Научная статья на тему 'Процессно-моделирующий компонент системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов и его реализация'

Процессно-моделирующий компонент системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов и его реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ДИСКУРСИВНО-ЦЕННОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / DISCOURSE-VALUABLE COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / FORMATION OF DISCOURSE-VALUABLE COMPETENCE / БУДУЩИЙ ЛИНГВИСТ / FUTURE LINGUIST / ПРОЦЕССНО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / PROCESS-MODELING COMPONENT / ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНО-ЦЕННОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина Н.В., Глушкова Н.М., Стерлигова Е.А.

Статья посвящена вопросу разнообразия приёмов, заданий и упражнений, используемых в рамках процессно-моделирующего компонента системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов. Формирование дискурсивно-ценностной компетенции в настоящее время является очень важным личностным новообразованием будущих лингвистов. Использование системы усложняющихся упражнений, проектной деятельности, деловых игр, творческих заданий позволяет студентам не только свободно владеть и вливаться в дискурсивную ситуацию, но и ориентироваться в её ценностной составляющей. В рамках процессно-моделирующего компонента через практическую учебную деятельность осуществляется формирование составляющих дискурсивно-ценностной компетенции: знаний, умений, профессионально-значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алехина Н.В., Глушкова Н.М., Стерлигова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS-MODELING COMPONENT OF THE SYSTEM OF FORMATION OF DISCOURSE-VALUABLE COMPETENCE OF FUTURE LINGUISTS AND ITS EFFECTIVE IMPLEMENTATION

The article focuses on the diversity of techniques, assignments and exercises used in the prism within the process-modeling component of the system of forming the discourse-valuable competence in future linguists. Discourse-valuable competence is one of the most important competences for future linguists. The usage of a complex system of exercises, project activities, business games, creative tasks allows students not only to be fluent in the discourse situations, but also feel free in their valuable component. Being part of the process-modeling component the practical learning activities help to develop the discourse-valuable competence. The knowledge, skills, professionally significant personal qualities and values are the components of the discourse valuable competence.

Текст научной работы на тему «Процессно-моделирующий компонент системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов и его реализация»

References

1. Makarenko A.S. Lekcii o vospitanii detej: soch. v 7-mi tt. Moskva, 1957; T. 1.

2. Chess S., Tomas A. Temperament i narushenie povedeniya lichnosti. Perevod s anglijskogo N.T. Solov'evoj Moskva, 2013.

3. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat'nastoyaschego cheloveka. Moskva, 1989..

4. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod red. A.I. Piskunova. 4-e izdanie. Moskva, 2013.

5. Zeligman M.'E. Kak nauchit'sya optimizmu. Sovety na kazhdyj den'. Perevod s anglijskogo. M.'E. Zeligman. Moskva, 1997.

6. Andreeva Yu.V. Pedagogicheskij optimizm kak professional'no-lichnostnoe kachestvo uchitelya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; Vyp. № 2 (77): 100 - 108.

Статья поступила в редакцию 15.11.16

УДК 378

Alekhina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: 2105nadia@mail.ru

Glushkova N.M., Cand. of Sciences (Philology), teaching assistant, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: glushkova_nm@mail.ru

Sterligova E.A., postgraduate, teaching assistant, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: sterligovaea@cspu.ru

THE PROCESS-MODELING COMPONENT OF THE SYSTEM OF FORMATION OF DISCOURSE-VALUABLE COMPETENCE OF FUTURE LINGUISTS AND ITS EFFECTIVE IMPLEMENTATION. The article focuses on the diversity of techniques, assignments and exercises used in the prism within the process-modeling component of the system of forming the discourse-valuable competence in future linguists. Discourse-valuable competence is one of the most important competences for future linguists. The usage of a complex system of exercises, project activities, business games, creative tasks allows students not only to be fluent in the discourse situations, but also feel free in their valuable component. Being part of the process-modeling component the practical learning activities help to develop the discourse-valuable competence. The knowledge, skills, professionally significant personal qualities and values are the components of the discourse valuable competence.

