УДК 378Л47:514 СС Янтранова
Формирование интеллектуальных умений студентов естественнонаучного направления
в процессе обучения математике
Статья посвящена проблеме формирования интеллектуальных умений студентов в процессе обучения математике на факультетах естественнонаучного направления БГУ. Проводится анализ применения системы ГЕКАДЕМ - современного электронного средства обучения - и ее роли в развитии интеллектуальных умений студентов.
Ключевые слова: интеллектуальные умения, современные электронные средства обучения, система ГЕКАДЕМ, микропроцесс, макропроцесс.
S.S. Yantranova
The formation of intellectual abilities of students, studying natural sciences, in the process of teaching mathematics
The article is devoted to the problem of formation of students’ intellectual abilities in the process of teaching mathematics on faculties of natural sciences of Buryat State University. The application of the GEKADEM system as a modern electronic educational tool and its importance in the educational process of students are analyzed.
Key words: intellectual training, modern electronic methods, the GECADEM system, microprocess, macroprocess.
Введение
Проблема формирования интеллектуальных умений не нова. Данной проблемой занимались и занимаются многие педагоги, но в последнее время отмечается, что все больше студентов затрудняются делать простые логические умозаключения, не говоря о том, чтобы они привели какое-то доказательство того или иного свойства. Есть много причин, объективных и субъективных, но в данной статье не ставится цель изучения и выявления этих причин, а представляет интерес вопрос о применении современных информационных технологий для формирования интеллектуальных умений студентов.
Постановка задачи
Целью данной работы является формирование интеллектуальных умений и навыков у студентов во время учебного процесса в рамках тех часов, которые выделяются по учебному плану на изучение дисциплины «Математика».
В последнее время наблюдается тенденция к уменьшению аудиторного времени на изучение математики и увеличению доли самоподготовки в общем расчетном времени на изучение данного предмета. Например, по дисциплине «Математика» на первом курсе биолого-географического факультета учебным планом на самостоятельную работу отводится до 65% общего времени на обучение. В последнее время не выделяются часы на проведение и проверку контрольных работ, но как можно успешно пройти данную дисциплину без проведения объемной контрольной аудиторной и домашней работы. Отсюда выход - организовать самостоятельную работу студентов с использованием современных информационных технологий.
Для активизации интеллектуальной учебной деятельности на первом курсе большинство преподавателей, работающих на ИМИ, а также преподаватели, ведущие дисциплину «Математика» на других факультетах, организуют исследовательскую деятельность студентов, используя сквозные, межпредметные или смежные задачи. Так, в курсе высшей математики в разделе аналитической геометрии можно графически представлять и решать профессионально ориентированные задачи с использованием компьютерной графики. Так как студенты еще не имеют достаточных знаний по специальным предметам, следовательно, базовой задачей в таких исследованиях является соответствующим образом подобранная математическая задача. Другой формой организации работы по интеллектуальному развитию студентов является их участие в работе научно-практических конференций, которая может быть выполнена при методическом контроле, консультировании или руководстве преподавателя.
С.С. Янтранова. Формирование интеллектуальных умений студентов естественнонаучного направления в процессе обучения математике
Преподаватель должен быть заинтересован подготовить специальные задания, темы, определить требования, указать источники, в том числе и электронные, для наиболее эффективного выполнения заданий исследовательского характера.
Требования времени и стратегии модернизации высшего профессионального образования направляют самостоятельную работу от простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков на развитие внутренней и внешней самореализации завтрашнего специалиста, что формирует самостоятельность как черту характера, необходимую для современного специалиста в настоящее время. Для высшей школы развитие интеллекта не является основной задачей, но правильно организованная самостоятельная работа, направленная на развитие самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей дает необходимый результат.
Математика изучается на факультетах естественнонаучного направления в течение трех семестров, оставаясь основой изучения специальных дисциплин, и здесь важно успешное освоение базового понятийного аппарата. Особенностью преподавания дисциплины является снижение уровня теоретизации лекционного материала и осознанного применения формул при решении задач. Эффективным способом восполнения пробелов лекционных курсов является использование электронных учебных пособий по математике , созданных на кафедре геометрии БГУ в системе ГЕКАДЕМ. Данные электронные пособия широко используются в учебном процессе не только при контроле знаний, но и для организации самостоятельной работы студентов. В учебном электронном пособии содержится вся информация для усвоения того или иного материала. После изучения темы студент может с помощью детерминированных тестов проверить свои знания. Если тестирование показало недостаточное усвоение темы, то студент имеет возможность с помощью справочного материала восполнить выявленный пробел.
