УДК 371.3.017 ББК 4421.3
ОРИЕНТИРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕДИАКОНТЕНТА
Л.А. Дмитриева
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
THE GUIDELINES OF PEDAGOGICAL INFLUENCE ON SENIOR PUPILS’ VALUES DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF MEDIACONTENT
L. Dmitrieva Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development
Рассматриваются ориентиры на развитие ценностных ориентаций у старшеклассников в условиях влияния медиаконтента. Учтены психологовозрастные особенности старшеклассников в процессе развития у них ценностных ориентаций.
Ключевые слова: педагогические ориентиры, ценностные ориентации, медиаконтент.
The guidelines on the senior pupils’ values development in the conditions of mediacontent are reviewed. Senior pupils’ psychological and age peculiarities while developing the values are taken into consideration.
Keywords: pedagogical guidelines, values, mediacontent.
Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни России требуют внимательного изучения процессов, происходящих в молодёжной среде. Политика деидеологизации и деполитизации образования, пропаганда средствами массовой информации насилия, психологии индивидуализма и потребительства вызывают разрушение ценностных ориентаций, способствуют утрате гражданско-политических ориентиров подрастающего поколения. Эти негативные тенденции актуализируют проблему аксиологи-зации образования, обеспечения ценностного развития личности, усиления внимания к вопросам развития и воспитания. В Федеральных государственных стандартах второго поколения большое внимание уделяется формированию универсальных компетентностей, что является, с одной стороны, качественно новым явлением, а с другой стороны, сохраняет преемственность с предыдущим перио-
дом развития российского образования, который осуществлялся в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Эта Концепция основана на воспитании ценностей как приоритетного направления в образовании. В Президентской инициативе «Наша новая школа» акцентировано внимание на всесторонней поддержке развития личности школьников, что включает в себя становление ценностных ориентаций в процессе формирования индивидуальной траектории развития.
Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма формирования личности, определяя форму реализации намеченных целей, и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для
Вопросы общего образования
развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций. С точки зрения И.С. Кона, в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, ее деятельность. По его словам, система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми [2, с. 148].
Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности, гражданственности, долге и ответственности. Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л.И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующим все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [1, с. 321].
На развитие ценностных ориентаций школьников, определяющих их отношение к политическим фактам, событиям, процессам, непосредственно и опосредованно влияет ряд факторов различного уровня: объективные факторы: а) макроуровня (общественно-
политическая и экономическая ситуация в стране, официальная государственная политика и идеология, средства массовой информации, система образования в целом); б) ме-зоуровня (региональные особенности, ттткола (изучение обществоведческих дисциплин), молодежные движения, неформальное общение); в) микроуровня (семья, ближайшее окружение); субъективные факторы: а) мировоззренческие (взгляды, убеждения, идеалы личности); б) потребностно-мотивационные (потребности, мотивы, интересы).
По результатам мониторинга, проведенного на территории Челябинской области (2002-2008 гг.), определена иерархия объективных факторов формирования политических ценностей учащихся старших классов: на первое место 32 % старшеклассников поставили средства массовой коммуникации (со-
кращённо СМИ, также масс-медиа организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу, массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации, а также механизм обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей). Степень влияния элементов, входящих в структуру СМИ, в указанный период времени изменяется: отмечается увеличение значимости так называемого медиаконтента. Медиаконтент (англ. content - содержание, media -средство) - совокупность информационно значимого, содержательного наполнения электронных ресурсов (например, Internet-сайты, мультимедиа, виртуальная реальность, веб-сайты, компьютерные игры, интерактивные инсталляции, интефейс «человек-компьютер», цифровое видео, кино, компьютерная анимация). Следовательно, необходимым условием формирования ценностных ориентаций является использование воспитательного потенциала данного феномена.
Воспитательный потенциал медиаконтента мы будем рассматривать как совокупность ресурсов информационной среды, способствующих целенаправленному, систематическому формированию личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Безусловно, положительной оценки заслуживает возможность использования медиаконтента для оперативного получения необходимой информации для решения возникающих у учащихся проблем. В процессе формирования ценностных ориентаций старшеклассников важным является получение информации из различных источников, представляющих различные оценочные суждения, мнения. Это дает возможность формирования у школьников собственного отношения к событиям и фактам.