Key words: competence, discourse-valuable competence, formation, formation of discourse-valuable competence, future linguist, process-modeling component.

Н.В. Алехина, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Е-mail: 2105nadia@mail.ru

Н.М. Глушкова, канд. филол. наук, асси^ент каф. иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Е-mail: glushkova_nm@mail.ru Е.А. Стерлигова, аспирант, ассистент каф. иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Е-mail: sterligovaea@cspu.ru

ПРОЦЕССНО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНО-ЦЕННОСТНОИ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Статья посвящена вопросу разнообразия приёмов, заданий и упражнений, используемых в рамках процессно-модели-рующего компонента системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов. Формирование дискурсивно-ценностной компетенции в настоящее время является очень важным личностным новообразованием будущих лингвистов. Использование системы усложняющихся упражнений, проектной деятельности, деловых игр, творческих заданий позволяет студентам не только свободно владеть и вливаться в дискурсивную ситуацию, но и ориентироваться в её ценностной составляющей. В рамках процессно-моделирующего компонента через практическую учебную деятельность осуществляется формирование составляющих дискурсивно-ценностной компетенции: знаний, умений, профессионально-значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

Ключевые слова: компетенция, дискурсивно-ценностная компетенция, формирование, формирование дискурсив-но-ценностной компетенции, будущий лингвист, процессно-моделирующий компонент.

Дискурсивно-ценностная компетенция является одной из чрезвычайно важных компетенций будущих лингвистов. Под дискурсивно-ценностной компетенцией мы понимаем вид профессиональной компетенции, обеспечивающий восприятие, интерпретацию и продуцирование дискурсов через корректное проецирование профессиональных ценностей на ситуацию межкультурного профессионально-коммуникативного взаимодействия.

Система формирования дискурсивно-ценностной компетенции включает в себя нормативно-регламентационный, моти-вационно-ориентационный, организационно-технологический, процессно-моделирующий, контрольно-корректирующий компоненты.

Процессно-моделирующий компонент системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции направлен на непосредственную реализацию методов, средств и форм формирования у будущих лингвистов составляющих дискурсив-но-ценностной компетенции. Данный компонент предполагает использование всех форм организации учебной деятельности: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, иссле-

довательская деятельность, внеаудиторная творческая деятельность.

Приведём некоторые примеры заданий для реализации процессно-моделирующего компонента.

Для отработки умений продуцирования указанных типов дискурса нами разработана и апробирована в процессе профессиональной подготовки лингвистов система усложняющихся упражнений:

1) Рецептивный анализ готового образа устного или письменного текста;

2) Выявление специфических характеристик разных типов дискурса;

3) Выявление композиционного строения различных типов дискурса;

4) Сбор и структурирование информации для продуцирования дискурса заданного типа;

5) Оформление готового материала в соответствии с типом дискурса, с учетом ценностных ориентаций и норм, принятых в среде, к которой имеет отношение адресат (участник взаимодействия);

6) Составление названия к предлагаемому тексту;

7) Адаптация заданного текста (устного или письменного) к заданной аудитории с учетом её ценностных ориентаций;

8) Продуцирование дискурса заданного типа;

9) Продуцирование дискурса заданного типа с вводимыми помехам [1].

Особо следует отметить, что в рамках этих и других упражнений студенты осуществляли рефлексию, проводили анализ предлагаемых решений с точки зрения соответствия действий нормам общества, профессиональным и другим видам ценностей. Используемый прием «комментированного обучения» обеспечивал закрепление у будущих лингвистов профессионально-значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, что способствовало развитию коммуникативных навыков, формированию четких представлений о корректном речевом поведении в условиях того или иного дискурсивного контекста. При этом знакомство с каждым видом дискурса завершалось фиксацией «свода правил», которые отражают ценностно-этические требования к его продуцированию и управлению.

