Научная статья на тему 'Ориентировочная модель профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза'

Ориентировочная модель профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS / FUTURE SPECIALISTS OF TOURISM / FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMPETENCE / METHOD OF PEDAGOGICAL MODELING / MODEL OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никейцева Ольга Николаевна

Статья посвящена изучению проблемы реализации профессиональной подготовки будущих менеджеров туристической сферы в высшей школе с учетом современных требований. В работе обоснована потребность разработки модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза, проанализированы ее основные методологические составляющие и структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никейцева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE MODEL OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF TOURISM IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the study of the problem of implementation of professional training of future managers of the tourism sector in higher education in accordance with modern requirements. The paper substantiates the need to develop a model of professional foreign language practice-oriented training of future specialists in the field of tourism in the socio-cultural environment of the University, analyzes its main methodological components and structural components.

Текст научной работы на тему «Ориентировочная модель профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза»

8. Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 241 с.

9. Неустроев Н.Д., Саввин А.С. Национальные традиции российского образования в контексте Болонского процесса. - М.: Academia, 2009. - 223 с.

10. Роббек В.А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера / В.А. Роббек. - Новосибирск: Наука. 2007. - 58 с.

11. Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса. - Санкт-Петербург: Астерион, 2005. - 536 с.

12. Фоменко Г. Мы должны построить Арктику практически с нуля. Газ. «Якутия», 26 июля 2019 г.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Никейцева Ольга Николаевна

Институт иностранной филологии Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы реализации профессиональной подготовки будущих менеджеров туристической сферы в высшей школе с учетом современных требований. В работе обоснована потребность разработки модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза, проанализированы ее основные методологические составляющие и структурные компоненты.

Ключевые слова: профессиональная иноязычная практико-ориентированная подготовка студентов, будущие специалисты туристической сферы, иноязычная профессиональная компетентность, метод педагогического моделирования, модель профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of implementation of professional training of future managers of the tourism sector in higher education in accordance with modern requirements. The paper substantiates the need to develop a model of professional foreign language practice-oriented training of future specialists in the field of tourism in the socio-cultural environment of the University, analyzes its main methodological components and structural components.

Keywords: professional foreign language practice-oriented training of students, future specialists of tourism, foreign language professional competence, method of pedagogical modeling, model of professional foreign language practice-oriented training of future specialists in the field of tourism.

Введение. Изменения, происходящие в мировой и отечественной туристической индустрии, диктуют необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма. В этой связи перед высшей школой возникает задача поиска и разработки эффективных путей, технологий, методов и средств реализации профессионального образования будущих менеджеров по туризму и всех его составляющих, среди которых одним из ключевых является иноязычная подготовка студентов.

На основе учета современных подходов к управлению и организацией процесса образования мы считаем, что для разработки эффективной методической системы реализации профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов туристической отрасли необходимо обращение к методу педагогического моделирования с целью разработки модели очерченной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем обратиться к конструированию и анализу модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза, целесообразно, по нашему мнению, изучить основные теоретические понятия и аспекты исследуемой проблемы.

Так, профессиональная подготовка будущих специалистов для сферы туризма - это процесс получения студентами специальных знаний, приобретения умений и навыков, опыта работы, что позволяет сформировать высококвалифицированного специалиста для отрасли туризма.

На современном этапе к подготовке будущих специалистов отрасли туризма выдвигаются новые требования, что предполагает обновление содержания процесса профессионального образования студентов указанной специализации.

На основе анализа теоретической литературы заключим, что ведущей рекомендацией по оптимизации и повышению эффективности профессиональной подготовки будущих менеджеров туристической сферы является увеличение доли практической направленности содержания образования. Сегодня данная рекомендация, скорее, обретает черты государственного требования к реализации профессиональной подготовки специалистов туристической отрасли, так как «государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. В результате чего особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка» [8, с. 3051.

Вслед за П.И. Образцовым, практико-ориентированный подход будет рассматривать как методологию преподавания и обучения в сочетании с практической деятельностью с целью ориентации учебного процесса на конечный продукт профессиональной подготовки - формирование и развитие компетенций [71.

На основе изложенного уточним, что на современном этапе развития образования и общества перед высшей школой стоит задача реализации практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в области туризма, направленной на формирование профессиональной компетентности студентов. Вслед за Т.С. Калиновской, профессиональную компетентность специалистов туристической

сферы будем рассматривать в значении сложного системного образования, отражающего интеграцию знаний о современных технологиях и особенностях их применения в производственном процессе, включающего сформированность профессионально-личностных качеств в сфере туризма [41.