Воспитание в условиях доминирования медиаконтента происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. К сожалению, Internet позволяет современному подростку получить возможность доступа к информации, несущей серьезный антинравственный заряд: в сети имеются сайты экстремистских, террористических, националистических организаций, общение в различных чатах нередко происходит на низком культурном уровне и заменяет живое человеческое общение. Наличие глубо-
кого ценностно-нормативного конфликта между бурно развивающимся медиаконтентом и всеми сферами жизни общества, в том числе и образовательной сферой, проявляется во многих психологических и социальных аспектах: во-первых, развитие средств массовой коммуникации породило феномен «дефицита от изобилия». Под этим подразумевается то, что при огромном объеме информации, из которого намеренно убирают причинно-следственные связи, человек перестает ее воспринимать и приходит к выводу, что ничему нельзя верить. Таким образом, при широкомасштабном информационном потоке, в результате утраты доверия к подаваемой информации, человек оказывается как бы в информационном вакууме; вторая особенность медиаконтента - это «перфомансность» (от английского «performance» - представление). Человек, как в детстве, испытывает тягу к развлечениям, сенсациям, массовым зрелищам. Подача информации все чаще приобретает характер шоу, это переносится и на повседневную жизнь; в-третьих, это визуализация. Визуальная (зрительная) коммуникация между людьми стала основой человеческого общения. Визуальные образы и коды заменили все другие способы передачи информации (язык, жестикуляция и т. д.). В этой связи телевизор и Internet выходят на первое место по популярности. Опасность заключается в том, что в результате человек утрачивает способность образно, творчески мыслить. Ещё одним негативным аксиологическихм последствием воздействия медиаконтента на сознание человека является формирование у него безволия и безответственности. Подспудное ощущение индивидуальным сознанием неполной реальности сконструированного для него и окружающего его мира ведет к возникновению специфического «облегченного» типа поведения. К его носителю может быть применен термин «человек играющий», характеризующий, по меньшей мере, неполное осознание грани между реальным и воображаемым миром и, соответственно, отсутствие четких представлений о причинно-
следственных связях, в том числе по отношению к результатам собственной деятельности, социуму.
Другим негативным аксиологическим последствием влияния медиаконтента на сознание человека (и целых социальных групп) является потеря чувства реальности окружающего мира, потеря ориентации в сложных
реалиях современного общества. Для проблемы интерфейса как посредника в процессах познания фундаментальным оказывается вопрос о соотношении реальности и познания именно действительности, а не ее виртуальной пары, то есть на первый план выходит проблема истины. Ведь благодаря концентрированному воздействию информационных технологий, используемых масс-медиа, отдельный человек практически неизбежно утрачивает объективизированный критерий истины. Дело в том, что доступная ему практика, которая выступает в качестве критерия истинности его представлений об окружающем мире, имеет уже не материальный, а информационный, «виртуальный» характер. Именно отсутствие критического восприятия окружающего мира лишает индивида и социальные группы адекватной ориентации в постоянно усложняющемся обществе.
Результаты социологических опросов позволили выявить «точки» наибольшего напряжения в отношениях между вещателями и аудиторией: 1) некорректная и/или избыточная («назойливая») политическая пропаганда;
2) некорректная и/или избыточная («назойливая») реклама; 3) агрессия, физическое и/или моральное насилие на экране; 4) порнография или эротические элементы, противоречащие моральным нормам; 5) систематическое искажение реальности; 6) избыток негативно окрашенной социальной информации; неоправданно большое число сообщений о катастрофах, убийствах, жертвах и т. п.; 7) трансляция образцов дурного поведения; 8) некорректный, исковерканный язык; 9) чрезмерное количество зарубежной продукции; 10) высказываемое неуважение к конкретным людям и организациям; 11) высказываемое неуважение к национальным символам, национальной истории и культуре; 12) некорректные правовые или антиправовые действия самих телеканалов.