Отметим, что значимой спецификой процесса формирования дискурсивно-ценностной компетенции явился достаточно большой объем самостоятельной работы студентов, необходимость самостоятельно получать, отбирать, интерпретировать и усваивать информацию [2]. Поэтому подготовка к данному виду деятельности стала отдельным направлением в нашем эксперименте: у будущих лингвистов формировались умения работы с информацией в текстовых источниках или устно через беседы, обсуждение, консультации, а также с использованием компьютеров и т. д. Всё это позволило студентам более качественно осваивать материал, выполнять упражнения по подготовке тематических сообщений, разрешению проблемных ситуаций, разработке проектов, проведению исследований и т. д. Так, например, повысилась продуктивность как индивидуальной, так и коллективной самостоятельной работы студентов.

Важнейшим направлением самостоятельной деятельности будущих лингвистов явилась проектная деятельность. Студенты выполняли самые разнообразные проекты:

- исследовательские, предполагающие изучение научной проблемы и разработку способа ее решения: «Диалекты», «Ценности современной английской молодежи», «Молодежные субкультуры современной Европы», «Гендерные проблемы в Великобритании» и др.;

- творческие, ориентированные на создание художественных ценностей: фестиваль «Европейские праздники», литературный вечер «Культурные традиции в поэзии 19 века», проверочно-развлекательные материалы (кроссворды, сканворды, ребусы, загадки) на тему межкультурного общения и взаимодействия др.;

- ролевые, определяющие ролевое участие студентов в творческо-театрализованных постановках: «По страницам классических произведений», «Презентации-миниатюры», «Этические аспекты письменного и устного дискурса» и др.;

- информационные, предполагающие работу с информацией по той или иной учебной проблеме: «Языковые клише в профессиональной речи лингвиста», «Особенности питания европейцев», «Правила составления документов», «Праздничная кухня Великобритании», «Культура формального и неформального общения в Европе» и др.

Так, например, учебный проект «Европейские праздники» предполагал погружение в историю их возникновения, культурно-ценностные основы, изучение специфики традиций празднования в разных странах, особенности праздничного коммуникативного взаимодействия и т. д.

Другим вариантом учебного проекта явилось наполнение контекста определенного вида дискурса фактическим содержанием, свойственным данному виду. Студентам предлагается общее описание ситуации: например, необходимо взять интервью у известной личности, но при этом учесть особенности страны, из которой она приехала, капризный характер, время, отведенное на вопросы и тематику разговора. Студенты должны спроектировать содержание этого интервью, продумать варианты развертывания событий и те действия, которые им предстоит предпринять, чтобы обеспечить управляемость ситуацией.

Кроме того, в рамках формирования дискурсивно-цен-ностной компетенции была разработана система деловых игр: «Репортаж о событии»; «Этический кодекс лингвиста»; «Выбор маршрута для путешествия» и др. Каждая деловая игра предполагала использование групповой формы работы, при которой

сначала актуализировался материал, необходимый для решения поставленной проблемы и личный опыт студентов, затем следовало обсуждение способов ее решения в мини-группах (4 - 5 студентов), а затем презентация мини-группами выбранных способов решения, их анализ и оценка всей группой.

Отработка умений составляющих дискурсивно-ценностную компетенцию осуществлялась на практических занятиях.

Для совершенствования навыков продуцирования дискурсов различного типа студенты на практических занятиях выполняли как индивидуальные, так и групповые упражнения.

Кроме того, студентам предлагались задания на составление кратких аннотаций, пересказов увиденного, подготовку репортажа, анонса и т. д. При этом в качестве помощи им задавался план и актуальная лексика. В ходе выполнения таких заданий студенты должны были учитывать специфику дискурса и его наполнение, а также интерпретацию и учет общественных и профессиональных норм и ценностей.

