Научная статья на тему 'Ценностное отношение студентов к образованию как аспект культуры образовательных отношений: элементы измерения'

Ценностное отношение студентов к образованию как аспект культуры образовательных отношений: элементы измерения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ИЗМЕРЕНИЯ / VALUE / AXIOLOGICAL ATTITUDE / CULTURE / EDUCATIONAL RELATIONS / ELEMENTS OF MEASUREMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханжина Ольга Анатольевна

Для измерения элементов ценностного отношения студентов к образованию как к аспекту культуры образовательных отношений выявляются формальные и неформальные признаки. Определяется духовность как элемент культуры образовательных отношений. Раскрываются аксиологические понятия «ценность», «ценностное отношение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ATTITUDE OF STUDENTS TO EDUCATION AS CULTURAL ASPECT OF EDUCATIONAL RELATIONS: EVALUATION CRITERIA

To measure the elements of axiological attitude of students to education as cultural aspects of educational relations the formal and informal characteristics are revealed. Spirituality is defined as the element of educational relations culture. Axiological notions «value», «axiological attitude» are explained.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение студентов к образованию как аспект культуры образовательных отношений: элементы измерения»

Краткие сообщения

УДК 37.06 ББК Ч448.00

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ЭЛЕМЕНТЫ ИЗМЕРЕНИЯ

О.А. Ханжина Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

Для измерения элементов ценностного отношения студентов к образованию как к аспекту культуры образовательных отношений выявляются формальные и неформальные признаки. Определяется духовность как элемент культуры образовательных отношений. Раскрываются аксиологические понятия «ценность», «ценностное отношение».

Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, культура, образовательные отношения, элементы измерения.

Ценности являются предметом изучения психологии, социологии и философии и ак-сиалогии. К этому же понятию обращаются и другие человековедческие науки. Вследствие различных подходов исследователей к определению понятия «ценность» и «ценностное отношение» эти понятия не имеют единого толкования. Однако они связаны с культурой как аспектом образовательных отношений. Рассматривая культуру как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей [4], можно выделить признак духовности как ценностно-ориентированный аспект образовательных отношений. В настоящее время образовательные отношения наиболее интенсивно исследуются педагогическими и психологическими, а также другими науками. В центре внимания этих наук находятся вопросы передачи и усвоения знаний, навыков и умений. Целесообразно рассматривать образовательные отношения как взаимоотношения педагога и обучающегося в рамках образовательного процесса. Именно эти отношения обеспечивают достижение конечных целей образования: получение обучающимися необходимых знаний, навыков, формирование обучающегося как личности. Безусловно, формирование личности обучающегося связано с его ценностным отношением к существующей действительности, к его образованию, к культуре с пози-

ции духовности. Следовательно, ценностное отношение к образованию можно определить как аспект культуры с позиции духовности.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается «... единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов...» [8].

Остановимся на признаках понятий «ценность» и «ценностное отношение» как аспектов культуры. Анализ литературы в области аксиологии показал, что ценности изучались многими исследователями (А.Г. Здравомы-слов, В.Н. Сагатовский, В.А. Багинин). В результате были выявлены признаки понятий «ценность» и «ценностное отношение» с позиции духовности, что является признаком культуры.

А.Г. Здравомыслов рассматривает ценности с позиции духовной деятельности челове-

ка, включая в это понятие культуру, идеалы, принципы, нравственные нормы, потребности, интересы [2]. Он пишет о развитии форм духовной жизни человека, что отражает признаки культуры, вне связи с материальными, экономическими причинами: «В развитии каждой из форм духовной жизни общества наблюдаются свои революции и реформы, не связанные прямо и непосредственно с экономикой: наряду с общими экономическими условиями, в рамках которых развиваются те или иные формы духовной деятельности, то есть наряду с условиями развития промышленного производства, обмена и отношений собственности, на развитие этих форм существенное развитие оказывают сами средства духовного производства, средства распространения продукции этого производства, условия восприятия результатов духовной деятельности» [2, с. 166]. Этот аспект развития мира, обусловленный развитием духовного начала в нем, А.Г. Здравомыслов называет ценностным. Ценность в понятийном плане «раскрывается через многообразие значений и оценок. Значение данного действия, поступка, деяния может выводить его за пределы интересов, так как духовные побуждения подчас могут оказываться не менее значимыми в плане индивидуальной мотивации, чем материальные интересы» [2, с. 164].

В.Н. Сагатовский считает, что ценности образовываются в сознании, в форме идеалов, обобщенных представлений, которые, как они полагают, необходимы для оценки и ориентации личности [7]. В. А. Багинин пишет о познавательных ценностях [1]. Данное видение находит, на наш взгляд, прямое отражение в образовательном процессе.

Процессу присвоения знаний должно сопутствовать и воспитание ценностей, которые «человек, как субъект деятельности и познания создает, и значимость которых истолковывает» [1, с. 231]. Ценность сама по себе не существует. Однако при оценке вещи она обнаруживается человеком. Ценность - то, что представляет для данного человека значение, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [2].