Анализ перечисленных особенностей, результаты социологических опросов, анкетирования и тестирования старших школьников позволяют сделать вывод о том, что такое неотъемлемое явление современной жизни, как медиаконтент, оказывает по большей мере отрицательное воздействие на каждого конкретного индивида и на общество в целом. Призванный выполнять позитивные функции, информировать и позволять каждому члену общества формировать свое собственное отношение к происходящему вокруг, он, напро-
Вопросы общего образования
тив, зачастую дезинформирует и моделируют антиобщественное поведение, манипулируя сознанием.
Использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании системы политических ценностей и нивелирование его вредного влияния должны базироваться на ориентирах, которые выявлены на основе анализа работы [3]:
1) ориентир критической автономии. Вслед за основоположником медиапедагогики Л. Мастерманом мы полагаем, что в первую очередь необходимо научить старших школьников понимать, кто и зачем создаёт то или иное медиасодержание, на какой эффект воздействия, влияния оно рассчитано. То есть использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании ценностных ориентаций предполагает в первую очередь формирование критического мышления и так называемой «критической автономии» аудитории. Критическая автономия по отношению к медиаконтенту - сложный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку функционирования медиа в социуме и медиаконтента в сочетают с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере;
2) ориентир эстетической рефлексии. Эстетическая рефлексия определяется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, переосмысление человеком отношений с предметносоциальным миром, которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов личности, реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой - в выработке объективной эстетической оценки, более адекватных знаний о мире с их последующей реализацией в виде конкретных действий. Иначе говоря, восприятие аудиовизуальных образов пробуждает в душе зрителя особое эмоциональное напряжение, устанавливает ассоциативные связи с конкретным художественным и жизненным опытом зрителя, на основе их происходит интуитивное постижение развивающихся пластических форм в результате сопереживания, последовательно возникают образные обобщения, влияющие на эмоциональную, когнитивную сферы личности, поступки и поведение;
3) ориентир семиотического диалога. Одним из основных элементом содержания медиаконтента является текст — носитель оп-
ределенной информации, а также образец использования конкретного языкового материала в речи. В этой связи A.A. Гончаров и Р.П. Мильруд отмечают, что смысл имеет не сам текст, а процесс его создания и восприятия [4]. Коммуникативный смысл текста -это отношение его содержания к достигаемой цели коммуникации. Таким образом, школьники в условиях доминирования медиаконтента должны создавать и воспринимать тексты, исходя из коммуникативной цели и ситуации.
Перечисленные ориентиры использования воспитательного потенциала медиаконтента в формировании системы политических ценностей старших школьников в совокупности с общедидактическими принципами определяют формы организации политического воспитания, его методы и приёмы. Методы формирования системы политических ценностей в условиях доминирования медиаконтента можно классифицировать по: а) источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов политического содержания); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа); б) по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные
(сообщение педагогом определенной политической медиаинформации, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью формирования системы политических ценностей); частичнопоисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения).
Анализ педагогического опыта, собственная деятельность позволили сделать вывод о том, что воспитательный потенциал медиаконтента активно используется во внеклассной работе, с которой часто связывается воспитательная деятельность: при проведении мероприятий, связанных с празднованием календарных дат и традиционных «школьных» праздников. Кроме того, медиаконтент активно используется при проведении школьных научно-практических конференций, тематических вечеров, открытых уроков и т. п.
Таким образом, в современном мире медиаконтент является фактором, оказывающим существенное влияние на все сферы жизнедеятельности индивида и общества в целом. Педагогу необходимо учитывать позитивные и негативные последствия данного воздействия, в частности, при целенаправленном формировании политических ценностей старших школьников, и, опираясь на выявленные принципы, систематически и комплексно применять учебно-воспитательные методы и средства, аккумулирующие воспитательный потенциал медиаресурсов.
Литература
1. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - № 2. - С. 27-54.
2. Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я.Н. Засурский // Информационное общество. -1999. -М1.-С. 36-40.
3. Мастерман, Л. Обучение языку средств массовой информации / Л. Мастерман // Специалист. - 1993. - № 4. - С. 22-23.
4. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
Поступила в редакцию 27 января 2010 г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Барковская Светлана Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетики, этики и культурологи, Магнитогорский государственный университет (г. Магнитогорск), pedagog@masu.ru
Barkovskaya, Svetlana, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Aesthetics, Ethics and Culturology Department of Magnitogorsk State University. pedagog@masu.ru
Барышев Андрей Викторович, директор ООО «ИНФО-ТВ» (г. Челябинск), sekretar@ctc-chel.ru
Baryshev, Andrei, Director of “Info-TV” Inc. in Chelyabinsk, sekretar@ctc-chel.ru
Беликов Владимир Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Магнитогорский государственный университет (г. Магнитогорск), pedagog@masu.ru
Belikov, Vladimir, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Pedagogy Department of Magnitogorsk State University, pedagog@masu.ru
Белякова Татьяна Борисовна, преподаватель информатики Технологического колледжа сервиса, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), tbbelykova@mail.ru
Belyakova, Tatiana, Lecturer of Information Technology of Manufacturing College of Service of South Ural State University, tbbelykova@mail.ru
Волкова Милена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), ppo_00@mail.ru
Volkova, Milena, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Vocational Education Pedagogy Department of South Ural State University. ppo_00@mail.ru
Гришин Алексей Владимирович, кандидат педагогических наук, директор, Челябинский автотранспортный колледж (г. Челябинск), pedagog@masu.ru
Grishin, Aleksey, Candidate of Pedagogical Sciences, Director of Chelyabinsk Motor Transport College. pedagog@masu.ru
Дерябина Лариса Борисовна, преподаватель, Златоустовский металлургический колледж (г. Златоуст), derip@zb-susu.ru
Deryabina, Larisa, Lecturer of Zlatoust Metallurgical College, derip@zb-susu.ru
Дмитриева Людмила Анатольевна, методист отдела организационно-методического обеспечения региональной образовательной политики, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (г. Челябинск), tum-back@mail.ru
Dmitrieva, Ludmila, Methodist of the Department of Organizational and Methodological Maintenance of Regional Educational Policies of Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development. turn-back@mail.ru
Зуева Флюра Акрамовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой естест-венно-математических дисциплин, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (г. Челябинск), flyura-zueva@ rambler.ru
Zueva, Flyura, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Natural and Mathematical Disciplines Department of Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development. flyura-zueva@ rambler.ru
Иваненко Илона Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. 3. Биишевой (г. Стерлита-мак), ilona-ivanenko@rambler.ru
Ivanenko, Ilona, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Economics and Management Department of Sterlitamak State Pedagogical Academy in memory of Z. Biisheva. ilona-ivanenko@rambler.ru
Кийкова Надежда Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), kig@ifsusu.ru
Kiykova, Nadezhda, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of General Disciplines Department of South Ural State University. kig@ifsusu.ru
Корнилова Людмила Владимировна, старший преподаватель кафедры начального образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (г. Челябинск), lvk_57@mail.ru
Kornilova, Lyudmila, Senior Lecturer of Elementary Education Department of Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development. lvk_57@mail.ru
Короткова Екатерина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), katankor@mail.ru
Korotkova, Ekaterina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department of South Ural State University, ka-tankor@mail.ru
Махновский Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, директор, Магнитогорский профессионально-педагогический колледж (г. Магнитогорск), pedagog@masu.ru
Makhnovsky, Sergey, Candidate of Pedagogical Sciences, Director of Magnitogorsk Professional and Pedagogical College, pedagog@masu.ru
Медведев Игорь Федорович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой математики, Челябинский институт путей сообщения (г. Челябинск), medvedev_if@mail.ru
Medvedev, Igor, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Mathematics Department of Chelyabinsk Institute of Communication Lines, medvedev_if@mail.ru
Паначев Валерий Дмитриевич, доктор социологических наук, заведующий кафедрой физической культуры, Пермский государственный технический университет (г. Пермь), panachev@pstu.ru
Panachev, Valery, Doctor of Sociological Sciences, Head of Physical Education Department of Perm State Engineering University, panachev@pstu.ru
Подповетная Юлия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), ppo_00@mail.ru
Podpovetnaya, Yulia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Vocational Education Department of South Ural State University. ppo_00@mail.ru
Радионова Наталья Анатольевна, преподаватель кафедры туризма и сервиса, Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск), Talitolna@rambler.ru
Radionova, Natalia, Lecturer of Tourism and Service Department of Ural State University of Physical Education. Talitolna@rambler.ru
Репин Сергей Арсеньевич, доктор педагогических наук, директор Института психологии и педагогики, Челябинский государственный университет (г. Челябинск), dae@csu.ru
Repin, Sergey, Doctor of Pedagogical Sciences, Director of Psychology and Pedagogy Institute at Chelyabinsk State University, dae@csu.ru
Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск),
ppo_00@mail.ru
Serikov, Gennadij, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Pedagogy and Vocational Education Department of South Ural State University.