Например, необходимо было пересказать ситуацию от лица ее различных участников. Студентам предлагались ситуации «Королевский церемониал», «Автомобильная авария», «Народный праздник» и др. Помимо конкретных ситуаций, студенты знакомились с различными информационными источниками (книги, газеты, журналы, видео-трансляции и др.) и обрабатывали их в контексте заданного дискурса: составляли аннотации к статьям или книгам; пересказывали видеоматериал как письмо; оставляли краткие инструкции по предоставленным описаниям; писали статью на заданную в материалах тему; составляли устные репортажи по фотоматериалам; разрабатывали перечень этических требований к кому-либо по изученным материалам (тексты, фотографии, отзывы) и др.

Для отработки умений продуцирования письменного дискурса студенты составляли эссе на различные темы: «Religion beliefs and superstitions» (Религиозные верования и предрассудки) - о культовых ценностях и специфике их проявления; «Fiona and Charlie are from different planets» (Фиона и Чарли с различных планет) - о гендерных ценностях и специфике их проявления и др.

Знакомясь с образцами оформления различного рода дискурсов (письма, заявки, рекламные объявления, обращения, лозунги, жалобы и др.), студенты-лингвисты фиксировали требования и нормы, в соответствии с которыми в стране изучаемого языка они составляются, а также дополнительно выполняли еще различные грамматические задания.

Рассматривая примеры рекламных объявлений, вывесок, табличек, у будущих лингвистов формировались представления не только о специфике определенных дискурсов, о правильной речи, но и об особенностях принятых в стране изучаемого языка норм и ценностных ориентаций [3].

Другим примером индивидуальных упражнений может служить работа с газетными материалами или художественно-литературными источниками, изучение которых обеспечивает понимание дискурсивного поведения той или иной личности и ее ценностных ориентаций. Например, упражнение «Политика Маргарет Тэтчер в литературе». Будущим лингвистам для изучения предлагались материалы, и студенты выявляли, исходя из представленных данных, ценностные ориентации, лежащие в основе действий политика, рассматривали полученные на них отклики людей, и делали вывод о совпадении или несовпадении описанных поступков принятым нормам, общегосударственным и национально-ментальным ценностям.

Кроме того, студентам предлагалось заполнить таблицы «Виды дискурса», «Ценностные ориентации западноевропейских и восточноазиатских стран», «Поведение лингвиста-переводчика в конфликтных ситуациях», «Дискурс и ценности» и др. Так, например, последняя из перечисленных таблиц предполагала установление студентом соотношения видов дискурса с профессиональными ценностями, и фиксацию их определяющих общечеловеческие, общегосударственные и национально-ментальные ценности [4].

Отработка в теории и на практике умений безошибочной интерпретации эмоционального состояния участников взаимодействия, и управления дискурсом осуществлялась в упражнениях и имитационных играх. Так, например, студенты выполняли задания на определение эмоционального состояния субъекта (по изображениям, видеоматериалам и др.) с фиксацией его внешних проявлений и показателей, а также продуцировали дискурсы (и устные и письменные) с учётом данных состояний.

Кроме того, для управления дискурсом, важно понимать действия субъекта и осознавать причины этих действий [5] (знать национальные традиции, принятые нормы и ценности, правила поведения, этикет, особенности темперамента и т. д.). Отработка этих умений также входила в систему работы по формированию дискурсивно- ценностной компетенции.

Ориентация в ценностях страны изучаемого языка и их возможных вариациях на уровне народных традиций студентами отрабатывалась в специальных упражнениях:

- на выявление этих ценностей,

- на определение способов их проявления в поведении и общении;

- на выработку умений их учета при осуществлении профессиональной деятельности и др.

Так, в ходе изучения материалов о Великобритании, студенты знакомились с ценностями англичан («мой дом - моя

Библиографический список

крепость», путешествия, природа и животные, культура и произведения искусства, новости и др.) и тем, как они проявляются в повседневной жизни и общении.

Например, рассматривая традиции быта англичан, особенности обустройства их домов, студенты знакомились с особенностями семейного уклада, поведения в быту, выявляли привычки, хобби, семейные ценности. Так, им предлагались задания на отработку соответствующей лексики, на выявление значимых характеристик домов англичан, описания привычного образа жизни и интересов.