Ни один преподаватель не должен оценивать степень эффективности своей работы по тому, как успешно реализуются отдельные функции учебного процесса, например, усвоение студентами знаний и умений. Каждый преподаватель обязан организовать учебный процесс так, чтобы он обладал системой функций, адекватной структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и интеллектуальные умения личности. Это новая и сложная задача для преподавателя, в том числе и преподавателя математики, но она диктуется временем и должна быть реализована. Отсюда перед ним возникает новая целевая программа - разработка функциональных свойств процесса обучения математике, адекватных интеллектуальному развитию личности студента.
Для изучения влияния процесса обучения математике на формирование интеллектуального умения личности студента удобно воспользоваться терминологий В.С. Ильина, который выделяет в процессе обучения микропроцессы и макропроцессы.
«Макропроцесс - это педагогический процесс, образованный частями, прерывающимися по времени (например, системой уроков). Микропроцессы - это процессы непрерывные (например, те, что протекают во время уроков)» [1, с.80]. При этом данная терминология может быть использована по отношению, как ко всему процессу обучения, так и к его частям, так как лекцию или практическое занятие, например, можно рассматривать как макропроцесс, а фрагменты лекции или практического занятия - как микропроцессы. Естественно, что каждый такой процесс можно изучать с разных точек зрения. Нас интересует оценка этих процессов с точки зрения влияния их на формирование интеллектуальных умений. В процессе обучения математике все процессы влияют на формирование личности (как, впрочем, и при изучении любой другой дисциплины, во всяком случае так должно быть), но степень влияния на формирование личности этих процессов различна. Следует считать, что в любом педагогическом процессе есть некоторый нулевой уровень влияния на формирование личности. Нас интересует то влияние, которое хорошо подготовлено и продумано, которое должно привести к существенному и ощутимому эффекту.
Для обучения математике очень характерны микропроцессы, в частности, ими являются процессы решения отдельных задач, а они, как хорошо известно, составляют основу процесса обучения математике. Систему таких задач или фрагменты такой системы, подчиненных определенным целям, можно считать соответствующим макропроцессом, а элементы этой системы - микропроцессами. Чем выше эффект от каждого элемента, тем выше уровень функционирования всей системы, всего учебно-воспитательного процесса.
Использование современных информационных технологий в учебном процессе можно отнести к макропроцессу, а применение отдельных фрагментов электронного учебного пособия - к микропроцессу. Успешность решения математических заданий во многом определяется уровнем
базовых знаний. Контроль степени формирования понятийного аппарата можно осуществлять с помощью определенных типов тестовых заданий, в том числе и жестко детерминированных. Проведение контрольных работ в форме компьютерного тестирования позволяет преподавателю не только осуществлять мониторинг знаний и умений студентов, но и своевременно реагировать и вносить коррективы в учебный процесс. Теоретические исследования и практика обучения в последние годы показали, что тесты являются достаточно эффективным средством контроля. Однако функции тестов не ограничиваются лишь как контролирующие, но они могут быть и обучающими. Далеко не полно изучен их потенциал в плане обучения и развития.
Важной составляющей интеллекта является пространственное мышление. Сформированное пространственное воображение является непременным условием успешного выполнения предметной деятельности студента-выпускника естественнонаучного направления. Формирование у студентов научных представлений и понятий о пространстве - одна из важнейших задач обучения геометрии. В связи с этим возникает потребность в поиске и выборе эффективных средств обучения, направленных на развитие пространственного мышления. В качестве одного из средств можно рассматривать компьютер, с использованием которого в учебном процессе меняется характер обучающей среды. В частности, для преподавателя важным является возникновение новых возможностей для реализации принципа наглядности. Так, в менее детерминированных тестах студенты должны будут дополнить недостающие элементы в изображениях геометрических пространственных фигур или имитировать перемещение фигур в пространстве, или преобразовывать одну фигуру в другую, или выделять общую часть при пересечении пространственных фигур. Таким образом, включение средств информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс не только позволяет повысить качество обучения, но и способствует развитию пространственного мышления, а отсюда и повышению интеллектуальных способностей студентов.
В педагогике выделяют следующие функции отдельных процессов обучения и их групп в формировании развитой личности.
1. Любой процесс обучения, будь то микропроцесс или макропроцесс, должен планироваться и осуществляться из расчета выполнения двух взаимосвязанных функций: стимулирования стержневых свойств личности и координации нестержневых, через которые стержневые реализуют свои функции.