ppo_00@mail.ru
Сластенина Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр, Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск), sta@susu.ac.ru
Slastenina, Tatiana, Senior Lecturer of Sports and Games Theory and Methodology Department of Ural State University of Physical Education, sta@susu.ac.ru Старова Надежда Михайловна, заведующий научно-методическим центром, Южно-Уральский государственный технический колледж (г. Челябинск), olyai@mail.ru
Starova, Nadezhda, Head of Methodological Center of South Ural State Technical College, olyai@mail.ru
Тебенькова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель центра развития образования, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области (г. Курган), eashu@mail.ru
Tebenkova, Elena, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Education Development Center at Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development of Kurgan Region, eashu@mail.ru
Тягунова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), ppo_00@mail.ru
Tyaguova, Yulia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Vocational Education Department of South Ural State University. ppoOO@mail.ru
Фатеев Владимир Николаевич, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента сервиса, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), fia@csu.ru
Fateev, Vladimir, Senior Lecturer of Economics and Service Management of South Ural State University. fia@csu.ru
Шаляпина Марина Алексеевна, ассистент кафедры физической культуры, Пермский государственный технический университет (г. Пермь), panachev@pstu.ru
Shalyapina, Marina, Assistant Lecturer of Physical Education Department of Perm State Technical University. panachev@pstu.ru
Юмашева Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры туризма и сервиса, Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск), Elena.Yumasheva@mail.ru
Yumasheva, Elena, Senior Lecturer of Tourism and Service Department of Ural State University of Physical Education. Elena.Yumasheva@mail.ru
Ярославова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), yaen@bk.ru
Yaroslavova, Elena, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Foreign Languages Department of South Ural State University, yaen@bk.ru
ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ
1. В редакцию предоставляется печатный вариант статьи и ее электронная версия (документ Microsoft Word), экспертное заключение о возможности опубликования работы в открытой печати, сведения об авторах (Ф.И.О., место работы, звание и должность - для всех авторов статьи, сроки обучения в аспирантуре - для аспирантов, контактная информация (адрес, телефон, e-mail)).
2. Структура статьи: УДК, название, список авторов, аннотация (не более 500 знаков), список ключевых слов, текст работы, литература (ГОСТ 7.1-2003). На отдельной странице приводятся название, аннотация, список ключевых слов и сведения об авторах на английском языке.
3. Параметры набора. Поля: зеркальные, верхнее - 23, нижнее - 23, левое - 22, правое - 25 мм. Шрифт — Times New Roman, кегль - 14. Отступ красной строки 0,7 см, интервал между абзацами 0 пт, межстрочный интервал - полуторный. Рисунки и схемы должны быть сгруппированы и иметь названия.
4. Адрес редакции научного журнала «Вестник ЮУрГУ» серии «Образование. Педагогические науки»: Россия, 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 85, корпус ЗА, Южно-Уральский государственный университет, Механико-технологический факультет, кафедра «Педагогика профессионального образования», 466/3. Тел./факс (351) 267-93-59, ответственному редактору профессору Котляровой Ирине Олеговне, ответственному секретарю доценту Волковой Милене Александровне.
5. Полную версию правил подготовки рукописей и пример оформления можно загрузить с сайта ЮУрГУ (http://www.susu.ac.ru), следуя ссылкам: «Научная деятельность», «Вестник ЮУрГУ», «Серии».
6. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.
ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№ 36(212) 2010 Серия
«ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» Выпуск 10
Редактор Л.М. Соколова Компьютерная верстка В.Г. Харитоновой
Издательский центр Южно-Уральского государственного университета
Подписано в печать 01.11.2010. Формат 60x84 1/8. Печать трафаретная. Уел. печ. л. 17,67. Уч.-изд. л. 16,78. Тираж 500 экз. Заказ 364/633.
Отпечатано в типографии Издательского центра ЮУрГУ. 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76.