Образование относится к существенным, а потому - к ценностным аспектам жизнедеятельности человека. В образовании имеет место намеренно осуществляемая деятельность или учебно-педагогическое взаимодействие,

которые направлены на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов [3, 6]. Ценность образования определяется его функциями: эмоциональной, разъяснительной, профессиональной, творческой, социальной, наглядной, мотивационной [6]. Ценностное же отношение можно рассматривать как философскую категорию отношения, которая выражает суть идеи всеобщих взаимосвязей в мире, в том числе и культуры.

Целесообразно ценностное отношение рассматривать как аспект сложившихся ценностных ориентаций. Здесь выражается отношение человека к различного рода социальным аспектам жизнедеятельности, в том числе и культурным аспектам образования. Они же обусловливают мотивацию и направляют образовательную деятельность студентов на достижение образованности, которые соответствуют нормам социума.

Элементы ценностного отношения студентов к образованию рассмотрим с позиции аксиологических признаков. К ним относятся: направленность личности, ориентация на нравственные и моральные нормы, духовность. Направленность личности характеризуется сложившимися в процессе жизнедеятельности ценностными ориентациями человека, его жизненной позицией. Ориентация на нравственные и моральные нормы имеет социальный признак, помогает регулировать поведение человека в социуме. Духовность как элемент ценностного отношения характеризуется стремлением к внутреннему нравственному самосовершенствованию личности.

Любая усвоенная информация подвергается оценке со стороны осваивающей личности. В этом случае целесообразно охарактеризовать некоторые элементы измерения ценностного отношения студентов к образованию как аспекту образовательных отношений. Для выявления элементов измерения подобного рода используются формальные и неформальные признаки ценностного отношения студентов к своему образованию. Формальный признак связан с внешними проявлениями обострившихся духовных потребностей человека. Он обнаруживается в поведении студентов в результате образовательной деятельно-

Краткие сообщения

сти. Следовательно, формальный признак -состояние ценностных ориентаций студентов, которое можно наблюдать со стороны, фиксировать на объективных носителях.

Состояние ценностных ориентаций студентов характеризует внутреннее отношение студентов к соответствующим социальным ценностям. Неформальный признак базируется на воспринятых и усвоенных знаниях. Этот признак ощущается, чувствуется человеком. Он приблизительно выражается в форме личных предположений, оценок. Различия формального и неформального признаков характеризуют состояние ценностного отношения студентов к образованию.

Определяются внутренние и внешние факторы как мотивы осуществления студентами образовательной деятельности с позиции культуры как аспекта образовательных отношений. Студент может ориентироваться на социальные нормы поведения и духовности как аспекта культуры, то есть на те ценности, которые приняты в обществе. Измерение оценки ценностного отношения студента к образованию может сопровождаться на протяжении всей жизнедеятельности студента [6]. Кратко охарактеризуем методику выявления ценностного отношения студентов к образованию. В частности, это методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основана на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявляется список ценностей (по 15 и более в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Наиболее значимой для респондента ценности присваивается первый номер, наименее важная -занимает последнее место. Результаты обрабатываются и в итоге обозначается истинная позиция ценностного отношения студента к образованию. Обозначенная методика может служить основанием построения диагностических средств выявления уровневых значений ценностного отношения к ценностям образования, как элементам культуры образовательных отношений.

Вывод. Ценностное отношение студентов к образованию как аспекту культуры образовательных отношений определяется с позиции духовности. Для измерения ценностного отношения студентов к образованию как аспекту образовательных отношений используются формальные и неформальные признаки ценностного отношения студентов к своему образованию, определяются внутренние и внешние факторы как мотивы осуществления студентами образовательной деятельности.

Литература

1. Багинин, В.А. Духовная культура личности / В.А. Багинин. - М.: Наука, 1986. -С. 231.

2. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. -М. : Педагогика, 1986. - 246 с.

3. Котлярова, И.О. Социальное партнерство субъектов образования, культуры, науки и бизнеса в самореализации человека / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков // Соц. педагогика. - 2010. - № 3. - С. 22-27.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская АН; Российский фонд культуры; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -3-е изд., стер. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

5. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса /И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, О.А. Хан-жина // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование, здравоохранение, физическая культура». -2008. - Вып. 17. - № 29 (129). - С. 34-53.

6. Пономарева, Е.П. Факторы, влияющие на развитие ценностного отношения студентов к образованию / Е.П. Пономарева // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Вып. 5. - № 2. -

С. 111-115.

7. Сагатовский, В. Н. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки /

В.Н. Сагатовский. - М. : Мысль, 1982. - 295 с.

8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - Нир://минобрнауки. рф/документы/2974.

Ханжина Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), ppo_00@mail.ru.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _________________________________________2013, vol. 5, no. 3, pp. 122-125

AXIOLOGICAL ATTITUDE OF STUDENTS TO EDUCATION AS CULTURAL ASPECT OF EDUCATIONAL RELATIONS: EVALUATION CRITERIA

O^. Khanzhina

To measure the elements of axiological attitude of students to education as cultural aspects of educational relations the formal and informal characteristics are revealed. Spirituality is defined as the element of educational relations culture. Axiological notions «value», «axiological attitude» are explained.

Keywords: value, axiological attitude, culture, educational relations, elements of measurement.

Khanzhina Olga, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Life Safety, South Ural State University (Chelyabinsk), ppo_00@mail.ru.

Поступила в редакцию 24 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.