Таким образом, в рамках процессно-моделирующий компонента через практическую учебную деятельность: системы усложняющихся упражнений; проектной деятельности, деловых игр, творческих заданий, осуществляется формирование составляющих дискурсивно-ценностной компетенции: знаний, умений, профессионально-значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

1. Алехина Н.В. Формирование дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2014.

2. Гертнер С.В., Борисова Т.В. Самообразовательная деятельность студентов и оптимизация образовательной среды. Личность и общество: проблемы взаимодействия 24 апреля, Челябинск: Челябинский филиал УРАО, 2014: 11 - 14.

3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

4. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сб. обзоров. Сер. Теория и история языкознания. Москва: ИНИОН РАН, 2000: 7-25.

5. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012; 4: 46 - 49.

References

1. Alehina N.V. Formirovanie diskursivno-cennostnoj kompetencii buduschih lingvistov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2014.

2. Gertner S.V., Borisova T.V. Samoobrazovatel'naya deyatel'nost' studentov i optimizaciya obrazovatel'noj sredy. Lichnost' i obschestvo: problemy vzaimodejstviya 24 aprelya, Chelyabinsk: Chelyabinskij filial URAO, 2014: 11 - 14.

3. Yanickij M.S. Cennostnye orientacii kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000.

4. Kubryakova E.S. O ponyatiyah diskursa i diskursivnogo analiza v sovremennoj lingvistike Diskurs, rech', rechevaya deyatel'nost': funkcional'nye istrukturnye aspekty: sb. obzorov. Ser. Teoriya iistoriya yazykoznaniya. Moskva: INION RAN, 2000: 7-25.

5. Yakovleva N.O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyatel'nost'. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 4: 46 - 49.

Статья поступила в редакцию 14.11.16

УДК 371.4

Asrieva O.O., music teacher, Center of Education and Development (Omsk, Russia), E-mail: olga_asrieva@mail.ru

Mavrina I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Pedagogics and Social Work, Omsk State

Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: irinamavr@mail.ru

MUSICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF THE MODERN SCHOOL (EXPERIENCE OF A PRIVATE SCHOOL). The modern school actively looks for possibilities of increasing the efficiency of education given to children. One of the directions of the research in this sphere is studying of the traditional forms of education created in the Russian and Soviet schools, their adaptation to new conditions and to school standards. One of such forms is musical education. It has a potential opportunity to be fulfilled not only for the esthetic sphere of a personality, but for the development of all qualities of a personality, which are established by the educational standard. The "Center of Education and Development", a private school, made a long experiment and accumulated positive experience of development of the personality by means of musical education. The article describes the experience of the researchers and presents it in a model form.

Key words: musical education, school, standard, personality, socially important qualities, model.

О.О. Асриева, преп. музыки негосударственного образовательного учреждения «Центр образования и развития»,

г. Омск, E-mail: olga_asrieva@mail.ru

И.А. Маврина, д-р пед. наук проф., проф. каф. социальной педагогики и социальной работы Омского

государственного педагогического университета, г. Омск, E-mail: irinamavr@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (ОПЫТ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)

Современная школа находится в поиске новых потенциальных средств повышения эффективности воспитания обучающихся. В этом поиске актуальным является обращение к традиционным формам воспитания, положительно зарекомендовавшим себя в историческом развитии российской и советской школы, адаптации их в новых условиях и ориентировке на выполнение требований стандарта. Одной из таких форм является музыкальное воспитание, включающее потенциальную возможность обращаться не только к эстетической сфере личности, но и влиять через нее на развитие всего комплекса качеств личности, установленных стандартом. Негосударственное образовательное учреждение дошкольная и общеобразовательная организация «Центр образования и развития» (далее по тексту НОУ дОо «Центр образования и развития»), обладая большей свободой в педагогическом экспериментировании, накопила положительный опыт развития личности посредством музыкального воспитания. В статье на основе обобщения опыта представлена модель музыкального воспитания в НОУ.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, школа, стандарт, личность, социально значимые качества, модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.