Содержание профессиональной подготовки студентов туристического профиля в обязательном порядке включает изучение будущими специалистами одного или нескольких иностранных языков. Так, иностранный язык в системе профессиональной подготовки специалистов туристической сферы обретает роль профессионально значимых дисциплин, целью которых является формирование иноязычной компетентности студентов.

Относительно владения иностранным языком компетентность студента определяется как иноязычная. По мнению Е.Н. Бакуровой, иноязычная компетентность специалистов в области туризма это интегративное образование, включающее языковую и межкультурную коммуникативную компетентность [2]. Жданова Е.Ю. рассматривает языковую компетентность как готовность и способность личности применять свои языковые знания, умения и навыки для реализации жизненных, профессиональных и других задач [3]. Межкультурную коммуникативную компетентность Е.Н. Бакурова определяет как синергетический результат познавательных, эмоциональных и деятельностных навыков, распространяющихся на такие сферы, как лингвистические знания, процедурные знания, культурные знания и социальные знания [21.

На основе всех вышеизложенных положений обобщим, что в контексте обучения будущих специалистов туристической отрасли иностранному языку в системе их профессиональной подготовки в высшей школе основной целью выступает реализация профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки студентов.

В данном контексте целесообразно привести мнение исследователей Е.А. Конистеровой, К.А. Улитиной, Е.В. Калининой о том, что обучение иностранному языку на основе практико-ориентированного подхода является ведущим условием формирования «активной и творческой личности будущего специалиста, способного успешно применять лингвистические знания в профессиональной деятельности, что и является одним из актуальных и перспективных направлений развития профессионального образования» [61.

Понятие «профессиональная практико-ориентированная иноязычная подготовка студентов», по определению Л.В. Покушаловой, означает «процесс формирования у студентов способности иноязычного общения в конкретных, профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления» [8, с. 305].

Как было отмечено выше, для реализации эффективного обучения будущих специалистов сферы туризма иностранному языку, целесообразно обратиться к методу педагогического моделирования, позволяющему предвидеть результаты организуемой образовательной деятельности, с целью построения и внедрения в учебно-воспитательной процесс вуза модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки.

По мнению Ю.К. Бабанского, «моделирование в педагогических исследованиях выступает высшей и особой формой наглядности, средством упорядочения информации, позволяющей глубже раскрыть сущность того явления, которое изучается» [1, с. 93].

На основе анализа теоретической литературы нами была сконструирована ориентировочная модель профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза.

Ведущими методологическими основами модели послужили следующие подходы:

- личностно ориентированный;

- деятельностный;

- практико-ориентированном подход.

Реализация модели основывается на комплексе принципов, среди которых:

- принцип гуманизации профессиональной подготовки будущих специалистов;

- принцип индивидуализации обучения;

- принцип проблематизации обучения;

- принцип связи обучения с практической деятельностью;

- принцип соответствия содержания профессиональной подготовки современным требованиям рынка труда;

- принцип общественной направленности туристической подготовки будущих специалистов.

Вслед за А.С. Калякиным, к основным концептуальным положениям модели отнесем следующие:

- компетентностно-контекстный подход к проектированию и реализации программ обучения иностранному языку;

- уровневый характер иноязычного обучения, предполагающий формирование у студентов разных коммуникативных компетенции в соответствии с общеевропейской системой требований;

- коммуникативная направленность обучения иностранным языкам, позволяющая сформировать у студентов компетенции, от которых зависит успешность и эффективность межкультурной коммуникации;

- выстраивание иноязычного языкового обучения с опорой на предметную область - туристическую деятельность;

- использование в учебном процессе современных технологий, в том числе модульной технологии, позволяющей реализовывать принцип индивидуального подхода в изучении иностранного языка и другие, указанные выше принципы [5].

Ориентировочная модель профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза - это поликомпонентное образование, включающее следующие компоненты:

- мотивационный (мотивы и ценностные установки личности);

- когнитивный (теоретическая подготовка студентов);

- деятельностный (практическая подготовка будущих специалистов туристической области).