2. Разносторонность деятельности студентов в учебном процессе.
3. Развитие личности в деятельности обусловливается не только характером деятельности, но и отношением личности к ней.
4. Единство основных компонентов обучения. Сюда входят:
а) единство противоречий процесса обучения как внутренней движущей силы;
б) единство целей, функций и структуры всех компонентов процесса обучения;
в) единство деятельности преподавателя и коллектива студентов в виде общей основы их
деятельности.
Из перечисленных функций выделим второй, не умаляя остальные. Так, студентам была предложена специально разработанная система заданий по теме «Метод координат», призванная показать роль математических знаний для овладения профессиями, связанными с навигацией и геодезией. За помощью студенты могли обратиться к электронной версии учебного пособия «Математика», созданной для студентов естественнонаучного направления. Следует шире понимать эту функцию процесса обучения. Разносторонность деятельности студента в процессе обучения математике должна быть направлена не только на связь с реальной жизнью, но и на систематизацию его мыслительной деятельности, которая невозможна в настоящее время без использования современных информационных средств обучения.
Для оценки эффективности учебного процесса философы вводят две структурные характеристики: состояния и движения. Структура состояния - строение процесса в разрезе в каждый момент движения; структура движения - это преобразование состояний процесса по ходу его движения.
При изучении учебного процесса мы делаем как бы его разрез, при этом данный разрез можно делать и по отношению к циклам дисциплин, относящихся к данной специальности. Главное, при этом выявляются всевозможные взаимосвязи. Если эти связи имеют место и эффективно работают, то процесс обучения математике обладает высоким уровнем влияния.
Изучение состояния процесса обучения математике может проводиться либо в чистом виде по отношению только к самому курсу математики, либо изучается состояние процесса обучения математике во взаимосвязи со специальными дисциплинами.
В первом случае, анализируя состояние изучения математики, мы фиксируем уровни владения содержанием, в том числе и с помощью детерминированных тестов. Определение состояния процесса обучения математике во взаимосвязи со специальными дисциплинами может быть зафиксировано при изучении курса «Математические методы в естествознании». Студенты с удовольствием работали над задачами исследовательского характера. Сами подбирали задачи, где можно использовать математические методы, и отсюда возник очень сильный мотивационный момент. Студенты изучали и повторяли самостоятельно некоторые разделы математики, необходимые для решения заданий по специальным дисциплинам с помощью электронного учебного пособия.
При изучении данного курса были определены и темы докладов по проблемам, которые заинтересовали студентов, на научно-практическую конференцию. Для решения полученных заданий студенты могли работать самостоятельно, привлекая электронные учебные пособия, созданные в системе ГЕКАДЕМ.
Заключение
Проведенная работа показывает, что самостоятельная деятельность студентов может быть организована самым разнообразным образом. Как известно, совместная работа студента и преподавателя повышает интерес к предмету и в конечном итоге развивает интеллект, но такая форма не всегда возможна. Опыт использования электронных пособий, созданных преподавателем и несущих его мысли и идеи, очень ценен и может частично решить проблему индивидуальных консультаций и послужить решением проблемы развития интеллектуальных умений студентов.
Литература
1. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
2. Янтранова С.С. О детерминированных тестовых заданиях по геометрии //Вестник Бурятского государственного университета. - Сер.15: Теория и методика обучения. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. - Вып.15. - С.153-156.
Янтранова Светлана Степановна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры геометрии, Бурятский государственный ниверситет.
Yantranova Svetlana Stepanovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of department of geometry, Buryat State University.
670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757.
УДК 614.1/2:362.7/8:616.1/9-053.5 А.Ф. Яценко
Ориентиры разработки инновационной модели развития высшего учебного заведения
В статье отражены образовательные аспекты развития стратегии высшего учебного заведения, обеспечивающей инновационное развитие общества.
Ключевые слова: компетентность, стратегия, университет, инновации, образование.
A.F Fatsenko
The directions of workout of the innovational model of university development
The article reflects the main educational aspects of the strategies of university, which provide the development of innovation-oriented society.
Key words: competence, strategy, university, innovations, education.
В условиях реформирования российской экономики и ограниченности возможностей вследствие глобальных кризисных явлений особую актуальность приобретает поиск управленческих подходов в модернизации конкурентоспособности современного вуза. Особенно актуальными по сравнению с другими регионами страны указанные проблемы становятся для вузов Приморского
135