Тихоокеанском государственном экономическом университете как учебно-научнопроизводственном комплексе в рамках внутриуниверситетской системы качества образования успешно работают студенческие научные общества, малые инновационные предприятия, проводятся конференции и семинары по вопросам организационных и экономических условий научноисследовательской работы студентов. В этих видах работ университета по управлению знаниями предпринимаются организационные действия по отображению существующих процедур и практик в поиске путей совершенствования стратегии университета и возможностей информационного обеспечения качества высшего образования. Дополнительный акцент делается на развитии как
понимания студентами значимости навыков в управлении знаниями, так и формирования нового поведения людей, адаптированных к экономике знаний.
На основе SWOT анализа в Тихоокеанском государственном экономическом университете также проводится работа по поиску инновационных взаимосвязей между звеньями организационной системы вуза и задачами по удовлетворению потребностей экономики региона в качественных специалистах с учетом особенностей развития личности будущего профессионала в сфере экономики в регионе АТР. В итоге образовательная организация в поиске инновационных подходов к рассмотрению решения задачи получения высокой производительности в течение значительного периода времени на базе компетентностного стратегического управления должна добиваться качественного управления развитием новых стратегических направлений в программах обучения, исследований или развития вуза.
В целом рассмотренный подход позволит обеспечить улучшение показателей деятельности вуза и привлекательности для потребителей образовательных услуг. Углубление рационализации этих действий в адаптации университета к требованиям экономики знаний позволит осуществить рационализацию дизайна стратегии ТГЭУ в развитии управления знаниями как приоритета стратегии вуза в управлении развитием Приморского края. Поиск инновационных подходов к формированию инновационной модели развития вуза позволит наиболее точно определить конкурентоспособную позицию вуза - товаропроизводителя интеллектуальной продукции на глобальном рынке экономики знаний Азиатско-Тихоокеанского региона.
Литература
1. Sanchez R., Heene A. Martens R. Competence Perspectives on Learning and Dynamic Capabilities // Advances in Applied Business Strategy. - Vol. 10. - JAI Press, 2008. -210 p.
2. Sanchez R., Heene A. Competence Perspectives on Resources, Stakeholders and Renewal // Advances in Applied Business Strategy. - Vol. 9. - JAI Press::2006. - 154 p.
Яценко Александр Федорович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Тихоокеанский государственный экономический университет.
Yatsenko Alexander Fedorovich, candidate of medical sciences, associate professor of department of governmental and municipal management of Pacific State University of Economy.
690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 19, e-mail:[email protected]