Все указанные компоненты ориентировочной модели профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в сфере туризма в социокультурной среде вуза нацелены на формирование готовности выпускника реализовывать коммуникацию профессиональной направленности на иностранном языке с высокой степенью результативности и мастерства.

Мотивационный компонент предусматривает актуализацию мотивационной составляющей профессионального становления личности будущего специалиста.

Когнитивный компонент базируется на методических и специальных знаниях, раскрывающих основы и особенности процесса исследования специфики туристической международной деятельности. Этот компонент включает профессионально направленный учебный материал на иностранном языке, содержащий теоретические сведения о сущности туристической деятельности, особенностях рынка туристических услуг, лингвистических аспектах мировых и местных туристических центров, вопросы развития туризма, методики оценки туристического потенциала и т.д.

Деятельностный компонент направлен на получение студентами практических умений и навыков реализации коммуникативной деятельности профессиональной направленности на иностранном языке.

Выводы. Реализация профессиональной подготовки будущих специалистов туристической сферы предусматривает в современных условиях повышение уровня ее практической направленности, что обосновывает потребность осуществление практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов.

Обосновав значение иноязычной компетентности специалистов в области туризма в системе профессионально значимых качеств менеджера туристической сферы, следует говорить о необходимости осуществления профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки студентов, реализация которой может быть достигнута путем разработки и внедрения эффективной модели посредством обращения к методу педагогического моделирования. Предложенная в данном исследовании модель соответствует ведущим концептуальным подходам реализации высшего профессионального образования на современном этапе его развития. Модель составляют три основных компонента (мотивационный, когнитивный, деятельностный), каждый из которых в комплексе направлен на достижение единой цели - формирование готовности будущих специалистов туристической отрасли к реализации иноязычной коммуникации профессиональной направленности.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод.основы. - М.: Присвещение, 1982. - 192 с.

2. Бакурова Е.Н. Формирование профессиональной языковой компетентности специалистов сферы туризма средствами иностранного языка // Научные известия. - 2016. - № 1. - С. 101-105.

3. Жданова Е.Ю. Языковая компетентность как основа самостоятельной научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2.

4. Калиновская Т.С. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teore-ticheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialistov-industrii-turizma-v-uchre-zhdemi-srednego

5. Калякин А.С. Модель иноязычной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Туризм» // Rhema. Рема. - 2014. - № 2. - С. 107-110.

6. Конистерова Е.А., Улитина К.А., Калинина Е.В. Практико-ориентированный метод обучения иностранным языкам как средство совершенствования языкового образовательного пространства неязыкового вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 3. - С. 230-237. -URL: http://e-koncept ru/2017/770270.htm.

7. Образцов П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: учеб.-метод.пособ. / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко. - Орел: ОГУ, 2003. - 94 с.

8. Покушалова Л.В., Серебрякова Л.Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 305-307.

Педагогика

УДК: 373.1

директор Новичков Алексей Валерьевич

Православная классическая гимназия «Ковчег» (г. Щелково)

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАСКРЫВАЮЩИЕ ВНУТРЕННЮЮ

СВОБОДУ

Аннотация. В статье рассматриваются условия воспитания и развития обучающихся в общеобразовательных школах, раскрывающие внутреннюю свободу личности. Выявлены особенности образовательных систем, ставящие своей целью раскрытие внутренней свободы личности или опирающиеся на внутреннюю свободу при достижении образовательных целей.

Ключевые слова: внутренняя свобода, образовательные системы, условия воспитания и развития, цели образования.

Annotation. The article deals with the conditions of education and development of students in secondary schools, revealing the inner freedom of the individual. The features of educational systems aimed at revealing the inner freedom of the individual or based on the inner freedom in achieving educational goals are revealed.

Keywords: internal freedom, educational systems, conditions of education and development, educational goals.

Введение. Свобода является важнейшим понятием для наук о человеке. Интерес к этой категории проявляют философия, психология, антропология, религиоведение, теология. Говоря о свободе у человека, различают внешнюю свободу и внутреннюю, часто сопровождая ее эпитетом «духовная». Внутренняя свобода является атрибутом личности человека.

Опираясь на эти науки и рассматривая личность, как объект на который направлено педагогическое воздействие, педагогика находит в этом аспекте феномена человек свой интерес.

В этом контексте возникает закономерный вопрос: каким образом состояние сознания человека, которое мы могли бы охарактеризовать как его внутреннюю свободу сделать результатом образовательного процесса?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.